Проект «Профилактика правонарушений»

В ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Многопрофильном колледже ведётся систематическая работа по реализации мероприятий по профилактике различных видов злоупотреблений в студенческой среде и имеет структурированный, целенаправленный  характер.

В основе организации работы по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде лежат следующие программы:

  • Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде.
  • Комплексная программа оздоровления участников образовательного процесса и пропаганды здорового образа жизни «Образование и здоровье».

Для контроля выполнения положений Программ и проведения индивидуальной профилактической работы в колледже действует Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. Работа Совета регламентирована  Рабочей инструкцией  «О работе Совета по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних в Многопрофильном колледже».

Работа по профилактике ведется в нескольких направлениях – общая профилактика,   целевая и индивидуальная профилактическая работа.

Анализ контингента. Работа по профилактике  асоциальных явлений в молодежной среде начинается с анализа контингента (профилактике потребления ПАВ является составной частью этой работы. Анализ контингента проводится в нескольких направлениях.

Анализ документов.  Анализируя личные дела,  анализируя материалы из отдела опеки и попечительства и ГКДНиЗП выявляем обучающихся «группы риска». В первую очередь в данную группу попадают:

  • обучающиеся, проживающие в общежитии;
  • обучающиеся,   относящиеся к категории лиц детей -сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей;
  • обучающиеся,  состоящие на учете в ПДН ОП города.
  • обучающиеся из малообеспеченных и неполных семей.

Далее, по итогам выхода обучающихся на занятия и первой месячной аттестации, в «группу риска» попадают:

  • обучающиеся, испытывающие трудности в обучении;
  • обучающиеся, уклоняющиеся от обучения;
  • обучающиеся, не приступившие к обучению.

Анкетирование. Проводя анкетирование «Мои интересы», - выявляем обучающихся, не имеющих устойчивых интересов, которые, как показывает практика, склонны к асоциальному поведению.

Психолого-педагогическая диагностика  изучения обучающихся нового набора и анонимные социологические опросы учащихся способствуют выявлению проблемных учебных группы и учащихся.

Диагностический минимум, который входит в данный блок:

1. Изучение показателей сформированности уровня воспитанности студентов в коллективах учебных групп, для организации дальнейшей   групповой профилактической работы:

  • мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окру­жающим;
  • система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;
  • уровень интеллектуального развития, круг познавательных инте­ресов;
  • уровень сформированности нравственной культуры;
  • уровень развития коммуникативных умений и навыков;
  • направленность личности (на себя, на общение, на дело);
  • уровень сформированности операциональных умений (организаторские качества личности, коммуникативные умения)

2. Изучение статуса личности в группе. Учитывая особенности подросткового возраста, а именно потребности в наличии круга общения, в принятии его этим окружением, обязательно изучаем статус каждого в группе и обучающиеся попадающие в число «изолированных и отверженных» также попадают   в  «группу риска».

Наблюдение. В течение сентября – ноября месяцев для первокурсников проводится цикл мероприятий на формирование и сплочение коллектива, на изучение интересов и особенностей характера и поведения. По итогам наблюдения за поведением первокурсников формируется «группа риска».

В ноябре месяца  «группа риска» сформирована,  и она является целевой аудиторией для организации групповой и индивидуальной профилактической работы.

В основе общей профилактической работы Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде  (приложение 1) и   Комплексная программа оздоровления участников образовательного  процесса и пропаганды здорового образа жизни «Образование и здоровье» (приложение 2). Это  мероприятия, проводимые силами сотрудников колледжа -  тематические классные часы,   акции и мероприятия по профилактике злоупотреблений ПАВ. Традиционными в колледже  стали акции  «МпК - территория свободная от курения», «За здоровый образ жизни». Активом обучающихся МпК проводятся разнообразные викторины и конкурсы,  сбор подписей в поддержку здорового образа жизни и отказа от курения,  флешмобы.

Обязательно оформляется  информационное пространство по различной тематике ПАВ. Также запускается информация на экран о различных видах зависимостей и их предупреждений. Проводится инструктаж обучающихся нового набора о правилах внутреннего распорядка, правилах проживания в общежитии, которые запрещают употребление алкоголя, наркотических  средств, психоактивных веществ, курение на территории ФГБОУ ВО МГТУ «им. Г.И. Носова»  Многопрофильный колледж. Среди обучающихся первого курса проводятся конкурсы плакатов и лозунгов, направленных против употребления ПАВ, обучающиеся второго курса участвуют в конкурсе социальной рекламы «Потреблению ПАВ – нет!»

В течение года постоянно проводим анкетирование по данной теме.

Анкета по ПАВ. Цель: мониторинг эпидемиологической ситуации по злоупотреблению наркотиками в студенческой среде.

Анкета «Злоупотребление спиртными напитками в молодёжной среде» позволяет проанализировать факторы, влияющие на формирование алкогольной зависимости среди обучающихся МпК; изучение отношения молодёжи к проблеме употребления алкоголя; выявление процента лиц, с начальной стадией развития алкогольной зависимости среди студентов.

Социологические опросы по проблемам, связанным с распространением табачной зависимости в молодёжной среде МпК, с целью исследования и   выявления причин и мотивов распространенности курения среди обучающихся МпК, изучение возможностей проведения первичной и вторичной профилактики табакокурения среди курящей и некурящей молодёжи.

Целевая профилактика направлена на более глубокое изучение различного вида зависимостей  с участием специалистов. В этом блоке организуются лектории с показом видео роликов, приглашаются специалисты из органов систем профилактики  - нарколог, инспектор ПДН, специалист из центра медицинской профилактики. На лекциях учащимся раздаются листовки, брошюры информирующие обучающихся о симптомах, о передаче и о возможных последствиях приема ПАВ. Для классных руководителей и сотрудников отдела по воспитательной работе СПО организовываются встречи с начальником Центра по профилактике и борьбы со СПИДом. Обязательно проводятся индивидуальные консультации. Организовывается  просмотр  видеоматериалов для учащихся:

  • серия фильмов «Скорая телевизионная помощь»;
  • фильм «Сочинение на заданную тему»;
  • фильм «Вред насилия».

Для проведения профилактических мероприятий  привлекаются следующие организации:

  • МУЗ «Центр медицинской профилактики»;
  • Благотворительный Фонд социальной помощи «Дом Отца»;
  • Центр охраны репродуктивного здоровья детей и подростков «Ювентус»;
  • Некоммерческая организация «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива»;
  • Врач-нарколог Подросткового наркологического кабинета Сергей Павлович Нечаев.
  • Молодежный отдел Ассоциации Центра Социальной помощи.

В Многопрофильном колледже функционирует Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних обучающихся (приложение 4). Его основная  цель предупреждение правонарушений и преступлений, укрепление дисциплины среди несовершеннолетних обучающихся, осуществления контроля за выполнением обязанностей, определенных Уставом университета и правилами внутреннего распорядка. В своей деятельности Совет по профилактике взаимодействует с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, общественными организациями и объединениями, родительской и студенческой общественностью. Для профилактической работы с совершеннолетними обучающимися в университете действует  Дисциплинарный совет (приложение 3).

Вопрос организации воспитательной работы по профилактике потребления ПАВ ежегодно рассматривается на педагогическом совете (приложение в эл. виде).

Индивидуальная профилактическая работа проводится с обучающимися, находящимися в «группе риска». Каждый обучающийся данной группы  поставлен на внутренний  педагогический учет и для организации работы с ним составляется план работы, который утверждается на заседании Совета по профилактике и включает (приложение 7):

  • индивидуальную работу классного руководителя по формированию законопослушного поведения, мотивации на обучение и профессиональное становление;
  • индивидуальные встречи с педагогом-психологом, направленные на формирование коммуникативных способностей и умения бесконфликтного общения, о ценностях жизни;
  • индивидуальную работу социального педагога по вовлечению в социально-значимую общественно-полезную деятельность;
  • работу с родителями – звонки, письма, беседы классного руководителя, педагога - психолога, зав отделением.

За каждым обучающимся, попавшим в группу риска, закреплен социальный педагог, осуществляющий контроль  посещаемости занятий, успеваемости, занятости в свободное время. Обучающиеся являются обязательными участниками лектория профилактической направленности, а именно:

  • лекции на темы «Чистота взаимоотношений», «Алкоголизм и табакокурение среди молодежи», «Пивной алкоголизм», «Лекарство для слабых…», «Женский организм и курение»;
  • тренинги по профилактике зависимостей в молодежной среде, по профилактике дезадаптации молодежи;
  • проведение  акций «Здоровый образ жизни», «Свободное дыхание» и «СПИД…  Я не стану следующим, я выбираю жизнь».

Обучающиеся данной категории являются обязательными участниками реализации правового университета «Закон и подросток»:

  • беседы об  административной и уголовной  ответственности;
  • беседы о выполнении правил внутреннего распорядка в колледже;
  • участие во встречах с представителями правоохранительных органов в библиотеке им. П. Крашенинникова;
  • тематические часы общения.

Обучающиеся  данной категории вовлечены во внеучебную общественно-полезную  деятельность:

  • в колледже работают спортивные секции, творческие коллективы и предметные кружки - 14 человек являются их участниками;
  • обучающиеся принимают участие в мероприятиях, направленных на формирование нравственно-эстетических качеств личности, патриотических чувств (посещение спектаклей в Драматическом театре им. А.С.Пушкина, театра оперы и балета, участие в демонстрации 1 мая, парад 9 мая и т.д.;
  • обучающиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность.

Обучающиеся «группы риска» находятся в сфере особого внимания всего педагогического коллектива колледжа и сотрудников отдела по воспитательной работе СПО. Вопрос организации индивидуально-профилактической работы ежегодно рассматриваются на заседании Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, на педагогических советах.

Уровень законопослушности, отсутствие нарушений правил внутреннего распорядка, административного кодекса являются одними из показателей деятельности групп в смотре конкурсе на лучшую групп и в конкурсе на лучшее отделение МпК.

Ежегодно  проводится мониторинг  эффективности  профилактической работы, результаты анкетирования обучающихся учитываются при составлении планов профилактических мероприятий.  Целостная оценка организации и проведения специальной профилактической работы в колледже  студентами на уровне 4 баллов по пятибалльной шкале.

II. Вовлечение в организованную общественно-полезную деятельность

Цель данного этапа – популяризация здорового образа жизни в различных формах общественно-полезной деятельности, как альтернатива потребления ПАВ.

В колледже действует студенческий совет, объединяющий обучающихся всех курсов и являющийся организатором студенческой жизни колледжа. Обучающиеся являются участниками волонтерского движения, творческих коллективов, спортивных секций, в колледже действует студенческое кураторство, сектор правопорядка. На территории колледжа организовано дежурство отделений и групп, для осуществления порядка, для выявления студентов, нарушающих правила внутреннего распорядка и правил поведения.

В среде обучающихся постоянно идет развитие волонтерского движения по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции среди молодежи.

Стратегическая цель проекта – снижение уровня вовлеченности молодежи в процесс табакокурения, употребления спиртного и наркотиков, снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией среди молодежи. В 2016-2017 году основной задачей стало создание устойчивой системы подготовки и организации профилактической деятельности волонтеров, базирующейся на активном взаимодействии общественных организаций города Магнитогорска и  МГТУ.

Одной из задач программы профилактики является отбор и обучение групп волонтеров – инструкторов, проводящих обучение по принципу равный равному в своих целевых группах для эффективного осуществления основной цели проекта – снижение уязвимости молодежи к ВИЧ/СПИДу, алкоголизму, наркомании, табакокурению. В результате проведения равного обучения происходит увеличение количества молодых людей, не только проинформированных о проблемах злоупотребления ПАВ, но и активно пропагандирующих принципы здорового образа жизни среди сверстников.

Для проведения специализированной подготовки волонтеров были привлечены специалисты по профилактической работе из различных общественных городских организаций, с их помощью была разработана система обучения волонтеров, в течение года проведены семинары для группы волонтеров с целью обучения основам организации профилактической работы в молодежной среде.

В течение года реализуется несколько проектов,  в рамках которых обучающиеся являются участниками интеллектуальных, творческих, спортивных состязаний (приложение 8,9).

III. Просветительская работа с родителями

Работа с родителями студентов Многопрофильного колледжа проводится по следующим направлениям:

  • родительские собрания ( для родителей студентов 1 курса – ежемесячно, для студентов с 2 по 4 курс – 1 раз в квартал).
  • тематические встречи родителей со специалистами в рамках родительского университета «Наш беспокойный подросток» (приложение 8)
  • встреча родителей с классным руководителям и заведующей отделением, для осуществления контроля за обучающимися, для информирования родителей о успеваемости и посещаемости студентов;
  • индивидуальное консультирование педагога-психолога;
  • встреча родителей со специалистами образовательного учреждения – психологом, социальным педагогом, воспитателем общежития;
  • участие родителей в качестве зрителей на мероприятиях колледжа.

IV. Тематическое повышение квалификации сотрудников

Отдел воспитательной работы, в лице педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей  общежитий, преподавательский состав Многопрофильного колледжа систематически участвуют в  тематическом  повышении квалификации.

В 2016-2017 учебном году  проходили обучение:

  • «Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования».
  • «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних».

В 2017-2018 учебном году запланировано обучение по следующим направлениям:

  • участие во Всероссийском телекоммуникационном социально-образовательном проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности»;
  • жестокое обращение с детьми: практическая деятельность по выявлению, актуальные методы работы с фактами (скрытый буллинг, «группы смерти», смертельно опасные онлайн - игры).