Инновационный проект «Цифровые технологии в преподавании дисциплин правового цикла»

Исполнители проекта: зав. кафедрой ПиК, к. филос. н., доцент Кива-Хамзина Ю.Л.,  доцент кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карпова Е. В., доцент кафедры ПиК, к. юрид. н. Рубанова Н.А.

Цель проекта:

Создание новейшей цифровой образовательной среды высшей школы, способствующей реализации  требований ФГОС и  компетентностного подхода в преподавании правовых дисциплин, позволяющей создать условия развития цифровой грамотности и правовой культуры обучающихся, их адаптации к условиям цифровой экономики.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
  2. Повысить уровень компетентности всех участников образовательного процесса в области использования цифровых технологий.
  3. Разработать и внедрить в образовательный процесс современную модель цифровой образовательной среды с учётом интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования.
  4. Произвести обоснованный отбор цифровых образовательных и развивающих правовых практик и технологий.
  5. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему управления образовательным процессом за счёт использования современных цифровых технологий.
  6. Развивать дистанционное образование для повышения качества предметных, метапредметных и компетентностных результатов с использованием возможностей цифровых технологий.

Сроки реализации проекта: 2020-2021 гг.

Законодательная база:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • «Национальная доктрина образования в РФ»
  • «Концепция модернизации Российского образования»

Основные направления реализации проекта:

  • Цифровая компетентность;
  • Освоение программ;
  • Дистанционное обучение.

В 2020-2021 учебном году зав. кафедрой ПиК, к. филос. н., доцентом Кива-Хамзиной Ю.Л.,  доцентом кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карповой Е. В., доцентом кафедры ПиК, к. юрид. н. Рубановой Н.А. актуализирована и используется в  образовательном процессе МГТУ им. Г. И. Носова на учебных занятиях рабочая программа дисциплины «Правоведение»  для группы АНб-19-1,2 (11.03.04 Электроника и наноэлектроника) с учётом реализации компетенций, включающих использование цифровых технологий MS Excel, MS Word для сбора и первичной обработки эмпирических данных, Zoom, Skype для совместной работы и решения практических правовых ситуаций, PowerPoint для подготовки презентаций, интернет-браузеров Firefox, Internet Explorer, Opera для просмотра, поиска, извлечения и анализа информации при решении правовых ситуаций, основных источников хранения правовых данных официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, информационно-телекоммуникационных инфраструктур «Электронное правительство», «Государственные услуги», Федеральной налоговой службы РФ, базы данных решений Палаты по патентным спорам официального сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), системы информационного патентного поиска Федерального института промышленной собственности (ФИПС), Верховного Суда РФ, Суда по интеллектуальным правам РФ, официального интернет-портала правовой информации http://pravo.gov.ru/, справочно-поисковых систем Консультант Плюс и Гарант.

Финансирование: материальная база ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»

Этапы реализации проекта:

  1. Аналитический
  2. Прогностический
  3. Организационный
  4. Практический (технологический)
  5. Рефлексивный
  6. Заключительный

Исполнители основных мероприятий: 

  • ППС кафедры права и культурологи, студенты академических групп
  • студенты группы АНб-19-1,2 (11.03.04 Электроника и наноэлектроника)

Предполагаемые результаты:

  1. Внедрение цифровых технологий в процесс преподавания дисциплины «Правоведение» и правовых дисциплин в целом.
  2. Внедрение унифицированной модели ИОС высшей школы, базирующейся на современном программном обеспечении, включающей цифровые правовые информационные коммуникационные пространства для преподавателей и студентов.
  3. Возможность выхода любого студента в открытую цифровую правовую среду.
  4. Развитие цифровой правовой грамотности обучающихся, посредством цифровых компетенций, позволяющее выпускникам вуза свободно интегрироваться в цифровую экономику

Научные публикации и доклады:

  1. Карпова Е.В., Рубанова Н.А. Проблемы повышения качества образования в процессе преподавания дисциплин, связанных с реализацией права на труд: юридический и педагогический аспекты // Юридическое образование и наука. 2020. № 7. С. 40-44. (Журнал ВАК)
  2. Кива-Хамзина Ю. Л., Рубанова Н.А. Дистанционные образовательные технологии и цифровизация в высшей школе: современные тенденции // Международная научно-методическая конференция «Архитектоника образовательного пространства: тренды и вызовы», посвященная Дню Первого президента Республики Казахстан, г. Тимиртау, Карагандинский индустриальный университет, 27-28 ноября 2020 г.
  3. Кива-Хамзина Ю. Л., Рахлис Т.П., Даутбаева Д. А. Цифровизация в высшей школе // XV Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен», г. Екатеринбург, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, 10–14 ноября 2020 г.
  4. Кива-Хамзина Ю. Л., Рахлис Т.П., Бесхлебная А.А. Внедрение цифровых технологий в образование: современные вызовы информационного общества // XV Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен», РФ, г. Екатеринбург, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина 10–14 ноября 2020 г.
  5. Кива-Хамзина Ю. Л., Рубанова Н.А. Подготовка кадров для металлургической отрасли: цифровизация в высшей школе // VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы», РФ, Нижневартовск, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», 1 декабря 2020 г. 

Инновационный проект «Использование современных дистанционных технологий в освоении правоведческих дисциплин в высшей школе»

Исполнитель проекта: преподаватель кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карпова Е. В.

Цель проекта:

Формирование современной информационнообразовательной среды высшей школы, благоприятной для реализации  требований ФГОС, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, создать условия для последовательной реализации творческого потенциала, саморазвития и самосовершенствования личности, развития информационной культуры и навыков жизнедеятельности в информационном обществе.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
  2. Повысить уровень компетентности всех участников образовательного процесса в области использования ИКТ.
  3. Разработать и внедрить в образовательный процесс современную модель информационной образовательной среды с учётом интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования.
  4. Произвести обоснованный отбор образовательных и развивающих практик и технологий.
  5. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему управления образовательным процессом за счёт использования современных информационных технологий.
  6. Развивать дистанционное образование для повышения качества предметных, метапредметных и компетентностных результатов.

Сроки реализации проекта: 2017-2018 гг.

Законодательная база:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • «Национальная доктрина образования в РФ»
  • «Концепция модернизации Российского образования»

Планируемые результаты:

  1. Новая информационно-образовательная среда высшей школы, характеризующаяся избыточным выбором, открытостью, вариативностью и индивидуализацией.
  2. Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.
  3. Внедрение унифицированной модели ИОС высшей школы, базирующейся на современном программном обеспечении, включающей информационнокоммуникационные пространства для преподавателей и студентов.
  4. Возможность выхода любого студента в открытую образовательную среду.

Основные направления реализации проекта:

  • ИКТ-компетентность;
  • Освоение программ;
  • Дистанционное обучение.

Финансирование: материальная база ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»

Этапы реализации проекта:

  1. Аналитический
  2. Прогностический
  3. Организационный
  4. Практический (технологический)
  5. Рефлексивный
  6. Заключительный

Исполнители основных мероприятий: 

  • ППС кафедры права и культурологи,
  • студенты академических групп всех направлений и форм обучения

Результаты реализации проекта на данный момент:

  • Внедрение преподавателями кафедры в образовательный процесс проведение занятий с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды MOODLE для создания и сопровождения учебных курсов по дисциплинам правового цикла для всех направлений и форм обучения.
  • Освоение преподавателями кафедры системы дистанционного обучения дисциплине "Правоведение" через платформу Мираполис, открывающей возможности коллективного обучения и тестирования, прямого общения с преподавателем, проведения аудио и видео конференций, использования внутреннего чата, внутренних материалов - лекционных и учебных материалов, методических рекомендаций, тестовых заданий, электронных зачетных книжек.
  • В 2017-2018 учебном году преподавателем кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карповой Е. В. было освоено использование открытых онлайн курсов на портале «Открытоеобразование.рф» в образовательном процессе МГТУ им. Г. И. Носова на учебных занятиях студентов группы АМм-17-1 (15.04.06 Мехатроника и робототехника/Мехатронные системы в автоматизированных производствах), где изучается онлайн курс – «Управление интеллектуальной собственностью - основы для инженеров»)
  • Цикл научных статей об инновационных педагогических технологиях в образовательном процессе.

Опубликованные научные статьи:

  1. Карпова Е.В., Рубанова Н.А. Проблемы повышения качества образования в процессе преподавания дисциплин, связанных с реализацией права на труд: юридический и педагогический аспекты // Юридическое образование и наука. 2020. № 7. С. 40-44. (Журнал ВАК)
  2. Карпова Е.В., Кива-Хамзина Ю.Л. Методы обучения бакалавров работе с договором поставки // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 420-424. (Журнал ВАК)
  3. Карпова Е.В. Обучающийся как субъект формирования профессионального мировоззрения в преподавании юридических дисциплин в вузе // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 231.
  4. Карпова Е.В. Современные интерактивные технологии обучения правовым дисциплинам // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 2 (14). С.27-29. 

Инновационный проект «Проектная модель повышения историко-культурной привлекательности провинциального города (на примере г. Магнитогорска)»

Краткое описание:

Авторами проекта предложена проектная модель формирования устойчивого научного интереса к провинциальному городу, имеющему исторические памятники архитектуры регионального значения. Город содержит уникальную номенклатуру образцов архитектуры советского периода. Реализация проекта позволит повысить туристический потенциал провинциального города с богатым историческим прошлым, даст возможность активизации научного изучения памятников архитектуры в промышленном городе.

 Новизна предложения:

  • определена историко-культурная и научная ценность архитектуры города Магнитогорска советского периода;
  • разработана стратегия приспособления памятников архитектуры к новым функциям (памятники советской архитектуры как объекты туристического показа).

Область применения:

  • Раздел M. Деятельность профессиональная, научная и техническая;
  • Код ОКВЭД 71. Деятельность в области архитектуры;
  • Код ОКВЭД 91.03 Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры.

 Целевая аудитория: туристы, жители города, предприятия малого бизнеса

Текущая стадия развития: ежегодное проведение научной конференции «Пространство культуры провинциального города»; серия научных статей об архитектуре г. Магнитогорска, созданной в советский период, об особенностях культуры региона Южный Урал

Экономический, экологический и социальный эффекты:

На примере проекта развития города Магнитогорска, был рассчитан экономический эффект.

Инвестиции в проект – предположительно 100 тыс. руб. Простой срок окупаемости проекта – предположительно 5 лет.

Экономический эффект проекта выражается в повышении инвестиционной привлекательности архитектурной среды  г. Магнитогорска за счет привлечения средств частных инвесторов, направленных на ее научное изучение. Это изучение, в свою очередь, позволит сформировать представление о привлекательной городской среде в рамках развития туризма на Южном Урале. Социальный эффект достигается за счет формирования комфортных продуманных туристических маршрутов в пространстве городской среды и увеличения числа рабочих мест предприятий туристической инфраструктуры и сувенирной продукции.

Экологический эффект достигается при разработке охранных мероприятий, связанных с объектами туристического показа.

Права интеллектуальной собственности:

  • Авторские права

Вид сотрудничества:

  • Оказание услуг научно-методического характера (при формировании туристических маршрутов и разработке информационной части экскурсий, научное описание объектов показа)

Установленная кооперация по реализации проекта:

Межкафедральная  (кафедра права и культурологии (ИЭиУ), кафедры ИГО ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова)

Установленная кооперация по реализации проекта с предприятиями и организациями:

Городской уровень

Источник финансирования разработки

Возможное привлечение средств спонсоров на проведение научных конференций, издание научных сборников (в т.ч. возможное использование средств от грантоискательства)

Результаты реализации проекта на данный момент:

  • Ежегодное проведение внутривузовской научной конференции «Пространство культуры провинциального города»
  • Цикл научных статей и учебно-методических пособий об архитектуре г. Магнитогорска, о прошлом города и историко-культурном пространстве Южного Урала

Опубликованные методические пособия:

  1. Малеко Е. В. Основные аспекты изучения региональной культуры в контексте культуры России (регион Южный Урал): учебное наглядное пособие М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2015. № гос. рег. 0321501530
  2. Малеко Е. В. Региональные программы развития культуры: учебное пособие М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2016. № гос. рег. 0321601102
  3. Малеко Е. В. Историко-культурные особенности Южного Урала: учебное пособие М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2016. № гос. рег. 0321601101

Опубликованные научные статьи:

  1. Малеко Е. В., Курбан Е. Н. Немецкие мотивы в архитектурной стилистике Магнитогорска 30-50-х годов ХХ века // Harvard yournal of Fundamental and Applied Studies. 2015. № 1.(7). P. 658-667
  2. Малеко Е. В. «Новая соборность» советской России (на материале поэзии первостроителей Магнитки) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-1 (55). С. 120-123. (Перечень ВАК 2010, № 1070)
  3. Малеко Е. В. Гора Магнитная (Атач) как хронотоп культуры Южного Урала // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-2 (55). С. 102-105. (Перечень ВАК 2010, № 1070)
  4. Малеко Е. В. Труд, приближающий победу: поэты-первостроители о роли Магнитки в довоенное время и годы Великой Отечественной войны // Пространство культуры провинциального города. Тыл – фронту: культурная память в контексте современности: сборник материалов V Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вып. 5. М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2015. № гос. рег. 0321501860.
  5. Малеко Е. В. Поэтика труда в советской культуре 1930-1950-х годов (на примере творчества магнитогорского поэта-первостроителя Б. А. Ручьева) // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч.-творч. форума. Челябинск, 2-3 ноября 2015 г./Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е. В. Швачко. Челябинск, 2015. С. 61-63.
  6. Малеко Е. В., Курбан Е. Н. Немецкая тема в полифонизме архитектурной стилистики Магнитогорска 30-50-х годов XX века // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2015. № 2 (8). С. 6-9
  7. Малеко Е. В., Курбан Е. Н. Модуль «культурология города» в контексте устойчивого развития социокультурного пространства региона (на примере модернизации университетской системы города Магнитогорска) // Культура. Власть. Общество: пути реализации государственной культурной политики. Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 3-4 декабря 2015 года.). Екатеринбург: УрФО, 2015. С. 108-109
  8. Малеко Е. В., Курбан Е. Н. Особенности формирования архитектурного образа социалистического Магнитогорска 60-80-х годов XX века // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2016. № 1 (9). С. 4-8
  9. Малеко Е. В. Пространство провинциального города как текст культуры // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 74-й междунар. науч.-техн. конф./под ред. В. М. Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова , 2016. Т. 2. С. 147-150
  10. Малеко Е. В., Кривошлыкова М. В., Волкова В. Б. Значение золота на Урале: историко-культурный аспект // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 1А. С. 72-81 (Перечень ВАК 2015, № 771)
  11. Малеко Е. В. Мировоззренческие основания топонимики Южного Урала: историко-культурный аспект // Мировоззренческие основания культуры современной России: сб. материалов VII Междунар. науч. конф./под ред. В. А. Жилиной. Вып 8. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова , 2017. С. 104-108
  12. Малеко Е.В. Пути сохранения своеобразия национальных культур в условиях глобализации (на примере Челябинской области) // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов IX международной научно-практической конференции. 2018. С. 108-112.
  13. Maleko E.V., Kiva-khamzina Yu.L., Rubanova N.A., Karpova E.V., Oleinik E.V., Chernova O.E. How European Design Was Implemented in the Architecture of a Soviet Provincial City: The ‘German Quarter’ of Magnitogorsk // Espacios. Vol. 39 (1). P. 10. («Особенности воплощения европейского проекта в архитектуре советского провинциального города: «немецкий квартал» города Магнитогорска», статья проиндексирована в Scopus)