Международный центр открыт
В МГТУ им. Г.И. Носова 14 февраля прошло торжественное открытие EXTEND-центра.
С приветственным словом к присутствующим обратился ректор МГТУ М.В. Чукин, который сказал, что очень горд и рад запуску этого центра, но при этом заметил, что самое главное – это не запустить зал, а наполнить его содержанием.
Проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов, отметил, что это уже пятый по счету проект, финансируемый европейской комиссией. Он поблагодарил всех, кто принимал участие от написания заявки до открытия центра, и пожелал центру успешного процветания.
С открытием международного EXTEND-центра собравшихся поздравили проректор по научной и инновационной работе О.Н. Тулупов, проректор по учебной работе О.Л. Назарова, проректор по экономическим и финансовым вопросам М.Н. Ведров, директор института гуманитарного образования Т.Е. Абрамзон, дистанционно в режиме скайп-общения партнеры из Таджикского национального университета.
Поздравления чередовались с выступлениями студентов и творческих коллективов МГТУ.
О проекте и EXTEND-центре рассказала его директор Л.В. Оринина:
– Лариса Владимировна, с чего все началось?
– В 2017 г. институт гуманитарного образования в составе консорциума вузов (вуз-грантозаявитель – Политехнический Университет Бухареста) выиграл проект Erasmus+ Capacity Building in Higher Education (Программа трансевропейского сотрудничества в сфере высшего образования) EXTEND586060-EPP-1-2017-1-RO-EPPKA2-CBHE-JP«Excellence in Engineering Education through Teacher Training and New Pedagogic Approaches in Russia and Tajikistan» («Улучшение качества инженерного образования через подготовку и переподготовку преподавателей в Российской Федерации и Республике Таджикистан»).
– Какова цель проекта?
– Проект EXTEND направлен на совершенствование педагогической подготовки преподавателей по инженерным дисциплинам в России и Таджикистане. Для этого будут модернизированы программы аспирантуры, разработаны системы переподготовки преподавателей со стороны сети Центров Совершенства по инженерному образованию.
Его целью является совершенствование подходов к преподаванию инженерных дисциплин в странах-партнерах, трудоустройства молодых инженеров, повышение мотивации студентов и привлекательности инженерного образования в целом.
В рамках проекта в июне 2019 г. в МГТУ им. Г.И. Носова состоялась международная научно-практическая конференция «Mo-dern Engineering Education: Con temporary International Challenges and Perspectives», посвященная проблемам современного инженерного образования.
Надо заметить, что проект еще не закончен, он будет продолжаться до ноября 2020 г. включительно. Сейчас восемь курсов, среди которых проектная деятельность, информационно-коммуникативные инструменты, оценка результатов деятельности, коммуникация, английский язык для инженеров и академическое письмо, проходят процедуру пилотирования. Как только она завершится во всех вузах консорциума, а это произойдет месяца через два, мы приступим к внедрению этих курсов как в онлайн, так и офлайн-режимах непосредственно в образовательном процессе МГТУ.
– Центр открыт. И что дальше?
– Сейчас идет процесс открытия EXTEND-центров в вузах-партнерах. Потом эти центры продолжат функционировать как единая паутина, мы будем обмениваться опытом с нашими европейскими коллегами в рамках реализации этих курсов, посещать друг друга, напитываться новинками и инновациями в сфере педагогической инженерии, будем устраивать международные конференции, реализовывать программы академической мобильности преподавателей.
Мы планируем проведение совещаний и конференций мирового уровня по гуманитарным и техническим направлениям подготовки: обучающие международные программы, проектные сессии с участием зарубежных гостей, международные студенческие конференции, в рамках которых можно проводить скайп-вещание и скайп-общение.
В частности, в мае я в рамках нашего проекта снова еду в Таджикистан на семинар в Технологический университет Таджикистана, который тоже входит в наш консорциум, и буду проводить курсы повышения педагогического мастерства для научно-педагогических работников.
– Эти центры расположены только в вузах-партнерах. А в УрФО EXTEND-центр открылся только в МГТУ?
– Да. Научно-образовательный центр такого формата есть только в нашем вузе.
– А в России?
– Такой же центр открыли в Саранске в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете, еще два центра должны открыться в Москве. К окончанию проекта все центры начнут функционировать, а все курсы – внедрятся в образовательный процесс.
– Как будет проходить процесс обучения?
– Вначале все курсы будут проходить в режиме онлайн. Наш центр является обучающим для других вузов-партнеров. Мы договариваемся о дне вещания, студенты этих вузов приходят на занятия в свой центр и проходят обучение. Мы даем обучающий модуль по курсу коммуникаций, контрольные задания и упражнения, студенты выполняют и по обратной связи докладывают о выполнении. Идет полноценный веб-урок.
Сначала мы в режиме онлайн проводим курс в вузах-партнерах, а потом ежедневно в режиме офлайн – для наших студентов. После того, как мы пройдем эту перекрестную систему, можем внедрять курсы в режиме офлайн в нашем вузе. Но об этом пока еще рано говорить.
– Желаем вашему Центру развиваться и плодотворно работать во всех направлениях.
Ирина Портнова
Наши студенты вышли в финал
В начале февраля официальное приглашение от президента Ассоциации участников технологических кружков А.И. Федосеева на финал студенческого трека Олимпиады НТИ по профилю «автоматизация бизнес-процессов» получили шестеро студентов Магнитогорского технического университета им. Г.И. Носова. В числе финалистов четыре студентки группы АПИб-16 направления «прикладная информатика»: Анастасия Кухаренко, Валерия Перевозова, Анастасия Чичерова и Вероника Юхимец.
В конце 2019 года проходил отборочный тур «Студенческого трека Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы» (https://nti-contest.ru/). Студенческий трек впервые был открыт для студентов бакалавриата и специалитета технической направленности по восьми направлениям, в том числе по профилю «автоматизация бизнес-процессов». Разработчиками этого профиля в этом году выступала компания 1С, партнёры профиля – ОмГТУ, Московский политехнический университет.
В качестве области исследования на отборочном этапе была выбрана «Умная» энергетика. В рамках отборочного этапа командам нужно было за неделю проанализировать проблемы и задачи энергокомпании, выявить бизнес-процессы, требующие оптимизации, спроектировать и реализовать необходимую функциональность.
Наша команда состояла из четырех человек, в которую входили два аналитика бизнес-процессов – Валерия Перевозова и Вероника Юхимец и два программиста-разработчика – Анастасия Кухаренко и Анастасия Чичерова. В качестве средства реализации были выбраны платформа «1С: Предприятие 8.3» и соответственно язык программирования 1С.
В качестве наставников выступали О.Е. Масленникова и В.Е. Петеляк, доценты кафедры бизнес-информатики и информационных технологий ИЭиАС.
Участники поделились впечатлениями от Олимпиады.
Вероника Юхимец:
– Организаторы поставили перед нами непростую задачу. Она была достаточно объемной и интересной, но времени было мало. Но мы справились! И прошли в финал. Олимпиада НТИ – увлекательная и необычная, а главный плюс – это работа в команде!
Валерия Перевозова:
– Участие в Олимпиаде – это интересный и полезный опыт, который включает в себя работу в команде (правильное распределение ролей, каждый выполняет свои функции), разработку с нуля, имея только требования от заказчика, кратко представленные в документах.
Анастасия Кухаренко, Анастасия Чичерова:
– Это был интересный опыт решения сложной задачи в короткие сроки. Мы распределили задачи между собой, однако все равно пришлось часть заданий решать вместе, буквально за одним компьютером. Работа в команде дала нам полезный опыт, а задачи показали наш уровень владения компетенциями прикладной информатики.
Шесть студентов нашего вуза: В. Ермакова («приборостроение»), А.В. Ототническо («информатика и ВТ»), а также студентки группы АПИб-16 направления «прикладная информатика» Анастасия Кухаренко, Валерия Перевозова, Анастасия Чичерова и Вероника Юхимец в начале февраля получили официальное приглашение от президента Ассоциации участников технологических кружков А.И. Федосеева на финал студенческого трека Олимпиады НТИ по профилю «автоматизация бизнес-процессов».
Поздравляем и желаем удачи в финале! Финал пройдет с 24 по 28 марта в Москве.
В финале будет предложено поработать над системами управления процессами, присущими современному городу. Цель – повысить эффективность существующих городских систем, что должно привести к улучшению качества жизни горожан.
Победители-студенты выпускных курсов получат возможность поступить в магистратуры вузов-участников студенческого трека Олимпиады КД НТИ, а также предложения от партнёров.
О.Е. Масленникова, доцент кафедры БИиИТ
Обучение по гранту
Летом МГТУ им. Г.И. Носова выиграл грант по Европейской программе «Erasmus+» на реализацию академической мобильности профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов. По данной программе студенты могут пройти семестровое обучение в Университете Жана Монне (г. Сент-Этьен, Франция). Эту возможность получили студентки группы АМб-17 кафедры автоматизированного электропривода и мехатроники Анжелика Мухамадиева и Юлия Костенкова.
Своими впечатлениями об учебе во Франции делится Юлия Костенкова.
– Юлия, Вы ездили по программе академического обмена «Erasmus+», которая подразумевает обучение со стипендией. Как вы попали в эту программу?
– Пройти обучение в 2019/2020 учебном году во Франции нам предложили на нашей кафедре АЭПиМ, потому что студенты нашей кафедры уже учились в этом вузе, а Александр Гиллер даже получил диплом об окончании Университета Жана Монне. Кроме того, именно здесь был минимальный разрыв по программе обучения. И мы просто изучали те же самые предметы, что и в МГТУ, только на французском языке.
Чтобы отправиться на учебу, мы должны были пройти отбор среди претендентов по следующим критериям: учиться на «отлично», сдать экзамен по французскому языку на уровень В1, который позволяет учиться в вузе, и иметь необходимый пакет документов, чтобы получить визу.
На занятия по французскому языку в ИДПО «Горизонт» пришло около десяти студентов с целью поехать учиться по обмену. Французский язык мы начинали учить с нулевого уровня, занимались семь месяцев. Но язык давался не просто, много ребят в середине курса перестали ходить на занятия, а так как мы уже прошли половину материала, то взять новых студентов на обучение было нельзя. Кроме того, не все успели собрать необходимый пакет документов, чтобы получить визу. На этом этапе тоже отсеялось достаточно много человек. В результате мы поехали вдвоем.
– Были ли какие-то ожидания перед поездкой?
– Нет. Нам сообщили, что виза получена, и мы можем отправляться на учебу во Францию за две недели до поездки. Поэтому времени было ровно на сборы. Да и я никогда не пытаюсь себе представить, что же там будет… Потому что очень часто бывает, что ожидания не совпадают с реальностью.
– Что было самым сложным для Вас с первых шагов во Франции?
– Это язык. Французский язык, который мы учили на курсах, и который услышали – это огромная разница. Даже самые простые вопросы от носителей языка звучат немного иначе.
– Вас встречали в аэропорту?
– Нет. В аэропорту нам забронировали автобус, а потом нас встретил студент-куратор Drisat SHPUZA, которого мне назначили задолго до поездки.
В группе, где мы учились, из иностранных студентов были только мы. Самое интересное это то, что у них нет постоянных групп, как у нас. Мы поступаем в университет и четыре года учимся в одной группе. Во Франции все по-другому. У них есть поток учеников одной кафедры со схожими специальностями и список предметов, которые необходимо освоить за время обучения. Группы меняются каждый семестр. Также у них существует система кредитов, которые нужно закрыть за семестр.
– Тяжело было учиться?
– Сначала было достаточно легко и интересно, а потом начался контроль. Когда ты сидишь на паре и слушаешь лектора, ты вроде бы все понимаешь. А на контроле ты один. И у тебя нет возможности спросить: «Извините, а что это такое?» Контроль по какому-либо предмету проходил каждую пятницу. Мы сидели, как на ЕГЭ в школе. Ты – один, перед тобой листочек и ограниченное время. Это еще и морально тяжело. Мы к такому не привыкли. В МГТУ этого нет. Там есть промежуточный и окончательный контроль, который всегда проходил только в письменной форме. На основании полученных баллов выставлялась итоговая оценка.
Первый контроль, наверное, был самым сложным. Когда мы разговаривали с преподавателями, они говорили определенными фразами, которые нам были понятны и уже знакомы. А здесь в первом тесте задание было сформулировано так, что из-за волнения и перевода на родной язык, думали-то мы все ещё на русском, не совсем верно поняли. Мы с Анжеликой сидели отдельно, но обе одинаково неправильно трактовали вопрос.
А потом стало легче. Мы втянулись. Нам повезло с группой, у нас сложились замечательные отношения. Когда мы просили помощи у наших одногрупников, то ребята оставались после занятий и объясняли нам то, что мы не поняли.
– Сколько предметов Вы изучали?
– Шестнадцать.
– Это не считая французский язык?
– Да. Это только учебная программа. Французский язык мы изучали по четвергам, а во время каникул в середине семестра посещали дополнительные курсы французского.
– Что больше всего запомнилось из поездки?
– Работа с оборудованием в университете. В МГТУ нам дают много теории, но практики немного меньше. А там лекции проходили очень быстро, основную информацию мы получали на практических занятиях, которых было очень много. Ты стоишь у стенда, преподаватель тебе все рассказывает, потом ты выполняешь работу.
Например, у нас был предмет, на котором мы проверяли, подходит ли оборудование к какому-либо стандарту. Я до сих пор под впечатлением. Стоит что-то непонятное, с чем ты никогда не сталкивался раньше. И тебе начинают объяснять и показывать, как работает это устройство, что там происходит, а потом ты сам приступаешь к работе. Следующим этапом уже ты рассказываешь преподавателю, как работает данное оборудование.
Еще был такой случай. Один преподаватель на одной из пар раздал нам лекционный материал, полистав который мы поняли, что он написан не на французском языке. Оказалось, что преподаватель решил провести свою пару на английском языке. Это было шоком для всей группы.
В свободное время мы путешествовали. Побывали в Париже, но он мне не очень понравился. Мой куратор решил составить нам компанию и побыть нашим гидом, потому что уже был там.
У нас были замечательные одногруппники. Однажды они решили познакомить с французской культурой изнутри. Мы уехали в деревушку, которой даже нет на карте. Мы побывали в их семье, познакомились с родителями и с французскими обычаями. Разница в наших культурах не очень существенная, но все же есть.
Еще для меня было странно видеть на улицах Сент-Этьена военный патруль. Я его увидела на второй день после нашего приезда. Четыре человека в форме шли по центральной площади города. Мне даже стало не по себе. Хорошо, что мы были вместе с Drisat SHPUZA. Он объяснил, что это обычное явление, когда военные патрулируют город. Это делается для безопасности граждан.
– Кто-то из ребят, с которыми вы учились во Франции, приедет в Магнитогорск?
– Пять человек, с которыми мы учились, уже приехали 7 февраля. Теперь кураторами у них будем мы с Анжеликой. Мы уже успели им показать площадь народных гуляний, где ребята увидели куранты, ледяные фигурки. Пытались показать монумент «Тыл – фронту», но над Уралом был сильный туман, и монумент было плохо видно. Ребятам очень понравилось.
Конечно, студенты, которые к нам приезжают, учатся немного иначе. Они занимаются отдельной группой, занятия у них проходят на английском или на французском языках. Но также ходят на занятия в русские группы на математическое моделирование, электрические машины и силовую электронику. По-русски у них в основном идут только языковые курсы.
В Университете Жана Монне учились студенты из Марокко, других африканских стран. Занятия у них шли на французском языке, но для них это родной язык. А мы, приезжая во Францию, сразу погружаемся в незнакомый нам французский колорит.
– Ваши планы на будущее?
– Получить два диплома: российский и французский. Мы загорелись этой идеей.
Беседовала Ирина ПОРТНОВА
Судьба моногорода
Вторая Всероссийская научная конференция «Художественная культура и трансформация индустриального менталитета в условиях моногорода» прошла в стенах МГТУ им. Г.И. Носова 12 февраля. Её организаторами и вдохновителями были кафедра философии, культурологии и социально-гуманитарных дисциплин МаГК им. М.И. Глинки и кафедра философии МГТУ им. Г.И. Носова.
На нынешнем форуме ученые из Екатеринбурга, Москвы, Челябинска, Магнитогорска и других городов России, как и на первой конференции, рассматривали современное положение социального развития России через призму возникновения и развития культурного поля моногородов, а также диверсификации ментальности их жителей, которая характеризуется, помимо прочего, взаимопроникновением технического и эстетического, в связи с чем происходит социальная, ментальная и культурная трансформация последней.
Подобный симбиоз характерен, прежде всего, для населения моногородов. Причем тенденция экстраполируется и на вузы, находя свое отражение как в факте пополнения технического университета гуманитарной составляющей, так и в явлении научного сотрудничества двух абсолютно разных вузов – технического университета и консерватории, что позволяет вывести теоретические исследования феномена «моногород» и культуры Магнитогорска на более высокий теоретический уровень.
Проректор по научной работе МаГК Галина Евгеньевна Гун и зав. кафедрой философии МГТУ Вера Анатольевна Жилина выразили обоюдное желание, чтобы мероприятие стало традиционным. Два городских вуза очень заинтересованы в том, чтобы вместе заниматься научными исследованиями. Форум предоставляет возможность ученым встречаться и говорить о том, что их по-настоящему волнует, обсуждать важные проблемы, дискутировать.
Целью встречи было помочь стране в выработке концепции, стратегии наилучших вариантов дальнейшего развития моногородов. В отношении к нашему городу, в частности, выяснить, почему Магнитогорск с его огромным эстетическим потенциалом не может удержать трудоспособное население, особенно молодежь.
Прежде чем начать конференцию, присутствующие почтили память доктора технических наук, заслуженного работника культуры РСФСР, профессора советника ректора Геннадия Семеновича Гуна. Кафедра философии в его лице потеряла друга и наставника в науке. По словам В.А. Жилиной, в том, что МГТУ хорошо известен в философской научной среде, немалая заслуга Геннадия Семеновича.
– Кафедра философии выражает признательность своему другу, наставнику за вдохновение дерзать и не бояться браться за решение нового, важного, неизведанного, – говорит хозяйка форума. – В благодарность принято решение текущую конференцию, Всероссийского статуса, и весенний форум, Международного статуса, посвятить памяти Г.С. Гуна.
Моногород сегодня – это лакмусовая бумажка общих проблем развития современной России, в частности, в сфере культуры. Процессы в этой области, проходящие в моногородах, особенно в Магнитогорске, способны дать пример выхода из затянувшего кризиса культуры в России в целом. Именно поэтому так важно с научной точки зрения рассмотреть это явление, сделать выводы и сформировать научно обоснованные рекомендации в этой области.
По разным оценкам в России более 350 моногородов (официально их 319). В них проживает более 16 млн человек, составляющих приблизительно 10% всего населения России, или более 20% трудоспособного населения страны. Возникающие трудности моногородов многообразны. Самая главная из них в том, что потенциал и ресурсная база постепенно истощаются, люди покидают такие города, т.к. при отсутствии перспективы возникает множество разнообразных социальных проблем.
О том, почему одни моногорода процветают в то время, как другие умирают; что необходимо изменить, чтобы сделать моногород привлекательным для его жителей, особенно молодежи; чем может помочь интеллектуально-культурная составляющая моногорода, и дискутировали ученые на форуме.
В своём докладе «Моногород: необходимость инновационной философской рефлексии» профессор В.А. Жилина рассказала об изменении мировоззрения человека и развитии культуры в исторической ретроспективе. Поведала о том, когда, как и почему возникают моногорода. Описала их особенности, которые заключаются, в том числе, в наличии диалога города и жителя, в необыкновенном духовном единении жителей, в наличии академичности образования, – всего того, чего не наблюдается в обыкновенных городах. Отметила, что Магнитогорск, являясь моногородом, по многим показателям живет лучше, чем областной город Челябинск. Однако при этом наблюдается отток трудоспособного населения из Магнитогорска, особенно молодежи. По мнению ученого, проблему оттока населения из моногородов можно решить, если ввести для их жителей, особенно для молодежи, ряд существенных льгот.
Профессор ЮУрГУ Е.Г. Прилукова также считает, что главной целью в реализации помощи моногородам должен быть, прежде всего, человек, а особенно – молодежь. При этом господдержка должна решать проблемы человека именно в долговременной перспективе. Приведя статистику распределения и успешности российских моногородов по регионам, Екатерина Григорьевна ещё раз подчеркнула, что для власти на первом месте должен стоять человек с его личностными, стержневыми качествами, а не города и производства. Это проблема власти, которая на сегодня к человеку почему-то относится негативно. А проблема человека – в его безропотности. И эта черта, по наблюдениям ученого, особенно характерна для Уральского региона. Население по этой и другим причинам на сегодня не готово вступать в диалог с властью.
Особенность личности россиянина в целом состоит в том, что это личность, прежде всего, коллективная. Именно поэтому Россия сильна своими людьми. Как только россиянин теряет плечо ближнего, это разрушает его. А разобщая людей, разрушая их тем самым, мы разрушаем ВСЁ, считает Е.Г. Прилукова. Российская культура ориентирована, в отличие от европейской, на эту целостную, коллективную личность, что абсолютно верно.
Углубила представление о моногороде, взглянув на это явление с другого ракурса, проректор консерватории Г.Е. Гун. Она рассмотрела восприятие человеком классической музыки в условиях Магнитогорска, уникального своим культурным статусом. Проанализировала этапы творческого развития. С чувством глубокой благодарности перечислила имена людей, которые своим трудом создали Магнитогорску славу музыкальной столицы Южного Урала, способствовали созданию консерватории. Секрет успеха в этом направлении видится в том, что в городе всегда непрерывно осуществлялась господдержка музыки, несли творчество в массы отдельные увлеченные личности – «пассионарии», активно развивалась самодеятельность и имела место «столичная прививка». «Магнитогорск – это город музыки и металла, – резюмировала Галина Евгеньевна, – искусство – это точки роста, те площадки, на которых формируется будущее города. Художественное развитие моногородов очень важно, ибо концертное преподнесение классической музыки так же, как и театр, способствует сплоченности жителей моногорода».
Тему, предложенную докладчиком, продолжил ст. преподаватель Московского государственного института культуры А.А. Гуреев. Он считает, что самое интересное в современных мегаполисах – музыкальные клубы самой различной направленности, которые создаются руками энтузиастов и задается вопросом: почему бы и эти оазисы культуры не поддерживать на государственном уровне? Тем более что подобные заведения – важная составляющая культуры любого города.
На секционном заседании рассматривалась тема многогранности культуры моногорода как основание строительства новой ценностной иерархии человека. С особым интересом ученые обсудили социальные проблемы культурного феномена моногородов.
Состав участников свидетельствует о том, что форум становится мультидисциплинарным, в нём задействованы все пласты образования. Новаторский подход в решении проблем, неравнодушие участников конференции к судьбам людей, живущих в моногородах, а также практическая ориентированность в поиске решений внушают уверенность, что конференция станет традиционной и на долгие годы укрепит научное содружество вузов Магнитогорска и других учебных заведений города.
Инна Ким
Чему научила армия
Сегодня в преддверии Дня защитника Отечества мы решили познакомить читателей с интересным молодым человеком, студентом группы АНБ-19-1 Владиславом Балаканом. Он по своему твердому решению пошел служить в армию, в ноябре 2019 года вернулся домой в звании гвардии младшего сержанта. И ему действительно есть что сказать об армейской жизни.
– Владислав, расскажите, пожалуйста, о себе – где родились, где учились, о службе в армии?
– Я родился 29 июня 1998 г. в Магнитогорске, окончил девять классов 64 школы. Понял для себя, что 10-11 классы я не потяну, учеба тогда давалась мне трудно, решил пойти в колледж, чтобы и среднее образование получить, и рабочую профессию приобрести. Поскольку мне проще давалась информатика, а также технология, математика, физика, я поступил на специальность «компьютерные системы и комплексы» в многопрофильный колледж при МГТУ им. Г.И. Носова, надеясь, что, возможно, после его окончания мне удастся поступить в университет. Во время учебы мне очень понравилась та специальность, которую я выбрал, она тесно связана с электроникой, проектированием. Я этим очень сильно загорелся. Меня постоянно выдвигали на различные конкурсы. После четырех лет обучения в колледже я окончил его с красным дипломом. Мне порекомендовали продолжить образование и поступить в университет. Но, еще не защитив диплом, я уже устроился на работу инженером автоматизированных систем у железнодорожников на комбинате, полгода проработал. Одновременно выбрал себе специальность «электроника и наноэлектроника», очень близкую к той, что я проходил в колледже, выдержал вступительные испытания и поступил в вуз. К тому времени, если честно, я уже не так сильно горел учебой, потому что на работе как-то проще, чем за партой. Но понимал, конечно, что это нужно, чтобы стать хорошим специалистом. Однако в сентябре, уже поступив в вуз, я узнал, что после колледжа на меня, студента дневного отделения вуза, отсрочка от армии не распространяется. Я уволился с работы, чтобы как следует налечь на учебу, потому что понимал, как сложно будет после армии восстанавливать знания, если они неглубокие. И первую сессию практически всю я еще до армии закрыл экстерном, преподаватели вошли в мое положение. Получив повестку, я решил, не предпринимая никаких действий для «отмазки» – идти служить. Дома меня не очень поняли – я единственный ребенок в семье, хотя и папа в свое время тоже служил. Они хотели, чтобы я не прерывал учебу, советовали пройти более тщательное медицинское обследование. Но я ответил, что, если государственная комиссия признала меня годным, то все, надо идти и служить. Я считал это необходимой частью жизни любого парня.
Но в самые первые дни на сборном пункте, при распределении я немного заволновался, потому что увидел вокруг ребят, которые не понимали, что к чему, что куда, а я – буквально из-за парты. За день до убытия я еще сдавал последний предмет. И вот из-за парты сразу в «базик». На третью неделю пришло уже полное осознание всего, я попал в танковую дивизию под Чебаркуль. Вначале меня хотели по специальности взять в связисты в Уссурийск, но там что-то не сложилось, и я попал в танковую часть. Первый месяц я служил в гаубичном дивизионе с артиллеристами. Это было самым сложным временем службы. Я попал в боевую часть, поэтому обычной «учебки» у меня не было, присягу принимал тоже в этой части. За этот первый месяц я почувствовал всю тяжесть армейской службы. Заметил, что особенно тяжело тем, кто старше, им труднее привыкать к армейскому устою. Через месяц после «курса молодого бойца» с артиллерией меня распределили по специальности в роту радиоэлектронной борьбы, после чего уже в комендантскую роту. Служба у меня была связана с учениями, очень много времени я находился в окопах. Потому что это была показная дивизия для военного округа, поэтому нас постоянно готовили, к нам предъявлялись высокие требования. Я участвовал в двух крупных учениях, за что был отмечен медальками такими памятными, мол, молодец, участвовал. На самом деле учения в полях – это действительно трудно, совсем не то, что служба в части. Это сложные условия, холод, перебои с питанием и так далее. Но к середине службы я уже начал и к этому привыкать. Однако где-то к маю я даже попал в Челябинский военный госпиталь с пневмонией. Видимо уж очень усердно служил. Причем как раз к 23 февраля я получил свое первое звание – ефрейтор, потому что я часто помогал старшим офицерам по линии радиоэлектронной борьбы. И был назначен на должность старшего оператора. Статус у меня повысился, но и спрос стал больше, естественно.
Лето прошло довольно легко. А в конце августа мы уехали почти на два месяца под Оренбург на военные учения «Центр-2019». В них участвовали также Китай, Индия, Пакистан, Республики Казахстан, Таджикистан, Киргизия. Меня очень впечатлили эти крупномасштабные учения. В это же время меня перевели с радиоэлектронной борьбы в комендантскую роту при штабе дивизии.
Комендантская рота – это что-то среднее между полицией и обслуживающим персоналом при штабе. Туда отбираются наиболее адекватные молодые люди для помощи офицерам дивизии, которым при их титаническом труде очень тяжело. Таким образом, три последних месяца я усердно служил при штабе дивизии, в результате чего я теперь не могу выезжать из страны определенное время, поскольку был допущен до некоторых вещей. В это время меня назначили командиром отделения технических средств охраны и повысили в звании до младшего сержанта.
У меня в подчинении было вначале четыре, затем шесть человек. Когда у нас офицеры какие-то были в отъездах, оставляли на меня роту, некоторое время я был заместителем командира взвода, пока контрактники отгуливали свои отпуска. Но это не просто. Руководить для меня всегда было достаточно сложно, а там – надо, и никуда не денешься. В то же время это позволило какие-то новые навыки приобрести, профессионально вырасти. Я считаю, что достаточно успешно завершил свою службу: здоровье не пошатнул, и характер, и внутренний стержень, закалил.
– Что самое трудное в армии?
– Для очень многих самое трудное – это научиться подчиняться. Дали приказ – выполняй. А для большинства сегодня такое поведение просто пытка. Поэтому-то не все хотят идти служить, армия страшит многих тем, что надо свою волю беспрекословно подчинить воле командира. Но мне встречались и те, кто горел армией, подписывали стразу контракты на продолжение службы.
– Как встретила «гражданка»?
– Я возвращался из армии в ноябре, очень радостный ехал на поезде через Челябинск, бесплатно. Погулял, покрасовался в форме. А потом, не успев еще отметиться в военкомате, пришел в университет, встал на учет в военно-учетной группе и сразу же написал заявление на восстановление, то есть недели не прошло, как я все это сделал. Хотя отпуск у меня был до конца декабря, но я не стал им пользоваться, потому что понимал, как сложно восполнять знания после такого перерыва, и времени терять нельзя. Я стал ходить на пары, обнаружились проблемы в связи тем, что программа изменилась: появились предметы, которых у меня раньше не было. Я старался в самые короткие сроки их закрыть. И мне удалось абсолютно все сдать. Преподаватели помогли тем, что подсказали, где можно взять информацию по тому или иному предмету, но поблажек при сдаче они мне не делали. И это хорошо. Сессию я закрыл на «отлично» по всем предметам, кроме одной четверки по физике. Мне даже предложили пересдачу, раз остальные оценки пятерки. Но я не стал пересдавать. Четверка тоже хорошая оценка. Так вот все замечательно сложилось. Даже на работу устроился на полставки в «Кванториум» по предложению Олега Владимировича Фридрихсона, под руководством которого в колледже я писал выпускной диплом. Поскольку у меня специальность есть, я по выходным преподаю школьникам электронику. Сам от себя не ожидал, что буду преподавателем, мне всегда казалось, что жизнь моя будет связана скорее с комбинатом.
– Что парню дает армия?
– После того, как ты отслужил в армии, ощущаешь больше чувство свободы, чем когда не прошел ее. Пока этот армейский год маячит где-то впереди, ты не можешь свободно распоряжаться своим будущим. А после службы уже ты волен планировать свою жизнь на несколько лет вперед.
В личностном же плане служба закаляет человека. Она готовит его к преодолению трудностей, проверяет его на прочность, насколько человек способен выдержать экстремальные условия. Есть любители экстремальных видов спорта, каких-то особых ситуаций, а в армии это присутствует, но оно другое. Нигде как в армии нельзя почувствовать тот груз ответственности, когда, например, с оружием стоишь на посту. Если посмотреть со стороны, вроде бы это просто стоять на посту. Но когда 22 часа ты стоишь с заряженным оружием на одном месте, постоянно отслеживая, как бы чего не произошло – это серьезная проверка. Или в каких-то учениях чувствуется жесткая реальность жизни – это тебе не виртуальная «войнушка». Меняется характер. Людям с мягким уступчивым характером за время службы удается переосмыслить свою жизнь и открыть в себе внутренние силы для реализации каких-то важных планов, на которые до армии они не решались. Многие мои сослуживцы подтверждают, что армия их как бы подтолкнула к исполнению таких планов. И не просто характер поменялся в суровых условиях, а они смогли в себе разобраться, подумать о том, кем они хотят быть в жизни.
– Можно ли отличить служившего от не служившего?
– Да. Даже за год появляется некоторая твердость, жесткость. Причем это чаще проявляется в каких-то особых ситуациях, не в обычной повседневности. Служивший человек, случись что, не растеряется. Ведь в армии такие нештатные ситуации возникают постоянно: то подъем по тревоге, то еще что-то. Поэтому служившие люди готовы к неожиданностям.
– Многих пугает армия так называемой «дедовщиной». Что Вы об этом думаете?
– В караульной роте я некоторое время помогал замполиту, который в том числе отвечает за нравственный климат в части. Мне удалось убедиться в том, что дедовщины как таковой нет, потому что служат всего год, поэтому разница между призывами несущественная. Максимум, что возможно, это отношение к новому призыву с юмором. Правда, нередко они сами провоцируют это тем, что, еще не разбираясь ни в чем, лезут, куда не стоит. Но это не дедовщина. Тем более что контроль вышестоящего начальства за этим очень, очень сильный. В этом плане помогает и православное духовенство, которое несет служение в армейских частях, проводя работу с верующими военнослужащими. В нашей тоже был отец Илия, периодически военнослужащих водили в храм в Чебаркуле. Для них это была серьезная духовная поддержка.
– Внешнему виду в армии по-прежнему уделяется серьезное внимание – чистая опрятная форма, белоснежные подворотнички?
– Да, конечно, за этим следят в армии очень строго. От каждого требуется чистоплотность, вплоть до того, насколько аккуратно ты выбрит, как подстрижены ногти и так далее. А вот подворотнички сейчас не пришиваются – введена новая форма, у которой есть свои плюсы и минусы. Но вот то, что подворотнички убрали, не очень правильно – они четко сигнализировали об опрятности и аккуратности бойца. Сейчас это должен определять сержантский состав, в обязанность которого входит проверка чистоты каждого солдата. Контроль за этим есть. И каждый боец знает, что нужно постоянно следить за собой, поддерживать порядок всюду, потому что иначе самому же придется все убирать. Это дисциплинирует, побуждает к самоорганизации. Очень полезное качество.
Я вот сейчас живу один, и у меня в квартире всегда порядок – сказывается армейская выучка. И очень доволен, что могу сам себя обеспечивать, потому что и работаю, и получаю стипендию. Мне было бы очень стыдно после армии брать деньги на что-то у родителей, вырос уже.
Анна Картавцева
МГТУ в годы войны
В Великой Отечественной войне участвовало около шести тысяч студентов и сотрудников вузов Уральского региона.
В Магнитогорском горно-металлургическом институте в первые дни Великой Отечественной войны 291 студент и 39 преподавателей института подали заявление об уходе на фронт.
В июле уходят в армию заместитель директора института по научной и учебной работе Г.Ф. Дегтев, заместитель директора института по рабфаку Абдрахман Баянович Баян, преподаватели Ф.Г. Картанов, В.В. Рассохин, заведующий учебной частью рабочего факультета Иван Гаврилович Довгошея, военрук Николай Алексеевич Серов, заведующий кафедрой математики Георгий Семенович Василенко, старший преподаватель кафедры основ марксизма-ленинизма Петр Александрович Мелентьев, главный бухгалтер Антон Иванович Панфилов, заместитель директора по хозяйственной части Алексей Кузьмич Ищенко, старший лаборант кафедры металлургических печей Евгений Сергеевич Амелин.
Опустела бухгалтерия. Были призваны Григорий Петрович Акшинцев, Леонтий Лукьянович Кумец, Дмитрий Тимофеевич Недорезов. В.А. Зацепин, сотрудники И.И. Маковец, А.А. Горбенко, Ф.И. Яковенко и многие работники института. Прощаясь с институтом и обещая писать, они уходили с единственной просьбой к тем, кто остается, не забывать их семьи. Все делалось быстро, спокойно, деловито, без паники.
Из приказа директора МГМИ П.В. Журавлева от 25 июля 1941 г. можно узнать, что ассистент кафедры общей химии Василий Демьянович Чистота считался выбывшим в связи с мобилизацией в РККА. Грузчики института Исламов и Нигметзянов, маляр Абдрашитов также выбыли в Красную армию.
В приказе директора МГМИ от 8 августа 1941 г. назывались фамилии студентов, выбывших в армию с дневного отделения: А.Е. Плаксин, Д.И. Липовский, Ф.Д. Исаков, председатель профкома института довоенных лет Л.Г. Измайлов, Ф.В. Сидоров, С.Н. Гафаров, В.С. Федотов, Н. Романов, И.И. Боченков, И.И. Бояркин, М.Ф. Кочнев, В.А. Кондуренко, А.К. Булгачев, М.А. Круглов, Г.И. Батурин – всего 16 человек. Были призваны секретарь партбюро института А.Ф. Ионов, М. Култышев. В армию ушли студенты Д. Липовский, А. Грибов, С. Боровских.
В декабре 1941 года в Красную армию было направлено 29 студентов. Среди них Н. Бекреев, П. Камагаев, А. Любецкий. Только в 1941 г. ушли защищать страну 143 студента. Даже по этим неполным данным, в первые полгода войны из института ушла в армию третья часть студентов!
Прошло немного времени, и вслед за парнями уходит группа девушек. Студентки Р. Коновалова, Н. Мурзина, А. Перельман, Р. Беляева, Л. Тепина, З. Гальпина, Е. Фудим и другие надели солдатские шинели.
Продолжение следует