PDF

Проектная сессия. Курс на изменения

Д.В. Терентьев
Д.В. Терентьев

Пять дней в учебно-оздоровительном центре «Юность» МГТУ им. Г.И. Носова проходила интенсивная проектная деятельность наших преподавателей и сотрудников по особой программе, подготовленной профессиональными экспертами в области проектирования модели образовательного процесса университета. Что это была за деятельность, на что нацелена, почему организована – об этом и многом другом рассказал ее участник проректор по образовательной деятельности Дмитрий Вячеславович Терентьев.

– С 29 ноября по 3 декабря прошла первая часть проектной сессии, посвященная разработке подходов к формированию новых образовательных программ. В ее работе участвовали около 70 сотрудников университета, в основном преподаватели. Спикерами этой сессии были 10 человек под руководством Дениса Владимировича Пономарева. Профессиональная деятельность всех членов экспертной команды связана с работой в федеральных органах исполнительной власти, Московской школе управления «Сколково», ведущих университетах мира и крупных промышленных корпорациях.

Сотрудники университета, участвующие в проектной сессии, были разбиты на восемь команд разной направленности – металлургия, машиностроение, строительство, техносферная безопасность, гуманитарный блок, здоровье, культура, энергетика. Это как раз те группы, которые объединяют практически все направления подготовки нашего университета.

Спикерами была задана установка на то, чтобы понять, где мы сейчас находимся в плане развития и реализации образовательных программ, для кого мы готовим наших выпускников. Посмотреть, что мы сами знаем и умеем делать для того, чтобы учить студентов современным компетенциям.

В ходе этой сессии, дискуссий на ней выяснилось, что многие из нас до конца и не понимали, каким же должен быть образовательный результат, и кто наши основные работодатели. Мы завершили первый блок сессии. Второй пройдет с 19 по 23 декабря.

Сейчас в рамках этих пяти дней каждая из команд дошла до понимания, в каком направлении мы движемся, каким должен быть выпускник нашего университета по каждому направлению, чему мы сможем его научить. В то же время участники групп обозначили умения, навыки и знания, которыми мы сами как преподаватели должны обладать в быстро меняющемся мире. Современный тренд развития предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения и так называемую «ядерность» образовательных программ.

В целом организаторы этого мероприятия первой частью, на мой взгляд, остались довольны. Участники в трехдневный срок после окончания сессии должны письменно представить рефлексию – ответить на несколько вопросов: что хотел, когда ехал на сессию; что получилось в результате сессии; что не получилось и почему; что я буду делать по-другому после сессии? Лично я хотел, чтобы люди задумались над тем, что нам жизненно необходимы принципиально новые образовательные программы с качественным содержанием и современными подходами в реализации. После осознания потребуется разработка таких программ.

Говорить о том, что конкретно получилось по результатам сессии, на этом этапе еще рано. Но однозначно удалось создать восемь команд, которые активно включились в процесс. Каждая из них в рамках докладов представила промежуточные результаты, свое видение развития образования в университете. Отрадно, что направление движения у всех групп совпадает.

Мы все осознаем, что нам нужно быть ближе к предприятиям, для которых мы готовим, но при этом все же свою идентичность должны сохранить. И эту идентичность нужно сформировывать, чтобы у нашего выпускника была гордость и в то же время ответственность за то, что он является выпускником МГТУ.

Сейчас в межсессионный период команды должны к следующей сессии проработать вопрос, связанный с формированием основных модулей, входящих в образовательную программу. Наполнение этих модулей команды будут прорабатывать уже на следующей сессии.

В процессе работы выявились вопросы, связанные с нехваткой общения, то есть у нас очень часто левая рука не знает, что делает правая. Для многих было открытием, что в университете занимаются теми или иными вопросами, есть команды, куда можно присоединиться, где можно найти себя и реализовать свои идеи. В то же время мы поняли, что нужно чаще проводить мероприятия, на которых люди видят, чем занимаются в другом институте, на другой кафедре. Технари, гуманитарии, экономисты, люди искусства и спортсмены могут быть полезны в разных совместных проектах, имея свой взгляд и разные подходы к решению задач. Поэтому очень важно, что мы начинаем слышать друг друга, руководителей, представителей сторонних организаций, которые нам подчас жестко указывают, где мы неправы, и мы начинаем задумываться. Принять правду – это очень важно. Как минимум, принять, потому что, действительно, правда бывает суровой. Но когда мы понимаем, что где-то двигались неправильно, это уже здорово.

И, конечно, хотелось бы, чтобы по результатам этой сессии набор 2022 года у нас осуществлялся уже по обновленным образовательным программам. Для себя мы такую цель ставим. И когда мы в феврале начнем разрабатывать новые учебные планы, результаты этой сессии благотворно повлияют на то, что мы наполним их новым содержанием.

Науку не остановить

Магнитогорская неделя материалов
Магнитогорская неделя материалов

В МГТУ им. Г.И. Носова с 29 ноября по 3 декабря прошла шестая школа-семинар «Магнитогорская неделя материалов» (Magnitogorsk Мaterials Week 2021).

В этом году семинар прошел в необычном формате, в основном на русском языке. В связи с ковидной ситуацией в мире иностранные участники выступали в режиме онлайн.

На открытии Магнитогорской недели собравшихся приветствовал проректор по научной и инновационной работе О.Н. Тулупов, который поблагодарил российских и зарубежных коллег за то, что, несмотря на сложные времена, они нашли время поучаствовать в этом форуме, отметив, что науку нельзя остановить, а общение прекратить.

Магнитогорская неделя материалов
Магнитогорская неделя материалов

Проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов отметил, что идею проведения конференции в форме школы-семинара с приглашением ведущих мировых ученых предложил А.П. Жиляев. Основная миссия этого мероприятия – не только прослушать лекции и подтянуть свой английский язык, но и попробовать пообщаться на нем с иностранными гостями, а также познакомить со своими разработками мировое научное сообщество.

Работа форума шла по двум направлениям. Одно было посвящено радиально-сдвиговой прокатке металлов и сплавов, второе  связано с коррозией металлических материалов.

В семинаре участвовали профессор Орегонского государственного университета Кавасаки Мегуми (США); профессор Техниона-Израильского университета технологий в Шаньтоу (Китай) Лисс Клаус-Дитер; профессоры НИТУ «МИСиС» А.Г. Ракоч и. С.П. Галкин (Москва); главный научный сотрудник ФГБОУ ВО «УГАТУ» Г.И. Рааб (Уфа). 

А.М. Песин в своем выступлении рассказал о первых интересных результатах, полученных на новом уникальном стане 400 асимметричной прокатки лаборатории «Механика градиентных наноматериалов им. А.П. Жиляева», позже участники побывали там на мастер-классе.

Ирина ПОРТНОВА

Важная веха в развитии университета

Важная веха в развитии университета
Важная веха в развитии университета

Конференция работников и обучающихся МГТУ им. Г.И. Носова состоялась в пятницу, 26 ноября. Делегатам предстояло выбрать новый состав ученого совета и утвердить коллективный договор. Председателем конференции был избран директор института естествознания и стандартизации И.Ю. Мезин, секретарем – директор издательского центра М.Б. Гусева. В президиуме, помимо председателя конференции, работали ректор университета М.В. Чукин и председатель профкома преподавателей и сотрудников М.Б. Пермяков.

Вначале делегаты избрали рабочие органы форума – мандатную и счетную комиссии. И достаточно скоро председатель мандатной комиссии директор ИДПО «Горизонт» О.В. Ибрагимова сообщила, что на конференции присутствуют 140 делегатов – 112 работников и 28 обучающихся, 15 человек отсутствуют по уважительной причине, таким образом, кворум есть. Было принято решение подтвердить полномочие делегатов, легитимность конференции и правомочность принимаемых решений.

По первому вопросу конференции выступил ректор университета М.В. Чукин. Он сообщил, что новый состав ученого совета будет состоять из 40 человек. 26 человек войдут в него по должностному принципу – это ректор, президент университета, проректоры, все директора и деканы, председатели первичных профсоюзных организаций преподавателей и сотрудников, студентов и аспирантов, а также два обучающихся. Избираемая часть нового состава ученого совета – 14 человек. Список кандидатов был оглашен, после чего делегаты приступили к тайному голосованию. Спустя время председатель счетной комиссии директор института энергетики и автоматизированных систем В.Р. Храмшин представил результаты голосования, по которым все 14 кандидатов прошли в члены ученого совета. Таким образом, новый состав ученого совета был избран на следующий пятилетний срок.

Важная веха в развитии университета
Важная веха в развитии университета

По второму вопросу конференции выступил председатель профкома преподавателей и сотрудников М.Б. Пермяков. Он сообщил, что представленный коллективный договор, в котором хотя и сохранены все девять разделов, что регламентировано Трудовым кодексом РФ, совершенно новый документ. При его подготовке комиссия опиралась на основные документы, такие как Трудовой кодекс РФ, Закон об образовании, Новый устав профсоюза работников народного образования и науки, отраслевые соглашения, постановления и приказы Минобрнауки и правительства. В новом договоре содержание откорректировано в соответствии с действующими нормативными документами, законами. Исключены пункты, полностью дублирующие текст статей Трудового кодекса РФ. Исключены ссылки на конкретные нормативные документы, чтобы не вносить изменения в текст договора при выходе новых нормативных актов, а отражать это в приложении к договору. В колдоговоре расширены права членов первичной профсоюзной организации университета и включены два новых пункта. Произведена корректировка некоторых понятий. Так, теперь первичная организация называется «Первичная профсоюзная организация работников (а не преподавателей и сотрудников) ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Конкретизировано понятие «близкие родственники» – это супруги, дети, родители; не «выдача», а «выплата заработной платы». Откорректированы некоторые названия внутренних документов. Исключены те пункты, которых уже нет в Трудовом кодексе РФ.

В новом договоре появился большой раздел, который касается дистанционной работы. Включен также пункт – «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров осуществляется комиссией по трудовым спорам университета». Эту комиссии предстоит создать.

После непродолжительного обсуждения коллективный договор был принят делегатами большинством голосов путем открытого голосования. После чего состоялось торжественное подписание документа ректором М.В. Чукиным от лица работодателя и председателем первичной профсоюзной организации работников университета М.Б. Пермяковым от лица коллектива.

Анна Картавцева

Как появилась СВОЯ газета

(Начало в номерах 3, 4 за 2021 г.)

Галина Алексеевна Кузнецова возглавляла газету МГМИ «За кадры» до 1975 года. Ей на смену пришла ее соратница, работавшая до этого литературным сотрудником редакции, Евгения Михайловна Демидова, за плечами которой была учеба на журфаке Уральского государственного университета. Она сохранила и приумножила традиции, заложенные ее предшественницей: в семидесятые газета продолжала оставаться бойким динамичным печатным органом, прежде всего, студенчества. Ее страницы пестрели самыми разнообразными материалами о студентах и от самих студентов, которые рассказывали, как они добиваются высоких результатов в учебе, и без обиняков критиковали поименно тех своих товарищей, кто мешал группе выбиться в лидеры. Судя по публикациям того времени, именно успеваемость для студентов была тогда в особом приоритете, делом чести. Хотя они с удовольствием рассказывали и о занятиях наукой, и о спортивных достижениях, и эстетическом воспитании, и третьем трудовом, и каникулах, – обо всем.

В начале 80-х в газете постепенно стало расти количество публикаций, подготовленных преподавателями или сотрудниками, что расширило тематику газеты, она стала более разнообразной. Читатель получил возможность чаще узнавать о работе той или иной кафедры, отдела, службы. И все это благодаря очень активной работе газеты с авторских активом и помощи руководства вуза, партийных и общественных организаций.

«Ректор Николай Иванович Иванов как никто другой понимал значение газеты в жизни института, – рассказывала Евгения Михайловна, – радовался нашим успехам, строго спрашивал за промахи – было и такое.

Такой случай. Нужно было срочно ехать в стройотряд на Ириклинскую ГЭС, а как добраться в такую даль? Но открывается дверь редакции, заходит шофер ректора: «Собирайтесь, Николай Иванович меня к вам направил. Поедем!» И таких эпизодов было много.

Весь ректорат – проректоры В.Г. Антипин, В.Н. Шохин, Д.М. Златоустовский, А.С. Усанин, все деканы, зав. кафедрами по-своему участвовали в работе редакции. «А-а, газета! Заходите, заходите. Чем можем – поможем». Так обычно встречали нас. И помощь была во всем и ото всех. Задания редакции, как правило, не срывались. Такая добрая традиция была в институте. И такое не забывается».

Ю.Ф. Ильясов
Ю.Ф. Ильясов

«Красна изба пирогами, а редакция – сотрудниками, – вспоминала Е.М. Демидова. – У нас все сотрудники были личности сильные талантливые, трудолюбивые, все запоминающиеся и как люди, и как корреспонденты». Тогда работали Татьяна Валеева, Анна Перескокова, Нина Комарова, Татьяна Агафонова, Юрий Ильясов, фотокорреспонденты Николай Ушаков и Сергей Тетервяков.

В 1982 году у редакторского руля встала выпускница журфака УрГУ Галина Николаевна Смирнова. И хотя она недолго возглавляла газету, но оставила заметный след в ее истории. Значительно изменился внешний вид издания и его содержание. Верстка «За кадров» стала более светлой, больше появилось «воздуха». Чаще стали использоваться тематические страницы и даже развороты. Галина Николаевна ввела такую публицистическую форму, как объединенные выпуски газет. И первый такой выпуск был совместно с районной газетой «Звезда». Появились новые рубрики: «Наша биография», которую вел доцент кафедры научного коммунизма, краевед А.Г. Дегтярев, «Пресс-клуб», «Я+Ты=?» и другие. Газета перешла на активный диалог с читателем, предлагая ответить на вопросы анкеты по совершенствованию работы редакции, обсудить злободневные вопросы в рамках «Пресс-клуба», присылать письма в рубрику «Почта редакции» с любыми волнующими их проблемами. В 1983 году газета изменила начертание своего логотипа на более современное.

«Мне нравится, когда в редакции многолюдно, шумно. Когда говорят, спорят, обсуждают и даже включают магнитофон, чтобы послушать рок-группу, о которой пойдет речь в очередном выпуске клуба «Свидание с музыкой…»

Нерабочая обстановка? Самая что ни на есть рабочая! Редакция в такие моменты напоминает штаб, где готовятся к какому-то серьезному, решительному штурму. А штурмовать собираются, конечно, следующий номер газеты «За кадры». И каждый будет стоять насмерть, чтобы он был интересным, вызвал отклик читателей», – признавалась Галина Николаевна.

И все эти годы, начиная с первого дня существования газеты, вокруг редакции бурлил, не иссякая, разноликий и всегда талантливый поток общественных корреспондентов.

Редакция «За кадров» и её актив в начале 80-х. В ц...
Редакция «За кадров» и её актив в начале 80-х. В центре с зонтом Г.Н.Смирнова

***

Листая подшивки «Педагога» прошлых лет, будто окунаешься в историю МГПИ, города и страны. Время с 1972 по 1996 гг. было насыщенным на события.

В конце семидесятых «Педагог» выходил еженедельно на одном листе на газетной бумаге формата А3. В то время все СМИ страны были крайне идеологизированы. Не было ни одного номера «Педагога», где, помимо публикаций об институтской, студенческой жизни не было бы материалов о партии, комсомоле, съездах ‒ так власть общалась с народом.  Ежегодно публиковались рапорты комсомольской организации, положения об общественно-политической практике, отчеты парткома, материалы к юбилейным датам ВЛКСМ и КПСС и политических деятелей.

Партбюро института выражало через газету искреннюю «обеспокоенность»: выявлялись, анализировались, критиковались, перечислялись попунктно и пофамильно недостатки в работе. Вторил старшим товарищам комсомол, однако, в прямо противоположном ключе. «Оценка твоего труда», «Лучший из лучших», «Им было чем гордиться» «Если тебе комсомолец имя...».

Характерны лозунговые заголовки-призывы: «Давайте же не уроним чести!» «Выше качество!», а также: «Ленин в моей жизни», «Комсомол в моей судьбе», «Мысли и дела сверяем по Ленину», «Верный помощник партии», «Личный вклад коммуниста».

И всё же, хотя газета, в силу исторических и политических причин, фактически была рупором комсомола и правящей в СССР коммунистической партии, в первую очередь она была институтской, студенческой газетой. И основные материалы были посвящены именно вузу: сессиям, вестям с полей («Собираем картошку»), работе студотрядов, жизни в общежитиях, итогам пионерской (педагогической) практики.

Почти в каждом номере, богато иллюстрированном фотографиями, можно было увидеть искромётный юмор, рисунки, шаржи про студенческую жизнь. На «Литературной странице» публиковались стихотворения, рассказы, фото природы.

Писали в газету ректоры, деканы, преподаватели, сотрудники, медики. В соответствующих рубриках они рассказывали о том, как правильно учиться, о нравственных ориентирах, предупреждали о трудностях, ратовали за дисциплину.

Публиковали материалы по эстетическому воспитанию, включающие обсуждение фильмов, рассказы о писателях; очерки о любимых преподавателях, о лучших студентах, об увлеченных людях; отчеты о рейдах посещаемости; материалы о жизни в общежитиях («Дом родной или зал ожидания?»). Рассуждали о нравственных аспектах учительского и научного труда, о том, как устранить недостатки и повысить качество подготовки студентов и даже о том, как быть любимыми. Предупреждали о вреде курения и о многом другом. Особый интерес вызывали фоторепортажи с сессий и фестивалей, спортивных соревнований, письма читателей и ответы, частенько перераставшие в бурную дискуссию.

В традиционных выпусках «Мы ждём тебя, абитуриент» будущим студентам живо, доходчиво и с юмором, с фотографиями, шаржами и рисунками рассказывалось о факультетах и специальностях.

Живой отклик у читателей находят события в стране. Коллектив вуза живо обсуждает на страницах газеты «ускорение», XXVII Съезд КПСС,  «перестройку».

В это время каждый материал ‒ о студенческой группе ли, о сдаче сессии, ‒ подаётся под «соусом ВЛКСМ» («Комсомол за качество знаний», «Комсомол определил профессию» и т.д., и т.п.). Снова, как в 60-70-е годы, появляются лозунги: «Предлагай, действуй!», «Наш партийный долг!» «Сделаем всё возможное!» «Обязуемся!»

С 1987 года в ответ на постановление правительства «Педагог» публикует огромное количество материалов о реализации самоуправления в МГПИ.

Конец 80-х характеризуется вхождением в контент газеты городской темы: хоккейные матчи, работа городского транспорта, местные выборы и т.д.

В 90-е годы всё чаще и напряжённее выступления и дискуссии на темы, касающиеся ситуации в стране. Они – как бы вкрапления в студенческие материалы, но появляются регулярно. Например, накануне референдума 1992 года публикуются противоположные мнения о нём. Работники вуза выражают протест против введения грабительской ЕТС (единой тарифной сетки), несколько лет спустя перешедший в митинг.

Среди ярких, легких, задорных студенческих материалов всё чаще встречаются статьи о материальных проблемах (наступили трудные времена), о том, как заработать студенту, как существовать в условиях напряженной криминогенной обстановки. Лейтмотивом выступлений ректора В.Ф. Романова становится слово «выжить».

В девяностые «Педагог» является трибуной Магнитогорского педагогического института, зеркалом студенческой и городской жизни, реагирует на процессы, происходящие в стране. Как мы видим, именно в это время делаются первые шаги к высокой цели ‒ созданию газеты, которая была бы интересна не только преподавателям и студентам, но и горожанам. 

Редакторами газеты в эти годы были С.Г. Фатыхов (1972-1973), Б.Б. Максимов (1973-1974), Н.А. Киргизова (1974-1975), Ю.Ф. Ильясов (1976-1978), Г.А. Соловьёва (1978-1978), Н.Н. Кочеткова (1980-1982, 1983-1984), Т.И. Рожкова (1982-1983), В.И. Щугорев (1984-1987), Л.Е. Коваленко (1987-1991), И.И. Чумаков (1992-1993), С.Г. Фатыхов (1994-1995), Л.А. Белова (1995-1996). Каждый из них отличался своим пониманием функций печатного издания вуза, свежим взглядом. Появлялись интересные формы подачи материала, рубрики, спецвыпуски, совершенствовались оформление газеты и её контент. 

Подготовили Анна Картавцева, Инна Ким

Ты помнишь, как всё начиналось?

Дворец спорта МГТУ
Дворец спорта МГТУ

Пятьдесят лет назад в октябре 1971 года в МГТУ им. Г.И. Носова открылся Дворец спорта. Это было важное событие для вуза, которое вылилось в большой спортивный праздник с показательными выступлениями спортсменов.

– Наш университет в 60-70-е годы бурно расширялся, – рассказывает В.А. Бигеев, профессор кафедры металлургии и химических технологий. – Переезд института с левого берега в здание на пр. Ленина со спортивным залом, расположенным в центральной части, не спас положения. Через короткое время стало тесно. Например, нынешние мехмастерские временно были спортивным залом, я там занимался легкой атлетикой, еще там тренировались штангисты. Вскоре всё здание заняли мехмастерские, и спортсмены сконцентрировались в центральной части нынешнего главного корпуса. В цокольной части, где сейчас размещаются лаборатории обогатителей, стояли помосты со штангой, а гимнастический зал был перегружен. Я входил в сборную вуза по баскетболу, и мы могли тренироваться только три раза в неделю с 21 до 23 часов. Частенько поздно вечером приходил дежурный и с укоризной смотрел на нас.

У заведующего кафедрой физкультуры Леонида Григорьевича Гитиса в это время в гору пошли дела с акробатикой. И каждый раз перед тренировкой спортсменам нужно было готовить зал. Все понимали, что нужны ещё площади. Ректор Николай Иванович Иванов принял решение о строительстве Дворца спорта. За его основу был взят проект железнодорожного депо. Работы начались в 1969 году, а в октябре 1971 года Дворец открыли. Я поступил в МГТУ в 1970 году, мы участвовали в субботниках по уборке строительного мусора. На празднике открытия были показательные выступления акробатов, волейбольный матч. Все были счастливы получить такой зал.

Во Дворец перебазировались секции волейбола, баскетбола, легкой атлетики со всеми видами (беговые и прыжковые), фехтования. В подвале расположился стрелковый тир, боксерский ринг. На балконе занималась секция стрельбы из лука, у них в торцах были установлены мишени, по которым стреляли спортсмены. В зале сделана разметка для ручного мяча, и здесь даже проводились соревнования союзного масштаба. Тренировки разных секций шли с 6-30 до 22-00. При этом с 8-15 до 15-00 во Дворце спорта проводились занятия по физкультуре у студентов. Здесь занимались не только студенты, но и городские спортсмены.

Открытие Дворца стало большим событием в спортивной жизни нашей области. Он был одним из крупнейших объектов, где проводились соревнования разных уровней. Например, в рамках Спартакиады народов СССР у нас проходили зональная спартакиада зоны Урала по женскому баскетболу, чемпионат Российской Федерации по акробатике, Первенство СССР (1 лига) по волейболу и гандболу.

Раиса Николаевна Курамшина, тренер по акробатике ДЮСШ №3:

– Я начала заниматься акробатикой в школе. Однажды мы пришли на тренировку, и Л.Г. Гитис предложил нам сходить посмотреть на будущий Дворец спорта. Мы пришли. Крыльца еще не было. Взяли по кирпичу в руки и с ними тренировались. В здании ещё не было ни окон, ни дверей. Были только стены и крыша. Во время непогоды летом и осенью мы тренировались там, помогали убирать строительный мусор. В гимнастическом зале на одной стороне балкона тренировались лучники, на другой – боксёры, а в прихожей занимались штангисты. После открытия они все перешли во Дворец спорта. Мы остались одни, а потом к нам присоединились альпинисты. Наш зал сильно разгрузился.

Сегодня Дворец спорта востребован не меньше. Здесь по-прежнему идут занятия академических групп, секций, проводятся соревнования.

Подготовила Ирина ПОРТНОВА