Кафедра художественной обработки материалов в составе Института строительства, архитектуры и искусства ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И.Носова» осуществляет подготовку студентов по следующим направлениям:
направления подготовки бакалавриата:
- 29.03.04 «Технология художественной обработки материалов»:
1 профиль «Ювелирное дело и художественная обработка природного камня»; профиль;
2 профиль «Технология художественной обработки материалов»;
- 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;
- 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Арт-технологии в декоративно-прикладном искусстве»;
- 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», «Технология и информатика»;
- 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Педагогика дополнительного образования. Декоративно-прикладное искусство и дизайн»;
направления подготовки магистратуры:
- 29.04.04 «Технология художественной обработки материалов», профиль «Технология и дизайн художественно-промышленных изделий»;
- 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественный металл»;
- 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Технологическое образование».
Выпускники, освоившие данные программы, могут осуществлять свою профессиональную деятельность:
- в сфере дизайна и технической эстетики художественно-промышленных и ювелирных изделий и изделий прикладных искусств;
- в сфере научных исследований художественной обработки различных конструкционных материалов искусственного и природного происхождения;
- в сфере оказания услуг населению по ремонту и реставрации художественно-промышленных и ювелирных изделий;
- реализуя индивидуальную творческую деятельность на малом предприятии художественной промышленности в качестве индивидуального предпринимателя (мастер-ювелир, дизайнер по металлу, дереву, керамике, художественному эмалированию и др.);
- в сфере образования учителями технологии и информатики, педагогами в системе дополнительного образования, организаторами творческих студий и мастерских для детей и взрослых.
Некоторые возможные будущие профессии наших студентов:
Предметный дизайнер по производству художественных изделий (предметов интерьера, мебели, ювелирных украшений, керамических изделий и др.)
Предметный дизайнер занимается созданием различных функциональных предметов и изделий. Одной из главных задач предметного дизайна является объединение функциональности, эргономики и эстетики объекта. В процессе работы над новым предметом специалист выполняет все этапы предметного дизайна, которые включают: генерацию идеи, концептуальную проработку, эскизирование, макетирование, трехмерное моделирование, визуализацию, конструирование, прототипирование.
Инженер-технолог художественной обработки материалов
Инженер-технолог художественной обработки материалов является техническим специалистом на различного рода предприятиях: художественно-промышленных производствах, художественных мастерских, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах. Специалист должен иметь профильное образование, уметь производить технические расчеты и разрабатывать рациональные методы обработки материалов, изготовления конструкции изделия, иметь понятие об основах выполнения технологических процессов реновации, знать методы обновления ресурса различного оборудования, разбираться в способах вторичной обработки материалов и многое другое.
Инженер-конструктор \ Дизайнер-конструктор
Эти специалисты занимаются разработкой и созданием разнообразной продукции, её дизайн-проектом, концепцией, осуществляют подбор эргономичных, безопасных и качественных материалов, конструкций и технологий, необходимых для реализации дизайн-проекта.
Инженер-технолог по оценке качества на художественно-промышленном предприятии
Это специалист в области обеспечения и контроля качества выпускаемой продукции на производстве. Специалист этого профиля ведет работу по улучшению технологий контроля качества изделий, внедряет современные методики, обеспечивает управление и администрирование процессов по обеспечению культуры производства, качества выполнения отдельных операций и в целом конечного продукта.
Инженер по 3D моделированию и прототипированию художественно-промышленных изделий
Это специалист, отвечающий за создание трёхмерных цифровых моделей и физических объектов – прототипов новых продуктов на базе разработанных трёхмерных цифровых моделей, используемых для проверки дизайна и функциональности продукта, прежде чем он будет запущен в серийное производство. Он создает компьютерные модели конструкций с использованием инженерного программного обеспечения, составляет сметы расходов на новые изделия исходя из различных вариантов конструкции и материалов, проводит инженерные испытания прототипов и т.д.
Специалист по декоративно-прикладному искусству
(мастер по художественной обработке камня, дерева, керамики и т.д.)
Специалист по декоративно-прикладному искусству создает различные предметы искусства по образцу или заданию заказчика. Его деятельность охватывает практически все виды искусства. Такой специалист может быть и художником-оформителем, и дизайнером-проектировщиком предметов декоративно-прикладного характера из самых разных материалов. По заказу он может разработать индивидуальный эскиз и воплотить его в жизнь. Таким образом, такие специалисты могут выполнять обязанности декораторов, дизайнеров, реставраторов, художников. Они могут организовывать собственные предприятия художественной промышленности в качестве индивидуальных предпринимателей, работать на художественно-промышленных производствах, в мастерских художественной обработки тех или иных материалов (камня, металла, дерева, керамики, художественного эмалирования и т.д.), преподавать в профильных образовательных учреждениях и работать в музеях.
Дизайнер ювелирных украшений
Профессиональная деятельность дизайнера ювелирных украшений связана с предприятиями и организациями, занимающихся ювелирным производством. Он разрабатывает различные по сложности эскизы и проекты ювелирных изделий и бижутерии в соответствии с полученными заказами от клиентов, либо в соответствии со своими собственными творческими задачами. Он обладает навыками работы ювелира для создания готового ювелирного украшения (механическая обработка, монтировка, полировка, закрепка камней и т.п.) по эскизу или проекту, умеет обрабатывать различные виды металлов и других материалов.
Мастер-ювелир
Профессиональная деятельность мастера-ювелира связана с предприятиями и организациями, занимающихся ювелирным производством, а также ремонтом и реставрацией ювелирных изделий. Основная деятельность связана с художественной обработкой драгоценных камней и металлов, с созданием и отделкой ювелирных изделий по готовым эскизам, а также с их реставрацией и ремонтом. К основным обязанностям ювелира относится изготовление уникальных и эксклюзивных ювелирных изделий, а также проведение исследований в области разработки новых материалов и технологий для создания ювелирных изделий. Ювелирные мастера могут работать в частных мастерских, ломбардах, ювелирных лавках, на ювелирном предприятии.
Педагог изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
Разрабатывает и реализует образовательные программы по декоративно-прикладному искусству на основе требований ФГОС. Основным направлением деятельности является работа в организациях дополнительного образования: центрах детства и юношества, детских и семейных клубах, творческих художественных студиях, преподавание в них профильных предметов.
Учитель технологии и информатики
Это педагоги, осуществляющие обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемых предметов, способствующих развитию у учащихся логики мышления, приобретению учащимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо из массовых профессий. Также эти педагоги обучают учащихся теории и практике работы с IT-технологиями.