В институте действует докторский диссертационный совет Д.212.111.02.

Обучение в аспирантуре ведется по специальностям:

  • 21.06.01 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых ((25.00.13 – Обогащение полезных ископаемых; 25.00.21 – Теоретические основы проектирования горнотехнических систем; 25.00.22 – Геотехнология (подземная, открытая и строительная);
  • 38.06.01 – Экономика (05.02.22 – Организация производства (горная промышленность));
  • 15.06.01 – Машиностроение (05.05.06  – Горные машины);
  • 23.06.01 – Техника и технологии наземного транспорта (05.22.01 – Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте);
  • 27.06.01 – Управление в технических системах (05.22.08 – Управление процессами перевозок).

Обоснование параметров открытой геотехнологии комплексного освоения крутопадающих месторождений для устойчивого развития горнотехнических систем, обеспечивающие устойчивое развитие горнотехнической системы за счет заблаговременного формирования на определенных этапах развития открытых горных работ техногенных ресурсов для их эффективное использование совместно с природными георесурсами.

Область применения – горнотехническая система открытой разработки крутопадающего месторождения.

Результаты и научно-практические рекомендации исследования использованы в проектах разработки месторождений «Юбилейное», «Восточно-Семеновское», «Худолазское»; при формировании и эксплуатации горнотехнических сооружений в качестве емкостей для накопления отходов и использования пород вскрыши для наращивания дамбы хвостохранилища на горных предприятий Урала, которые прошли опытные испытания в условиях ООО «Семеновский рудник», ООО «Башкирская медь» и АО «Сибайский ГОК».

Суммарный подтвержденный экономический эффект составил 290,6 млн руб., а для условий Коркинского разреза расчетный экономический эффект - 114,7 млн руб.

Руководитель разработки: проф., д.т.н. И.А. Пыталев.

Обоснование параметров карьеров и отвалов формируемых в качестве техногенных емкостей, представляющая собой разработку методики обоснования параметров горнотехнической системы ограниченных в плане карьеров при комплексном освоение участка недр, что позволит повысить эффективность открытых горных работ, сократить затраты на размещение хвостов обогащения и снизит экологическую нагрузку на окружающую среду.

Область применения – открытая разработка месторождений полезных ископаемых.

Результатом является разработка конструктивных технологических схем совокупной эксплуатации природных и техногенных георесурсов и обоснование их параметров, обеспечивающих совместное ведение горных работ по добыче полезных ископаемых, а также формирование и использование техногенных объектов на маломасштабных сближенных месторождениях Урала. Разработка рекомендаций по формированию техногенных георесурсов с заданными потребительскими свойствами при использовании роботизированного горнотранспортного оборудования применительно к условиям разрабатываемых и отработанных месторождений.

Исследования выполнены в рамках гранта Президента РФ МД-3602.2021.1.5.

Руководитель разработки: проф., д-р.техн. наук И.А. Пыталев.

Обоснование параметров открытой геотехнологии с формированием техногенной емкости для размещения хвостов обогащения руд представляющая собой разработку методики обоснования параметров открытой геотехнологии с формированием техногенной емкости для размещения хвостов обогащения руд, определяющая конструкцию ограждающей дамбы, необходимые объемы строительного и изоляционного материалов, а также физико-механические характеристики и пространственное положение рыхлых и скальных пород в теле дамбы и карьерном поле. Предложен способ повышения эффективности функционирования горнодобывающего предприятия за счет одновременного ведения добычных работ и использования скальных и рыхлых пород вскрыши для формирования техногенной емкости, с целью размещения хвостов обогащения, что обеспечивает снижение затрат на перемещение пород вскрыши до 18%, площади нарушенных земель до 30%, затрат на аренду земель до 2,2 раз при обеспечении их попутной рекультивации в период ведения горных работ, представлен алгоритм последовательности работ при комплексном освоении участка недр и формирования техногенной емкости, учитывающий стадию горных работ, наличие нескольких участков залежей, вид инженерной системы защиты, объем и физико-механические свойства вскрышных пород, использование которого позволяет определить параметры схемы вскрытия, режим горных работ, а также высоту ограждающей дамбы с углами внутреннего откоса до 89 и внешнего откоса от 12.

Область применения – открытая разработка месторождений полезных ископаемых.

Результатом является разработка и апробация открытой геотехнологии и обоснование ее параметров, обеспечивающих повышение полноты и комплексности освоения участка недр в ходе ведения горных работ при формировании и эксплуатации техногенных емкостей для размещения хвостов обогатительного производства. Разработанные технологические схемы формирования техногенной емкости с целью размещения хвостов обогащения с использованием рыхлых и скальных пород вскрыши при отработке запасов месторождения «Восточно-Семеновское» приняты на ООО «Семеновский рудник» к внедрению.

Экономически обоснована эффективность формирования техногенной емкости для размещения хвостов обогащения в условиях месторождений ООО «Семеновский рудник», эффект составил 15,8 млн руб. в год.

Руководитель разработки: проф., д-р.техн. наук И.А. Пыталев, старший преподаватель, к.т.н В.В. Якшина.

Программа «Оптимизационная программа распределения подвижного состава при транспортировании горной массы между пунктами погрузки и выгрузки при формировании техногенных емкостей» зарегистрирована в ФСПИС РФ, рег. № 2022615241.

Программа предназначена для моделирования экскаваторно-самосвального комплекса на карьерах. С помощью реализации агентного и дискретно-событийного подхода, а также знания данных карьера, программа позволяет: на основании плана карьера с учетом его развития во времени, отобразить отрабатываемые горизонты карьера и его транспортную сеть в 2D и 3D виде; оптимизировать количество самосвалов и экскаваторов как на определённый промежуток времени, так на весь период эксплуатации карьера; обеспечить сбор статистических данных работы карьера, самосвалов и экскаваторов, с возможностью их экспорта; провести анализ загруженности транспортной сети.

Данная программа может быть полезна для организаций, осуществляющих проектные работы в области освоения запасов твёрдого полезного ископаемого, гидротехнических сооружений, а также преподавателям и студентам осуществляющих подготовку по направлению «Горное дело».

Руководители разработки: проф., д-р.техн. наук И.А. Пыталев, старший преподаватель, к.т.н. В.В. Якшина, инженер-проектировщик НИИ КОГ А.К. Артюшин

Программа «Программа оптимизации расположения перегрузочного пункта при циклично-поточной технологии транспортировании горной массы на карьерах» зарегистрирована в ФСПИС РФ, рег. № 2022685085.

Программа для моделирования работы конвейерного и экскаваторно-автосамосвального комплексов, являющихся основой циклично-поточной технологии на карьерах. Создаётся имитационная модель, с использованием агентного и дискретно-событийного подходов. Благодаря этому, программа позволяет: определить оптимальные местоположения пунктов перегрузки с автосамосвалов на конвейер; оптимизировать количество самосвалов и экскаваторов; обеспечить сбор статистических данных работы карьера, конвейерного и экскаваторно-автосамосвального комплексов; визуализировать работу карьерного транспорта; определить оптимальные виды транспорта и их сочетание.

Данная программа может быть полезна для организаций, осуществляющих проектные работы в области освоения запасов твёрдого полезного ископаемого, а также преподавателям и студентам осуществляющих подготовку по направлению «Горное дело».

Руководители разработки: проф., д-р.техн. наук И.А. Пыталев, проф., д-р.техн. наук К.И. Струков, старший преподаватель, к.т.н. В.В. Якшина, доцент, к.т.н. Е.Е. Швабенланд,  доцент, к.т.н. П.Н. Мишкуров, инженер-проектировщик НИИ КОГ А.К. Артюшин.

Программа «Программа расчета потерь и разубоживания полезного ископаемого на открытых горных работах» зарегистрирована в ФСПИС РФ, рег. № 2023668752.

Программа предназначена для расчета потерь и разубоживания полезного ископаемого на открытых горных работах, при отработке контактов полезного ископаемого с вмещающими породами, в зависимости от направления развития фронта работ, углов падения залежи и откоса рабочего уступа.

Исходными данными для расчета являются: угол падения залежи, угол откоса уступа, высота уступа, ширина заходки или ширина взрывного блока.

Результатами работы программы является расчет объёма потери и засорения, расчет показателей потерь и разубоживания полезного ископаемого.

Программа предназначена для проектных организаций и действующих горнодобывающих предприятий, а так же для обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях.

Руководители разработки: проф., д-р.техн. наук И.А. Пыталев, проф., д-р.техн. наук К.И. Струков, старший преподаватель, к.т.н. В.В. Якшина, доцент, к.т.н. Е.Е. Швабенланд,  доцент, к.т.н. Д.В. Доможиров, доцент, к.т.н. Е.А. Романько, инженер-проектировщик НИИ КОГ А.К. Артюшин и др.

Программа «Программа расчета суммарного и удельного расхода топлива автосамосвалов с учетом руководящего уклона карьерных автодорог» зарегистрирована в ФСПИС РФ, рег. № 2023612706.

Программа предназначена для моделирования работы карьерного автотранспорта, с возможностью изменения руководящего уклона автодорог горнотехнической системы. Создаётся имитационная модель, с использованием агентного и дискретно-событийного подходов. Благодаря этому, программа позволяет: определить мгновенный расход топлива автосамосвала с учетом изменения руководящего уклона автодороги и скорости движения по ней; позволяет определить среднюю скорость и время рейса, длину ездки; обеспечить сбор статистических данных работы автотранспорта и визуализировать в графическом виде. Данная программа может быть полезна для организаций, осуществляющих проектные работы в области освоения запасов твёрдых полезны ископаемых, а также преподавателям, аспирантам и студентам осуществляющих подготовку по направлению «Горное дело».

Руководители разработки: проф., д-р.техн. наук И.А. Пыталев, проф., д-р.техн. наук К.И. Струков, старший преподаватель, к.т.н. В.В. Якшина, доцент, к.т.н. Е.Е. Швабенланд,  доцент, к.т.н. П.Н. Мишкуров, инженер-проектировщик НИИ КОГ А.К. Артюшин и др.

Модель оптимального выбора комплекса производственных функций горнодобывающего предприятия и комбинации применяемых им стратегий, сбалансированных по доходности и финансовым рискам отдельных видов деятельностиПредложен новый подход к решению задачи повышения эффективности и жизнеспособности горного производства в изменяющихся рыночных условиях. Решение поставленной задачи производится на основе анализа применения различных стратегий управления производственными ресурсами и в целом комплекса деятельности предприятия, в зависимости от целей недропользователя. Ведение деятельности горнодобывающего предприятия возможно традиционным способом, когда все производственные функции и процессы выполняются собственными силами, и продукцией является только добываемое сырье. В качестве альтернативных стратегий рассмотрены варианты использования аутсорсинга и диверсификации производства. В разработках приводятся возможные комплексы и комбинации стратегий деятельности, а также направления диверсификации горнодобывающих предприятий, в том числе предполагающие формирование и освоение техногенных георесурсов. Экономико-математическая модель оптимизации комплекса деятельности предприятия представлена с позиции минимизации риска при заданном уровне доходности и с позиции достижения максимальной эффективности при заданном уровне риска. В исследованиях используется детерминированный подход к оценке показателей. Разработанная модель апробирована на примере малого предприятия добывающего хромовые руды. Исследования показывают, что стратегия диверсификации деятельности горнодобывающего предприятия снижает риск экономических потерь и повышает его жизнеспособность в условиях изменчивости цен на добываемое сырье.

Руководители разработки: проф., д-р техн. наук С.Е. Гавришев; доцент, канд. техн. наук В.Ю. Заляднов.

Технология крепления горных выработок на основе использования крепей фрикционного типа (СЗА) в широком диапазоне горно-геологических условий, обеспечивающая безопасность работ, высокую степень механизации, возможность комбинаций с другими видами крепи, существенное снижение затрат.

Область применения – подземная разработка месторождений полезных ископаемых, шахтное и подземное строительство.

Технология внедрена на рудниках УГМК – холдинга: АО «Учалинский ГОК», АО «Гайский ГОК», АО «Сафьяновская медь», а также на крупных холдингах Российской Федерации и Республики Казахстан - АК «Алроса», АО «Ормет», ПАО ЗФ «Норникель», Донской ГОК.

Экономический эффект от использования крепи СЗА достигается за счет уменьшения сетки штангования, снижения затрат на ремонт выработок, высокой производительности при их установки. В зависимости от горно-геологических условий экономический эффект составляет 80-150 руб. на каждый анкер.

Руководители разработки: проф., д-р техн. наук В.Н. Калмыков;доц. д.т.н. А.А. Зубков, доц. к.т.н. С.С. Неугомонов, доц. к.т.н. П.В. Волков.

Обоснование параметров рабочей зоны карьеров, обеспечивающих регулирование текущего коэффициента вскрыши и транспортной работы. Рекомендуется к использованию на карьерах, разрабатывающих крутопадающие рудные залежи и сложноструктурные месторождения, на которых развитие горных работ приводит к увеличению текущего коэффициента вскрыши и транспортной работы, что в свою очередь приводит к критическим значениям затрат на добычу минерального сырья.

Увеличение глубины ведения горных работ приводит к возрастанию текущих коэффициентов вскрыши, сокращению площади активной рабочей зоны, увеличению расстояния транспортирования горной массы. Предлагаемые комплексные решения по выбору способа формирования рабочей зоны с участками временно нерабочих бортов (ВНБ), определению наиболее рациональных сроков и схем формирования и расконсервации ВНБ, изменению схем вскрытия отдельных участков карьера позволят регулировать значения текущего коэффициента вскрыши, сокращать величину среднего коэффициента вскрыши, регулировать транспортную работу по периодам разработки, что положительно сказывается на распределении затрат на добычу полезного ископаемого и устойчивости функционирования горнодобывающего предприятия в условиях нестабильности на рынках минерального сырья.

Руководители разработки: проф., д-р техн. наук С.Е. Гавришев; доцент., д-р техн. наук К.В. Бурмистров.

Системы вскрытия глубоких горизонтов карьеров на различных этапах открытой разработки и при освоении месторождений открыто-подземным способом. Разработаны геотехнологические решения по формированию системы вскрытия запасов глубоких горизонтов с применением цикличной и циклично-поточной технологии транспортирования горной массы (ЦПТ), определен целесообразный шаг переноса перегрузочных пунктов конвейеров на высокопроизводительных карьерах, разработаны решения по формированию схем с ЦПТ на заключительных этапах открытой разработки, учитывающих возможность дальнейшего использования карьерных транспортных коммуникаций при разработке месторождения подземным способом. Установлены рациональные соотношения объемов транспортирования с подземного и открытого рудников, определяющие целесообразность использования карьерных подъемников при отработке месторождения комбинированным способом.

Область применения – глубокие карьеры разрабатывающие крутопадающие залежи, высокопроизводительные глубокие карьеры, горнодобывающие предприятия с открыто-подземным способом разработки на которых усложняется транспортный доступ запасам глубоких горизонтов, значительно возрастают затраты на вскрытие и транспортирование горной массы, рассматривается перспектива отработки законтурных запасов.

Руководитель разработки: доцент, д-р техн. наук К.В. Бурмистров, профессор, д-р техн. наук С.Е. Гавришев.

Применение методов многокритериального анализа для выбора технологических решений, обеспечивающих устойчивое функционирование карьеров в переходные периоды.

Используемые на практике методы и методики проектирования карьеров и управления их функционированием не позволяют выбирать эффективную стратегию устойчивого развития горнодобывающих предприятий и его горнотехнической системы в условиях воздействия множества внешних факторов экономической и социальной сред. Известные аналитические методы и математические модели не позволяют учитывать как многофакторность проблемы устойчивого развития предприятия, так и различные целевые значения их параметров, а также влияние весов этих параметров на принимаемые решения.

Разработана методика оценки устойчивости основной системы горнодобывающего предприятия – горнотехнической системы, позволяющий выбирать эффективные стратегии её функционирования и развития. Предложенная методика позволяет обосновать параметры горнотехнической системы и её подсистем применительно к условиям производства горных работ на глубоких горизонтах карьеров. Многокритериальная оценка параметров горнотехнической системы составляет основу разработанной методики. Такая оценка позволит обосновывать параметры горнотехнической системы, удовлетворяющие разнородным критериям устойчивого развития, включая экономические, социальные и экологические критерии. Систему параметров горнотехнических систем образуют параметры, имеющие как дискретные, так и непрерывные значения.

Область применения – разработанная методика может использоваться на стадии проектирования и эксплуатации карьеров для обоснования параметров горнотехнической системы и ее подсистем применительно к условиям производства горных работ на глубоких горизонтах карьеров. Использование методики направлено на принятие решений, обеспечивающих достижение целей устойчивого развития и рационального природопользования горнодобывающими предприятиями.

Руководитель разработки: доцент, д-р техн. наук К.В. Бурмистров.

Подземная геотехнология разработки рудных тел в условиях сильнотрещиноватых и неустойчивых массивов горных пород

Разработка новых научно-обоснованных геотехнологических решений, внедрение которых направлено на создание благоприятных горнотехнических условий для разработки запасов, находящихся в сложных природных горно-геологических и сформировавшихся в процессе эксплуатации горнотехнических условиях, путем целенаправленного преобразования свойств и состояния горного массива, позволяющих повысить полноту освоения недр при обеспечении безопасности ведения горных работ, что имеет важное экономическое значение для развития горнодобывающей отрасли страны.

Областью практического использования результатов работы являются: при проектировании месторождений – обоснование методологических принципов проектирования подземных горных работ с управляемым техногенным преобразованием участка недр при доработке месторождения; при разработке месторождений – обоснование параметров подземной геотехнологии с формированием заданных свойств и состояния массива горных пород в процессе эксплуатации рудных месторождений.

Практическая значимость заключается в разработке и апробации вариантов подземной геотехнологии доработки рудных месторождений в сложных горно-геологических, горнотехнических и геомеханических условиях, основанные на техногенном преобразовании свойств и состояния массивов горных пород для повышения полноты освоения запасов рудных месторождений.

Теоретическая значимость заключается в разработке технологических рекомендаций по обоснованию параметров подземной геотехнологии с целенаправленным изменением напряженно-деформированного состояния, геомеханических, структурных и инженерно-технологических характеристик массива горных пород при доработке запасов рудных месторождений Урала (Челябинская область) с оценкой экономической эффективности.

По результатам ранее проведенных исследований разработаны технологические решения по преобразованию свойств и состояния массива горных пород для обеспечения условий вовлечения в эффективную доработку ранее забалансовых запасов, находящихся в сложных горно-технических и геомеханических условиях, при отработке запасов Чебачьего, Камаганского, Кочкарского и Сафьяновского месторождений и приняты к внедрению на АО «Александринская горно-рудная компания», АО «Сибайский ГОК», АО "ЮГК" и АО «Сафьяновская медь».

Руководители разработки: доцент, д-р техн. наук А.М. Мажитов;доц. к.т.н. П.В. Волков.

Создание ресурсосберегающих экологоориентированных технологий освоения потерянных техногенно-осложненных запасов ценных руд

В связи со сложившейся нестабильной экономической ситуацией на рынке металлов горнорудная отрасль в настоящее время столкнулась с острой проблемой сокращения ресурсной базы, обеспечивающей стабильное ее функционирование. Неблагоприятная ситуация по снижению запасов и качеству полезного ископаемого ведет к ухудшению эффективности работы горных предприятий, к вынужденным простоям, оставлению руд с низким содержанием полезных компонентов, выборочной отработке участков с высоким содержанием полезных компонентов в руде и даже прекращению горных работ.

Обеспечить устойчивое функционирование горного предприятия при подземной разработке месторождений возможно путем создания технологии повторной разработки ранее нерентабельных участков месторождений, способной реагировать на внешние и внутренние изменения в производстве горных работ.

Руководители разработки: доцент, д-р техн. наук А.М. Мажитов;доц. к.т.н. П.В. Волков; к.т.н. Р.В. Кульсаитов.

Управления качеством минерального сырья путем разработки технологии и обоснования параметров подготовки к выемке горных пород сложноструктурных месторождений.

Рекомендуется к использованию на карьерах, разрабатывающих сложноструктурные месторождения, имеющие значительное количество контактных зон полезного ископаемого и вредных включений.

В современных условий открытых горных работ при разработке сложноструктурных месторождений управление качеством минерального сырья на этапе подготовки горных пород к выемке возможно за счет разработки и внедрения инновационных технологических решений для получения недропользователем широкого спектра видов и ассортимента сортов товарной продукции с заданными потребительскими и технологическими свойствами.

Разработана методика выбора технологии и обоснования параметров буровзрывной подготовки горных пород сложноструктурных месторождений к выемке, основанная на установленных зависимостях конструктивных параметров скважинных зарядов от требований кондиций, гранулометрического состава и учитывающая потери и разубоживание полезных ископаемых в зонах структурных нарушений и контактов с вмещающими породами.

Результаты работы апробированы на карьерах месторождений «Еленинское» и «Полоцкое» ООО «РИФ-Микромрамор».

Руководители разработки: проф., д-р техн. наук И.А. Пыталев; доцент, канд. техн. наук Д.В. Доможиров.

Методика выбора сейсмобезопасных условий взрывания вблизи наземных объектов, заглубленных коммуникаций и подземных выработок. В дополнение к указаниям нормативных документов, учитывающих лишь ограниченное число видов только  наземных объектов,  обеспечивается возможность определения условий безопасности  для  значительно большого числа  классов и типов объектов, как наземных (с учетом их важности, состояния, типа несущих конструкций, материала стен, наличия дополнительных усилений, обусловливающих допустимые уровни и баллы интенсивности сотрясений) ,так и подземных выработок и коммуникаций (с учетом  вариантов крепи). При этом учитываются свойства взрываемых пород, режимы КЗВ, распределение заряда по длине (и плоскости) взрываемого участка.

Область применения – взрывные работы при разработке месторождений полезных ископаемых и в строительстве. Обеспечивается возможность проведения крупных взрывов, сокращение их числа, увеличение производительности погрузочного оборудования и сохранение охраняемых объектов от вредных воздействий при взрывах на земной поверхности, валке зданий.

Методические разработки используются рядом угольных разрезов (Урала, Якутии, Кузбасса, Иркутской области, Казахстана), рудными карьерами (Урала, Хакассии, Казахстана, Украины), проектными институтами (Гипрошахт, Сибгипрошахт, Кузбассгипрошахт, Гипроуголь, и др.), на строительных карьерах Челябинской области и предприятиях по добыче мраморов и гранитов,  при реконструкции зданий и технических сооружений.

Руководители разработки: проф., д-р техн. наук В.Н. Калмыков; доцент, канд. техн. наук Д.В. Доможиров, старший научный сотрудник В.Х. Пергамент.

Методика выбора безопасных по действию воздушной волны условий взрывания наружных и заглубленных  (скважинных и камерных) зарядов. В дополнение к действующим нормативным документам, методика обеспечивает учет наличия нескольких свободных поверхностей (горизонтальной – в сторону устья скважин и боковой – наклонной или вертикальной – в сторону груди забоя), направления развития межгрупповой детонации замедляемых групп в блоке (относительно направления на объект) и конструктивных особенностей заряда.

Область применения – взрывные работы при разработке месторождений полезных ископаемых и в строительстве.

Реализация рекомендаций обеспечивает воздушно-волновую безопасность разнотипных (с разным допустимым уровнем давления УВВ) объектов, позволяя в ряде случаев сократить объемы трудоемких забоечных работ. Разработки внедрены на многих горнодобывающих предприятиях Урала и Сибири (угольные разрезы Кузбасса, строительные карьеры Челябинской области и др.), а также используются в практике ряда проектных институтов (Кузбассгипрошахт, Гипроуголь, Сибгипрошахт) страны.

Руководители разработки: проф., д-р техн. наук В.Н. Калмыков; доцент, канд. техн. наук Д.В. Доможиров, старший научный сотрудник В.Х. Пергамент.

Методика определения радиусов разлета осколков при взрыве.В дополнение к указаниям нормативных документов, учитывающих при наземных взрывах разлет осколков лишь в  направлении устьев скважинных зарядов и не оценивающих его в сторону свободной боковой поверхности уступа, методикой предусматривается дифференцированное (по направлению каждой свободной поверхности) определение зон разлета с учетом характеристик взрываемых пород,  системности (многорядный, либо однорядный блок, или одиночная скважина) взрыва, конструкции заряда.

Методика обеспечивает определение опасных по разлету зон в сторону груди забоя, в тыл и в торцы блоков.

Область применения – взрывные работы при разработке месторождений полезных ископаемых и в строительстве.

Разработки используются организациями, выполняющими (разрезы Кузбасса и Экибастуза, гранитные карьеры, Взрывпром юга Кузбасса) и проектирующими (Сибгипрошахт, Гипроуголь) взрывные работы.

Руководители разработки: проф., д-р техн. наук В.Н. Калмыков; доцент, канд. техн. наук Д.В. Доможиров, старший научный сотрудник В.Х. Пергамент.

Обоснование способов повышения ценности техногенных георесурсов, формируемых при открытой разработке месторождений.Данная работа позволяет установить способы складирования пород в отвалы с учетом их дальнейшего освоения; способы формирования карьерного пространства, повышающие эффективность внутреннего отвалообразования в глубоких карьерах; спроектировать карьерное пространство с учетом его последующего использования в качестве емкостей и инженерных сооружений; определить  целесообразность использования выработанного пространства в качестве емкости для складирования промышленных отходов различных классов опасности.

Область применения проекта – горнодобывающие предприятия по добыче полезных  ископаемых открытым способом, проектные  организации. Впервые вводится показатель ценности техногенных георесурсов, обуславливающий способ их формирования, что расширит область их последующего применения и снизит ресурсоемкость открытой геотехнологии. Разработана методика расчета ценности техногенных георесурсов, основанная на учете затрат на формирование георесурсов и возможных доходов от их дальнейшего освоения или реализации.

Руководители разработки: проф., д-р техн. наук С.Е. Гавришев; канд. техн. наук В.Ю. Заляднов; проф., д-р техн. наук  И.А. Пыталев.

Технологические схемы доработки приконтурных запасов, основой которых является использование временной устойчивости откосов бортов. Снижение коэффициента запаса устойчивости до значения 1,1-1,2 позволит увеличить углы откосов бортов карьера и без потерь отработать приконтурные запасы полезного ископаемого. Запас прочности массива 10-20% обеспечивает срок стояния бортов карьера до 10 лет. Восстановление коэффициента запаса устойчивости до значения, необходимого для долгосрочной устойчивости откосов после извлечения запасов, обеспечивается отсыпкой слоя вскрышных пород, часть которых подвергается инъекционной цементации по высоте параллельно выемке. Высота цементируемого слоя определяется необходимой толщиной изолирующей потолочины по условию её устойчивости. Расчетный экономический эффект от применения предлагаемой технологии по сравнению с доработкой запасов открыто-подземным способом составит 7,6 млн руб. в год (в ценах 2008 г.).

Руководитель разработки: проф., д-р техн. наук  И.А. Пыталев, доцент, д-р техн. наук  А.М. Мажитов.

Программа «Автоматизированный расчет безопасных условий сейсмики взрывов(АРБУС-В)», зарегистрирована в ФСПИС РФ, рег. № 2007611558.

Разработанная на основе опыта многолетних исследований  и методических решений «Лаборатории сейсмики» МГТУ программа обеспечивает определение сейсмически безопасных расстояний и зарядов замедляемых групп при взрывах для широкого перечня наземных и заглублённых (подземные выработки  и коммуникации) объектов с учетом: упругих характеристик пород взрываемых и в основании охраняемых объектов; допустимых уровней (или баллов интенсивности) сотрясений, определяемых классом важности и частными рангами (состояния, типа несущих конструкций, наличия усилений, материала стен, типа крепи и свойств пород, вмещающих  подземных выработки) объектов; интервалов межгрупповых замедлений; линейных размеров мгновенно взрываемых участков; удаления подземных объектов от дневной поверхности.

Обеспечивается многовариантность (до 40 вариантов) с выводом результатов расчётов в файл.

Область применения – взрывные работы при разработке месторождений полезных ископаемых и в строительстве.

Программа используется рядом проектных институтов (Сибгипрошахт, Кузбассгипрошахт, Гипрошахт, Гипроуголь), проектирующих взрывные работы на отечественных и зарубежных горнодобывающих предприятиях (разрезы Кузбасса, Красноярского края, Восточной Сибири, Якутии, предприятия Ирана и Индии),а также крупными производителями взрывных работ (Взрывпром юга Кузбасса и др.).

Руководитель разработки: старший научный сотрудник В.Х. Пергамент.

Программа «Разлет осколков взрыва (РОВ)», зарегистрирована в ФСПИС РФ, рег. № 2007612351. Программа обеспечивает определение зон разлета осколков  при взрывах сосредоточенных и удлиненных скважинных зарядов с учетом:  упругих характеристик взрываемых пород; системности (ряд, многорядный блок, одиночная скважина) расположения зарядов; ориентации зарядов относительно свободных поверхностей; конструкции заряда.

Зоны разлета определяются по величине начальной скорости вылета осколков для направлений в стороны каждой из свободных поверхностей с учётом полученных в результате многолетних оценок «Лаборатории сейсмики» МГТУ решениями по оценке величин  скоростей движения свободных поверхностей в зависимости от свойств пород и параметров  буро-взрывных работ. Возможен учет углов вылета осколков и разностей горизонтов взрыва и  мест падения кусков породы. Обеспечивается многовариантность (до 40 вариантов) и вывод  в файл результатов расчётов.

Кроме результатов по реализуемой в программе методике, пользователь одновременно получает для выбора и сравнения также результаты расчетов, определённые для заданных условий и по указаниям ЕПБ ВР (одинаковые для всех направлений).

Область применения – взрывные работы при разработке месторождений полезных ископаемых и в строительстве.

Программа используется организациями, проектирующими (Сибгипрошахт, Гипроуголь, Кузбассгипрошахт), и выполняющими (Взрывпром юга Кузбасса и др.) взрывные работы на горнодобывающих предприятиях.

Руководитель разработки: старший научный сотрудник В.Х. Пергамент.

Программа «Воздушная волна взрыва (ВВВ)», зарегистрирована в ФСПИС РФ, рег. № 200761235. Программа обеспечивает возможность определения масс зарядов ВВ замедляемых групп и расстояний, безопасных по действию воздушных волн от открытых и заглублённых (скважинных и камерных) зарядов при взрывах на одну и две (или более) свободные поверхности. В качестве охраняемых могут фигурировать объекты, допускающие разные уровни (степени безопасности) и  давления  воздушных волн. С учетом  параметров БВР, конструкции зарядов, режимов КВЗ, материала забойки, направления развития межгрупповой детонации относительно луча наблюдения. В программе учтён опыт многолетних исследований  и методические разработки «Лаборатории сейсмики» МГТУ при оценках коэффициентов эквивалентности заглублённых зарядов  и влиянию условий взрывания на величины давлений воздушных волн.

Область применения – взрывные работы при разработке месторождений полезных ископаемых и в строительстве, экспериментальные и специальные взрывы.

Обеспечивается многовариантность (до 40 вариантов) и вывод в файл результатов расчетов. Кроме результатов по реализуемой в программе методике, пользователь одновременно получает для выбора и сравнения также результаты расчетов определённые для заданных условий и по указаниям ЕПБ ВР.

Программа реализуется в практической деятельности организаций, ведущих (Взрывпром юга Кузбасса и разрезы Кузбасса и др.) и проектирующих (Сибгипрошахт, Кузбассгипрошахт, Гипроуголь) взрывные работы.

Руководитель разработки: старший научный сотрудник В.Х. Пергамент.

Аудит технологических процессов обогатительных фабрик для переработки железосодержащих руд. Результаты работы используются при принятии решения о использовании материала в качестве железосодержащего сырья.

Полученные результаты используется на ООО "Нова-Мет", ПАО ММК.

Руководитель разработки: доцент, канд. техн. наук И.А. Гришин.

Рекомендации ведения непрерывного контроля элементного состава сыпучих материалов в потоке, обеспечивающие повышение быстроты и точности определение массовых долей элементов в поликомпонентном сырье.

Руководитель разработки: доцент, канд. техн. наук И.А. Гришин.

Рекомендации и режимы переработки золото-медно-цинковых руд, обеспечивающие получение товарных продуктов и повышение эффективности разделительных процессов.

Рекомендации и режимы используются при обогащении золотосодержащих руд на ООО "Семеновский рудник", Березняковская ЗИФ.

Руководитель разработки: доцент, канд. техн. наук И.А. Гришин.

Методологии создания ресурсосберегающей технологии переработки горнопромышленного отхода, основанная на поэтапном осуществлении комплекса аналитических, экспериментальных, технологических изысканий на нескольких соподчиненных уровнях ‒ информационно-аналитическом, инструментальном, адаптационном, организационно-технологическом, экономико-аналитическом ‒ в итерационном порядке выполнения и анализа условий реализуемости для снижения рисков на ранних этапах выполнения работ, бόльшей прогнозируемости результатов и оперативного управления процессом разработки технологии.

Разработанная методология проверена и использована при создании технологии: комбинированной флотационно-магнитной переработки шламов газоочистных систем доменных печей. Проверена и используется в условиях переработки смешанных медных руд Жесказганского региона на ОПУ.

Руководитель разработки: доцент, докт. техн. наук О.Е. Горлова.

Рекомендации по применению новых реагентов для флотации руд цветных и благородных металлов, направленные на изучение эффективности флотации руд новыми реагентами и на подбор комбинаций реагентов и параметров реагентного режима флотации. Результаты работы используются для выявления закономерностей флотации руд сочетаниями новых реагентами с традиционным собирателем - ксантогенатом и совершенствования фабричных режимов обогащения.

Полученные результаты используются производителями реагентов, в частности ООО "Квадрат плюс".

Руководитель разработки: доцент, докт. техн. наук Н.Н. Орехова.

·          ·         Технологии комплексной переработки и утилизации техногенных медь—цинксодержащих вод горных предприятий. Разработаны технологии, позволяющие селективное извлечение меди и цинка в одноименные товарные продукты на стадии предочистки техногенных вод (шахтных и подотвальных) с использованием методов цементации, гальванокоагуляции, сорбции и реагентного осаждения. На основании полученных результатов разработаны и утверждены Уральской горно-металлургической компанией методические рекомендации «Управление техногенными медьсодержащими водопотоками».

Рекомендации и технология апробированы на Сибайском филиале Учалинского ГОКа, Медногорском МСК, Урупском ГОКе.

Руководитель разработки: доцент, докт. техн. наук Н.Н. Орехова.

Рекомендации по повышению селективности флотации чешуйчатых графитовых руд, основанные на интенсификации процессов вторичного обогащения в пенном слое. Результаты работы используются при флотации в пневмомеханических и колонных флотомашинах и обеспечивают повышение технико-экономических показателей обогащения чешуйчатых графитовых руд.

Руководитель разработки: доцент, канд. техн. наук Н.В. Фадеева.

Разработка технологии переработки железографитовых пылей металлургического производства. Технология переработки основана на использовании селективной дезинтеграции спели в аппаратах центробежно-ударного действия и комбинирования процессов механического разделения и химической доводки. Результаты разработки позволят решить вопросы экологической безопасности производства за счет вовлечения в переработку графитизированных спелей и поддержать отечественную сырьевую базу чешуйчатого графита за счет комплексной переработки техногенного сырья с получением широкой номенклатуры графитовых продуктов и товарного железосодержащего концентрата.

Руководители разработки: доцент, канд. техн. наук Н.В. Фадеева, доцент, докт. техн. наук Н.Н. Орехова.

Разработка и промышленное освоение комбинированной технологии обогащения труднообогатимых флюоритовых руд. Разработанная технология позволяет получать высококачественный флюоритовый концентрат с массовой долей флюорита свыше 96%, а кальцита до 3,5%.

Разработанная технология обогащения флюоритовых руд внедрена на Миндякском ГОКе.

Руководитель разработки: доцент, канд. техн. наук Е.Ю. Дегодя.

Разработка программного обеспечения по расчету нормативных потерь и разубоживания руды в условиях подземных горных работ. Назначение: на основе анализа технологии ведения очистных горных работ выявляются основные виды потерь и разубоживания полезных ископаемых, выполняется их нормирование, с последующей разработкой ПО.

Разработанная программа внедрена и используется в условиях Ново-Учалинского месторождения.

Руководитель разработки: доцент, канд. техн. наук Е.А. Романько.

Разработка технологий глубокой переработки конвертерных шлаков, обеспечивающая селективную дезинтеграцию и высокоэффективное разделение конвертерных шлаков за счет стадиального обогащения конвертерных шлаков с применением аппаратов центробежно-ударного дробления и сухой магнитной сепарации во взвешенном состоянии в замкнутом цикле. Технология позволит получать магнитный продукт крупностью – 0,5 мм с массовой долей железа 38,2% при извлечении железа в него 30,7%.

Руководитель разработки: доцент, канд. техн. наук Н.В. Гмызина.

Рекомендации по совершенствованию технологии рудоподготовки магнетитовой руды за счет применения сухой магнитной сепарации во взвешенном состоянии. Разработана высокоэффективная технология рудоподготовки, позволяющая повысить технико-экономические показатели сухой магнитной сепарации мелкозернистого магнетитсодержащего сырья природного и техногенного происхождения. Технология позволяет проводить сухую сепарацию тонкодисперсного железосодержащего сырья.

Рекомендации и технология апробированы на ДОФ-5 ПАО «ММК».

Руководитель разработки: доцент, канд. техн. наук Н.А. Сединкина.

Комплексная технология переработки титаномагнетитовых руд, позволяющая получать железованадиевый концентрат с массовой долей железа 63,2% и диоксида титана 4,2%, который может быть использован в шихте для доменного процесса, и кондиционный ильменитовый концентрат с массовой долей диоксида титана 50,6%.

Руководители разработки: доцент, канд. техн. наук О.П. Шавакулева.

Разработка геомеханической модели карьеров и отвалов месторождений. На основе представленной базы данных предприятия с геологической, минералогической, горно-технической информацией, данными опробования и параметров физико-механических, деформационных характеристик горных пород разрабатывается геомеханическая пространственная модель месторождения в ГГИС ГЕОМИКС, для соответствия требованиям ФНиП «Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов», приказ Ростехнадзора № 439 от 13.11.2020. Данная модель позволяет обеспечить безопасность ведения горных работ и выполнить прогноз устойчивости карьера, отвала.

Разработана геомеханическая модель Агаповского месторождения и месторождения Малый Куйбас для ПАО «ММК».

Руководитель разработки: доцент, канд. техн. наук Е.А. Романько.

Рекомендации по выполнению маркшейдерских съемок складов полезных ископаемых, карьеров и отвалов с применением БПЛА. Полученные результаты используются организациями, выполняющими маркшейдерские работы и инженерно-геодезические изыскания, в частности ООО "ММГК".

Руководитель разработки: ст. преп. Н.В. Литвиненко.

Цифровой двойник железнодорожной станции, обеспечивающий оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений по руководству маневровой работой на основе анализа вариантов принимаемых решений и выбора наилучшего варианта, а также автоматизации части управленческих действий.

Разработанная технология проверена и используется в условиях ОАО «Ураласбест».

Руководители разработки: доцент, д-р техн. наук А.Н. Рахмангулов, доцент, канд. техн. наук П.Н. Мишкуров.

Комплекс моделей и методов устойчивого развития логистических цепей грузопотоков, направленный на определения оптимальной комбинации инструментов «зелёной» логистики для их применения элементами ЛЦГ с учётом имеющихся материальных, финансовых, информационных ресурсов и ресурсов услуг.

Руководители разработки: доцент, канд. техн. наук Н.А. Осинцев, доцент, д-р техн. наук А.Н. Рахмангулов.

Комплекс имитационных моделей продвижения и переработки потоков сырья и готовой продукции, направленный на снижение рисков транспортного обслуживания промышленных предприятий на основе: прогнозирования функционирования и развития транспортно-технологических (транспортно-производственных) систем на всех уровнях управления; оценки эффективности управленческих решений; анализе оптимизация параметров грузопотоков; формировании рекомендаций по обеспечению ритмичности работы элементов транспортно-технологической системы.

Разработанная технология проверена и используется в условиях ОАО «Ураласбест».

Руководители разработки: доцент, д-р техн. наук А.Н. Рахмангулов, доцент, канд. техн. наук П.Н. Мишкуров.

Технология гибкого управления перевозочным процессом на промышленном железнодорожном транспорте и методика экспресс-оценки эффективности его работы, комплексное применение которых обеспечивает повышение качества транспортного обслуживания производства, уменьшение оборота вагонов парка ОАО «Российские железные дороги» и собственных вагонов. Сроки разработки и согласования проектов «Единого технологического процесса работы подъездных путей и станций примыкания магистрального железнодорожного транспорта» сокращаются в 3-5 раз.

В результате нормирования оборота вагонов парка ОАО «Российские железные дороги» на подъездном пути ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и корректировки технологии работы вагонов был получен годовой экономический эффект в размере 5 млн руб.

Руководители разработки: профессор, д-р техн. наук С.Н. Корнилов, доцент, д-р техн. наук А.Н. Рахмангулов.

Комплекс логистических технологий, включающий в себя: схемы доставки сырья и вывоза готовой продукции предприятия; поточные технологии ремонта подвижного состава, обеспечивающие своевременное выявление и устранение «узких мест» в технологических процессах и рациональное использование производственных ресурсов. В результате внедрения разработанных логических технологий на ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и ОАО «Магнитогорский калибровочный завод» был получен суммарный годовой экономический эффект в размере 1,5 млн руб. (в ценах 2011 г.).

Руководители разработки: профессор, д-р техн. наук С.Н. Корнилов, доцент, д-р техн. наук А.Н. Рахмангулов.

Методика разработки комплексных маршрутов схем движения городского пассажирского транспорта, основанная на методе согласования схем маршрутов и расписания движения транспортных средств с интенсивностью пассажиропотоков, загруженностью улично-дорожной сети, графиками пригородных и междугородных перевозок. Реализация маршрутных схем, разработанных на основе методики, в условиях г. Магнитогорска обеспечила снижение аварийности дорожного движения на 18% и повышение качества транспортного обслуживания пассажиров на 30-40%.

Руководители разработки: профессор, д-р техн. наук С.Н. Корнилов, доцент, д-р техн. наук А.Н. Рахмангулов.

Проект пассажирской транспортной схемы муниципального образования.Область применения – оптимизация, автоматизация составления и развитие схем пассажирских перевозок муниципальных образований.

Авторами разработана математическая модель, которая позволяет определить оптимальные схемы маршрутов движения городского пассажирского транспорта, оптимальное количество транспортных средств на них, перегруженные по величине пропускной способности участки улично-дорожной сети.

Инновационный проект позволит повысить уровень безопасности дорожного движения; увеличить объемов пассажирских перевозок; сократить трудозатраты на разработку транспортных схем; повысить гибкость транспортных схем в условиях изменений пассажиропотоков; повысить экономическую эффективность пассажирских перевозок, качества транспортного обслуживания населения муниципального образования; создать новые рабочие места для водителей; развить мелкое и среднее предпринимательство в муниципальных образованиях; улучшить экологическую обстановку муниципальных образований в результате сокращения выбросов выхлопных газов.

Реализация проекта в условиях г. Магнитогорска позволила: увеличить объем пассажирских перевозок на 20%; сократить количество дорожно-транспортных происшествий с участием маршрутных такси в 1,7 раза; сократить трудовые затраты на сбор статистических данных, расчет пассажиропотоков и разработку варианта транспортной схемы в 6 раз; повысить расчетную экономическую эффективность пассажирских перевозок от 8 до 20 млн руб./год; обеспечить создание более 300 дополнительных рабочих мест.

Руководители разработки: профессор, д-р техн. наук С.Н. Корнилов, доцент, д-р техн. наук А.Н. Рахмангулов.

Методика формирования транспортно-логистических систем промышленного предприятия.Используется в качестве инструмента оценки уровня развития внешней и внутренней транспортной инфраструктуры промышленного предприятия, выявления и устранения ограничений в пропуске материальных потоков с целью обеспечения потребного уровня транспортной безопасности, повышения качества и эффективности транспортного обслуживания. Основу методики составляют: совокупность технологических и организационных методов последовательного развития транспортно-логистической системы; комплекс математических и имитационных моделей функционирования и развития транспортно-логистической системы; система показателей оценки и прогнозирования параметров логистических потоков. Использование методики позволит снизить вероятность принятия ошибочных решений при разработке стратегии развития транспортно-логистической системы, в 2-3 раза сократить трудозатраты на выбор и оценку вариантов формирования системы.

Руководители разработки: профессор, д-р техн. наук С.Н. Корнилов, доцент, д-р техн. наук А.Н. Рахмангулов.

Методика определения местоположения линии реза, при распиловке горных пород гибким режущим инструментом (канатно-алмазными пилами). Данная методика позволила спроектировать систему управления приводом канатопильных установок, позволяющую значительно снизить расход алмазного инструмента. В результате проведенного промышленного эксперимента получено: снижение динамического воздействия на рабочий контур; уменьшение удельного расхода алмазного инструмента на 25-30%. Предполагаемый экономический эффект от внедрения системы управления составит не менее 200 тыс. руб. (в ценах 2005 г.) на одну канатно-пильную установку отечественного производства.

Руководитель разработки: проф., д-р техн. наук Г.Д. Першин, доц., к.т.н. А.И. Курочкин.

Комплекс технических решений, повышающих эффективность и безопасность движения транспортно-технологических машин в условиях горных предприятий посредством более полной реализации их потенциальных возможностей. За счет адаптации параметров колесного движителя к условиям его движения в многообразных дорожно-грунтовых условиях горных предприятий достигается многократное увеличение касательной силы тяги и соответственно величины преодолеваемых уклонов. Величина касательной силы тяги и преодолеваемый уклон ограничены только мощностью силовой установки транспортной машины и прочностью контактируемой с колесом поверхности движения (конструкции дорожного покрытия, конструкции колеи, сопротивлением деформируемого грунта объемному сдвигу).

Руководитель разработки: проф., д-р техн. наук Г.Д. Першин, доц., к.т.н. А.И. Курочкин.

В состав профессорско-преподавательского коллектива входят 18 докторов наук, профессоров и свыше 60 кандидатов наук и доцентов.

Научная деятельность института представлена двумя научными школами:

  1. Развитие теории комбинированной геотехнологии при разработке природных и техногенных ресурсов (руководители д.т.н., проф. Гавришев С.Е., д.т.н., проф. Калмыков В.Н., д.т.н.).
  2. Развитие теории и методов повышения качества и безопасности транспортных и транспортно-технологических процессов (руководители д.т.н., проф. Корнилов С.Н., д.т.н., доц. Рахмангулов А.Н., д.т.н., доц. Мажитов А.М.).

В институте проводятся исследования по приоритетному направлению развития науки, технологий и техники в РФ – рациональное природопользование. В 2012 году на базе кафедр института организован научно-исследовательский институт комплексного освоения георесурсов, целью которого является создание и внедрение технологий освоения природных и техногенных георесурсов, позволяющих в усложнившихся горно-геологических условиях расширить сырьевую базу металлургической промышленности Урала.

В структуру НИИ КОГ входят как существующие лаборатории (лаборатория геомеханики и технологии открытых горных работ; лаборатория сейсмики и закладочных работ; центр гидропривода горных и технологических машин; центр экспертной диагностики горных машин), так реорганизуемые и создаваемые лаборатории (лаборатория обогащения руд; лаборатория транспорта; центр камня; лаборатория горного дела, петрографии и минералогии; лаборатория моделирования; минералографическая лаборатория; лаборатория физико-механических свойств пород). Основные научные направления института горного дела и транспорта представлены в таблице.

Наименование научного направленияКоды ГРНТИСпециальностьРуководитель
1 Обоснование оптимальных параметров погашения проектируемых, реконструируемых и повторно-разрабатываемых карьеров 520182 25.00.22 Геотехнология (подземная, открытая, строительная) Гавришев С.Е.
Калмыков В.Н.
2 Совершенствование технологии закладочных работ 521319
521323
3 Отработка месторождений полезных ископаемых комбинированным способом 521319
4 Обоснование способов повышения ценности формируемых при открытой разработке техногенных георесурсов 520191
520194
25.00.22 Геотехнология (подземная, открытая, строительная) Гавришев С.Е.
5 Технологические и экологические аспекты переработки и комплексного использования техногенных образований металлургических предприятий 524503 25.00.13 Обогащение полезных ископаемых
6 Научно-методическое обоснование технологий вовлечения в эксплуатацию техногенных гидроминеральных ресурсов и обезвреживания стоков горных предприятий 524503
524594
7 Новые технологические схемы обогащения магнетитовых руд 524521 25.00.13 Обогащение полезных ископаемых Горлова О.Е.
8 Разработка ресурсо- и энергосберегающих технологий переработки природного и техногенного минерального сырья 524503 Гришин И.А.
9 Обоснование методов увеличения выхода товарной продукции и способов комплексного использования природного камня 523929 25.00.22 Геотехнология (подземная, открытая, строительная) Першин Г.Д.
10 Исследование и разработка алмазосберегающих технологий и инструмента для обработки природного камня 521300 95.05.06 Горные машины Першин Г.Д.
11 Создание теоретических основ построения и методов расчета автотранспортных средств с регулируемой величиной тормозных и движущих сил прикладываемых к каждому колесу 521317 Мажитов А.М.
12 Повышение качества транспортного обслуживания промышленных предприятий на основе логистических методов управления транспортными потоками 730175 05.22.08 Управление процессами перевозок Корнилов С.Н.
Рахмангулов А.Н.
13 Повышение эффективности и безопасности городских пассажирских перевозок на основе совершенствования маршрутных схем движения пассажирского транспорта 733117 05.22.01 Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте

Кафедры института готовят специалистов и бакалавров по следующим специальностям и направлениям:

Специальность 210504 «Горное дело»

Специализация «Подземная разработка рудных месторождений»

  • Область профессиональной деятельности – горнодобывающая промышленность, транспортное, энергетическое и гражданское строительство.
  • Объект профессиональной деятельности – горные предприятия, шахты, подземные рудники, отрабатывающие месторождения полезных ископаемых, а также горные объекты, не связанные с добычей полезных ископаемых – хранилища, склады, специальные объекты.

Специализация «Шахтное и подземное строительство»

  • Область профессиональной деятельности – горнодобывающая промышленность, транспортное, энергетическое и гражданское строительство.
  • Объект деятельности – подземные сооружения: тоннели, шахтные выработки, специальные объекты, метрополитены, коллекторы, атриумы, подземные ГЭС, АЭС.

Специализация «Открытые горные работы»

  • Область профессиональной деятельности – горнодобывающие предприятия, осуществляющие разработку месторождений полезных ископаемых открытым способом.
  • Объектами профессиональной деятельности – карьеры по добыче руд черных, цветных и благородных металлов, алмазов, сырья для энергетической промышленности, строительных материалов, в том числе блочного камня.

Специализация «Взрывное дело»

  • Область профессиональной деятельности специалистов включает в себя инженерное обеспечение деятельности человека в недрах Земли при эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов различного назначения.
  • Объектами профессиональной деятельности специалистов являются недра Земли, включая производственные объекты, оборудование и технические системы их освоения.

Специализация «Маркшейдерское дело»

  • Область профессиональной деятельности включает в себя совокупность методов, способов и средств пространственно-геометрических измерений, вычислений и графических отображений, выполняемых при разведке месторождений полезных ископаемых, проектировании, строительстве, эксплуатации, ликвидации (реконструкции, консервации) горных предприятий и других объектов.
  • Объектами профессиональной деятельности – горно-строительные и  горнодобывающие предприятия, геологоразведочные организации, организации, эксплуатирующие сооружения различного назначения, и другие объекты, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых и использованием подземного пространства.

Специализация «Обогащение полезных ископаемых»

  • Область профессиональной деятельности – добыча и переработка полезных ископаемых, работу в горнодобывающей и газовой отрасли, металлургии.
  • Объект деятельности – проектирование и организация производства по переработке и обогащению полезных ископаемых. Инженеры-обогатители разрабатывают новые ресурсо- и энергосберегающие технологии комплексного использования полезных ископаемых. Выполняют исследования по совершенствованию существующих и созданию новых схем и процессов обогащения полезных ископаемых и техногенного сырья. Изучают и анализируют информацию о результатах работы предприятий этой отрасли, обеспечивают внедрение достижений отечественной и зарубежной науки и техники.

Специализация «Горные машины и оборудование»

Современное горное производство органически связано с использованием горных и транспортирующих машин, обеспечивающих непрерывность и ритмичность всех производственных процессов.

  • Область профессиональной деятельности выпускников программы специалитета включает горное, транспортное и специальное машиностроение; эксплуатацию техники.
  • Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: горные машины и оборудование; горно-транспортные средства; трубопроводные транспортные системы.

Специализация «Электрификация и автоматизация горного производства»

  • Область профессиональной деятельности – электрификация и автоматизация горного производства.
  • Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: горные предприятия, горные машины и оборудование.

Направление 230501 «Наземные транспортно-технологические комплексы» (академический бакалавриат, магистратура)

  • Область профессиональной деятельности бакалавров и магистров включает: транспортное, строительное, сельскохозяйственное и специальное машиностроение. Выпускники обладают знаниями современных конструкций автомобилей, тракторов, тенденций их развития и нормативно-правовых требований  к ним, а также владеют методами исследований и испытаний автомобилей в соответствии с Правилами ЕЭК ООН. Кроме того, выпускники умеют профессионально пользоваться современными системами автоматизированного проектирования, разрабатывать алгоритмы математических моделей и применять полученные навыки  в проектировании автомобилей и тракторов, а также в производственной и  научно-исследовательской деятельности.

Специальность 230504 «Эксплуатация железных дорог»

Специализация «Промышленный транспорт, магистральный транспорт, транспортный бизнес и логистика»

  • Объекты профессиональной деятельности: организации и предприятия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, занятые перевозкой пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, предоставлением в пользование инфраструктуры, выполнением погрузочно-разгрузочных работ, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм; службы безопасности движения; службы логистики производственных и торговых организаций; транспортно-экспедиторские предприятия и организации; федеральные органы исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и их региональные структуры; маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг;производственные и сбытовые системы, организации и предприятия информационного обеспечения производственно-технологических систем; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занятые в области развития техники и технологии железнодорожного транспорта.

Направление 230301 «Технология транспортных процессов» (академический бакалавриат, магистратура)

  • Объекты профессиональной деятельности: организации предприятия транспорта общего и не общего пользования; службы безопасности движения государственных и частных предприятий транспорта; службы логистики производственных и торговых организаций; транспортно-экспедиционные предприятия и организации; службы государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг; производственные и сбытовые системы, организации и предприятия информационного обеспечения производственно-технологических систем; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занимающиеся деятельностью в области развития техники транспорта и технологии транспортных процессов.

Направление 380302 «Менеджмент» по профилю «Логистика» (академический бакалавриат)

  • Область профессиональной деятельности: организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные) и органы государственного управления – исполнители или руководители в различных службах аппарата управления.

Вступительные экзамены по дисциплинам: русский язык, математика и физика.

Сроки обучения:

  • специалитет (очная форма) –5,5 лет;
  • специалитет (заочная форма) –6,5 лет;
  • бакалавриат – 4 года;
  • магистратура – 2 года.

Лаборатории:

  • Лаборатория закладочных работ кафедры РМПИ;
  • Лаборатория сейсмики кафедры РМПИ;
  • Лаборатория физико-химических исследований кафедры ГМДиОПИ;
  • Лаборатория рудоподготовки и обогащения полезных ископаемых кафедры ГМДиОПИ;
  • Лаборатория роботов кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория систем управления гидравлическими приводами машин и комплексов кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория моделирования и автоматизации процессов машин кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория грузоподъемных машин кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория электрификации горных предприятий кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория эксплуатации и ремонта машин кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория автоматического управления и регулирования кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория гидропривода кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория транспортных машин кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория стационарных машин кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория электрических измерений, средств автоматизации кафедры ГМиТТК;
  • Лаборатория петрографии и минералогии кафедры ГМДиОПИ;
  • Лаборатория «Маркшейдерско-геологическое бюро» кафедры ГМДиОПИ;
  • Геодезическая лаборатория кафедры ГМДиОПИ;
  • Камнерезная лаборатория кафедры РМПИ;
  • Лаборатория физики горных пород кафедры РМПИ;
  • Лаборатория технологии и безопасности взрывных работ кафедры РМПИ;
  • Лаборатория геомеханики и технологии ОГР кафедры РМПИ;
  • Лаборатория разрушения горных пород кафедры РМПИ.
Пыталев И.А.
Пыталев И.А.

Пыталев Иван Алексеевич, профессор, доктор технических наук

Должность: директор института горного дела и транспорта

Контактная информация: главный учебный корпус, ауд. 103а, телефон: (3519) 29-85-56, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дегодя Е.Ю.
Дегодя Е.Ю.

Дегодя Елена Юрьевна, доцент, кандидат технических наук

Должность: заместитель директора по учебной работе

Контактная информация: ауд. 116, телефон: (3519) 29-85-87, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гмызина Н.В.
Гмызина Н.В.

Гмызина Наталья Викторовна, кандидат технических наук

Должность: заместитель директора по научной работе

Контактная информация: ауд. 105, тел. (3519) 29-85-55, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 
Доможиров Д.В.
Доможиров Д.В.

Доможиров Дмитрий Викторович, доцент, кандидат технических наук

Должность: заместитель директора по воспитательной работе

Контактная информация: ауд. 128, телефон: (3519) 29-85-87, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шавакулева О.П.
Шавакулева О.П.

Шавакулева Ольга Петровна, доцент, кандидат технических наук

Должность: помощник директора по методической работе

Контактная информация: ауд. 105, телефон: (3519) 29-85-55, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сединкина Н.А.
Сединкина Н.А.

Сединкина Наталья Анатольевна, кандидат технических наук

Должность: учёный секретарь

Контактная информация: ауд. 105, телефон: (3519) 29-85-55, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Долгуша О.Н.
Долгуша О.Н.

Долгуша Олеся Николаевна

Должность: специалист по работе со студентами

Контактная информация: ауд. 116, телефон: (3519) 29-85-87, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Институт горного дела и транспорта (ИГД и Т) получил cвоё современное название в феврале 2011 года, а история его начинается в далёком 1934 году. Именно тогда, в марте 1934г., постановлением Совнаркома СССР на базе объединенного филиала Уральского горного института был основан Магнитогорский горно-металлургический институт (МГМИ).

Первоначально это было горное отделение института, в котором действовали цикловые комиссии, возглавляемые квалифицированными преподавателями. В ноябре 1935 г. в МГМИ из Уральского горного института направлен и.о. профессора Пётр Андрианович Слесарев в качестве декана горного факультета. Так факультет приобрел первого штатного преподавателя, имеющего богатую производственную и научную практику.

В последующие годы деканами горного факультета были: Попов С.И., Огиевский В.М., Зурков П.Э., Головин Г.М., Тогунов Ю.В., Шохин В.Н, Цыгалов М.Н., Шадрунов В.А., Кабачков Ю.Ф., Калмыков В.Н., Гавришев С.Е.

П.А. Слесарев был заведующим первой профилирующей кафедрой горного искусства. Основную учебную работу вели главный инженер горного управления ММК Б.П. Боголюбов, старший инженер проектного отдела заводоуправления А.Ф. Банин, старший геолог горного управления Н.А. Никольский. В 1938 году самостоятельный статус получила кафедра геологии полезных ископаемых, которую возглавил инженер-геолог Борис Фёдорович Мещеряков.

Шли годы, возникла острая необходимость преподавания профилирующих дисциплин. По распоряжению ГУУЗа для работы в МГМИ были направлены:

- в сентябре 1937 г. из горного техникума города Скопин преподаватель специальных дисциплин Сергей Иванович Попов, в последующем, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой ОРМПИ, видный специалист в вопросах взаимосвязи технологии открытых горных работ и устойчивости бортов карьеров;

- в сентябре 1941 г. – из УГИ г. Свердловска – доцент, к.т.н. Владимир Михайлович Огиевский, в последующем, доктор технических наук, заведующий кафедрой ЭМПИ, директор МГМИ, специалист в области профилактики подземных рудничных пожаров.

В годы Великой Отечественной войны преподаватели факультета трудились в Комитете ученых помощи фронту при Магнитогорском ГК ВКП(б): П.А. Слесарев разрабатывал долотья для канатно-ударного бурения; В.М. Огиевский решал вопросы расширения рудной базы Магнитогорского комбината; С.И. Попов занимался деформациями отвальных уступов открытых горных работ; С.В. Прохоров вёл геолого-разведочные работы по поиску месторождений пьезокварца на Южном Урале.

По приказу ГУУЗа в 1946году на факультете была организована кафедра обогащения полезных ископаемых. Первым её заведующим был к.т.н. Василий Иосифович Максимов– специалист в области металлургии цветных металлов, опытный исследователь и педагог.

В августе 1947 г. из Нижне-Тагильского индустриального института направлен в МГМИ на горный факультет к.т.н. Павел Эдуардович Зурков, в последующем, доктор технических наук, заведующий кафедрой ПРМПИ заслуженный деятель науки и техники РСФСР, «энциклопедист по уральской горной промышленности».

С 1948 по 1954 гг. на горный факультет прибыли после окончания аспирантуры Ленинградского горного института Г.М. Головин, А. М. Скопа, Ю.В. Тогунов, из Московского горного института − В.Н. Шохин. Здесь, в МГМИ, началась их преподавательская деятельность.

В марте 1955 г. из Уральского горного института прибыл доктор технических наук, профессор Михаил Галактионович Новожилов − специалист в вопросах открытой разработки месторождений на больших глубинах, создатель теоретических основ для внедрения поточных технологий. М.Г.Новожилов возглавил кафедру разработки месторождений полезных ископаемых (РМПИ).

В ноябре 1955 г. распоряжением Совета Министров СССР МГМИ дано право принимать защиты кандидатских диссертаций. Первым в совете защитил диссертацию Стороженко А.М. – выпускник горного факультета 1952 г., в последующем, декан механического факультета.

В августе 1956 г. получено разрешение на подготовку горных инженеров-электромехаников и создана кафедра горной механики, которую возглавил Александр Исаакович Борохович - к.т.н., изобретатель специалист по шахтному водоотливу.

Так к концу 50-х годов факультет объединял пять кафедр, сформировался квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, который осуществлял подготовку инженеров по трем специальностям: разработка рудных и рассыпных месторождений, обогащение полезных ископаемых, горные машины и комплексы.

В феврале 1960 года были выделены два направления подготовки инженеров - технологов по открытым (кафедра ОРМПИ) и подземным горным работам (кафедра ПРМПИ). Увеличивается перечень специальностей, растёт количество студентов факультета. С 1976 по1989г. ведётся подготовка педагогов-преподавателей горных дисциплин.

Приказом МГМИ в октябре 1982 г. кафедра промышленного транспорта переведена с механического на горный факультет. Учитывая широкий диапазон специальностей факультета, приказом МГТУ с 1.02.1999 г. горный факультет переименован в факультет горных технологий и транспорта.

Благодаря профессорам П.Э. Зуркову, С.И. Попову, М.Н. Цыгалову, И.П. Малярову на факультете сложилась научная горная школа, отличительной и ценной чертой которой является тесная связь с производством.

Сегодня в состав института горного дела и транспорта входят шесть кафедр: подземной разработки месторождений полезных ископаемых, открытой разработки месторождений полезных ископаемых, обогащения полезных ископаемых, маркшейдерского дела и геологии, промышленного транспорта, горных машин и транспортно-технологических комплексов. Контингент студентов составляет 800 человек. В состав профессорско-преподавательского коллектива входят 18 докторов наук, профессоров и свыше 60 кандидатов наук и доцентов.

Под руководством докторов наук В.Н. Калмыкова, М.В. Рыльниковой, В.Б. Чижевского, И.В. Щадруновой, С.Е. Гавришева, С.Н. Корнилова, А.Н. Рахмангулова, А.Д Кольги, Г.Д. Першина, И.М. Кутлубаева, Е.А. Горбатовой научная деятельность осуществляется в направлении развития теории комбинированной геотехнологии при разработке природных и техногенных ресурсов, развитие теории и методов повышения качества и безопасности транспортных и транспортно-технологических процессов. Научные достижения кафедр института имеют признание на российском и международном уровне. За последние годы научными коллективами одержаны победы в конкурсах и получены гранты ФЦП Министерства образования и науки РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Челябинской области, международной программы Tempus. Только 2013 году объем хоздоговорных и бюджетных научно-исследовательских работ составил свыше 15,5 млн руб.

Пыталев И.А.
Пыталев И.А.

Директор: Пыталев Иван Алексеевич, профессор, доктор технических наук, действительный член Академии горных наук

Адрес: главный учебный корпус, ауд. 103а

Телефон: (3519) 29-85-56

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Презентация о направлениях подготовки ИГДиТ

Новости института

Заседание ученого совета института горного дела и транспорта 12 декабря

В мессенджеры: Нет

Заседание ученого совета ИГДиТ состоится 12 декабря 2024 года в 11:40 по адресу: пр. Ленина, 38, ауд. 107.

Заседание ученого совета института горного дела и транспорта 24 октября

В мессенджеры: Нет

Заседание ученого совета ИГДиТ состоится 24 октября 2024 года в 11.40 по адресу: пр. Ленина, 38, ауд. 107.

Заседание учёного совета института горного дела и транспорта 19 сентября

В мессенджеры: Нет

Заседание ученого совета ИГДиТ состоится 19 сентября 2024 года в 11:40 по адресу: пр. Ленина, 38, ауд. 107.

Заседание ученого совета института горного дела и транспорта 26 июня

В мессенджеры: Нет

Заседание ученого совета ИГДиТ состоится 26 июня  2024 года в 11:40 по адресу: пр. Ленина, 38, МАЗ.

Заседание ученого совета института горного дела и транспорта 27 мая

В мессенджеры: Нет

Заседание ученого совета ИГДиТ состоится 27 мая 2024 года в 10:00 по адресу: пр. Ленина, 38, ауд. 107.

Институт горного дела и транспорта входит в состав ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (г. Магнитогорска), имеет многолетние традиции в подготовке и выпуске высококвалифицированных специалистов-инженеров.

Институт горного дела и транспорта создан на базе факультета горных технологий и транспорта, отметившего в 2014 году свое 80-летие. На сегодняшний день выпущено свыше 11000 горных инженеров и более 1000 инженеров в сфере транспорта, которые работают во всех уголках нашей страны и за рубежом.

Подготовку инженеров ведет квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, в составе которого 12 докторов наук, профессоров, свыше 40 кандидатов наук и доцентов.

В институте горного дела и транспорта обучаются 800 студентов по 3 направлениям, включающим 8 специальностей.

Выпускники специальностей института горного дела и транспорта будут востребованы в любое время и имеют возможность трудоустроиться в ведущие предприятия:

  • ОАО «Уральская горно-металлургическая компания»;
  • АО «Сибирь-Полиметаллы»;
  • ПАО «Гайский горно-обогатительный комбинат»;
  • ООО «Башкирская медь»;
  • АО «Учалинский горно-обогатительный комбинат»;
  • АО «Золото северного Урала»;
  • ОАО «Специальные взрывные работы»;
  • ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат»;
  • ОАО «Российские железные дороги»;
  • ООО «Автотранспортное управление»
  • ООО «Подъемник»;
  • МП «Маггортранс»;
  • ФГУП «Управление строительства – 30»;
  • АО «Южуралзолото группа компаний»;
  • ООО «Кварц»;
  • АО «Александринская горнорудная компания».