Новости институтов и факультетов
- Подробности
- Категория: Кафедра иностранных языков по техническим направлениям
Кафедра иностранных языков по техническим направлениям имеет богатую историю. Изначально кафедра имела название "Кафедра иностранных языков", которая была создана в горно-металлургическом институте 30 ноября 1942 года.
Первой заведующей кафедрой была Тиховидова Любовь Михайловна (1942г. – 1951г.). В последующие годы кафедрой руководили:профессор, кандидат педагогических наук Николаев Алексей Михайлович (1952г. –1972г.), доцент, кандидат технических наук Ищенко Петр Иванович (1972г. – 1974г.), доцент, кандидат педагогических наук Стеблянко Эмма Алексеевна (1974г. – 1975г.), доцент, кандидат педагогических наук Сировский Эльмарк Моисеевич (1976г. –1986г.), доктор филологических наук, профессор Людмила Ильинична Антропова (1987-2017г.)
В настоящее время кафедрой руководит доцент, к.ф.н. Зеркина Наталья Николаевна.
На кафедре работало 2 секции: секция английского языка (заведующая секцией Беленькая Мира Захаровна, Панова Евгения Алексеевна) и секция немецкого языка (заведующая секцией Гончарова Людмила Георгиевна). Коллектив кафедры составляли такие педагоги как: Кузина А.А., Матвеев С.И., Лазарева В.П., Кузьмина Л.П., Баян А.И., Носкова Н.П., Теплякова Н.А., Соловьева Л.И., Кулакова З.Л., Извекова Л.И., Ионова А.Н., Лебедева С.М., Тумбасова Л.Ф., Лешер О.В., Гудкова И.А., Биличенко В.И., Голубева В.Н., Астахова Л.И., Огаркова А.П., Ильин Ю.В., Михайлова В.И. и др. Тумбасова Л.Ф., Гончарова Л.Г., Калашникова Л.М., Теплякова Н.А. в 80-х гг. повышали свою квалификацию в Лейпцигском университете (Германия); Ищенко П.И. и Огаркова А.П. – в США, Шумков А.И. – в Испании в качестве переводчика. Ильин Ю.В. в настоящее время проживает в г. Брайтоне (США).
В 1994 году произошло разделение кафедры, в связи с этим, были образованы две кафедры: "Кафедра иностранных языков №1" и "Кафедра иностранных языков №2". Возглавила кафедру Иностранных языков №2 Михайлова Валентина Ивановна, профессор, доктор филологических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук РФ, редактор журнала «Теория и практика перевода».
В феврале 2010 года был назначен, а в 2011 году избран на должность заведующего кафедрой Дозоров Евгений Викторович, кандидат педагогических наук, доцент.
В 1997 году в соответствии с решением Ученого Совета МГТУ им. Г.И. Носова (протокол № 5 от 9.08.1997) и заключением УМО № 85-01-277ин от 04.11.1997 кафедра иностранных языков №1 начала подготовку студентов с присвоением им дополнительной (к основной) специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (английский, немецкие языки).
С 2009 года кафедра осуществляет подготовку студентов по специальности 031300 «Теоретическая и прикладная лингвистика» и с 2011 - бакалавров по направлению 035700 «Лингвистика»: профиль «Теоретическая и прикладная лингвистика».
В 2013 году в результате объединения кафедры Иностранных языков и кафедры Иностранных языков №2 образовалась кафедра Иностранных языков по техническим направлениям.
Тесную связь с кафедрой поддерживает бывшая заведующая секцией немецкого языка Калашникова Любовь Михайловна, кандидат филологических наук, профессор кафедры гуманитарных наук Магнитогорской государственной консерватории.
В ОАО «ММК» в протокольном отделе переводчиками работают преподаватели кафедры: Шумков А.И., Чернова Л.В. 01.09.2017Г.
- Подробности
- Категория: Кафедра химии
Шишкова Галина Геннадьевна – заведующая лабораторией, ауд. 423
- Телефон: (3519) 29-85-04
- Часы работы: понедельник – четверг с 8-00 до 17-00, пятница с 8-00 до 16-00.
На кафедре химии имеется база для учебы и научной работы студентов, освоения ими современных методов исследования и возможности непосредственного участия в создании новых материалов, опираясь на фундаментальные знания, полученные при изучении общетеоретических и специальных курсов.
Для обеспечения подготовки по существующим направлениям, для реализации лабораторных практикумов и научно-исследовательской деятельности студентов на кафедре созданы и оснащены лаборатории физики и химии полимеров, общей химической технологии, физико-химических и реологических методов исследования материалов и др. Лаборатории оснащены современным оборудованием:
1. Прибор ИИРТ (позволяет определять показатель текучести расплава и реологические кривые течения полимеров).
2. Универсальные испытательные машины (позволяют проводить испытания различных материалов (бумаги, картона и гофрокартона, полимеров, металлов, комбинированных материалов) на растяжение, разрыв, удлинение, сжатие, расслаивание).
3. Климатическая камера тепла, влаги, холода (позволяет определять влияние климатических факторов на упаковку при транспортировке и хранении, а также определять коррозионную стойкость упаковочных материалов).
4. Прибор для определения впитываемости (позволяет определять впитываемость бумаг (картонов) при одностороннем смачивании).
5. Прибор совмещенного термогравиметрического анализа и дифференциальной сканирующей калориметрии (используется для идентификации материалов и описания их свойств, позволяет измерять энтальпию превращений и реакций, а также температуры этих процессов).
6. Оптические микроскопы (позволяют изучать морфологические свойства волокнистых материалов и кристаллическую структуру полимеров).
7. Комплекс оборудования по рециклингу полимерных и металлических упаковочных материалов и изделий из бумаги, картона и гофолкартона (микроразмельчитель тканей, флотационная машина, установка для проведения электролиза, мельница роторная, центрифуга).
8. Оборудование для проведения аналитических исследований (весы аналитические, иономеры, колориметры фотоэлектрические, спектрофотометр, кондуктометры, рефрактометры, вискозиметры).
9. Камера соляного тумана (позволяет проводить коррозионные испытания в атмосфере различного состава).
10. Установки для испытания упаковочных материалов на прокол, трение и износостойкость.
На базе лабораторий кафедры проводятся исследования полимерных и других материалов, а также существует возможность оказывать целый комплекс услуг сторонним организациям:
- входной и выходной контроль качества сырья и материалов;
- исследование вторичных полимеров и подбор оптимальных условий их переработки;
- проведение длительных испытаний упаковочных и других материалов на коррозийную стойкость в различных климатических режимах;
- проведение сравнительных испытаний новых видов материалов;
- определение эксплуатационных свойств (смачиваемости, паропроницаемости) упаковочных материалов;
- определение деформационно-прочностных свойств;
- подбор флотореагентов для улучшения качества вторичного бумажного сырья;
- Подробности
- Категория: Кафедра химии
Направление: 29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства
Профиль: Брендинг и химическое моделирование
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает высокотехнологические цифровые химические, и другие технологии, используемые в создании и моделировании конкурентоспособных инновационных продуктов и материалов, а также товаров промышленного и народного потребления.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются процессы химического моделирования, компьютерного проектирования и брендинга полученной продукции, программные средства (Chemcraft, HiperChem, Q-Chem, Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Illustrator, Artios Cad, 3D Max), специализированные базы данных, методы проектирования технологических и производственных процессов.
Направление: 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья
Профиль: Технология и организация индустриального производства кулинарной продукции и кондитерских изделий
Целью данного направления подготовки бакалавров является подготовка квалифицированных кадров для предприятий индустрии питания.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
- научно-исследовательская;
- проектная.
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
- ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);
- ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
научно-исследовательская деятельность:
- участие в анализе научно-технической информации, результатов отечественных и зарубежных исследований применительно к сфере своей профессиональной деятельности и их применении в практической работе;
- участие в исследованиях технологических и производственных процессов, проведение измерений, обработка экспериментальных данных, анализ и использование результатов, подготовка материалов для составления научных обзоров, публикаций и отчетов;
- разработка технологий обогащенных продуктов лечебно-профилактического назначения с использованием растительных компонентов;
- создание новых композиционных материалов или переработка вторичных продуктов промышленных предприятий в композиты для их дальнейшего применения;
- химическое моделирование на основе цифровых технологий, что является перспективным направлением в сфере химического производства и продвижения продукции на рынок;
- анализ свойств инновационных материалов с помощью современных инструментальных методов;
- разработка неотъемлемых элементов бренда для различных фирм и организаций с применением компьютерных технологий, проектирования и дизайна.
проектная деятельность:
- участие в подготовке исходных данных и участие в проектировании изделий и разработке технологических процессов, технологических линий и комплексов, а также бренда продукции и организаций;
- участие в развитии производства функциональных пищевых продуктов и организации общественного питания для сохранения здоровья населения;
- участие во внедрении инновационных технологических процессов и оборудования для повышения эффективности производства, освоения новых сегментов рынка;
- участие в технико-экономическом обосновании и оценке эффективности внедрения проектных решений.
- Подробности
- Категория: Кафедра химии
Кафедра химии в Магнитогорском горно-металлургическом институте была организована в 1934 году по приказу Главного Управления Учебными заведениями № 26/689 от 27.12.34 г. Одновременно были созданы и оснащены лаборатории общей химии, качественного, количественного, технического анализа и физической химии.
Первым заведующим кафедрой был утвержден к.х.н. Лапин Никонор Никитьевич, который возглавлял работу на кафедре до1946 г. и за большую научную и педагогическую деятельность был награжден медалями "За трудовое отличие" и "За доблестный труд".
В годы Великой Отечественной войны на кафедре было организовано производство остродефицитных реактивов и медикаментов для госпиталей города, кроме того, преподаватели и сотрудники кафедры были задействованы в выполнении военных правительственных заказов в цехах и лабораториях Магнитогорского металлургического комбината.
В последующие годы руководство учебной и исследовательской деятельностью кафедры осуществляли: 1946 - 1948 г.г. – профессор, к.х.н. Офер Виктор Акимович; 1948 – 1950 г.г. – к.т.н. Западинский Марк Борисович; 1950 – 1964 г.г. - к.т.н. Рязанов Иван Петрович; 1964 - 1975 г.г. - к.х.н., доцент Чистота Василий Демьянович; 1975 - 1987 г.г. и 1990 - 1996 г.г. - к.х.н., доцент Луговой Станислав Викторович; 1987 - 1990 г.г. - Шерстобитов Михаил Афанасьевич; 1996 - 2000 г.г. к.т.н. Савинчук Людмила Григорьевна.
В 1999 году кафедра химии МГТУ одной из первых в России открыла специальность 072500 "Технология и дизайн упаковочного производства". С открытием новой специальности кафедра была переименована в кафедру "Общей и прикладной химии" и приобрела статус выпускающей кафедры (приказ № 62/0 от 30.12.99 г.).
В 2000 году кафедру возглавила к.т.н., доцент, почетный работник высшего образования Медяник Н.Л. При ее активном участии в 2001 году в МГТУ были открыты специальности 270900 "Технология мяса и мясопродуктов", 271100 "Технология молока и молочных продуктов", а в 2002 году - специальность 072006 "Стандартизация и сертификация в пищевой промышленности". В 2004 году кафедра О и ПХ (общей и прикладной химии) была переименована в ХТП и УП (химии, технологии пищевых и упаковочных производств).
В настоящее время заведующая кафедрой Медяник Надежда Леонидовна является членом президиума УМО в области технологии сырья и продуктов животного происхождения при МГУ прикладной биотехнологии, членом учебно-методической комиссии по направлению технология полиграфического и упаковочного производства при МГУ печати, членом Европейской академии естественных наук (г. Ганновер, Германия).
Преподавателями кафедры читаются 48 дисциплин химического, химико-технологического и биотехнологического циклов. Такое число дисциплин обусловлено не только открытием новых специальностей на самой кафедре, но и увеличением числа специальностей, выпускаемых МГТУ. Для обеспечения подготовки по данным специальностям, для реализации лабораторных практикумов и научно-исследовательской деятельности студентов на кафедре созданы и оснащены лаборатории физики и химии полимеров, общей химической технологии, физико-химических и реологических методов исследования упаковочных материалов и др.
С 2005 года кафедра является членом Ассоциации производителей упаковочного и перерабатывающего оборудования «ПАКМАШ».
В апреле 2007 года кафедрой ХТП и УП был организован и проведен международный семинар «Современное гальваническое производство. Новейшие разработки компаний ATOTECH И ATOTECH-CHEMETA» с участием представителей зарубежных фирм.
За время существования кафедры 27 преподавателей защитили кандидатские диссертации. Преподаватели кафедры ведут активную методическую и плодотворную научно-исследовательскую деятельность, постоянно повышают квалификацию на ФПК при МГТУ, МГУПБ
(г. Москва), УрФУ (г. Екатеринбург), УГЛТУ (г. Екатеринбург), МГУ печати (г. Москва).
С 01.10.2006 г. произошло разделение кафедры ХТП и УП на две кафедры: кафедру «Химии, технологии пищевых и упаковочных производств» (зав. кафедрой Медяник Н.Л.) и кафедру «Стандартизации, сертификации и технологии продуктов питания» (зав. кафедрой Барышникова Н.И.). С 19.11.2008 г. кафедра ХТП и УП переименована в кафедру химии, технологии упаковочного производства (ХТУП) (пр. № 297/о от 01.12.2008 г.).
С 01.09.2013 г. кафедра ХТУП переименована в кафедру «Химии» (пр. № 268/о от 27.08.2013 г.).
C 10.01.2020 г. Кафедра «Стандартизации, сертификации и технологии продуктов питания» присоединена к кафедре «Химии» (пр. № 10-30/682 от 07.11.2019 г.)
- Подробности
- Категория: Кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации
- Подробности
- Категория: Кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации
- Байбулатова (Деревскова) Елена Николаевна. Грамота за активное участие в проекте «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения». Награждена ректором НОУДПО «Институт «Айти»» Морозовым И. О., 13.11.2012.
- Байбулатова (Деревскова) Елена Николаевна. Почетная грамота за организацию городского конкурса "Международный день родного языка - 2012", 15.03.2012.
- Гневэк Ольга Владимировна. Почётная грамота за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для системы образования города Магнитогорска и Челябинской области и в связи с 80-летним юбилеем образовательного учреждения. Награждена министром А. И. Кузнецовым.19.12.2012
- Гневэк Ольга Владимировна. Почётная грамота за высокопрофессиональный и добросовестный труд. Награждена ректором ФГБОУ ВПО «МаГУ» В. П. Семёновым, 23.03.2012.
- Деревскова Е. Н., Зюлина О.В., Клинкова И. С., Соколова Е.П., Франчук О. В., Чурилина Л. Н., Шулежкова С. Г. Благодарственное письмо МОУ ДПОПР «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы» г. Магнитогорска. 26.08.2013. Награждены директором МОУ ДПОПР «ЦПКИМР» О. И. Бирюк.
- Зюлина Ольга Владиславовна. Грамота за активное участие в проекте «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения». Награждена ректором НОУДПО «Институт «Айти»» Морозовым И. О., 13.11.2012
- Зюлина Ольга Владиславовна. Почетная грамота за организацию городского конкурса "Международный день родного языка - 2012", 15.03.2012.
- Зюлина Ольга Владиславовна. Почётная грамота за высокопрофессиональный и добросовестный труд. Награждена ректором ФГБОУ ВПО «МаГУ» В. П. Семёновым, 10.12.2012.
- Зюлина О. В. Соколова Е. П. Чурилина Л. Н. Благодарственное письмо ректората и научной части ФГБОУ ВПО «МаГУ» за подготовку призёра Открытого конкурса ФГБОУ ВПО «МаГУ» на лучшую научно-исследовательскую работу студентов. Награждены проректором по НРиМС ФГБОУ ВПО «МаГУ» Абрамзоном М. Г., 2013.
- Клинкова И. С. Благодарственное письмо (грамота) за организацию праздника славянской письменности в городской библиотеке от «Объединения городских библиотек». Награждена директором МКУК ОГБ Потаповой Э. А., заведующей библиотекой №2 Борюшкиной Н. И., 2013.
- Клинкова И.С. Диплом за большую работу с одаренными детьми. Награждена главой города г. Магнитогорска Е.Н. Тефтелевым, 2013
- Клинкова И. С. Благодарственное письмо за активное участие в XXXIV городской научно-практической конференции Магнитогорского научного общества учащихся «Искатели, мыслители XXI века». Награждена начальником управления образования г. Магнитогорска А. В. Хохловым, 2014.
- Клинкова И. С. Благодарность за активное сотрудничество с администрацией МКУК «Объединение городских библиотек» и участие в проведении мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры. Награждена директором МКУК «ОГБ» Э. А. Потаповой, май 2014.
- Клинкова И.С. Благодарность Министерства образования и науки Челябинской области за организацию в 2014 году на базе частного учреждения ОАО «ММК» «Детский оздоровительно-образовательный комплекс» учебно-тренировочных сборов кандидатов в сборные команды школьников Челябинской области для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Награждена министром А. И. Кузнецовым, 08.07.2014 №01/2185.
- Соколова Елена Петровна. Почётная грамота за высокопрофессиональный и добросовестный труд. Награждена ректором ФГБОУ ВПО «МаГУ» В. П. Семёновым, 10.12.2012.
- Соколова Елена Петровна. Почетная грамота за организацию городского конкурса "Международный день родного языка - 2012", 15.03.2012.
- Соколова Е. П. Благодарственное письмо ректората и научной части ФГБОУ ВПО «МаГУ» за подготовку призёра Открытого конкурса ФГБОУ ВПО «МаГУ» на лучшую научно-исследовательскую работу студентов. Награждена проректором по НРиМС ФГБОУ ВПО «МаГУ» Абрамзоном М. Г., 2013
- Франчук Оксана Валерьевна. Почётная грамота за высокопрофессиональный и добросовестный труд. Награждена ректором ФГБОУ ВПО «МаГУ» В. П. Семёновым, 10.12.2012.
- Чурилина Любовь Николаевна. Почётная грамота за высокопрофессиональный и добросовестный труд. Награждена ректором ФГБОУ ВПО «МаГУ» В. П. Семёновым, 23.03.2012.
- Чурилина Любовь Николаевна. Почётная грамота за высокопрофессиональный и добросовестный труд. Награждена ректором ФГБОУ ВПО «МаГУ» В. П. Семёновым, 10.12.2012.
- Чурилина Любовь Николаевна. Почетная грамота за организацию городского конкурса "Международный день родного языка - 2012", 15.03.2012.
- Чурилина Л. Н. Благодарственное письмо ректората и научной части ФГБОУ ВПО «МаГУ» за подготовку призёра Открытого конкурса ФГБОУ ВПО «МаГУ» на лучшую научно-исследовательскую работу студентов. Награждена проректором по НРиМС ФГБОУ ВПО «МаГУ» Абрамзоном М. Г., 2013
- Шулежкова С. Г. Диплом II степени, полученный на Всероссийском конкурсе научных изданий за словарь «И жизнь, и слёзы, и любовь…». Март 2013 г., Россия, г. Вятка.
- Подробности
- Категория: Кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации
Все преподаватели кафедры активно занимаются научной работой, ежегодно публикуют результаты своих трудов в монографиях, статьях, учебных пособиях, систематически повышают свой учебно-методический опыт через стажировки и курсы ФПК.
Гранты
Канд. филол. наук, доц. Л. Н. Мишина выиграла ряд грантов:
- в 2006 г. – грант правительства Челябинской области для молодых преподавателей, аспирантов и студентов по теме «УСК Супрасльской рукописи как материал для воссоздания языковой картины мира средневекового славянина»,
- в 2009 г. – один из исполнителей гранта общероссийской школы молодых учёных, проводимого в рамках проекта НК-458П «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в целях развития общероссийской мобильности» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина),
- 3 мая 2010 г. – грант благотворительного фонда В. Потанина, о чём свидетельствует диплом за подписью генерального директора этого благотворительного фонда;
- в 2011 г. – совместная программа «Иммануил Кант II» Министерства образования и науки РФ и DAAD (Deutscher Academischer Austausch Dienst): научно-исследовательские стипендии и научные стажировки (Immanuel-Kant-Forschungsstipendien und -aufenthalte). Проект № 15147 «Историко-этимологическое исследование славянской идиоматики» (продолжительность: с 15.09.2011 по 15.12.2011).
Канд. филол. наук, доц. Н.В. Позднякова является обладателем следующих грантов:
- Обладатель следующих грантов: 2015-2016 гг. – международный грант, поддержан РГНФ (Россия) и НИИС (Германия): «Публицистический арсенал общественных движений в России и Германии. Вербальные средства преодоления конфликтов и достижения толерантности» (№ 15-24- 06001а(м)); 2016-2017 – грант, поддержанный Министерством образования и науки РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык»: «Историко-лингвистический комплекс как компонент действующей системы электронной поддержки изучения русского языка различными группами обучающихся и дистанционного образования на русском языке» (соглашение № 09.z71.25.0152);
- 2019-2021 – международный грант, поддержанный РФФИ и Национальным научным фондом Болгарии «Новая фразеология в новой Европе: русские и болгарские сверхсловные неологизмы в современном коммуникативном пространстве» (№ 19-512-18005\19).
В 2007 г. проф. О. В. Гневэк выиграла грант РГНФ «Развитие креативности, или дюжина приёмов остроумия» 08-06-94 007а /А.
Канд. филол. н. Бужинская Д.С. - июнь 2016г. – грант Посольства Франции в РФ для студентов не лингвистических специальностей на изучение французского языка.
Д. филол. н., профессор Шулежкова С.Г. – август 2016 – грант Минобрнауки РФ «Историко-лингвистический комплекс как компонент действующей системы электронной поддержки изучения русского языка различными группами обучающихся и дистанционного образования на русском языке» (реализация федеральной целевой программы «Русский язык на 2016-2020 годы», соглашение № 09.z71/25/0152).
Организация научных конференций и симпозиумов
В 2003 г. кафедра совместно с научно-исследовательской словарной лабораторией организовала и провела международную научную конференцию «Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе».
В 2005 г. совместно с историческим факультетом была организована и проведена международная конференция «Россия – Польша: филологический и историко-культурный дискурс».
В 2008 г. проведена международная заочная конференция по русскому языку «Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения в ближнем зарубежье»
В ноябре 2009 г. и 2011 г. проведён международный симпозиум «Русская лексикография и фразеография в контексте славистики: теория и практика».
В ноябре 2014 г. проведён международный симпозиум «Русская культура как объект современной лексикографии и фразеографии».
В апреле 2015 г. проведена внутривузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и истории языка».
Научно-исследовательская работа кафедры в настоящее время ведется по четырём основным направлениям: «Актуальные проблемы теории и истории языка», «Актуальные проблемы средств массовой коммуникации», «Методика преподавания русского языка», «Формирование коммуникативной культуры личности».
С 23 по 25 ноября 2017г. Кафедра совместно с научно-исследовательской словарной лабораторией НИИ ИАФ проводила международную научную конференцию «Россия в поисках мирного решения социальных, межконфессиональных и межэтнических конфликтов».
Международная деятельность
Кафедра активно сотрудничает с Институтом славистики Эрнст-Мориц-Арнд-университета (г. Грайфсвальд, Германия) и университетом Св. Паисия Хилендарского (г. Пловдив, Болгария).
- Подробности
- Категория: Кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации
Атеева П.А. |
Деловая коммуникация на русском языке Информационные технологии в СМИ Профессиональный имидж журналиста |
Деревскова Е.Н. |
Деловая коммуникация на русском языке Коммуникативный синтаксис Практикум по русскому языку Современный русский язык |
Дорфман О.В. |
Актуальные проблемы речевого развития учащихся: теории и технологии Актуальные проблемы современности и СМИ Деловая коммуникация на русском языке Методика преподавания русского языка в школе Мотивационные образовательные технологии на различных этапах историко-филологического образования Проектирование и мониторинг в образовании Проектирование эвристических технологий в историко-филологическом образовании Система СМИ Текст и дискурс Эффективная коммуникация |
Мишина Л.Н. |
Деловая коммуникация на русском языке Практикум по русскому языку Эффективная коммуникация |
Подгорская А.А. |
Актуальные проблемы современности и СМИ Деловая коммуникация на русском языке История журналистики Концептуализация действительности Проектирование технологий по сбору и систематизации информации в историко-филологическом образовании Стилистика Текст и дискурс Техника речи и невербальное поведение журналиста Филологический анализ текста |
Позднякова Н.В. |
Деловая коммуникация на русском языке Методика и методология научного исследования Нормативность устной и письменной речи Практикум по школьному курсу орфографии и пунктуации Проектная деятельность Современный русский язык Функциональная грамматика |
Пономарёва Л.Д. |
Актуальные проблемы речевого развития учащихся: теории и технологии Деловая коммуникация на русском языке Управление образованием |
Франчук О.В. |
Введение в языкознание Деловая коммуникация на русском языке Древние языки и культуры Историко-лингвистический комментарий Историческая грамматика русского языка История русского литературного языка Развитие этимологической компетенции Старославянский язык Теория языка Язык в контексте культуры |
Чернова О.Е. |
Актуальные проблемы современности и СМИ Введение в когнитивную лингвистику Деловая коммуникация на русском языке История и актуальные проблемы массмедиа Концептуализация действительности Основа теории журналистики Основы теории коммуникации Современные коммуникативные технологии Социология массовых коммуникаций Текст и дискурс Теория коммуникации |
Чурилина Л.Н. |
Введение в когнитивную науку Лингвистика текста Основы филологии Современный русский язык Теория текста Теория языка Филология в системе современного гуманитарного знания |
- Подробности
- Категория: Кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации
Список кураторов групп кафедры
ИПОб-23-1 | Подгорская Анна Вячеславовна |
ИЖб-23-1 | Чернова Оксана Евгеньевна |
ИПОб-22-1 | Франчук Оксана Валерьевна |
ИПОб-21-1 | Позднякова Наталья Викторовна |
ИЖб-20-1,2 | Чернова Оксана Евгеньевна |
ИЖб-20-2 | Максимова Альбина Муратжановна |
ИПОб-20-1 | Дорфман Оксана Вячеславовна |
ИПОб-19-1 | Деревскова Елена Николаевна |
ИПОм-22-1 | Пономарёва Любовь Дмитриевна |
На кафедре организована работа 4-х проблемных научных студенческих групп. За последние пять лет было подготовлено более 100 научных студенческих докладов для участия в региональных и всероссийских научно-практических конференциях, под руководством преподавателей кафедры ежегодно проходят защиты выпускных квалификационных работ. Научная работа наших студентов занимают призовые места во Всероссийских конкурсах научных работ по разделу «Гуманитарные науки».
Стало уже доброй традицией ежегодное проведение преподавателями кафедры весной Месячника русского языка, в рамках которого проходят конкурсный диктант, лингвистическая олимпиада и конкурс эссе, посвящённые юбилейным датам российских писателей и лингвистов.
Ежегодно кафедра организует празднование Дня славянской письменности и культуры в университете и на различных городских площадках; проводит тематическую научно-практическую конференцию «СМИ и общество» и издает сборники материалов конференции.
Кафедра организовала и активно развивала студенческие СМИ-проекты: литературно-публицистический журнал направления «Журналистика» – «5 этаж» (с 2005 г., к началу 2012 г. издано 20 номеров) и сайт отделения журналистики (с 2009 г.), в его структуре – радиожурнал «Ритм» (в данный момент – на площадке социальной сети ВК). На национальном конкурсе «Медиапоколение» проекты неоднократно награждались дипломами за подписью министра образования. Все медиапроекты кафедры неоднократно отмечались дипломами на международных фестивалях студенческих СМИ «Жираф СМИ» и других творческих конкурсов и фестивалей. Авторские работы студентов, размещенные в СМИ кафедры, неоднократно завоевывали призовые места на журналистских форумах разного уровня и становились основой успешной карьеры.
В последние годы студенты кафедры становились членами Союза Российских писателей, победителями конкурса при ГСД г. Магнитогорска «Город и мы», конкурса «Журналистский подвиг» при Общественной палате г. Магнитогорска, творческого конкурса «Созвездие мужества» при МЧС, конкурса администрации Челябинской области «Ты – лучший», областного этапа Всероссийского молодежного конкурса «Профсоюзный лидер», дважды – именными стипендиатами фонда А.И. Солженицына, стипендиатом губернатора Челябинской области, неоднократно – стипендиатами фонда В. Потанина, стипендиатом Законодательного собрания Челябинской области, стипендиатом Президента РФ, победителем и призёром Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал».
Под патронатом преподавателей кафедры студенты принимают участие во Всероссийских творческих проектах. Так, в 2013 г. результатом активной работы студентов стала публикация книги «Говорят герои Великой Победы. Диалог поколений. Магнитка – подвиг тыла» в рамках федерального проекта социально-аналитической газеты «Аргументы недели».
Под руководством профессора кафедры, д. филол. наук Шулежковой С.Г. студенты активно участвуют в создании научных трудов. Так, в 2018 г. был издан словарь крылатых выражений из мультфильмов «Не смешите мои подковы!» (Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. 180 с.), а в 2020 г. – словарь «Цветные революции конца XX – начала XXI столетия» (Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2020. 76 с.).
Ежегодно коллектив кафедры проводит ряд традиционных общегородских и внутривузовских мероприятий для студентов и школьников:
- городской Конкурс ораторов (с 1995 г.) (совместно с управлением образованием администрации г. Магнитогорска);
- общевузовские студенческие Дебаты (с 2000 г.) (совместно с управлением образованием администрации г. Магнитогорска);
- городской Фестиваль ученических СМИ «Зоркое сердце» (с 2010г.) (совместно с управлением образованием администрации г. Магнитогорска);
- творческая встреча студентов, выпускников и абитуриентов отделения журналистики «Живой журнал» (с 2006);
- внутривузовский фотоконкурс «Студент отделения журналистики и филологии талантлив во всем».
Кафедра регулярно привлекает внимание студентов и широкой общественности к значимым календарным датам: проводит флешмобы, круглые столы, публикации в городских СМИ к Международному дню грамотности, Международному дню родного языка, Дню русского языка, Дню солидарности журналистов, Дню памяти журналистов, Дню печати и Дню радио и т.д. На кафедре регулярно проводятся творческие встречи с журналистами, творческими деятелями, медиаперсонами, политиками и общественными деятелями города и региона. Преподаватели и студенты принимают участие в заседаниях творческих городских литературных объединений и «Киноклуба», являются волонтерами культурно-массовых городских мероприятий: Фестиваля «Половодье», фестиваля «Анева», «Карнавал у Пушкина». Преподаватели кафедры сотрудничают с информационными структурами г. Магнитогорска, выступая в качестве членов жюри различных творческих конкурсов: «Город и мы» при ГСД г. Магнитогорска, «Мисс-медиа».
- Подробности
- Категория: Кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации
Кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации является выпускающей по направлениям подготовки: Педагогическое образование (Русский язык и литература), Журналистика, Филология (Филологическое обеспечение современной коммуникации), Лингвистика (Теория языка и прикладная лингвистика), Педагогическое образование (Теория и технологии преподавания русского языка и литературы).
Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров в современных условиях имеет определяющее значение для стратегического развития страны в целом. Выпускник по направлению «Педагогическое образование» – это педагог, обладающий общекультурными (универсальными) и профессиональными компетенциями, способный решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
Профессиональные журналисты располагают широким спектром возможностей для реализации своего творческого потенциала, активного участия в разных сферах жизни общества, управления информационными потоками и формирования общественного мнения. Выпускников отделения журналистики ждут в газетах, журналах, на радио и телевидении, в отделах по связям с общественностью, информационно-рекламных и пресс-службах, а также в информационных агентствах и медиаресурсах Интернета.
Филологическое образование играет ведущую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии её морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также в продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. В основе образовательной модели лежит компетентностный подход, воплощению которого способствуют такие принципы учебной работы, как использование инновационных форм и активных методов обучения, контекстного подхода в преподавании.
В процессе обучения по профилю «Русский язык и Литература» студенты изучают дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла; математического и естественно-научного цикла; профессионального цикла. Система дисциплин профессионального цикла по данной программе включает изучение структуры русского языка и его функционирования (стилистический, социолингвистический, лингвокультурологический и прагматический аспекты); традиционных и инновационных технологий обучения русскому языку, и литературе, базирующихся на современных достижениях методики, что позволяет выпускнику не только получить глубокие знания в области современных направлений лингвистики и литературоведения, но и овладеть практическими навыками, предусмотренными ФГОС ВПО. Обучение по профилю «Русский язык и Литература» помогает приобщиться к мировому литературному наследию, а также получить представление о развитии и современном состоянии теоретического литературоведения. Кроме того, студенты овладевают различными методиками изучения литературного произведения.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.
Бакалавр направления «Русский язык и Литература» готовится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая (работа в сфере образования в качестве учителей русского языка и литературы);
- культурно-просветительская (в издательствах; в архивах; в туристических и экскурсионных организациях; референтом; в сфере массовой коммуникации; в органах государственного управления и местного самоуправления в качестве координаторов взаимодействия учреждений образовательного профиля и т.д.);
- научно-исследовательская (собственная научно-исследовательская деятельность, в том числе в процессе обучения в магистратуре, а также руководство учебно-исследовательской деятельностью учеников).
В процессе обучения по профилю «Журналистика» студенты изучают дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла; математического и естественно-научного цикла; профессионального цикла. В результате изучения дисциплин профессионального цикла по данной программе студент овладевает знаниями основ теории коммуникации, спецификой журналистской профессии; понимает природу современного информационного общества и взаимосвязанность проблем свободы и социальной ответственности в журналистике, а также важность следования принципам информационной безопасности.
Бакалавр направления «Журналистика» готовится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения к следующим видам профессиональной деятельности:
- авторская деятельность – создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики;
- редакторская деятельность – приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ материалов в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
- организационно-управленческая деятельность – участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов;
- производственно-технологическая деятельность – участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы, интернет-СМИ на базе современных технологий.
Направление подготовки «Журналистика» более подробно представлено на сайте http://campus74.ru/
Лица, освоившие бакалаврскую программу, могут продолжать обучение в магистратуре по магистерским программам «Теория и технологии обучения русскому языку и литературе», «Инновационное обучение русскому языку и литературе».
Магистерская программа «Теория и технологии обучения русскому языку и литературе» направлена на подготовку к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности.
Задачи подготовки магистра в области педагогической деятельности:
- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной деятельности;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий;
- исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий.
Магистранты в процессе обучения научатся:
- применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
- использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
- руководить исследовательской работой обучающихся;
- разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;
- систематизировать, обобщать и распространять методический опыт (отечественный и зарубежный) в профессиональной области;
- осуществлять педагогическое проектирование образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
- использовать современные информационно-коммуникативные технологии и СМИ для решения культурно-просветительских задач.
Потенциальная сфера занятости выпускников магистратуры по направлению «Теория и технологии обучения русскому языку и литературе»: программа предназначена для тех, кто готовится к педагогической, научно-исследовательской и методической деятельности. Областью профессиональной деятельности выпускников является образование, социальная сфера, культура.
Магистерская программа «Инновационное обучение русскому языку и литературе» предназначена для тех, кто готовится к педагогической, научно-исследовательской и методической деятельности. Областью профессиональной деятельности выпускников, прошедших обучение в магистратуре, является образование, социальная сфера, культура.
Целью программы является подготовка магистра, способного к разработке инновационного обучения русскому языку и литературе и его внедрению в образовательный процесс, осуществлению научно-прикладных педагогических исследований, овладевшего инновационными методами и умеющего адекватно оценить эффективность и целесообразность различных образовательных практик.
Специфика программы состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность в полной мере осваивать теорию и технологии инновационного обучения русскому языку и литературе.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
- Бакалавры педагогического образования
- Учителя русского языка и литературы
- Специалисты и бакалавры гуманитарного направления подготовки
Программа предусматривает освоение обязательных дисциплин базового блока, дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору, что позволяет обучающимся овладеть профессиональными компетенциями.
Обучающиеся в магистратуре проходят учебную – ознакомительную, учебную – научно-исследовательскую, производственную – научно-исследовательскую, производственную – педагогическую, производственную – практику по приобретению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и преддипломную практику в образовательных учреждениях. Все виды практики позволяют обучающимся организовывать и проводить экспериментальную проверку эффективности разработанных ими образовательных проектов и внедрять их в практику обучения русскому языку и литературе. Итоговые аттестационные испытания включают сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы. В процессе обучения используются активные и интерактивные формы организации учебных занятий, среди которых мастер-классы, деловые и ролевые игры, круглые столы, дискуссии, тренинги и др.
Магистранты принимают активное участие в авторитетных научных конференциях, публикуются в научных и научно-педагогических изданиях.
КАРЬЕРНОЕ РАЗВИТИЕ
- Руководители образовательных учреждений
- Специалисты органов управления образованием
- Учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
В 1995 г. при кафедре была открыта аспирантура по специальности 10.02.01 – «Русский язык», 15 выпускников которой уже защитили кандидатские диссертации.
Программа подготовки в аспирантуре по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» реализуется в очной и заочной формах обучения. Срок получения образования по очной форме составляет 3 года, по заочной форме – 3 года 11месяцев.
Областью профессиональной деятельности выпускников по программе аспирантуры направления «Образование и педагогические науки» являются научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования. Профессиональная деятельность выпускников включает научно-исследовательскую деятельность в области образования и социальной сферы; преподавательскую деятельность; научно-методическую деятельность. Объектом профессиональной деятельности выпускников является обучение, воспитание, развитие, социализация, образовательные и социокультурные системы.
Целевая аудитория:
- Магистры педагогического образования
- Учителя русского языка и литературы
- Специалисты и магистры гуманитарного направления подготовки
Возможности трудоустройства/потенциальные работодатели:
Потенциальными работодателями выпускников аспирантуры являются образовательные учреждения любого типа: образовательная программа ориентирована прежде всего на школы, гимназии, лицеи, средние профессиональные учебные учреждения и вузы г. Магнитогорска, Челябинской области, республики Башкортостан, а также организации, занимающиеся внеурочной деятельностью, дополнительным образованием, различные развивающие и обучающие центры.
Кафедра обеспечивает учебный процесс по специальностям 45.03.01 Филология, 45.03.02 Лингвистика, 44.03.05 Педагогическое образование. История и право, 08.03.01 Строительство, 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника, 29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства, 23.03.01 Технология транспортных процессов, 27.03.04 Управление в технических системах, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.01 Экономика, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 072500.68 Дизайн и другим специальностям и направлениям обучения в университете.