dennica2014

Весь выпуск в одном файле!

Рождение традиции

Рождение традиции
Рождение традиции

На этой неделе прошла II Международная научно-практическая конференция «Маркшейдерское и геологическое обеспечение горных работ».

Ее активными участниками стали главные специалисты, маркшейдеры и геологи предприятий, входящих в состав основных горнодобывающих компаний – Уральской горно-металлургической компании «УГМК-Холдинг» и ОАО «Русская медная компания», а также представители научного мира и промышленности Кыргызстана и Республики Беларусь.

Рождение традиции
Рождение традиции

В конференц-зале нашего университета 17 февраля состоялось открытие форума. С приветственным словом к присутствующим обратились проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов, директор института горного дела и транспорта С.Е. Гавришев, директор института горного дела и горных технологий Кыргызстана А.О. Маралбаев. Выступающие поприветствовали своих коллег, выразили удовольствие от того, что конференция обещает стать традиционной, пожелали продуктивной работы, весомых результатов, достижения всех поставленных целей.

Рождение традиции
Рождение традиции

Открыл конференцию пленарный доклад заведующей кафедрой маркшейдерского дела и геологии Е.А. Горбатовой. Елена Александровна рассказала о работе ее коллектива, его нынешнем потенциале, перспективах на будущее. Она сообщила, что дальнейшее развитие кафедры им видится в открытии специальности геолога. Эта новость заинтересовала присутствующих, о чем свидетельствовали многочисленные вопросы, которые поступили в прениях. Итогом обсуждения стало общее одобрение поставленной задачи. На открытии прозвучал и ряд других пленарных докладов.

Рождение традиции
Рождение традиции

Конференция работала три дня, ее заседания были перенесены на базу учебно-оздоровительного центра «Юность». Здесь участники форума не только прослушали доклады ученых и практиков по самой широкой тематике маркшейдерских и геологических работ, но и познакомились с работой современного геодезического оборудования: лазерных сканеров, GHS-приемников, тахеометров, представленного фирмами ООО «Полеос» и ООО «Интер-Гео».

В рамках конференции было подписано соглашение участников Российско-Кыргызского консорциума технических университетов о совместных образовательных программах «МГТУ – КГТУ». Цель его – создание единого образовательного пространства вузов России и Кыргызстана, механизмов для развития академической мобильности обучающихся, ППС, содействие межкультурному диалогу. Первой такой совместной образовательной программой является специализация «маркшейдерское дело» специальности «горное дело».

В ходе конференции также для профессорско-преподавательского состава в рамках академических чтений прозвучали лекции «Современные маркшейдерско-геодезические приборы в горном деле» и «Минералогическое обеспечение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые».

Анна Картавцева

Рождение традиции
Рождение традиции
Рождение традиции
Рождение традиции
Рождение традиции
Рождение традиции

Лекции уфимского специалиста

В рамках академической мобильности преподавателей с 9 по 14 февраля на кафедре автоматизированного электропривода и мехатроники лекции и семинары для преподавателей и магистров прочитал М.И. Хакимьянов, доцент кафедры электротехники и электрооборудования предприятий Уфимского государственного нефтяного технического университета. На научных семинарах для преподавателей направления «Энергетика» ИЭиАС он прочитал лекцию «Современное состояние и пути развития электроприводов нефтегазовой промышленности».

Николаев А.А.
Николаев А.А.
Хакимьянов М.И.
Хакимьянов М.И.
Хакимьянов М.И.
Хакимьянов М.И.

Для магистрантов кафедры АЭПиМ М.И. Хакимьянов провел лекционные занятия в объеме 12 часов, в ходе которых рассказал об оптимизации режимов электроприводов скважных насосов при механизированной добыче нефти. Планируется ответный визит из нашего вуза с лекциями, где познакомят студентов и преподавателей дружественной кафедры с электроприводами в металлургической промышленности. Как отметил зав.кафедрой АЭПиМ А.А. Николаев, такие встречи расширяют возможности для научного сотрудничества между вузами. В дальнейшем предполагается с целью расширения баз практики проводить обмен студентами. Стороны договорились об обмене научными публикациям в вузовских журналах.

Мы интересны друг для друга

Филиппо Нуччо
Филиппо Нуччо

В начале февраля в наш университет прибыла на обучение очередная группа французских студентов Университета Жана Монне города Сент-Этьен в рамках договора о сотрудничестве, заключенного между нашими вузами. Их сопровождал Филиппо Нуччо, координатор по международной деятельности механико-машиностроительного факультета  Университета Жана Монне. Именно с ним нашему корреспонденту удалось пообщаться.

– Господин Филиппо Нуччо, расскажите немного о себе и цели своего приезда.

– Я преподаю математику в Университете Жана Монне. Приехал сюда согласно заключенному между нашими университетами договору, по которому мы работаем уже два года и продолжаем его развивать. Сейчас мы стремимся перейти на еще более высокий уровень – поработать над проектом «Erasmus +». Кроме того, я сопровождаю трех наших студентов, прибывших на обучение сюда, чтобы помочь им адаптироваться в первые дни. Здесь они пробудут три месяца.

– Как будет организовано их обучение с учетом опыта предыдущей группы?

– Образовательные программы в принципе одинаковые. Единственное отличие – у новичков появится больше дисциплин. Чтение курсов будет вестись и на французском, и на английском, поскольку их русский оставляет желать лучшего. Кроме того, студент из МГТУ Богдан Балашов поедет учиться в Сент-Этьен в сентябре, поэтому он будет с ними знакомиться, устанавливать взаимоотношения.

– Кто входит в новую группу?

– Двое парней и одна девушка. Они отучились три семестра в Сент-Этьене, то есть обучаются на втором курсе бакалавриата. Но системы образования во Франции и России отличаются. И если соотнести с вашими реалиями, то здесь это третий курс бакалавриата. Я в прошлом году преподавал у них математику. Девушка умная, способная, ребята тоже хорошо себя зарекомендовали, они очень хотели сюда поехать. Для всех троих это первый визит в Россию.

– Совсем недавно наши студенты прошли обучение в вашем вузе. Как их оценили ваши коллеги?

– Те студенты, кто приезжал к нам, учились у нас на втором курсе. Видимо, это оказался для них слишком высокий уровень. И сложности возникали, в первую очередь, с языком. Все занятия велись на французском, а они им не достаточно бегло владели. Но, хочу отметить, что к концу обучения их французский заметно улучшился. Вторая возникающая трудность – разность в преподавании теоретических дисциплин. Например, подходы к механике и к теории материалов в России и во Франции немного отличаются. Оба они передовые, но преподаются по-разному. Также хочется отметить, что Саша достаточно серьезно относился к учебе, очень много занимался. Алена тоже проявляла активный интерес к занятиям. И мы уже договорились с руководством вашего международного управления, что, возможно, следующая группа российских студентов поедет на обучение уже на первый курс.

– Как Вы лично оцениваете такую форму сотрудничества, как обмен студентами?

– Я считаю, что такая форма сотрудничества очень полезная. И поддерживаю такие программы. У меня есть и свой личный опыт: я учился в Италии и приезжал по программе студенческого обмена во Францию. Тот, кто участвует в них, получает богатый жизненный опыт – он приезжает в чужую страну, изучает чужой язык, знакомится с новой для себя культурой. Он получает возможность видеть как те предметы, которые он изучает в родном университете, преподаются в других вузах и с каким подходом. Это очень полезно и пригодится в будущем.

– С какими вузами у вас налажена такая форма сотрудничества, и много ли среди них российских?

– У нас много партнерских университетов, и все, возможно, мне не удастся назвать. Сотрудничаем с Шотландским университетом, с двумя в Уэлсе, с эстонским, с университетами Германии, Италии, Турции, налаживаем отношения с варшавским. В России мы сотрудничаем только с МГТУ.

– Ваше мнение о нашем университете, о новых формах дальнейшего сотрудничества?

– Я считаю, что МГТУ достаточно сильный университет, тем более, что у него сильная база и крепкие связи с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Чем, прежде всего, мы интересны друг для друга. Мы имеем возможность больше вовлекаться в промышленное направление, в производство. А вы можете разрабатывать какие-то фундаментальные науки и развивать теоретическую часть. Таким образом, совместно мы можем объединить теоретическую часть с производством. Кроме того, как я знаю, МГТУ сейчас налаживает отношения с университетом Турции, поэтому связи будут лишь укрепляться.

Анна Картавцева

Персональная выставка

На кафедре архитектуры в холле второго этажа корпуса № 6 открылась персональная выставка рисунка доцента кафедры архитектуры, члена Союза художников России В.И. Голубева.

На выставке экспонируются 35 работ, выполненных различными графическими материалами (соус, сангина, цветные мелки, карандаши). В представленных работах отображены портреты, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Рисунок, являясь мобильным видом изобразительного искусства, позволяет быстро и острохарактерно передать первые впечатления от объекта изображения, что является важным в профессии архитектора.

Выставка работает с 20 января по 1 апреля 2015 г. по адресу: ул. Ленинградская, 79, корп. №6. Приглашаются все желающие.

В Магнитке – практика, в Польше – теория

Константинов Д.
Константинов Д.

Аспирант третьего года обучения кафедры машиностроительных и металлургических технологий Дмитрий Константинов с 1 сентября 2014 г. по 31 января 2015 г. обучался в Краковской горно-металлургической академии (Польша).

– Дмитрий, почему Вы отправились учиться в Польшу?

– В декабре 2013 года мой научный руководитель А.Г. Корчунов предложил мне поучаствовать в конкурсе на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2014/2015 учебном году. Оказывается, это ежегодный конкурс Президентского фонда Министерства образования РФ. Конкурс достаточно серьезный, пакет документов внушительный, однако вполне «подъемный». Только на обучение аспирантов в 2014-2015 гг. на 100 мест поступило 1500 заявок. От нашего вуза было подано четыре заявки и две из них одобрили. Я поехал в Краков, а Дмитрий Муравьев – в Китай (см. «Денницу» 2015 г., № 3–4). Эта стипендия полностью оплачивает обучение за рубежом от 6 месяцев до одного года.

Выбор страны не случаен. Наш вуз имеет очень прочные связи с польской школой обработки металлов давлением – это и Ченстоховский технологический университет, и Краковская горно-металлургическая академия. Например, профессор кафедры промышленной информатики Мачей Пьетчшек, к которому я приехал, входит в состав редакционного совета нашего «Вестника». Он – известный специалист в области численного моделирования процессов обработки металлов давлением (ОМД) и компьютерного исследования микроструктур материалов. Польская школа является одной из основоположников в сфере компьютерного моделирования процессов ОМД. А я занимаюсь изучением вопросов распределения деформации в процессе волочения металлических прутов. Прежде всего, эти процессы с позиции поведения микроструктуры обрабатываемого металла под нагрузкой никто не изучал, а проведение массовых лабораторных испытаний является достаточно сложным и дорогим. Поэтому более рациональным способом прогнозирования конечных параметров микроструктуры является создание универсальной компьютерной модели.

Еще в Краковской академии находится один из известных в Европе суперкомпьютеров, который позволяет выполнить расчеты разработанных моделей за считанные минуты. Кроме того, это мой первый европейский визит, а Польша не только близко расположена, но и менталитет страны во многом схож с нашим.

– Цель вашей поездки?

– Основной целью было исследование процессов ОМД на мультимасштабном уровне. Если для польской школы эти вопросы уже стали классическими, то для меня многое было в новинку. У нас все же больше практических разработок, а у них – теории. Поэтому все полгода у нас прошли в постоянном взаимном обмене: я им рассказывал про проблемы реального производства, они – помогали мне с теоретической постановкой.

Итогом моей работы стало участие в конференции в Кракове, приглашение на конференцию в Закопане в марте и три публикации в узкоспециализированных сборниках, например, «Компьютерные методы в металловедении». Там очень жесткая система экспертизы. Прежде чем рукопись попадает в сборник, она проходит несколько этапов рецензирования  у ведущих специалистов в данной области.

Константинов Д.
Константинов Д.

– Как проходила учеба?

– Это зависит от стиля работы профессора, к которому ты приезжаешь. У меня было больше индивидуального обучения, с персональными встречами, промежуточными задачами и отчетами. Я старался получить максимум информации. Поэтому рабочий день у меня начинался в 8 утра и заканчивался в 19 часов. Польские аспиранты поразили меня своим трудолюбием. У них рабочий день начинался в 6 утра, а заканчивался в 20–21 час.

– Понравилась ли Вам Польша?

– Я по своей натуре домосед, поэтому мне было достаточно тревожно. Но все страхи оказались напрасными. Поляки очень дружелюбные и гостеприимные люди. Сначала мы, конечно же, старались общаться на «литературном» английском, а потом это стала смесь. Если забыл какое-то слово на английском, то мог произнести его на русском, украинском или польском, и тебя прекрасно понимали. Под конец даже уезжать не хотелось.

Первое время я бродил по Кракову с удивлением. Каждая улица – как с классической почтовой открытки. Очень узкие улицы, на которых сложно проехать на автомобиле, поэтому самый ходовой транспорт – велосипед.

Новый год в Польше. В плане праздников поляки очень отличаются от нас. 2 января я уже приступил к работе. Все праздники у них проходят на улице – и Рождество, и Новый год. По улицам бродят толпы людей, поющих праздничные песни, веселых, танцующих, везде концерты, музыканты. Компании людей всех возрастов свободно общаются друг с другом, не обращая внимания даже на национальную принадлежность.

– Польская кухня…

– Она такая же, как и у нас, отличается лишь размером порций. Например, макароны 800 г на одну порцию. Сначала вы этому ужасаетесь, а когда я вернулся, мне наши порции уже казались очень маленькими. В Кракове очень много различных кафе. Только в общежитии, где я жил, их было три. И вообще у меня сложилось впечатление, что истинный поляк должен уметь от души есть, пить и петь. 

Ирина Портнова

Не упусти свой шанс

Не упусти свой шанс
Не упусти свой шанс

МГТУ участвовал в конкурсе Турецкой стипендиальной программы «Мевлана». Обучение в Турции прошли семь студентов, один преподаватель читал лекции.

Студенты нашего университета Владислав Котышев (гр. ЭС-10), Анастасия Шмидт (гр. ФЛПЛП-11-4), Тимур Насыров и Эльвира Буранова (гр. МЧМм-13), Михаил Сырица, Гульназ Музафарова, Екатерина Селиванова (гр. ТН-10) с 15 сентября 2014 г по 31 января 2015 г. проходили обучение в университете г. Карабюк (Турция). О поездке рассказывает Владислав Котышев.

– Как вы попали в группу?

– В начале 2014 года мой научный руководитель А.А. Николаев предложил поучаствовать в Турецкой стипендиальной программе «Мевлана» для обучения в Турции. Я загорелся этой идеей. Стал узнавать, что для этого нужно. Оказалось, что требуется высокий уровень английского языка, на котором будет проходить обучение. Четыре месяца мы ждали результатов отбора, а в конце июня все закрутилось. Нужно было собрать массу различных документов: например, справку об успеваемости (средний балл за весь предыдущий курс – больше 4,5). Затем перевести все документы на турецкий язык, самостоятельно в Москве получить в турецком посольстве визу на обучение. Визу дали только на однократный въезд, поэтому Новый год мы встречали в Турции.

– Как проходило обучение?

– По приезде в Карабюк нам выдали список предметов с указанием языка обучения (турецкий, английский). Я выбрал себе шесть предметов с разных курсов и учился с ребятами со второго по четвертый курс вместе с турками и другими иностранными студентами из 13 стран мира. Там нет такого, как у нас, что иностранцы учатся обособленно.

– Отличается ли учеба в Турции от нашей?

– Это несравнимые системы. Они различаются в корне. Например, наши преподаватели стараются донести знания до студента, чтобы все всё поняли и разобрались в материале. Преподаватель на занятиях отдает часть себя. В Турции преподаватели занимаются наукой, а преподавательская деятельность как хобби. На лекции они читают определенную тему и все. Дальше студенты разбираются во всем самостоятельно. Занятия идут как в школе по 45 минут. Но нет конкретного перерыва. Например, если у одного преподавателя 4 пары, то один перерыв или несколько могут сделать в любое время. В зависимости от изучаемых предметов студент выбирает время обучения – утреннее или вечернее. Но если пары пересекаются, то приходится учиться и утром, и вечером. В МГТУ на кафедре электроснабжения промышленных предприятий мы изучали профессиональные дисциплины, связанные с производством, передачей и распределением электроэнергии. В Карабюкском университете я делал упор на изучение микропроцессорной техники и микроэлектроники, используемой в современных промышленных контроллерах и системах управления механизмов, используемых на промышленных предприятиях. В нашем вузе мы проходили краткий курс электроники на втором году обучения, поэтому многое пришлось вспоминать, а некоторые моменты были совершенно новыми. Выполнение индивидуальных заданий и написание курсовых работ сильно отличаются от привычной системы, используемой в нашем университете. У нас каждый студент должен самостоятельно выполнить индивидуальные задания по курсовой работе, оформить пояснительную записку и защитить работу по всему теоретическому материалу. В Турции мы всей группой выполняли один курсовой за семестр. Нам нужно было собрать и запрограммировать макет электронного устройства. Причем каждый из студентов отвечал за определенный вид работы: кто-то припаивает диоды, кто-то пишет программы, кто-то осуществляет финальную проверку и т.д. Если макет заработал, то студенты получают баллы, если не заработал – нет. У них балльная система обучения, и сессия идет два раза в семестр – промежуточная (40 % баллов) и финальная (60%), дополнительно к этим баллам засчитываются выполненные курсовые или научные работы. Если студент не смог ответить на какие-то вопросы на зачете, то их можно закрыть дополнительными баллами. Чтобы заработать зачет по предмету, необходимо получить не ниже 60 баллов за семестр.

Не упусти свой шанс
Не упусти свой шанс

Кроме учебных предметов, я еще выполнял курсовую научно-исследовательскую работу по теме «Повышение эффективности работы статических тиристорных компенсаторов дуговых сталеплавильных печей за счет применения новых алгоритмов обработки измеряемых сигналов в цепях управления». С моим научным руководителем Александром Аркадьевичем Николаевым мы общались по скайпу. С турецкой стороны мне помогал доктор Ахмет Хайреттин Юсер. Он помог изучить мне современные алгоритмы цифровой фильтрации сигналов, используемых в различных системах автоматического регулирования с обратными связями. Полученные знания я применил в своих научных исследованиях. В частности, я разработал новую оптимальную структуру фильтров системы управления статического тиристорного компенсатора, благодаря чему стало возможным повысить быстродействие компенсирующего устройства и уменьшить колебания напряжения в системе электроснабжения дуговой печи.

– Хватило знаний по английскому языку?

– По английскому языку – да, но возникла проблема в общении с местным населением. В университете было легко общаться с преподавателями, студенты говорят уже похуже, а выйдешь в город – там разговаривают только по-турецки, и с ними мы общались жестами. Потом выучили турецкий язык. Это было жизненно необходимо, потому что в городе нас никто не понимал и мы ничего не понимали.

– Как Вы проводили свободное время?

– Международный отдел университета организовывал экскурсионные поездки по городу, по стране. Мы были в городе Амасра, расположенном на Черном море, в Анкаре, в старом Сафранбулу и других. Старый город Сафранбулу очень понравился, там очень красивая архитектура, дома построены 600–700 лет назад. Если кто-то хочет построить дом, то должен выдержать архитектурный стиль. Мы были первыми русскими в этом городе. На территории университета есть огромный футбольный стадион, где выступают с концертами местные группы. Стадион забит студентами полностью, там такая энергетика, что просто не передать словами.

– Чем запомнилась поездка больше всего?

– В Турции как-то выпал снег и лежал целую неделю. Ему радовались все от мала до велика. Бородатые старики кидались снежками, валяли друг друга в снегу. Было здорово!
Университет поразил своими размерами, он занимает огромный район, где проживают и учатся 40 тысяч студентов, а в городе проживают 120 тысяч человек.

Я считаю, что студенты не должны упускать возможность поучиться в другом вузе, получить хороший опыт общения с другими людьми на незнакомом языке, налаживания контактов с людьми другой культуры, выучить новый язык, совершенствовать английский.

Ирина Портнова

Фронтовые зарисовки Абдрашита Мусеевича Бигеева

Бигеев А.М.
Бигеев А.М.

3 марта – дата печально-значимая для университета. Пять лет назад в этот день ушел один из самых выдающихся сотрудников МГТУ Абдрашит Мусеевич Бигеев, инженер-металлург, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, участник Великой Отечественной войны.

И в этот год 70-летия со дня окончания Великой Отечественной войны мы бы хотели с помощью Вахита Абдрашитовича, сына этого удивительного человека, рассказать не обычную военную хронику или научные заслуги Абдрашита Мусеевича, а затронуть темы человечности, силы воли, храбрости и даже мистики.

Когда наш герой 26 июня 1941 года стоял на защите своего диплома перед тогдашним директором комбината Г.И. Носовым, он и предположить не мог, что много лет спустя он будет неотрывно связан с его предприятием, став ведущим научным сотрудником технического университета, заслуженным деятелем науки и техники.

В 1942 г. уже работая на ММК, Абдрашит Мусеевич, не смог пройти мимо патриотического призыва на фронт, в защиту своей Родины. И, несмотря на то, что была бронь, семья, он в числе еще нескольких добровольцев поднял руку.

Воевал он в саперном батальоне 2-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на Северо-Западном, Центральном, 1-м Украинском фронтах. В этой дивизии собрались действительно лучшие из лучших уральцев как по человеческим качествам, так и по профессиональным.

Абдрашиту Мусеевичу повезло, что он остался жив. Ведь из тех, кто начал воевать в 1941 году, почти никто не выжил, и очень мало осталось солдат призыва 1942 г. Вахит Абдрашитович рассказывает, что отец вспоминал: у них в то время была уверенность только в двух вещах – что победим, и что убьют.

Отделавшись тяжелейшим ранением, Абдрашит Мусеевич, в 1946 г. вернулся домой, последствия тяжелого ранения не позволили ему вернуться на ММК, поэтому он пришел в МГМИ на кафедру металлургии стали.

Он очень хорошо отзывался о земляках, с которыми служил, ведь много было местных ребят из Магнитогорска и окрестных районов. Ему повезло, что в его окружении не было случаев дезертирства или трусости, все как на подбор были крепкие физически, сильные духом солдаты, грудью готовые идти на защиту своей Родины.

Например, Абдрашит Мусеевич, рассказывал о сельском учителе из поселка Нагайбаки Мухамеджане Байтенове, который в условиях войны проявил недюжинные воинские способности, силу воли, исключительные физические данные и крепость духа. Он был командиром роты разведчиков и отличался беспримерной храбростью, невероятной силой, проявив незаурядные качества в военных действиях.

Пополнение для своего саперного взвода Абдрашит Мусеевич старался брать из «своих», из нашего региона, в т.ч. уроженцев Башкирии. Саперы в тот период делали много блиндажей, переправ, строили незаметные для врага и удобные для своих командиров наблюдательные пункты, а он знал, что башкиры «дружат» с топором, пилой, и, конечно, они полезны, трудолюбивы и надежны.

Вахит Абдрашитович вспоминает один из рассказов отца, когда один однополчанин, магнитогорец Василий Моцный подорвался на мине, и у него сильно пострадала нога: «Дело было зимой, и отец перетянул поясным ремнем ногу раненого солдата, чтобы остановить кровотечение. Абдрашит Мусеевич погрузил его в сани и повез в медсанбат. Сразу на операционный стол было не попасть, длинный конвейер из раненых не позволял оперативно оказывать помощь всем пострадавшим, и его однополчанин уже начал мерзнуть и синеть. Тогда отец сбегал на кухню, принес котелок каши, который обычно давали на двоих, и этот солдат съел весь котелок, и прямо на глазах ему стало лучше, он порозовел, и сил хватило, чтобы дождаться операции. Потом они с отцом жили рядом, регулярно встречались и созванивались, вспоминая кашу, которая спасла жизнь».

Вахит Абдрашитович вспоминает и еще один интересный факт:

– Ранение отец получил в сентябре 1944 г., и почти полгода проходил лечение и реабилитацию в Сочи, в госпитале Марии Терезы. Мы там были, и отец показывал мне корпус, окно и даже место, где стояла его кровать. Более того, и своих сыновей я также привез и показал это место им.

После лечения, в 1945 г., когда наш герой уже ехал в Подмосковье на переформирование, они узнали о Победе, и волею случая, отцу удалось попасть на главный победный парад страны. Встретил товарища, который стоял в оцеплении, он помог пройти внутрь, а там уже фронтовиков, тем более с орденами, милиция пропускала, не чинив препятствий героям.

Потом еще год Абдрашит Мусеевич служил на Западной Украине, курировал оборонительные укрепления, несколько месяцев инспектировал и отслеживал состояние всех объектов.

И как раз в то время отец столкнулся с бандеровцами и потом, спустя много лет, уже подтвердил ту жестокость и зверства, о которых сегодня мы слышим в связи с событиями на Украине. К сожалению, историческая спираль повторяется, новое поколение действует, к несчастью, теми же варварскими методами.

А тогда очень обидно было, когда целые эшелоны погибали от рук бандеровцев, пройдя фронт и уже возвращаясь домой.

Его абсолютно точно оберегала судьба, у него был ангел-хранитель. Очень много случаев, когда он просто невероятным образом избегал гибели. Во-первых, в 1944 г. в Карпатах снайпер попал ему не в сердце, а в руку. Еще был случай, когда его вывели из состава группы, которая должна была идти на разведку на другой берег Днепра. До этого ушедшая разведгруппа не возвратилась, видимо, не пройдя минные поля. И Абдрашит Мусеевич, как сапер, должен был идти в составе следующей группы. В ожидании подвода на это задание они сидели дома у генерала, и вошла его жена. И, глядя, на расстроенное лицо молодого лейтенанта Бигеева и услышав, что видимо солнце он видит последний раз, она ответила, чтобы он не переживал. И приехав на место, он узнает, что его вывели из состава этой группы. Конечно, отец понял, чьих рук это дело.

Даже на портрете, который сделан из фотографии, отпечатанной на холсте, есть орден Красной Звезды за форсирование Днепра, на котором сколота эмаль осколком снаряда. Получается, награда уберегла героя. Абрашиту Мусеевичу была уготовлена участь действительно великого ученого, принесшего много открытий и полезных трудов.

Вспоминая этого потрясающего человека, давайте не забудем также и о тех, кто воевал рядом с ним, за свободу, за честь страны. Совсем скоро мы будем праздновать Великую Победу, и давайте отдадим дань мужеству этих людей!

Евгения Трофимова

Война в эпистолярном жанре

Сенкевич В.А.
Сенкевич В.А.

Всеволод Антонович Сенкевич, кандидат филол. наук, профессор, отличник народного просвещения РСФСР, участник Великой Отечественной войны.  Родился в Киеве. После окончания Московского педагогического техникума работал учителем. Через год после окончания филологического факультета Томского пединститута был призван в армию. В 1943–1945 гг. служил в 1-ой Польской армии. После демобилизации работал в Томском госуниверситете. Затем была аспирантура и защита кандидатской диссертации.  В 1957 г. принят на работу в МГПИ на должность доцента, зав. кафедрой русского языка. В 1973 г. избран на должность профессора той же кафедры. Основная сфера научных интересов – диалектология, разговорная речь рабочих Южного Урала и ее влияние на формирование русского национального языка.

Из армии Всеволод Антонович писал супруге Алевтине Васильевне письма. Вот некоторые из них.

«22 июня по радио прозвучало сообщение правительства о вероломном нападении фашисткой Германии. 5 августа я был уже на Дальнем Востоке в 145 кавалерийском полку в должности помощника начальника боепитания полка. … Против нас на другом берегу озера Ханко стояла в боевой готовности шестая Квантунская армия японцев. Полк в составе Первой Краснознаменной Дальневосточной армии охранял советские земли. Каждые четыре месяца из полка уходил эскадрон  на Западный фронт, а на его место приходили необученные бойцы.

С помощью товарищей офицеров через год стал строевым командиром. В 1942 г. вступил кандидатом в члены КПСС, а в августе 1943 г. откомандирован был под Рязань в с. Сельцы, где стояла Польская дивизия им. Тадеуша Костюшко, формировался Первый корпус Войска Польского».

Удостоверение «За взятие Берлина»
Удостоверение «За взятие Берлина»

Январь 1944 г.: «Был в Сохачеве, Бромберге, в маленьких городках и деревушках, везде следы хозяйничанья немцев. Землю эту они присоединили себе и считали своей извечно... Позавчера видел, как вели горбуна с жабьим лицом гестаповца, «специалиста по детям». Он убил около 200 детей. Маленький, переодетый в гражданское, с паучье-растопыренными поднятыми вверх руками, он был омерзителен»…

Конец января 1944 г.:  «Идем на Запад. Иногда подсаживаемся на сани, но мороз не дает засиживаться. Чем дальше на запад, тем больше следов войны. Остановились в деревне, где немцы были 2 года. Большая часть деревни сожжена.  Скот угнан, молодежи нет, угнали в Германию. В уцелевших домах нет стекол, вместо них —  куски фанеры или просто забиты досками. Остановились в избе. Стены оклеены немецкими газетами вместо обоев. Одна на русском языке – «Новый путь» и слова: «Большевики никогда не вернут завоеванных у них территорий». Пророков вышибли из деревни, но сколько бед они принесли, горя»…

В феврале 1944 г. В.А.Сенкевич был переведен в штаб армии и назначен экспедитором главной канцелярии, где находился по май 1944 г. В его обязанности входили транспортно-экспедиционные операции по снабжению армии транспортом и боепитанием.

Март 1944 г.: «Едем на юг в освобожденный район Житомирской области, кругом следы разрушения. … Каждый день ждем событий, кажется, что вот-вот что-то произойдет. И тогда начнется обратная дорога домой. Живу в украинской хате. Хозяева относятся к нам как к родным. В семье два сына в Германии (угнали немцы), а один воюет. И от него уже несколько месяцев нет писем. В каждом доме какое-нибудь горе...».

В мае 1944 г. В.А. Сенкевич был переведен начальником 4 отряда 1-ой Варшавской инженерно-саперной бригады 1-ой Польской армии 1-ого Белорусского фронта и служил в этой должности до апреля 1945 г., а с апреля 1945 по ноябрь 1945 гг. являлся военным следователем запасного полка 1-ой Польской армии, осуществлял прокурорский надзор. В январе 1945 г. В.А. Сенкевичу была вручена медаль «За освобождение Варшавы».

Medal za Odre Nyse Baltik
Medal za Odre Nyse Baltik

Январь-февраль 1945 г.: «…Кочевая жизнь. Быстрая погрузка и разгрузка на машины. Переехали на западный берег Вислы. Сейчас —  в деревушке, где два дня назад были немцы. Все разговоры вокруг занятия Варшавы и варшавского восстания. Нас встречают со слезами радости, правда, не все. Часто девушки идут по нескольку километров рядом с солдатами, провожая их дальше на запад».

«Милая Алюшка! … Вчера встретил группу женщин, возвращающихся  из немецкого лагеря. Пешком, измученные, потные, усталые, в обтрепанной одежде. Спешат на восток, домой. Среди них – польки, украинки, русские».

Март 1945 г.:  «Вчера были в разбитом Кольберге. Впервые увидел  море – Балтику. Накануне Кольберг был в зареве пожаров. Сейчас одни руины и стелящийся по земле дым. Готовимся за Одер…

Можешь меня поздравить… Награжден «Серебряным крестом заслуги». Это довольно высокий польский орден».

Май 1945 г.: «… Прошло уже 8 дней, как окончилась война, но для меня, пока я в военной форме, все еще кажется, что это не правда... На днях был в Берлине. Он уже имеет мирный вид. Около пунктов выдачи продуктов — очереди. Метро еще горит, еще тлеют угли сгоревших и разрушенных домов, а на улицах убирают щебень и мусор, но уже много пешеходов…»

В.А. Сенкевич служил в войске Польском до ноября 1945 г. Последние дни  войны — в 3-ем Западном полку, который занимался  восстановлением  народного хозяйства Польши. По возвращении на родину ему были вручены медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Материал подготовила Галина Гончарова

Победный танец

Победный танец
Победный танец

В Тюмени 7–8 февраля прошел этап молодежной танцевальной лиги «II Таланты России» по современным танцевальным направлениям, чир-спорту/черлидингу и состязательным видам искусств. Лучшие коллективы России собрались вместе для того, чтобы выявить самых талантливых танцоров, которым предстоит представлять нашу страну на международных конкурсах и чемпионатах.

Наш университет на конкурсе представлял коллектив современной хореографии «Бонус». Он заявил о себе в двух номинациях: «Street Show» и «Эстрадный танец». В рамках конкурса участникам предстояло исполнить два номера: «Взгляд» и «Предназначение». Во время подготовки к конкурсу ребят ожидал высокий уровень конкуренции, так как мероприятие имеет серьезный статус.

Победный танец
Победный танец

– Когда настал день регистрации, оказалось, что в выбранных номинациях зарегистрировалось не так уж много команд. Но наш коллектив не расслаблялся, ведь на подобные конкурсы слабые соперники не приезжают. Усиленно подготовившись и собравшись с силами, мы вышли на сцену и показали всё, что хотели донести до зрителя,  – поясняет руководитель коллектива Илья Кожанов.

И зритель поверил «Бонусу». Проникся его историей.  Ребята показали свои лучшие выступления и стали чемпионами в заявленных номинациях.

– Мы хотим выразить благодарность администрации нашего вуза за финансовую поддержку, которая нам оказывается. Это весомый вклад в развитие творческого коллектива! – рассказывает Илья Кожанов. Следует отметить, что для ребят это был первый конкурс за пределами Челябинской области. 

На достигнутом чемпионы останавливаться не собираются. Впереди у них еще много творческих идей, планов и покорение новых вершин!

Азнив Барсегян, (ГЭ-13-1), студенческий пресс-центр

Дорогой Аркадий Михайлович

Была зима суровой и метельной,
Была судьба на всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе: детство и война.

Р. Рождественский

Стороженко А.М.
Стороженко А.М.

Предстоящее торжество, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., готовятся отметить широко и торжественно. Горькое сожаление об ушедших сменяется радостью за живущих.

В нашем университете участники Великой Отечественной войны и труженики тыла окружены вниманием и заботой. 8 февраля мы поздравляли с 90-летием со дня рождения труженика тыла Аркадия Михайловича Стороженко. Много лет он проработал на механическом факультете. Биография его примечательна, как и всего того поколения.

Родился Аркадий Михайлович 8 января 1925 г. в с. Черный Яр Архангельской области. Его отец, Михаил Федорович, работал бухгалтером в колхозе. Мать, Варвара Дмитриевна, была домохозяйкой. Когда Аркадию исполнилось 4 года, семья переехала в с. Средняя Ахтуба Сталинградской области.

Окончив семилетку в 1941 г., он был мобилизован в трудовые резервы. Учился в Сталинграде на заводе «Красный Октябрь». В ремесленном училище получил специальность сталевара, а затем токаря. В конце  1941 г. отправили в Магнитогорское ремесленное училище № 1. В 1943 г. Аркадий Михайлович направлен в основной механический цех металлургического комбината как токарь-универсал. До конца войны приходилось работать по две смены подряд по 12 часов, потом одна смена – отдых. Изготавливали детали для всего комбината. Жили в общежитии в 12-м восточном доме.

Жизнь Аркадия Михайловича круто изменилась, когда к ним пришла Надежда Егоровна (к сожалению, фамилию Аркадий Михайлович уже не помнит) и порекомендовала поступить в вечернюю школу. После ее окончания в 1947 г. А.М. Стороженко поступил в МГМИ и окончил его, а в 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию.

Дисциплинированность, уважение к коллегам, студентам снискали доверие к Аркадию Михайловичу. Он занимал руководящие должности еще будучи студентом 3 курса. Возглавляя студенческое научное общество, сам активно занимался научно-исследовательской работой.

Стороженко А.М.
Стороженко А.М.

Аркадий Михайлович последовательно трудился: председателем местного комитета сотрудников и преподавателей, зам. декана горного и деканом механического факультетов.

Конечно, без его опыта не смог обойтись и совет ветеранов вуза, работу в котором он передал в 1996 г., уйдя на заслуженный отдых.

Бывшие студенты Аркадия Михайловича, (некоторые уже сами преподаватели) встречая его, всякий раз благодарят за глубокие знания, которые он щедро дарил студентам.

Даже бывший мэр города Е.Н. Тефтелев в книге «История МГТУ им. Г.И. Носова в воспоминаниях», говорит об Аркадии Михайловиче, как о замечательном педагоге.

У Аркадия Михайловича двое детей. Дочь – Елена врач-терапевт, зам. главного врача поликлиники № 2, окончила Челябинский медицинский институт. Сын Павел пошел в науку. Окончил Московский университет, член-корреспондент Академии наук, зам. генерального директора по научной части (неорганическая химия).

В конце встречи-беседы Аркадий Михайлович отметил, что внимательно следит за успехами университета. Поблагодарил ректора В.М. Колокольцева за постоянную заботу о ветеранах, поздравил его с прошедшим юбилеем, пожелал ему дальнейших успехов и крепкого здоровья.

С юбилеем, дорогой Аркадий Михайлович!

Е.М. Левченко, председатель совета ветеранов

МГТУ – чемпион!

Традиционная Спартакиада преподавателей, научных работников и сотрудников вузов Урала и Сибири прошла уже в 51-й раз на базе ЮУрГУ с 2 по 5 февраля.

Впервые в качестве представителей объединённого вуза они поехали на Спартакиаду в прошлом году. К соревнованиям этого года готовились основательно. 35 преподавателей МГТУ ненадолго забыли об учебной деятельности и показали своё спортивное мастерство.

Трижды Спартакиада проходила в нашем университете. В этом году честь принимающей стороны выпала ЮУрГУ. В Спартакиаде принимали участие 8 вузов. Сборная команда МГТУ была представлена в шести видах спорта: лыжи, коньки, плавание, бадминтон, настольный теннис и волейбол. В итоге в двух видах удалось добиться значительных успехов. Бадминтонисты МГТУ стали вторыми, волейболисты взяли чемпионский кубок. По критерию остепененности сотрудников преподаватели-спортсмены оказались на втором месте и заняли третью строчку общекомандного зачёта.

Волейбольная сборная преподавателей МГТУ сыгралась давно. В прошлом году они выиграли Первенство города. Поэтому на сегодня команда представляет собой сплав молодости и опыта. Не только регулярные тренировки, но и командный дух помогли волейболистам обойти принципиальных соперников – сборные УрФУ (Екатеринбург) и ЮУрГУ (Челябинск).

Проректор МГТУ по международной деятельности А.Г. Корчунов себя волейболистом никогда не видел. В этот спорт пришёл лишь 3 года назад. И уже в составе команды преподавателей удалось добиться успехов. А на Спартакиаде ему больше всего запомнилась атмосфера.

– На одной площадке играют маститые волейболисты, мастера, доктора в почтенном возрасте. И это говорит о том, что игра демократичная и сплачивает коллектив, – рассказывает проректор.

Стоит отметить, что в правилах Спартакиады есть возрастной ценз на состав участников. На волейбольной площадке может присутствовать лишь один игрок в возрасте от 27 до 35 лет. А верхней границы нет. Заведующий кафедрой литейного производства и материаловедения К.Н. Вдовин является ветераном Спартакиады «Дружба».

Преподаватели привезли с собой не только призы, но и желание проводить внутренние соревнования сотрудников вуза. Факультет физической культуры и спортклуб уже проводят спартакиаду для студентов и организовывают спартакиаду для преподавателей.

Екатерина Хлесткина

Универсиада

Шингареев Т.
Шингареев Т.

В XXVII зимней Универсиаде, проходившей c 24 января по 14 февраля в испанском городе Гранада и словацких центрах зимних видов спорта Штрбске-Плесо и Осрблье, участвовали пятеро студентов нашего университета. Побороться за медали на Универсиаду приехали спортсмены 43 стран мира.

XXVII зимняя Универсиада
XXVII зимняя Универсиада

Тимур Шингареев (гр. ФГУБ-11-1), Евгений Соловьев (гр. ФКСПОм-13-1) завоевали золотые медали в составе сборной по хоккею. Ребята играют в командах Высшей лиги России – «Ижсталь» (г. Ижевск) и «Южный Урал» (г. Орск) соответственно. Оба игрока принадлежат хоккейному клубу «Металлург».

В ски-кроссе Лидия Пентюхова (гр. ФКСПОб-12) завоевала серебряную медаль (на фото крайняя слева). Сильный туман не позволил провести финальные заезды. Жюри распределило итоговые места по результатам квалификации.

В соревнованиях по сноуборду в параллельном гигантском слаломе Владислав Хурамшин (гр. ФКСПОб-13) занял 10 место. Михаил Пудовкин (гр. ЭАб-12) понялся на 14 место в ски-кроссе.

Объявление о конкурсе

1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:

  • доцентов кафедр: дизайна (институт строительства, архитектуры и искусства, направление «Дизайн и изобразительные искусства»); сервиса и туризма (институт истории, филологии и иностранных языков, направление «Лингвистика и перевод»); старшего преподавателя кафедры: общеобразовательных дисциплин (филиал ФГБОУ ВПО «МГТУ» в г. Белорецке).

2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору:

  • доцентов кафедр: бухгалтерского учета и экономического анализа (институт экономики и управления ); английской филологии и перевода ( институт истории, филологии и иностранных языков, направление «Лингвистика и перевод»); старших преподавателей кафедр: бухгалтерского учета и экономического анализа (институт экономики и управления); проектирования зданий и строительных конструкций (институт строительства, архитектуры и искусства, «Архитектурно-строительное направление»).

Требования к претендентам на должность доцента:

  1. Учёная степень доктора или кандидата наук, или учёное звание доцента.
  2. Научно-педагогический стаж работы не менее 5 лет.
  3. Не менее 2-х учебно-методических работ, из них 1 учебное издание, изданных в течение последних 5 лет.
  4. Не менее 3-х научных работ, из них 2 рецензируемые научные работы перечня Минобрнауки России или монографии (в том числе в соавторстве), изданных в течение последних 5 лет.

Требования к претендентам на должность старшего преподавателя:

  1. При наличии учёной степени кандидата наук научно-педагогический стаж работы не менее 1 года; не имеющим учёной степени – научно-педагогический стаж работы не менее 3-х лет;
  2. Не менее 2-х учебно-методических работ (общим объёмом не менее 2-х печатных листов) или учебного издания, изданных в течение последних 5 лет;
  3. Не менее 2-х научных работ, из них 1 рецензируемая научная работа перечня Минобрнауки России, изданных в течение последних 5 лет.

Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВПО «МГТУ».

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • личный листок по учёту кадров (с фотографией);
  • автобиография;
  • список опубликованных учебных изданий и научных трудов за последние 5 лет по установленной форме;
  • справка из МВД России об отсутствии (наличии) судимостей – для  неработающих в ФГБОУ ВПО «МГТУ»; для работающих в ФГБОУ ВПО «МГТУ» – на личном заявлении об участии в конкурсе отметка отдела кадров о наличии (отсутствии) справки из МВД России в личном деле сотрудника.

Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, ФГБОУ ВПО «МГТУ».

Информация о месте (адрес) и дате проведения конкурса размещается учёными секретарями учёных советов институтов/факультетов на сайте ФГБОУ ВПО «МГТУ» за 10 календарных дней до проведения конкурса.

«Денница» от 20 февраля 2015 г.