Поддержаны государственными фондами
МГТУ им. Г.И. Носова подал на конкурсы 2018 г., проводимые РФФИ, 36 заявок. Уже поддержаны четыре работы. Проект «Денежное обращение, экономическая и политическая ситуация на Азиатском Боспоре в III–I вв. до н.э. по материалам монетных кладов из новых поступлений в Анапский археологический музей» выиграл в основном конкурсе грантов РФФИ, рук. – директор НИИ исторической антропологии и филологии М.Г. Абрамзон (см. «Денница» № 1 от 19.01.2018 г.). Грант на руководство научной стажировкой приглашенных молодых ученых на базе МГТУ им. Г.И. Носова (конкурс МОЛ_НР) получил научный коллектив под руководством проф. кафедры ПиЭММиО Л.С. Белевского. Выделен грант на организацию XXIV Уральской школы металловедов-термистов «Актуальные проблемы физического металловедения сталей и сплавов» (конкурс МОЛ_Г), руководитель – проф. кафедры ТМиЛП А.Н. Емелюшин.
Особо ценной для нашего университета стала победа в конкурсе проектов 2018 г. организации российских и международных научных мероприятий, проводимом РФФИ. Здесь поддержали конференцию «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования». Ежегодная конференция будет проходить в апреле уже в 76 раз. Она давно стала международной, но впервые получила финансовую поддержку гос. фонда.
Бесспорно, это является свидетельством высокой оценки научного потенциала опорного вуза региона.
***
В конкурсе грантов «УМНИК», проводимом Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, поддержаны проекты «Разработка нового вида пластичных смазочных материалов на основе применения пара-арамидного соединения» ст. преп. каф. механики, к.т.н. М.В. Харченко по направлению «Современные материалы и технологии их создания» и «Разработка системы управления статическим тиристорным компенсатором с возможностью демпфирования провалов напряжения в высоковольтной сети, обеспечивающей повышение надежности работы энергосистемы» асп. каф. АЭиМ И. Ложкина по направлению «Новые приборы и аппаратные комплексы».
«Мы должны опережать события»
Поводом к беседе с проректором по научной работе МГТУ О.Н. Тулуповым послужило, во-первых, то, что 8 февраля все научное сообщество России, а значит и нашего вуза, отмечает профессиональный праздник, и обойти молчанием это событие недопустимо. Во-вторых, давно пора было ближе познакомить весь коллектив университета с новым лицом ректорской команды.– Олег Николаевич, прежде всего, расскажите о себе.
– Наш вуз для меня не просто родной, с ним связана жизнь целого поколения. Мой дед входил в число его первых выпускников, практически все члены моей семьи, начиная от бабушки, включая родителей и других родственников, в МГМИ и учились, и работали. Естественно, что я, имея варианты поступления, попробовав себя в журналистике, предполагал даже поступить в МГИМО на журфак, но, в конечном счете, отдал предпочтение нашему вузу. И никогда об этом не пожалел. А навык работы в журналистике – я сотрудничал с «Магнитогорским рабочим», с вузовской многотиражкой, работал в секторе печати комитета комсомола – потом помог в написании научных статей и другой работе со словом. Научными исследованиями я заинтересовался достаточно рано, со второго курса приобщился к научным тематикам кафедры ОМД, где учился, влился в ее научную школу. И потом по этой стезе защитил в 1993 году кандидатскую, а 2001-м – докторскую диссертации. К этому моменту у меня уже были четыре защищенных под моим руководством и один на выданье кандидаты наук. Школа развивалась, в созвездии наших ученых появились и производственники с БМК, ММК, Северстали, Внииметмаша, кстати, везде у меня были аспиранты и соискатели, защитившиеся в советах МГТУ. Так что многое меня связывает с нашим университетом. С 2005 года я, не разрывая связи с университетом, создавал в Москве Международный союз производителей металлургического оборудования – Металлургмаш. К тому моменту были наработаны определенные связи с Danieli, SMS-Demag, которые удалось усилить, создав интернациональную ассоциацию, которую я в качестве директора возглавлял до 2013 года, теперь я являюсь вице-президентом этого Союза. Естественно, наш вуз вошел в состав этой ассоциации. Это позволило установить большое количество деловых контактов, были проекты, приоритеты в которых имел МГТУ. Многие из них оказались успешными, например, продолжающаяся с 2006 г. подготовка специалистов совместно с компанией Danieli и для Danieli, потому что многие наши выпускники работают на мировом рынке в рамках программы, которую мы выполняли. Потом появилась частная коммерческая компания «Металлургмаш Инжиниринг», которую я, совместно с партнерами, создавал в 2011 году на базе связей и компетенций Международного союза «Металлургмаш». И задачей этой компании было объединить научные наработки ученых как нашего университета, так и других групп для того, чтобы реализовать их в плане инжиниринговых и НИОКР-проектов, проектов новых технологий на различных объектах. Поэтому здесь было очень серьезное взаимодействие созданной компании с нашим университетом, при этом часто я выступал одновременно с той и с другой стороны. Это и проект, вначале по аудиту завода им. Хосе Марти (Antillano de Acero), г. Гавана, затем по подготовке кубинских специалистов. Это совместная работа по проекту для Мотовилихинских заводов, где мы с коллегами проектировали и изготавливали новый уникальный стан, который поработал в Перми и сейчас находится на нашей площадке. Поэтому когда коллеги, руководство в лице Валерия Михайловича и Михаила Витальевича предложили мне вернуться в МГТУ, я отнесся к этому очень серьезно. Это решение не одномоментное, потому что вопросы проектов, которые у меня открыты, и вопросы бизнеса, конечно, требовали принятия определенных решений. Я их принял, и с благодарностью отнесся к высказанному предложению. Ведь для меня это не только доверие со стороны М.В. Чукина при полном стратегическом взаимопонимании с ним, не только новый проект, но возможность развивать тот университет, который является альма-матер не только для меня, но и для всей моей семьи. Надеюсь, что те связи, бизнес-компетенции, большое количество проектов, которые мы продолжаем выполнять, во многом перенаправятся в вуз. Надеюсь, они позволят нам сегодня значительно продвинуться в области развития науки, тем более что нынешние вызовы очень серьезны, и им надо соответствовать.
– А каковы они эти вызовы, Олег Николаевич, что требуется сегодня от российской вузовской науки?
– Во-первых, меняется технологический уклад, и мы должны не только соответствовать новым тенденциям, но и опережать их. Имеется в виду, что можно, конечно, идти в фарватере, но какие-то прорывные моменты должны образовываться. Не во всех, конечно, но в отдельных направлениях мы должны опережать события. Для этого следует правильно использовать и международный опыт, и компетенции наших коллег в России и за рубежом. Мы должны перейти к формату, в котором нами предлагается не какая-то научная разработка сама по себе, а так называемые высокотехнологичные технологические пакеты, куда входят и собственно научные разработки в формате ноу-хау или патентов, или еще в каком-то виде, и основанные на этих разработках технические решения, и команда профессионалов, способных эту технологию адаптировать, запустить, внедрить. И есть возможность под эту технологию подготовить кадры для заказчика. Сейчас, если мы выдаем просто кадры или просто «железку», или режим, это никого не интересует, это тупиковый путь. Нужно выдавать пакеты. И поэтому я очень серьезно отношусь к словам «кадровый инжиниринг» в названии нашего института ДПО «Горизонт». Дело в том, что, наряду с образованием, которое я не отделяю от науки, где мы черпаем молодые кадры, нам необходимо иметь очень хорошую структуру, которая, с одной стороны, осуществляет для заказчика специализированную гибкую адаптивную подготовку, повышение квалификации действующих кадров, а с другой, для своих кадров, которых мы вырастили из бакалавров, магистров, дать старт по спецподготовке в рамках каких-то новых проектов. Мне кажется, компетенции наших преподавателей будут прирастать именно за счет таких комплексных проектов. Еще один важный момент. Мы должны ориентироваться не на какого-то одного заказчика, даже такого родного, как ММК, а смотреть шире региона, несмотря на то, что мы опорный вуз, смотреть шире Российской Федерации, несмотря на то, что мы государственный вуз, и, несмотря на санкции и другие препоны – они всегда будут, охватывать международное пространство и привлекать специалистов. Если сегодня мы будем создавать возможности для того, чтобы по каким-то проектам к нам сюда приезжали – из России, из-за рубежа – на два месяца, на год не только почитать лекции, но и поработать, то завтра мы сможем перенимать новые для нас компетенции и будем двигаться дальше. Для нас это осуществимо, поскольку наши научные школы не так «оголены», как в некоторых других вузах России. Поэтому у нас хорошие возможности, и нам нельзя их упускать.
– В связи с этим, какие ближайшие шаги нам предстоит сделать, где наши слабые места, что надо устранить?
– Руководству вуза в последнее десятилетие, несмотря на серьезные сложности, связанные с объединением, изменением структуры, удалось сохранить и развить свой потенциал. Были проделаны стратегически правильные решения, связанные с вложением средств, заработанных на передовых направлениях НИОКР, в существенное обновление материальной базы оборудованием мирового уровня. И речь не только о техническом оснащении, но и тех вложениях, которые были сделаны в людей, умеющих пользоваться этим новым оборудованием, способных быстро и качественно разрабатывать новые технологии, что они и делают. Многое из того, что я увидел, мне понравилось и даже оказалось лучше, чем, может быть, я ожидал. Мне придется серьезно заняться информационной средой, так как информационные потоки пока не удалось поставить на требуемый уровень. Когда мы не знаем, что через стенку, оказывается, сидят партнеры, с которыми мы можем выполнить какую-то работу, и поэтому от нее отказываемся, это неправильно. Это связано и с кафедрами, и с лабораториями. И второе, это внешняя информационная среда, связанная с нашей узнаваемостью. У нас должны появляться заказчики, и это не должно иметь никаких границ, то есть бренд должен быть узнаваемым. Для этого уже много сделано управлением по международной деятельности и проректором А.Г. Корчуновым, я благодарен, что эта база есть, но ее надо очень серьезно развивать в плане науки.
– И, напоследок, Ваши пожелания коллегам в связи с Днем российской науки.
– В науке, по словам Маркса, «нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Вот и нам нужны желание, силы, определенный настрой или, как сейчас говорят, драйв, чтобы карабкаться по этим «тропам». Я со своей стороны и руководство вуза в целом будем поддерживать это движение, потому что самое опасное для науки – это почивать на лаврах. Необходимо стараться привнести свои возможности, соединив их с возможностями университета. В тех новых командах, о которых я говорил, в тех технологических пакетах место найдется всем, кто хотел бы затратить дополнительное время и силы. Но это личный выбор каждого. И я желаю в связи с Днем российской науки, чтобы у всех нас, ученых, не было абсолютной успокоенности сегодняшним днем, чтобы мы думали о будущем и в настоящем реализовывали те проекты, которые вечером дадут нам какое-то удовлетворение, утром немножко денег, а через месяц какие-то прорывные решения, о которых мы пока не знаем.
Анна Картавцева
Консультативный совет одобрил
Во вторник, 6 февраля состоялось первое в новом календарном году заседание общественного консультативного совета при ректоре МГТУ им. Г.И. Носова М.В. Чукине, организованное пресс-службой вуза. На нем члены совета прослушали и обсудили информацию об основных проектах и мероприятиях опорного университета региона – статус, которого в 2017 году удостоился МГТУ им. Г.И. Носова, войдя в формирующуюся элиту российских вузов.В составе совета появились новые лица, среди которых много молодых, произошли изменения и в его руководстве, в частности председателем стал В.М. Колокольцев, президент университета, а его заместителями – Г.С. Гун, советник ректора, В.М. Гутников, секретарь городского комитета КПРФ и В.И. Зяблицев, руководитель ООО «ОЗПП». После приветственных слов председателя совета В.М. Колокольцева и ректора МГТУ М.В. Чукина с основным докладом выступил начальник управления стратегического планирования МГТУ Э.Ю. Мещеряков.
Убедительным презентационным материалом он продемонстрировал тот уровень, которого университет достиг сегодня, доказав, что успех МГТУ в конкурсе на опорный вуз страны далеко не случаен. Университет входит в ТОП-300 международного рейтинга QS стран развивающейся Европы и Центральной Азии и занимает 753 позицию в рейтинге Round University Ranking. В нем обучаются около 15 тысяч студентов всех форм и уровней обучения по 32 укрупненным группам направлений и специальностей. Здесь пять докторских диссертационных советов по 10 научным специальностям, объем НИОКР на единицу НПР составляет 328,2 тыс. руб. Доходы малых инновационных предприятий вуза в совокупности приближаются к 100 млн руб. Университет является победителем всех видов конкурсов Правительства Российской Федерации. Это конкурсы по Постановлениям №№218, 219, 220, предполагающие создание высокотехнологичного производства, развитие инновационной инфраструктуры университетов и так называемые мега-гранты, реализующиеся с приглашением ведущих ученых мирового уровня. Также университет победил в конкурсе инжиниринговых центров РФ. Эти высокие достижения и позволили вузу войти в когорту 33 опорных университетов России. По мнению Министерства образования и науки РФ, опорный университет должен представлять из себя лучшую педагогическую, инженерную и социальную школу, стать центром реализации социальных программ и проектов. Университет в программе развития опорного вуза на ближайшие пять лет сформулировал свою миссию, в которой делается акцент на металлургии будущего – iSmArt-металлургии, а это «Интеллектуальная металлургия: сплав науки и искусства». В связи с этим стратегическими задачами вуза как опорного университета являются: привлечение талантливой молодежи региона, формирование открытого информационного пространства научных коммуникаций, диверсификация экономики города и региона, создание комфортных условий для обучения и проживания. Университет разработал: собственную целевую модель, представленную в форме компаса, магнитная стрелка которого хорошо сочетается с эмблемой университета, и новый слоган – «Магнит для талантов! Вектор успеха!». В матричной схеме программы развития вуза выступающий представил совету ряд мероприятий и проектов, познакомил с 13 ключевыми показателями опорного университета, рассчитанными на период с 2017 по 2021 годы. По этим показателям к 2021 году МГТУ должен выйти на контингент в 10 тысяч студентов очной формы обучения, доля аспирантуры, магистратуры должна составить 30% от состава обучающихся, доля трудоустроенных выпускников в регионе – 70% и т.д. Были представлены основные стратегические проекты опорного университета. В МГТУ полным ходом идет работа по созданию корпоративного стиля и дальнейшему продвижению бренда университета, реализуется проект «Комфортная среда» в части благоустройства Университетского сквера и других городских объектов. Большие планы у вуза по развитию спортивной инфраструктуры, созданию молодежного центра, дизайн-проекты которого уже разработаны. Успешно стартовал и продолжает активное продвижение проект «Время компетенций и профессионализма», предполагающий интеграцию университета в международное движение WorldSkils. Но помимо стратегических проектов в вузе, как живой и динамичной системе, уже сейчас появился ряд серьезных проектов, реализуемых вне программы.
Продолжительно и оживленно обсуждали члены консультативного совета услышанную информацию, которая, несомненно, произвела на них большое впечатление. Вызвала глубокое уважение та ответственная роль, которую взял на себя университет как якорная структура развития города и региона. Члены совета изъявили готовность более плодотворно участвовать в делах вуза и предложили проводить заседания чаще. Это предложение было поддержано, и очередная встреча запланирована на апрель.
Анна Картавцева
Форум геологов
В МГТУ им. Г.И. Носова c 6 по 8 февраля проходила III Международная научно-практическая конференция «Маркшейдерское и геологическое обеспечение горных работ», приуроченная к 80-летию кафедры геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых.Конференция организована по инициативе сотрудников и руководства кафедры, института горного дела и транспорта при активной поддержке ректората университета и весьма уникальна по целям проведения и составу участников. В ее работе участвовало более 60 представителей от геолого-маркшейдерской службы горных, шахтостроительных предприятий, Госгортехнадзора, НИИ, высших и среднеспециальных учебных учреждений.
На пленарном заседании, которое прошло в конференц-зале университета, ректор МГТУ М.В. Чукин поздравил кафедру с замечательной датой, поприветствовал участников и гостей форума и вручил благодарственные письма C.М. Платоненко (АО «Учалинский ГОК», г. Учалы), А.Б. Пермякову (ООО «Надежность», г. Магнитогорск) и С.Н. Пережогину (ООО «БШПУ», г. Сибай).
Юбиляршу и всех участников форума поздравили и поприветствовали зав. кафедрой ГМДиОПИ И.А. Гришин, президент МГТУ В.М. Колокольцев и проф. каф. РМПИ В.Н. Калмыков.
Бывшая заведующая кафедрой, а ныне ее гостья, заместитель заведующего отделом минералогии Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья им. Н.М. Федоровского» (г. Москва) Е.А. Горбатова поздравила коллег с юбилеем и зачитала приветственный адрес от ген. директора Г.А. Машковцева.
Работа пленарного заседания форума началась с доклада доцента кафедры Е.А. Емельяненко об истории кафедры ГМДиОПИ. Елена Алексеевна отметила, что для подготовки маркшейдеров кафедра сегодня располагает учебными лабораториями, оснащенными всем необходимым оборудованием, учебным полигоном, созданным на территории «Юности». Для прохождения производственной практики студенты выезжают на предприятия Южного Урала, Башкортостана, Пермского края, Кольского полуострова; за последние пять лет они привезли более 50 новых образцов из Сибири, Урала и Дальнего Востока для геологического музея, где их количество превышает две тысячи.
При обсуждении доклада М.В. Чукин отметил, что в МГТУ будет реализован музейный проект, и геологический музей займет там достойное место.В рамках работы форума прошло заседание круглого стола, где на повестку дня были вынесены вопросы о проблемах в образовании и кадровой политике горнодобывающих предприятий, организации геолого-геодезических, ознакомительных и производственных практик.
Представители фирм ООО «Полеос» (г. Челябинск), ООО «Нова-Нэт» (г. Москва), и «Геостройизыскания-Екатеринбург» продемонстрировали работу современного геодезического оборудования: лазерных сканеров, GPS-приемников, роботизированных тахеометров.
На конференции приняли следующие решения и рекомендации: руководителям геолого-маркшейдерских служб, преподавателям высшей школы и среднего специального образования принять активное участие в рассмотрении проекта профессионального стандарта маркшейдера; расширить географию участников, увеличив представительство НИИ и проектных предприятий, организовать работу секции студентов и аспирантов; в рамках договора о международном сотрудничестве организовать эффективную работу по подготовке кадров для горной промышленности с вузами Казахстана, продолжить работу с Кыргызским государственным техническим университетом им. И. Раззакова; совместно представителям высших, среднеспециальных учебных заведений и горных предприятий проанализировать и привести в соответствие с требованиями горнодобывающих предприятий компетенции, формируемые при реализации образовательных программ по специальности «горное дело», специализация «маркшейдерское дело»; руководству горнодобывающих предприятий, принимающих студентов на период прохождения практики, рассмотреть возможность обеспечения студентов жильем и трудоустройством.
Ирина ПОРТНОВА
Учиться трудно, но интересно
Студенты-бакалавры направления подготовки «мехатроника и робототехника» института энергетики и автоматизированных систем Дмитрий Бирюков, Камиль Низамов (гр. АМб-14) и Александр Гиллер (гр. АМб-15) прошли семестровое обучение в Университете Жана Монне во Франции в рамках академического обмена студентами между вузами.– Что оказалось самым сложным?
Дмитрий Бирюков:
– Cложным был момент выхода из самолета в новой для нас стране. Мы прилетели, спускаемся по трапу и… вот Франция.
Александр Гиллер:
– В аэропорту нас не встречали, до университета добирались сами. Для меня самым сложным было разрушить языковой барьер. Несмотря на то, что в МГТУ мы семь месяцев учили французский язык и успели хорошо подготовиться, языковой практики с носителями языка было мало. Поначалу я отвечал односложно, простыми фразами, а потом стало получаться намного лучше.
Камиль Низамов:
– Все было очень непривычно. Сначала с французским было весьма тяжело, часто в общении переходил на английский язык. Еще мы столкнулись с культурным барьером.
– Вы добрались до университета и вас поселили в общежитии…
Дмитрий Бирюков:
– Нас поселили в общежитие такого же коридорного типа, как в МГТУ, только в комнате живут по одному и по размеру она меньше. Остальное все как в нашем общежитии. Готовили мы сами, иногда в полдень шли в студенческую столовую.
– Как проходила учеба?
Камиль Низамов:
– У нас было девять предметов. Основными дисциплинами были энергетика, автоматика, электрические сети, электронные системы, электромагнитная совместимость и др. Занятия шли на французском языке, и лишь один предмет нам читали на англий-ском.
Дмитрий Бирюков:
– Лекции проводят для всего потока, в котором 60–70 человек. Поток делится на группы, в одной из пяти групп мы вместе с французскими студентами занимались на практических занятиях. Работа проводится на лабораторных стендах по методическим указаниям и материалам.
Главным отличием в образовании является то, что упор делается на практику. С одной стороны хорошо, что учишься работать с разным электротехническим оборудованием, приобретая навыки практической работы, а с другой стороны – нет полного понимания физических процессов, которые изучаются с помощью этого оборудования. Теория дается в очень урезанном виде, поэтому приходилось дополнительно самостоятельно заниматься. Еще одно отличие: студенты не получают домашние задания. Вся работа проводится только в вузе. Сразу после выполнения практической работы необходимо выполнить расчеты и сделать выводы. При этом не нужно оформлять работу в виде отчета. Вы можете показать ваши записи преподавателю, если имеются вопросы.Александр Гиллер:
– Преподаватели, конечно, следят за порядком выполнения работы, задают вопросы по ходу выполнения, и, исходя из этого, выставляют оценки.
– Как проходит экзамен?
Дмитрий Бирюков:
– Экзамены у них проводятся в специальных залах, где установлены столы для одного человека. Между столами большие расстояния, чтобы нельзя было списывать. Экзамены письменные. А наблюдатели, которые проводят аттестацию, не являются преподавателями дисциплины, по которой идет экзамен. Экзамены проводились по всем предметам.
Камиль Низамов:
– У них есть большой экзамен, когда студенты в просторной аудитории в течение 1,5–2 часов пишут ответ, есть локальный экзамен, который проходит в течение 15 минут в виде теста.
Александр Гиллер:
– По некоторым предметам мы выполняли письменную практическую работу по темам, которые мы уже прошли. Но она была упрощенная, чтобы студенты успели выполнить ее за отведенное время.
– Какая система оценок в Университете Жана Монне?
Камиль Низамов:
– В вузе 20 балльная система оценок. Каждая работа имеет свою «стоимость», из которой складывается общая оценка. Для положительной оценки нужно набрать больше 10 баллов. Наши результаты в среднем составили 15–16 баллов.
– У вас были проблемы в общении с преподавателями и студентами?
– В общении оказалось все очень просто. Французы очень вежливые люди. Это мы увидели буквально с первых шагов на вокзале. Нам все помогали. Таким же оказалось и общение с преподавателями. Если они видели, что мы что-то не понимаем, то долго и кропотливо объясняли нам материал.
– Чем вы занимались в свободное время?:Дмитрий Бирюков:
– Мы посещали много музеев, особенно запомнился и понравился музей искусства и промышленности. Это очень большой музей. Часто гуляли по городу, выходили в сквер на пробежку.
Александр Гиллер:
– Сэнт-Этьен имеет очень богатую историю. Здесь производили текстиль, оружие и велосипеды. Коллекции оружия и велосипедов, которые хранятся в музее искусства и промышленности, занимают по целому этажу.
– Что больше всего запомнилось?
Камиль Низамов:
– Запомнилось практически все. Мы получили огромный опыт обучения в европейском вузе, опыт проживания в другой стране, соприкосновение с ее культурой. Нам также удалось съездить в Голландию, Швейцарию и в столицу Франции –Париж.
Дмитрий Бирюков:
– У меня осталось очень много впечатлений, трудно что-то выделить. Конечно, стоит отметить очень красивую природу Франции, вежливых французов, маленькие машины и узкие улочки.
– Вы не жалеете, что поехали?
Дмитрий Бирюков:
– Конечно, нет. Это большой уникальный опыт длительного пребывания за границей, будучи студентом.
Беседовала Ирина Портнова
Аспирант из Беларуси
Научный коллектив под руководством проф. Л.С. Белевского одержал победу в конкурсе МОЛ_НР РФФИ. Весной на кафедру проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования для проведения научных исследований приедет аспирант кафедры технология машиностроения Белорусского национального технического университета ст. преподаватель Евгений Юруть. В МГТУ им. Г.И. Носова Евгений планирует всесторонне изучить структуры, состав, свойства покрытий в рамках проекта «Исследования процесса формирования антифрикционных покрытий методом электрофрикционного плакирования гибким инструментом», поддержанного РФФИ.
Среди научных достижений молодого ученого можно отметить почетный диплом, с присуждением III-ей степени и вручением медали на Белорусском промышленном форуме «Белпромэнерго» в 2014 г. Помимо этого, Евгений Юруть уже имеет опыт выполнения международных стажировок – в 2016 г. он стажировался в исследовательском университете в Польше.
В нашем университете молодой ученый планирует проведение широкого спектра научных исследований покрытий, полученных методом плакирования гибким инструментом, а полученные результаты использовать при написании кандидатской диссертации.
Языковой барьер преодолим
Студенты института гуманитарного образования Диля Адельша, Алексей Кусков (гр. ИФм-17-2) и Мария Масленникова (гр. ИПОп-15-1) в рамках академической мобильности прошли семестровое обучение в Крагуевацком университете в Сербии с 19 октября 2017 г. по 30 января 2018 г. Ребята рассказали о своей поездке.– Что для вас было самым сложным?
Алексей Кусков:
– Для меня это был языковой барьер. Первые две недели мне было страшно разговаривать на английском, потому что в Магнитогорске у меня не было практики. А потом привык.
Диля Адельша:
– Для меня самым сложным был английский язык. Последний раз я на нем говорила в 11 классе. По приезде в Сербию мне пришлось повторять грамматику, образование глаголов и т.д., а потом стала практиковаться в языке.
Мария Масленникова:
– У меня проблемы с языком не было, но перед поездкой встало много вопросов: как и где мы будем жить, как и где мы будем питаться и т.д. Ведь мы ехали не на две недели в турпоездку, а на четыре месяца. Когда мы приехали, оказалось, что все не так страшно. Нас встретили, поселили, проводили в вуз.
– Где вы жили?Алексей Кусков:
– Нас поселили в общежитие для отличников в апартаментах для профессоров. Раньше это была гостиница. Девушки жили вместе, а я – один.
– Вы готовили сами?
Диля Адельша:
– Нет. Мы ходили в столовую, которая располагается в каждом студенческом доме.
– Есть ли отличия в учебном процессе?
Диля Адельша:
– Учиться они начинают в октябре. Две недели идут рождественские каникулы с 1 по14 января, потом еще неделю учатся, сдают экзамен и сразу начинается второй семестр до июня.
Алексей Кусков:
– У них есть кредиты, и перечень предметов, из которого студенты выбирают, что они будут изучать в текущем семестре. И группы у них формируются каждый семестр. Мы учились в одной группе по трем предметам – английский двух уровней и сербский языки. Кроме того, мы еще дистанционно учились в нашем университете.
Мария Масленникова:– У них другая система образования. Например, по сложному английскому была сформирована группа из 30 человек. Она была разновозрастная и образована из студентов со всего факультета. У них нет звонков. Преподаватель назначает время, например, в 15-00. Занятие идет три часа. И преподаватель следит за временем. Вначале он спрашивает, нужен ли перерыв? В перерыве, которые делают через 1,5 ч, за временем следит студент. В конце семестра мы сдавали экзамены, и нам выдали сертификаты. Экзамены были разные – в виде теста, в котором несколько упражнений и которые оцениваются по разному, или в виде теста – грамматики – говорения. Оценка тоже зависит от преподавателя, который сам говорит, сколько максимальных баллов можно заработать. В тесте дается несколько.
Диля Адельша:
– Один из экзаменов мы сдавали в воскресенье утром. Тему для разговора преподаватель придумывает на ходу. Например, «Расскажите о себе», «Что ты будешь делать сегодня, если завтра умрешь», «Вы пойдете грабить банк?», «Как вы относитесь к политике». Это самые рядовые темы для говорения на экзамене.
Диля Адельша:
– В университете мы занимались на правовом факультете, в этом здании находится кафе-бар. И каждый четверг студенты проводят тусовки. Это было что-то! Ты сидишь на занятиях, а снизу долбит музыка.
– Чем вы чем занимались в свободное время?
Диля Адельша:– Мы гуляли по городу, ходили в театры, путешествовали по стране. Мы познакомились с девушкой, которая живет на границе Боснии и Герцеговины в небольшом, но очень уютном городке Байина-Башта. Мы познакомились с ее родителями, а потом отправились в заповедник Тара. Еще мы были в Белграде, где посетили народный театр, Дом цветов, музей Николы Теслы, Мемориальный парк.
– Что больше всего запомнилось?
Мария Масленникова:
– Мне очень понравился Белград. Я просто в него влюбилась.
Алексей Кусков:
– А мне больше всего запомнился испанец Радриго, который приехал в Сербию по программе для педагогов преподавать испанский язык. Это очень интересный спокойный парень, но одновременно веселый, он даже пообещал приехать в Магнитогорск.
Диля Адельша:– Его внешность совершенно не вяжется с его характером. Он очень накаченный, лысый с двумя серьгами в ушах. Этакий «скинхед». А оказалось, очень хороший человек. Еще мне запомнилась наша поездка в город Нови-Сад. Билеты продаются в автобусе, в который набилось очень много людей, и мы два часа ехали стоя до Белграда, как в маршрутке.
Зима у них начинается с 22 декабря (ребята нам сказали, что они думали, что так по всему миру). А мы, в свою очередь) думали, что зима везде начинается с 1 декабря.
– Не жалеете о поездке?
Алексей Кусков:
– Я приобрел колоссальный опыт по общению с разными людьми в другой стране на английском языке, узнал очень много интересного как об учебе европейских студентов, так и о самой Сербии, и сейчас хочу туда вернуться.
Диля Адельша:
– Надо всем ехать, и не стоит этого бояться.
Беседовала Ирина Портнова
Из первых рук
О различных ситуациях, связанных с отсрочкой от службы в армии для учащихся вузов рассказывает начальник отдела по мобилизационной работе Николай Васильевич ЗИНЧЕНКО.У каждого юноши есть право на образование и обязанность служить в армии. И эти обязанность и право частенько бывают в конфликте.
Начнем с обязанностей. Как только юноше исполнилось 18 лет, он обязан идти в армию. Воинская обязанность в нашей стране наступает с 18 до 27 лет, после чего человек переводится в запас вооруженных сил.
Теперь о праве на образование. Студенту, поступившему в вуз на очную форму обучения согласно Закону «О воинской службе» предоставляется отсрочка от службы в армии на время обучения. Время обучения определяется государственными образовательными стандартами. У нас существует четыре уровня высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.
Поступил в вуз – срочно иди в… военкомат
Хотелось бы отметить, что как только студент поступил в вуз, он обязан пойти в военкомат и пройти там призывную комиссию, потому что при наступлении 18-летнего возраста любой юноша должен это сделать независимо от того, поступил он в вуз или нет. Многие студенты думают, что раз он поступил в вуз, то отсрочка ему предоставляется автоматически. Нет, это не так. Отсрочку предоставляет призывная комиссия, которая определяет годность студента к военной службе и даёт ему право на отсрочку. Приходится студентам объяснять: «Тебе нужно сходить просто в военкомат, пройти призывную комиссию для того, чтобы тебя же потом каждый год не дёргали». А они думают: #нyяжепоступил #чтоятамзабылввоенкомате.
После вуза – в армию. Весной или осенью?
По идее, в год, когда студент оканчивает бакалавриат, его весной в армию брать не имеют права, т.к. он считается студентом до 31 августа и имеет право на учебный отпуск до этой даты. Он должен написать в деканате заявление о том, что просит предоставить ему этот отпуск. Если же он такое заявление не напишет, то его могут забрать в армию весной.
Хотя мы с подобной практикой не согласны. Дело в том, что в год окончания бакалавриата студент имеет право поступать в магистратуру. Вот если уж он не поступил, то, пожалуйста, осенью его забирайте. Но как только бакалавр поступил в магистратуру, он опять имеет право на отсрочку. Также право на отсрочку имеют те обучающиеся, которые поступили в аспирантуру.
Однако существуют различные образовательные стандарты. Например, горняки обучаются пять с половиной лет. Как к ним применить «31 августа»? Не применишь. Но студент-горняк тоже имеет право написать заявление на каникулярный отпуск в пределах срока обучения, но до 28 февраля.
Кто не имеет права на отсрочку?
Права на отсрочку нет у тех ребят, которые поступили в вуз после окончания ими колледжей. Бывают случаи, когда выпускник колледжа поступает в вуз и думает, что у него есть отсрочка, раз он учится в вузе, а у него отсрочки нет. Получается так, что 1 сентября – начало учебного года, а 1 октября – начало призыва. И он ещё ни сессию не сдал, ничего не успел, а его уже в армию забрали. Он через год возвращается из армии – и по новой: поступать уже ему не нужно, но ему дают план подготовки первого курса, и он начинает закрывать первую сессию, которую не успел закрыть, потому что его забрали в армию. А многие – просто начинают с «нуля».
Хотелось бы отметить, что в последнее время выпускники колледжей приходят к нам и говорят: «Я пойду отслужу, и потом буду спокойно учиться». Однако есть и такие, кто бегает от армии, но их становится год от года всё меньше.
Отношение к армии у студентов меняется в лучшую сторону. Мальчишки с каждым годом всё больше и больше идут в армию: специально прерывают учебу, берут академический отпуск, отслужат и возвращаются. Не сто процентов, конечно. Кто-то остается в армии по контракту, у кого-то меняются обстоятельства либо мировоззрение.
Истории из жизни
История первая. Печальная. Студент-контрактник очной формы обучения по каким-либо причинам вовремя не произвел оплату, выходит приказ об отчислении в связи с невыполнением условий контракта. Мы сразу отправляем сведения в военный комиссариат. Студент через две недели нашел деньги и оплатил учебу, а приказ мы отменить уже не можем, и студент теряет отсрочку.
История вторая. Грустная. Парень бегает от армии, нет ни работы нормальной, так как каждый раз при устройстве на работу нужно предъявлять либо военный билет, либо приписное свидетельство, нет толком семьи. И вот в 27 лет он торжественно приходит в военкомат, и оказывается, что по состоянию здоровья он не был годен для службы в армии.
История третья. Оптимистическая. Те, кто окончил высшее учебное заведение, имеют право идти в армию не по призыву, а на два года по контракту. А потом уже могут аттестоваться на звание офицера. Например, выпускники ИЭиАС могут служить в подразделениях радиосвязи, в космических войсках, войсках противовоздушной и противоракетной обороны. Другие выпускники – в разных подразделениях применительно к полученной в вузе специальности, востребованной в армии.
– Ваши пожелания студентам в преддверии Дня защитника Отечества.
– Хотелось бы пожелать им, чтобы они не боялись армии. Не боялись служить. Спокойно шли, если нет отсрочки. Один год – это небольшой срок. Отслужив 27 лет в армии, я всегда считал и считаю, что армия – это единственное место, где 18-летний парень может проявить себя как мужчина. Армия – это школа большого опыта, жизненных знаний о выходе из многочисленных ситуаций, потому что ставит различные задачи, которые нужно выполнить, и здесь тебе уже никто не поможет, нужна твоя личная смекалка, твой жизненный опыт, желание.
По моим наблюдениям, мальчишки из армии приходят совершенно другими людьми.
Хочу поздравить всех наших студентов, всех сотрудников университета с Днем защитника Отечества, – это праздник настоящих мужчин, – пожелать им всем всего доброго, счастья и успехов, мирного неба над головой.
Инесса Ким
С удовольствием вспоминаю эти годы!
23 февраля − День защитника Отечества! Этот праздник символизирует неразрывную связь поколений, признание заслуг российских военных. Выпускники университета, отслужившие в рядах Российской Армии, с полным правом могут считать себя надежной опорой нашей Родины.О службе в армии рассказывает доктор исторических наук, профессор Михаил Григорьевич АБРАМЗОН:
– Я жил в другой стране, которая называлась «Советский Союз», где отношение к Советской Армии и отношение к службе было совсем другим. Может быть, с высшим образованием и не очень хотелось идти в армию, но с другой стороны… Вот я, например, не просто не жалею, я вспоминаю эти годы с удовольствием: там было много хорошего, много не очень хорошего, но я не жалею. С точки зрения становления мужчины пройти армию – это очень важно. В вузе, где я учился, не было военной кафедры, поэтому мы после его окончания обязаны были идти рядовыми. Мы служили полтора года, и вместе с офицерскими курсами получалось фактически те же два года. Я не скажу, что это было легко и приятно. Но это – школа жизни. Суровая школа. Мне довелось служить в Пермском крае. С одной стороны – красивая природа, с другой – снежная, морозная. Я был направлен в спортроту, но попал в ПВО, был художником политотдела, работал по специальности, так что было время заниматься не только военной службой, но и творчеством. Поскольку многие наши офицеры учились на истфаках в Перми и Свердловске, я сдавал за них историю древнего мира (в Перми самой проф. Нероновой). Так что было интересно.
– Как в Ваше время относились к тем ребятам, которые пытались «откосить» от армии?
– Лично я всегда негативно относился к тем, кто «косил» от армии. Понятно, есть болезни, учеба в аспирантуре, здесь нет вопросов, это другое дело. А если мои ровесники как-то «косили»… Ну, не очень красиво… В армии сложилось братство. И до сих пор, спустя уже тридцать лет, мы поддерживаем отношения. Армейские друзья – это, конечно, на всю жизнь. Нас немного, мы друг друга уважаем и продолжаем общаться.
– Как Вы считаете, должен ли каждый мужчина пройти армейскую школу?
– Я думаю, что сейчас условия, наверное, другие – страна другая. Наверное, надо пройти армию. Тем более всего год службы! Он проходит мгновенно!. Не успел прийти – принял присягу, послужил… Причем, сейчас же другие условия в армии! Иная столовая, солдат не заставляют заниматься работами, которые не относятся непосредственно к армейской сфере: теперь они не чистят туалеты, не моют казармы, не готовят пищу, у них другая, более удобная форма… Поэтому год позаниматься физической подготовкой, окрепнуть, пройти социализацию в коллективе, научиться выстраивать человеческие отношения с ровесниками, у которых разные характеры, судьбы, воспитание, причем в армии все служат в одинаковых условиях – и с высшим образованием, и без высшего образования (оно так всегда было) – общаться со всеми, найти свою точку опоры, оставаться мужчиной – мне кажется, это очень важно, очень интересно.
– Что бы Вы посоветовали подрастающему поколению?
–Я бы советовал не «косить» от армии, а отслужить, тем более – год! Один год! Тем более что сейчас есть больше возможностей попасть в определенные войска, которые дадут шанс потом в жизни устроиться. Можно же по интересам найти. Можно продолжить служить в армии на профессиональной основе. Вот наши выпускники, историки, которые сейчас отслужили и вернулись, им в армии сделали такие предложения, от которых молодому человеку просто грех отказываться! И федеральные службы, и полиция, и различные варианты «на гражданке», и чего только нет, и все это – после армии. В этом плане, мне кажется, армия дает возможность реализоваться!
Инесса Ким
Самый молодой институт
Наше путешествие по университетскому кампусу МГТУ им. Г.И. Носова продолжается. Сегодня мы познакомимся с институтом естествознания и стандартизации, в чем нам помогут директор И.Ю. Мезин, заместитель по воспитательной работе А.С. Лимарев, заместители директоров/декана по учебной работе других институтов и другие официальные лица.О том, что сегодня представляет из себя институт естествознания и стандартизации узнаем, прежде всего, у его руководства, которое, как никто другой, способно представить, что называется, взгляд изнутри.
– Наш институт образован 1 сентября 2016 года на базе интеграции двух факультетов: стандартизации, химии и биотехнологии и физико-математического, – рассказывает его директор И.Ю. Мезин. – Такое слияние двух образовательных подразделений способствовало усилению в вузе естественнонаучного направления. Кроме того, оно создало предпосылки для перспективного развития нового для университета направления, такого как химико-биологическое, а, подкрепленное хорошей физико-математической школой, позволяет надеяться на довольно успешное и перспективное его развитие. Обучение имеет практическую направленность и ведется с использованием современных компьютерных технологий.
В настоящее время институт насчитывает более 800 студентов, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Большое число направлений, по которым осуществляется подготовка студентов, позволяет реализовывать выпускникам свою профессиональную деятельность практически в любой области знаний и технологий, которая интересна студенту. После окончания университета выпускники института естествознания и стандартизации востребованы и работают на крупных промышленных предприятиях (ПАО «ММК», ПАО «МЕЧЕЛ», НПО «БелМАГ»), дилерских центрах по продаже автомобилей (среди них Rolls-Royce, Audi, BMW, Mercedes-Benz), в образовательных организациях (в школах, лицеях, колледжах, университетах), отделениях банков, налоговых службах, страховых компаниях и на многих других предприятиях и в учреждениях различных сфер деятельности.
– Необходимо отметить высокий профессионализм ученых, – считает А.С. Лимарев, – многие из которых являются членами специализированных докторских диссертационных советов и общественных объединений ученых. Научный потенциал и укрепление его резервов реализуются в подготовке кадров высшей квалификации. На кафедрах института ведется научное руководство и консультирование аспирантами, докторантами и прикрепленными к университету соискателями ученых степеней по актуальным научным направлениям: «стандартизация и управление качеством продукции»; «пожарная и промышленная безопасность»; «физика конденсированного состояния»; «вещественный, комплексный и функциональный анализ». Научно-исследовательская деятельность в институте ведется по целому ряду интересных и злободневных научных направлений. Результаты научно-исследовательских работ широко используются в учебном процессе. Ученые и аспиранты кафедр института плодотворно занимаются издательской деятельностью, обобщая результаты исследований в виде монографий, изобретений, научных статей и докладов на конференциях и симпозиумах. Публикация работ осуществляется также и в журнале «Качество и обработка материалов», который издается силами сотрудников института. Значительное внимание в институте уделяется привлечению студентов к научно-исследовательской работе. Наиболее активные и талантливые из них продолжают свою научную работу в аспирантуре. Ежегодно студенты кафедр института участвуют и становятся победителями в конкурсах дипломных и научных работ различных уровней.– В поле зрения института также находится и международная деятельность, – продолжает Игорь Юрьевич. – Студенты института участвуют в программе обмена с европейскими университетами. Такое обучение несколько студентов нашего института прошли в Технико-экономическом институте в г. Чешские Будейовице (Чешская Республика) в рамках постоянно действующей стипендиальной программы Европейского союза «Erasmus+». В 2017 году студентка института в составе делегации МГТУ им. Г.И. Носова проходила производственно-педагогическую практику в DANIELI&C. Officine Meccaniche S.P.A. (г. Удине, Италия).
– Считаете ли вы, что МГТУ стал университетским кампусом?
– Несомненно, – уверен Игорь Юрьевич. – В последнее время наш вуз бурно развивается, совершенствуется организационная структура, которая способствует сближению разноплановых коллективов и позволяет различным структурным подразделениям, независимо от места, в котором они располагаются, работать как единое целое на дальнейшее развитие университетского кампуса.
– Рассредоточенность ИЕиС по разным образовательным площадкам – это ваш бич или преимущество?
– Рассредоточенность кафедр по различным локациям университетского комплекса носит неоднозначный характер: с одной стороны, такое размещение подразделений способно замедлить обмен текущей информацией и решение некоторых оперативных вопросов, но с другой, это позволяет кафедрам проявлять большую инициативу, быть более мобильными и самостоятельно налаживать контакты и улучшать взаимодействие как с внешними партнерами, так и с теми кафедрами и подразделениями университета, которые находятся в непосредственной близости. Такой подход к организации работы кафедр приводит к появлению нестандартных решений и оригинальных результатов в их деятельности. Примером тут может служить научное сотрудничество и работа наших преподавателей по подготовке студентов совместно с коллективами кафедр институтов горного дела и транспорта и металлургии, машиностроения и металлообработки.
– В чем самобытность вашего института, что его разительно отличает от других?
– Важной отличительной особенностью института, – считает Игорь Юрьевич, – является наличие общеобразовательных кафедр, таких как математика, физика, химия, без которых невозможно обучение студентов в техническом университете. Наличие таких кафедр приводит к необходимости осуществлять образовательную деятельность не только со студентами института и университета, но и организовывать педагогическую работу со школьниками, которые в перспективе могут стать нашими студентами. Учитывая эти факторы, наши преподаватели должны хорошо ориентироваться как в технической сфере, поскольку от понимания тенденций развития техники во многом определяется программа подготовки, так и улавливать уровень подготовки и запросы школьников, чтобы не было разрыва между школой и университетом, а была более благоприятная адаптация первокурсников в университетскую жизнь.
– А каков взгляд со стороны, что об институте ЕиС думают другие?
– Это один из немногих институтов, который располагается еще на разных площадках, – отмечает С.А. Бычик, начальник УМУ. – Но именно в ИЕиС самое большое количество учебных лабораторий (химических, физических, пищевых и т.д.), в которых обучающиеся занимаются не только учебной деятельностью, но готовятся к участию и победам в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
– Технологические процессы, которые осуществляются, например, на кафедре стандартизации, сертификации и технологии продуктов питания, где мы побывали, позволяют этому институту широко использовать межинститутские, межфакультетские связи, – считает Е.В. Коробейников, зам. декана ФФКиСМ. – Например, у нашего факультета есть три достаточно мощных проекта, которые могут иметь прямое отношение к институту естествознания и стандартизации: первое – спортивное питание, т.е. экспертиза спортивного питания, изготовление спортивного питания, полезность и так далее; второе и третье вместе – это спортивная фармакология и антидопинговые проекты.
– Это самый молодой институт с энергичным и деятельным руководством, – говорит М.В. Вечёркин, зам. директора ИЭиАС. – Энергия молодости чувствуется на каждом шагу. Здесь качество подготовки студентов производит очень хорошее впечатление. Мы увидели, как они работают на производственном оборудовании, как готовят блюда, как обслуживают. Везде чувствуется высокий уровень организации и преподавания.
Подготовила Анна Картавцева
Равный – Равному
«В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому»
Вольтер
Сегодня мы расскажем об одноименном проекте, который реализуется на кафедре социальной работы и психолого-педагогического образования института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова совместно с отделом по делам несовершеннолетних г. Магнитогорска в рамках городского межведомственного проекта «Жить».
Проект предусматривает работу с несовершеннолетними от 13 до 17 лет. Его целевая установка – профилактика асоциального поведения, которая происходит через призму добровольчества, волонтерства. Вместе с кафедрой в проекте задействовано двадцать школ города и пять колледжей.
– Отслеживая сводки в газетах о том, что уровень девиаций и суицида среди молодежи достаточно высокий, мы стали заниматься проработкой этой темы, – рассказывает заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Леонидовна Потрикеева. – Проект был поддержан и финансируется администрацией г. Магнитогорска, реализуют его преподаватели кафедры – тренеры, которые работают на группах доценты Н.Г. Супрун, И.В. Гурьянова, О.Г. Петушкова.
Из двадцати школ и пяти колледжей к нам пришли по пять человек, которые после занятий в школе обучаются на кафедре. Тренеры формируют у них активную жизненную позицию, затем переходят на консультативную работу с ними. Сейчас, особенно в подростковой среде, очень размыто понятие нормы, поэтому нашей задачей является сформировать у наших юных слушателей позитивный настрой и обозначить границы нормы, в которые должно укладываться поведение подростка.
То, что проект реализуется на базе вуза, дает школьникам дополнительный ресурс: в университетских стенах они чувствуют себя совершенно по-иному. С тренером они могут говорить на такие темы, на которые не смогли бы пообщаться в рамках школы, семьи, с друзьями. Такое общение важно и полезно не только им, но и сотрудникам вуза – через рефлексию становится понятно, кто, что и где недорабатывает, какие проблемы в школе, в вузе, у обучающихся, у нас самих.
– В каких мероприятиях задействованы юные добровольцы?
– Мы стараемся детей пока не выводить на «большую дорогу», ограничивая их волонтерский пыл помощью в стенах школ, ибо они и так очень сильно загружены учебой. Дети-волонтеры, участники проекта, могут помогать в школе в таких видах деятельности, как анкетирование, тестирование, инструктирование, специализированные школьные мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения. Такая помощь необходима не только нам, но и школьным учителям: дело в том, что та информация, которую сообщают детям педагоги, зачастую не приносит никакого результата, а когда её же преподносит своим сверстникам такой же школьник или студент, излагая ее по-своему, на языке несовершеннолетних, информация становится им понятной.
Позитивные промежуточные итоги проекта отмечают и директора школ. Руководитель одной из школ отметила, что они специально направили к нам трёх «активных» и двух «пассивных» участников и думали, что пассивные не включатся в общее дело. Однако все вышло наоборот: включились, да ещё как! Они стали узнаваемы в школе и могут доступно донести довольно сложную для подросткового возраста информацию.
В одном из колледжей города не хватает специалистов для работы (а обучающихся там более 500 человек), поэтому наличие волонтеров – необходимый, хороший резерв для них, чтобы помочь организовать всех остальных обучающихся, вывести в соответствующее русло. Ребята из колледжа, те, которые прошли часть программы, изъявили горячее желание самостоятельно провести занятие с другой группой участников проекта и активно включились в качестве помощников тренера! Поэтому сейчас витает идея волонтерской школы.
Для школьников участие в проекте, учеба в стенах вуза и деятельность в школах и колледжах своеобразный «задел на будущее» – приобретение опыта.
Дети-волонтеры становятся более адаптивными, ответственными, нарабатывают коммуникативные навыки, опыт представления себя перед коллективом, опыт защиты предлагаемой информации, учатся отстаивать свою точку зрения и свои интересы, аргументированно излагать представляемый материал.
К тому же в рамках проекта его участники получают так называемую «социальную прививку» по ряду проблемных, трудных для подростков вопросов. И чтобы потом повзрослевшим им не пришлось проживать негативные моменты, лучше в подростковом возрасте наработать позитивный опыт преодоления возникающих трудностей и проблем.
– Каковы перспективы проекта «Равный – Равному»?
– Вариантов множество: от организации социально ориентированных коллективных дел в рамках развития волонтерских практик до разработки социальных проектов. А пока участники первой волны набора в апреле поедут на слет волонтеров, организуемый отделом по делам несовершеннолетних при финансовой поддержки администрации города.
Помощь, поддержка и жалость должны быть действенными в отношении тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Можно поддержать человека материально, а можно, помимо этого, предложить механизмы решения его ситуации. И сделать это для него со всем уважением, как «Равный–Равному». Вот в этом суть нашего проекта, в котором задействованы школьники и студенты колледжей, а со временем, мы надеемся, что и взрослая часть населения не останется равнодушной к нашим идеям, поскольку волонтёрство не знает границ!
Инесса Ким
Клуб научной фантастики
Давным-давно, в 1983 г., когда институтская газета носила скромное название «За кадры», среди привычных статей о подготовке инженерных кадров для нужд современного производства появилась целая подборка публикаций под общим заголовком «Поговорим о научной фантастике. Литературная страница».Авторами статей выступали члены студенческого клуба любителей фантастики «Фантаст». Оказалось, что сфера интересов студентов технического вуза не заканчивается написанием курсовых проектов и защитой дипломов, и они желают взяться за расширение горизонтов своих интеллектуальных способностей и возможностей. На помощь студентам пришла зав. художественным отделом библиотеки МГМИ Л.И. Извекова. Клубу было выделено место в читальном зале и предоставлена возможность пользоваться ее книжным фондом в любое время.
Главным заводилой и председателем клуба стал студент энергофака Саша Обрезков, затем его сменил Шамиль Ишбулдин. Первые заседания клуба проходили по одной схеме – сообщение-обозрение по различным темам научной фантастики и фэнтези, книг или фильмов и их обсуждение. Но довольно скоро члены клуба научились делать встречи разнообразными и по форме. Частыми стали на заседаниях проведение викторин, соревнования на лучшее знание современной фантастики, иногда прямо во время заседания изготавливался экстренный выпуск стенгазеты «Фантаст». Время от времени собрания посещали преподаватели различных кафедр.
Студенческий клуб тесно общался с городским клубом любителей фантастики «Странник», который образовался еще в 1981 году при библиотеке Магнитогорского металлургического комбината. Было много бурных обсуждений полюбившихся произведений и авторов, сценических воплощений, состоялись шутливые заседания «суда» над некоторыми персонажами, – страсти кипели не на шутку.Доклады всегда были интересные и неожиданные. Л. Кондратьев в докладе «Наука и научная фантастика» вдребезги раскритиковал все научные предсказания фантастов, а Римма Динмухаметова в обзоре произведений об Атлантиде даже попыталась найти место, где находилась таинственная страна. Состав клуба постоянно менялся, но его костяк оставался постоянным В. Черкасов, С. Клименко, Т. Варфоломеева, А. Пермяков, Е. Колонюк, В. Наумов.
Клуб вел активную переписку с подобными клубами, которые возникли во многих городах: Владивостоке и Минске, Горловке и Абакане, Тбилиси, Перми и Свердловске.
Время диктовала свои законы и со временем менялся формат обоих клубов. Активисты клуба МГТУ «Фантаст» Саша Обрезков, Шамиль Ишбулдин и В. Черкасов окончили свое обучение, и в 1989 г. клуб МГТУ перестал существовать. Студенты – любители фантастики перешли в городской клуб «Странник».
А он в связи с перестроечными временами набирал обороты. За это время состоялось множество обсуждений книг и фильмов, составлений творческих портретов советских и зарубежных писателей, оживленных дискуссий на различные фантастические темы, встреч с писателями и другими интересными людьми.
КЛФ «Странник» стал выпускать клубный любительский журнал, редактором которого стал В. Наумов, где появились рецензии на фантастические видеофильмы, экспресс-информация, художественные произведения членов клуба и информация из других городов и клубов. Ежегодно по стране стало проходить несколько КОНов (собраний), посвященных различным проблемам фантастики. Клуб пытался регулярно давать самую свежую информацию об их проведении. Члены клуба побывали на «Аэлите», «Соцконсе», «Комариной Плеши», «Интерпрессконе» и попытались донести через различные газеты города – «За кадры» (с 1990 «Денница»), «Голос магнитогорской молодежи», «Магнитострой», «Магнит», «Магнитогорский металл», «Магнитогорский рабочий» радость общения с любимыми писателями, художниками и просто друзьями. При клубе появился свой видеоклуб им Дж. Лукаса под руководством И. Харламова, который организовал показ огромного количества фантастических видеофильмов. Поток фантастической литературы за эти годы резко увеличился, и нужно признать, что не всегда это была хорошая литература, очень много откровенной халтуры с элементами фантастики. КЛФ «Странник» во многом помог любителям фантастической литературы отличать зерна от плевел.
В мае 2012 г. председателем клуба В. Черкасовым было принято решение перевести клуб в формат Интернет-общения. В августе 2012 г. появилась Интернет-страничка «ВКонтакте» по адресу: http://vk.com/club41946308. Это расширило возможности общения членов клуба по Сети, дало возможность проводить различные викторины по фантастике, литературные конкурсы, делиться разнообразной информацией. В начале 2018 г. члены КЛФ «Странник» совместно с ОГБ г. Магнитогорска, библиотечным комплексом МГТУ (рук. А.К. Макарова) и литературным клубом МГТУ «Terra Literatura» решили возродить клуб любителей научной фантастики (КНФ) на базе МГТУ им. Носова. В планах КНФ – проведение видеоконференций с современными писателями-фантастами России и зарубежья, круглые столы, видеопутешествия в аномальные зоны Урала, обсуждение влияния идей научной фантастики на изобретательство и др.
19 февраля 2018 г. в 14.00 состоится первое заседание КНФ в малом актовом зале. Приглашаем студентов и преподавателей принять участие в этом мероприятии и его обсуждении!
В.С. Черкасов
Объявление о конкурсе
1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:
- профессоров кафедр: права и культурологии (институт экономики и управления); технологий обработки материалов (институт металлургии, машиностроения и материалообработки , направление «Металлургия»);
- доцента кафедры: разработки месторождений полезных ископаемых (институт горного дела и транспорта);
- старшего преподавателя кафедры: логистики и управления транспортными системами (институт горного дела и транспорта).
2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору:
- профессора кафедры: технологий обработки материалов (институт металлургии, машиностроения и материалообработки, направление «Металлургия»);
- доцента кафедры: логистики и управления транспортными системами (институт горного дела и транспорта);
- старшего преподавателя кафедры: теплотехнических и энергетических систем (институт энергетики и автоматизированных систем, направление «Энергетика»).
Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «положении по виду деятельности» (смк-пвд-20-15).
Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» в разделе «информация для научно-педагогических работников».
Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».
«Денница» от 16 февраля 2018 г.