Проектная школа МГТУ – cтрела, пущенная в будущее
Пять лет назад в стенах МГТУ им. Г.И. Носова была создана Проектная школа для учащихся 10-11 классов. Уникальная система обучения развивает не только компетенции будущего, но и профессионально ориентирует школьников.
Углублённое изучение физики, математики и информатики, работа на высокотехнологичном оборудовании с современными технологиями, доступ к университетским лабораториям, свободное общение на научные темы с учеными и работа высококлассного педагогического коллектива позволяют детям выстроить правильную траекторию своей будущей успешной профессиональной жизни, первым этапом которой является поступление в университет на любимую специальность.
Об итогах выпуска 2024 года и о результатах приёма этого года рассказывает директор Проектной школы МГТУ Юлия Сергеевна Лактионова.
– ВСЕ двадцать два выпускника Проектной школы 2024 года успешно справились с государственной итоговой аттестацией в форме ЕГЭ. Предметы выбирали разные. Помимо наших профильных и обязательных предметов ГИА – математики (средний балл 85), физики (76), информатики (75) и русского языка (77), обучающиеся Проектной школы сдавали ЕГЭ по иностранному языку (93), химии (93), литературе (73). Высокие баллы, которые получили наши дети, позволили им выбирать любые направления и вузы. География вузов такова: Магнитогорск – МГТУ им. Г.И. Носова, Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Челябинск.
Мы наблюдаем корреляцию между направлениями, выбранными нашими детьми в высшей школе с теми направлениями проектной деятельности, которыми они занимались у нас. То есть, если ребенок занимался разработкой приложений для виртуальной и дополненной реальности, то он и поступил в МГТУ им. Г.И. Носова на направление «прикладная информатика (разработка компьютерных игр и приложений виртуальной и дополненной реальности)». Если работал над реактивным двигателем, то и поступил на направление «проектирование авиационных и ракетных двигателей» в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (Санкт-Петербург). Однако есть и исключения: обучающаяся, получившая отличный результат ЕГЭ по химии и поступившая на направление «химическая технология» в ИТМО (Санкт-Петербург), в школе занималась моделированием, занимала призовые места на олимпиадах, получила БВИ (право поступить в профильный вуз без вступительных испытаний). По её словам, она «решила расти дальше, изучать неизведанное».
Куда бы ни поступили наши дети, мы верим, что они будут чувствовать себя комфортно. Подготовка, которую наши ребята получают в Школе вуза, не только дала им необходимые знания и навыки, но и позволила «научиться учиться», правильно распределять своё время.
То, как и куда поступают наши дети, характеризует результаты работы нашего педагогического коллектива. Ученым советом вуза работа Проектной школы признана эффективной.
Нужно отметить, что общий уровень подготовки поступивших с каждым годом растёт. Полагаем, это связано с тем, что в городе, в том числе благодаря «сарафанному радио», уже наслышаны о высоких результатах нашей школы. Учиться к нам и идут те, кто хотел бы изучать предметы углубленно. Абсолютное большинство детей участвуют в олимпиадах по нашим профильным предметам. Например, во Всероссийской олимпиаде школьников по математике, физике, информатике. Это говорит о многом.
Помимо основной образовательной программы и подготовки к ЕГЭ, в нашей школе мы уделяем большое внимание профессиональному самоопределению обучающихся. Поэтому, помимо многочисленных профориентационных мероприятий, мы даём ребенку возможность попробовать себя в разных специальностях в рамках проектной деятельности, которых в этом году в школе представлено 13: это искусственный интеллект, инженерный дизайн CAD, исследование возможностей сварки различных металлов на прокатном стане и инкрементальной формовки с использованием роботизированного комплекса KUKA, кибер-безопасность, виртуальная и дополненная реальность, разработка технологий полёта и применение БПЛА, разработка приложений и технологическое предпринимательство, WEB-разработка, интернет-вещей (IoT), урбанистика, новая энергетика. С этого года добавилось ещё и направление «бережливые технологии». В школе вуза у ребят появляется возможность работать в лабораториях вуза с педагогами-профессионалами, что позволяет детям определиться со своим профессиональным будущим.
Для того чтобы нам всем сделать жизнь и обучение ребенка максимально комфортными и, вместе с тем, ещё более результативными, в этом году мы начинаем проект «здоровьесбережение» совместно с научно-исследовательским центром физической и медицинской реабилитации МГТУ им. Г.И. Носова. Сейчас мы проводим диагностику физического и психологического здоровья ребят. Постоянный мониторинг и необходимые мастер-классы позволят нам корректировать процесс обучения, давать рекомендации педагогам, детям, родителям.
В этом году в Проектной школе пятый, юбилейный набор, 24 десятиклассника, которые мотивированы и готовы к серьезной работе, стали частью нашей большой семьи. Я уверена, что и этими детьми мы будем гордиться!
Инна КИМ
Открылись новые горизонты практик
Так можно охарактеризовать ситуацию с организацией учебно-ознакомительной практики первокурсников на кафедре теплотехнических и энергетических систем, о которой мы обещали рассказать в июньском номере газеты.
Прежде студенты кафедры ТиЭС посещали 12-13 объектов, из которых, как правило, около 10 были на ПАО «ММК» и три-четыре в тресте «Теплофикация». Но сейчас комбинат вместо классической формы практики предлагает формат промышленного туризма. А он, хотя и прекрасно организован, ведется по определенному, заранее запланированному, маршруту, куда не попадают объекты, необходимые в учебных целях будущим теплоэнергетикам: ТЭЦ, ЦЭС, ПВС, кислородный цех, ККЦ, доменный цех, аглофабрика. И какой же выход нашла кафедра?
– Мы стали сами оперативно разыскивать необходимые нам объекты, – рассказывает заведующий кафедрой ТиЭС Евгений Григорьевич Нешпоренко. – Как правило, это различные городские и не только бизнес-сообщества. К объектам такой практики у нас добавились цемзавод, ряд котельных треста «Теплофикация». В этом году на комбинате мы побывали только в двух цехах: кислородном и водоснабжения. Прошли практику в тресте «Теплофикация» на пиковой котельной. Зато нам удалось съездить на новые для нас предприятия. Мы побывали на заводе по производству силикатного стекла, которое используется в промышленности для производства электродов для сварки. Выезжали в Белорецк на Уральский завод пружин и рессор – это молодое динамично развивающееся предприятие, где мы увидели очень высокий уровень технического оснащения и реализацию самого процесса. У них используется подход 5S (бережливое производство) уровня управления производством. Студентам очень понравилась эта практика. Еще мы выезжали в Челябинск на Челябинский трубопрокатный завод в цех «Высота 239». Это суперсовременное предприятие, которое производит трубы различного диаметра, в том числе для тех трубопроводов, которые устанавливаются по дну морей и океанов, а также трубы для Газпрома, которые прокладывают сейчас в Китай. Это предприятие очень хорошо отзывалось о качестве магнитогорского листового проката для труб. Только из него делают трубы по всей России, а также за рубеж поставляют. Предприятие современное, полностью автоматизированное. Нашим ребятам тоже очень понравилось. Третья выездная практика – Белоярская атомная электростанция – произвела неизгладимое впечатление на наших студентов (об этой поездке рассказывалось в июньском номере газеты). В завершение мы побывали на ведущем магнитогорском предприятии по производству молочной продукции – АО «ГК «Росмол» ФЛ «Магнитогорский молочный комбинат». Ребят не только познакомили с технологическим процессом, но и дали продегустировать свою продукцию.
Надо отметить, что проведение практик на таких интересных объектах – это заслуга ст. преподавателя нашей кафедры М.А. Лемешко, которая отвечает за профориентационную работу и трудоустройство выпускников, а также сотрудников И.А. Аминевой и М.С. Соколовой.
Проведение выездных практик на таких интересных объектах очень показательно для наших студентов. Во-первых, они убеждаются, насколько востребована специальность, на которую они поступили. Во-вторых, проникаются уважением к вузу, организующему такие выезды, делятся своими эмоциями с родными и друзьями. Я благодарен руководству университета, которое находит возможность обеспечивать такие практики. Ведь в том числе и благодаря им наш МГТУ вправе позиционировать себя как вуз, в который хочется поступать.
Анна КАРТАВЦЕВА
Лето, разделившее на до и после
Три события этого лета разделили жизнь студентов МГТУ и вчерашних школьников на до и после. Первые оканчивали МГТУ и переходили в разряд квалифицированных специалистов, вторые из школьников превратились в студентов вуза.
Пока одни со школьными аттестатами в руках метались по университетам, подавали заявления на поступление и с трепетом ожидали судьбоносного решения, другие с неменьшей юношеской горячностью стремглав доделывали дипломы и защищали их перед комиссией. А спустя считанные дни начались события более радостные, но не менее волнительные.
Событие первое – вручение дипломов
В первой половине июля в ДК им. С. Орджоникидзе состоялось вручение дипломов бакалаврам и магистрам института архитектуры, строительства и искусства. На праздничное мероприятие пригласили заинтересованных в выпускниках института представителей бизнеса, которые передали документы о высшем образовании дипломированным специалистам и произнесли напутственные слова. Ректор МГТУ им. Г.И. Носова Д.В. Терентьев пожелал выпускникам интересной работы и больших достижений.
Церемония вручения дипломов выпускникам ИСАиИ
Событие второе – праздник выпускников
После вручения дипломов выпускники университета собрались на территории городского курорта «Притяжение», где руководство МГТУ при поддержке администрации города и ПАО «ММК» организовало праздник. Добрые пожелания в адрес дипломированных специалистов звучали из уст ректора и представителей законодательной и исполнительной власти. Выпускников напутствовали Глава города Магнитогорска С.Н. Бердников, генеральный директор ПАО «ММК» П.В. Шиляев, председатель Магнитогорского городского Собрания депутатов А. О. Морозов и другие.
Праздник выпускников в парке «Притяжение»
Событие третье – праздник первокурсников
Он состоялся в «Притяжении» 2 сентября в первый учебный день нового учебного года. В этот солнечный вечер в парке собрались те, кто в этот день впервые перешагнул порог учебного заведения как студент. На праздник пришли первокурсники МГТУ им. Г.И. Носова, многопрофильного колледжа, консерватории и других учебных заведений Магнитогорска. Прошёл парад первокурсников, до начала которого участники поделились эмоциями.
Праздник первокурсников на площадке городского курорта «Притяжение»
Соня, будущий учитель русского языка и литературы:
– Ожидаю от студенчества яркого времяпрепровождения, активностей. Надеюсь хорошо закончить университет.
Арсений, будущий учитель физики и математики:
– Выбрал эту специальность давно и шёл к намеченной цели. В МГТУ хочется научиться новому и познакомиться с замечательными людьми. На этот учебный год желаю первокурсникам и преподавателям крепких нервов.
Валерия и Наталья, будущие экономисты:
– Надеемся на добрых преподавателей. Желаем первокурсникам сдать первую сессию и не отчислиться.
Александра, студентка ИГО:
– МГТУ превзошёл мои ожидания, я не предполагала, что здесь такая развитая молодёжная структура и такое множество молодёжных объединений, секций. Первокурсникам советую быть открытыми новым возможностям.
Михаил, студент ИГО:
– Согласен с Александрой. Очень много друзей нашёл в МГТУ – океан воспоминаний. Поверьте, МГТУ дарит самое прекрасное студенчество. Тем, кто только поступил в университет, надо не бояться пробовать новое.
Вероника и Арина, первокурсники, будущие учителя русского языка и литературы:
– Верим и ждём, что будет интересно. Пусть даже будет чуточку трудно, но интересно.
После парада перед гостями выступали студенты МаГК им. Н.И. Глинки и творческие коллективы университета. Поздравили участников праздника представители власти и градообразующего предприятия.
Глава города Магнитогорска С.Н. Бердников:
– Желаю, чтобы вы стали людьми с большой буквы и делали нашу страну передовой.
Директор по персоналу ПАО «ММК» О.В. Парфилов:
– От имени «ПАО «ММК» поздравляю с Днём знаний и с началом новой жизни – жизни студенческой. Здоровья, успехов и благополучия! Вместе мы сделаем легендарную Магнитку лучше.
Депутат Государственной Думы В.В. Бахметьев:
– 40 лет назад я окончил этот вуз. Помню студенческие годы и понимаю, что сегодня праздник для всех, но для первокурсников это особенный день – они сделали решающий шаг в жизни. Важно в полной мере насладиться студенческой жизнью. Ещё важнее – хорошо учиться, ведь стране нужны грамотные инженеры. Молодёжь, вы нужны России! Вы нужны Магнитогорску. Мы ждём вас. Вперёд, молодёжь!
Председатель Магнитогорского городского Собрания депутатов А.О. Морозов:
– Впереди у вас годы захватывающей студенческой жизни. Влюбляйтесь, дружите, учитесь. Главное – получайте знания».
Ректор МГТУ им. Г.И. Носова Д.В. Терентьев:
– Сегодня начинается новый виток вашей жизни. Уверен, что, окончив учебные заведения, вы станете не просто профессионалами, а личностями, истинными гражданами нашей страны, и будете делать Россию лучше, краше и могущественнее. С праздником!
После торжественной части первокурсники повеселились под любимые песни. Будем надеяться, что студенческая жизнь, начатая столь ярко, будет интересной и насыщенной. А гранит наук окажется для молодёжи вполне «по зубам».
В добрый путь!
Андрей КУСТОВ
Профессионалитет – стимул развития многопрофильного колледжа
В структуре нашего университета уже почти 15 лет действует и развивается многопрофильный колледж, о котором знают все. Но далеко не всем известно, какие разительные перемены происходят в нем в последние годы, сколько достижений на его счету. Поэтому было решено открыть новую рубрику «МпК сегодня», где в цикле публикаций рассказать подробнее об удивительных преобразованиях колледжа. Сегодня директор МпК Юлия Валерьевна Федосеева сообщит нам о выпуске и приеме этого года и некоторых новых проектах.
Такого еще не было
– Для нас 2024 год – это год изменений, который показал первые наши достижения и результаты в рамках реализации Федеральной программы «Профессионалитет». И это время запуска новых проектов.
Летом наши ребята выпускались по традиционным программам среднего профессионального образования. Все студенты были допущены к выпускным испытаниям. Не было ни одного студента, который бы получил неудовлетворительную оценку. Качество по итогам ГИА составило более 76%, такие результаты, конечно, не могут не радовать.
Работа педагогического коллектива в рамках приемной компании велась на протяжении всего учебного года. Было проведено около 470 мероприятий различного плана с охватом более 12639 обучающихся седьмых-девятых классов школ нашего города и близлежащих районов. Это такие мероприятия, как «День профессионалитета», «День карьеры», мастер-классы, профессиональные пробы, квесты, экскурсии, встречи с успешными выпускниками и много других разноплановых активностей. В этом году в приемной комиссии наряду с сотрудниками университета работали представители всех наших предприятий-партнеров, которые участвовали в качестве карьерных консультантов. Впервые у нас средний балл аттестата абитуриентов оказался выше по сравнению не только с прошлым годом, но вообще в истории набора. По внебюджету средний балл аттестата составил 3,8, по бюджетным группам – 4,24. Обычно у нас на платную основу поступали со средним баллом 3,2 – 3,3, а в этот раз пороговым значением стало 3,6 баллов. Уже в июле набор в группы по бюджету и даже внебюджету по ряду популярных специальностей был закрыт. План набора был не просто выполнен, но перевыполнен. План приема на внебюджет у нас впервые с момента объединения в один многопрофильный колледж превысил план приема на бюджетную основу. В этом году мы приняли 430 ребят на бюджетную основу, на платную – 476 человек (330 чел. в 2023 г.). На программы Профессионалитета в этом году принято 422 студента, что почти вполовину больше, чем в прошлом году.
В приемной комиссии у нас работали не только работодатели, но и наши ребята – амбассадоры Профессионалитета. Они доступным языком поясняли школьникам преимущества специальности, показывали им карьерные карты, помогая абитуриентам определиться с выбором. Конечно, самое популярное – это IT-направление. У нас было 50 бюджетных мест, на которые подано более 250 заявлений, поэтому было принято решение набрать студентов дополнительно на платную основу обучения на базе девятых и 11 классов. Надеемся, что ребята не ошиблись с выбором направления.
Первый выпуск Профессионалитета
По выпуску для нас этот год ключевой. Мы в 2022 году, вступив в ФП «Профессионалитет», перевели ребят, набранных годом ранее, на эти экспериментальные программы. Именно они в декабре 2024 года составят первый выпуск по данной программе. Сейчас эти ребята находятся на длительной практике, которая по разным специальностям началась у кого в апреле, у кого в мае. Кто-то из них, заключив срочный договор, остался летом работать, кто-то прервал трудовую деятельность и продолжил ее с сентября. И мы их увидим только в ноябре на дипломировании. Им предстоит пройти два этапа государственной итоговой аттестации: первый – это сдача демонстрационного экзамена этим же работодателям, нашим партнерам. В течение четырех часов они будут демонстрировать свои практические навыки. Им будет дана задача, состоящая из двух частей – одна традиционно накануне приходит из министерства, как ЕГЭ, ОГЭ задания, а вторая часть вариативная, которую готовят представители наших предприятий, и она выполняется в условиях реальных или смоделированных производственных процессов. И ребята в течение четырех часов под камерами должны будут выполнить поставленную задачу, получить результат в виде конкретного продукта и продемонстрировать экспертам – представителям наших партнеров сформированность профессиональных компетенций. Мы на данном экзамене не можем даже находиться на площадке, и возможность помочь, подсказать нашим ребятам, за которых мы очень будем переживать, исключена. Второй этап традиционный – дипломирование. Они пишут дипломный проект под руководством преподавателей колледжа, защищают его перед нашей государственной комиссией, состоящей из работодателей. И в декабре мы их торжественно во Дворце культуры ММК-Метиз будем чествовать и вручать им дипломы. Мы надеемся, что все наши ребята, получив диплом, останутся работать на производстве.
Почему в рамках Профессионалитета одним из условий было сокращение сроков обучения? Потому что до весеннего призыва в ряды Российской Армии у них будет время закрепиться на рабочих местах, показать свои умения. А после службы вернуться на них.
Ближе к практике
Уже с первых дней обучения в колледже у ребят в первом семестре на первом курсе после девятого класса впервые будет проходить ознакомительная учебная практика по их будущей специализации. Причем эти изменения касаются не только студентов Профессионалитета, но и всех первокурсников, ведь еще в 2022 году при торжественном открытии ФП «Профессионалитет» руководством вуза было обозначено намерение постепенно весь колледж перевести на эти рельсы. И мы к этому планомерно идем.
Традиционно с 2022 года мы студентов первого курса в рамках Профессионалитета погружаем в будущую профессиональную деятельность: для каждой специальности мы ввели свою профильную дисциплину – «основы геодезии», «основы слесарного дела», «основы металлообработки», «основы электрослесарной практики» и так далее. На ней ребята непосредственно в мастерских получают определенные первичные навыки. Также на первом курсе это погружение в специализацию делится на две части: первая проходит в мастерских, а вторая – это экскурсии на производство. Ребята знакомятся с теми переделами, цехами, процессами, которые относятся к их специализации. Но не только в рамках этой дисциплины студенты погружаются в свою будущую специальность. Мы еще проводим во внеучбное время очень много мероприятий, связанных с их профессиональной направленностью. Мы организуем встречи и с успешными выпускниками, и с представителями предприятий в виде открытых лекций, мастер-классов, проводим так называемые «завтраки с бизнесом», – то есть общение в самых разных форматах. Мы приглашаем наших партнеров в качестве экспертов на различные конкурсы, которые проводим у себя. Также наших ребят приглашают на мероприятия, которые проводятся на предприятиях. Буквально в пятницу, 13 сентября прошла конференция, организованная Механоремонтным комплексом для своих сотрудников, молодых специалистов – в ней участвовали и наши студенты. Второй год подряд на нашей площадке проводится традиционная научно-практическая конференция ПАО «ММК». Здесь встречаются не только специалисты, эксперты, ученые и молодые рабочие, но и наши студенты. Такое же мероприятие организует ОАО «ММК-Метиз» для своих работников и подключает к нему наших без пяти минут выпускников. ММК-Метиз предоставляет нам площадку – чудный Дворец, где мы в прошлом году попробовали, в 2024 году продолжим проводить для первокурсников посвящение в студенты. На мероприятии присутствуют и производственники, которым предоставляется возможность увидеть студентов с новой стороны, узнать их лучше.
Новые проекты
Войдя в «Профессионалитет», мы понимали необходимость качественного набора – ребят заинтересованных, мотивированных. Главное – тех, кто на момент поступления должен максимально определиться с выбором специальности. Поэтому у нас со школами выстраивается очень тесная работа. В этом году мы впервые на нашей базе будем обучать школьников первой рабочей профессии. С 2021 года этот проект был запущен с 56 школой. Но он охватывал ребят 10, 11 классов, которые учились на базе университета на кафедрах и получали рабочую профессию, а мы сопровождали этот процесс как многопрофильный колледж. Теперь мы решили пойти дальше. И в этом году ребята 8, 9 классов уже на базе колледжа будут получать первую рабочую профессию. И после школы у них уже будут два документа: школьный аттестат и свидетельство о рабочей профессии. Поэтому мы для них презентуем эти рабочие профессии, они с родителями выбирают, и один раз в неделю на нашей площадке у нас теперь будут учиться школьники, осваивая первичные навыки.
Также мы в этом году выиграли квоту в рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее». И на нашей базе в октябре-ноябре будем проводить для школьников так называемые профессиональные пробы, знакомить их с теми специальностями, которые мы реализуем. Проект достаточно серьезный. В нем школьник сам выбирает без нашего влияния ту или иную пробу, то или иное направление, а после того, как он побывает на наших занятиях, он должен будет на этой общероссийской платформе оценить, насколько эта проба помогла самоопределиться, насколько качественно она проведена и насколько понравилась ему. Только с этим условием, если организаторы увидят положительные отзывы, мы соответственно эти квоты выполним, то есть нам их зачтут.
Еще один проект, который стартовал с 12 сентября – это образовательная площадка «Квантовый рост», которую мы создаем на базе колледжа в рамках гранта Росмолодежи, выигранного нами весной. Он предполагает создание и функционирование образовательной площадки для школьников. Таким образом у нас запущено много параллельных проектов для будущих абитуриентов. По условиям гранта «Квантовый рост» он будет реализовываться не преподавателями, а по большей части студентами колледжа. Это старшекурсники, которые в сентябре с участием ряда служб университета пройдут подготовку в школе лидеров для развития необходимых навыков. Они помогут им проводить со школьниками соответствующие занятия в той логике и идее, которые мы заложили в рамках данной образовательной площадки. Проект будет реализовываться до февраля. Но мы на этом не останавливаемся, сейчас активно готовимся к участию в новом конкурсе.
Анна КАРТАВЦЕВА
Вручение профсоюзных билетов
В начале сентября началось вручение профсоюзных билетов нового образца членам профсоюза. Как тем, кто уже состоял в организации ранее, так и вновь вступившим в состав с мая 2024 года.
Отметим, что впервые за более чем тридцать лет весь ректорат вошел в состав Профсоюзной организации работников народного образования и науки Российской Федерации. Профсоюзный билет нового образца получил и ректор университета Дмитрий Вячеславович Терентьев.
Председатель первичной профсоюзной организации МГТУ им. Г.И. Носова Александр Борисович Шестаков рассказал о деятельности профсоюза и отметил, что сильный профсоюз – это залог успешности университета. В своем обращении председатель профкома сообщил о том, что члены профсоюза могут пользоваться не только материальной поддержкой, льготным отдыхом, но и льготными бонусными программами профсоюза. При новом составе профкома с мая этого года в профсоюз вступило более 80 членов, и на сегодня его численность составляет 385 сотрудников и преподавателей.
Профсоюзный билет не только подтверждает членство в профсоюзе, но и предоставляет доступ к федеральной бонусной программе «Профкардс». Также членам профсоюза доступны: активный семейный отдых, интересные, а главное, нужные проекты, мероприятия и конкурсы для работающих членов в профсоюзной организации университета, которые направлены на укрепление профсоюзных рядов работников.
Профком университета во главе с председателем первичной профсоюзной организации МГТУ им. Г.И. Носова Александром Борисовичем Шестаковым от души поздравляют новых сотрудников со вступлением в Профсоюзную организацию работников народного образования и науки Российской Федерации – в общественную организацию университета, которая уже многие десятилетия стоит на защите законных интересов работников и студентов.
Полина АТЕЕВА
Университет и профком всегда готовы прийти на помощь своим работникам, в том числе и по вопросам поддержки семьи. Ждём вас по адресу: пр. Ленина, 38 кабинет 223, тел. 23-57-60.
Стопудовые рецепты Артемьева
Если вы бывали в Верхнеуральске, то, вероятно, прогуливались по центральной площади. Той самой, что окаймлена старинными домами, воссозданной охранной казачьей крепостью и музеем. У входа в хранилище исторических сокровищ с 2009 года обитает стопудовая гиря. Надписью на гигантском спортивном снаряде «Все будет стопудово» любуются туристы, созерцал ее и президент России Владимир Путин.
Гиря-гигант вместе с «товарками», расписанными по мотивам сказок П.Бажова и под хохлому, побывала на одной из московских выставок. Представил железные «игрушки» лидеру страны наш выпускник, предприниматель Артем Артемьев.
Владелец компании «IronKing» прославил старинный уральский городок: тренажеры Артемьева покупают большинство фитнес-клубов страны. Начинался бизнес на одной из площадок пустующего советского еще завода в Верхнеуральске. Стартанули с изготовления простых стоек для снарядов. Затем с привлечением кредитных средств стали делать диски и грифы для штанг. Сегодня IronKing известна еще и комплексными тренажерами, и спортивными комплексами, и двуручными гирями, максимально удобными для спортсменов. И спортивными снарядами с системами коммуникаций. Тренируясь в Ханты-Мансийске, вы можете видеть и сверять результаты своих друзей, тренировка которых идет в Екатеринбурге – цифровые технологии объединяют любителей здорового образа жизни. Артемьев же объединяет и предпринимателей. Он трудится в качестве вице-президента «Опоры России», организации, основная функция которой – поддержка предпринимателей.
Артемьев не просто бизнесмен, он, как говорят, максимально социально ориентирован. Сельские праздники, бесплатные спортивные площадки в населенных пунктах района – Артем Александрович верит, что мальчишкам и молодым мужчинам нужны спортивные нагрузки. Предприниматель был главным меценатом в процессе создания исторической карты территорий. Самый старый город Челябинской области был окружен хуторами. Поставили амбициозную задачу создать карту хуторов, в разработке методологии помогли и сотрудники лаборатории народной культуры нашего университета. Карта теперь стала учебным пособием, хранящим историческую память.
«Я верю, что все это надо делать. Верю, потому что верю», – признается Артемьев в эфире программы «На самом деле». Проект телекомпании «ТВ-ИН.Магнитогорск», выходящий в эфир в городе Магнитогорске при поддержке Стипендиального фонда депутата Государственной Думы Павла Крашенинникова, показал уже несколько наших ярких выпускников.
Таков и Артемьев. Филолог по записи на страницах диплома, он успешно совмещал учебу в университете с бизнесом. Собственно, и родился с предпринимательской жилкой. Уже школьником торговал, проводил выездные киносеансы, фотографировал горожан и организовывал небольшие проекты – вплоть до заготовок шкур крупного рогатого скота, магазина ритуальных принадлежностей. Хотел поступать в колледж, но мама, библиотекарь, убедила получить высшее образование. В эфирном разговоре с журналистом признается: «Рад, что учился на филфаке. Кругозор, умение анализировать тексты, развитые мышление и речь формируют тебя как личность»
Двухтысячные были временем ярких стартов. В том, что не менее грандиозные стартапы возможны и сегодня, Артемьев убежден. «Заниматься бизнесом в России просто. У нас прозрачная система, понятные механизмы постановки на все виды учетов. Были бы энергия и идеи – вы всё сможете». Идеи Артемьева притягательны, общественные инициативы, вдохновляющие настолько, что в 2023 году он стал героем публикации Forbes.ru.
Прямая помощь селянам, праздники, общественные активности. «Я хочу, чтобы деревня стала интересна самой себе», – говорит Артемьев. Что верно: Россия, с ее необъятными территориями, не может улечься в прокрустово ложе мегаполисов. Глубинки несут свои исторические, культурные и бизнесовые смыслы. Предприниматели и меценаты, подобные Артемьеву, – те самые бриллианты, которые словно становятся увеличительным стеклом. Линзой, под которой провинциальные точки на карте расцветают в яркие бутоны идей и инициатив.
На фото: Артём Артемьев во время съемок программы «На самом деле» телекомпании «ТВ-ИН. Магнитогорск» (выходит в эфир при поддержке Стипендиального фонда депутата ГД П.Крашенинникова).
Ольга Устьянцева
Математик. Педагог. Учёный
Сегодня мы хотим рассказать о человеке, который всю свою жизнь посвятил повышению математической культуры как студентов, так и преподавателей Магнитогорского горно-металлургического института – о выдающемся учёном-математике, инициаторе компьютеризации вуза – Геральде Фёдоровиче Бачурине.
Высокий уровень интеллекта, внутренней культуры, преподавательский талант и горячее желание сделать как можно больше для студентов отличали этого человека. Ассистент, старший преподаватель, доцент, и.о. профессора, заведующий кафедрой, кандидат физико-математических наук, профессор – таков путь Геральда Федоровича в Магнитогорском университете. За эти годы математическую школу Бачурина прошли тысячи студентов.
Именно с этого человека началась эра компьютеризации в нашем вузе. По его инициативе в 1964 году было организовано использование одной из первых появившихся в МГМИ ЭВМ «Сетунь». Он первым в Магнитогорском горно-металлургическом институте прочёл курс лекций по программированию. Именно при его кафедре – высшей математики – в 1964 году возник первый вычислительный центр (ВЦ).
Именно он впервые организовал полноценную подготовку в ВЦ СО АН СССР в Новосибирске и в Московском университете магнитогорских специалистов для работы на ЭВМ. И именно благодаря его договорённости с ректорами Уральского и Саратовского вузов в «горный» прибыли для работы первые выпускники специальности «Прикладная математика» из этих вузов. Созданный таким образом коллектив мог программировать на любых имеющихся в то время ЭВМ.
Геральд Фёдорович обладал совершенно потрясающим, обширным кругозором. Например, у него были энциклопедические знания в области истории, что неудивительно – ученый обладал феноменальной памятью. Он не только приводил даты, рассказывал о событиях, но и логически обосновывал их не всегда очевидные причины, приводя на память точные данные из огромного количества источников. На самые разнообразные темы говорил четко, ясно, логично, аргументированно, обязательно учитывая уровень собеседника, всегда относясь к нему с уважением и тактом.
С лёгкой руки Г.Ф. Бачурина возникла общеинститутская методическая комиссия (методсовет), объединившая четыре ранее разрозненные (три факультетские и одну по общеобразовательным дисциплинам). Возник единый мощный методический коллектив. Геральд Федорович внёс огромный вклад в создание системы внутривузовского повышения квалификации. Являясь председателем методической комиссии, он способствовал созданию курсов повышения педагогического мастерства преподавателей, прежде всего, инженерных кафедр нашего вуза.
В 1965–1966 гг. с целью приобщения к науке Г.Ф. Бачуриным был организован общегородской семинар по теории вероятностей, налажено сотрудничество с вычислительным центром комбината, с профилирующими кафедрами с целью применения ими математического аппарата. И главное – им впервые в МГМИ был составлен план непрерывной физико-математической подготовки преподавателей. Ратующий за повышение математического образования студентов, он инициировал в конце 60-х начале 70-х годов набор студентов в спецгруппы с усиленным изучением математики. Состоялось три выпуска таких специалистов, некоторые из них стали преподавателями МГМИ (МГТУ).
Геральд Фёдорович Бачурин родился 25 июня 1928 года в селе Усть-Кишерть, Кишертского района Пермской области. Его мать – из семьи путевого рабочего железнодорожной станции, отец – из крестьянской семьи.
По окончании школы учился на физико-математическом факультете Пермского государственного университета, который окончил в 1951 году по специальности «математика», там же в 1955 году защитил диссертацию кандидата физико-математических наук. Молодой ученый приехал в Магнитогорск и с 1956 года стал работать на кафедре высшей математики Магнитогорского горно-металлургического института. С 1962 до 1970 года (с трёхлетним перерывом) заведовал этой кафедрой. В дальнейшем являлся профессором кафедры высшей математики, эконометрики и статистики, а затем кафедры математики.
Ученое звание профессора было присвоено Г.Ф. Бачурину в 1994 году. По научной направленности исследования Г.Ф. Бачурина относятся к школе теории групп, созданной член-корреспондентом Академии наук УССР, профессором С.Н. Черниковым. В своей работе Г.Ф. Бачурин сочетал методы линейной алгебры, дифференциальной геометрии и механики сплошной среды. Труды Г.Ф. Бачурина в области математики применяются в технических науках. В 1987 году комбинированием методов линейной алгебры и геометрии он решил задачу о свободной поверхности проката, результаты которой широко используются учеными Магнитогорского государственного технического университета. Геральд Федорович установил и развивал творческое сотрудничество с научной школой функционально-дифференциальных уравнений, возглавляемой профессором Н.В. Азбелевым (1922–2006). Им опубликовано около 100 научных и учебно-методических работ.
Всю свою преподавательскую жизнь он читал математику на строительном факультете. Многие его выпускники, их дети и внуки благодарны Геральду Федоровичу за высокий уровень знаний по математике, что он им дал.
Полосу подготовила Инна КИМ