PDF

Спроектируй счастливую жизнь!

Проектная школа
Проектная школа

Опорный университет Уральского региона ‒ МГТУ им. Г.И. Носова ‒ это место притяжения лучшей молодежи города, содружество различных научных направлений, центр закрепления кадров в Магнитогорске, сотрудничество учёных и промышленников.

Одна из граней стратегии развития вуза ‒ помочь человеку, начиная с самых юных лет его жизни, выстроить свой собственный образовательный вектор, ‒ вектор жизненного успеха. Для этого в университете созданы специальные структурные подразделения.

Одно из них ‒ ПРОЕКТНАЯ ШКОЛА, которая действует в стенах вуза с 2020 года. Её работа основана на модели «Предуниверсарий». Процесс обучения в ней строится на углублённом изучении школьной программы при полном погружении в университетскую среду; доступе к университетским ресурсам; совместной проектной деятельности школьников с партнёрами вуза, которые  занимаются разработкой новых производственных технологий и высокотехнологичного оборудования. Последнее предполагает развитие у детей навыков плодотворного сотрудничества и успешной работы в команде.

‒ Мы углублённо готовим детей к поступлению в вузы на те инженерно-технические направления подготовки, которые не в должной мере востребованы среди выпускников школ по причине их недостаточной подготовки по физике, математике и информатике, ‒ говорит директор проектной школы Ю.С. Лактионова.

Проектная школа
Проектная школа

В проектную школу ежегодно поступают на обучение именно по техническому профилю 24 десятиклассника. Отбор происходит по результатам собеседования и наличию хороших и отличных оценок по предметам «русский язык» и «математика». В этом году конкурс составил более трёх человек на место. Среди поступавших были и иногородние абитуриенты. Это указывает на востребованность предуниверсария у родителей и учащихся не только Магнитогорска. Поэтому в планах ‒ создать условия для обучения детей из других городов.

По словам Юлии Сергеевны, в проектной школе ребятам дают не только знания, но и ориентируют их профессионально, помогают каждому понять и выбрать то, что  ему интересно. Благодаря тесному взаимодействию проектной школы в составе вуза с предприятиями Магнитогорска, организовываются экскурсии. Дети имеют возможность увидеть конкретную работу, которая ждёт человека после окончания вуза  по тому или иному направлению.

В самом вузе для школьников проводятся профориентационные мероприятия под названием «В гостях дома», где учащиеся знакомятся в форме квестов, мастер-классов с направлениями подготовки в МГТУ им. Г.И. Носова. Кроме того, к детям приходят партнеры университета – успешные руководители промышленных предприятий, ученые, владельцы и практики инновационного бизнеса. В рамках цикла встреч «Жизнь как личный проект» они делятся с ребятами секретами успеха. На личном примере показывают, на что в своей жизни нужно обратить внимание и как правильно ставить цели.

Проектная школа
Проектная школа

К тому же, у воспитанников проектной школы полный доступ к любым лабораторным и кадровым ресурсам вуза. Это уникальная возможность, доступная далеко не каждому. Например, в июне ребята посетили лабораторию механики градиентных наноматериалов МГТУ, ознакомительную экскурсию в которой провел профессор А.М. Песин. После этого некоторые из обучающихся стали частью большой команды ученых-исследователей. В вышеназванной лаборатории уже трудится одна из учениц проектной школы. Девушка работает над технологией инкрементальной точечной штамповки, пишет программы для промышленного робота. Трудоустроены и другие учащиеся ‒ они работают лаборантами-исследователями лаборатории виртуальной и дополненной реальности.

Классы проектной школы наполнены современным уникальным оборудованием для проектной и исследовательской деятельности учеников. Благодаря этому реализуется, помимо изучения теории, главный принцип обучения в предуниверсарии ‒ наглядность и практическое применение. Особенно коллектив гордится физической лабораторией, аналогов которой в Магнитогорске нет. По словам учителя физики Натальи Александровны Савиновой, ученики в полной мере используют уникальное оборудование. Объединившись в небольшие группы, они выполняют практически востребованные проекты.

Темы проектов определяются заказчиками – партнерами МГТУ, которые разрабатывают новые производственные технологии и высокотехнологичное оборудование. Так как эти технологии сложны, проекты школьников курируют ученые-эксперты из МГТУ им. Г.И. Носова.  Ребята учатся профессионально общаться как с теми, так и с другими, адекватно воспринимать конструктивную критику. Благодаря этому дети лучше смогут понять и почувствовать профессиональную среду, погрузиться в нее и профессионально самоопределиться. 

Всё это, считает Ю.С. Лактионова, является профориентацией в самом лучшем её виде.

Таким образом, теория, практика и проектная деятельность при изучении предметов технологического и физико-математического профиля, самостоятельные разработки детей являются прекрасным заделом на будущее.

И неудивительно, что уже сейчас у ребят, ранее обучавшихся в разных школах города и поступивших в проектную школу с разным уровнем подготовки, наблюдается резко положительная динамика: ощутимые успехи в учёбе и в практической деятельности, в способности профессионально коммуницировать с учеными и производственниками, в развитии креативности и умения работать в команде.

‒ Ни дня без новых знаний! Главное ‒ двигаться к своей цели, не останавливаясь, ‒ напутствует обучающихся директор проектной школы.

Инна Ким, фото из архива проектной школы

Одна дистанция – два диплома

Одна дистанция – два диплома
Одна дистанция – два диплома

В 2020/2021 учебном году МГТУ им. Г.И. Носова окончили 2051 человек, из них 1528 получили дипломы бакалавров, 444 – магистров, 53 – специалистов и 26 – аспирантов.

Кафедра автоматизированного электропривода и мехатроники института энергетики и автоматизированных систем МГТУ им. Г.И. Носова одна из немногих, где студенты получают два диплома: российский и французский. В этом году кафедра АЭПиМ выпустила 99 студентов, из них 76 бакалавров, из которых двое защищались на французском языке, 21 магистр и два аспиранта.  О защитах выпускных квалификационных работ рассказывает зав. кафедрой АЭПиМ Александр Аркадьевич Николаев.

– Студентки Анжелика Мухамадиева и Юлия Костенкова (гр. АМб-17) в июне сначала дистанционно защитили выпускные работы бакалавра на французском языке перед аттестационной комиссией кафедры электротехники и промышленной информатики университета Жана Монне, а позже перед ГЭК в МГТУ им. Г.И. Носова. Комиссии выставили обеим студенткам отличные оценки.

А. Мухамадиева и Ю. Костенкова дважды, в 2019 и 2021 годах, прошли семестровое обучение в Университете Жана Монне (г. Сент-Этьен, Франция). В этом году перед ними стояла задача – завершить обучение в России и во Франции. Как только позволила эпидемиологическая обстановка во втором семестре 2020/2021 учебного года девушки отправились во Францию.

Обучение проходило в смешанном режиме: девушки дистанционно слушали лекции и приходили на практические и лабораторные занятия в вуз.

Девушки – молодцы! Несмотря на тяжёлые условия, связанные с COVID-19, они смогли всё сделать. Весь второй период обучения в г. Сент-Этьен был комендантский час. После 18 часов там закрывались все магазины, на улицах нельзя было находиться без специального разрешения. Анжелика и Юлия успевали после учёбы купить продукты, а потом всё время проводили в комнатах общежития.

Одна дистанция – два диплома
Одна дистанция – два диплома

– Есть ли разница при защите французского и российского дипломов?

– Нет. Тема выпускных работ, в соответствии с программой двух дипломов, одинаковая. Сначала она утверждается российской стороной приказом по МГТУ. Затем студенты, выезжая во Францию второй раз, привозят с собой приказ с названием темы, и она утверждается уже в Университете Жана Монне. При выполнении ВКР следует учитывать требования обеих сторон – это прохождение практики на промышленном предприятии или в научной лаборатории в течение десяти недель и выполнение специальной части.

– Где студентки проходили практику?

– В апреле выпускницы вернулись в Россию и прошли десятинедельную практику в соответствии с отдельным договором между нашими вузами. С французской стороны работу курировал профессор Виктор Фишер, который впоследствии входил в комиссию, оценивающую результаты производственной практики.

Ю. Костенкова проходила практику в «ОСК» ЛПЦ-11 ПАО «ММК». Руководил практикой ведущий инженер-электроник ООО «ОСК» М.С. Заика. Объектом её исследования был промышленный робот по маркировке рулонов, поступающих со станов холодной прокатки. Я был руководителем спецчасти.

А. Мухамадиева проходила практику в МГТУ им. Г.И. Носова в лаборатории научно-образовательного центра «Шнайдер Электрик». Она занималась созданием виртуальной робототехнической системы на базе лабораторных стендов НОЦ «Шнайдер Электрик». Спецчасть и практическая часть выполнялась под руководством профессора Е.Я. Омельченко.

Результаты, полученные Ю. Костенковой, ГЭК рекомендовала к внедрению. Они направлены на улучшение эффективности робота-маркировщика рулонов, в частности, по её рекомендации может быть изменена циклограмма работы робота, в результате чего он будет работать с меньшим электропотреблением.

Одна дистанция – два диплома
Одна дистанция – два диплома

– Каковы их дальнейшие планы?

– Выпускницы поступили в магистратуру ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», планируют участвовать в программе академической мобильности на уровне магистратуры.

У нас есть отдельный договор в рамках программы «Erasmus+» с Национальной инженерной школой Сент-Этьена (ENISE). Девушки собираются идти по тому же пути, что и М. Аникушин, защитившийся в 2020 году. Сейчас он окончил первый курс магистратуры в МГТУ и уезжает в Национальную инженерную школу Сент-Этьена. В конце года он будет дистанционно защищать диплом на русском языке в МГТУ и продолжит обучение во Франции ещё год.

– Есть ли предложения на участие в академической мобильности для младших курсов?

– Ещё четыре года назад защита диплома студентом на иностранном языке была неординарным событием, сейчас она становится рядовым. Наша кафедра активно интегрировалась в программу обмена. В июне с семестрового обучения вернулся ст. гр. АМ-17-1 Тюлькубай Головачёв. Следующим кандидатом на поездку является Алиса Иванова из гр. АЭб-19-1, которая уже получила приглашение с французской стороны и оформила визу. Процесс становится непрерывным.

– А французская сторона работает по программе получения двух дипломов?

– Нет. Французская сторона практикует только семестровое обучение в рамках получения зачетных единиц по программам обмена. Для европейского студента является желательным отучиться минимум семестр в другом университете, который выбирает сам. Это учитывается в показателях вуза.

В 2020 г. французская сторона не смогла организовать поездку своих студентов к нам вследствие более жёстких ограничений во Франции, но смогла принять наших.

– Какие защиты Вы бы ещё отметили?

– Хочу отметить ВКР Ильи Максимова (гр. АЭп-17-1, рук. А.А. Николаев), который представил результаты исследовательской работы по оптимизации режимов работы электропривода натяжной станции АНГЦ-3 ЛПЦ-11 ПАО «ММК». Илья решил важную практическую задачу по снижению случаев перегрузки приводных двигателей натяжной станции, которая сейчас функционирует на данном агрегате. Его результаты будут использованы специалистами ЦЭТЛ для оптимизации работы станции.

Среди магистров я бы отметил ВКР Карины Шахбиевой, гр. АМм-19. Она представила результаты исследований, направленные на обеспечение эффективного функционирования сложных мехатронных систем прокатных станов на металлургических предприятиях. Работа выполнена также под моим руководством. Дмитрий Новгородцев (гр. АМм-19, рук. А.А. Мурзиков) предложил усовершенствованную мехатронную систему мостового крана, обеспечивающую исключение раскачивания груза при его перемещении. В результате чего повышается производительность и надежность работы механизмов.

– Подведём итоги.

– На нашей кафедре ежегодно выпускники бакалавриата и магистратуры защищают как традиционные ВКР по проектированию мехатронных систем и механизмов, так и исследовательские ВКР, направленные на решение практических и теоретических задач, показывая при этом высокие результаты. В этом году исследовательские ВКР как по бакалавриату, так и по магистратуре были отмечены ГЭК как «работы высокого уровня» и рекомендованы к внедрению.

Беседовала Ирина Портнова

История успеха Рафаэля Сайфумулюкова

Рафаэль Сайфумулюков
Рафаэль Сайфумулюков

Магнитка – город талантливых. Выпускники с дипломами горных инженеров сегодня и международные логисты, и московские рестораторы, и меценаты. Наш гость сегодня – известный магнитогорский бизнесмен Рафаэль Абрекович Сайфумулюков, выпускник МГМИ-МГТУ 1991 года. Ныне Рафаэль Абрекович директор ООО «Альфа Центр», руководитель и учредитель ряда компаний, руководитель общественной приёмной депутата ГД П.В. Крашенинникова в Магнитогорске.

О себе рассказывает сдержанно: учился на горном факультете, кафедра подземной разработки месторождений полезных ископаемых. Поступил после окончания средней школы в городе Учалы, тогда вся семья переехала в Магнитогорск. Учебу пришлось прервать, после второго курса прошел два года службы в рядах Советской тогда еще армии.

– Самые яркие воспоминания о студенческих годах?

– Очень насыщенной была наша студенческая жизнь. Попал в прекрасную атмосферу, много интересных встреч, событий. Рядом были умнейшие люди, которые обогащали, к общению с которыми я стремился. Великолепная преподавательская школа, отличная школа! Учили нас здорово и Козлов, и Кокарев, и Цыгалов. Ребята выходили – профессионалы своего дела. Возьмите хотя бы список ФОРБС, куда входят Константин Иванович Струков и Петр Иванович Кондрашов, выпускники нашего факультета.

– Были причастны к студенческому самоуправлению?

– У нас многое решал комсомол, время такое. Прекрасная история, профком, комсомол, настоящее и активное самоуправление. До призыва занимался спортом, бегал за сборную по лыжам. Когда вернулся, мне предложили набрать команду КВН, тогда она называлась агитбригадой института. Нам надо было подготовить две программы,  чтобы ездить по колхозам, вдохновлять студентов качественно убирать картошку. Мне удалось собрать ребят, которые позже вошли в состав команды КВН МГМИ «Кокос». Все получилось, ездили по стране с выступлениями. Так начиналось кавээновское движение, его я поддерживал в течение 30 лет. В девяностых включился активнее, когда обнаружилось, что уровень команды упал. Был потрясен, помню, рассказывал друзьям: «Боже мой, мы даже смену не оставили!» Приезжал, собирал одну, вторую, третью команды, писал тексты. Общими усилиями двинулись по восходящей. Оказывал финансовую поддержку ребятам, когда они ездили в Сочи на выступления. Уверен, что кавээновское движение ни для кого даром не прошло, привело всех к какому-то успеху. Алексей Григурко, например, член команды КВН, сегодня очень успешный ресторатор с пятью ресторанами в Москве.

История успеха Рафаэля Сайфумулюкова
История успеха Рафаэля Сайфумулюкова

– Как Вы считаете, каковы перспективы работы в нашем городе?

– Американцы говорят: «Моя родина там, где я зарабатываю». Надо создать условия, чтобы люди могли здесь зарабатывать. Я бы посоветовал начать с языков, надо знать языки. Вот вам пример. Есть у меня друг, который знал только английский, потом поехал в Китай, жил там два или три года. Присматривался, наблюдал за тем, что нужно китайцам, что нужно нам. Сегодня у него работает 150 человек, он перевозит грузы из Гонконга в Китай, находясь здесь, в Магнитке. При этом признается, что Москва как плечо ему вообще не нужна. Управляет грузами по всему миру – есть Интернет. Если посчастливится окончить наш прекрасный вуз и получить хорошие знания и умение ориентироваться в жизни, ты, безусловно, своего добьешься. Конечно, в Магнитке много узкоспециализированного, связанного с металлургией. Но это пройдет. Город меняется, парк «Притяжение» даст новый толчок, новые технологии на ММК – все это пробудит город. Я вижу большие перспективы. В Магнитогорске генетический потенциал огромен. Когда я собирал студентов в команду КВН, это были не специально отобранные люди, а те, кто согласился. Когда стали играть, мы никому не уступали. У большинства за плечами не было ни музыкальной, ни какой-то другой творческой подготовки – средний уровень. Но он оказался на тот период выше, чем в других городах. В армии мой друг, он окончил три курса ЧПИ (ЮУрГУ), агитировал меня поменять профиль обучения и поступить в торговый институт или на военного атташе, какой, мол, ты подземщик? Зачем тебе этот Магнитогорск? Но время показало: здесь все получается. Именно Магнитка: тут здоровая среда, хорошая атмосфера учебы, прекрасные друзья. Это мое видение, мое ощущение, уверен, все так и есть. Этот пласт людей, заложенных первостроителями, основал такую хорошую генетику магнитогорцев, людей с сильным характером. Поэтому Магнитке суждено быть всегда впереди планеты всей.

– Расскажите нам свою историю успеха. Как Вы всего добились?

– Трудно сказать «всего». Чего всего-то? Всего-то – ничего (смеется). Я, как положено, отработал после вуза два года в шахтопроходке. И как раз наступило то время, когда надо было открывать свое дело. Взял кредит, поехал в Москву, закупил товар, здесь продали. И так ездил. Потом здесь, в Магнитогорске, ребята, которым мы тоже отправляли товар, нас «швырнули». Я сначала не верил, а потом оказалось, что платежка поддельная. На нас такие кредиты повисли! Было всё: телевизоры по взаимозачету меняли на сахар, поставляли его на фабрики, оттуда везли пряники шоколадные и вафли, раскидывали в Магнитке по магазинам. Прошло два года, и мы закрыли все кредиты. И даже у меня остался Камаз, который мы продали и вложили все деньги в акции МММ, снова прогорели. Так «успешно» начали работать на рынке ценных бумаг, основав 26 лет тому назад инвестиционную компанию «Два товарища». Затем постепенно пошли в гору. Правда, трудились мы круглосуточно, без суббот и воскресений. Моя история, если хотите назвать ее историей успеха, заключается в том, что можно никого не обманывать. Просто надо вкалывать и понимать, в какую сторону двигаться.

– Давайте дадим сейчас три главных наставления молодежи для их мотивации.

– Я бы хотел посоветовать больше читать, думать, анализировать опыт других людей. Безусловно, приобрести специальность. Второе. Советую ко всему относиться с юмором, с иронией, с легкостью, смотреть на жизнь с оптимизмом. И третье ‒ никогда не обманывать в бизнесе, не врать самому себе. Это самое главное. Если честность будет всегда с вами, то успех придет непременно.

Беседовала Алина Сутенова, студенческий медиацентр 

Полную версию видеоинтервью смотрите по ссылке: vk.com/gradmgn

А вы давно были в «Юности»?

Мария Габова
Мария Габова

Учебно-оздоровительный центр «Юность» МГТУ им. Г.И. Носова становится популярным не только в нашем вузе, но и за его пределами. Итоги летнего отдыха подводит Мария Сергеевна Габова, заместитель директора УОЦ «Юность».

– Мария Сергеевна, какая цель стоит перед коллективом УОЦ «Юность»?

– Цель, которую мы ставим перед собой, достаточно амбициозна, но вполне реальна, – это сделать учебно-оздоровительный центр «Юность» имиджевым корпоративным загородным центром отдыха и обучения. Единицы университетов в России могут похвастаться такой загородной инфраструктурой, как у нас. В рамках социальной политики, проводимой университетом, часть объектов отдана в пользование сотрудникам и преподавателям МГТУ на основании договора найма, так называемым нашим дачникам. Это является огромным плюсом для организации отдыха и оздоровления наших сотрудников, а значит и для здоровья всего коллектива университета. Что же касается материальной составляющей, для достижения задачи самоокупаемости мы все больше выходим на внешний рынок, и наша база с 2018 года стала открытой для всех. География отдыхающих в «Юности» увеличивается с каждым годом. Например, в этом году у нас отдохнули гости из Тюменской, Свердловской областей, из Новосибирска и даже из Москвы.

Отдых в УОЦ «Юность»
Отдых в УОЦ «Юность»

Мы стараемся держать баланс между своими и сторонними отдыхающими. У наших сотрудников всегда есть привилегии, которые распространяются не только на них, но и на членов их семьи. Здесь практически ничего не поменялось. У нас проживают дачники, многие сотрудники, преподаватели приезжают с семьями. Если сотрудник является членом профсоюза, то он раз в год может дополнительно вернуть себе 15% от стоимости путевки. К нам на отдых приезжают и семейные студенты, мы никому не отказываем. Однако среди отдыхающих на заезды до 10 дней, мы наблюдаем тенденцию увеличения сторонних отдыхающих.

– Сколько всего заездов было в этом году?

– В этом году мы стартовали 1 июня. После прошлого пандемийного года у нас оказалось очень много желающих отдохнуть. Летом прошло восемь заездов по 10 дней.

Отдых в УОЦ «Юность»
Отдых в УОЦ «Юность»

– У вас были детские заезды?

– Были семидневные сборы для юношеских спортивных секций. Можно отметить, что количество их выросло. В этом году к нам впервые приехали спортсмены из Оренбургской области и остались очень довольными нашими условиями. Приезжали группы из Екатеринбурга. «Сарафанное радио» работает отлично, все больше магнитогорских тренеров хотят проводить сборы у нас. Мы каждый год анализируем требования для различных спортивных направлений и стараемся быть более гибкими и предоставлять для сборов именно те условия, которые нравятся тренерам и участникам сборов. Спортсмены проживают в летнем корпусе «Лена». Питаются в отдельном зале столовой, сейчас у нас там два зала. Это связано и с требованиями САНПИНа. Поэтому потоки отдыхающих и спортсменов не пересекаются.

– Какие еще прошли изменения?

– В этом году мы сделали упор на развитие инфраструктуры. Провели газ в «Черемушки». Теперь наша территория вся газифицирована. Существовала проблема – молния била в 10 корпус, после чего отключались все телевизоры, интернет. В этом году была сделана молниезащита зданий, стоящих на горе. Были установлены камеры по всей территории, осуществляется круглосуточная охрана ЧОПом. Это связано с новыми требованиями законодательства.

Отдых в УОЦ «Юность»
Отдых в УОЦ «Юность»

В прошлом году завершил работу «Студсервис», остро встал вопрос осуществления питания на территории, поэтому, как и весь университет, мы перешли на схему работы по аутсорсингу. Здесь есть положительная тенденция. Основной критерий – это не только заработать деньги, а чтобы потребители остались довольными нашими услугами. В этом году мы впервые открыли кафе. Те отдыхающие, кто не приобретает путевки с питанием на весь заезд, теперь могут купить готовую продукцию на вынос. Это стало очень актуальным и для наших дачников. Теперь они могут купить полуфабрикаты, свежие молочные продукты, а также деткам теперь не нужно выходить с территории, чтобы в перерыве между играми забежать за мороженым или соком.

Еще в начале 2020 года мы задумались, а куда глобально мы хотим двигаться дальше. Кто является нашей целевой аудиторией, и что уникального мы можем предложить?

Мы провели анализ существующих услуг в других базах отдыха: в санатории «Юбилейный» – целевая аудитория работники комбината, в санатории «Якты-Куль» – отдыхающие с лечением, преимущественно пенсионеры, в двух детских лагерях: «Уральские зори» и «Горное ущелье». С ними мы не можем соперничать. Кроме того, на Банном работает еще 280 частных объектов с предоставлением услуг проживания.

Но мы нашли свободную нишу – это предоставление услуг для семейного отдыха. Здесь может быть целый комплекс услуг, но ключевой момент, что мы как структурное подразделение главного высшего учебного заведения города, можем предоставить услуги, связанные не только с отдыхом, но и с обучением.  Когда к нам приезжает семья с детьми, то естественное желание родителей, чтобы ребенок мог безопасно отдохнуть, чтобы он мог выйти на улицу без родителей, наладить коммуникацию со сверстниками, чему-то научиться новому, а не сидеть целый день в интернете.

Для этого у нас работает детский клуб в течение всего дня. Здесь для детей от 5 до 12 лет подготовлены разные программы. Например, в этом году добавили программу, связанную с яхтингом. Участники учатся вязать морские узлы, перетягивают канат, узнают историю края и озера «Якты-Куль», все это проводится в игровом семейном формате. Существует отдельная комната для малышей до 3 лет, где есть сухой бассейн, бизиборды и др., сюда детки приходят вместе с мамами.

Отдых в УОЦ «Юность»
Отдых в УОЦ «Юность»

Мы обновили детскую площадку. Убрали все старые конструкции, смонтировали новые, современные, установили детский батут. Сделали качели для малышей, закрытые со всех сторон. Такие качели особо пользуются популярностью в течение дня. Отремонтировали велосипеды своими силами и запустили прокат.

Мы часто устраиваем разные конкурсы для детей, при этом родители принимают в них непосредственное участие.

В этом году в рамках развития банной культуры у нас начал работать «Банный клуб». Здесь наши гости не просто ходят в баню попариться, а устраивают посиделки с травяным чаем с медом или вареньем, интересными историями, новыми знаниями, например, какими вениками лучше париться, как правильно париться. Можно взять банный день на семью, а можно и по отдельности.

Для старшего поколения каждый вечер устраиваем традиционное чаепитие с самоваром, караоке.

Кроме того, каждый заезд мы организуем для желающих четыре экскурсии для группы из 15-20 человек: поездки в собачий питомник «Белый лекарь», в конный клуб «Стригунок», в Абзаково с посещением аквапарка или зоопарка на выбор, в ГЛЦ, где кто-то поднимается на гору, кто-то отправляется в веревочный городок или на картинг. Всем нравится.

Мы пытаемся проводить разные мероприятия, а потом останавливаемся на тех, которые оказались наиболее востребованными.

Отдых в УОЦ «Юность»
Отдых в УОЦ «Юность»

Не оставляем без внимания и наших студентов. Мы столкнулись с тем, что студенты не готовы ехать на все лето в «Юность», покупать путевку на 20 дней. Это для них дорого. А вот 10 дней, где они чем-то плотно заняты – это как раз их вариант. Для них летом было организовано три мероприятия. В июне проходила «Школа MEDIA», в июле – форум «YOU» (62 участника из числа наших студентов), в августе – сборы для женской и мужской команд МГТУ по баскетболу.

7 августа у нас состоялся открытый городской турнир по стритболу, в котором участвовали 18 команд.

– А меняются ли условия проживания?

– У нас есть 12 домиков, которые называются студенческие. Было принято решение переделать их под семейный вариант. Сейчас это трехместные домики. Они пользуются большим спросом. Плюс этих домиков в том, что они отдельно стоящие и бюджетные.

– Сколько в среднем стоит путевка для семьи из четырех человек?

– Мы поняли, что заезд на 21 день сейчас не актуален. У большинства отпуск короткий, поэтому всегда востребованы путевки на 7-10 дней. Путевка на семь дней с питанием обойдется сотруднику на одного человека в 7,5 тысяч рублей. При этом бесплатными являются: парковка на территории, мангальные зоны, детская и взрослая развлекательные программы.

– Планы на будущее?

– Дальнейшее развитие инфраструктуры «Юности». Сейчас ведется разработка проекта комплексного развития территории в едином стиле, с устройством отдельных зон для отдыха и обучения, с проектированием нового корпуса с номерным фондом и несколькими конференц-залами.

Хочется отметить, что во всем этом принимают участие и другие структурные подразделения университета. Нам активно помогают отдел по молодежной политике МГТУ, профсоюзы университета, спортивный клуб МГТУ, отделы административно-хозяйственной части, директор института горного дела и транспорта и заведующие кафедрами, которые проводят свои корпоративные научные мероприятия у нас на территории. Отдельная им благодарность. 

Беседовала Ирина ПОРТНОВА

Как появилась СВОЯ газета

Как появилась СВОЯ газета
Как появилась СВОЯ газета

Это произошло 65 лет тому назад. В преддверии Нового года, 15 декабря, в Магнитогорском горно-металлургическом институте (ныне МГТУ им. Г.И. Носова) вышел в свет первый номер многотиражной газеты под названием «За кадры». Её появления с нетерпением ждали все – от ректора Николая Ефимовича Скороходова до каждого студента – всем хотелось, чтобы в вузе регулярно выходила СВОЯ газета.

Но, как оказалось на практике, одного желания мало: нужны были элементарные знания и умения по выпуску газеты. А в редакционной коллегии не было ни одного профессионального журналиста, в ее состав вошли преподаватели института, которые занялись газетой на общественных началах. Имена этих энтузиастов стоит упомянуть отдельно: И.П. Хазова, И.А. Пыженков, М.Д. Кулакова, Я.И. Канаев, Н.С. Темянко, А.А. Рогова. Были в составе редакционной коллегии и студенты: В. Корж, А. Баранов, Н. Лапин, И. Сайко, В. Постряков, А. Рыкант, Г. Рагозин, Г. Ахметшин. Редактором стала А.С. Савченко, ответственным секретарем – Т.Д. Ненашева. В те памятные декабрьские дни после бурного совещания члены редакционной коллегии прошли по институту с блокнотами и фотокамерами, собрали материал для первого номера, отпечатали статьи и заметки на печатной машинке, взяли фотоснимки и понесли все это в типографию. «И здесь только узнали, что все не так просто, – вспоминала позднее редактор А.С. Савченко. – Нужно уметь составить макет, подготовить клише, знать шрифты и верстку. Все это мы стали осваивать». Так или иначе, но первый номер вышел в срок, что стало для всего вуза настоящим праздником.

В начале своего пути газета издавалась форматом А3 на двух полосах тиражом в 500 экземпляров и с периодичностью один раз в неделю. Каждый номер давался непросто – то не хватало материала, и приходилось добирать информацию по телефону, то газета не клеилась и выходила «комом». Очень медленно шла верстка, нередко она длилась всю ночь. В такие моменты, случалось, раздавался телефонный звонок, и встревоженный голос ректора спрашивал: «А выйдет ли номер?» Номера всегда выходили, чего бы это ни стоило редакционной коллегии. Во многом благодаря энтузиазму его создателей, которые буквально «болели» за каждую строчку, каждую публикацию.

За первое десятилетие существования газеты сменилось четыре редактора: после А.С. Савченко «За кадры» возглавила З.И. Левченко, затем В.П. Кунышева, А.К. Белышев – преподаватели кафедр общественных наук. Газета сохраняла общий стиль, тематическую направленность, старалась как можно полнее отражать жизнь института, вскрывать недостатки, вести активную борьбу за повышение успеваемости и достойное воспитание студентов. Ее страницы пестрели заметками, репортажами, статьями, подготовленными студентами, сотрудниками, преподавателями. Очень часто публиковались выступления руководства вуза, факультетов: Н.Е. Скороходова, П.Э. Зуркова, П.Д. Коржа, А.М. Бигеева, В.М. Огиевского, Ю.В. Тогунова. Первое десятилетие работы редакции «За кадры» можно по праву назвать ударным.

Именно 1966 год, юбилейный для многотиражной газеты МГМИ, стал точкой отсчета в истории другого издания: в Магнитогорском государственном педагогическом институте 11 марта вышел первый номер многотиражной газеты «Педагог». Редактором ее стал В.П. Гаврилов.

(Продолжение следует)

Анна Картавцева