dennica2014

Весь выпуск в одном файле!

Заслуженная победа

МГТУ получил дополнительное финансирование из федерального бюджета на развитие деятельности студенческих объединений.

«Молодежь может сделать страну по-настоящему успешной и конкурентоспособной, но требует, как вы знаете, поддержки, поощрения, создания здоровой жизненной среды и надежных социальных гарантий».

 Владимир Путин

Муртазин Р.А.
Муртазин Р.А.

Поддержку и поощрение от Министерства образования и науки РФ МГТУ получил благодаря победе в конкурсе программ развития деятельности студенческих объединений вузов, реализуемых в 2015 году. Протокол заседания конкурсной комиссии опубликован на сайте konkursprdso.ru и находится в открытом доступе.

Из 214 заявок, поданных Российскими вузами для участия в конкурсе, прошли отбор и удостоились звания победителя только 126 из них. МГТУ в список входит уже третий год подряд.  Председатель первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов МГТУ Р.А. Муртазин рассказал нам о победе:

– Почему, собственно, МГТУ стал победителем? Какие были критерии отбора? Что помогло в победе?

Заслуженная победа
Заслуженная победа

– Конкурс проводится с 2012 года, и МГТУ принимает в нем участие регулярно. Мы – единственный вуз в области, ставший победителем в третий раз подряд. И это неслучайно. За последние несколько лет студенческие объединения МГТУ сумели выйти на новый уровень в своем развитии. Это подтверждается многочисленными наградами и доверием со стороны Министерства образования и науки РФ в проведении Всероссийских мероприятий, направленных на развитие органов студенческого самоуправления. А также отношением со стороны администрации вуза, которая всегда поддерживает студенческие инициативы. Кроме того, за это время мы приобрели необходимые навыки создания и оформления подобных проектов.

– Сколько составляет дополнительное финансирование из федерального бюджета? На реализацию каких именно программ развития деятельности студенческих объединений будут направлены деньги?

– Ожидаемое софинансирование всех направлений порядка 10 миллионов рублей. Какие направления деятельности поддержит Министерство образования и науки, будет известно немного позднее.

– Дает ли какие-то еще дополнительные возможности эта победа?

Заслуженная победа
Заслуженная победа

– Это даёт возможность развития студенческого самоуправления в вузе, чем мы, собственно, и занимаемся.  Каждая последующая программа – это следствие итогов реализации программы прошлого года. Мы анализируем результаты работы всех студенческих объединений и на основании этого создаём новую программу, взяв предыдущие результаты за основу дальнейшей деятельности. Всё это делается благодаря тому, что у нас хорошее, доброжелательное, порядочное социальное партнёрство между органами студенческого самоуправления и администрацией университета. Мы занимаемся непосредственной реализацией студенческих проектов, а администрация вуза поддерживает эти инициативы и ресурсами, и своим опытом, и знаниями, и методическим сопровождением. 

По словам премьер-министра Д.А. Медведева, современной России особенно необходимы хорошо образованные, инициативные и творческие люди, умеющие принимать смелые, нестандартные решения. Данный конкурс направлен на выявление таких качеств у студентов, а также на развитие системы студенческих объединений и повышение ее роли в обеспечении модернизации высшего образования и в решении социально-экономических проблем городов, регионов, страны. Благодаря совместным усилиям администрации вуза, сотрудников студенческих организаций и студентов, МГТУ доказал свою полную готовность к модернизации и эффективным решениям.

Грануш Манукян (гр. ФФФЖб-11), студенческий пресс-центр

Поздравляем!

Чукин М.В.
Чукин М.В.

Мещеряков А.С.
Мещеряков А.С.

В нашем университете еще на одного заслуженного работника высшей школы стало больше. В январе коллектив узнал о присвоении этого почетного звания первому проректору – проректору по научной и инновационной работе М.В. Чукину. На оперативном совещании при первом проректоре в пятницу, 23 января, коллеги искренне поздравили Михаила Витальевича с этой высокой наградой.

Идут поздравления в эти дни и в адрес старшего преподавателя кафедры физической культуры А.С. Мещерякова. Он тоже удостоен государственной награды – почетного звания «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации»!

О грустном говорить придется

Повестка минувшего ученого совета, заседание которого прошло 23 января, была чрезвычайно насыщенной: пять основных вопросов и 14 в «разном».

О выполнении программы стратегического развития и реализации программы развития деятельности студенческих объединений за 2014 г., о работе диссертационных советов и утверждении состава президиума ученого совета шла речь в основной повестке. Но самым болезненным, по понятным причинам, был вопрос об оптимизации «прочего персонала».

Отчеты по первым двум вопросам члены совета утвердили. Причем студентам удалось стопроцентно освоить выделенные средства и отчитаться по ним. Более того, и в этом году они одержали победу в том же конкурсе. А в программе стратегического развития часть показателей, в большинстве своем по объективным причинам, не удалось выполнить целиком. Поэтому реализованы не 300 млн руб., а 287, с учетом недовыполнения. Программа продлится до 2016 г. и теперь, по условиям договора, на ее выполнение деньги должны вкладываться из внебюджетных средств университета.

Состав президиума ученого совета был единогласно утвержден общим списком.

Диссертационные советы в этом году, по словам первого проректора – проректора по научной и инновационной работе М.В. Чукина, имеют не лучшие результаты в своей деятельности. Самым успешным оказался совет механиков, провальным – энергетиков, где не было ни одной защиты. В университете в минувшем году наблюдалось явное снижение количества защит, особенно кандидатских диссертаций. Причинами тому могут служить падение общего уровня качества подготовки аспирантов, переход на новую систему их обучения, а также реорганизация, аккредитация, оптимизация кадров.

Для выправления ситуации ректор В.М. Колокольцев предложил для обеспечения своевременных успешных защит аспирантов работать адресно с ребятами, склонными к научной деятельности, с младших курсов бакалавриата. Для чего разработать план мероприятий по обеспечению кадрового сопровождения образовательных программ.

Проректор по экономическим и финансовым вопросам Т.В. Козлова, напомнив о сложной финансовой ситуации, которая сложилась в вузе в 2014 году, заметила, что, несмотря на явные победы вуза, о грустном все же говорить придется. Прежде всего финансовые проблемы были связаны с реорганизацией университета, со снижением объема государственной субсидии. На первое ноября образовался дефицит бюджета в 150 млн руб. Когда из министерства пришло соглашение с указанием объема субсидии на 2015 год, он оказался, к сожалению, уменьшен еще на 104 млн. Поэтому для сокращения расходов решением ноябрьского ученого совета была намечена оптимизация «прочего персонала» на 35–40%, имущественного комплекса, закупок и прочих статей расходов на 48 млн руб. На 23 января около 30% подразделений вуза еще не подавали планы по оптимизации«прочего персонала», а многие из тех, кто подал, заявили заниженные цифры. Тем не менее, жизненно необходимо для вуза стопроцентное выполнение объемов запланированной оптимизации «прочего персонала». Иначе с сентября заработную плату будет нечем выдавать. Более того, не исключено, что возникнет необходимость повторной оптимизации.

В «разном» члены совета получили информацию о выполнении приказа №1 на 2014 и приняли новый на текущий год. Утвердили перечень образовательных программ к лицензированию, направлений аспирантуры, внесли изменения в правила приема, приняли решения по ряду других вопросов.

Анна Картавцева

Единогласное одобрение

Единогласное одобрение
Единогласное одобрение

В среду, 28 января, в большом актовом зале УК 1 МГТУ прошла конференция трудового коллектива и обучающихся нашего университета. На ней состоялся отчет ректора В.М. Колокольцева о работе за 2014 год, были внесены изменения в коллективный договор и утверждена комиссия социального страхования.

Единогласное одобрение
Единогласное одобрение

В своем отчете Валерий Михайлович провел ретроспективу минувших дел, обозначив самые значимые из них, после чего определил задачи на этот год. В условиях дефицита бюджета он будет непростым. Необходимо будет, например, в образовательной деятельности восстановить тот потенциал гуманитарной составляющей, который по тем или иным причинам был утерян. Расширить спектр программ дополнительной подготовки в институте «Горизонт», усилить направление СПО, увеличивать количество коммерческих студентов. В научной – изыскивать те научные направления, по которым можно представить новые достойные предложения рынку, повышать число защит кандидатских и, особенно, докторских диссертаций, публикационную активность, выходить на издание монографий с зарубежными авторами и др.

Самой главной и трудной задачей в финансово-экономическом направлении станет оптимизация имущественного комплекса. В социальном направлении, несмотря на финансовые сложности, планируется сохранить все программы в полном объеме. Конференция единогласно оценила работу ректора в 2014 году положительно.

Сохранение стойких традиций

Указ: «...Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цифири и геометрии, и положить штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сему не выучится».

31 января 1714 года, Петр I

Сохранение стойких традиций
Сохранение стойких традиций

Всякая хорошая традиция обладает устойчивостью, поскольку фокусирует и выражает ценностные ориентиры большой группы населения. Хорошая традиция, заложенная более 20 лет назад – проводить городскую олимпиаду по черчению, продолжила свое развитие в ушедшем 2014 году. Новые веяния перемен ее тоже коснулись, но она продолжает выполнять свою главную задачу – приобщать подрастающее поколение к графической культуре, расширять возможности профессионального образования.

Сохранение стойких традиций
Сохранение стойких традиций

Чертеж в наше время является универсальным средством обмена не только технической информацией. Первые чертежи появились в России в XV веке, были иностранного производства и применялись преимущественно при строительстве городов, кремлей, храмов. Сохранились графические изображения для инженерных дел: например, изготовления пушек, колоколов, фортификационных сооружений. Реализовывались они без единых общепринятых правил гениальными людьми, зачастую архитекторами. Но зарождение российского искусства инженерного дела, изучаемого как Профессия, которая требовала именно профессионального чертежа, можно связать с реформаторской деятельностью Петра I. И, несмотря на то, что правила профессионального черчения, известные нам сегодня, были сформулированы много позже, петровские чертежи вполне понятны современному инженеру XXI века.

Сохранение стойких традиций
Сохранение стойких традиций

Спустя 300 лет, дата 31 января 1714 года считается официальным началом широкого профессионального обучения черчению в России. Городская олимпиада по черчению, проведенная в этом году на базе МГТУ кафедрой дизайна (зав. каф. А.Д. Григорьев), свидетельствует о прочности заложенных российских традиций. Из года в год преподаватели графики и дизайна в тесном сотрудничестве с городским методическим центром, эстетическим отделом воспитания детей при Детской картинной галерее (зав. Е.А. Хрипунова) и центром повышения квалификации и методической работы (дир. О.И. Бирюк) разрабатывают содержание и условия проведения олимпиадных испытаний для учащихся разных возрастных групп. В начале декабря 2014 г. учащиеся 9 и 10 классов пришли в светлые читальные залы университета для демонстрации своих графических знаний и умений. Участвовали 54 ученика из 15 школ. Это достаточно много, поскольку все они были победителями внутришкольных туров олимпиад, которые проводились заблаговременно. Следует отметить также, что далеко не во всех школах этот предмет ведется. Из года в год наивысшие достижения показывают представители тех школ, где мудрость администрации и энтузиазм учителей обеспечивают действительно высокий уровень графической культуры.

Сохранение стойких традиций
Сохранение стойких традиций

На протяжении своего существования олимпиада меняла свое содержание, последние несколько лет она включает не только выполнение чертежа, но и проверку его самими учащимися в конце этого мероприятия. Учащиеся выполняют развертку, вырезают и непосредственно лично убеждаются в правильности ее построения. Это задание традиционно для российского образования. Еще в 1786 г году в главных народных училищах ученикам рекомендовалось строить развертки (по тогдашней терминологии «сети») элементарных геометрических тел. А для проверки этих разверток и обнаружения ошибок – склеивать эти модели.

Из года в год ученики радуют нас своими успехами, поддерживают высокий уровень, проявляют хорошие навыки логического и пространственного мышления. Широк и диапазон школ, ученики которых оказались победителями олимпиады.

Итоги олимпиады:

9 классы:

  • 1 место – Лия Султанова, школа № 64.

10 классы:

  • 1 место – Юля Гудаева, школа № 20.

Стоит отметить и самые многочисленные команды участников олимпиады, это: 8 школа – 7 чел., учитель – Е.В. Холькина; 66 школа – 11 чел., учитель – Г.Ю. Бикьянова; 10 школа – 5 чел., учитель – С.Ю. Дулова.

Проверка работ и присуждение призовых мест всегда осуществляется коллективом преподавателей кафедры. В этом году в этой работе приняли участие Н.С. Жданова, А.А. Жданов, Л.В. Папилина и Ю.С. Немцева – все опытные мастера своего дела. В заключение хотелось бы отметить, что, когда видишь умные, сосредоточенные лица детей, с гораздо большим энтузиазмом смотришь в будущее.

Александр Жданов

Хочешь во Францию? Учи язык!

Хочешь во Францию? Учи язык!
Хочешь во Францию? Учи язык!

Во втором семестре 2012/13 учебного года в МГТУ проходили обучение бакалавры Университетского Технологического Института Университета Жана Монне г. Сент-Этьен (Франция). По договору, подписанному между вузами, в первом семестре этого учебного года обучение во Франции в свою очередь прошли уже наши студенты из гр. КТБ-12 Алена Богданова и Александр Карпов.

Ребята поделились своими впечатлениями о поездке.

– Когда мы приехали, нас очень хорошо встретили, – рассказывает Александр. – Познакомили с университетом, показали, где расположен наш факультет, аудитории, где находится столовая и т.д., а потом мы действовали самостоятельно. Жили мы в общежитии рядом с университетом.

– Как у вас проходила учеба?

Хочешь во Францию? Учи язык!
Хочешь во Францию? Учи язык!

– Когда к нам приезжали французы, – рассказывает Алена, – у них были индивидуальные занятия, а мы с Александром занимались в общей группе студентов. На практических занятиях учились в разных подгруппах. Группы у них такие же, как у нас по 15–16 человек.

– Наша система обучения очень отличается от французской, – продолжает Александр. – Учеба проходит с 8.00 до 17.30. С полуторачасовым перерывом на обед. Одна пара продолжается 2 часа, лабораторные занятия – 4. Через каждые два часа перерыв на 10–15 минут. Мы учились с сентября, а с середины октября каждый вторник проходил экзамен по какому-нибудь предмету. У них 20-ти балльная система оценок и рейтинговая система с коэффициентами. В середине семестра были недельные каникулы в конце октября, и мы ездили в Милан в Италию, а еще мы посетили Аннеси, Париж.

– Вашего знания языка хватило для того, чтобы понимать, о чем рассказывает преподаватель?

– Поначалу, конечно, нет, – говорит Александр, – потом привыкли, освоились. Кроме того, было очень много технических терминов, которых мы не знали.

– Мы не дотягивали до уровня «В2» по знанию языка, поэтому в обязательном порядке изучали французский язык в течение всего курса обучения, – добавляет Алена. – В конце мы успешно сдали экзамен по французскому языку.

– А вы от своей группы отстали по программе?

– Да. Наши программы не совпадали, – говорит Алена. – Например, во Франции мы изучали инженерную графику, математику. Только курс был более углубленный. Был предмет «Технология производства». Мы работали в лаборатории на станках, где делали детали. Нам выдавали задание, а потом группа из 2–3 студентов на разных станках (фрезерных, токарных) делала деталь. Большой плюс обучения во Франции, это то, что можно что-то сделать  своими руками на современных станках.

– Какие отношения у вас сложились с ребятами в группе?

Алена:

Хочешь во Францию? Учи язык!
Хочешь во Францию? Учи язык!

– Мне показалось, что все французы очень доброжелательные, готовы прийти на помощь. У меня не было никаких проблем с ребятами, если я что-то не понимала. По учебе нам помогали тьюторы, а в свободное время одногруппники-французы с нами не общались, мы сами себе находили занятия. Мы подружились с другими иностранцами и вместе ходили по городу. Мы были в городе-шахте, в музее велосипедов, музее современного искусства, ходили в кино и на экскурсии в пригородные замки XVI века, совершили поездку в Лион на праздник света.

Центр иностранных языков устраивал разные мероприятия для студентов-иностранцев. Например, в октябре мы были на званом обеде у пожилой француженки, которая преподает русский язык. Перед отъездом мы и остальные иностранцы были приглашены в ресторан на прощальный обед в кругу преподавателей, чтобы рассказать о своих впечатлениях от обучения и от Франции в целом.

Александр:

Хочешь во Францию? Учи язык!
Хочешь во Францию? Учи язык!

– У меня тоже были хорошие отношения с ребятами. Для них это обычное дело, что в группе учатся иностранные студенты. У нас были студенты из Бразилии, Китая, Италии.

– Ваши впечатления от Франции?

Александр:

Во Франции было жарко. Снег выпал только один раз, и тот сразу растаял. В ноябре французы начали готовиться к Рождеству. Мы уезжали 19 декабря, там было  +9.

Алена:

– В Сент-Этьене очень много зелени, много велосипедистов. Здесь можно взять велосипед напрокат и покататься, тем более что город располагается на горе, там очень много подъемов и спусков.

Хотелось бы добавить, что, несмотря на все трудности, мы сделали первый шаг к развитию связей международного обмена на нашей кафедре. Это послужило огромным опытом не только в плане учебы, но и в познании культуры Франции.

Ирина Портнова

Китай всё ближе

Китай всё ближе
Китай всё ближе

Аспирант кафедры промышленного транспорта Дмитрий Муравьев занимается контейнерными перевозками в области логистики.

На днях он вернулся из Харбинского технологического университета (Китай), где обучался четыре месяца, выиграв стипендию Президента РФ на обучение за рубежом.

− Расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали именно Китайский вуз?

− В прошлом году мой научный руководитель профессор кафедры ПТ А.Н. Рахмангулов предложил мне участвовать в президентском гранте на обучение за границей. Два месяцев мы подготавливали документы для отправки в Москву, еще три ждали ответа. Когда выбирали страну, то выбрали Китай, там, во-первых, очень высокий уровень образования,  но главное − Китай занимает одно из первых мест в плане моей научной темы, т.к. именно там находится большое количество морских портов, и поэтому в плане контейнерных перевозок он занимает ведущее место. Да и политические отношения между нашими странами стали более дружескими. Да и с культурой, отличающейся от европейской, хотелось познакомиться. Хотелось новизны, посмотреть, какие существуют особенности, начиная от обучения и заканчивая кухней. Мои ожидания оправдались в полной мере. Китайцы очень гостеприимны, во всем помогали, чем только могли, начиная от бытовых вопросов и заканчивая научными.  В Харбинский политехнический университет меня пригласил китайский научный руководитель профессор Wang Jiang. Кроме этого, меня приглашали и в  другие вузы. Все оплачивало министерство образования РФ. Это большой стимул, и не только для аспирантов, но и для студентов.  

− Дмитрий, что Вам дало обучение в Харбинском политехе?

− Я занимаюсь контейнерными перевозками. На сегодня это очень важно, т.к. в крупных морских портах России существует острая проблема с приемом грузов из-за того, что они расположены в жилых зонах. Именно поэтому нет перспектив для дальнейшего развития, строительства и расширения портов. А контейнерный терминал – так называемый «сухой порт», может расположиться вблизи морского порта и быть единым с ним транспортным, технологическим и информационным процессами; он может принимать различные грузы, обрабатывать их, а потом контейнер с полностью сформированным грузом отправляется грузополучателю, что позволяет разгрузить морской порт и увеличить его грузооборот и прибыль. Моя кандидатская диссертация называется «Выбор и обоснование основных параметров сухого порта».

За четыре месяца обучения я разработал имитационную модель «сухого порта», воспроизводящую транспортно-грузовые операции, которая автоматически рассчитывает капитальные эксплуатационные затраты на строительство различных контейнерных площадок; рассмотрел различные методы проектирования контейнерных терминалов и выбора места их размещения.

Эту модель я строил для того, чтобы оценить капитальные эксплуатационные затраты: мы можем задать определенные условия,  параметры. Модель позволяет оперативно балансировать работу с грузами, что особенно важно при  постоянно меняющихся макроэкономических условиях. В результате проведенных экспериментов были получены оптимальные значения основных параметров «сухого» порта – его месторасположения, вместимости и технической оснащенности, обеспечивающих максимальное качество (своевременность) перевозок при заданных затратах. Мою разработку можно опробировать на реальном объекте – крупном морском порте России или Китая и, соответственно, получить экономический эффект.

Китай всё ближе
Китай всё ближе

У меня было свое рабочее место в одной из лабораторий научного Science Park. Там я консультировался с преподавателями, аспирантами, проводил опыты с имитационной моделью. После − доложился на II Международной конференции «Транспортные проблемы провинции Хэйлунцзян», получил сертификаты, готовлю научную статью в международный сборник «Transportation Research Part E», имеющий высокий численный показатель важности научного журнала (Impact Factor).

Кроме того, в Китае я посещал курсы английского языка для аспирантов, чтобы научиться правильно писать научные статьи, которые будут публиковаться в международных наукометрических системах Web of Science и Scopus. Группа по обучению английскому языку состояла из 60 студентов из Судана, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Непала.

− Какая практическая польза от Вашей поездки?

− Очень большая. И для меня, и для МГТУ. В Харбинском вузе на факультете транспорта появляются новые международные связи с Россией, в частности, с МГТУ. Кроме того, наша кафедра заключила договор с Даляньским университетом информатики по двойным дипломам, и в следующем году наши студенты поедут туда на обучение: китайские дипломы котируются и в Европе.

− В чём особенность китайского образования?

− На Западе если поставлена какая-то задача, то ее ученые решают напрямую, анализируя непосредственно проблематику, методы, которыми ты можешь ее решить. А в Китае немного другой подход. Они могут анализировать посторонние какие-то проблемы, которые, на первый взгляд, не связаны с поставленной задачей, но, в конце концов, они выходят на нее на более глубоком уровне. А в обучении принципиального различия нет. Наши аспиранты публикуют две статьи в ВАКовском сборнике, а китайские аспиранты должны опубликовать, кроме этого, еще две научные статьи в международных наукометрических системах Web of Science и Scopus. В Китае аспирант может обучаться пять лет, намного больше, чем у нас.

− Какое впечатление у Вас сталось от поездки?

− Харбин – огромный промышленный город на севере Китая с населением более 10 миллионов. Очень развита тяжелая промышленность. Изначально в конце 19 века был создан русскими, затем был передан Китаю. Поэтому в старых районах преобладает архитектура советского стиля, сохранились русские церкви, остались русские привычки: китайцы очень любят пельмени, квас. Я думал, что в Харбине многие разговаривают по-русски, но я ошибался. Однако стремятся, приглашают русских учителей.

Харбинский политех входит в пятерку лучших вузов Китая, туда приезжает очень много иностранцев. Это международный интернациональный университет. Поразили объемы: было очень много студентов из Африки, из Таиланда, из Южной Кореи и Северной Кореи, Америки, Венесуэлы, Монголии в большом количестве, Саудовской Аравии с Запада. Смешение наций, языков. Одной из особенностей было то, что при нахождении в какой-либо компании ты можешь общаться и слышать разные языки: английский, тайский, русский – и можешь общаться на любом из них. Смешение языков было постоянно.  Но основным языком общения был все-таки китайский. Я уже и сам за четыре месяца немного выучил его. Особенностью китайского языка является то, что одно и то же слово можно произнести разным тоном, и оно будет иметь разные значения. Причем, русским почему-то очень легко дается китайский язык.

В основном меня окружали российские студенты. Их было более пятисот, в основном, из вузов Дальнего Востока (Хабаровска, Владивостока), что объясняется его близостью к Китаю. Были  студенты и из Свердловской области. Из Магнитогорска я был один. Большая часть из российских студентов приезжают на обучение китайскому языку, они учатся по гранту китайского правительства. Наукой из них занимался мало кто. Студент может подать свои документы в китайский университет, и если он выиграет грант, то первый год он изучает китайский язык за счет государства, и далее 2 года обучается в магистратуре при наличии российского диплома бакалавра. Что это дает русским студентам? Во-первых, расширение возможностей в плане работы за границей, а во-вторых, все-таки Харбин находится недалеко от Владивостока – 10 часов езды на автобусе. Соответственно, некоторые студенты хотят наработать торгово-экономические связи между Китаем и Россией, работать в логистических компаниях. Многие остаются в Китае.

Я жил в общежитии для иностранных студентов. Вчетвером в двухкомнатном блоке. Со мной в комнате жил студент из Монголии, изучавший китайский язык, а в соседней – бакалавр из Ботсваны (Африка) и магистрант из Венесуэлы.

Китай всё ближе
Китай всё ближе

Китайцыдоброжелательные, но, в то же время, подходят ко всему с осторожностью. Может быть, это связано с прошлыми политическими событиями. Не надо забывать, что сейчас в Китае коммунизм (народ выбрал правильный путь).

Когда ты приходишь в гости, чайная церемония может длиться 5-6 часов.  Китайцы – очень здоровая нация, вечером в парки выходит много людей и под музыку начинают делать упражнения на различные группы мышц. Огромное разнообразие блюд. На севере Китая очень популярна острая пища, которая необходима для поддержания тепла в организме. 

− И − традиционные пожелания студентам.

− Во-первых, иметь желание и активно участвовать в программе обучения за границей. Это расширяет горизонты. Самое главное – жить наукой и поставить цель. Публиковать научные статьи, заниматься научными разработками. Уверен, что у наших студентов высокий потенциал.

Во-вторых, никогда не отступать! Прогрессировать, всегда добиваться своих целей, не откладывать на завтра: все свои мечты нужно реализовывать как можно быстрее! Учиться, учиться, и еще раз учиться! Эти слова никогда не устареют!

Подобные поездки заряжают энергией, дают огромный стимул, и у меня, например, сейчас появилось очень большое желание дальше обучаться. Поездка дала мне импульс для дальнейшего развития, желание связать свою жизнь с наукой еще больше окрепло. 

Не стареют душой...

Трушников Б.А.
Трушников Б.А.

Сегодня наша история еще об одном юбиляре, который просто покорил всех своей открытостью и юмором.

Борис Александрович Трушников, более 30 лет проработавший в строительном техникуме (ныне многопрофильный колледж), состоящий в совете ветеранов МпК, в декабре отпраздновал свое 85-летие.

Борис Александрович родился в сибирском городке Ишиме, а в Магнитогорск приехал в 1930 году на строительство комбината. Конечно, пришлось жить и в палатках, и в бараках. С 13 лет работал в Магнитогорской мастерской горпромкомбината, которая выпускала сани для лошадей, колеса, а для города – ботинки на деревянной подошве.

Борис Александрович окончил 10 классов в школе вечерней молодежи, в 1948 году поступил в аэроклуб, уже работая на ММК в ОТК горного управления контролером.

Трушников Б.А. справа в верхнем ряду
Трушников Б.А. справа в верхнем ряду

В 1949 году, окончив обучение в аэроклубе, поступил в Балашевское военно-авиационное училище, стал летчиком-бомбардировщиком дальней авиации. Полетать, к сожалению, долго не пришлось по состоянию здоровья. В 1953 году Борис Александрович женился на Валентине Яковлевне, с которой они вырастили  двоих детей и прожили 58 лет. О своей супруге, ушедшей четыре года назад,  ветеран вспоминает с большой нежностью и любовью.

Вернулся в Магнитку Борис Александрович с семьей в 1960 году, поступил на строительный факультет, работал в 4 школе преподавателем, и оттуда его пригласили в строительный техникум, в котором он и остался на долгих 30 лет. Сотрудники и студенты Бориса Александровича вспоминают его с большим уважением. А музей колледжа бережно хранит множество экспонатов, оставленных Борисом Александровичем. Это военная фуражка, погоны, множество фотографий. Есть даже такая редкость, как хлебные карточки 1947 года, выданные в самые тяжелые послевоенные времена.

Сегодня Борис Александрович, в прошлом активный садовод, отдыхает с детьми и внуками на своей даче, которую сам когда-то построил, ходит в баню, занимается пчеловодством и делает потрясающие вина.

Совет ветеранов МпК и МГТУ с большим удовольствием поздравляет Бориса Александровича со знаменательной датой и желает крепкого здоровья и хорошего настроения!

Евгения Трофимова

И учёба, и игра

Как провести новогодние праздники так, чтобы было о чем вспомнить, но не было чувства сожаления? У магнитогорских школьников, которые поехали на выездные сборы «Научные каникулы» в ДООЦ «Уральские зори», такой проблемы не возникло. Для ребят были организованы творческие встречи, лекции, мастер-классы с интересными преподавателями МГТУ, кандидатами и докторами наук.

Семь дней пролетели как одно мгновение: игры, учеба, отрядные и общелагерные мероприятия сменяли друг друга.

В первый день ребят ждала встреча с уже полюбившимся преподавателем, доктором политических наук Натальей Ринатовной Балынской. Интереснейшая презентация, психологический тренинг и занимательный рассказ педагога помогли школьникам понять, как влияет социальная среда на психологическое состояние людей.

Заведующая медиацентром УИиОС МГТУ Татьяна Васильевна Колесникова и видеоинженер Елена Викторовна Радаева проводили мастер-классы по своим направлениям. В этот раз изменился формат мастер-класса: ребята вышли из-за парт и на практике стали постигать технологию работы во время съемок опроса. Эта форма оказалась наиболее выигрышной, школьники активно включались во все процессы: брали интервью у своих коллег, педагогов. В итоге получился очень интересный видеоролик «Один день из жизни ноушат». Но мальчишки и девчонки не остановились на достигнутом: они начали самостоятельно творить, и уже к вечеру появился новый видеоролик, снятый ими на сотовый телефон.

Бужинская Д.С.
Бужинская Д.С.

На следующий день юным исследователям предстояла встреча с заведующей кафедрой журналистики и речевой коммуникации, кандидатом филологических наук Дарьей Сергеевной Бужинской и ее коллегой, старшим преподавателем кафедры ЖиРК, кандидатом педагогических наук Оксаной Вячеславовной Дорфман. Дарья Сергеевна увлеченно рассказывала о «Трех китах композиции», учила определять, что перед взором читателя описание, повествование или рассуждение. Оксана Вячеславовна проводила «PR-тренинг», по итогам которого ребята должны были сами предложить продукт или услугу, которую необходимо было прорекламировать. А для этого нужно было определить целевую аудиторию, место ее концентрации, разработать предложение, шоу-действие и, собственно, провести PR-акцию. Обучающиеся, не сговариваясь, выбрали в качестве PR-объекта благотворительный фонд. Аудитория разделилась на две группы, одна из которых рекламировала благотворительный фонд помощи людям, а другая благотворительный фонд помощи животным.

Пятого января утро началось с сюрприза: к нам в гости приехала Галина Александровна Касатова, доцент кафедры художественной обработки материалов. Галина Александровна вместе с детьми провела мастер-класс «Современные технологии в изготовлении новогодних сувениров»: школьники под чутким руководством педагога изготавливали поделки, затем расписывали. С воодушевлением ребята изготавливали сувениры для себя, своих друзей и родителей.

Бехтерев А.Н.
Бехтерев А.Н.

А во второй половине дня завкафедрой прикладной и теоретической физики Александр Николаевич Бехтерев рассказал школьникам о современных проблемах астрофизики. Ребята совершили путешествие по Солнечной системе, затем по Млечному пути и вышли за пределы нашей галактики. После лекции ноушата еще долго не отпускали Александра Николаевича, их интересовало буквально все: и макрообъекты, и процессы, происходящие с Солнцем, и возможность космических путешествий по необъятным просторам Вселенной, и даже существование инопланетной жизни («зеленых человечков»).

На следующий день участники с воодушевление представляли командную работу на суд взыскательных зрителей, коллег по научным каникулам. Единогласно приз зрительских симпатий в виде аплодисментов достался команде, презентовавшей стихотворение И.А. Бунина «Взойди о ночь …». Знаменитые стихи звучали под собственное музыкальное сопровождение, созданное самими подростками в стиле рэпа:

«Взойди, о Ночь, на горнiй свой престолъ,
Стань въ бездне безднъ, от блеска звездъ туманной,
Мiръ тишины исполни первозданной
И сонныхъ водъ смири немой глаголъ ….».

Так необычно встречу со школьниками в форме популярного в Европе публичного чтения архивных документов проводила доцент кафедры документоведения и архивоведения Александра Константиновна Макарова. Она буквально с первых минут сумела заинтересовать участников «Научных каникул» профессией архивиста на основе рассказа о государственных архивах кинофотодокументов, древних актов и демонстрации архивных документов-копий с оригиналов XVIII в.

2015 год – это «Год литературы в России». Поэтому школьникам предстояло поработать с фондами Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Объединившись в группы, как архивисты-палеографы попытались, прочитать и продекламировать творческие тексты писателей и поэтов, которые хранятся в этом архиве: рукописные фрагменты произведений А.А. Блока, И.А. Бунина, П.П. Ершова, И. Ильфа и Е. Петрова, С.Я. Маршака и т.д.

Известно, что дети очень тепло относятся к мужчинам-педагогам. Не была исключением и следующая встреча. В интересную деловую игру на генерацию идей, кооперацию и умение работать в команде участники окунулись благодаря доценту кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом Сергею Васильевичу Мусийчуку.

А вы бы сумели построить башню высотой более полутора метров? Если в качестве исходных материалов вам предлагаются полоски бумаги, шириной не более 2 см. Эти полоски сделали сами участники, порезав по 10 листов бумаги из пачки «Снегурочка» (название созвучно с зимой, Новым годом). Когда школьники резали бумагу, еще не знали для чего это нужно. Потом, когда узнали задание, легкий шок. После активное соревнование, состязание, дух творчества… Да, чья-то башня выше, главное не это. Сами придумали, как сделать, и сами воплотили проект в жизнь.

О том, что философия – это любовь к мудрости, участники научных каникул помнили с осенней встречи с профессором кафедры психологии Мариной Владимировной Мусийчук. И, как отметили наблюдатели, дети ждали этой встречи, отказавшись на время от катания на коньках и на снежной горке. Потому что играли в интересную игру «Хорошо – плохо». Участники разделились на три группы, в первую вошли «Адвокаты», во вторую «Прокуроры», третью группу составили «Присяжные заседатели». Судили явление «Выпал снег. Это хорошо или плохо». Спорили долго, стороны приводили самые разнообразные доводы. Это длилось до тех пор, пока участникам не сказали, что в основе игры философские законы диалектики. Да, всему свое время. Главное, это любовь к мудрости.

И учёба, и игра
И учёба, и игра

Потом ребята успешно решали оригинальные, нестандартные задачи. И отметим, решали успешно. О высокой заинтересованности в происходящем свидетельствует и тот факт, что после занятия участники «Научных каникул» окружили Марину Владимировну и просили еще позадавать задачек… Закончилось все тем, что участники договорились о следующей встрече.

Наступило Рождество. Сказочное, снежное, с «Молодецкими играми», с посещением Резиденции Деда Мороза и вечерними «гостевинами». О последнем мероприятии хочется рассказать отдельно. Творческая группа в составе Евгения Бойко, Артема Степанова, Андрея Агашина написали сценарий сказки про Илью Муромца и Соловья-Разбойника, вместе с ребятами распределили роли, придумали костюмы. Примечательно, что сказочный конец оказался добрым: в финале все герои и даже антигерои нашли свое счастье. Наши гости – малыши из 2-го отряда – активно принимали участие в сказочном действии, переживали за героев, а потом очень долго хлопали актерам. Завершились «гостевины» хороводом у елки и фото на память.

В последний день каникул с приемами речевого воздействия слушателей знакомила доцент кафедры ЖиРК Ольга Ивановна Соловьева. Об особенностях мультимедийной и конвергентной журналистики школьникам рассказала ассистент кафедры ЖиРК Альбина Муратжановна Юсупова, редактор «Теленедели». Интересный, увлеченный рассказ педагогов не оставил никого равнодушным: школьники активно принимали участие в мастер-классах.

От имени участников «Научных каникул» хочу высказать слова благодарности ректору Магнитогорского государственного технического университета Валерию Михайловичу Колокольцеву за поддержку этого мероприятия, а также каждому из преподавателей и сотрудников МГТУ, которые приехали с мастер-классами и лекциями на наш выездной сбор в дни новогодних каникул.

К сожалению, невозможно передать эмоции, переполняющие участников «Научных каникул», да и формат статьи не позволяет рассказать подробно обо всех мастер-классах, лекциях, отрядных и общелагерных мероприятиях, в которых ребята приняли участие. Главное, что у мальчишек и девчонок, которые приехали на «Научные каникулы», остались хорошие впечатления и желание приехать сюда снова.

Анастасия Венецкая, старший методист НОУ
МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска

Объявление о конкурсе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:

профессора кафедры: металлургии и стандартизации (филиал ФГБОУ ВПО «МГТУ» в г. Белорецке); доцентов кафедр: технологий, сертификации и сервиса автомобилей (факультет стандартизации, химии и биотехнологии); сервиса и туризма (институт истории, филологии и иностранных языков, направление «Лингвистика и перевод»); ассистента кафедры: строительных материалов и изделий (институт строительства, архитектуры и искусства, «Архитектурно-строительное направление»).

Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «Положении по виду деятельности» (СМК-ПВД-20-10).

Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете. Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, ФГБОУ ВПО «МГТУ».