PDF

К старту готовы!

К старту готовы!
К старту готовы!

В самый канун нового учебного года, 31 августа, руководство университета собралось в зале видеоконференцсвязи, чтобы обсудить итоги работы вуза в очень сложный период пандемии, расставить реперные точки в разных направлениях деятельности. В разговоре приняли участие все проректоры во главе с ректором М.В. Чукиным и президентом МГТУ им. Г.И. Носова В.М. Колокольцевым. Были приглашены также представители общественности А.И. Макеев и С.Н. Павлов.

Открыл работу круглого стола, в формате которого проходила встреча, ректор Михаил Витальевич Чукин:

– Нашим коллективом в любой ситуации делается все возможное и невозможное для дальнейшего развития вуза. Первое, о чем надо сказать в этой связи – об открытости университета, прежде всего, с точки зрения нашего взаимодействия с бизнес-партнерами, нашими потенциальными абитуриентами и выпускниками, с вузами, в том числе и столичными. Поэтому тезис открытости и в будущем станет одним из превалирующих. И здесь нельзя не сказать о важной роли наших якорных партнеров, прежде всего, ПАО «ММК» и лично Виктора Филипповича Рашникова, также это и такие инновационно развивающиеся компании, как «Компас Плюс» во главе с генеральным директором Ю.Д. Колякиным, «Андроидная техника» в лице генерального директора А.Ф. Пермякова, исполнительного директора Е.А. Дудорова и многие-многие другие предприятия, без которых движение университета вперед просто невозможно. На втором месте с точки зрения стратегии развития университета я бы поставил опережающую роль развития науки и инноваций. Не может университет жить одним образованием, тем более что требования к образовательному процессу кардинальным образом меняются. На современную научную повестку все больше выходят такие новые технологии, как машинное зрение, VR/AR (виртуальная и дополненная реальности) и другие, диктуемые Индустрией 4.0. И не может преподаватель, не владея этими технологиями, выходить к студентам. Третье немаловажное и очень значимое на сегодня – это комфортность и безопасность. Комфортная среда – понятие очень комплексное, включающее в себя все, начиная от мест общего пользования и заканчивая коворкинг-зонами. И университет старается соответствовать новым требованиям по этому направлению.

Следующий тезис, без которого развития университета просто не может быть, это цифровизация. Она представляет собой некий глобальный комплекс, и чуть позже, подводя итоги работы вуза в условиях дистанционного формата, мы на этом еще остановимся.

Наконец, последний тезис – сетевое взаимодействие. У вуза нет и не может быть в настоящее, быстро меняющееся время, требуемого комплекса компетенций, которыми мы закрыли бы все требования. Поэтому это сетевое взаимодействие ставится во главу угла. Университет не может находиться вне политической деятельности, вне партий. Именно этому аспекту мы уделяем особое внимание. Наш коллектив достоин претендовать на участие в работе и Законодательного собрания Челябинской области, городском Собрании депутатов и других органах законодательной власти. Это очень важный ключевой момент развития университета, его работы.

Теперь коротко о деятельности вуза в период пандемии. Тема очень болезненная. Сейчас рано подводить итоги и делать принципиальные выводы. Но о нескольких этапах, которые прошел вуз, в разрезе тех положений, которые я ранее обозначил, можно сказать. Первое. Когда все случилось в марте, произошел первый шок, у преподавателей, вызванный вопросом, как работать в дистанционном формате? Что использовать, какой контент? В это время у нашего преподавателя произошли кардинальные содержательные изменения: из простого транслятора он превратился в некоего архитектора своей дисциплины, созданной на основе качественного содержательного контента. И такая способность – признак высочайшей квалификации. Второй шок испытал студент. И это особенно наглядно прозвучало на форуме «You», который в июле проходил в «Юности», и в нем участвовало около 70 студентов. Мне удалось там побывать и пообщаться с ними. На вопрос: «Как вы относитесь к дистанционному обучению, кто «за»?» Поднялась всего одна рука, остальные проголосовали «против». И это не случайно. Нагрузка на студентов возросла на порядки – 12 часов сидеть у компьютера не просто тяжело, но психологически выматывает. Мало того, теряется непосредственный контакт с профессором.

Третий шок, который испытали мы все вместе, когда вышли на защиту дипломных работ и проектов. Приходилось в дистанционном формате привлекать бизнес-партнеров, что тоже было непросто. У отдельных студентов не было технических средств выходить на защиту, университет всячески помогал таким, предоставляли отдельные залы, давали компьютеры, чтобы все состоялось.

Четвертый шок – это выдача дипломов. Около трех тысяч дипломов за два дня было отсканировано и разослано выпускникам в их «личные кабинеты». Организовали на южном входе университета локальную защищенную точку выдачи дипломов. Отдельную работу провели с предприятиями, чтобы они с учетом особых условий принимали при устройстве нашего выпускника на работу копию диплома, а не оригинал, как принято. От некоторых процедур пришлось отказаться – традиционный «бегунок» для выпускников, например. Эту процедуру перевели в электронную форму.

Не успели мы завершить этот процесс, как возник новый – набор абитуриентов в электронном формате. Была разработана новая площадка для подачи заявлений, новая форма заявлений, их верификация и многое другое. Все трудности удалось преодолеть, и в целом итоги позитивные. Таким образом, университет становится цифровым и во многом удобным для взаимодействия через сервис «одного окна», сейчас мы будем все это централизовывать. Я считаю это тоже неким шагом к развитию.

К старту готовы!
К старту готовы!

Валерий Михайлович Колокольцев, президент МГТУ:

– Михаил Витальевич уже сказал о роли университета в политической, общественной жизни города и области. Естественно мы не можем не участвовать в важнейших событиях создания органов власти, потому что университетская среда еще с тех далеких времен была инициатором, двигателем всех важнейших перемен, поставщиком кадров, руководителей в органы власти. И мы не можем быть в стороне. Поэтому, когда мне в первый раз предложили поучаствовать в выборах в Заксобрание, я, конечно, согласился. У нас практически все ректоры избирались депутатами Законодательного собрания Челябинской области. И то, что 13 сентября пройдут выборы, помимо Заксобрания нашей области, во многих муниципальных районах, в том числе нашего города, побудило к сегодняшнему разговору, посвященному, в том числе, такому консорциуму вуз-органы власти-общество и роли университета в этих процессах. Почему это важно для нас? Не скрою, что с этим связан имидж университета. А у нас есть представители в органах власти и городского, и муниципального, и областного уровней. Это правильно, такова действительность. А итоги работы вуза не только в количестве и качестве выпускников, но и в создании комфортной среды вокруг себя. Видел недавно ролик о магнитогорских парках, и вспомнилось, что начиналось-то все с нашего Университетского сквера на улице Калинина. Именно МГТУ стал инициатором создания комфортной городской среды. Это говорит о том, что университету не безразличен родной город и область, и Россия в целом. Мы готовим квалифицированные кадры, наукой занимаемся и в стране, и за рубежом, причем серьезно. Отмечу, что, особенно за последнее время, у нас резко возросло количество иногородних партнеров, университет признают солидные компании: помимо нашего главного партнера ПАО «ММК», мы активно работаем с Северсталью по конкретным и очень качественным проектам, Липецком, УГМК и со многими другими.

Университет развивается в разных областях, как пример, в этом году открыта проектная школа – так называемый предуниверсарий. В этом году мы впервые набираем учащихся в 10 класс. Нашему вузу удается всегда несколько опережать современные реформы и преобразования в образовании, но не слепо копируя то, что диктуется сверху, а подходить творчески, и это дает очень большой эффект. И естественно, что участие его представителей в работе законодательных органов власти – это здорово, оно приносит весомый результат и вузу, и городу. Ведь в реконструкции всех городских скверов вуз, в том числе благодаря своему депутатскому корпусу, принимает активное участие, в первую очередь на этапе дизайн-проектов.

Олег Николаевич Тулупов, проректор по научной и инновационной работе:

– Когда мы говорим о науке и инновациях, это не нужно вырывать из общего контекста развития университета. Потому что вуз – это конгломерат, экосистема, которая создает определенную успешную среду. Если говорить не вообще о науке, а о коммерческой науке, когда к нам за разработками обращаются заказчики, о чем говорил Валерий Михайлович, то круг их постоянно расширяется, и с 2017 года мы эту коммерческую часть увеличили в пять раз. И это не предел. Потому что мы стали лучше адаптироваться под требования наших потребителей, стали понимать, что мы действительно экосистема. Мы предлагаем кадры, предлагаем комплексные решения. Поэтому у нас и возник проект – дочерняя компания R&D МГТУ, которая позволяет нам там, где мы не можем сами ввиду объективных ограничений для вуза провести какую-то комплексную работу с закупками, тогда это делает R&D МГТУ, и она совместно с университетом решает многие проблемы «под ключ». В связи с этим появилась возможность работать не только в наших традиционных сферах – горном деле и металлургии, энергетике, материаловедении, а освоить и сделать для нас эффективным развитие в области Индустрии 4.0. Это и проект по машинному зрению, который используется сейчас на ККЦ, это распознавание выбросов, которые интересуют экологические службы ММК, это и наши промышленные экзоскелеты, которые продаются сейчас в ведущие компании по всей России. Это формирует совершенно новые схемы коммерциализации – создаются уже не дочерние, а новые «внучатые» компании. Этим будет прирастать наше развитие. Именно это, мне кажется, становится особенно привлекательным и для наших студентов, абитуриентов, и для наших преподавателей, нашей науки. Самое интересное, что, когда была пандемическая ситуация, все эти процессы не остановились, они перешли в онлайн-режим. Но мы очень хорошо проработали программу 2021 года по портфелю заказов, не провалили программу текущего года, поэтому объемы нашей коммерческой науки будут расти. Но, наверно, объемы – это хорошо, но они – не самое главное. А главное, чтобы наш университет как экосистема в городе, области, России был виден многогранной системой. Это не только металлургические технологии в широком смысле, а, например, не все знают, что за последние два-три года ведущие мировые открытия в области археологии были сделаны благодаря нашему университету, институту, возглавляемому М.Г. Абрамзоном, и благодаря связи с материаловедческой частью. Во всем мире в этом сегменте науки это вызывает большое удивление – целый ряд мировых сенсаций об античных монетах, о которых в городе и области не всегда знают. Поэтому очень важный момент, связанный с представительной и исполнительной властью, где наши амбассадоры, наши выпускники, патриоты университета позволяют сделать университет более видимым. Потому что отсутствие правильной пропаганды нашего университета замедляет это развитие. И, если у нас не будет тех представителей, которые знают, верят и могут донести эту информацию, нам станет сложнее. Это касается и городского, и областного уровней. Это такая стратегическая задача, которая сегодня в информационном плане очень важна. Приведу локальный пример. У нас сейчас запущен проект по изучению одного месторождения, были определенные проволочки, мы не могли попасть в Роснедра в Челябинске. Депутатский запрос Валерия Михайловича решил эту проблему раз и навсегда. Теперь там рады нам, у нас идут работы, развивается крупный проект.

К старту готовы!
К старту готовы!

Ольга Леонидовна Назарова, проректор по учебной работе:

– Совершенно верно отмечалось, что образование невозможно рассматривать отдельно от науки и всего, что происходит в университете. Не случайно много говорилось о проектах, не случайно у нас появилась проектная школа. Именно поэтому формат проектного мышления в образовании в нашем вузе становится основным. У нас есть дисциплина «проектная деятельность», которая сквозным образом проходит через весь бакалавриат. Есть конкурсы технологического, инновационного предпринимательства, которые также показали наши способности генерировать идеи. В этом процессе участвуют наши бизнес-партнеры, которые и ведут проекты, и участвуют в качестве экспертов, и преподают. Поэтому второе, помимо проектного мышления, это практикоориентированная подготовка. Мы региональный вуз, но сейчас мы стремимся спроектировать, переформатировать или создать и открыть новые программы под требования сегодняшнего дня, а еще более важно – под требования завтрашнего дня. А как истинным патриотам не только университета, но и региона, нам бы хотелось, чтобы наша талантливая молодежь поступала к нам, находила здесь себя и оставалась в нашем регионе, приумножая его достижения и воплощая свои идеи в жизнь. Именно поэтому мы открыли проектную школу, среднее звено, именно поэтому хотели бы видеть всю цепочку профессионального уровня образования и теперь уже не только профессионального, чтобы как можно раньше дети узнавали обо всех преимуществах учебы в МГТУ.

Сергей Юрьевич Волков, проректор по развитию инфраструктуры:

– Проект по Университетскому скверу зарождался довольно интересно и уже давно. Как-то Валерий Михайлович, еще, будучи ректором, спросил у студентов, могут ли они разработать нечто стоящее, способное притянуть ребят. Мы за ночь на школе стройотрядов разработали проект, архитекторы наши «отточили» его. Когда мы с результатом пришли к Валерию Михайловичу, он сказал: «Картинка хорошая, но денег нет». Тогда мы задумались над тем, как сделать так, чтобы это было хорошо и красиво, да еще и не требовало вложений. Удалось найти партнеров, которые были неравнодушны к нашей идее. Надо сказать, что дружба с этими меценатами у нас продолжается до сих пор. Теперь приятно смотреть, как в обоих Университетских скверах собираются студенты, гуляют мамочки с детьми, пожилые люди занимаются спортом. Это один из проектов, который стал родоначальником по благоустройству внутренней территории университета, за которым последовали многие другие. Развитие инфраструктуры вуза идет сегодня в трех направлениях. Это образовательное – создание коворкинг-пространств, мест случайных встреч. Второе направление социальное – улучшение жилищных условий студентов, а также реализация проекта по строительству бассейна на территории университетского комплекса. Третье направление спортивное, у которого есть своя программа по развитию, к примеру, - это завершение работ над проектом стадиона широкого профиля на площадке СПО. Скоро, возможно, мы осуществим свою мечту, когда, завершив все небольшие мероприятия, связанные с поддержанием инфраструктуры, займемся ремонтом фасадов главного корпуса, институтов гуманитарного образования и строительства, архитектуры и искусства – хотелось бы освежить историческую часть города.

К старту готовы!
К старту готовы!

Рустам Ахметрашидович Муртазин, проректор по молодежной и информационной политике:

– Наши студенты не остаются в стороне от многочисленных добрых дел в городе. В вузе достаточно активно развивается система студенческого самоуправления. В частности, студенческие отряды принимали активное участие в строительстве студенческих скверов, их благоустройстве, поддержании порядка. Поэтому без преувеличения можно сказать, что студенты принимают участие в создании комфортной городской среды. У нас очень хороший волонтерский центр, который работает не только в стенах университета, а постоянно задействован на всех значимых городских и областных мероприятиях как источник активной молодежи. Очень большая работа в последнее время была проведена профсоюзной организацией студентов и аспирантов в плане социальной обеспеченности студентов. Мы и в Челябинской, и в Курганской областях, и в Республике Башкортостан сделали многое по изменению нормативных правовых актов в части оказания студентам государственной социальной помощи для получения в университете социальной стипендии. Эти сложные действия увенчались успехом, и тысячи студентов, наконец, получили возможность оформления государственной поддержки. Это стало возможным еще и потому, что мы имели определенный политический вес, потому что В.М. Колокольцев является депутатом Законодательного собрания региона. Сейчас у нас на стадии реализации проект создания коворкинг-центра, который мы ведем уже несколько лет. Параллельно идет работа по привлечению инвестиций посредством получения студенческих грантов. Часть средств мы уже выиграли, и, надеюсь, в недалеком будущем нам удастся открыть студенческий центр, который будет работать как общественное пространство не только на университет, но и на весь город. Еще один момент, где и студенчество, и весь вуз участвует – это любая избирательная кампания. Вуз является организатором работы шести избирательных участков, на которых осуществляют свое волеизъявление тысячи горожан Магнитогорска. За успешно и грамотно организованную работу во время голосования по поправкам в Конституцию РФ мы получили положительную оценку от администрации города. Таким образом, и в этом направлении студенты МГТУ принимают активное участие.

В.М. Колокольцев:

– Хочется добавить. Рустам из скромности промолчал о том, что студенчество МГТУ и на российском уровне добивается больших высот. Дважды наши студенты становились победителями всероссийского конкурса «Студенческий лидер», причем первым из них, в 2014 году, был сам Рустам. И в этом году вновь наша студентка вышла в финал конкурса и поедет бороться за звание лучшего студенческого лидера России. Наш вуз – единственный в стране, который имеет такие результаты в этом конкурсе.

К старту готовы!
К старту готовы!

Михаил Николаевич Ведров, проректор по экономическим и финансовым вопросам:

– Необходимо отметить, что процессы цифровизации внутренних операций в вузе начались уже давно. Цифровизация для сотрудников и, в первую очередь, для студентов – эти процессы направлены на них, для удобства их обслуживания. И второй момент, о котором еще не было сказано. Подготовка его шла давно, и в прошлом году мы открыли эндаумент-фонд, и сейчас работаем над его наполнением. Средства эндаумент-фонда будут направлены на все активности вуза, а именно – на студентов, на реализацию их проектов. И это совершенно невозможно без взаимодействия вуза, города и области. Пример проектной школы показал, что бизнес-сообщество готово вкладываться в развитие университета, что позволяет нам развиваться и идти дальше.

М.В. Чукин:

– Позвольте пояснить, эндаумент-фонд – это фонд поддержки вуза благодарными выпускниками.

В.М. Колокольцев:

– Хочу отметить, как министерство оценивает уровень организации финансовой деятельности нашего вуза. Нам предложено стать кураторами по оздоровлению экономики и финансов других университетов. Таким образом, наша команда проверяла уже Волгоградский вуз, на очереди Братск. Такое доверие говорит о многом.

М.Н. Ведров:

– Надо сказать, что это заслуга не одних лишь финансово-экономических служб. Это общее достижение. Мы работаем командой. У любого вуза есть разные виды активности: образовательные, научные, хозяйственные и экономические, конечно. Поэтому успех в этом – наша общая заслуга.

Анатолий Иванович Макеев:

– Слушая этот разговор, я как его выпускник проникся гордостью за родной университет – как многого он достиг, сколько полезных проектов реализовал для города и области, какие талантливые, высокопрофессиональные управленцы его возглавляют, настоящие патриоты своего края, своей страны!

К старту готовы!
К старту готовы!

Сергей Николаевич Павлов:

– Когда 12 лет назад я пришел работать в МГТУ из администрации города, то заметил, что вуз тогда был довольно закрытой структурой. И мы при поддержке ректора Валерия Михайловича Колокольцева стали работать в этом направлении. Был объявлен городской конкурс на гимн университета, все творческое сообщество участвовало в нем, и у вуза появился свой гимн как знаковая визитная карточка. К юбилею МГТУ выпустили книги об университете, заложили памятную звезду вуза у дворца Орджоникидзе. Организовали регулярные встречи с коллективами предприятий, организаций, школ города – всего было организовано 23 таких выхода, результатом которых стали договоры о сотрудничестве. Эти и многие другие шаги весьма положительно повлияли на имидж вуза, на его известность. Радует, что эта политика открытости продолжается.

Анна Картавцева

Беспрецедентный проект воплотился!

Беспрецедентный проект воплотился!
Беспрецедентный проект воплотился!

Проектная школа МГТУ им. Г.И. Носова 1 сентября впервые распахнула свои двери для 25 учеников. В этот день, который стал для университета знаменательной датой, в его стенах состоялось торжественное открытие нового структурного подразделения вуза.

Школьники прошли не только строжайший конкурсный отбор ‒ тестирование по математике, информатике, физике, но и собеседование. Предварительное общение с преподавателями и психологами позволило выявить среди множества детей, желающих обучаться в университетской школе, самых устремленных к науке и учебе, самых мотивированных и перспективных.

Ребятам дана уникальная возможность получить высокий уровень профильной подготовки, новый опыт, обучаясь у лучших педагогов в своих предметных областях и пользуясь всеми ресурсами МГТУ. Во время двухлетней учебы в проектной школе они будут изучать не только общеобразовательные предметы за 10 и 11 класс, но и познакомятся с инновационными технологиями, машинным обучением и компьютерным зрением, смешанной реальностью и Интернетом вещей, технологиями множественной альтернативной энергетики и Искусственным интеллектом, ‒ и это далеко не полный перечень. Особое внимание в образовательном процессе будет уделено именно проектной деятельности. С каждым из учеников будут работать преподаватель-тьютор и бизнес-наставник, которые помогут организовать  ребятам самостоятельную работу над актуальными проектами.

Во время этого замечательного мероприятия были соблюдены все традиции, приличествующие моменту: выступления первых лиц города, вуза,  градообразующего предприятия; вручение букета директору школы; награждение почетными грамотами шефов; выражение искренней благодарности всем тем, кто словом и делом помогал;  разрезание красной ленточки; экскурсия по аудиториям; пресса, интервью, съёмки; первый, показательный, урок в новеньком классе; счастливые лица учеников и довольные, лучезарные улыбки организаторов проектной школы.

Беспрецедентный проект воплотился!
Беспрецедентный проект воплотился!

Первым поздравил учеников, их родителей и организаторов с открытием проектной школы МГТУ им. Г.И. Носова глава города Магнитогорска С.Н. Бердников:

‒ …Используйте открывшуюся возможность в полной мере, ‒ напутствовал он учеников. ‒  Вам очень повезло, и вы должны распорядиться периодом обучения очень грамотно, ‒ каждый день хватайте знания, впитывайте их как губка, стремитесь в школу и пользуйтесь прекрасным шансом, который вам подарила судьба, потому что по окончании школы вы будете иметь большие преимущества перед сверстниками при поступлении дальше и  продолжении своего обучения. На сегодня учеба ‒ это самое важное.

К школьникам обратился ректор М.В. Чукин:

‒ Это волнительный для вас день, ‒ обратился он к школьникам. ‒ Вы переходите в новую стадию своего САМОразвития. Волнительный для нас, поскольку для нас этот проект ‒ беспрецедентный. В городе, регионе таких школ нет. Особенность этого проекта заключается в том, что кроме тех базовых знаний, которые вы будете получать, вы будете учиться работать в команде. Вы будете учиться слушать и слышать друг друга. Вы научитесь комуницировать и взаимодействовать с инновационным бизнесом. Вы научитесь стать успешными. Для нас это очень и очень важно. Вместе у нас всё получится!

Проректор по учебной работе куратор школы О.Л. Назарова познакомила гостей с инфраструктурой школы: прекрасно оснащенные лабораторным оборудованием и необходимыми для обучения материалами кабинеты информатики, естественных наук, физики, химии, астрономии, ОБЖ. Трансформирующаяся под каждого ученика удобная мебель.

Подготовка к открытию проектной школы была длительной и тщательной: в течение трёх с половиной лет организаторы школы закупали оборудование, подбирали кадры, создавали безопасное пространство, доступное также людям с особенностями здоровья. Сама школа расположена на первых двух этажах шестого учебного корпуса МГТУ, на верхних этажах располагается кванториум. Приезжавшая московская комиссия подтвердила статус школы, и теперь у неё имеется лицензия  Рособрнадзора.

Ольга Леонидовна рассказала о том, что обучение в школе будет практикоориентированным, нацеленным на то, чтобы ученики не заучивали информацию, а добывали знания во время экспериментов, работая реальной командой, пробовали новое, «проигрывая» то, что им пригодится в жизни. В школе будет реализовываться уникальная образовательная модель, основанная на взаимодействии с бизнес-партнёрами.

Мы уверены, что проектная школа МГТУ им. Г.И. Носова в полной мере выполнит своё предназначение по подготовке детей к серьёзным свершениям, и когда-нибудь её выпускники  прославят свою альма-матер, добившись выдающихся успехов в различных областях деятельности.

Инна Ким

Дистант расширил образовательные возможности университета

Назарова О.Л.
Назарова О.Л.

Пять месяцев назад высшая школа оказалась в новой реальности – российские вузы перешли на дистанционное образование. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова быстро адаптировался к сложившейся ситуации и достойно пережил время пандемии.

Переход на дистанционное обучение стал серьезным стрессом и испытанием для системы высшего образования. Непредвиденные обстоятельства заставили в кратчайшие сроки пересмотреть традиционные форматы работы в университете. На момент объявления ограничительных мер в МГТУ им. Г.И. Носова весь учебный процесс был организован на базе электронной информационно-образовательной среды. Именно это и позволило безболезненно перейти на онлайн-обучение с применением дистанционных технологий.

«Образовательный портал стал основной платформой, на которой коммуницировали преподаватели и студенты. Для нашего университета это уже привычная форма взаимодействия, увеличилась лишь ее интенсивность, ведь мы полностью перевели все общение в электронный формат, – рассказывает проректор по учебной работе МГТУ им. Г.И. Носова Ольга Леонидовна Назарова. – Сложности возникли с наращиванием технических мощностей серверов университета, необходимо было обеспечивать их бесперебойную работу. Но и с этим мы тоже справились. Благодаря нашим it-специалистам, серьезных срывов в работе образовательного портала удалось избежать».

В университете активно работали над организацией полноценного общения в режиме видеоконференцсвязи для проведения лекций и семинаров. Преподаватели и студенты использовали платформы: Moodle, Zoom, систему для проведения вебинаров BigBlueButton (встроен в Moodle), которая позволяет общаться, показывать презентации и любые другие документы, рабочий стол докладчика или запущенное на его компьютере приложение. Большая часть работы осуществлялась и на базе системы Mirapolis LMS. Если раньше эта площадка была основной для студентов, обучающихся дистанционно, то, когда этот формат стал общим для всех, ею воспользовались для проведения занятий и итоговой аттестации, для организации работы приемной кампании.

«Другая проблема, которую выявило дистанционное обучение, – отсутствие мощной компьютерной техники, видеокамер и качественного интернета у большей части студентов. Они были вынуждены использовать для обучения мобильные телефоны, что вызывало определенные сложности, – поясняет проректор. – Эта ситуация показала, что наличие соответствующих технических средств у студентов должно стать нормой, неотъемлемой частью образовательного процесса».

Кризис вынудил сделать то, что раньше откладывали. Переход вуза в режим дистанционного обучения стал одним из мотивирующих факторов для развития «цифрового университета». Стали необходимы абсолютно новые форматы учебно-методического взаимодействия в цифровой образовательной среде, возможности которой позволяют эффективно и быстро перейти в систему индивидуального образовательного маршрута.

«Все лучшее, освоенное нами за этот период, мы планируем использовать в дальнейшем. Будем развивать новые сервисы для студентов, например, электронную зачётку, хочется, чтобы она уже полностью вошла в жизнь и заменила всем привычный вариант, – объясняет Ольга Леонидовна. – Стараемся уйти от большого объема бумажных ведомостей и перевести их в электронный формат. Хочется продумать сервис, который позволяет заказать какой-либо документ, получить быструю обратную связь через образовательный портал или записаться на получение диплома через электронную очередь. Над этим мы сейчас будем работать активнее».

В университете появится студия видеозаписи для создания онлайн-лекций. Преподаватели будут совершенствовать методику обучения с их использованием. Обсуждается и разрабатывается алгоритм работы, при котором часть курсов будет подаваться именно в таком формате. Студенты получат информацию для самостоятельного изучения, а если возникнут вопросы и недопонимая, будут обсуждать их уже при личной встрече с преподавателем. Такой смешанный подход позволит выстраивать индивидуальную траекторию образовательного процесса.

«Результатом этого периода будет, безусловно, повышение роли дистанционного образования и его возможностей. Но значительная часть учебного процесса все же должна проходит офлайн, а дистант выступать его цифровой поддержкой, – считает Ольга Леонидовна. – Личное общение преподавателя и студентов очень важно. Ведь университеты несут не только образовательную функцию, но и воспитательную. Только очные встречи позволяют перенять опыт и мастерство наставника».

Переход на дистанционный формат работы показал, что МГТУ способен сохранить полноценный учебный процесс даже в непростых условиях. В дальнейшем цифровые технологии станут неотъемлемым атрибутом обучения, а накопленный опыт будет применяться в повседневной работе вуза.

Впрочем, университет успешно организовал все рабочие процессы в режиме онлайн. Дистанционно проходили совещания и собрания ученого совета. В новом формате прошла государственная итоговая аттестация, с применением процедуры прокторинга. Университет провел онлайн-выпускной и организовал персональные фотосессии выпускникам. Впервые в истории приемной кампании вуза личного присутствия абитуриента не требовалось. Все документы, необходимые для поступления, принимали через личный кабинет на сайте вуза.

В период пандемии в университете был принят весь комплекс необходимых профилактических мер. В кратчайшие сроки в вузе и общежитиях появились бесконтактные термометры, антисептики и санитайзеры, был усилен дезинфицирующий режим, установлены «антивирусные» ручки для открывания дверей.

Подготовила Ксения Перчаткина

Первый строитель МГМИ

Василенко Г.С.
Василенко Г.С.

Георгий Семенович Василенко по окончании физмата Кубанского педагогического института молодым, двадцатипятилетним, приехал на Магнитку еще в 1931 году.

Здесь в то время начиналась одна из великих строек первой пятилетки — Магнитострой. В ковыльной степи сказочно быстро строился новый город. Для богатырской стройки нужны были сильные, хорошо подготовленные кадры. Людей нужно было учить, учить рассчитывать, строить, осваивать сложнейшие агрегаты.

Вот почему здесь у подножья горы Магнитной были созданы горный, металлургический и строительный факультеты – Магнитогорский горно-металлургический институт.

Чувство глубокой благодарности и высокого уважения вызывает светлая память о Г.С. Василенко – первом заведующем кафедрой математики   нашего   института.

Стройный и энергичный, входил он в аудиторию (где бы это ни было) барачного ли здания, или уже оборудованного учебного помещения – и привносил с собой дух высокой культуры. Спокойным голосом он приковывал внимание уставших на работе людей к основе основ инженерного дела – высшей математике. Светлый ум, ясная логика и большое педагогическое мастерство – вот средства, которыми Георгий Семенович приобщал своих учеников к науке. Чуткий педагог никогда не ограничивался формальной констатацией пробелов в знаниях того или иного студента. Всегда тактично, дельным советом и методической помощью выводил отстающих на прямую дорогу будущего инженера.

Много сил и энергии отдал Г.С. Василенко на организацию всего учебного процесса. Работая начальником учебной части, он пропагандировал и организовывал заочное обучение, активно участвовал в строительстве нового города. Его можно было видеть на субботниках во время строительства первых доменных и мартеновских печей, на благоустройстве и озеленении новых улиц.

Начитанный, с музыкальной душой, горячо любящий искусство, Георгий Семенович всегда был активным участником культурных мероприятий. Жадно тянулся он ко всем источникам знания и своим примером увлекал товарищей.

Г.С. Василенко прекрасно понимал, что хорошо учить может лишь тот, кто сам не перестает учиться. Он решает здесь, в Магнитогорске, подготовить научную диссертацию по высшей алгебре. Его план одобрили ленинградские математики. Можно не сомневаться в том, что это было бы выполнено – не помешай война. Но Георгий Семенович меняет мирную математику на расчеты артиллериста-минометчика.

2 августа 1942 года, под Воронежем, на передовых позициях в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками отдал свою жизнь за Родину, за её светлое коммунистическое счастье.

 В.С. ТЕМЯНКО,  П.Д. КОРЖ

Командир разведки

Кравец М.П.
Кравец М.П.

Преподаватель нашего института Михаил Павлович Кравец был участником Великой Отечественной войны. Сегодня мы печатаем эпизоды из его боевой жизни.

Склонившись над большой картой, о чем-то глубоко задумался командир гвардейского подразделения. В алюминиевой кружке стыл позабытый чай.

– Разрешите войти!

– Да, – командир очнулся от своих дум и, обернувшись, взглянул на вошедшего лейтенанта. Перед ним стоял молодой, крепкого телосложения командир группы разведчиков Михаил Кравец.

– Разрешите доложить о результатах?

– Докладывайте.

Бывалый разведчик Михаил Кравец, группе которого давалась боевая задача – выбрать место переправы через водный рубеж, доложил о том, что он выполнил приказание.

Командир подразделения и молодой разведчик снова склонились над картой. Последний о чем-то оживленно рассказывал. Доложив о выполнении задания, молодой офицер в нерешительности остановился, будто бы желая сказать еще что-то.

– Ну, все, кажется? — спросил командир, видя его волнение.

– Нет, не все, товарищ полковник, – и Михаил Кравец начал рассказывать.

– Когда мы возвращались с задания, то увидели, как на правом берегу реки делала посадку «рама». Разведчики засекли место посадки и просят разрешения командира уничтожить гитлеровского стервятника, захватить материалы, аэрофотоснимки.

Разрешение было получено. Михаил Кравец с лучшими своими разведчиками – Гузенковым, Чернецовым, Абрамовым и Мечниковым, несмотря на усталость, сели в лодку и отправились снова на правый берег реки. Заметив смельчаков, немцы открыли по ним яростный минометный огонь. Голубая вода кипела от многочисленных разрывов мин.

Но вот и правый берег. Выскочив из лодки, разведчики отправились к месту посадки «рамы», ползком подобрались к посадочной площадке и затем по сигналу пошли в атаку на охрану приземлившегося самолета. Забросав гранатами часовых и прикрываясь автоматным огнем, смельчаки подбежали к самолету. Мотор работал. По-видимому, немцы думали отправиться в свой очередной рейс.

– Отлетался, гад! – крикнул Михаил Кравец, пробивая бензобак и ломая управление.

Забрав карты, съемки и другие ценные документы, окончательно приведя в негодность немецкий самолет, разведчики благополучно вернулись в свое подразделение.

Однажды для подразделения саперов создалась неблагоприятная обстановка. Немцы, пытаясь окружить саперов, обстреливали их из самоходок и бронетранспортеров. Наступали немецкие автоматчики. Командир подразделения саперов был тяжело ранен.

– Надо помочь саперам! – приказал командир Кравцу.

В распоряжение молодого командира дали три танка и группу смелых бывалых разведчиков.

Выполняя приказание, Кравец действовал смело и решительно. Послав танки в обход наседавшим немцам и приняв на себя командование подразделением саперов, он вместе с ними и с группой разведчиков стремительно бросился в контратаку на гитлеровцев.

Стремительность атаки и умелое взаимодействие с танками обеспечили успех боя. Немцы были выбиты с занимаемых позиций и изгнаны из села. Разведчики захватили пленных и большие трофеи. Задача была решена на «отлично».

После этого саперы быстро разминировали мосты и вместе с разведчиками прикрывали переправу наших войск. За эту операцию Михаил Кравец был награжден орденом Отечественной войны первой степени.

Много еще героических дел совершил М.П. Кравец в горячих боях за освобождение любимой Украины от фашистов. Много раз вместе со своими бойцами он отражал многочисленные контратаки врага, участвовал в наступлении, форсировал реки.

За мужество, героизм и отвагу, за успешное выполнение боевых заданий командования гвардии лейтенанту Михаилу Павловичу Кравцу присвоено высокое и почетное звание Героя Советского Союза.

Дороги войны

Цыгалов М.Н.
Цыгалов М.Н.

Михаил Николаевич ЦЫГАЛОВ, зав. кафедрой подземной разработки месторождений полезных ископаемых:

– Войну я начинал сержантом инженерных войск. Дошел до Севастополя.

Ровно за год до Победы – 9 мая 1944 года – наши войска выбили немцев из города. Здесь я увидел незабываемое — нескончаемую колонну пленных фашистов.

А вот настоящая война началась для меня в Львовской области, где я в составе войск НКВД участвовал в борьбе с бандеровцами. Наш отряд, человек тридцать, контролировал зону вокруг глухой деревушки, где мы базировались. Напряжение страшное, каждый день что-нибудь да случалось. Доводилось и шпионов, немецких диверсантов отлавливать.

Но вот что интересно. Обстановка тяжелая, нельзя сказать, что мы всегда лучше владели ситуацией, чем бандеровцы. И все-таки человек остается человеком, ему нужна была разрядка. Смешного тоже немало случалось. Как- то мы с приятелем задержали дезертира. Приятель первым его заметил, а пистолета у него с собой не оказалось, так он портсигар на него направил и скомандовал: «Руки вверх!» Тут я выхожу, он мне кричит: «Одолжи пистолет!»

В другой раз в нас начали стрелять. Мы в проем чердака установили ручной пулемет — приготовились к бою. Тут я увидел группу людей, крикнул им, а они оказались нашими, тоже облаву делали. Повезло, что до «драки» дело не дошло.

Целый год служил на Западной Украине. С восьмого на девятое мая, добираясь в свою часть, заночевал в развалинах. Под утро услышал страшную стрельбу. Первое, что подумал — бандеровцы. Вдруг слышу — кто-то рядом дал очередь вверх. Я выглянул из развалин: такой же, как я, солдат, в небо палит. Он-то мне и сообщил великую новость. Я тоже отсалютовал, а утром своим товарищам сообщил о Победе. Радость была неописуемая. Больше такого я никогда в жизни не видел: беспрестанно салютуют в воздух, незнакомые люди обнимаются, плачут и смеются одновременно...

Беседовала С. ЛАНЦОВА

Диктант Победы

Второй год подряд во всех регионах нашей страны проводилась Всероссийская историческая акция «Диктант Победы», посвященная событиям Великой Отечественной войны. Она состоялась 3 сентября.

Организаторами ее стали Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество и Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Общероссийская общественная организация «Российский союз ветеранов», Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Росообрнадзор).

В Челябинской области было зарегистрировано более 100 площадок для ее проведения, участвовали все 43 муниципалитета. А в целом по России зарегистрировано более 8000 площадок. Участвовали также 65 стран мира, в которых зарегистрировано 109 зарубежных площадок.

«Диктант Победы» проводился при соблюдении социальной дистанции. Было обеспечено организационно-техническое сопровождение от Министерства образования Челябинской области, управление образования города Магнитогорска также вело методическое сопровождение этого мероприятия. В этом году появились некоторые изменения: поменялась продолжительность акции, на написание «Диктанта Победы» отводилось 45 минут, для всех федеральных округов были разработаны разные контрольно-измерительные материалы. Изменилась также форма бланков: они стали удобнее для сканирования и для написания. Также изменилось количество вопросов, теперь их стало 25, а не 20 как в прошлом году. Организаторы работали над тем, чтобы максимально качественно провести это мероприятие.

МГТУ им. Г.И. Носова второй год подряд является одной из наиболее массовых площадок, на которой проводится «Диктант Победы». И, поскольку к проведению акции присоединяются все новые структуры, Магнитогорский государственный технический университет выступает своего рода образцом реализации «Диктанта Победы».

Наталья Балынская, директор ИЭиУ

Штучная защита

Штучная защита
Штучная защита

Во второй раз в истории кафедры автоматизированного электропривода и мехатроники 19 июня успешно прошла защита выпускной квалификационной работы на французском языке.

Участник программы двух дипломов, действующей между МГТУ им. Г.И. Носова и университетом Жана Монне (г. Сент-Этьен, Франция), ‒ ст. гр. АМБ-16 направления подготовки «мехатроника и робототехника» Максим Аникушин представил ВКР на тему «Исследование роботизированной системы удаления гартцинка агрегата непрерывного горячего цинкования» (руководитель от МГТУ им. Г.И. Носова – зав. кафедрой АЭПиМ А.А. Николаев, консультант – ст. преподаватель каф. АЭПиМ С.С. Енин, руководитель от французской стороны – профессор кафедры электротехники и промышленной информатики Жан-Жак Руссо).

Максим в период с 2018 по 2020 гг. дважды проходил семестровое обучение в университете Жана Монне, что позволило ему претендовать на получение сразу двух дипломов бакалавра: от российского и европейского университетов. Защита проходила в дистанционном формате в специализированной аудитории отдела дистанционных образовательных технологий нашего вуза.

Штучная защита
Штучная защита

В дипломной работе студент провел исследования режимов работы сложной робототехнической установки – промышленного робота KUKA KR 150 R2700 extra F, используемого для удаления гартцинка с поверхности жидкой ванны для цинкования полосы на АНГЦ-3 ЛПЦ-11 ПАО «ММК». Робот был введен в эксплуатацию весной 2020 года.

По результатам выполненных исследований были сформулированы рекомендации по улучшению режимов работы робота, направленные на экономию электрической энергии при выполнении циклических операций.

Экзаменационная комиссия французского университета в составе профессора Жан-Жака Руссо (Jean-Jacques Rousseau) и преподавателя Элоди Масон (Elodie Masson) высоко оценила уровень выпускной работы. Проректор по международной деятельности МГТУ А.Г. Корчунов, присутствовавший на мероприятии, отметил большую значимость данной защиты, состоявшейся в непростой для всех мировых университетов период работы в условиях ограничений по COVID-19.

Российская и французская стороны выразили пожелания в дальнейшем развитии существующей программы академической мобильности студентов и преподавателей между двумя университетами.

Александр Николаев

Теперь только Россия!

Теперь только Россия!
Теперь только Россия!

Традиционный ежегодный конкурс «Студенческий лидер Уральского федерального округа» на этот раз  прошёл в Челябинске с 14 по 16 августа. Здесь собираются студенты, готовые оказать помощь собратьям по судьбе в отстаивании своих прав. Помимо этого конкурсанты – студенческие лидеры российских вузов – показывают на конкурсе свои умения и навыки в деле реализации молодёжной политики в студенчестве.

Выдающихся результатов добилась студентка МГТУ им. Г.И. Носова председатель профбюро института энергетики и автоматизированных систем Дарья Крылова (гр. АПОб-17-1), удостоившись второго места. Мы от души поздравляем Дарью с победой! В сентябре девушке предстоит защищать честь вуза, выступая на всероссийском этапе конкурса, который пройдет в Краснодарском крае. Отметим, что МГТУ им. Г.И. Носова дважды становился победителем всероссийского этапа. В прошлом году первое место заняла Айна Тухватуллина, заместитель председателя профкома студентов и аспирантов, а в 2014 году победу одержал Рустам Муртазин, являющийся ныне проректором по молодёжной и информационной политике МГТУ.

Конкурсанты, отстаивая честь своих вузов, должны были пройти разнообразные испытания: рассказать о себе и своей профсоюзной организации в конкурсе «автопортрет»; решить конфликтную ситуацию и пройти два теста в «правовом ориентировании»; показать умение отстаивать свою позицию в открытом диалоге в «управленческом поединке»; правильно ответить на однозначные вопросы в конкурсе на выбывание «2 к 1»; разработать и публично представить вниманию членов жюри итоги проекта для решения заданной проблемы в «социальном проектировании»; показать умение аргументированно защитить предложенное решение конкретной задачи в «заседании профкома». Помимо этого студенты принимали участие в испытании «блиц», где демонстрировали знания законодательства РФ, нормативно-правовых актов в сфере образования и внутрипрофсоюзной деятельности, а также умение применять их в экстремальной обстановке. Тематику и содержание испытания под названием «сюрприз» члены жюри определили непосредственно перед его началом.

Дарья Крылова отметила, что самым сложным конкурсом для нее оказался «2 к 1», который придумали в МГТУ им. Г.И. Носова! Девушка призналась, что поняла о своей готовности к конкурсу только перед его началом: «В этот момент всё зависит только от тебя: нужно просто собраться и вспомнить всё, что ты учила», ‒ говорит она.

Теперь Дарью ждёт месяц упорной подготовки к следующему, ещё более трудному, этапу конкурса, а мы желаем ей уверенности в своих силах, ведь все в МГТУ знают – Даша точно сможет победить! Даша, мы в тебя верим и желаем тебе удачи! 

Карина Барсегян, студенческий медиацентр МГТУ

Объявление о конкурсе и выборах

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:

  • доцентов кафедр:  геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых (институт горного дела и транспорта); металлургии и стандартизации (филиал ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» в г. Белорецке); вычислительной техники и программирования (институт энергетики и автоматизированных систем).

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет о проведении выборов

  • заведующего кафедрой: экономики (институт экономики и управления); физики (институт естествознания и стандартизации); лингвистики и перевода (институт гуманитарного образования).

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору:

  • профессора кафедры: машин и технологий обработки давлением и машиностроения (институт металлургии, машиностроения и материалообработки); доцентов кафедр: теплотехнических и энергетических систем (институт энергетики и автоматизированных систем); ассистентов кафедр: информатики и информационной безопасности (институт энергетики и автоматизированных систем).

Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «Положении по виду деятельности» (СМК-ПВД-20-19 (версия 7), СМК-ПВД-21-20 (версия 5)).

Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» в разделе «Информация для научно-педагогических работников».

Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

«Денница» от 4 сентября 2020 года