Синдром эмоционального выгорания является физическим, эмоциональным и умственным истощением организма работника, которое возникает у здоровых людей, пребывающих в напряженной рабочей ситуации при выполнении своей работы. Синдром состоит из трёх компонентов: эмоционального истощения, личностного отдаления и снижения самооценки. Первично выгорание проявляется в социономически направленных профессиях и оказывает отрицательное воздействие на здоровье и деятельность работников. Социономические (помогающие) профессии (от лат. – общество) – это профессии, которые в процессе деятельности основываются на общении типа «человек-человек».

В работе преподавателей есть много стрессогенных факторов, которые способствуют развитию синдрома выгорания у педагогов. К основным факторам можно отнести коммуникативную напряженность, большую активность субъектов профессиональной деятельности, отсроченность и неопределённость результата своего труда, разнообразие выполняемых работ, эмоциональная отдача, высокие требования к когнитивной сфере. Помимо особенностей, присущих педагогической деятельности, на процесс выгорания влияют еще такие факторы, как перегрузки, неясная регламентация прав, отсутствие профессионального роста. Кроме этого, неблагоприятные факторы могут пополняться и личностными особенностями педагога.

В рамках проекта «Протектор здорового образа жизни» при поддержке Фонда гражданских инициатив Южного Урала профкомом работников МГТУ им. Г.И.Носова было проведено исследование психологического и функционального состояния работников университета.

Аппаратные комплексы, приобретённые профкомом в рамках гранта Губернатора Челябинской области, необходимые для выявления уровня напряженности физиологических систем и установления степени психофизиологического напряжения в процессе оперативного контроля состояния здоровья, позволили качественно провести данное исследование. Данные, которые были получены в процессе исследования, могут быть связаны с такими особенностями профессии, как большое наличие стрессовых ситуаций в работе педагога, перегруженность информацией, обилие коммуникации, эмоциональная загруженность и другие.

В результате тестирования группы пассивных участников проекта, был сделан вывод,  что для данных преподавателей в большей мере было характерно проявление синдрома в таком показателе как «личностное отдаление», чуть меньше в «психоэмоциональном истощении» и прослеживается «снижение профессиональной мотивации». Полученные данные предполагают усиление работы по активизации пассивных участников проекта «Протектор здорового образа жизни» с целью формирования у них потребности в здоровом образе жизни.

Впереди лето и мы приглашаем всех желающих присоединиться к тренировкам, турпоходам, проводимым в летний период на территории УНЦ «Юность», озера Банное. А в городе по-прежнему функционирует природная спелеокамера (соляная пещера), которая поможет решить проблемы оздоровления тем, кто в летний период на работе.

В здоровом теле – здоровый дух! Присоединяйтесь к проекту «Протектор здорового образа жизни» и сохраняйте своё здоровье.

По всем вопросам обращаться в Первичную профсоюзную организацию преподавателей и сотрудников МГТУ им. Г.И. Носова по адресу: пр. К. Маркса 45/2, ауд. 406.

Ознакомиться с работой проекта можно в сообществе: https://vk.com/club210144013.