Когда выигрывают все!
Плодотворное сотрудничество ученых нашего университета и производственников ММК в очередной раз увенчалось весомым достижением. Творческий коллектив МГТУ им. Г.И. Носова и ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ» победил в конкурсе комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 218.– Это уже третья программа, реализуемая в содружестве с группой компаний ОАО «ММК», добившаяся победы, – рассказывает руководитель проекта первый проректор – проректор по научной и инновационной работе М.В. Чукин. – Всего на конкурс было подано 127 заявок, но гранта удостоены только 53 из них, в том числе и наша с проектом «Организация высокотехнологичного производства импортозамещающих наноструктурированных арматурных канатов для строительных конструкций ответственного назначения». На его реализацию вузу выделяется субсидия в размере 170 млн рублей. Основным результатом этой программы кроме научных, инновационных аспектов будет, прежде всего, повышение компетенций в широкой сфере деятельности и представителей вуза, и производственников.
Завершением проекта через три года должен стать полномасштабный запуск большого участка производства канатов ответственного назначения. Прежде всего, имеется в виду пластически обжатые канаты, применяемые в конструкциях стального мостостроения (Керченская переправа), и специальные канаты, которые идут для армирования метростроя, используются в строительстве специальных сейсмоустойчивых зданий и т.д. То есть наша программа направлена, прежде всего, на импортозамещение. Но это не прямая компиляция каких-то европейских стандартов, мы замахиваемся на достижение уровня гораздо более высоких свойств подобного вида конструкций.Первая программа по 218-му постановлению, посвященная разработке новых материалов и арматуры для железнодорожных шпал, благополучно завершена. Сегодня ММК-МЕТИЗ успешно реализует разработанную технологию, объемы производства растут, а свойства еще и повышаются.
Второй проект с ОАО «ММК» по производству броневой стали и немного шире – горячекатаного высокоточного проката, еще действует. Думаю, что есть все условия для успешного завершения в следующем году этой программы.
Внедрение в производство предложенной технологии является обязательным условием. Более того, министерство в течение трех лет после завершения проекта запрашивает предприятие о дальнейшем продвижении нового производства, которое должно жить, развиваться и приносить прибыль. Немаловажно, что программа по 218-му постановлению была инициирована президентом, поэтому ее не случайно называют Президентской, и победа в ней весьма престижна.
Всего таких побед у нашего вуза четыре (из шести возможных!), три с комбинатом и одна с Мотовилихинскими заводами. Этот проект завершается в 2015 году созданием принципиально нового производственного участка с новой технологией получения прецизионных сплавов, аналогов которым в мире нет.Примечательно, что среди победителей последнего конкурса только два не областных города – Рыбинск и Магнитогорск. И вузы тоже в основном федеральные и национальные. Только три, барнаульский, рыбинский и наш, не входят в это число.
Команда, занимающаяся последним проектом, у нас замечательная. В среднем по 15 человек от вуза и предприятия. Это единый коллектив, который решает поставленные задачи, причем, по требованиям министерства, половина участников проекта должны быть в возрасте до 35 лет, желательно кандидаты наук. Поэтому мы всегда привлекаем и магистров, и аспирантов. В этом году в качестве эксперимента ответственным исполнителем назначена Динара Гумаровна Емалеева, молодой кандидат наук. Со стороны комбината тоже достаточно остепененных. Возглавляет их Павел Петрович Полецков – молодой доктор наук. В таких командах при решении каких-то задач уже теряется грань между университетом и производством – ученые становятся немного производственниками, а производственники становятся учеными. И когда такая команда работает, выигрывают все!
Подготовила Анна Картавцева
С Днем науки
В малом актовом зале 10 ноября ректор МГТУ им. Г.И. Носова, депутат Законодательного собрания Челябинской области В.М. Колокольцев встретился с учеными университета.
Он поздравил собравшихся со Всемирным днем науки, рассказал о существующей в вузе программе поддержки молодых ученых. У Валерия Михайловича были учителя, с которыми сложились дружеские отношения, он посоветовал молодым ученым не стесняться задавать вопросы своим наставникам по темам, которые им непонятны.
В заключение Ксения Ефимова, ст. гр. ФММб-12, в качестве музыкальной открытки исполнила песню «Сумочка».
«… потому, что МАМА»
В преддверии Дня матери, 10 ноября, профком преподавателей и сотрудников провел выставку детского рисунка. Пятьдесят работ по теме «… потому, что МАМА» выставили на стендах в фойе перед большим актовым залом университета. Перед членами жюри стояла трудная задача – выбрать лучшие. Ведь всем известно, что «моя мама самая лучшая!».
Участников поделили на четыре возрастные категории, в каждой определили победителей: четырех в категории «от 2 до 5 лет», шестерых – в категории «5–7 лет» и по три в категориях «7–10 лет» и «11–15 лет». Все участники получили сладкие призы, а победители удостоились дипломов и грамот от профкома МГТУ.
КВН – это серьезно
В МГТУ им. Г.И. Носова 8 ноября, в Международный день КВН, прошла встреча студентов-КВНщиков с ректором, депутатом Законодательного собрания Челябинской области В.М. Колокольцевым и директором официальной региональной «М-Лиги» КВН, руководителем клуба «КВН» МГТУ Н.С. Трофимовым.Дата выбрана не случайно. В далеком 1961 году 8 ноября впервые в телеэфире прошла трансляция первой игры клуба веселых и находчивых.
Выступая перед студентами, В.М. Колокольцев сказал, что КВНовцы вносят немалый вклад в продвижение имиджа нашего университета. Это очень серьезное и массовое движение, которое формирует молодежную среду и определяет жизненное кредо. Сегодня наша команда является не только лицом нашего вуза, но и города. Он порадовал КВНщиков, сообщив, что ему очень нравится, когда они в своих выступлениях делают номера о нем. Это помогает взглянуть на себя со стороны.Н.С. Трофимов сообщил, что играть в КВН он начал на первом курсе, когда в 2007 г. прошел первый Кубок ректора среди первокурсников, а затем он попал в сборную МГТУ и не расстается с КВН до сих пор. Коротко рассказал об истории КВНовского движения в вузе и клуба, который был организован в 2010 году. С тех пор университетская лига выросла до региональной «М-Лиги». В качестве достижений клуба он отметил, что в прошлом году команда МГТУ вышла в «Премьер лигу» и будет представлять Магнитогорск на Первом канале.
В заключение В.М. Колокольцев пожелал членам клуба достичь новых высот, и при этом не забывать об учебе.
Инклюзивное образование в МГТУ: первые шаги
В России дети-инвалиды успешно обучались в спецшколах, где для них были созданы все условия: специалисты-педагоги, врачи, кабинеты реабилитации, усиленное питание. Однако, во многом из-за обособленности коррекционных школ, произошло разделение людей на «здоровых» и «больных». И для многих из них жизнь стала борьбой за существование в ограниченном пространстве. И лишь вмешательство неравнодушных может им помочь.Сейчас в стране новое веяние, подтвержденное законодательными актами – инклюзивное образование, суть которого в том, чтобы создать доступную образовательную среду и адаптировать образовательный процесс под запросы студента. В этой публикации разговор о том, насколько готов наш вуз реализовывать адаптированные образовательные программы.
Для любого российского вуза включение в инклюзивное образование сложно. Для реализации этого проекта должны создаваться специальные условия, подразумевающие адаптацию образовательных программ и индивидуальную работу с каждым обучающимся, имеющим ограниченные или особые возможности по здоровью, а также модернизацию и перепланировку учебных помещений так, чтобы они были доступны для всех без исключения, в том числе и для инвалидов-колясочников. Это требует огромных финансовых вложений.
На сегодня в нашем вузе обучается 45 человек с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Необходимость создания особых условий выясняется при заполнении заявления о приеме документов на поступление в вуз в рамках приемной кампании. В этом году у нас пока нет таких детей, которые бы отметили, что им нужны эти условия. То есть студенты обучаются в обычных учебных группах.
Готов ли наш вуз уже сейчас принять на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья?
Да, мы готовы предложить им основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования как гуманитарной, так и технической направленности. Особой популярностью пользуются программы, реализуемые с элементами дистанционных технологий. Нам помогает администрация города Магнитогорска, предоставляя услуги сурдопереводчика, создан учебный комплекс, который может быть использован для маломобильной группы населения.
В чем заключается адаптация образовательных программ?
Например, прохождение практики для человека с ограниченными возможностями здоровья абсолютно индивидуально. Он не может пойти на производство, при этом учится, к примеру, на металлурга. Физическая культура как обязательная учебная дисциплина есть сейчас во всех основных образовательных программах. Как её проходить человеку, имеющему специальные медицинские показания, мы тоже должны продумать. Законом предусматривается при необходимости увеличение времени обучения по индивидуальной образовательной программе. Для каждого можно найти возможность гибко изменить образовательную программу таким образом, чтобы человек мог получить на выходе добротное образование.
Сегодня наш университет готовится к внедрению инклюзивного образования: в МГТУ утверждена и реализуется программа развития инклюзивного образования в ФГБОУ ВПО «МГТУ ИМ. Г.И. Носова» на 2015-2018 гг. Основная цель программы – создание специальных условий, обеспечивающих получение высшего и среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачи программы:
- Совершенствование локальной нормативной базы МГТУ, учебно-методического обеспечения, организационной, мате-риально-технической основы инклюзивного образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ.
- Развитие безбарьерной архитектурной среды МГТУ.
- Повышение уровня доступности высшего и среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ.
- Повышение качества высшего и среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ.
- Формирование толерантной социокультурной среды в МГТУ.
Факультет дополнительного образования детей и взрослых, волонтерский центр занимаются профориентационной работой среди инвалидов. Работа должна вестись ВСЕМИ структурными подразделениями университета, и не только учебными, со временем к этому процессу должны будут подключиться преподаватели всех кафедр. А в этом году мы планируем организовать повышение квалификации по направлению подготовки преподавателей к работе с обучающимися с особыми возможностями здоровья через ИДПО «Горизонт».
Развитие нашего образовательного портала, использование возможностей он-лайн обучения – все это направлено как на студентов, обучающихся дистанционно, так и на людей с ограниченными возможностями здоровья.
Сейчас мы работаем над обеспечением доступности информации о вузе для инвалидов через сайт (есть версия для слабовидящих) и индивидуальное консультирование. В скором времени мы планируем в МГТУ создать образовательную среду, которая удовлетворяла бы потребности любого обучающегося.
В программе предусматривается реализация плана мероприятий по организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающего организационные мероприятия и разработку локальных нормативных актов, мероприятия по обеспечению и подготовке кадров, мероприятия по работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, мероприятия по обеспечению доступности зданий и сооружений МГТУ и безопасного в них нахождения, мероприятия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса, мероприятия по адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, мероприятия по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, мероприятия по комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению, мероприятия по подготовке к трудоустройству и содействию трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья, мероприятия по формированию толерантной социокультурной среды и организации волонтерской помощи.
Партнерами МГТУ в реализации программы являются управление образования администрации г. Магнитогорска – сотрудничество с общеобразовательными и специальными (коррекционными) учреждениями, профориентационная работа, подготовка и переподготовка педагогических кадров для обучения инвалидов, дистанционное школьное обучение детей-инвалидов; центр занятости населения г. Магнитогорска – содействие трудоустройству инвалидов-выпускников, в т.ч. на специальные рабочие места, проведение семинаров и тренингов для выпускников, предоставление банка вакансий для выпускников-инвалидов, мониторинг трудоустройства и профессиональной карьеры; управление социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска – разработка программы реабилитации инвалидов, обеспечение техническими средствами реабилитации, медико-психологическая экспертиза, сопровождение реабилитации; общественные организации инвалидов (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих).
От реализации программы мы ожидаем следующих результатов:
- увеличение доступных для инвалидов учебных площадей МГТУ;
- увеличение доли преподавателей МГТУ, прошедших повышение квалификации в сфере инклюзивного образования;
- разработка адаптированных образовательных программ по направлениям подготовки высшего и среднего профессионального образования;
- увеличение удельного веса учебной и учебно-методической литературы, доступной обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- разработка индивидуальных программ сопровождения образовательного процесса для всех поступивших в МГТУ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- заключение договоров с руководителями предприятий (организаций, учреждений) для предоставления мест прохождения практики инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение удельного веса численности выпускников-инвалидов, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности.
О.Л. Назарова,
проректор по учебной работе
Русская литература в Италии – на ура!
Т.Е. Абрамзон, заведующая кафедрой литературы МГТУ им. Г.И. Носова, доктор филологических наук, с 11 по 18 октября читала курс лекций по русской литературе в Миланском государственном университете.– Татьяна Евгеньевна, русская литература, профессор из МГТУ им. Г.И. Носова и Милан – как всё это связано?
– Всё просто. Программа академической мобильности “Visiting professor” широко распространена в Европе. Университеты приглашают ученых и преподавателей из «чужеземных» университетов с оригинальным курсом лекций. Это и честь для приглашенного лектора, и прекрасная возможность поделиться своими знаниями и опытом со студентами и с коллегами, а для студентов – возможность познакомиться с иной манерой преподавания, услышать речь носителя языка, увидеть новые подходы к материалу.
Что же касается Милана, то это давние научные связи. Кстати, Миланский университет – один из крупнейших университетов Италии, в нём более 70 тысяч студентов, и это единственный из итальянских университетов, входящий в престижную Лигу европейских исследовательских университетов (LERU).
– И русская литература в итальянском университете – востребованный предмет?!
– Ещё какой! На первом курсе Миланского государственного университета русскому языку и литературе обучаются 200 человек. И к тому же есть группы магистрантов и аспирантов, которые специализируются на русской классической литературе. Приятно слушать, как итальянцы, с трудом выговаривая звук «ц», рассуждают о грибоедовском Чацком.
– Итальянские студенты отличаются от «наших», магнитогорских?
– Итальянские студенты взрослее наших. В школе они учатся тринадцать лет, поэтому в девятнадцать, а то и в двадцать лет они только поступают в университет. Но в целом, студенты как студенты. Слушают внимательно, вопросы задают только самые любопытные и умные студенты, на последних парах посматривают на часы, чтобы успеть на поезд, так как многие живут в пригороде. Если опоздали на занятие, садятся на полу в конце аудитории, чтобы никого не отвлекать.
– Чем ещё запомнился Миланский университет?
– Архитектурой. Университет имеет около двухсот зданий, многие из которых являются историческими. К примеру, главный корпус университета расположен в бывшем Са’Granda, построенном миланским герцогом Франческо Сфорца в XV веке. Я читала лекции в здании бывшего монастыря, примыкающего к церкви Святого Александра. В аудитории – сводчатые потолки, средневековые фрески… Дух захватывает.
– Курс лекций прочитан. Что дальше?
– У нас много замыслов на будущее. Обмены студентами и преподавателями, общие образовательные программы и научно-исследовательские проекты. Из ближайших планов – зимняя филологическая школа в январе 2016 года (тьфу-тьфу, не сглазить): ждем итальянских студентов к нам в МГТУ. Лишь бы морозов да страшилок политических не испугались. Надеемся на плодотворное сотрудничество.
– А миланская мода?
– Прошла мимо... Время было лишь для преподавания и науки.
Кристина РИЦ
Островок надежды
16 ноября состоялось торжественное открытие научно-экспериментального образовательного центра «LingvoМаг» на базе МГТУ им. Г.И. Носова.Присутствие на мероприятии первых лиц города и вуза, их краткие выступления перед телекамерами городских СМИ и журналистами, традиционное перерезание красной ленточки придало действу видимость значимости и высокого статуса.
Центр открыт в рамках института инклюзивного образования для детей младшего возраста и отличается от других подобных заведений нашего города тем, что здесь оказывают детям с особенностями развития профессиональную помощь в постановке диагноза и, если нужно, обеспечивают их не только психологической, но и медицинской поддержкой. Психологическое консультирование и коррекционная работа осуществляется высококлассными специалистами МГТУ, активно сотрудничающими с учеными из Финляндии и Великобритании. Работа центра позволяет расширить возможности для детей, в том числе и для тех, которые находятся на домашнем обучении.
Для маленьких гостей подготовлены два кабинета для групповых занятий и один для индивидуальной коррекционной работы. Сенсорная комната предназначена для развивающей стимулирующей работы мелкой моторики, что способствует снятию состояния тревожности, а это очень важно для детей с различными нарушениями. Здесь и сухой бассейн, и светящиеся столы для рисования песком, и световая панель, реагирующая на голос, и различные светодиодные приспособления из трубочек, которые можно потрогать и помять, и поверхности из материалов различной плотности и фактуры, а также многое другое. С детьми и взрослыми сотрудники центра работают по проблемам развития устной и письменной речи, логопедии, а также проводят консультации по направлениям «Психолого-педагогическая поддержка родителей учеников начальной школы», «Психолого-педагогическое ориентирование детей старшего дошкольного возраста». Инициаторами этого проекта стали студенты института педагогики, психологии и социальной работы, под его эгидой центр стал площадкой для практики будущих педагогов, логопедов, психологов образования, которая, по идее, должна была бы появиться уже давно. На его базе в прошлом году проходила международная конференция «Лингводидактические проблемы организации развивающей и коррекционной работы: содержание, технологии, проблемы и перспективы». Центр – один из тех немногих проектов, который показывает значимость и прикладные аспекты науки в области логопедии, психологии и педагогики.Коллектив НЭОЦ «LingvoМаг» выражает признательность администрации города, управлению образования за поддержку, а также коллегам – ученым МГТУ, участвовавших в реализации проекта, являющимся зримым свидетельством успешного взаимодействия этих структур.
Центр расположен по адресу г. Магнитогорск, ул. Грязнова 38/2, каб. 2, т. 38-62-40.
Инесса Ким
Всероссийский слет студотрядов превзошел ожидания
В Челябинске с 5 по 7 ноября прошел Всероссийский слет студенческих отрядов, посвященный окончанию 56-го трудового семестра. Слет проводился при поддержке губернатора Челябинской области Бориса Александровича Дубровского. Ледовая арена «Трактор» вместила около 4000 гостей из 65 регионов страны. В числе участников оказались и студенческие отряды им. С.С. Уваровского (г. Магнитогорск).В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне слет прошел под официальным лозунгом «Трудом ковалась Победа». Важно, что движение Российских студенческих отрядов (РСО) имеет поддержку на государственном уровне. За активное участие в патриотическом воспитании граждан и решении социально-экономических проблем ветеранов Великой Отечественной войны РСО была вручена памятная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» от Президента РФ В.В. Путина.
Торжественное открытие и закрытие слета стали настоящим феерическим шоу! Театрализованный пролог об истории Южного Урала с сюжетом о возникновении знаменитого триптиха («Тыл – Фронту», «Родина-Мать» и «Воин-Освободитель») и развитии движения Российских студенческих отрядов, по отзывам участников, напоминал впечатляющую программу открытия Олимпийских игр. Помимо этого, сюрпризом для зрителей стало видеопослание с Международной космической станции: с орбиты Земли были переданы слова благодарности студентам-строителям космодрома. Не менее удивила участников и неожиданная телеграмма с поздравлениями от Президента РФ В.В. Путина.В рамках слета состоялась II Всероссийская спартакиада студенческих отрядов РФ. Сторонников спортивного образа жизни немало порадовала встреча с двукратным олимпийским чемпионом по бобслею и десятикратным чемпионом мира по армрестлингу Алексеем Воеводой. Мастер-классы, ценные советы и передача опыта от такого гостя воодушевили студентов к новым трудовым подвигам.
На протяжении трех дней студенты участвовали в конкурсах, творческих фестивалях и экскурсиях. Бойцы умели наслаждаться каждой минутой, ведь не часто выпадает шанс провести время с собратьями из абсолютно разных и далеких уголков страны. Традиционно в знак дружбы студенты обменивались значками и «кирпичиками», делали памятные фото, от сердца пели песни под гитару, соревновались в кричалках и дарили друг другу незабываемое настроение! Бойцы продолжают писать отзывы и делиться впечатлениями:«Слет очень запомнился своей душевностью и теплотой между регионами. Все были приветливы и дружелюбны. Я привезла много новых значков для своей коллекции! Встретила своих друзей с целины. Эти два дня я была счастлива! Мы подолгу общались, вспоминали интересные случаи из работы и крепко обнимались» (Ольга Берг, экс-командир педагогического отряда «Батарейки», УК№1).
По итогам года лучшим региональным отделением стал Челябинский областной студенческий отряд им. П.И. Сумина. Организация Слета-2015 превзошла все ожидания. Как резюмировал командир центрального штаба студенческих отрядов Михаил Киселев, этот слет превзошел юбилейный слет в Москве!.
Эстафета в проведении Всероссийского слета СО – 2016 передана Новосибирскому региональному отделению.
Светлана Артемова,
студенческий пресс-центр
О Родине! О доблести! О славе!
В большом актовом зале МГТУ 3 ноября прошел конкурс патриотической песни «О Родине! О доблести! О славе!», организаторами которого выступили администрация университета и отдел по воспитательной работе МГТУ. В конкурсе приняли участие студенты всех площадок вуза, всего на суд жюри был представлен 41 номер.– Мы проводим конкурс не в первый раз. С каждым годом он собирает все больше участников, и его уровень постоянно растет, – рассказывает Евгений Сергеев, специалист по работе со студентами отдела по воспитательной работе.
В этом году конкурс состоял из единственного этапа. Его результаты оказались следующими. В номинации «Соло» первое место заняла Светлана Новочуб, студентка ИИФиИЯ, 2 место – Анна Скоробогатова, студентка ФСХиБ, третье место – Марат Болписов, студент ИММиМ. В номинации «Оригинальный жанр» первое место жюри не присудило никому, второе место заняла Ольга Самсонова, студентка ИППиСР, на третьем месте оказалась Екатерина Бабюк, студентка ИЭиАС. В номинации «Вокальные коллективы» первое и второе место также никому не отдали, а на третью ступеньку пьедестала поднялись сразу два коллектива – «Домино» (ИФИиИЯ) и «Вектор». В номинации «Соло. Бардовская песня» первой стала Владислава Ротанова, студентка ИЭиУ, второе место заняла Ксения Ефимова, студентка ИЭиУ, третье место вновь никому не присудили. – Мне запомнилось больше всего то, что совершенно незнакомые друг другу люди перед выходом на сцену желали друг другу удачи, и после окончания исполнения песни все громко хлопали и кричали «Молодец!». Очень приятная и добрая обстановка, – делится впечатлениями Виктория Бушнова, участница конкурса, студентка ИИФиИЯ.Всем участникам вручили сертификаты и памятные подарки. Лучшие номера конкурса будут продемонстрированы зрителям на фестивале молодёжного творчества «PROпуск», который пройдет 17 декабря в МГТУ.
Дарья Горелова,
студенческий пресс-центр
Встреча с духовенством
В малом актовом зале МГТУ имени Г.И. Носова 27 октября прошла встреча студентов с представителем Российской Православной Церкви ключарём кафедрального собора Вознесения Господня иереем Максимом Малюшкиным.Послушать наставления о. Максима и задать интересующие вопросы собрался полный зал, большая часть слушателей – первокурсники. Ребята познакомились с основами христианской веры, узнали много нового о взаимоотношении людей, об отношении церкви к сегодняшней жизни. Батюшка в доступной форме рассказывал студентам о духовных ценностях православной культуры.
Во второй части встречи священнику с неподдельным интересом были заданы многочисленные вопросы, а после основной части ребята подходили к отцу Максиму с вопросами тет-а-тет.Беседы и встречи духовно-нравственного содержания, на которые приглашаются священнослужители, проходят в рамках соглашения о сотрудничестве между Магнитогорской епархией и университетом на протяжении уже трех лет, превратившись в добрую традицию. В дальнейшем планируется проведение подобных мероприятий по нескольку раз в семестр.
Дарья Мироненкова,
студенческий пресс-центр
Встреча студенческого актива с ректором
В МГТУ им. Г.И. Носова 17 ноября прошел «День самоуправления», где ребята на один рабочий день поменялись местами с директорами институтов и деканами факультетов, их заместителями, заведующими кафедрами и преподавателями МГТУ. На следующий день, на традиционной встрече ректора В.М. Колокольцева со студенческим активом, молодежь поделилась своими впечатлениями о прошедшем накануне мероприятии. Наталья Родина, студентка 1 курса магистратуры, гр. ММТОм-15 ИММиМ:– Я отчасти окунулась в школьное время, когда этот день был ежегодным. В школе я заменяла учителя и проводила урок математики в начальных классах. Сейчас повысился статус образовательного учреждения, а с ним выросла и моя должность. Я попробовала себя в роли директора нашего института. Самым важным было то, что мне доверяла не только дирекция института, но и студенты.
Анастасия Козлова, студентка 5 курса, гр. САРб-11:
– На «Дне самоуправления» я замещала заведующего кафедрой архитектуры. Для меня это оказалось так волнительно, что я расскажу поподробнее. В мероприятии участвовало 35 студентов нашего института, из них 15 замещали руководителей разных уровней, 20 – профессорско-преподавательский состав. Подготовка проходила в два этапа. Сначала прошло прикрепление студента к замещаемой должности. Когда мне сообщили, что я буду заведующей кафедрой, я очень удивилась и была взволнована, ведь это такая ответственность! На втором этапе студенты знакомились с должностными обязанностями и различными документами. А 17 ноября мы приступили к работе. Студентка нашего института (зам. директора по учебной работе) была на совещании у проректора по учебной работе О.Л. Назаровой, и.о. директора ИСАиИ провел совещание со студентами, исполняющими обязанности зам. директора, зав. кафедрами и специалистами по работе со студентами, на котором обсудили вопросы, требовавшие решения в течение этого дня. Основным событием был переезд нашего института с двух площадок в новое здание. Ребята решали вопросы о несвоевременной сдаче старостами первого курса рейтинга успеваемости, о прохождении медосмотра и др. Проректор по учебной работе МГТУ О.Л. Назарова высказала на встрече общее мнение зам. директоров и зам. деканов по учебной работе, о том, что мероприятие оказалось полезным для всех. А итог подвел ректор В.М. Колокольцев, который сказал, что с волнением ожидал этого дня и очень рад, что студенты справились со своей задачей. Он в очередной раз получил подтверждение, что у нас очень крепкий и хороший вуз.Затем Валерий Михайлович ответил на вопросы студентов, среди которых прозвучали предложения провести КВН с преподавателями, перевести систему рейтинга студентов 1 курса с бумажной на электронную и вывести ее в общую базу, открытую студентам, заключить коллективный договор между студентами и администрацией вуза.
В заключение В.М. Колокольцев сказал, что готов встречаться со студенческим активом по мере необходимости, а не раз в году.
Ирина Портнова
Ученики на каникулы – педагоги за парты
Процессы глобализации и динамичной модернизации, происходящие в экономике, обуславливают необходимость изменения и образовательной среды, которая должна воспитывать личность нового формата, соответствующую актуальным потребностям общества. Чтобы отвечать тенденциям времени и обучать по-новому, учителя, работающие в современной общеобразовательной школе, должны постоянно развиваться и совершенствовать свой профессиональный уровень.Традиционно, во время осенних школьных каникул, по заявке МОУ ДПОПР «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы» г. Магнитогорска институт дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт» организует курсы повышения квалификации педагогических работников Челябинской области и Республики Башкортостан.
В ИДПО МГТУ «Горизонт» за две недели школьных каникул в ноябре 2015 года прошли обучение более 180 человек. За парты сели учителя начальных классов, математики, физики, химии, иностранного языка, технологии, физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности. В ходе обучения они получили возможность обновить свои теоретические знания и практические умения, развить и повысить уровень профессиональных компетенций, получили возможность обменяться опытом реализации новых государственных образовательных стандартов на собственных площадках.
В реализации курсов повышения квалификации учителей приняли участие преподаватели кафедр МГТУ: педагогики, прикладной информатики, рекламы и визуальных коммуникаций, художественной обработки материалов, дизайна, права и культурологии, физической культуры, теоретических основ физической культуры, документоведения и архивоведения, специального образования и медико-биологических дисциплин, физической химии и химической технологии, английского языка и романо-германской филологии, а также учителя-практики образовательных учреждений г. Магнитогорска и специалисты ИДПО МГТУ «Горизонт».
Одним из самых популярных направлений в ИДПО МГТУ «Горизонт» можно считать повышение квалификации учителей начальных классов. В этом году была заявлена универсальная тема курсов «Теория и методика преподавания учебных предметов в условиях реализации ФГОС НОО». В реализации программы приняли активное участие учителя школ г. Магнитогорска № 5, № 64, № 1. Они провели для слушателей мастер-классы и круглые столы по актуальным темам новых образовательных стандартов.
Учителя технологии обучались по программе «Теория и методика преподавания предмета «Технология» в условиях реализации ФГОС ОО». Слушателям рассказывали об инновационных технологиях в образовании, особенностях работы с детьми с повышенным потенциалом развития. В рамках реализации технологии проектной и исследовательской деятельности был проведен анализ компетентностно-ориентированного урока в условиях ФГОС. Так как предмет «Технология» требует от учителя владения многими практическими умениями, слушателям были проведены практические занятия по следующим темам: «Технология изготовления сувениров из медной проволоки способом плетения», «Технология изготовление декоративного украшения с имитацией витража», «Технология изготовление новогоднего сувенира способом литья», «Современные технологии изготовления столярно-мебельных изделий из древесины», «Текстильная композиция в технике батика», «Технологические процессы изготовления изделий из поделочного камня».
Для учителей физической культуры была реализована программа «Физическая культура и укрепление здоровья обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО». В рамках курсов слушатели освоили темы: психологические и физиологические особенности детей, современные здоровьесберегающие технологии, мониторинг и управление качеством образования, юридические особенности работы с детьми, плоскостные спортивные сооружения.
Введение второго иностранного языка в учебный план общеобразовательной школы стало реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности. В связи с этим для учителей иностранного языка были организованы курсы «Актуальные вопросы обучения второму иностранному языку в основной школе в условиях реализации ФГОС ОО». В программу курсов были включены вопросы методики обучения второму иностранному языку, продуктивные технологии обучения второму иностранному языку, языковой практикум. Преподаватели кафедры романо-германской филологии О.В. Михина и Л.В. Жучкова, сотрудничающие с ZfA (Центральное управление зарубежных школ в Германии, которое оказывает содействие немецкому школьному образованию за рубежом), рассказали учителям о возможности получения немецкого языкового диплома нашими школьниками.Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представление о научной картине мира, формирует творческие способности, научное мировоззрение. Учителя химии обучались по программе «Теория и методика преподавания учебного предмета «Химия» в условиях реализации ФГОС ОО», где получили знания в области проектирования образовательного процесса при обучении химии, познакомились с современными методами и средствами обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
В программы всех курсов был включен блок, посвященный федеральному государственному образовательному стандарту. Ведущим лектором данного блока выступала Г.Б. Петрова, зам. директора по научно-методической работе Центра повышения квалификации и методической работы г. Магнитогорска, кандидат педагогических наук, доцент, консультант по вопросам образования, эксперт, член жюри областного конкурса «Учитель года» в номинации «Дебют». Её занятия были построены в форме проблемного диалога. Педагоги обсуждали и анализировали причины, предполагаемые результаты введения ФГОС, предлагали авторские решения реализации системно-деятельностного подхода, осваивали новые обучающие методы и приемы.
Слушатели всех программ обучения отметили высокий уровень организации занятий в ИДПО МГТУ «Горизонт»; грамотно составленные программы курсов, соответствующие современным образовательным тенденциям; профессионализм и готовность идти на конструктивный диалог преподавателей, реализующих данные программы. Большинство считают, что сильной стороной курсов является их практикоориентированный характер
Из отзывов слушателей: «эти курсы очень актуальны и своевременны», «дают мощный толчок для развития, как в личностном, так и в профессиональном плане», «применение полученных знаний позволит выйти на новый профессиональный уровень». Положительным моментом обучения на курсах повышения квалификации на базе ИДПО МГТУ «Горизонт», является возможность общения и обмена опытом, идеями, проблемами с коллегами из других образовательных учреждений.
По окончанию курсов ИДПО МГТУ «Горизонт» хочет поблагодарить всех преподавателей МГТУ и специалистов-практиков, участвовавших в реализации программ. Спасибо за ваш профессионализм, творческий подход к своему делу, педагогическое мастерство, стремление к новым открытиям. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
С.В. Гринько,
ведущий специалист по информационно-аналитической работе
ИДПО МГТУ «Горизонт»
Без учителя нет будущего!
«Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать в себя море света»
Ш. Амонашвили
С живым искренним интересом 6 ноября в институте педагогики, психологии и социальной работы МГТУ на Седьмые Челябинские региональные педагогические чтения «Воспитываться в моральном климате памяти» собрались более ста учеников Ш.А. Амонашвили: учителя школ, преподаватели колледжей, техникумов и вузов, искусства, дошкольного и дополнительного образования со всей Челябинской области: из Миасса, Копейска, Челябинска, Бакала, Верхнеуральского района, Белорецка, Сибая и нашего города, а также студенты университета – будущие учителя. Организатор мероприятия – Челябинское региональное отделение общероссийского Центра гуманной педагогики при содействии администрации и управления образования Магнитогорска и др. Состоялся открытый разговор о проблемах в системе образования и способах их преодоления.
Система образования Магнитогорска, по словам начальника управления образования города А.В. Хохлова, встраивает в себя самые разные передовые технологии, и гуманная педагогика занимает в ней значимое место. А так как для ее развития необходима подпитка идеями, то наш город несколько лет подряд с удовольствием принимает у себя гостей. Чтения проходят также и в разных городах России в течение семи лет.
Участники форума подготовили доклады, мастер-классы и открытые уроки на актуальные темы. Наиболее интересные материалы будут публиковаться в педагогическом вестнике «Чаша знаний».Целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека, и это может сделать только благородный человек. Поэтому гуманная педагогика призывает учителя в первую очередь воспитать себя. Парадоксально, но автор гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили говорит, что субъект образования вовсе не ученик, а… прежде всего, сам учитель! И призывает учителей к самопознанию, самовоспитанию.
Учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Он воздействует личным примером, и никак иначе. Цель гуманной педагогики – создание комфортного психологического климата для детей, таких единственных и неповторимых, успешное обучение которых возможно только в том случае, если в школьном коллективе они счастливы и свободны. А достигается это не только созданием благоприятной среды, но и, в том числе, уважительным отношением учителя к своим воспитанникам.
Подобные мероприятия всегда были важны, а сейчас, когда педагогическое сообщество пытается сдержать негативные процессы, происходящие в стране, особенно. В государстве стали много говорить о детях и воспитании, была принята стратегия до 2025 года по воспитанию молодого поколения. «России нужны духовные скрепы», – сказал Президент и дал задание разработать воспитательную программу. «Отрадно, что процесс пошёл», – радуются педагоги и от всей души стараются внести свой вклад в общее дело.
Инесса Ким
Объявление о конкурсе
1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:
- доцентов кафедр: проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования (институт металлургии, машиностроения и материалообработки, направление «Машиностроение»); английской филологии и перевода (институт истории, филологии и иностранных языков, направление «Лингвистика и перевод»); старшего преподавателя кафедры: металлургии и стандартизации (филиал ФГБОУ ВПО «МГТУ» в г. Белорецке).
2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору:
- старшего преподавателя кафедры: архитектуры (институт строительства, архитектуры и искусства, «Архитектурно-строительное направление»).
Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «Положении по виду деятельности» (СМК-ПВД-20-15).
Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВПО «МГТУ» в разделе «Информация для научно-педагогических работников».
Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, ФГБОУ ВПО «МГТУ».
«Денница» от 20 ноября 2015 г.