- Подробности
14 октября 2020 г. в 14.00 в видеоконференц-зале на Ленина, 38 состоялась пленарное, а 15 октября с 08.30 в институте гуманитарного образования прошли секционные заседания VI международной молодежной научно-практической конференции «Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха», организованной кафедрой языкознания и литературоведения института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова совместно с лабораторией филологических интернет-стратегий НИИ ИАФ и Гомельским государственным университетом им. Ф. Скорины.
Это стало уже вторым мероприятием в 2020 году, приводимым в рамках договора о сотрудничестве между белорусским и магнитогорским университетами, подписанного в 2019 году. На конференции было представлено около 80 работ молодых исследователей из Белорусского университета (г. Гомель), из российских университетов и научных центров Воронежа, Кемерова, Магнитогорска, Москвы, Нижнего Новгорода, Орла, Санкт-Петербурга, Саранска, Тулы, Улан-Удэ.
Работа секций была организована по 7 направлениям, многие из которых стали уже традиционными для конференции и ее участников:
- К юбилею А. П. Чехова.
- Сетевая литература.
- Вечные темы, сюжеты, архетипы, концепты в мировой литературе.
- Традиционные и современные филологические методы исследования.
- Компаративные и интермедиальные исследования.
- Цифровые проекты в гуманитарных науках.
- Лингвистические исследования в цифровую эпоху.
Молодых исследователей в 2020 г. интересовали цифровые проекты в гуманитарных науках; «вечные» темы, сюжеты, архетипы и концепты: от «Старшей Эдды» до Гоголя, от Долгорукова и до Лукьяненко; сетевая литература; фанфики и лонгриды; компьютерные игры и современная поп-музыка; традиционные и современные филологические методы исследования; лингвистические исследования в цифровую эпоху; проблемы современного образования.
Работу конференции приветственными словами открыли заведующий кафедрой языкознания и литературоведения МГТУ им. Г. И. Носова, доктор филологических наук С. В. Рудакова и профессор кафедры русского, общего и славянского языкознания ГГУ им. Ф. Скорины доктор филологических наук, профессор В. И. Коваль.
С пленарными докладами выступили 4 участника конференции. С. А. Бутаков, магистрант-филолог 2 курса МГТУ им. Г. И. Носова (науч. руководитель – К. Н. Савельев, доктор филологических наук, профессор кафедры ЯиЛ), был первым из выступавших. Он представил свою работу на тему «Применение метода контент-анализа в исследовании раннего творчества Боба Дилана». Вторым докладчиком стала магистрантка Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины П. С. Завтрикова (науч. руководитель – Е. В. Ничипорчик, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского, общего и славянского языкознания ГГУ им. Ф. Скорины). Ее выступление было связано с творчеством писателя-юбиляра этого года – А. П. Чехова, тема доклада – «Функционирование местоименно-посессивных комплексов с ключевым словом жизнь в идиостиле А. П. Чехова». Выступление М. С. Жавнерович, студентки 3 курса филологического направления, было посвящено теме «Образ города Токио в рассказах В. Сорокина «Рев Годзиллы и крик Пикачу» и «Снеговик» (науч. руководитель - заведующий кафедрой ЯиЛ, доктор филологических наук С. В. Рудакова). Завершающим пленарное заседание стал доклад студента 5 курса направления педагогического образования И. Г. Яковлюка «Особенности проблематики и поэтики прозы В. Маканина конца 1980-х гг. (повести «Утрата», «Отставший»)» (науч. руководитель – кандидат филологических наук, доцент кафедры ЯиЛ М. Л. Бедрикова).
Каждое выступление было по-своему интересно, вызывало вопросы у аудитории, заставляло задуматься. Новый формат работы конференции (соединение онлайн и очного общения) не стал проблемой для ее участников.
Итогом пленарного заседания конференции стала презентация сборника ее материалов. Все участники выразили желание продолжить сотрудничество и организовать онлайн- диалог во время культурно-образовательного и научного мероприятия «Славянские встречи», которое будет проводиться в Гомельском государственном университете им. Ф. Скорины 7–8 декабря 2020 года.
15 октября состоялись секционные заседания, проводимые, в связи с новыми условиями, по небольшим группам.
По итогам выступлений и жарких дискуссий каждого доклада после первого и второго дня выступлений были определены победители призеры, получившие дипломы I, II и III степени.
Дипломами I степени за лучший доклад были удостоены С. А. Бутаков, магистрант-филолог 2 курса МГТУ им. Г. И. Носова, П. С. Завтрикова, магистрант Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, М. С. Жавнерович, студент-филолог 3 курса, И. Г. Яковлюк, студент 5 курса гр. вИПОб-15-1, студенты гр. ИФб-18-1,2 и гр. ИФб-19-1,2, ИПОб-17-1 А. Красных (тема доклада «Пьеса А. П. Чехова «Чайка» и ее экранизация Майклом Майером: интермедиальный анализ»), В. Шерстнева («Концепты легенды о Дон Жуане в рассказе В. Тендрякова «Донна Анна»), С. Черемных («Особенности переводов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (на примере анализа сцены дуэли)»), А. Федина («К вопросу об авторской стратегии письма в дневнике М. Башкирцевой»), А. Штейнбрехер («Интерпретация образов скандинавской мифологии в современном литературном и медиапространстве»). Дипломы II степени получили аспирант гр. ИЯЗа-20-1 О. Г. Гофштейн («Архетипические образы в поэме «Вечный жид» В. К. Кюхельбекера»), студенты студенты гр. ИФб-18-1,2 и гр. ИФб-19-1,2, ИПОб-17-1 Е. Базарова («Музыкальные мотивы в «таинственных повестях» И. С. Тургенева»), Е. Провалова («Образы природы в лирике Сильвии Плат»), А. Степаненко («Своеобразие женской поэзии XVIII века в журнале Н. М. Карамзина «Аониды»: гендерный анализ»), С. Гуреева («Своеобразие женских образов из сборника Н. В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”»), Е. Шумеляк (««Образы «старшей Эдды» в современном киноискусстве»), C. Предеина («Концепт «звезда» в лирике Н. Заболоцкого»). Дипломы III степени были присуждены аспиранту С.В. Пономареву («Мифопоэтический портрет Александра в русской поэзии конца ХVIII I - начала ХIХ века»), магистрантам гр. ИФм-19-2 М. Кашубе («Креативные формы библиотечной работы с обучающимися как фактор формирования их читательской культуры»), К. Хабирову («Футуризм: переосмысление художественного текста, создание новых стратегий развития языка»), Е. Неверову («Лингвистическая игра как стратегия в романе Е. Водолазкина «Авиатор»»), студентам М. Дусалаковой «(Мотив возвращения в элегиях «Вновь я посетил» А. Пушкина и «Русь советская» С. Есенина»), А. Базаркиной («Сожжение книг как символический акт в романе Рэя Брэдбери «451 градус по фаренгейту»), Е. Бисенгалееву («Роман Г. Мелвилла «Моби Дик» и компьютерные игры»), С. Ереминой («Проблемы перевода рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой»), Г. Каирбековой («Образ еды и питья в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”»).