Работа со студентами на кафедре права и культурологи проводится в трех направлениях.
Воспитательная работа
Цель: формирование толерантной, комфортной среды, где главное место занимают партнерские отношения между старшими наставниками (преподавателями) и студентами
Мероприятия:
- кураторская работа, проведение кураторских часов
- беседы зав. кафедрой ПиК со студентами, имеющие воспитательный характер
- формирование эстетической среды: посещение театров города с последующим обсуждением мероприятий
- совместное участие преподавателей и студентов в научных конференциях, их подготовка и организация
- участие в социальных акциях, мероприятиях вузовского, городского и др. характера.
Учебная работа
Учебно-методические инновации кафедры ПиК в процессе работы со студентами связаны с применением интерактивных методов обучения.
Слово "интерактив" образовано от слова "interact" (англ.), где "inter" - взаимный, "act" - действовать. "Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студентов: активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для инициативы.
Цель данной работы состоит в определении функций и направлений использования интерактивных форм обучения в учебном процессе, а также возможностей их применения в преподавании дисциплин культурологической и правоведческой направленности.
Значение использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения заключается, прежде всего, в повышении качества подготовки специалистов.
Интерактивные методы обучения позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность.
Понятие "интерактивные методы обучения" распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и особенно практических занятий.
Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения:
- чтение проблемных лекций и докладов с активным участием студентов,
- проведение деловых игр,
- тесты,
- анкетирование,
- индивидуальные беседы и тренинги,
- организация работы парами и в командах.
Возможные виды лекционных занятий.
Лекция вдвоем ("блочная" лекция) - проводится двумя преподавателями, стоящими на разных позициях при трактовке определенных тем курса. Она может также проводиться преподавателем и хорошо подготовленными студентами. Основное значение такой лекции состоит, во-первых, в том, чтобы компетентно осмыслить ту или иную позицию с различных точек зрения. Во-вторых, такая лекция позволяет лучше акцентировать внимание студентов на наиболее важной информации. Она учит студенческую аудиторию выделять главное и акцентировать на нем внимание.
Лекция-брифинг позволяет студентам, получив инструкции, задать вопросы, высказать свои мысли, рассуждать вместе с преподавателем. Студентам раздается инструкция, по которой преподаватель ведет свои рассуждения. Студенты, первично осмыслив материал, задают вопросы, высказывают суждения. Затем выдается следующая инструкция и т.д. Лекция с ошибками обычно используется для закрепления ранее изученного материала и контроля за усвоением. Содержание лекций обычно отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать суть ошибок при последующем коллективном обсуждении текста лекции. Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении теоретического материала.
Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Между изложением логических разделов лекции педагог организует беглый обмен мнениями. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места, не вставая. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Данный вид лекции оживляет учебный процесс, позволяет лектору управлять коллективным мнением аудитории.
Лекция-консультация формирует у студентов умение задавать вопросы. Способствует усвоению материала для его практического применения. Она предпочтительна при изучения темы с выраженной практической направленностью. Могут быть следующие варианты ее организации.
- Вопрос - ответы. Преподаватель излагает учебный материал (на это уходит 50-70 % лекционного времени), он акцентирует внимание на ряде нюансов практического применения рассматриваемого теоретического положения, остальное время отвечает на вопросы студентов.
- Вопросы - ответы - дискуссия. За несколько дней до занятия преподаватель знакомит студентов с темой и собирает вопросы в письменном виде. Первая часть занятия проводится в виде изложения основных положений темы и ответов на вопросы аудитории. Вторая часть проходит в форме свободного обмена мнениями по данной проблеме и ответов на дополнительные вопросы студентов. В заключение преподаватель подводит итоги дискуссии.
Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Среди них, прежде всего, можно выделить.
Варианты проведения семинарских занятий в нетрадиционной форме могут быть самыми различными. Это:
- метод обсуждения в малых группах
- ролевая игра
- мозговой штурм
- пресс-конференция
- эстафета
- сюжетно-ролевая игра
- диспут
- творческая мастерская
- конкурс шпаргалок
- творческая гостиная
- семинар-встреча и др.
Использование интерактивных методов обучения студентов специализированным дисциплинам позволяет привлечь интерес к профильным предметам и к реальным процессам; сформировать у них потребность занимать активную жизненную позицию; адаптировать к сложным условиям.
В 2017-2018 учебном году преподавателем кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карповой Е. В. было освоено использование открытых онлайн курсов на портале «Открытоеобразование.рф» в образовательном процессе МГТУ им. Г. И. Носова на учебных занятиях студентов группы АМм-17-1 (15.04.06 Мехатроника и робототехника/Мехатронные системы в автоматизированных производствах), где изучается онлайн курс – «Управление интеллектуальной собственностью - основы для инженеров»).
В 2018 году преподавателем кафедры ПиК, к. филол. н., доц. Малеко Е.В. осуществлялась работа со студентами на портале «Открытоеобразование.рф» по курсу "Культурология" (гр. ГЭ-18).
Научная работа
- Подготовка совместных статей преподавателей и студентов;
- Совместная подготовка и проведение внутривузовской конференции «Пространство культуры провинциального города»;
- Помощь при подготовке докладов для студенческих выступлений на научных конференциях различного уровня;
- Помощь преподавателей при подготовке выпускных квалификационных работ: бакалаврского уровня и магистерских диссертаций.