Тема кейса

Университет – региону (городу): система мероприятий, организуемых университетом для жителей региона и способствующих улучшению качества жизни (культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные, социальной направленности)

Тема «Равный - Равному»

Период разработки: июнь – сентябрь 2017 г.

Период внедрения: октябрь 2017 г. по настоящее время

Стадия внедрения лучшей практики

Практика проходит пилотное внедрение в городах Магнитогорск и Сатка. Возможно масштабирование на Горно-заводскую зону Челябинской области.

Исходная формулировка проблемы / вызова в деятельности вуза во взаимосвязи с внешней средой

По данным Генпрокуратуры на 2017 г. Челябинская область находится на 4-ом месте в рейтинге по уровню преступности. В первом полугодии 2017 года на Южном Урале было зафиксировано 33,3 тыс. преступлений. При этом наша область стала единственным регионом в первой пятерке, в котором уровень преступности по сравнению с 2016 годом вырос - на 1,1%. Республика Башкортостан занимает в этом же рейтинге 5-ое место. С января по июль 2017 года произошло 29,5 тыс. преступлений. Причем, их было зафиксировано на 17,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В 2015 г. подростковая преступность в регионе выросла на 22,5%. Самыми криминогенными городами стали Магнитогорск, Челябинск, Копейск и Златоуст: на их долю пришлась почти половина совершенных преступлений.

За полгода 2017 г. несовершеннолетние южноуральцы 47 раз попались на преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Причем на 17% больше стало преступлений, которые подростки совершили, находясь в наркотическом опьянении. Также увеличилось число потребителей наркотиков. По данным специалистов, в г. Магнитогорске два года назад пытались свести счёты с жизнью 14 человек, в прошлом – 23. Один подросток погиб.

Выделяют несколько групп причин подросткового суицида. Они не равнозначны – это  неразделённая любовь, проблемы в семье, равнодушие взрослых к проблемам детей и др. Часть из них можно считать предрасполагающими, другие - непосредственно действующими:

  • тяжелая семейная обстановка, распад семьи, уход одного из родителей;
  • конфликтные отношения с учителями, с коллективом сверстников;
  • «несчастная любовь», отсутствие ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности;
  • употребление спиртных напитков, токсических препаратов, наркотиков;
  • ранние проявления шизоидных состояний;
  • ранняя половая жизнь и ее последствия.

Эти причины сами по себе не толкают подростка на самоубийство. Они действуют лишь в сочетаниях между собой и срабатывают при наличии конкретных «пусковых механизмов». 

Можно условно выделить три основные концепции суицидального поведения:

  • психопатологическая, душевно больные люди, а все суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств. Новообразования подросткового возраста: более яркая реакция на все ситуации.
  • психологическая, самоубийство - как проявление инстинкта смерти, которой может проявиться в агрессии против других и как частный случай — в агрессии против самого себя; как трансформированного любовного влечения, когда лица, совершающие самоубийство, надеются, что после смерти воссоединятся с любимым человеком или умершими родственниками, либо уповают на то, что, умерев, они обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни, либо стремление снять напряжение, вызванное кризисным состоянием.
  • социальная - самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивидуума с социальной средой, причем социальный фактор играет ведущую роль. Нельзя недооценивать роли личности во взаимоотношениях с социальной средой. Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.

Истоки суицидального поведения порой кроются в незначимых для нас – взрослых проблемах.

Данные статистики подтвердили актуальность реализации подпроекта «Равный – Равному» в рамках проекта «Жить».

Целевая группа

обучающиеся образовательных организаций города Магнитогорска – подростки в возрасте от 14 до 16 лет (8, 10 классы школ города и 1,2 курсы колледжей города). Отделом по делам несовершеннолетних были отобраны образовательные организации города №№ 6, 8, 10, 65, 62 и  37, 1, 60, 34, 21 и «Многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова», ГАПОУ Челябинской области «Политехнический колледж», ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко», ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум».

Целью подпроекта являлась подготовка группы волонтёров для проведения просветительской работы «каскадным методом» среди детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях города Магнитогорска.

Задачи, реализованные подпроектом:

  • формирование социально-психологической компетентности и нравственной позиции личности;
  • формирование у несовершеннолетних потребности к здоровому образу жизни;
  • обучение несовершеннолетних рефлексивным навыкам глубокого знакомства с собой через предложенные упражнения;
  • создание у несовершеннолетних эмоционально-позитивной общественно полезной модели поведения;
  • профилактика девиантного поведения через включение в социально значимую деятельность по организации жизнедеятельности школы, в т.ч. участие в проведении профилактических тренингов (или проведение ряда упражнений) на группе сверстников.

Мероприятия:

02.10.2017 г. в актовом зале ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» проведена установочная конференция для участников проекта, на которой начальник отдела по делам несовершеннолетних Щебуняева Л.С. вручила участникам проекта волонтерские книжки (репортаж ТВ, статья в газете). После установочной конференции несовершеннолетние были разведены группами по тренинговым аудиториям для старта интенсивного тренинга.

С 02.10.2017 г. по 07.10.2017 г. на базе ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» тренерами-преподавателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования был проведен интенсивный тренинг. На занятиях волонтеры отрабатывали навыки самопрезентации, коммуникативные навыки, умение работать в команде, способность распределять свои ресурсы, запрашивать помощь у других, оказывать помощь другим и прочее.

Параллельно (ежедневно) с тренингом для группы волонтеров преподавателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования осуществлялись консультации специалистов образовательных организаций (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов и др.).

Для стимулирования активности и упрощения отчетности по мероприятиям проекта необходимо (желательно) подтверждать наличие волонтерской группы через создание сообщества «Равный - Равному» в структуре органа детского (школьного) соуправления и отражать на сайте участие детей в проекте «Равный-Равному» через вкладку или место на сайте, где дети могут увидеть себя на фото (так как они сами или с поддержкой специалистов фотографируют и размещают фото на сайте).

Подготовительный этап закончился проведением круглого стола в Администрации г. Магнитогорска (09.10.2017 г.), организованный специалистами отдела по делам несовершеннолетних. Преподаватели кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования обозначили по итогам реализации интенсивного тренинга проблемы и рекомендации в адрес руководителей и специалистов образовательных организаций.

С 09.10.2017 г. началась реализация основного этапа проекта, который осуществлялся «каскадным» методом и включал профилактический тренинг (или элементы тренинга, его отдельные упражнения, а также различные мероприятия), который проводился на группе волонтеров, а в последующем был реализован  самими подростками в своих  классах в паре специалист-волонтер или самостоятельно.

В структуру профилактического тренинга были включены базовые занятия, разработанные специалистами и вариативные занятия, подобранные самими волонтерами и апробированные на группе самих же волонтеров.

В течение октября-ноября 2017 г. было предусмотрено посещение волонтерами и педагогами консультаций (проводимых специалистом-тренером), с обсуждением возникающих проблем, с оказанием помощи в определении стратегии и выполнении заданий, предусмотренных проектом.

Заключительный этап (с 27 по 30 ноября 2017 г.) был посвящен анализу и решению проблем по тематике тренинга. Обсуждению итогов реализации проекта на круглом столе при участии специалистов ОДН администрации населения г. Магнитогорска, волонтеров, специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и др.)

Реализация программы способствует профилактике девиантного поведения через включение ребенка в социально-значимую деятельность по организации жизнедеятельности школы, в т.ч. участие в проведении профилактических тренингов на группе сверстников в классах.

Итоги текущей реализации проекта

По итогам реализации проекта можно говорить о ряде позитивных моментов, и моментах, на которые требуют обратить особое внимание.

  1. Участники проекта и педагоги образовательных организаций очень активно включились в работу, готовы общаться, проводить мероприятия среди сверстников с помощью наставников. При грамотном руководстве данные волонтеры способны раскрыть профилактический потенциал через призму активного и деятельного оказания помощи, такому как он сам и использовать эту группу волонтеров как ресурс в деятельности образовательной организации, при проведении опросов, профилактических и др. школьных мероприятий.
  2. Для стимулирования активности и упрощения отчетности по мероприятиям проекта, подтверждения наличия волонтерской группы через создание сообщества «Равный - Равному» в структуре органа детского (школьного) соуправления, отражены на сайтах школ.
  3. Участники проекта открыты и готовы к сотрудничеству, многие впервые оказались впервые в ситуации равного разговора (отмечаем, что это нетипичная ситуация – это видно по желанию детей рассказывать о себе и своих достижениях, а в последствие страхах и тревогах). Позитивные отзывы педагогов и участников проекта о том, что при проведении занятий волонтерами в классах на базе школ города дети рассказывают о своих проблемах и переживаниях волонтерам-ведущим в присутствии педагогов-психологов или социальных педагогов.
  4. Необходимо усиление непосредственной работы с подростками со стороны тех, кто их больше всего наблюдает в школе – классный руководитель и учитель-предметник, и дома - родители.
  5. В школах с «проблемами» – волонтерская группа показала наличие проблем практически у каждого ребенка – это неразвитость эмоциональной сферы, сферы коммуникации, наличие конфликтов со сверстниками и др. Обязательно необходимо углубить работу с родителями (конкретно по проблеме суицидов)
  6. Грамотное взаимодействие и слаженная работа всего педагогического коллектива образовательной организации – условие, при котором любая профилактическая работа будет осуществляться успешно.

Фотогалерея

Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному
Равный-равному

МОУ СОШ

1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Магнитогорска

2. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6"г. Магнитогорска

3. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8"г. Магнитогорска

4. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №10" г. Магнитогорска

5. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №65" г. Магнитогорска

6. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №21" г. Магнитогорска

7. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №37" г. Магнитогорска

8. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №60" г. Магнитогорска

9. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №34" г. Магнитогорска

10. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №62" г. Магнитогорска

Колледж

1. Магнитогорский строительно-монтажный техникум

2. Многопрофильный колледж МГТУ им. Г. И. Носова

3. Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное образовательное учреждение профессиональная образовательная организация «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»