Итальянский семестр
Студенты 5 курса гр. МПТ - 13 института металлургии, машиностроения и материалообработки Полина Макарова и Илья Севостьянов вернулись из Италии, где в Падуанском университете с сентября по февраль проходили семестровое обучение по программе академического обмена студентами между вузами.– Как вы попали в Италию?
Полина: Получилось всё спонтанно. В прошлом году к нам приезжал профессор Мануэль Дабала из Падуанского университета, частый гость МГТУ им. Г.И. Носова. После его лекции я задала итальянскому ученому ряд вопросов. Естественно, общение происходило на английском языке, и присутствовавший при этом проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов впоследствии вызвал меня к себе и предложил поучиться в итальянском вузе.
– И вот вы сошли с трапа самолета…
Полина: Это был на самом деле шок. Мы с Ильёй прибыли в Падую, встали на вокзальной площади и не знаем, как, на чём и куда ехать. И тут нам помогло знание английского языка. Обучение в вузе начиналось с 1 октября. Мы приехали на неделю раньше, и у нас было время привыкнуть к городу, понять транспортную систему.
– Расскажите о падуанском вузе.– Университет интегрирован в город – вузовские здания разбросаны по Падуе. Исторически сложилось так, что университет, который основан в 1222 году, является градообразующим предприятием, таким, как у нас ММК. В 1678 году высшее образование (степень доктора философии) впервые в мире получила женщина – Елена Корнаро Пископия. Это было трудно (её оппоненты считали, что место женщины в церкви, где она должна молчать).
Мы изучали итальянский язык; наноструктурные материалы; проектирование процесса (Process Design), связанного с химической промышленностью; теорию игр (самый интересный предмет); технологию конструкционных материалов (самый сложный предмет). Особенно нам понравились лаборатории, оборудованные современными приборами.
– Чем отличается образовательный процесс в Италии от российского?
– Многим. Начиная от продолжительности лекций вплоть до манеры преподавания. Два часа отводится на лекцию, некоторые профессора делают пятиминутный перерыв. Мы в группе выполняли проект алкиляционной фабрики (область химической промышленности) по повышению октанового числа бензина; мы симулировали этот проект в специальных … продуктах. Таким образом, каждая из групп, состоящих из трех-четырех человек, подготовила завершенный рабочий проект фабрики. Это как курсовая работа, созданная в группе и практически значимая, фактически уже готовый проект. Также у них есть «over-night project»: даётся задание на ночь. И ты должен решить определенную проблему. Это суровая реальность работы.
В Италии есть единый учебно-информационный портал Moodle – cистема, где лекционный материал, зачастую с комментариями, можно найти на персональной странице преподавателя или предмета. Это весьма удобно, очень помогает в учебе. В российских вузах есть такие же порталы. Подобный образовательный портал функционирует также в МГТУ им Г.И. Носова.
У нас при поступлении в университет формируется одна группа, небольшая, и оканчивает вуз она в том же составе. В Италии же ты записываешься на семестр на курс, и по каждому предмету проходишь обучение вместе с другими людьми. На наших потоковых лекциях было в среднем 40 человек, а факультет математики мог принимать группу в 300 человек. Некоторые ребята, не успевшие занять места за столами, просто сидели во время лекций на полу. Кстати, в Италии как стране очень мало места, причем везде. Поэтому они пытаются использовать всё предоставленное им пространство – они прокладывают тоннели, располагают корпуса институтов под землёй, поднимают вверх небоскрёбы…В Италии есть определённый набор курсов, которые ты можешь выбирать на любом году обучения. За период учёбы предписано изучить конкретное количество курсов, и человек может взять хоть шесть курсов – главное, суметь сдать экзамены по ним. Однако итальянцы – нация неспешная, у них спокойный ритм жизни, они любят отдыхать, разговаривать, опаздывать, и это по-доброму неплохо – у людей «нет нервов», и они всегда улыбаются, более дружелюбно друг к другу относятся… Россияне более напряженные – у нас жизнь сложнее, начиная от погодных условий и заканчивая нехваткой денег. В Италии даже низкоквалифицированный труд оплачивается очень достойно. Чтобы добиться такой зарплаты, наши мужчины на комбинате очень долго и упорно работают, поднимаясь по карьерной лестнице.
– Строго ли в Италии профессора принимают экзамены?
– По сравнению с Россией как-то не очень. Во время экзамена профессор – максимум – сидел за столом, причем, стол был ниже мест, где сидели студенты (большая поточная аудитория), и был полностью поглощен своим ноутбуком. Вся строгость заключалась в том, что он иногда вставал и окидывал взглядом аудиторию. Так как мы в России выросли в строгости, нам это помогло в сдаче экзаменов. Помните, строгие российские учителя, которые ходят между рядами, когда ты пишешь контрольную по математике – если заметили, что ты списываешь, выгоняют тебя… А наше ЕГЭ с большой комиссией? Нам описывали, что экзамен в Италии сдавать сложно, профессор очень строго следит… Может быть, для Италии это и было очень строго, но мы этого не почувствовали.
– Как в Италии со взаимопомощью?
– Студенты, которые получают степень PhD (у них отсутствует степень кандидата наук, они сразу становятся докторами наук), очень квалифицированны для своих лет и открыты для помощи, что очень важно: мы не единожды обращались за помощью к одному из них – Микелю – студенту PhD химического факультета, который нам серьёзно помогал с лабораторными работами, с написанием отчётов, которые полностью нужно было писать на английском языке. Отчеты по лабораторным нужно было делать с использованием разных программ на компьютере. Так как мы проектировщики, то очень хорошо владеем программой Компас-3D компании Аскон, и анализ мы проводили с помощью этой программы.
– Вы общались с итальянскими профессорами?
– Очень понравилась обратная связь «студент-преподаватель». Взаимопонимание между профессорами и студентами было полным – они тебя слышат, но поблажек ни для иностранных, ни для местных студентов никаких нет. Если ты не сдал экзамен, должен пересдавать столько раз, сколько сможешь. Один человек сдавал экзамен восемь (!) раз. И не сдал. Это жёсткая система с жёстким отбором.Итальянские студенты побаиваются общаться с преподавателем напрямую. Например, на «Теории игр» я подошла к профессору с вопросами, попросив его привести пример к своим высокоинтеллектуальным заданиям, которые никто не мог понять. «Вы же из России, Вы умная, Вы должны понять», – ответил он. «Хорошо, допустим, так и есть, но Вы ни разу не показали примера», – парировала я ему. – Он задумался на момент, а затем привел пример, благодаря чему мы и наша группа смогли выполнить все его задания и успешно сдать экзамен. Мы сдали экзамен первыми, получив 27 баллов, что повергло итальянцев в шок.
В другой раз мы обратились к профессору, преподававшему у нас проектирование процесса. У нас было много химии в этом предмете, это немного не наш профиль, что мы и написали в бланках, которые он раздавал студентам для обратной связи.
Мы написали, что проект очень объёмный, мы над ним работаем, встречаясь на лекциях и с группой по 1-2 раза в неделю. Кроме того, мы ещё и самостоятельно его дорабатываем. И должен быть еще экзамен, который, в принципе, уже не нужен. Похоже, об этом написали многие студенты, потому что профессор отменил письменный экзамен. Мы обрадовались, а остальные студенты восприняли это с подозрением и очень дотошно начали выяснять все детали, что, в принципе, правильно: как повлияет это на систему оценки, будет ли другой дедлайн и т.д. Профессор очень мягко объяснил, что переживать нам не стоит, всё будет хорошо.
Отношение профессоров достаточно нейтральное, но был интересный момент. Профессор по теории игр пригласил нас, человек 60, на фестиваль местной кухни в одну из провинций Италии близ города Феррара. Как мы узнали, студентов своих он туда приглашает ежегодно, для сближения и интеграции. Была большая палатка с длинными столами и всевозможной едой. Местная колбаса – «салама», очень вкусная.
– Какие проблемы сопровождают приехавшего в Италию русского студента?
Илья: – Да, как и везде. Это и сложные экзамены, и иностранный язык. Также у нас там украли велосипед, (очень распространенный в Италии вид транспорта), просто срезав металлический трос, после чего Полине пришлось покупать проездной на автобус.
– Что самое трудное было за границей?
Илья: Последний экзамен по технологии конструкционных материалов, перелеты, то, как мы добирались от аэропорта до города, поиск нашей резиденции.
Полина: Мне было тяжело без семьи, в чужой обстановке. Я – патриот России, патриот своего города, Магнитогорска. Пробыв полгода в другой стране, могу сказать, что в России совсем неплохо.
Большинство итальянцев, узнавая, что мы русские, очень вежливо относились к нам, были приветливы, мы сразу становились друзьями, нас приглашали в разные места – сам контакт был очень приятен. В целом итальянцы – очень дружелюбный народ. У многих есть друзья из России, итальянцам всегда интересно было послушать про Россию, причем, интерес этот положительный, они открыты для общения. Но есть и другая сторона медали. Все подводные камни на чужбине проявляются постепенно: некоторые стереотипы, бюрократия.
– Как вы проводили свой досуг?
Полина: Я ранее играла в сборной университета по волейболу, и когда я приехала в Италию, то захотелось поиграть, потренироваться. Мне это очень помогает сконцентрироваться в жизни, и спустя месяц я попала в команду, где и игроки, и тренерский состав были великолепны. Илья, который на все тренировки ходил наблюдать, может это подтвердить.
Отношению к тренировкам, к играм, друг к другу нам можно поучиться у них. Их сила заключается в том, что они друг за друга – горой, они друг друга очень любят. Я успела полюбить всех девочек в команде. Они любят тренеров, они их уважают. Они воспринимают всё с радостью, с улыбкой. Если у тебя что-то не получается, все просто похлопают тебя по плечу: «Всё нормально, не переживай, всё получится». Тренировки проходили на английском, частично на жестовом языке, потому что тренер не знал английского языка. Я поняла, что язык спорта – это интернациональный язык.
Илья: Первые два-три месяца мы старались путешествовать по Италии, смотреть достопримечательности и посещать культурные объекты. Мы были в Венеции – 20 минут на скоростном поезде, 30 км. от Падуи. Ездили с друзьями в Верону, Полина была на практике в Триесте, посетили Болонью, Милан, Рим, а также другие страны – Ватикан и Швейцарию.А, начиная с декабря, проводили всё свободное время, (исключением был Новый год), готовясь к экзаменам.
«Снег и китайцы» (рассказ Полины)
В Падуанском университете очень много зарубежных студентов, особенно много студентов из Азии, и они очень любят русских, считают нас очень красивыми и добрыми людьми. Даже когда идешь по коридору мимо китайцев, они на тебя всегда смотрят с восторгом.
Снега мы ждали очень долго, особенно под Рождество. Очень не хватало снега, и мороза хотелось, особенно под Новый год. И вот – ЧУДО СВЕРШИЛОСЬ – в Сочельник ВЫПАЛ СНЕГ. Пушистый, объёмный снег. Поначалу очень скромно падал, а потом повалил. Конечно, слой для России был смешной – сантиметров десять. Но в этот момент – не итальянцы – китайцы – выбежали во двор, начали фотографировать, играть в снежки, налепили снежных баб, снеговиков, а когда кончился снег, они начали кидаться грязью со снегом. Они были в восторге. Впрочем, и мы тоже. Смеялись, радовались, глядя на них,...
А итальянские студенты другие. Да, мы рассказывали, что у нас снежный покров минимум 20 сантиметров, а был год, когда снега лежало до крыш одноэтажных домов, – но они не верили, удивлялись. Я вспоминала, как, бывало, каждый день приходилось расчищать двор от снега, – они были в шоке, удивлялись: «У нас даже в Альпах столько нет». Итальянцы были очень поражены нашим морозом. Когда в России были крещенские морозы и наши родители, друзья по скайпу говорили: «Сегодня 29 градусов мороза», – они удивлялись: «Как это возможно? Это же практически 30!» Они считают, что такая мягкая погода, как в Италии – везде.
– Надо их пригласить к нам, в Россию.Полина: Уже. Мы заинтересовали двоих студентов-материаловедов учёбой в Магнитогорске – они приедут по программе Erasmus на полгода учиться в магистратуре МГТУ им. Г.И. Носова до конца февраля следующего года, так что и мороз почувствуют, и снег увидят.
Я там очень тесно общалась с одним мальчиком по имени Антонио по программе Tandem: он изучал русский, я – итальянский. Так вот, он грезит Гагариным, он грезит Москвой, он грезит русской космонавтикой, аэрокосмическим факультетом, аэрокосмическими технологиями России. Он уже учился в Москве, был в Питере, и собирается в Магнитогорский технический университет учиться. К тому же наш Центр иностранных языков при МГТУ им. Г.И. Носова объявил о наборе на курсы русского языка как иностранного, для студентов заграничных вузов, которые намного дешевле, чем в других университетах России. Иностранные студенты приедут, и у них будет возможность изучать русский язык на этих курсах. Антонио очень хочет купить в России валенки, придется везти его в сапоговаляльный цех и покупать ему валенки, на случай, если у нас крещенские морозы повторятся.
Второй мальчик, тоже материаловед, общался напрямую с Ильей. Так получилось, что преподаватель конструкционных материалов, узнав, что мы из Магнитогорска, попросила сделать презентацию о прокатных станах ММК, я её сделала, поставив туда видео о прокатке металла на стане, и описав технологический процесс. Весь цикл производства, начиная от добычи руды до конечного продукта. И преподаватель, и студенты были приятно удивлены, один из студентов захотел увидеть всё это своими глазами.
Новый год мы провели в Милане...
...мы готовили пельмени. Настоящие, сибирские, в пол-ладони, из своих продуктов. Я была вдохновителем, – рассказывает Полина. – Получился интернациональный Новый год. Была большая компания итальянцев-друзей и большая компания русских. Это была столовая общежития, где жили наши подруги. Многие итальянцы проявили интерес к нашим "русским тортеллини". Мы их угостили, а так как не нашли в магазине сметану, вместо неё использовали йогурт... Итальянцы, в свою очередь, тоже нас угощали национальными блюдами. Они очень сильно хвалили наши пельмени, мы – их блюда, все были в восторге друг от друга. Смотрели поздравление нашего Президента В.В. Путина в записи, потом пели российский гимн – на чужбине, вдали от дома, обостряются патриотические чувства.
Хочется поблагодарить проректора по международной деятельности А.Г. Корчунова за предоставленную возможность учиться в Италии, а также управление по международной деятельности в лице Д.Ю. Илларионова за четкую, слаженную работу, внимательность и неравнодушие к нашим проблемам, высокий профессионализм.
Инна Ким
Рукотворные шедевры
Сегодня завершила свою работу «Весенняя выставка», посвященная 8 Марта, которая работала в МГТУ им. Г.И. Носова с 28 февраля. Выставка была организована по инициативе проректора по социальной и воспитательной работе А.Б. Шестакова совместно с профкомом преподавателей и сотрудников и советом ветеранов вуза. В расстановке экспозиции принимали участие Н.М. Сухих и Е.А. Пчеляная.
Если в 2017 году на суд зрителей свои работы выставили 10 человек, то в этот раз было более 40 участников. Работы, выполненные в разных жанрах от вышивки и вязания до валяных изделий и ювелирных поделок, представили сотрудники вуза и неработающие пенсионеры. Среди рукодельных поделок посетители могли увидеть вышитые картины В.И. Коваленко, единственного представителя сильной половины. По окончании выставки все участники получили сладкие призы от профкома.
«Человек всю жизнь должен работать»
Почетным гостем МГТУ им. Г.И. Носова 28 февраля стал глава Магнитогорска С.Н. Бердников, который встретился в большом актовом зале с сотрудниками, преподавателями и студентами вуза.Сергей Николаевич подвел итоги 2017 года, рассказал о планах на 2018 год. Глава сообщил, что сейчас Магнитогорск занимает 3 место в стране по продолжительности трамвайных линий, рассказал о запуске школы в 144 микрорайоне и о строительстве новой в 145-ом.
Он поделился идеей создания многофункционального медицинского центра, в котором будут оказываться различного рода услуги и отметил, что больной точкой нашего города является Драматический театр им. А.С. Пушкина, для ремонта которого администрация ищет финансирование.
Помимо этого Сергей Николаевич Бердников отметил, что первая часть реконструкции парка у Вечного огня завершена. Дальше планируется открыть площадку для воркаута, поставить различные скамейки, ларьки и многое другое. Самое интересное, что глава хотел бы открыть там Аллею славы МГТУ. Без внимания также не останется и Экопарк. Его город также планирует преобразить.
Что касается МГТУ, то на его базе будет создаваться детский технопарк «Кванториум». Для студентов лестно было услышать от главы города такие слова: «Мне важно мнение вас, молодых людей, так как вы – это наше движение вверх». Затем высокий гость ответил на многочисленные вопросы зала.
Виталина Рябиченко
Достойный карьерный старт!
Каждый студент рано или поздно задумывается о работе, о том, где наиболее успешно можно реализоваться профессионально. Сегодня, кроме знаний и умений, приобретенных во время обучения в вузе, выпускник к моменту окончания учебы должен иметь еще и опыт работы. Это требование большинства работодателей. Идеальный кандидат для работодателя – это молодой специалист-выпускник вуза с опытом работы, но где приобрести этот опыт студенту? Некоторые крупные компании начинают готовить для себя специалистов еще со студенческой скамьи, как, например, предприятия группы НЛМК. 20 февраля наш университет в очередной раз посетили представители управления персоналом дивизиона «Сортовой прокат Россия» Группы компаний НЛМК. Предприятия дивизиона «Сортовой прокат Россия» совместно осуществляют полный цикл производства: от ломозаготовки до выпуска готовой продукции – арматурного проката, катанки, проволоки и крепежных изделий. Производственные мощности НЛМК-Сорт позволяют выпускать 3 млн. тонн лома, 3,7 млн тонн стали, 2,9 млн тонн сортового проката и более 500 тыс. тонн метизной продукции в год. Доля предприятий НЛМК-Сорт на российском рынке низкоуглеродистой метизной продукции составляет 20%. Наиболее востребованными на предприятиях являются выпускники института металлургии, машиностроения и материалообработки и института энергетики и автоматизированных систем по направлениям: электроэнергетика и электротехника; машиностроение; технологические машины и оборудование; конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств; металлургия. Для студентов 3-4 курсов бакалавриата предприятие предлагает целевое обучение с выплатой стипендии, прохождение всех видов практик, помощь высококвалифицированного специалиста предприятия в подборе темы и подготовке курсовой и дипломной работы. Так что заявить о себе, познакомиться с профессией и приобрести опыт работы в крупной компании можно, еще будучи студентом.Более 22% сотрудников Группы НЛМК – это молодые специалисты, вчерашние выпускники, которым созданы благоприятные условия для развития и карьерного роста. Ежегодно на предприятиях проводятся конкурсы для молодых специалистов и реализуются жилищные и образовательные программы, участие в которых дает возможность улучшить жилищные условия и повысить квалификацию.
Молодым специалистам, трудоустроившимся на предприятия, гарантируются: выплата единовременного пособия; программа адаптации в должности, компенсация стоимости найма жилья до 100%; достойная заработная плата.
По вопросам практики, целевого обучения и трудоустройства обращаться Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Наталья Савинова, зав. центром содействия трудоустройству выпускников
Ступени к победам
В многопрофильном колледже 19 февраля стартовал I этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО, в которой , в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, является одной из ведущих форм выявления наиболее одаренных и талантливых студентов и дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности и развития творческого потенциала. В олимпиаде приняли участие 80 обучающихся 3-4 курсов 11 специальностей.
Формат олимпиады предусматривал выполнение профессиональных комплексных заданий, которые позволяли проверить не только теоретические знания обучающихся, но и определить уровень их практической подготовки в рамках изучаемой специальности.
Участникам олимпиады также предстояло продемонстрировать навык владения профессиональной лексикой на иностранном языке, умение применять современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере деятельности.
Содержание олимпиадных заданий разрабатывалось ведущими преподавателями МпК с учетом основных положений профессиональных стандартов и требований работодателей к уровню подготовки специалистов среднего звена. Такой высокий уровень сложности заданий делает победу более ценной и дает участникам ориентир на пути к вершинам мастерства.
22 февраля на торжественном закрытии олимпиады были подведены итоги и объявлены победители и призеры. Лучшими в своих укрупненных группах стали: Алена Ванкевич (гр. ЭК-16-5), Данил Иванов (гр. ММдс-14-1), Евгений Кияев (гр. СТаК-14-1), Степан Никитин (гр. СС-14-1), Олег Рахимов (гр. Кс-15-1), Александр Филиппов (гр. МТэ-14-1), Николай Щелоков (гр. Мг-14-1).
Впереди II этап Всероссийской олимпиады – региональный. А значит, необходимо опять готовиться и совершенствоваться, чтобы вновь победить, быть лучшим и защитить честь многопрофильного колледжа на уровне региона. Желаем нашим студентам новых ярких побед!
Е.Ю. Котукова, методист МпК
Активность и целеустремлённость – залог решения социальных проблем
В январе завершился областной конкурс молодёжных проектов «Студенческая инициатива».Четыре прекрасные представительницы из МГТУ им. Г.И. Носова выиграли гранты на исполнение своих замыслов. Валентина Шилина, Валерия Назарова, Евгения Александрова и Альбина Кунакбаева уже начали активно дорабатывать и реализовывать свои идеи.
«60 минут до взрыва», – именно так смело и дерзко называется квест, который в качестве проекта представили на конкурс Валентина, Валерия и Евгения. Он обучает участников основам оказания первой медицинской помощи и профилактике террористических действий. Ролевая составляющая квеста помогает максимально поверить и погрузиться в происходящее. Вот уже на протяжении двух лет он реализуется профбюро института гуманитарного образования, направления педагогики, психологии и социальной работы.
– Мы выбрали данную тему, потому что в современном обществе всё больше возрастает уровень терроризма. Террористические группировки захватывают весь мир. Если ранее террористический акт совершался группой людей, и предотвратить его было гораздо легче, то теперь подобные группировки зомбируют людей удалённо. Совершить террористический акт большого масштаба может один человек. Задача участников квеста состоит в предотвращении такого акта, а также в оказании помощи заложникам. Реализация проекта начнётся с апреля, а сам квест пройдёт в середине мая, – рассказывает Валентина Шилина.
– Это единственный из десяти проектов нашего профкома, который получил грант. Квест направлен на оказание медицинской помощи не только во время террористических актов, но и всевозможных аварий, катастроф, внезапных проявлений болезни. Например, эпилепсии. Наша цель – научить участников оказывать эту самую первую помощь. На данный момент мы общаемся с представителями Росмолодёжи, готовим всю необходимую документацию. И уже совсем скоро в третий раз проведём этот квест, но на новом, более высоком уровне! – делится планами Валерия Назарова.
Второй проект, который удостоился гранта, называется «Эко-герои». Его автором является Альбина Кунакбаева – активистка городского волонтёрского центра «По зову сердца».
«Эко-герои» – это серия активных городских игр для людей в возрасте от 10 до 80 лет, включающих этапы физической подготовки, выносливости, развитие умения работать в команде и творческого мышления. На начальном этапе проходит уборка локаций: парков, улиц, общественных мест. Участниками собирается мусор «на время», а по окончанию взвешиваются и фиксируются все результаты. Далее проходит творческий конкурс, в котором команды готовят видеоролики, фотоколлажи и различные проекты на экологическую тему. На последнем этапе состоится подведение итогов и награждение победителей в торжественной обстановке. Впоследствии они высадят на предоставленных территориях саженцы.
– Квест «Эко-герои» – это увлекательная форма субботников. 2017 год – это год экологии. Так как он уже подошёл к завершению, различные эко-проекты перестали массово разрабатываться. Девиз моего проекта – «Экологическая обстановка важна всегда!». Хочется заметить, что Магнитогорск занимает одно из первых мест в рейтинге экологически неблагополучных городов России. Думаю, что именно путём игр можно побудить его жителей очистить город. Сейчас разрабатывается логотип проекта, а также всё согласовывается с администрацией города. Сам проект будет полностью реализован летом, – поведала о своей идее Альбина Кунакбаева.
Проектная деятельность в современном мире признаётся составляющей успешного человека. Умение организовать массовые социально-полезные мероприятия – это показатель заинтересованности в существующих проблемах общества. Именно такими неравнодушными и целеустремлёнными людьми являются победители конкурса молодёжных проектов «Студенческая инициатива»! Не остаётся никаких сомнений в том, что описанные проекты будут реализованы на высшем уровне!
Екатерина СТЕЦЕНКО, студенческий пресс-центр МГТУ
Дорога к непередаваемым эмоциям
С 1 по 5 февраля в Краснодарском крае на базе оздоровительного комплекса «Орбита» состоялось одно из самых масштабных и ярких событий наступившего 2018 года – молодежный фестиваль «Всероссийский студенческий марафон». Уже в пятый раз фестиваль объединяет в одну общую команду лучших студентов высших и средних профессиональных учебных заведений со всех уголков страны.Студенты МГТУ им. Г.И. Носова не стали исключением и приняли участие в этом грандиозном мероприятии. Делегация нашего вуза состояла из 15 человек разных студенческих объединений – отдела по молодежной политике, спортклуба «Стальные сердца», профкома студентов и аспирантов МГТУ. Ребята проявили себя в разных амплуа и привезли с собой призовые места.
Пять дней участники проявляли свои творческие и спортивные таланты, 120 часов с их счастливых лиц не спадала улыбка, не было ни одной свободной минуты, всё было просчитано до мелочей.
Программа Всероссийского студенческого марафона включала в себя интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг», «Своя игра»; спортивные турниры по волейболу, теннису, городошному спорту, мини-футболу, боулингу, спидкубингу, веревочному курсу «Стихия», кибер-турнир «FIFA 2018». Не обошлось и без творческих конкурсов: арт-объекта из бумаги «Bonvoyage», песочной анимации «Сказочный мир», танцевального конкурса «Mixdance», вокального – Coverversion. Но это далеко не всё, что ожидало участников в рамках программы.
Для нашей делегации одним поводом для гордости стала Анна Валеева, участница фестиваля и по совместительству будущая выпускница МГТУ, побившая собственный рекорд по сборке кубика Рубика в турнире по спидкубингу!
Анна Валеева поделилась впечатлениями о прошедшем мероприятии:
– Мы жили на территории сказочного и живописного комплекса «Орбита». Многоэтажные корпуса с уютными номерами, коттеджи, рестораны, кино, спортивные площадки, красоты Чёрного моря поразили с первой секунды.
На фестивале я была второй раз, но его атмосфера покорила меня ещё в прошлом году. В этот раз программа была настолько насыщенной, что я не успевала даже понаблюдать за всем сразу. Команды привозили с собой настоящих профессионалов своего дела, поэтому каждый конкурс проходил не просто интересно, а захватывающе. И я очень рада, что наши ребята смогли занять 2 место в городошном спорте. Но особенно мне запомнился финальный турнир по волейболу, это была напряженная игра! Ребята молодцы! Так как у нас не было принципиальной цели победить, мы адекватно оценили свои силы и решили просто провести время в своё удовольствие. Вечера мы тоже не теряли зря и играли в дружественной атмосфере в игру «Крокодил», которая раскрыла каждого из нас с новой стороны.
Такие фестивали очень важны не только для своеобразного переключения от рабочих дел, но и для сплочения команд. Я очень рада, что мне удалось обрести новых знакомых и встретить старых. Я бы хотела вернуться вновь на марафон, но, к сожалению, моя студенческая жизнь закончилась. Может, когда-нибудь вернусь, но уже в роли жюри (мечтать не вредно). Хотелось бы отметить также организацию фестиваля, которая была на уровне. В целом, я осталась довольна, побольше бы таких мероприятий для студентов!
Торжественное закрытие фестиваля заставило ребят взгрустнуть, ведь новые знакомства, памятные моменты, непередаваемые эмоции остались позади.
В последний день марафона каждый из участников подвел собственный итог. Цель мероприятия была достигнута: студенты смогли не только принять участие в культурно-спортивном и оздоровительном турнире, но ещё и поделиться собственным опытом в той или иной сфере деятельности. Фестиваль помог найти новых друзей и сплотить каждую команду, подарил океан положительных эмоций и незабываемых впечатлений!
Светлана ЯКОВЕНКО
Изюминка университетского кампуса
Сегодня в нашем увлекательном путешествии по «Радуге университета» мы попадаем в компактный образовательный городок по улице Грязнова, 36. Здесь расположен многопрофильный колледж МГТУ им. Г.И. Носова. И вновь первое слово предоставляется руководству – директору МпК С.А. Махновскому и начальнику учебно-методической части Е.Д. Трегубовой, которые, дополняя друг друга, так ответили на вопросы редакции:– Как вы считаете, удалось ли нашему вузу стать университетским кампусом?
– Университетский кампус – это одна из составляющих полноценного обучения и отдыха студента, обеспечивающий, прежде всего, качество студенческой жизни. Образование дается не в вакуумном пространстве, и это окружающее пространство играет жизненную роль в том, как студент чувствует себя во время обучения и насколько остается доволен полученным образованием. Думаю, что нашему вузу удалось организовать такое пространство для наших обучающихся.
– Как это проявляется на примере вашего колледжа?
– После реорганизации колледж прошел достаточно сложный путь объединения, адаптации и поиска своего места в университетском комплексе. Сегодня многопрофильный колледж – это студенческий городок, включающая не только учебные, лабораторные и производственные помещения, но и общежития для студентов, библиотеку, столовую и спортивный комплекс. Важно, на мой взгляд, что колледж – это слаженный творческий коллектив педагогов и обучающихся.
– Ваш колледж распложен локально. Это для вас плюс или минус, с точки зрения университетского кампуса?
– Локализация среднего профессионального образования в едином комплексе, конечно, имеет положительное значение, прежде всего, с точки зрения управления образовательным процессом. Есть определенные проблемы, связанные с территориальной удаленностью от главного корпуса, например, использование учебно-лабораторной базы университета. Сегодня коллективом и администрацией колледжа ведется активная работа по организации коллективного использования ресурсов университета.
– В чем заключается особенность, самобытность вашего колледжа во всех областях деятельности (образовательной, научной, международной)?
– Особенностью нашего вуза в целом является реализация уровня среднего профессионального образования. Cегодня более 2500 студентов очной и заочной форм обучения получают квалификацию специалиста среднего звена по 48 образовательным программам. Практико-ориентированная образовательная среда колледжа соответствует современным стандартам и передовым технологиям и формирует не только базовые, но и уникальные компетенции наших студентов: активно развивается научная деятельность обучающихся, техническое творчество, учебное и социальное проектирование, олимпиадное движение.
Особо следует отметить тесные связи колледжа с предприятиями и организациями различных форм собственности города и региона. Взаимодействие осуществляется на основании соглашений о сотрудничестве. В числе наших партнеров ПАО «ММК», ООО «Объединенная сервисная компания», ЗАО «КонсОМ СКС», компания «Корпоративные системы SIKE», ЗАО «СвязьТелеком» и др. Важно, что существующая практика взаимодействия охватывает не только этапы оценки квалификации и трудоустройства выпускников, но и проектирования, разработки образовательных программ, их совместной реализации.
Одним из актуальных направлений развития среднего профессионального образования является движение WorldSkills. Колледж совместно с институтами университета активно включился в это движение, в октябре 2017 г. организован и проведен первый внутривузовский чемпионат по трем компетенциям, проектируется новая компетенция по направлению «металлургия».Перед колледжем стоит важная задача – обеспечить преемственность образования и привести в университет абитуриентов, подготовленных к научно-практической деятельности. Сегодня мы совместно реализуем образовательные программы прикладного бакалавриата, обеспечивая его практическую направленность и получение обучающимися профессии рабочего.
Несомненно, спецификой нашего колледжа является особое отношение к физической культуре и спорту. Ежегодно мы проводим физкультурные и спортивные мероприятия, к участию в которых привлекаются не только обучающиеся колледжа, но и других образовательных организаций, в том числе школьники; поддерживается и развивается спартакиадное движение; созданы и успешно функционируют спортивные секции по трем видам спорта.
– Расскажите о самых ярких достижениях вашего колледжа во всех областях деятельности.
– Прежде всего хотелось бы отметить, что педагогическому коллективу колледжа удалось сохранить лучшие традиции, существовавшие в образовательных организациях до объединения, о чем свидетельствуют, например, результаты участия нашего студента во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по специальности 22.02.01 Металлургия черных металлов – в 2017 году он стал победителем в номинации «Лучший по специальности».
Опыт сотрудничества образовательной организации с предприятиями-работодателями высоко оценен Министерством образования и науки РФ. В ноябре 2015 года МГТУ им. Г.И. Носова стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшие практики взаимодействия СПО-БИЗНЕС».
Особая гордость колледжа – ежегодная студенческая научно-практическая конференция «Первый шаг в науку», которая вошла в перечень мероприятий Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+ и в марте 2018 г. будет проводиться в восьмой раз.
Ярким результатом технического творчества является «Студия технического творчества Dreams Style Garage», созданная в 2014 г. Ее цель – развитие инженерного движения студентов в структуре технического вуза, формирование практико-ориентированной проектной среды, в рамках которой команда студентов самостоятельно проектирует, изготавливает, испытывает и защищает действующий прототип автомобиля. Уже в 2016 году на всероссийском этапе международных соревнований «Формула-Тюмень – 2016» был представлен сконструированный спортивный болид «EVA», который, успешно пройдя динамические тесты на ускорение, маневренность, выносливость и автокросс, занял 3 место. Одной из последних стала победа нашей команды в феврале 2018 г. на VI Всероссийском форуме «Студенческие инженерные проекты», посвященном развитию современного инженерного движения среди студентов и аспирантов России.
Сборная колледжа – неоднократный победитель городской спартакиады. В 2017 г. команда заняла 3 место в областной комплексной спартакиаде, завоевано 26 медалей на городских и региональных соревнованиях, обучающиеся колледжа вошли в состав сборной команды по теннису Челябинской области.
Стратегический проект «Время компетенций и профессионализма», реализуемый в рамках программы развития опорного вуза – важная веха на пути развития колледжа как части университетского кампуса.
Вот такой наш колледж! Ни прибавить, ни убавить – настолько полно и всесторонне рассказали о нем Сергей Александрович и Елена Дмитриевна. И все же интересно, а как колледж воспринимается со стороны?
– Отличительной особенностью колледжа, – считает начальник УМУ С.А. Бычик, – является наличие большой материально-технической базы: лаборатории, мастерские, позволяющие осуществить профессиональное обучение более чем по 50 программам и освоить рабочую профессию. Кроме того, это на сегодня единственный комплекс в университете, который имеет классы и учебно-вспомогательные помещения, оборудованные для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
– Здесь практическая реализация полученных студентами навыков приводит к воплощению замыслов, например, к конструированию автомобилей, – отмечает М.В. Вечеркин, зам. директора ИЭиАС по направлению «Автоматизированные системы». – Кроме того, в колледже все органично и компактно. Учебный комплекс, включая общежития, находится на огражденной территории, что очень важно по соображениям безопасности. Это большой плюс, поскольку здесь обучаются несовершеннолетние ребята.
– В колледже достойная лабораторная и производственная база, где студенты получают рабочие профессии, мастерские, где можно все потрогать, – поддерживает коллегу Д.Ю. Усатый, зам. директора ИЭиАС по направлению «Энергетика». – В автомастерской мы увидели разные автомобили: и в разобранном состоянии, и собранные своими руками болиды (их можно увидеть на днях открытых дверей). Здесь занимаются увлеченные студенты, уже сейчас демонстрирующие мастерство вождения.
– Гоночные автомобили – это, по-моему, главная изюминка МпК, – считает и А.В. Ярославцев, зам. директора института заочного обучения. – Поразило, как из старых запчастей, железа студенты делают стоящие болиды.
– А на меня особое впечатление произвело все, что связано с подготовкой поваров-кондитеров, – признается Е.Ю. Дегодя, зам. директора ИГДиТ, – кондитерские и поварские цехи оборудованы по последнему слову техники. На этом оборудовании можно творить кулинарные чудеса.
– Несмотря на то, что наш колледж находится в условиях жесткой конкуренции, он раскручивается и способен выпускать классных конкурентоспособных специалистов, – уверен Е.В. Коробейников, зам. декана факультета физической культуры и спортивного мастерства.
Подготовила Анна Картавцева
Выборы. Будь в теме!
В преддверии выборов президента всегда возникает интерес к политической жизни государства, к специфике «политической гонки». Особый интерес к организации предвыборной кампании чаще всего отмечается у тех, кто пойдет голосовать впервые.
С целью повышения политической грамотности студентов выпускных курсов многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова было принято решение познакомить их поближе с избирательным процессом. Преподаватель МпК Ю.П. Саулина совместно с представителями молодежной избирательной комиссии (МИК) Магнитогорска провели несколько встреч с юными избирателями в формате деловой игры «Президент». Построенная на основе «Монополии», эта игра позволила ребятам, представив себя кандидатами в президенты, окунуться в избирательный процесс. Под руководством председателя МИК О.В. Ведерникова студенты прошли все этапы президентских выборов, начиная с регистрации кандидата и заканчивая победой. Избирательный процесс – это ответственное, волнительное и в то же время увлекательное действие, где существуют определенные правила, обязательные для всех, где каждый голос может стать решающим.
Вторая игра техническая – «Новая планета». Она предполагала командную работу обучающихся по созданию своего вымышленного государства на необитаемом острове. Кураторы команд – члены МИК Анастасия Владельщикова, Михаил Мышкин, Константин Носенко, Николай Файзрахманов, Михаил Хазиев, Яна Шершова (почти все студенты МГТУ и МпК) помогали ребятам сориентироваться в определении политического режима своего государства, выборе правителя и установления задач для выживания на острове, далеком от цивилизации. В итоге каждая команда должна была определить, смогла ли она построить успешное государство с оптимальной для этого формой правления. Цель этой игры – понять, что только в команде, где есть сильный лидер, возможно движение к стабильности и порядку.
В финале каждой встречи проходил анализ результатов, обсуждение ошибок и открытий.Милена Мешкова ст. гр. ЭК-15-1 поделилась впечатлениями:
– В этом году мне предстоит пойти на выборы первый раз в жизни. Всегда казалось, что музыка на избирательных участках – это всего лишь надуманный праздник. Сейчас понимаю, что день Выборов, действительно особенный, ответственный, ведь голос каждого, и мой в том числе, будет определять, как развиваться нашему государству. Встреча с членами МИК показала, что правовое образование не складывается только из теории, наоборот, это ежедневная практика, отношение к которой имеем мы все. После этого мероприятия появилось убеждение в необходимости участвовать в выборах.
Хочется выразить благодарность представителям молодежной избирательной комиссии за яркие впечатления и интересную форму работы по формированию активной гражданской позиции и воспитанию положительного интереса молодого поколения к конституционным, правовым и общественно-политическим вопросам.
Е.Ю. Котукова, Ю.П. Саулина
Помощь другим людям как стиль жизни
Помогать другим людям для студентов МГТУ так же естественно, как дышать.Как прийти к такому состоянию души, когда невозможно жить, не помогая другому человеку? Где взять силы и найти на это время? Будущие социальные работники – ребята, которые учатся на кафедре социальной работы и психолого-педагогического образования ИГО МГТУ им. Г.И. Носова, знают ответы на эти вопросы. Им, для которых протягивать руку помощи – стиль жизни, помогают реализоваться в своём стремлении преподаватели кафедры во главе с ее заведующей О.Л. Потрикеевой.
– С первых же дней учебы студенты погружаются в атмосферу будущей профессии. В рамках добровольческих проектов, реализуемых коллективом кафедры совместно с городскими организациями, они помогают пожилым людям, проводят психологическое сопровождение детей из трудных семей, проводят профилактику суицида и оказывают первичную психологическую помощь школьникам, организовывают праздники для детей, находящихся на длительном лечении в больницах, а также для детей, оставшихся без попечения родителей – всего не перечислить, – рассказывает Ольга Леонидовна.
Помогают всегда и везде
На нашей кафедре волонтеры работают с того момента, когда была открыта специальность «социальная работа» в 2000 году и появились первые студенты очного отделения. Во второй половине дня, либо во время прохождения практики, они у нас всегда занимаются волонтёрством, ведь само направление подготовки по сути своей направлено на помощь людям. Мы в первую очередь учим тому, как можно осуществлять безвозмездную помощь, как искать соответствующие ресурсы для реализации добровольчества и волонтерства. Это основополагающие моменты.
Театр вызывали?
Сейчас у нас существует внутрикафедральный проект «Социальный театр», руководит которым доцент Т.А. Безенкова. В рамках этого проекта студенты-волонтёры выходят с разными акциями, концертами в учреждения социальной защиты населения (старшее поколение, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети и взрослые с ограниченными возможностями здоровья), медицинские учреждения.
Часто мы бываем с концертами в 3-ей детской больнице, где есть дети, которые проходят длительные период лечения. Также наши ребята устраивают новогодние праздники, День защиты детей в детских садах и школах. К нам обращаются различные организации с просьбой о помощи, и наши студенты отзываются. Это может быть игровая площадка какой-либо организации, праздник в учреждении. Недавно мы проводили для наших вузовских ветеранов совместно со студентами кафедры английского языка экскурсию по библиотеке ИГО МГТУ им. Г.И. Носова.
Хочешь крепкую дружную семью – начинай «волонтёрить»!
Подобные выступления, участие в разных формах мероприятий дают студентам-волонтёрам дополнительный опыт, навыки общения. Они учатся самопрезентации, взгляду на ситуацию со стороны. С лёгкостью могут поменять сферу приложения своих усилий и интересы, расширяют спектр компетенций.
Что трудно, а что легко волонтёрамЯ наблюдаю, что те, кто очень хорошо отучились на социальной специальности и прошли через волонтёрство, имеют, как правило, замечательные крепкие семьи. Порой родители не могут привить своим детям опыт нахождения в хорошей полной семье, нет семейных традиций – так иногда бывает… А во время волонтёрства наши ребята это восполняют, через помощь другим. Происходит поиск соответствующих ресурсов, у них расширяется кругозор в этом направлении.
Как-то раз студенты-волонтёры приехали для проведения праздника в детский дом. А маленькие дети начали в них буквально вцепляться: «мама, папа». Это было так пронзительно-трогательно, многие прослезились… И такой опыт, он тоже был очень важен для студентов. После этого вряд ли кто-то из них оставит своего ребенка.
Добровольчество многообразно
Волонтерство формирует активную жизненную позицию: «а я могу ещё это дать». Иными словами, волонтёр становится руководителем самого себя. Он чётко знает ответ на вопрос: «что я в этой жизни могу сделать, в том числе для других; к чему я могу стремиться?» Они знают, что помочь другому можно не только материально, не только делом, но и знаниями, помощью в решении проблем, отчасти наставничеством, отчасти даже просто одним своим присутствием.
Сейчас, во время кризиса, у человека обнажаются базовые проблемы: «одеть, обуть, накормить», при этом забывается о духовном. Но у нас общество человеческое, а не только биологическое. Мы общаемся, выстраиваем отношения друг с другом, что позволяет людям не вести себя так, как животные, то есть не пожирать других. Поэтому, с этой точки зрения, духовная составляющая волонтёрства огромна.
Сейчас при устройстве на работу во многих профессиях требуется опыт волонтёрской деятельности. Это для работодателей – один из показателей развития личности будущего работника. По волонтёрской книжке можно поехать в летний лагерь-школу для волонтёров. Её наличие учитывается при поступлении в вуз. Это одна из форм благодарности общества волонтёрам за их нелегкий труд, за бескорыстную помощь другим людям.
Инесса КИМ
«Цель только одна – победить!»
Мужская волейбольная команда «Магнитка-Университет» достойно завершила последний тур в зоне Восток в рамках чемпионата России по волейболу высшей лиги Б, а с 20 по 22 февраля прошли соревнования по волейболу в зачёт Универсиады среди образовательных организаций высшего образования Челябинской области 2017-2018 учебного года, где мужская студенческая команда заняла 3 место, а женская – 4 место.Какими упорными трудами ребята достигли такого успеха и сколько сил потратили в сезоне? На все эти вопросы с удовольствием ответил тренер волейбольной команды Алексей Петрович Андреев:
– У команды закончился последний тур в зоне Восток в рамках чемпионата России по волейболу высшей лиги Б. Скажите, выполнены ли поставленные цели?
– Несомненно, задача, чтобы попасть в финал – выполнена! Но главная цель сборной команды «Магнитка-Университет» – занять первое место в своей группе, увы, осталась не достигнутый. Конечно, очень хотелось привезти «финал» домой. Всё зависело только от нас, и мы, к большому сожалению, не справились. Но всё ещё впереди!
– В чем были главные ошибки, которые не дали привезти первое место домой?
– Все-таки это предварительный этап, поэтому сильного расстройства, как такового, и нет. Мы обязательно будем бороться за золото в финале! Если говорить про ошибки, которые мы совершили на площадке, то они были достаточно банальные: мы просто недооценили нашего соперника.
– Алексей Петрович, а как будете исправлять эти ошибки в финале?
– Думаю, что в финале не возникнет таких проблем с мотивацией, ведь приедут четыре лучшие команды Запада и две лучшие команды Востока. Это хороший шанс для игроков показать себя исключительно с хорошей стороны и, может быть, перейти в команду высшей лиги «А» или суперлиги.
– Хорошо, спасибо! Давайте вернёмся к последнему туру в зоне Восток. Довольны ли Вы результатом команды в целом?
– Я, наверное, никогда не буду доволен результатом! Всегда, достигая каких-то целей, делаешь работу над ошибками и ставишь уже новые задачи, поэтому останавливаться никак нельзя! Сборная университета не будет останавливаться. По крайней мере, я этого не допущу.
– Какие всё-таки итоги турнира можете подвести для себя и команды?
– По сравнению с прошлым сезоном по качеству игры мы не продвинулись вперёд, на это есть объективные причины, но их мы опустим... Нужно улучшать качество тренировок, работать над микроклиматом в команде, устанавливать контакт, взаимопонимание между самими игроками, между игроками и тренером, совершенствовать коммуникационные связи на площадке! Главные достижения и, конечно, победы только впереди.
– Пришлось ли Вам столкнуться с какими-нибудь трудностями во время самого турнира?
– Все прошло достаточно ровно, самые большие трудности ждут нас в дальнейшем! У нас отличный настрой – мы готовы бороться с любыми трудностями и проблемами на площадке и даже вне её.
– Какие планы команда «Магнитка-Университет» ставит на будущее? Какова будет их реализация?
– Для команды – только 1 место, для игроков – попадание в команды высшей лиги А и суперлиги, а также хорошие контракты. Какие надежды на студентов в чемпионате области? Несомненно, только первые места! Мои надежды будут оправданы, уверен.
– С 20 по 22 февраля студенческие команды МГТУ приняли участие в областной универсиаде, можете рассказать, что это за универсиада?
– Это универсиада среди вузов области. Что касается самих команд, то знаю, что сильная сборная у УралГУФК, также ЮУрГУ традиционно достаточно сильный соперник. Про остальных ничего сказать не могу. Главная награда для всех команд – победитель поедет на УрФО!
– Хорошо. Спасибо большое! Мы желаем вам исключительно только первых места и ждем с победами дома!
Алина СУТЕНОВА, студенческий пресс-центр МГТУ
Объявление о конкурсе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:
- доцента кафедры: физики (институт естествознания и стандартизации, «Физико-математическое» направление);
- старшего преподавателя кафедры: горных машин и транспортно-технологических комплексов (институт горного дела и транспорта).
Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «положении по виду деятельности» (смк-пвд-20-15).
Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» в разделе «Информация для научно-педагогических работников».
Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».
«Денница» от 2 марта 2018 г.