Студенческая юридическая клиника при ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет (МГТУ) им. Г.И. Носова» была открыта 11 июля 2010 года. Она стала совместным проектом ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» и Ассоциации Юристов России, клиника  представляет собой студенческий юридический консультационный пункт на базе центра правовой и деловой информации «Библиотека им. П.В. Крашенинникова».

Администрацией муниципального учреждения культуры «Объединение городских библиотек» г. Магнитогорска и Федеральным  Государственным образовательным бюджетным учреждением высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» был заключен договор о сотрудничестве, в котором стороны договорились о создании студенческой «Юридической клиники» и дальнейшей совместной деятельности в целях более полного удовлетворения информационно-правовых запросов граждан, реализации прав каждого, прежде всего, социально-незащищенных слоев населения, на получение правовой помощи.

Юридическая клиника размещается в стенах центра правовой и деловой информации «Библиотека им. П.В. Крашенинникова». Данный центр предоставляет отдельное помещение, оборудованное электронной вычислительной техникой, позволяющий получать большой объем информации, что способствует своевременному и качественному оказанию юридической помощи обращающимся гражданам (установлено программное обеспечение: «КонсультантПлюс», «Гарант», серии «ПРОФ»). П.В.Крашенинников передал библиотеке богатейший книжный фонд, в котором есть не только учебники, но и раритетные издания, монографическая литература.

Особенностью деятельности клиники, созданной при МГТУ, является работа не только по предоставлению устных и письменных ответов по решению споров, но и по повышению правовой грамотности населения. С марта 2011 года по инициативе отдела по делам молодежи городской администрации г. Магнитогорска студентами проводятся регулярные встречи с учащимися колледжей и училищ города и круглые столы.

Ф.И.О.Нечётная неделя
ПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Волкова В.Б.     13:50-15:20 а.1-292      
Карпова Е.В. 14:00-15:30 а.1-392          
Кива-Хамзина Ю.Л. 14:00-15:30 а.1-392          
Малеко Е.В.   13:50-15:20 а.4-308        
Рубанова Н.А.   11:40-12:10 а.4-418  11:40-12:10 а.1-392      
Ф.И.О.Чётная неделя
ПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Волкова В.Б.   13:50-15:20 а.1-292        
Карпова Е.В. 14:00-15:30 а.1-392           
Кива-Хамзина Ю.Л. 10:50-12:20 а.1-392           
Малеко Е.В.   12:20-13:30 а.1-392        
Рубанова Н.А.   11:40-12:10 а.4-418  11:40-12:10 а.1-392      
  1. Волкова В. Б. Тема личностной деструкции в современной русской литературе (на примере рассказа А.В. Кузнецова-тулянина "Брат брату брат" // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 228.
  2. Volkova V.B., Ovcharova S.V., Kolesnikova O.Yu., Abramzon T.E., Rudakova S.V., Chernova O.E., Zaitseva T.B. A man and nature in l.n.tolstoy's philosophy of of being // EurAsian Journal of BioSciences. Т. 13. № 2. С. 1527-1533.
  3. Volkova V.B., Ovcharova S.V., Kolesnikova O.Yu., Abramzon T.E., Rudakova S.V., Chernova O.E., Zaitseva T.B. Philosophy of being in l. N. Tolstoy's works of 1850-1860-ies: a man and nature // International Journal of Applied Exercise Physiology. Т. 8. № 2.1. С. 391-398.
  4. Волкова В. Б. PR-технологии в современном театре: отечественный опыт // Манускрипт. Т. 14. № 9. С. 1915-1919.
  5. Волкова В. Б. Репрезентация сексуальности в рекламных кампаниях джинсов бренда Calvin Klein (1980-2016-е гг.): гендерный подход // Человек и культура. 2021. № 4. С. 116-133.
  6. Волкова В. Б. Актуальные виды PR-деятельности провинциального театра как способ коммуникации со зрителем// Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 4-1. С. 103-111.
  7. Волкова В. Б., Постникова Е.Г.Это мой мир: фронтовые дневники матроса-подводника This Is My World: A Submariner's Battlefield Diary // Quaestio Rossica. 2020. Vol. 8. Is. 2. P. 623-638
  8. Волкова В. Б. Художественный текст как объект лингвокультурологии: интертекстуальность в коммуникативной реальности // Научные междисциплинарные исследования:  XIV Междунар. науч.-практ. конф: сб. статей. М.: Добросвет, 2021. С. 209-213.
  9. Карпова Е.В. Основы патентного права. [Электронный ресурс]. Учебное пособие. М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2019. № 0321901353.
  10. Волкова В.Б. PR-технологии в современном театре в процессе продвижения культурного продукта // Научная мысль: традиции и инновации.Сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 243-247.
  11. Волкова В.Б. Полоролевые культурные стереотипы и их роль в конструировании женского образа в телевизионной рекламе // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования.Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 256.
  12. Волкова В.Б. Проблема массовости и элитарности современной российской литературы // Современные достижения университетских научных школ: сборник докладов национальной научной школы-конференции (Магнитогорск, 19-20 ноября 2020 года). – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та, 2020. Вып. 5. 
  13. Карпова Е.В., Кива-Хамзина Ю.Л. Авторское право, смежные права и права на средства индивидуализации. [Электронный ресурс]. Учебное пособие. М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2019. № 0321902950.
  14. Карпова Е.В. Обучающийся как субъект формирования профессионального мировоззрения в преподавании юридических дисциплин в вузе // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 231.
  15. Vasileva A.G., Karpova E.V., Kuznetsova N.V. Banking supervision in the russian system of state regulation of commercial banks // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Volume LXXVI. С. 3291-3299.
  16. Карпова Е.В., Кива-Хамзина Ю.Л. Методы обучения бакалавров работе с договором поставки // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 420-424.
  17. Карпова Е.В., Кива-Хамзина Ю.Л., Рубанова Н.А. Рационализаторская деятельность: аспекты гражданского и трудового права // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 2-1. С. 235-243.
  18. Balynskaya N.R., Karpova E.V., Vikulina V.V., Pudov A.G., Shkurko N.S., Volkov S.Y., Pikalova E.A. Spatial-temporal conditionality of the political process in modern russian federation // Opcion. Т. 35. № S22. С. 227-237.
  19. Карпова Е.В. Особенности правового регулирования рационализаторской деятельности // Экономика и политика. 2019. № 2 (14). С. 22-26.
  20. Карпова Е.В. Философские аспекты инженерной практики Галилео Галилея // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2019. № 2 (16). С. 28-29.
  21. Кива-Хамзина Ю.Л. Управление ипотечным кредитованием в российских банках: анализ особенностей заключения и расторжения договора ипотечного кредитования // Современная модель управления: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Магнитогорск, 2019. С. 31-34.
  22. Карпова Е.В., Кива-Хамзина Ю.Л. Авторство и патентование. Защита интеллектуальных прав в мехатронике и робототехнике электронное издание / Магнитогорск, 2020.
  23. Карпова Е.В. Товарные знаки и секреты производства (НОУ-ХАУ) Электронное издание / Магнитогорск, 2020.
  24. Карпова Е.В "Маятник Фуко": гражданско-правовые аспекты В сборнике: Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. сборник научных трудов 2-й Международной научной конференции. 2020. С. 133-137.
  25. Дегтярев Е.В., Карпова Е.В. Искусство экспансионизма: специфика голландского доминирования В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 260.
  26. Карпова Е.В. Правовая защита европейских товарных знаков в России В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 263.
  27. Карпова Е.В., Заикин В.А  Проблемы правового регулирования договора поставки в сфере автосервиса В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 264.
  28. Карпова Е.В., Краснов И.А. Экологический контроль в сфере автосервиса: проблемы правового регулирования В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 265.
  29. Карпова Е.В., Пономарева Т.Б. Некоторые проблемные вопросы правового регулирования трудовых отношений в РФ В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 266.
  30. Карпова Е.В., Фистин Н.Ю. Договор возмездного оказания услуг в автосервисе: проблемы правового регулирования В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 267.
  31. Карпова Е.В., Рубанова Н.А. Проблемы повышения качества образования в процессе преподавания дисциплин, связанных с реализацией права на труд: юридический и педагогический аспекты Юридическое образование и наука. 2020. № 7. С. 40-44.
  32. Slobodnyuk S.L., Kiva-khamzina Yu.L., Maleko E.V., Rubanova N.A., Karpova E.V., Plugina N.A. Free man and talion principle in russian biblical discourse of the twentieth century European Journal of Science and Theology. Т. 16. № 2. С. 85-94.
  33. Кива-Хамзина Ю.Л. Некоторые проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Современный менеджмент: теория и практика. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. К 85-летию Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова / под общ. ред. Н.В. Кузнецовой. Магнитогорск, 2019. С. 53-58.
  34. Кива-Хамзина Ю.Л. Исторические, гражданско-правовые и административные аспекты в договоре об оказании образовательных услуг в Российской Федерации // Актуальные вопросы экономики и управления. Материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.Р. Балынской. Магнитогорск, 2019. С. 72-76.
  35. Кива-Хамзина Ю.Л. Стратегия долгосрочного перспективного развития металлургического монопрофильного города на Южном Урале: проблемы и перспективы // Российские регионы в фокусе перемен Сборник докладов XIII Международной конференции. Екатеринбург, 2019. С. 127-132.
  36. Кива-Хамзина Ю.Л. Трудовой и гражданско-правовой договоры: точки соприкосновения // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 232.
  37. Васильева А.Г., Кива-Хамзина Ю.Л., Кабирова О.Р. Резервный фонд российской федерации: опыт формирования и управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 4 (122). С. 16.
  38. Кива-Хамзина Ю.Л., Рахлис Т.П. Совершенствование механизма экологического управления региональных промышленных предприятий: правовые и экономические аспекты // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 332-336.
  39. Кива-Хамзина Ю.Л. Трудовой и гражданско-правовой договоры: точки соприкосновения // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2019. Т. 10. № 2. С. 47-50.
  40. Песина С.А., Кива-Хамзина Ю.Л., Рубанова Н.А. Формирование представления о вторичной языковой и концептуальной картинах мира у студентов-бакалавров, изучающих иностранный язык // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 180-189.
  41. Balynskaya N.R., Lukina T.N., Gugina E.M., Kiva-khamzina Yu.L., Akmanova Z.S., Vikulina V.V., Dremov V.V. The problem of information security within the russian political process // Opcion. Т. 35. № S21. С. 691-702.
  42. Кива-Хамзина Ю.Л., Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: направления правового и экономического регулирования пенсионной системы // Экономика и политика. 2019. № 1 (13). С. 20-24.
  43. Кива-Хамзина Ю.Л. Факторы, влияющие на обременение пенсионного тарифа // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2019. № 1 (15). С. 21-23.
  44. Кива-Хамзина Ю.Л. Ипотечное кредитование в РФ: правовой и экономический аспекты // Colloquium-journal. 2019. № 19-7 (43). С. 42-44.
  45. Кива-Хамзина Ю.Л., Рахлис ТП, Балынская Н.Р., Дерина Н.В. Особенности экологического управления на региональных промышленных предприятиях российской федерации (правовые и экономические аспекты) Environmental Management Features at Industrial Enterprises of the Russian Federation (Judicial and Economic Aspects) В сборнике: Advances in Social Science, Education and Humanities ResearchProceedings of the Ecological-Socio-Economic Systems: Models of Competition and Cooperation (ESES 2019). С. 125-129.
  46. Кива-Хамзина Ю.Л., Карпова Е.В., Рубанова Н.А. Региональный аспект правового регулирования противодействия экстремизму (научная статья) Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Международной научно-практической конференции, 27 апреля 2020 г., Магнитогорск / под общ. ред. Н.Р. Балынской. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им Г.И. Носова, 2020. С. 101-103
  47. Кива-Хамзина Ю.Л Вопросы правового регулирования общественных отношений в долевом строительстве на современном этапе Современный менеджмент: теория и практикаМатериалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Кузнецовой. 2020. С. 155-158.
  48. Кива-Хамзина Ю.Л. Субъектный состав участия в долевом строительстве жилья//Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т.10 Вып. 9. С.2130-2138
  49. Кива-Хамзина Ю.Л., Малеко Е.В. Скульптура в культурном пространстве моногорода: от индустриальной тематики к современным решениям (научная статья). Художественная культура и трансформация индустриального менталитета в условиях моногорода: сборник научных трудов II Всероссийской (национальной) научной конференции, 12 февраля 2020 г., г. Магнитогорск / под общ. ред. В.А. Жилиной. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. С. 15 – 19.
  50. Кива-Хамзина Ю.Л., Рубанова Н.А. Подготовка кадров для металлургической отрасли: цифровизация в высшей школе // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференция с международным участием. Нижневартовск, 2021. С. 287-292.
  51. Бесхлебная А.А., Рахлис Т.П., Кива-Хамзина Ю.Л. Внедрение цифровых технологий в образование: современные вызовы информационного общества // Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XV Международной конференции. Екатеринбург, 2021. С. 247-251.
  52. Кива-Хамзина Ю.Л. Прокурорский надзор в сфере предпринимательской деятельности в условиях пандемии // Экономика и предпринимательство. 2021. № 2 (127). С. 1411-1413.
  53. Кива-Хамзина Ю.Л., Рубанова Н.А. некоторые вопросы гражданско-правовой ответственности по договору возмездного оказания услуг // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2021. № 2 (20). С. 15-17.
  54. Малеко Е.В. История изобразительного искусства (модуль "Живопись в контексте историко-культурной информации") [Электронный ресурс]. Учебное пособие. М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2019. № 0321902828.
  55. Малеко Е.В. Перспективные аспекты менеджмента в современной музейной деятельности // Актуальные вопросы экономики и управления. Материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.Р. Балынской. Магнитогорск. 2019. С. 104-109.
  56. Малеко Е.В. Особенности подготовки современного управленца в сфере социокультурной деятельности // Современная модель управления: проблемы и перспективы материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Магнитогорск, 2019. С. 137-141.
  57. Малеко Е.В. Семейные ценности как ориентир молодежи в современном социокультурном пространстве // Социализация молодежи в условиях современных перемен в мировом сообществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2019. С. 211-216.
  58. Малеко Е.В. Особенности формирования молодой семьи в контексте истории русской культуры: традиции, проблемы и перспективы // Молодежь: свобода и ответственность. Сборник научных трудов по материалам VI Петровских образовательных чтений. Магнитогорск, 2019. С. 54-58.
  59. Малеко Е.В. Культура заводских поселений Южного Урала на рубеже XIX-XX веков: особенности бытового уклада // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 233.
  60. Малеко Е.В., Зулькарнаева И.И. Южный Урал в период промышленного освоения: особенности межкультурных контактов населения // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 234.
  61. Малеко Е.В. Значение национальных праздников России в контексте государственной культурной политики // Экономика и политика. 2019. № 2 (14). С. 45-50.
  62. Малеко Е.В. Значение межкультурных контактов студенчества в контексте процесса диффузии культурных ценностей // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2019. № 1 (15). С. 36-39.
  63. Podymov N.A., Sorokina G.A., Litvinenko N.A., Kurnykina O.V., Fabrikov M.S., Maleko E.V., Novitskaya L.Yu., Novitskaya L.Yu. Study on cross-cultural interaction competency development of international students: permanent nature of cultural archetype // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. Т. 10. № S1. С. 162-171.
  64. Podymov N.A., Sorokina G.A., Litvinenko N.A., Kurnykina O.V., Fabrikov M.S., Maleko E.V., Novitskaya L.Yu. Multifaceted communication competency advancement in international students: fixed nature of cultural model // International Journal of Applied Exercise Physiology. Т. 8. №1. С. 538-546.
  65. Малеко Е.В. Особенности формирования новой архитектурной стилистики как основы создания урбанистического пространства советского государства 30-50-х гг. XX века (на примере г. Магнитогорска) // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 3. С. 156-160.
  66. Малеко Е.В. Актуальные проблемы преподавания учебного курса «Культурология» в техническом университете // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2020. С. 1865-1869.
  67. Малеко Е.В. Особенности трактовки художественного образа-символа в связи со сменой культурно-исторических эпох // Манускрипт. 2020. Т. 13. № 2. С. 204-208.
  68. Малеко Е. В. Контркультура скинхедов в контексте проблемы экстремизма в России // Экономика и политика. 2020. № 1(15). С. 46-49
  69. Малеко Е. В. Клубный менеджмент в контексте социокультурной деятельности // Современный менеджмент: теория и практика. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Кузнецовой. 2020. С. 71-75
  70. Малеко Е. В., Малеко В.Е. Культурная динамика как причина трансформации модели социального поведения // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 1-1. С. 126-134.
  71. Малеко Е. В., Рубанова Н.А., Карпова Е.В., Плугина Н.А., Трутнев А.Ю., Кива-Хамзина Ю. Л. Особенности дистанционного обучения в высшей школе: функции преподавателя как организатора чат-общения. Peculiarities of distance learning in higher education: The teacher’s functions as a chat communication organize // Cypriot Journal of Educational Sciences, 2021.  16. Iss. 1. P. 341–357.
  72. Малеко Е. В., Малеко В.Е Российский арт-менеджмент на современном этапе: проблемы и перспективы // Современная модель управления: проблемы и перспективы: материалы V Всеросс. (нац.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. Н. В. Кузнецовой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. С.108-112
  73. Малеко Е. В., Малеко В.Е Традиции создания семьи у русских и башкир на Южном Урале: сравнительно-сопоставительный анализ // Этнос и культура в эпоху глобализации: сб. материалов IV Междунар. науч. очн.-заочн. конф. Краснодар: Изд-во Кубанск. гос. технолог. ун-та, 2021. С. 492-500.
  74. Малеко Е. В. Особенности социокультурных процессов в моногороде (на примере Магнитогорска) // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. очн.-заочн. конф. Краснодар: Изд-во Кубанск. гос. технолог. ун-та, 2021. С. 1283-1291.
  75. Рубанова Н.А. Управление в сфере права социального обеспечения: совершенствование деятельности Пенсионного Фонда России // Актуальные вопросы экономики и управления. Материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.Р. Балынской. Магнитогорск, 2019. С. 120-125.
  76. Рубанова Н.А. Анализ реализации норм права социального обеспечения в работе региональных УПФР на примере г. Магнитогорска // Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 151-155.
  77. Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: реформирование накопительной системы пенсионного страхования // Современный менеджмент: теория и практика. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. К 85-летию Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова / под общ. ред. Н.В. Кузнецовой. Магнитогорск, 2019. С. 23-29.
  78. Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: значимые аспекты в управлении пенсионной системой // Современная модель управления: проблемы и перспективы материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Магнитогорск, 2019. С. 34-37.
  79. Рубанова Н.А. Трудовой договор: актуальные аспекты применения // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 236.
  80. Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: некоторые прогнозируемые результаты пенсионной реформы РФ // Наука современности: проблемы и решения. Сборник научных статей / под ред. М.В. Веденькина. Москва, 2019. С. 166-169.
  81. Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: направления снижение масштабов пенсионной системы // Экономика и политика. 2019. № 2 (14). С. 55-58.
  82. Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: развитие системы пенсионного страхования // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2019. № 1 (15). С. 52-54.
  83. Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: особенности пенсионного страхования по российскому законодательству // Colloquium-journal. 2019. № 2-6 (26). С. 97-99.
  84. Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: демографический аспект // Colloquium-journal. 2019. № 3-4 (27). С. 58-60.
  85. Рубанова Н.А. Право социального обеспечения: некоторые вопросы финансовой устойчивости пенсионного бюджета РФ // Colloquium-journal. 2019. № 4-3 (28). С. 65-67.
  86. Рубанова Н.А Право социального обеспечения: существенные аспекты для менеджмента в пенсионном страховании // В сборнике: Современный менеджмент: теория и практика. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Кузнецовой. 2020. С. 158-161.
  87. Рубанова Н.А К вопросу о кадровом резерве государственной гражданской службы // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 278.
  88. Рубанова Н.А., Марушко П.В. Архетип «гора» в культурной картине мира народов южного урала // В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 279.
  89. Рубанова Н.А Трудовое право: отпуск и временная нетрудоспособность // В сборнике: Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. сборник научных трудов 2-й Международной научной конференции. 2020. С. 440-443.
  90. Рубанова Н.А., Калашникова И.А. Лицензирование, аттестация и аккредитация как элементы контроля качества образования // Юридическая мысль. 2020. № 1 (117). С. 33-51.
  91. Рубанова Н.А. Сущность и содержание трудового договора: заключение, изменение, прекращение: учебное пособие // Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2021. 70 с.
  92. Рубанова Н.А., Кабирова О.Р., Кива-Хамзина Ю.Л.Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта (учебно-методическое пособие) // М.: ФГУП HTЦ «Информрегистр», 2021. № гос. рег. 0322102894
  93. Рубанова Н.А., Карпова Е.В. Проблемы повышения качества образования в процессе преподавания дисциплин, связанных с реализацией права на труд: юридический и педагогический аспекты // Юридическое образование и наука. 2020. № 7. С. 40-44.
  94. Рубанова Н.А. Общая совместная собственность супругов: банкротство и ответственность // Экономика и предпринимательство. 2021. № 2 (127). С. 1034-1037.
  95. Рубанова Н.А., Карпова Е.В., Кива-Хамзина Ю.Л.Культура патентования в условиях цифровой экономики // Современный менеджмент: теория и практика: сб. материалов VI Всеросс. (нац.) науч.-практ. конф. /под общ. ред. Н. В. Кузнецовой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. С. 32-36.
  96. Рубанова Н.А., Карпова Е.В. Инновационная предпринимательская деятельность в сфере социокультурных услуг // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Н.Р. Балынской. Магнитогорск, 2021. С. 60-64.

Инновационный проект «Цифровые технологии в преподавании дисциплин правового цикла»

Исполнители проекта: зав. кафедрой ПиК, к. филос. н., доцент Кива-Хамзина Ю.Л.,  доцент кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карпова Е. В., доцент кафедры ПиК, к. юрид. н. Рубанова Н.А.

Цель проекта:

Создание новейшей цифровой образовательной среды высшей школы, способствующей реализации  требований ФГОС и  компетентностного подхода в преподавании правовых дисциплин, позволяющей создать условия развития цифровой грамотности и правовой культуры обучающихся, их адаптации к условиям цифровой экономики.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
  2. Повысить уровень компетентности всех участников образовательного процесса в области использования цифровых технологий.
  3. Разработать и внедрить в образовательный процесс современную модель цифровой образовательной среды с учётом интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования.
  4. Произвести обоснованный отбор цифровых образовательных и развивающих правовых практик и технологий.
  5. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему управления образовательным процессом за счёт использования современных цифровых технологий.
  6. Развивать дистанционное образование для повышения качества предметных, метапредметных и компетентностных результатов с использованием возможностей цифровых технологий.

Сроки реализации проекта: 2020-2021 гг.

Законодательная база:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • «Национальная доктрина образования в РФ»
  • «Концепция модернизации Российского образования»

Основные направления реализации проекта:

  • Цифровая компетентность;
  • Освоение программ;
  • Дистанционное обучение.

В 2020-2021 учебном году зав. кафедрой ПиК, к. филос. н., доцентом Кива-Хамзиной Ю.Л.,  доцентом кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карповой Е. В., доцентом кафедры ПиК, к. юрид. н. Рубановой Н.А. актуализирована и используется в  образовательном процессе МГТУ им. Г. И. Носова на учебных занятиях рабочая программа дисциплины «Правоведение»  для группы АНб-19-1,2 (11.03.04 Электроника и наноэлектроника) с учётом реализации компетенций, включающих использование цифровых технологий MS Excel, MS Word для сбора и первичной обработки эмпирических данных, Zoom, Skype для совместной работы и решения практических правовых ситуаций, PowerPoint для подготовки презентаций, интернет-браузеров Firefox, Internet Explorer, Opera для просмотра, поиска, извлечения и анализа информации при решении правовых ситуаций, основных источников хранения правовых данных официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, информационно-телекоммуникационных инфраструктур «Электронное правительство», «Государственные услуги», Федеральной налоговой службы РФ, базы данных решений Палаты по патентным спорам официального сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), системы информационного патентного поиска Федерального института промышленной собственности (ФИПС), Верховного Суда РФ, Суда по интеллектуальным правам РФ, официального интернет-портала правовой информации http://pravo.gov.ru/, справочно-поисковых систем Консультант Плюс и Гарант.

Финансирование: материальная база ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»

Этапы реализации проекта:

  1. Аналитический
  2. Прогностический
  3. Организационный
  4. Практический (технологический)
  5. Рефлексивный
  6. Заключительный

Исполнители основных мероприятий: 

  • ППС кафедры права и культурологи, студенты академических групп
  • студенты группы АНб-19-1,2 (11.03.04 Электроника и наноэлектроника)

Предполагаемые результаты:

  1. Внедрение цифровых технологий в процесс преподавания дисциплины «Правоведение» и правовых дисциплин в целом.
  2. Внедрение унифицированной модели ИОС высшей школы, базирующейся на современном программном обеспечении, включающей цифровые правовые информационные коммуникационные пространства для преподавателей и студентов.
  3. Возможность выхода любого студента в открытую цифровую правовую среду.
  4. Развитие цифровой правовой грамотности обучающихся, посредством цифровых компетенций, позволяющее выпускникам вуза свободно интегрироваться в цифровую экономику

Научные публикации и доклады:

  1. Карпова Е.В., Рубанова Н.А. Проблемы повышения качества образования в процессе преподавания дисциплин, связанных с реализацией права на труд: юридический и педагогический аспекты // Юридическое образование и наука. 2020. № 7. С. 40-44. (Журнал ВАК)
  2. Кива-Хамзина Ю. Л., Рубанова Н.А. Дистанционные образовательные технологии и цифровизация в высшей школе: современные тенденции // Международная научно-методическая конференция «Архитектоника образовательного пространства: тренды и вызовы», посвященная Дню Первого президента Республики Казахстан, г. Тимиртау, Карагандинский индустриальный университет, 27-28 ноября 2020 г.
  3. Кива-Хамзина Ю. Л., Рахлис Т.П., Даутбаева Д. А. Цифровизация в высшей школе // XV Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен», г. Екатеринбург, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, 10–14 ноября 2020 г.
  4. Кива-Хамзина Ю. Л., Рахлис Т.П., Бесхлебная А.А. Внедрение цифровых технологий в образование: современные вызовы информационного общества // XV Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен», РФ, г. Екатеринбург, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина 10–14 ноября 2020 г.
  5. Кива-Хамзина Ю. Л., Рубанова Н.А. Подготовка кадров для металлургической отрасли: цифровизация в высшей школе // VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы», РФ, Нижневартовск, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», 1 декабря 2020 г. 

Инновационный проект «Использование современных дистанционных технологий в освоении правоведческих дисциплин в высшей школе»

Исполнитель проекта: преподаватель кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карпова Е. В.

Цель проекта:

Формирование современной информационнообразовательной среды высшей школы, благоприятной для реализации  требований ФГОС, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, создать условия для последовательной реализации творческого потенциала, саморазвития и самосовершенствования личности, развития информационной культуры и навыков жизнедеятельности в информационном обществе.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
  2. Повысить уровень компетентности всех участников образовательного процесса в области использования ИКТ.
  3. Разработать и внедрить в образовательный процесс современную модель информационной образовательной среды с учётом интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования.
  4. Произвести обоснованный отбор образовательных и развивающих практик и технологий.
  5. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему управления образовательным процессом за счёт использования современных информационных технологий.
  6. Развивать дистанционное образование для повышения качества предметных, метапредметных и компетентностных результатов.

Сроки реализации проекта: 2017-2018 гг.

Законодательная база:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • «Национальная доктрина образования в РФ»
  • «Концепция модернизации Российского образования»

Планируемые результаты:

  1. Новая информационно-образовательная среда высшей школы, характеризующаяся избыточным выбором, открытостью, вариативностью и индивидуализацией.
  2. Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.
  3. Внедрение унифицированной модели ИОС высшей школы, базирующейся на современном программном обеспечении, включающей информационнокоммуникационные пространства для преподавателей и студентов.
  4. Возможность выхода любого студента в открытую образовательную среду.

Основные направления реализации проекта:

  • ИКТ-компетентность;
  • Освоение программ;
  • Дистанционное обучение.

Финансирование: материальная база ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»

Этапы реализации проекта:

  1. Аналитический
  2. Прогностический
  3. Организационный
  4. Практический (технологический)
  5. Рефлексивный
  6. Заключительный

Исполнители основных мероприятий: 

  • ППС кафедры права и культурологи,
  • студенты академических групп всех направлений и форм обучения

Результаты реализации проекта на данный момент:

  • Внедрение преподавателями кафедры в образовательный процесс проведение занятий с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды MOODLE для создания и сопровождения учебных курсов по дисциплинам правового цикла для всех направлений и форм обучения.
  • Освоение преподавателями кафедры системы дистанционного обучения дисциплине "Правоведение" через платформу Мираполис, открывающей возможности коллективного обучения и тестирования, прямого общения с преподавателем, проведения аудио и видео конференций, использования внутреннего чата, внутренних материалов - лекционных и учебных материалов, методических рекомендаций, тестовых заданий, электронных зачетных книжек.
  • В 2017-2018 учебном году преподавателем кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карповой Е. В. было освоено использование открытых онлайн курсов на портале «Открытоеобразование.рф» в образовательном процессе МГТУ им. Г. И. Носова на учебных занятиях студентов группы АМм-17-1 (15.04.06 Мехатроника и робототехника/Мехатронные системы в автоматизированных производствах), где изучается онлайн курс – «Управление интеллектуальной собственностью - основы для инженеров»)
  • Цикл научных статей об инновационных педагогических технологиях в образовательном процессе.

Опубликованные научные статьи:

  1. Карпова Е.В., Рубанова Н.А. Проблемы повышения качества образования в процессе преподавания дисциплин, связанных с реализацией права на труд: юридический и педагогический аспекты // Юридическое образование и наука. 2020. № 7. С. 40-44. (Журнал ВАК)
  2. Карпова Е.В., Кива-Хамзина Ю.Л. Методы обучения бакалавров работе с договором поставки // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 420-424. (Журнал ВАК)
  3. Карпова Е.В. Обучающийся как субъект формирования профессионального мировоззрения в преподавании юридических дисциплин в вузе // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 231.
  4. Карпова Е.В. Современные интерактивные технологии обучения правовым дисциплинам // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 2 (14). С.27-29. 

Инновационный проект «Проектная модель повышения историко-культурной привлекательности провинциального города (на примере г. Магнитогорска)»

Краткое описание:

Авторами проекта предложена проектная модель формирования устойчивого научного интереса к провинциальному городу, имеющему исторические памятники архитектуры регионального значения. Город содержит уникальную номенклатуру образцов архитектуры советского периода. Реализация проекта позволит повысить туристический потенциал провинциального города с богатым историческим прошлым, даст возможность активизации научного изучения памятников архитектуры в промышленном городе.

 Новизна предложения:

  • определена историко-культурная и научная ценность архитектуры города Магнитогорска советского периода;
  • разработана стратегия приспособления памятников архитектуры к новым функциям (памятники советской архитектуры как объекты туристического показа).

Область применения:

  • Раздел M. Деятельность профессиональная, научная и техническая;
  • Код ОКВЭД 71. Деятельность в области архитектуры;
  • Код ОКВЭД 91.03 Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры.

 Целевая аудитория: туристы, жители города, предприятия малого бизнеса

Текущая стадия развития: ежегодное проведение научной конференции «Пространство культуры провинциального города»; серия научных статей об архитектуре г. Магнитогорска, созданной в советский период, об особенностях культуры региона Южный Урал

Экономический, экологический и социальный эффекты:

На примере проекта развития города Магнитогорска, был рассчитан экономический эффект.

Инвестиции в проект – предположительно 100 тыс. руб. Простой срок окупаемости проекта – предположительно 5 лет.

Экономический эффект проекта выражается в повышении инвестиционной привлекательности архитектурной среды  г. Магнитогорска за счет привлечения средств частных инвесторов, направленных на ее научное изучение. Это изучение, в свою очередь, позволит сформировать представление о привлекательной городской среде в рамках развития туризма на Южном Урале. Социальный эффект достигается за счет формирования комфортных продуманных туристических маршрутов в пространстве городской среды и увеличения числа рабочих мест предприятий туристической инфраструктуры и сувенирной продукции.

Экологический эффект достигается при разработке охранных мероприятий, связанных с объектами туристического показа.

Права интеллектуальной собственности:

  • Авторские права

Вид сотрудничества:

  • Оказание услуг научно-методического характера (при формировании туристических маршрутов и разработке информационной части экскурсий, научное описание объектов показа)

Установленная кооперация по реализации проекта:

Межкафедральная  (кафедра права и культурологии (ИЭиУ), кафедры ИГО ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова)

Установленная кооперация по реализации проекта с предприятиями и организациями:

Городской уровень

Источник финансирования разработки

Возможное привлечение средств спонсоров на проведение научных конференций, издание научных сборников (в т.ч. возможное использование средств от грантоискательства)

Результаты реализации проекта на данный момент:

  • Ежегодное проведение внутривузовской научной конференции «Пространство культуры провинциального города»
  • Цикл научных статей и учебно-методических пособий об архитектуре г. Магнитогорска, о прошлом города и историко-культурном пространстве Южного Урала

Опубликованные методические пособия:

  1. Малеко Е. В. Основные аспекты изучения региональной культуры в контексте культуры России (регион Южный Урал): учебное наглядное пособие М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2015. № гос. рег. 0321501530
  2. Малеко Е. В. Региональные программы развития культуры: учебное пособие М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2016. № гос. рег. 0321601102
  3. Малеко Е. В. Историко-культурные особенности Южного Урала: учебное пособие М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2016. № гос. рег. 0321601101

Опубликованные научные статьи:

  1. Малеко Е. В., Курбан Е. Н. Немецкие мотивы в архитектурной стилистике Магнитогорска 30-50-х годов ХХ века // Harvard yournal of Fundamental and Applied Studies. 2015. № 1.(7). P. 658-667
  2. Малеко Е. В. «Новая соборность» советской России (на материале поэзии первостроителей Магнитки) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-1 (55). С. 120-123. (Перечень ВАК 2010, № 1070)
  3. Малеко Е. В. Гора Магнитная (Атач) как хронотоп культуры Южного Урала // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-2 (55). С. 102-105. (Перечень ВАК 2010, № 1070)
  4. Малеко Е. В. Труд, приближающий победу: поэты-первостроители о роли Магнитки в довоенное время и годы Великой Отечественной войны // Пространство культуры провинциального города. Тыл – фронту: культурная память в контексте современности: сборник материалов V Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вып. 5. М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2015. № гос. рег. 0321501860.
  5. Малеко Е. В. Поэтика труда в советской культуре 1930-1950-х годов (на примере творчества магнитогорского поэта-первостроителя Б. А. Ручьева) // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч.-творч. форума. Челябинск, 2-3 ноября 2015 г./Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е. В. Швачко. Челябинск, 2015. С. 61-63.
  6. Малеко Е. В., Курбан Е. Н. Немецкая тема в полифонизме архитектурной стилистики Магнитогорска 30-50-х годов XX века // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2015. № 2 (8). С. 6-9
  7. Малеко Е. В., Курбан Е. Н. Модуль «культурология города» в контексте устойчивого развития социокультурного пространства региона (на примере модернизации университетской системы города Магнитогорска) // Культура. Власть. Общество: пути реализации государственной культурной политики. Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 3-4 декабря 2015 года.). Екатеринбург: УрФО, 2015. С. 108-109
  8. Малеко Е. В., Курбан Е. Н. Особенности формирования архитектурного образа социалистического Магнитогорска 60-80-х годов XX века // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2016. № 1 (9). С. 4-8
  9. Малеко Е. В. Пространство провинциального города как текст культуры // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 74-й междунар. науч.-техн. конф./под ред. В. М. Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова , 2016. Т. 2. С. 147-150
  10. Малеко Е. В., Кривошлыкова М. В., Волкова В. Б. Значение золота на Урале: историко-культурный аспект // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 1А. С. 72-81 (Перечень ВАК 2015, № 771)
  11. Малеко Е. В. Мировоззренческие основания топонимики Южного Урала: историко-культурный аспект // Мировоззренческие основания культуры современной России: сб. материалов VII Междунар. науч. конф./под ред. В. А. Жилиной. Вып 8. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова , 2017. С. 104-108
  12. Малеко Е.В. Пути сохранения своеобразия национальных культур в условиях глобализации (на примере Челябинской области) // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов IX международной научно-практической конференции. 2018. С. 108-112.
  13. Maleko E.V., Kiva-khamzina Yu.L., Rubanova N.A., Karpova E.V., Oleinik E.V., Chernova O.E. How European Design Was Implemented in the Architecture of a Soviet Provincial City: The ‘German Quarter’ of Magnitogorsk // Espacios. Vol. 39 (1). P. 10. («Особенности воплощения европейского проекта в архитектуре советского провинциального города: «немецкий квартал» города Магнитогорска», статья проиндексирована в Scopus)
Название дисциплиныФ.И.О. преподавателя
1. Культурология  Волкова В.Б.
1. Культурология
2. Корпоративная культура промышленных предприятий
 Малеко Е.В.
1. Правоведение  Рубанова Н.А.
1. Правоведение
2. Основы Российского законодательства
 Карпова Е.В.
1. Правоведение  Кива-Хамзина Ю.Л.

Работа со студентами на кафедре права и культурологи проводится в трех направлениях.

Воспитательная работа

Цель: формирование толерантной, комфортной среды, где главное место занимают партнерские отношения между старшими наставниками (преподавателями) и студентами

Мероприятия:

  • кураторская работа, проведение кураторских часов
  • беседы зав. кафедрой ПиК со студентами, имеющие воспитательный характер
  • формирование эстетической среды: посещение театров города с последующим обсуждением мероприятий
  • совместное участие преподавателей и студентов в научных конференциях, их подготовка и организация
  • участие в социальных акциях, мероприятиях вузовского, городского и др. характера.

Учебная работа

Учебно-методические инновации кафедры ПиК в процессе работы со студентами связаны с применением интерактивных методов обучения.

Слово "интерактив" образовано от слова "interact" (англ.), где "inter" - взаимный, "act" - действовать. "Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студентов: активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для инициативы.

Цель данной работы состоит в определении функций и направлений использования интерактивных форм обучения в учебном процессе, а также возможностей их применения в преподавании дисциплин культурологической и правоведческой направленности.

Значение использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения заключается, прежде всего, в повышении качества подготовки специалистов.

Интерактивные методы обучения позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность.

Понятие "интерактивные методы обучения" распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и особенно практических занятий.

Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения:

  • чтение проблемных лекций и докладов с активным участием студентов,
  • проведение деловых игр,
  • тесты,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы и тренинги,
  • организация работы парами и в командах.

Возможные виды лекционных занятий.

Лекция вдвоем ("блочная" лекция) - проводится двумя преподавателями, стоящими на разных позициях при трактовке определенных тем курса. Она может также проводиться преподавателем и хорошо подготовленными студентами. Основное значение такой лекции состоит, во-первых, в том, чтобы компетентно осмыслить ту или иную позицию с различных точек зрения. Во-вторых, такая лекция позволяет лучше акцентировать внимание студентов на наиболее важной информации. Она учит студенческую аудиторию выделять главное и акцентировать на нем внимание.

Лекция-брифинг позволяет студентам, получив инструкции, задать вопросы, высказать свои мысли, рассуждать вместе с преподавателем. Студентам раздается инструкция, по которой преподаватель ведет свои рассуждения. Студенты, первично осмыслив материал, задают вопросы, высказывают суждения. Затем выдается следующая инструкция и т.д. Лекция с ошибками обычно используется для закрепления ранее изученного материала и контроля за усвоением. Содержание лекций обычно отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать суть ошибок при последующем коллективном обсуждении текста лекции. Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении теоретического материала.

Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Между изложением логических разделов лекции педагог организует беглый обмен мнениями. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места, не вставая. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Данный вид лекции оживляет учебный процесс, позволяет лектору управлять коллективным мнением аудитории.

Лекция-консультация формирует у студентов умение задавать вопросы. Способствует усвоению материала для его практического применения. Она предпочтительна при изучения темы с выраженной практической направленностью. Могут быть следующие варианты ее организации.

  1. Вопрос - ответы. Преподаватель излагает учебный материал (на это уходит 50-70 % лекционного времени), он акцентирует внимание на ряде нюансов практического применения рассматриваемого теоретического положения, остальное время отвечает на вопросы студентов.
  2. Вопросы - ответы - дискуссия. За несколько дней до занятия преподаватель знакомит студентов с темой и собирает вопросы в письменном виде. Первая часть занятия проводится в виде изложения основных положений темы и ответов на вопросы аудитории. Вторая часть проходит в форме свободного обмена мнениями по данной проблеме и ответов на дополнительные вопросы студентов. В заключение преподаватель подводит итоги дискуссии.

Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Среди них, прежде всего, можно выделить.

Варианты проведения семинарских занятий в нетрадиционной форме могут быть самыми различными. Это:

  • метод обсуждения в малых группах
  • ролевая игра
  • мозговой штурм
  • пресс-конференция
  • эстафета
  • сюжетно-ролевая игра
  • диспут
  • творческая мастерская
  • конкурс шпаргалок
  • творческая гостиная
  • семинар-встреча и др.

Использование интерактивных методов обучения студентов специализированным дисциплинам позволяет привлечь интерес к профильным предметам и к реальным процессам; сформировать у них потребность занимать активную жизненную позицию; адаптировать к сложным условиям.

В 2017-2018 учебном году преподавателем кафедры ПиК, к. филос. н., доц. Карповой Е. В. было освоено использование открытых онлайн курсов на портале «Открытоеобразование.рф» в образовательном процессе МГТУ им. Г. И. Носова на учебных занятиях студентов группы АМм-17-1 (15.04.06 Мехатроника и робототехника/Мехатронные системы в автоматизированных производствах), где изучается онлайн курс – «Управление интеллектуальной собственностью - основы для инженеров»).

В 2018 году преподавателем кафедры ПиК, к. филол. н., доц. Малеко Е.В. осуществлялась работа со студентами на портале «Открытоеобразование.рф» по курсу "Культурология" (гр. ГЭ-18).

Научная работа

  • Подготовка совместных статей преподавателей и студентов;
  • Совместная подготовка и проведение внутривузовской конференции «Пространство культуры провинциального города»;
  • Помощь при подготовке докладов для студенческих выступлений на научных конференциях различного уровня;
  • Помощь преподавателей при подготовке выпускных квалификационных работ: бакалаврского уровня и магистерских диссертаций.

Набор на 2022-2023 учебный год не осуществляется.

Направление подготовки: 51.04.01 Культурология

Квалификация: магистр

Профиль подготовки: Теория, методика и организация социокультурной деятельности

Руководитель программы: Волкова Виктория Борисовна, доктор филологических наук, профессор кафедры права и культурологии. тел. 8-904-975-83-33, 29-85-44. электронная почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кратко об образовательной программе:

Программа обучения по направлению подготовки «Культурология» предусматривает подготовку выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

а) организационно-управленческой в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления;

б) проектно-аналитической и экспертной по социокультурному проектированию в аналитических центрах, государственных организациях;

в) производственно-технологической в системе печатных и электронных средств массовых коммуникаций, издательствах, рекламно-информационных и туристических агентствах, системе маркетинговых коммуникаций;

г) культурно-просветительской и научно-исследовательской в учреждениях культуры (музеях, библиотеках, культурных центрах).

Направление «Культурология» уникально, оно ориентировано на успешную практическую деятельность в социокультурной сфере на основе изучения социальных и гуманитарных наук, развития организаторских качеств, приобретения практических навыков в сфере культурного досуга.

Важные учебные дисциплины, предусмотренные образовательной программой:

  • Компаративный анализ закономерностей развития культуры
  • Семиотические системы в культуре
  • Культура досуга: теория и практика
  • Гендерные проблемы в культурологии
  • Культура повседневности

Конкурентные преимущества Института экономики и управления ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»:

  • успешный опыт в подготовке высококвалифицированных специалистов;
  • активное применение в процессе обучения современных образовательных технологий;
  • привлечение обучающихся к разработке научно-исследовательских проектов;
  • возможность участия в мероприятиях различного уровня.

Область профессиональной деятельности выпускников:

  • менеджерская деятельность в сфере культуры, издательской деятельности, клубной работы, модельного бизнеса;
  • продюссирование, организация, практическая реализация массовых, культурных мероприятий и арт-шоу-программ;
  • организационная деятельность в медийной сфере;
  • культурный анализ в СМИ, деятельность в отделах культуры при административных учреждениях;
  • реализация просветительской и PR-деятельности в области культуры посредством современных ИТ;

Выпускник, окончивший обучение по направлению подготовки 51.04.01 Культурология, может быть востребован на рынке труда в качестве:

  • Event-менеджер (менеджер развлечений)
  • Менеджер социально-культурной деятельности
  • Режиссер клубных мероприятий
  • Арт-директор
  • Культорганизатор
  • Галерист
  • Музеевед
  • Менеджер по кросс-культурной коммуникации
  • PR-менеджер

Свою историю кафедра начинает с 1978 года, когда благодаря успешному развитию уникальной системы эстетического воспитания студентов в МГМИ была открыта единственная в технических вузах СССР кафедра эстетики, этики и права. Ее главной задачей становится организация и методическое обеспечение учебного процесса по художественному образованию будущих инженеров. Преподавателями кафедры разрабатывается единая учебная программа для студентов первых трех курсов, в которую входят лекционные занятия по теории и истории музыки, живописи, театра и кино, практические занятия по развитию художественного творчества и филармонический абонемент, обеспечивающий живое общение с искусством.

В 80-е годы кафедра переименовывается в кафедру эстетического и правового воспитания. Новое название определяет и новые приоритеты в работе. Наряду с художественным образованием коллектив кафедры активно включается в процесс реализации комплексного плана воспитательной работы вуза. Разрабатываются новые учебные курсы: «Культура производства», «Культура личности», «Духовная культура и атеистическое воспитание». На протяжении многих лет своего существования кафедра занималась методической и научно-исследовательской работой по совершенствованию системы нравственно-эстетического воспитания студентов. Создавались программы, положения, пособия. Организовывались социологические исследования, позволяющие оценить эффективность проводимой работы. На базе кафедры был создан проблемный совет «Теория и практика художественного воспитания студентов» Минвуза РСФСР. Итогом его деятельности стало обобщение и распространение передового опыта вузов страны по художественно-эстетическому воспитанию и выработка рекомендаций к программе по гуманитаризации высшего технического образования.

Коренные изменения в нашей стране, взявшей курс на построение правового государства, обусловили необходимость подготовки нового поколения квалифицированных юристов. В 1993 году на кафедре была открыта специальность «Юриспруденция» при активном содействии специалистов ведущих вузов страны: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Уральской государственной юридической академии. Значительный вклад в развитие специальности внесли доктор юридических наук, профессор Е.А.Суханов, доктор юридических наук, профессор Б.М. Пугинский, доктор юридических наук, профессор Д.Н. Сафиулин и кандидат юридических наук, доцент М.П. Рыбакова.

В 1994 году кафедра «Эстетического и правового воспитания» была переименована в кафедру права, получена лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования по специальности «Юриспруденция». С 2000 года на кафедре начинает работать доктор юридических наук, профессор П.В. Крашенинников. В 2002 -2003 г.г. преподавателям кафедры И.И. Стрелковой и Л.А. Ивановой присвоена степень кандидата юридических наук.

В 2003 году кафедра права разделена на две кафедры, отвечающие за выпуск студентов специальности «Юриспруденция»: «Уголовно-правовых дисциплин» и «Гражданско-правовых дисциплин». Для преподавателей, читающих дисциплины культурологической направленности, была образована кафедра культурологии и русского языка.

С сентября 2008 года на основании решения Ученого совета МГТУ кафедра культурологии отделяется от кафедры права и становится самостоятельной.

Само существование кафедры, ее успехи и достижения – заслуга большого коллектива энтузиастов и подвижников нашего вуза. Неоценимую помощь на разных этапах становления и развития кафедры оказали ректоры Н.И.Иванов, В.М.Рябков, В.М.Колокольцев, проректор по эстетическому воспитанию Г.С.Гун, проректор по учебно-воспитательной работе С.Ф.Котельников, преподаватели кафедры философии Н.И.Сторожева и А.М.Ферштер. В разные годы кафедрой руководили к.ф.н. А.В.Ивкин, к.ф.н. Ю.И.Гиллер, к.и.н. Э.Я.Комиссарова, к.иск. Е.Н.Курбан.

Свой труд и сердце в образование и воспитание инженеров вложили преподаватели-профессионалы – философы, искусствоведы, музыковеды, киноведы: Е.М.Удовиченко, В.Ф.Хвостовец, М.П.Рыбакова, Н.Н.Завьялова, Т.Н.Злобина, А.Г.Недосекина, И.Н.Бабарыкина,  Е.Н.Карпунина, Г.Г.Боровенский, Л.М.Мурашева, Н.Б.Кириллова.

Первоначально сложности, связанные с формированием преподавательского коллектива, обучающих студентов специальности «Юриспруденция», преодолевались путем приглашения опытных специалистов в области юридического образования, докторов и кандидатов юридических наук, а, также, специалистов, работающих в правоохранительных органах г. Магнитогорска: суде, милиции и прокуратуре. Обладая бесценным опытом практического применения юридических знаний, они составляли «костяк» кафедр. С течением времени своеобразную «свежую струю» привнесли выпускники Уральской юридической академии (Е.В. Субботина, Е.В. Карпова, А.Н. Предеин), а также лучшие из выпускников самой кафедры права (А.В. Филиппенко, Т.Р. Мещерякова, Ю.Л.Кива-Хамзина, А.В.Киржацких). Последний выпуск студентов специальности «Юриспруденция» состоялся в 2015 году.

С 1 сентября 2015 года кафедры вновь были объединены в кафедру права и культурологии. Сейчас на кафедре работает небольшой, но очень сплоченный коллектив. Преподавателями кафедры являются к. филос. н., доц. Кива-Хамзина Ю.Л. (с 2017 года по настоящий момент является зав. кафедрой), докт. филол. н., проф. Волкова В.Б., к. филос. н., доц. Карпова Е.В., к. ю. н., доц. Рубанова Н.А., к. филол. н., доц. Малеко Е.В.

С 2014 года на кафедре права и культурологии была начата подготовка обучающихся по направлению бакалавриата 51.03.01 «Культурология», а в 2015 году по направлению магистратуры 51.04.01 «Культурология». В 2018 году состоялся выпуск бакалавров, а в 2017 и 2018 году – магистров-культурологов, обучающихся в рамках очной и заочной формы обучения. Выпускники кафедры успешно работают в культурных учреждениях г. Магнитогорска и ближайших районов. Так, выпускница очной магистратуры Меньщикова Д.С. на протяжении пяти лет являлась специалистом по работе со зрителями Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина, а в 2020 году выступила организатором городского молодежного театра, имеющего собственную артистическую труппу. Сейчас Д.С. Меньщикова продюссирует независимый культурный проект «Театр Talk». Мосалева Д.И., выступает инициатором культурных событий в с. Ломовка (респ. Башкортостан), являясь заместителем директора сельского клуба. Выпускница заочной магистратуры А.С. Никитина ведет активную работу галериста: первоначально в Магнитогорской картинной галерее, а сейчас в картинной галерее г. Калининграда.

Преподаватели кафедры права и культурологии принимают активное участие в мероприятиях вуза. В декабре 2017 года к. филос. н., доц. кафедры ПиК Назарычева А. И выступила участником конкурса «Преподаватель будущего», достойно представив направление работы кафедры. К. филос. н., доц. Кива-Хамзина Ю.Л. осуществляла разработку инновационных проектов в «Проектной школе», организованной по инициативе российского научного центра «Сколково».

На кафедре права и культурологии осуществляется преемственность в преподавании учебных дисциплин. С 2017 года по настоящий момент кафедрой права и культурологии руководит выпускница направления подготовки «Юриспруденция» к. филос. н., доц. Кива-Хамзина Ю.Л. Другая выпускница кафедры – Д.С. Меньщикова – привлечена в качестве специалиста-практика для чтения учебных курсов для магистрантов направления подготовки 51.04.01 «Культурология».

Результатом многолетней научной  деятельности ППС кафедры стало участие в грнтоискательстве по направлению 21-111-00044 Д Тенденции развития современных государств в условиях глобализации.

С 2017 года кафедра права и культурологии входит в десятку лучших кафедр университета. В 2020 году кафедра права и культурологии стала первой в рейтинге кафедр ФГБОУ ВО «МГТУ им Г.И. Носова», что свидетельствует о большой и плодотворной работе профессорско-преподавательского состава.