Первый диплом на французском
Впервые в истории кафедры автоматизированного электропривода и мехатроники МГТУ им. Г.И Носова 19 июня прошла защита по программе двойных дипломов с Университетом Жана Монне. Первопроходцем стал студент-мехатроник Александр Гиллер (гр. АМб-15).Александр представил выпускную квалификационную работу (ВКР) бакалавра по теме «Разработка усовершенствованных алгоритмов управления мехатронной системой перемещения электродов сверхмощной дуговой сталеплавильной печи». У него три руководителя: от МГТУ им. Г.И. Носова – А.А. Николаев, от производства – ведущий инженер ООО «ОСК» Д.А. Виноградов, от Университета Жана Монне (г. Сент-Этьен, Франция) – Сириль Моклер (Cyril Maucliar).
В МГТУ дебютантом программы двойных дипломов с университетом Жана Монне стал студент-механик Богдан Балашов, который защитил ВКР в 2017 году.
Программа двойных дипломов для студентов-мехатроников предусматривает обязательное обучение в течение двух семестров в университете в г. Сент-Этьен на кафедре электротехники и промышленной информатики. Поскольку у нас разные учебные программы бакалавриата (двухлетний во Франции, четырехлетний в России), поэтому А. Гиллер посетил Университет Жана Монне дважды, в 2017 и 2019 году, в каждом из них он проходил семестровое обучение. Это позволило ему изучить необходимые дисциплины в университете Жана Монне и пройти аттестацию перезачетом в нашем вузе.
Вторым обязательным условием программы было наличие десятинедельной производственной практики (в нашем вузе преддипломная практика проходит две недели). Вернувшись из Франции в начале апреля этого года, Александр прошел производственную практику на базе электросталеплавильного цеха ПАО «ММК», где был зачислен практикантом в цех стальсервис 2 ООО «ОСК» в службу автоматизации на участке выплавки стали.
Выполнение ВКР в Университете Жана Монне базируется на результатах производственной стажировки. По сути это отчет о производственной практике в профильной организации, которая помимо описательной составляющей (студент должен изучить технологический процесс, познакомиться с объектом исследования, изучить его параметры, режимы работы, научиться работать с данным оборудованием, получив первичные навыки), должна быть теоретическая составляющая, где студент решает определенную техническую проблему, характерную для данного предприятия и выбранного объекта, направленную на достижение определенного технического и экономического эффекта.Во время практики Александр изучил технологию производства жидкой стали в дуговой сталеплавильной печи (ДСП), основное технологическое и электрическое оборудование, аппаратные и программные части системы автоматического управления мехатронной системой перемещения электродов ArCOS XP производства компании Siemens VAI. Он проанализировал существующие электрические режимы ДСП и нашел резервы для улучшения энергетических и временных показателей работы печи. Затем разработал математическую модель электрического контура печи и мехатронной системы перемещения электродов на базе гидропривода, решив задачу многокритериальной оптимизации электрических режимов ДСП-180. Выявив резервы для улучшения технико-экономических показателей дуговой печи, он предложил изменить электрические режимы ДСП на различных технологических стадиях и проверил их на математической модели, а также рассчитал технический эффект от внедрения результатов исследований.
Александр выполнил две ВКР на русском и французском языках. Несмотря на то, что тема работы одна и та же, но содержание обеих версий разное, потому что требования в каждом вузе свои. Прежде всего, разница по объему. Во Франции объем ВКР не должен превышать 40 страниц, она должна содержать определенную информацию о предприятии – его историю, описание технологического процесса, подробное описание компетенций, приобретенных в рамках прохождения стажировки, и небольшую исследовательскую информацию. В России при защите исследовательских ВКР упор делается на научную составляющую работы, описательная часть – минимальна. Выпускник должен проанализировать существующую проблему по выбранной теме и разработать научно обоснованные технические решения данной проблемы.
С работой Александра французская сторона познакомилась заранее, поэтому в день защиты им было важно увидеть, как будет представлена работа, как выпускник ответит на их вопросы. И он успешно справился с задачей.Защита проходила на французском языке в формате видеоконференции. Комиссия Университета Жана Монне внимательно следила за ее ходом и высоко оценила выпускную квалификационную работу, отметив серьезный уровень проведенных исследований.
После защиты Александр ответил на вопросы.
– Тяжело было выполнять работу на французском языке?
– Да.
– В чем это выражалось?
– Трудность заключалась в использовании технических терминов. Несмотря на достаточно высокий уровень бытовой лексики, написание диплома и подготовка доклада по защите ВКР проходили сложно, но я все успешно преодолел.
В конце июня А. Гиллеру предстоит защищать выпускную работу в МГТУ им. Г.И. Носова.
Ирина ПОРТНОВА
Культурная интервенция
В рамках программы «Приглашенный профессор» в МГТУ им. Г.И. Носова 13–14 июня две лекции для студентов прочитала Паскаль Мелани, профессор кафедры славистики университета им. Мишеля Монтеня (г. Бордо, Франция).Студентам института гуманитарного образования 14 июня посчастливилось послушать лекцию о русской опере. Профессор французского университета погрузила студентов и преподавателей в мир частной русской оперы Саввы Мамонтова.
Научные труды П. Мелани посвящены изучению русского творчества и культуры. Отличное знание русского языка помогло профессору общаться с аудиторией без помощи переводчика. В конце своего выступления П. Мелани пообщалась со студентами.
– Здравствуйте дорогие студенты. Сегодня я расскажу вам о русской частной опере Саввы Ивановича Мамонтова. Меня особенно интересует эта тема, поскольку русская частная опера – одно из самых замечательных явлений истории сценического искусства не только России, но и всего мира.
Паскаль Мелани рассказала, что Савва Иванович Мамонтов был творческим человеком, меценатом и основателем частной оперы. С его лёгкой руки в России начала существовать частная опера, в которой выступали Рахманинов, Шаляпин, а декорациями и костюмами занимался Михаил Врубель. Студенты и преподаватели внимательно слушали лекцию, а после задали вопросы про разность культур, жизнь во Франции и о причине выбора темы для изучения. Оказалось, Паскаль Мелани с детства увлекается оперой и даже защитила диссертацию на тему «Опера Чайковского».
Своими впечатлениями от культурного экскурса поделилась студентка 4-го курса МГТУ им. Г.И. Носова Елена Ломакова:
– Мероприятие мне очень понравилось. Было интересно послушать о русской опере от человека, который любит своё дело. Удивляет то, насколько глубоко профессор изучила вопросы русской культуры и отдельные значимые личности. Несмотря на то, что Паскаль Мелани является француженкой, она смогла отлично донести информацию до аудитории, благодаря великолепному владению русским языком. Хорошо, что было специально выделено время для общения. Все студенты смогли получить ответы на интересующие их вопросы.
На вопрос о Магнитогорске П. Мелани ответила, что город очень зелёный и интересный с исторической точки зрения, но ему требуется реставрация. Студенты узнали, что в Бордо П. Мелани преподаёт русскую историю и литературу, в рамках которой французские студенты смотрят советские фильмы.
Подобные встречи показывают высокую межкультурную мобильность МГТУ им. Г. И. Носова и позволяют студентам и преподавателям из разных стран обмениваться опытом.
Дарья Гарань, студенческий медиацентр МГТУ
Обмен опытом молодых ученых
В Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова 4–7 июня прошла четвертая Международная молодежная научно-практическая конференция «Magnitogorsk Rolling Practice 2019», которая был приурочена к 85-летнему юбилею МГТУ и 90-летнему юбилею Магнитогорска.Работа конференция проходила в формате школы-семинара. Сначала участников поприветствовали проректор по научной и инновационной работе О.Н. Тулупов и проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов. Затем на пленарном заседании с лекциями выступили известные ученые Пунит Тандон (Индия), Ирен Каллиари (Италия), Елена Корзникова (г. Уфа), Ю. Хайлян (КНР), Александр Моисеевич Песин (МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск). Также в ходе пленарного заседания выступила представитель Краковской горно-металлургической академии Анна Смык (Польша) с презентацией вуза и двух важных для области обработки металлов давлением международных научных конференций.
На второй день в трех секциях «Кроссдисциплинарные решения современного инжиниринга материалов», «Инновационные технологии и материалы обработки металлов давлением» и «Фундаментальные проблемы обработки металлов давлением в контексте современных потребностей мировой промышленности» с докладами выступили участники из Магнитогорска, Челябинска, Екатеринбурга, Уфы, Красноярска и др., среди зарубежных докладчиков были представители Польши, Ирака, Мьянмы, Казахстана, Беларуси.
Среди молодых ученых проводился конкурс на «Лучший доклад». Обладателем диплома 1 степени стал Гжегош Смык (Горно-металлургическая академия им. Станислава Сташица, г. Краков, Польша). Дипломы 2 степени получили Денис Ворошилов (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск) и Дарья Комкова (Институт физики металлов им. М.Н. Михеева УрО РАН, г. Екатеринбург). Дипломов 3 степени удостоились Аль-Кхузаи Ахмед Салим Олейви (ЮУрГУ, г. Челябинск), и Александр Гулин (МГТУ им. Г.И. Носова). Кроме того, они получили не только приглашения к публикации в журналах «Черные металлы», «Вестник МГТУ», «Механическое оборудование металлургических заводов» – информационных партнерах конференции, индексируемых в наукометрической системе Scopus, а также входящих в Перечень российских рецензируемых научных изданий, но и материальное поощрение. Были отмечены лучшие доклады в пяти номинациях, где в номинации «Глубокая теоретическая проработка» диплом получила Олеся Бирюкова (МГТУ им. Г.И. Носова).Кроме того, по итогам работы конференции был издан сборник. Подробнее с итогами конференции можно познакомиться на сайте: http://mrp.magtu.ru.
В прошлом году на английском языке проходило только пленарное заседание, в этом – еще и работала первая секция. И участники выразили желание, чтобы в будущем вся работа форума проходила на английском языке.
Участники единодушно отметили, что конференция прошла на высоком уровне и была очень насыщенной. Ведь кроме деловой части, для них организовали экскурсии в технопарк МГТУ, расположенный в научно-техническом центре университета, а также на ПАО «ММК», по Магнитогорску и его окрестностям.
Ирина Портнова
Предприниматели будущего
В большом актовом зале МГТУ им. Г.И. Носова 10 июня состоялся финал внутривузовского конкурса студенческих инновационных проектов «Технологическое предпринимательство». Обучение технологическому предпринимательству проходило в рамках факультативной дисциплины у групп, обучающихся на 3-м курсе. Конкурс состоял из двух этапов. В первом, который проходил с 20 по 31 мая, участвовало 106 проектов (613 участников) из четырех институтов: ИЭиАС, ИГДиТ, ИММиМ, ИЕиС.У ребят в каждом проекте был наставник, который помогал им грамотно реализовать идею: заведующая кафедрой ЭиФ А.Г. Васильева, доценты кафедры ЭиФ М.Г. Абилова, Л.М. Вотчель, Н.С. Ивашина, М.В.Кузнецова, доценты кафедры БИиИТ Л.З. Давлеткиреева, Л.В.Курзаева, Ю.С. Лактионова, заведующий кафедрой менеджмента Д.Б. Симаков, профессор кафедры менеджмента О.Л. Назарова, доцент кафедры менеджмента О.С. Пономарева, ст. преподаватели кафедры менеджмента Ю.В. Литовская и О.А. Никитина.
Проректор по учебной работе О.Л. Назарова отметила, что участники и наставники штурмовали разные идеи: «Цифровой умный стол для настольного тенниса», «Система «AR-manual»», «Пьезоэлементы в компьютерной периферии», «Разработка ГИС-приложения с интегрированными возможностями для электронной коммерции», «Организация ремонтов крупногабаритной строительной и дорожной техники», «Производство бизибордов», «Уникальные массажные кресла, подстраиваемые под индивидуальные особенности рабочей деятельности человека», «Мембранно-сильфонный объемный гидропривод одностороннего действия», «Разработка и внедрение проекта по производству металлического кальция», «Сорбитизация мелкосортового проката как фактор улучшения качества металлопродукции», «Инновационная защитная каска». К участию в очном туре членами жюри было допущено 14 проектов (53 участника).
Задачей ребят на финале конкурса было за 5-7 минут представить презентацию своего проекта и ответить на вопросы членов жюри, в число которых входили: ректор МГТУ им. Г.И. Носова М.В. Чукин; проректор по учебной работе О.Л. Назарова; проректор по научной и инновационной работе О.Н. Тулупов; главный специалист отдела инвестиций и предпринимательства управления экономики и инвестиций администрации г. Магнитогорска К.С Хуртин; директор ООО «R&D МГТУ» Д.Л. Якобчук; директор по стратегическому развитию ЗАО «КонсОМ СКС» Е.Н. Ишметьев; начальник управления стратегического планирования Э.Ю. Мещеряков; зам. начальника УМУ по УИР В.Н. Макашова; руководитель студенческого научного общества И.А. Ложкин; начальник информационно-аналитического отдела управления стратегического планирования А.Н. Шеметов.
Результаты конкурса таковы: 1 место – «Умные системы хранения iBoxes» (В. Юхимец, Я. Юркин, М. Тухбатулин, Д. Корнилова, О. Тарасова, Н. Макаренко; наставники: Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова); 2 место – «Устройство с функцией распознавания лиц, встраиваемое в систему видеоконтроля» (Р. Юркин, А. Чичерова; наставник: Л.В. Курзаева);
3 место – «Умная трость для слепых и слабовидящих» (Д. Наумов, А. Утешева, А. Фирстова, В. Васильев; наставник: О.Л. Назарова).
Награждение призеров конкурса провел директор ООО «R&D МГТУ» Д.Л. Якобчук и пригласил к дальнейшему сотрудничеству всех участников конкурса. С завершением конкурса ребят поздравил руководитель СНО И.А. Ложкин.
Каждый проект был отмечен грамотой за участие, а наставник – благодарностью. Об успехе конкурса в финальной речи сказал проректор по научной и инновационной работе О.Н. Тулупов:
– Если бы каждый учебный курс заканчивался такими результатами, мы бы уже были впереди планеты всей. Участники конкурса могут записаться ко мне на прием для совместного обсуждения и более детальной проработки идей.
Своими впечатлениями с нами поделился участник команды-победителя Ярослав Юркин:
– Наш проект описывает принцип работы безопасных и умных ящиков хранения. Их можно открыть по NFC чипу, который находится в банковской карте, часах или телефоне. В умных ящиках люди смогут оставлять свои вещи, не опасаясь за их сохранность. Администрация магазина будет уверена в надёжности своей системы, а потому понесёт полную ответственность за оставленные в ящиках вещи. Наш лидер Вероника Юхимец давала команде дельные советы. Организаторы конкурса смогли собрать специалистов разных направлений в одном месте – это круто. Не очень понравилось, что было мало зрителей в большом актовом зале на финальном этапе, хотелось большой вовлеченности студентов. Наша команда планирует и дальше участвовать в подобных конкурсах. Мы собираемся на «УМНИК», который пройдёт в сентябре-октябре.
Поздравляем победителей конкурса и желаем им успешно реализовать свои проекты!
Анастасия Каминская, фото Адильбека Абдыкадыра, студенческий медиацентр МГТУ
Бойцы рапортуют – к целине готовы!
Ребята из студенческого отряда им. С.С. Уваровского МГТУ им. Г.И. Носова 30 мая побывали на открытии III трудового семестра в Челябинском Центральном парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина.Открытие третьего трудового – это ежегодное мероприятие, которое организует Челябинский областной студенческий отряд им. П.И. Сумина. С напутственными словами перед целиной к бойцам обратились главный федеральный инспектор по Челябинской области С.В. Морев, ВРИО Губернатора Челябинской области А.Л. Текслер и руководитель аппарата «Российских студенческих отрядов» Д.А. Парамонов.
С открытием третьего трудового семестра ребят поздравил А.Л. Текслер:– Студенческие отряды – это не только труд, но и дружба, которую можно сохранить на всю жизнь. Это самое важное. И, конечно, трудовой опыт, который вы получаете на практике. Хочу каждого из вас поздравить лично с таким замечательным выбором – пойти в студотряд. В добрый путь!
Рустам Зиянбердин, мастер ССО «Барс», поделился своими впечатлениями от поездки:
– Это была моя первая поездка. Больше всего запомнились масштабность мероприятия и напутственные слова С.И. Горюшкина.
Открытие – это праздник для каждого бойца. Его программа была разнообразной: от интерактивных площадок до спевки у фонтана. Все старались запечатлеть всё на фотографиях. Зелёные курточки в этот день можно было увидеть по всему городу.
Комиссар студенческого отряда им. С.С. Уваровского Анастасия Кондратьева сдала рапорт о готовности к трудовому лету командиру ЧОСО Ю.Е. Болдыреву и получила из его рук Путёвку в трудовой семестр.Розалия Ахмедьянова, пресс-секретарь ССервО «Эспрессо»:
– На открытие в Челябинск я приехала во второй раз. В этом году мне оно очень понравилось, так как всё проходило в парке, а не перед зданием администрации. Можно было укрыться в тенечке и погулять, подышать воздухом. Порадовала площадка с музыкальным сопровождением, было весело. Я очень надеюсь, что у нас получится поехать на Всероссийский слет студенческих отрядов, который в этом году будет проходить в Москве. Хочется прочувствовать эту теплую атмосферу целины и сплотиться с другими отрядами. Ребятам, которые едут в первый раз, хочу пожелать привезти море положительных эмоций. Ничего не бойтесь, всё в этой жизни бывает впервые. Самое главное – вернуться живыми и здоровыми, обрести много друзей и остаться в отрядах.
Анастасия Каминская, Есения Шестова, студенческий медиацентр МГТУ
Сокровенные истины оптимиста
Геннадий Семенович Гун, советник ректора, доктор технических наук профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник культуры РСФСР, действительный член Российской Академии проблем качества, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники 3 июня отметил свое 80-летие. С этим именем так много связано в истории нашего вуза, города, страны! Это поистине человек-легенда, о котором можно говорить очень долго, но даже в многостраничной книге сложно будет во всей полноте описать его многочисленные достижения многообразной кипучей жизни, все грани этой удивительной Личности. Но, ограниченные рамками газетной публикации, мы можем все-таки, побеседовав с юбиляром и почерпнув сокровенные истины из бездонного колодца нажитой мудрости, поделиться ими с читателем.– Геннадий Семенович, знакомясь с Вашей биографией, каждый, я думаю, приходит к выводу, что Вы абсолютно счастливый человек, которому все, что задумывал, удавалось. Эдакий баловень судьбы. Так ли это?
– Ну, так не бывает. Абсолютное счастье – это только видимость. Конечно, я счастлив, что прожил такую бурную, интересную жизнь. Но что все это давалось так просто – подобные мысли – заблуждение. Все было: и печалей достаточно, и горя.
– А что касается трудностей, периодов, когда стоишь перед судьбоносным выбором, как лучше поступить, чтобы не ошибиться, ошибок, слабостей, чьего-то предательства – такое было в вашей жизни?
– Конечно, было. «Никто не стал твоим врагом - не заслужил ты эту честь», как поет Александр Дольский. Я думаю, у меня их, надеюсь, не так много, но не быть их не может. Человеческая жизнь так устроена, что когда есть успехи, то всегда есть и зависть. Я при семи ректорах работал. С одним из них мы прошли очень длинный совместный путь. Вместе поступили в вуз, в один день защитили диплом, в один день защитили кандидатские диссертации. Подрабатывали в пионерском лагере в аспирантуре, ему нож в спину метил – я принял его на себя. А потом он стал меня отдалять – когда я ему возразил, что он деньги переводит не туда, куда надо. Такие ситуации ведь очень переживаются. Дружба и предательство подчас настолько рядом... И тут надо проявить и мужество, и характер.
А вопрос выбора... Я сейчас занимаюсь квалиметрией, оценкой качества, и вижу, что вопрос выбора всегда стоит перед человеком в узком, широком смысле, в нравственном плане – везде и всегда. Поэтому, может, не всегда задумываемся над этим, иногда интуитивно выбираем, а в других случаях, наоборот напряженно размышляем о выборе. Вспомните о системе эстетического воспитания в нашем вузе. Многие меня не поддерживали, заявляли, что ерундой занимаюсь. А я продолжал продвигать это дело. Хотя совсем непросто было жить в среде отрицания и неприятия.
– Какие достижения, победы, встречи, события Вашей жизни Вы считаете особенно важными?
– Первое, это то, что я очень удачно выбрал жену. Я думаю, это главное достижение моей жизни. Следствием этого является и комфортная среда, в которой я живу, и добрые отношения в семье, и многое, многое другое. Хорошая жена – это неформальный лидер, как правило. Во всяком случае, мне так кажется. Поэтому, я думаю, это главное достижение. Второе достижение мое в том, что я приобрел очень много друзей. Разного ранга, разного возраста тех, которые, когда что-то надо, откликаются моментально. К примеру, нужен отзыв какому-нибудь аспиранту, или оппонирование на защите, – мои друзья откликаются безотказно, какие бы ни были у них семейные обстоятельства в это время. Такие моменты, конечно, греют душу.
А в профессиональном плане наиболее значимо и интересно для меня сейчас из того, чем я занимаюсь, это то, что и Валерий Михайлович в бытность ректора, и Михаил Витальевич теперь дали мне в должности советника выбрать дело, которое я умею делать, – это вообще счастье. Я имею в виду проект «Молодые доктора». Когда они после защит приходят и благодарят, это о многом говорит. Я считаю, что ректор правильную политику держит, выдвигая молодых. Надо, чтобы всегда соблюдался баланс: и пожилых сохранять, кто готов и может работать, и молодых двигать – они смелые, дерзкие, творческие. Главное, чтобы здесь не было перекоса ни в ту, ни в другую сторону.
Если же оглянуться назад, то запредельным проектом, который, вопреки всему, был реализован, является создание системы эстетического воспитания. Это серьезное достижение. Я вообще удивляюсь, как это получилось. Сейчас бы я ни за что за такое дело не взялся. И вот что любопытно: почему к нам в вуз ехали все именитые наши гости, ведь не из-за денег же? Мы могли им выплачивать крохи какие-то! Просто они сами хотели приехать к нам, им было это интересно. И кто только за 21 год здесь ни побывал! Даниил Шафран был, Жанна Бичевская была, Игорь Безродный, третья величина по значимости после Ойстраха и Когана, ехал и нашим студенческим оркестром играл. Что, ему профессиональных оркестров не хватало? Нет, здесь было интересно! А сколько театральных артистов, композиторов, режиссеров к нам приезжало! А потом, в то время именно на базе нашего института по решению Министерства высшего и среднего специального образования был создан Всероссийский Проблемный совет по художественному воспитанию студентов. И в его состав вошли, например, Олег Табаков, Моисей Каган, Лев Коган из Свердловска, Наталья Воронина, Сергей Юрский.
– Отношения отцов-детей, теперь, когда Вы прошли все ипостаси – сына, отца, дедушки – как влияет на ребенка, чтобы человек состоялся?
– Очень влияет! Своего папу я, правда, мало видел – он с раннего утра и до позднего вечера был на комбинате. В основном нас мама воспитывала. Хотя, думаю, это только кажется, что отец не принимал участие в воспитании. Влияние, конечно, было и папы, и мамы. Так, если я в чем-то провинился, мама мне наказывала: «Папе только не говори», – чтобы не огорчать, мол. И тогда я особенно осознавал степень своего проступка.
– Как отношение родителей друг к другу влияет на счастье детей в их взрослой жизни на примере ваших родителей и ваших личных?
– Здесь я могу только повториться. Мне кажется, влияют, прежде всего, личный пример и общая аура, обстановка дома. Нотации ведь не дают нужного результата, скорее, наоборот, ребенок принимает их в штыки. Я, например, был приятно удивлен тем, что написали мне дети и внуки в книге, изданной ими к моему юбилею «Хоббигуник – 7». Когда внуки, каждый по-своему, признаются в том, что свои поступки сверяют по деду, это говорит о многом. Это, как мне кажется, и оценка мне, и оценка им, каковы они. Я сам вынес из отношений своих родителей, прежде всего, любовь и уважение. Мне никогда не доводилось слышать, чтобы папа повысил голос на маму. Никогда! Это стало для меня нравственным ориентиром на всю жизнь. И при таких отношениях и дети впитывают правильные нормы поведения, подростковые трудности проходят легче. На добро труднее отвечать злом.
– Что для Вас семья, что работа? Что в приоритете?
– Я говорю так – у меня две семьи: биологическая и трудовая, и обе важны. Ведь на работе мы проводим большую часть жизни. Здесь я уже 57 лет плюс пять лет учебы, представляете?! Сколько сил, времени, энергии, труда вложено в кафедру, в университет! Но без работы я сгорю. Мой папа, как ушел на пенсию, сразу стал гаснуть. Как спортсменам, как любому человеку, интенсивно работающему, нельзя резко менять нагрузки. Так что, я считаю, у меня две семьи.
– Как Вы относитесь к молодежи? Чем отличаются нынешние молодые от юношей и девушек Вашей молодости?
– В целом, положительно! Нынешняя молодежь просто другая, что естественно, – время другое. Хотя в чем-то в них мы себя узнаем, то есть она и на ту, нашу молодежь похожа, и другая.
– Как Вы считаете, проводимые сегодня многочисленные слеты, фестивали, школы лидеров и другие школы и прочая, и прочая массовая деятельность готовит ли молодежь к напряженной трудовой деятельности?
– Я думаю, в советское время молодежь ко многому принуждалась партией, комсомолом, многое было «обязаловкой», а нынешняя молодежь многое делает сама, по своей инициативе. Это и разница, и преимущество. И, без сомнения, это готовит их к будущей трудовой деятельности. Отвлекает ли это от учебы? Ну, отвлекает, конечно. Я и сам во время учебы много времени уделял спорту, музыке и так далее, и тройки получал. Стал ли я от этого хуже? А сколько у нас отличников, которые в профессиональной жизни не находят должной реализации! Так что не все так однозначно. В этом надо золотой середины придерживаться: фундаментальные знания, конечно, надо приобретать, и это в приоритете, но полезно и чем-то другим заниматься для всестороннего развития.
– Ваши пожелания молодым – на что надо направить благодатное время юности и чего надо избегать?
– Я думаю, два аспекта должно быть – сохранять порядочность во всем и развиваться. Это значит – во всех ситуациях, связанных с выбором, отдавать предпочтение честным, правильным делам и поступкам. А развиваться надо обязательно, всю жизнь – только развитый человек, грамотный в широком смысле слова может добиться в жизни высоких результатов. Так, одной из причин создания в нашем вузе системы эстетического воспитания студентов было горячее желание дать будущим инженерам более глубокие знания о культуре, искусстве. Это очень хорошо понимал тогдашний ректор Н.И. Иванов, который дал «добро» на ее создание. Ведь постоянно развивающийся человек более глубокий. Становясь руководителем, он, например, понимает, что на одной жесткости, грубости далеко не уедешь, она побуждает подчиненных к исполнительности, а не творчеству – когда человек боится сделать шаг в сторону, ему не до творчества.
– Ваши пожелания коллегам в наше непростое для высшей школы время.
– Действительно, время сложное. Сейчас эти болезненные кадровые выборы проходят, столько людей переизбираются, показатели, по которым они оцениваются, такие высокие! С одной стороны, обстановка, во многом навязанная нам все новыми и новыми ГОСами, бюрократией, и еще много чем, требует именно такого подхода. А с другой, очень много преподавателей даже в этой ситуации продолжают творческий процесс, статьи пишут, выполняя и все остальные требования. Кто-то хуже, кто-то лучше, но продолжают творить. Что поделаешь, времена не выбирают. Я хочу вместо пожелания привести слова моего друга, Сергея Юрского, который сказал: «Горевать надо весело, потому что, кажется, горевать придется долго». Мне кажется, при нынешней ситуации оно может подойти как жизненное кредо: надо быть оптимистами, иначе выдержать все это нормальному человеку тяжело. Так что мое пожелание – жить оптимистично и верить в лучшее, несмотря ни на что.
Беседовала Анна Картавцева
Пятидесятые годы
В январе 1950 г. в состав дирекции института входили директор, его заместитель по учебной и научной работе и начальник учебной части. Из всех трех лишь директор А.А. Безденежных имел ученую степень кандидата наук и был членом партии. Его заместитель А.М. Банных являлся ВАКовским профессором. Средний возраст дирекции составлял 46,3 года.Деканы металлургического, горного факультетов и вечернего отделения были кандидатами наук и членами партии, кроме беспартийного кандидата экономических наук Трейвуса М.Н., декана строительного факультета. Один из них (Прохоров С.В.) возглавлял кафедру. Средний возраст деканов равнялся 42,3 года.
Необычное положение сложилось с заведующими кафедрами. Из 23 заведующих кафедрами имелось три совместителя. Лишь двое из заведующих – Гурарий С.И. (кафедра основ марксизма-ленинизма) и Огиевский В.М. (кафедра ЭМПИ) являлись утвержденными. Первую заведующую, состоявшую в номенклатуре партийных органов, утверждал первоначально горком ВКП(б), а затем после решения ученого совета – заместитель министра высшего образования, второй же был доктором-профессором и соответствовал своим должностным обязанностям. Остальные заведующие имели статус исполнявших обязанности или временно исполнявших обязанности заведующих кафедрами. Кстати, последних заведующих было четверо. Девять заведующих кафедрами (39,1%) не имели ученой степени.
Тогда заведующие кафедрами должны были пройти утверждение на ученом совете вуза, а затем в Главном управлении горно-металлургических и строительных вузов министерства высшего образования (далее сокращенно – Главное управление). Однако часто этот процесс затягивался в силу ряда причин, прежде всего, из-за отсутствия ученой степени доктора наук или вообще степени. Ввиду недостатка кадров это не являлось каким-то из ряда вон выходящим явлением. В данном случае использовался институт исполняющего обязанности заведующего, хотя большинство из заведующих руководили кафедрами не первый год.
Об изменениях, происходивших в руководящих кадрах, можно проследить по кафедре химии. Данным учебным подразделением в 1948-1950 гг. руководил к.т.н. Западинский Марк Борисович, а в течение 1950-1964 гг. – вновь прибывший в МГМИ к.т.н. Рязанов Иван Петрович. В июле 1950 г. старший преподаватель кафедры химии Чистота В.Д. освобождался от должности врио заведующего этой кафедрой.
Преподаватели института достигали высоких показателей. В 1951 г. доценту-совместителю кафедры ОПИ, к.т.н. Шитову Ивану Семеновичу присудили Сталинскую премию за освоение технологии усреднения руд на обогатительных фабриках Магнитогорского металлургического комбината.
Важным событием для института стал приказ по министерству высшего образования СССР №1450 от 24 августа 1951 г. «О присвоении имени т. Носова Г.И. Магнитогорскому горно-металлургическому институту». В нем говорилось, что Совет Министров СССР Постановлением от 16 августа 1951 г. №2994 присвоил Магнитогорскому горно-металлургическому институту имя т. Носова Г.И. Впредь указанный институт предлагалось именовать «Магнитогорский горно-металлургический институт имени т. Носова Г.И.».
Григорий Иванович Носов много сделал для развития МГМИ. В период его руководства металлургический комбинат постоянно помогал вузу в улучшении материально-технической базы, учебного процесса. Г.И. Носов не формально участвовал в работе государственных экзаменационных комиссий, заботился о подготовке квалифицированных кадров для ММК. Поэтому ходатайство МГМИ о присвоении его имени ведущему высшему учебному заведению страны было вполне закономерным. И по сегодняшний день университет носит имя Г.И. Носова.
1951 г. принес для института плохие новости. Осложнило работу МГМИ решение Министерства высшего образования о закрытии строительного факультета, который с трудом открыли в годы Отечественной войны. 15 мая 1951 г. по Министерству высшего образования СССР был принят приказ «О прекращении подготовки инженеров по специальности «промышленное и гражданское строительство» в МГМИ. Как отмечалось в приказе, «ввиду отсутствия необходимой лабораторной базы и профессорско-преподавательских кадров для подготовки инженеров-строителей в Магнитогорском горно-металлургическом институте и в связи с необходимостью расширения подготовки в этом институте инженеров по горным и металлургическим специальностям» с 1 сентября 1951 г. в МГМИ прекращалась подготовка инженеров по специальности «промышленное и гражданское строительство». Студенты 1-4 курсов этой специальности переводились в Уральский политехнический институт. Уменьшался план приема на 1951 г. в МГМИ на 50 человек, а контрольные цифры приема первокурсников передавались в другие институты.
1952 г. стал знаменателен тем, что изменился статус вечернего отделения. Оно стало факультетом. На основании приказа по Министерству высшего образования от 2 июня 1952 г. «О расширении заочного и вечернего высшего образования в г. Магнитогорске» с 1 августа 1952 г. при МГМИ стал работать вечерний факультет со специальностью «промышленное и гражданское строительство». Устанавливалась цифра приема на эту специальность в количестве 25 человек за счет уменьшения плана приема на специальность «обработка металлов давлением». В состав вечернего факультета МГМИ включались все специальности его вечернего отделения со всем контингентом студентов. Деканом нового факультета был рекомендован кандидат технических наук Г.И. Иванцов. После ликвидации стройфака все же давали возможность вечерникам учиться по строительным специальностям. Правда, при отсутствии учебной нагрузки преподавателей с этого факультета сохранить не удалось.
27 января 1955 г. приказом Министра высшего образования в МГМИ создавался заочный факультет. Прием на первый курс составлял 150 человек. Первым деканом стал А.М. Скопа. Большую роль он сыграл в становлении и развитии факультета. А.М. Скопа проработал в должности декана шесть лет.
В сентябре 1955 г. вышел приказ по министерству высшего образования «О переводе студентов Магнитогорского УКП Всесоюзного заочного политехнического института в Магнитогорский горно-металлургический институт». В связи с организацией в МГМИ заочного факультета этим приказом учебно-консультационный пункт закрывался, а студенты всех курсов и вновь принятые студенты переводились на заочный факультет.
Интересны воспоминания очевидцев тех лет о преподавателях института. А.А. Завертянская, старший преподаватель кафедры ТМиСМ, писала: «Я пришла работать в МГМИ в сентябре 1953 года после окончания МГПИ по специальности «учитель физики» с почасовой оплатой. Вновь открытый в 1955 году строительный факультет возглавил В. Слепцов, а затем Г.Н. Устинов, по специальности архитектор. Удивительно грамотным языком читал лекции по истории архитектуры, на которые я ходила из любознательности.
Когда я начала работать на кафедре строительной механики, коллектив состоял из четырех человек. Заведовал кафедрой Зюлин П.К., ст. преподавателем был Пыженков И.А. Мне довелось работать с Гаген-Торном А.В., совершенно легендарным преподавателем. Родившийся в 1907 г. в Петербурге в аристократической семье, он в 1932 г. защитил диссертацию на тему: «Расчет крепления дирижаблей». Работал в Кораблестроительном институте. Во время войны его арестовали как немца и выслали в Магнитогорск. Вместе с ним был и известный в научном мире специалист по высшей алгебре В.И. Шнейдмюллер. Когда в Горкоме партии города узнали, что в лагере города сидят известные ученые, начали хлопотать об их освобождении. После освобождения В.И. Шнейдмюллер возглавил кафедру математики, а А.В. Гаген-Торн стал заведующим нашей кафедрой. Но унижения для него не кончились. Ему дали «жилье» в кухне 2-х комнатной квартиры, после женитьбы жил на Березках. Еще одним ударом было для него снятие с должности зав. кафедрой, т.к. с фронта вернулся Зюлин П.К., защитил диссертацию и возглавил кафедру. Гаген-Торн замкнулся. Но студенты боготворили его, рассказывали легенды о его необыкновенно интересных лекциях. Александр Васильевич после расширения кафедры взял под опеку всех молодых, желающих этого, преподавателей. Я старалась ходить на его лекции – это много давало мне в моей работе со студентами.
Хочу сказать о В.И. Шнейдмюллере. Ученый высочайшего уровня. Я охотно откликалась на его приглашения принимать вступительные экзамены. Самым замечательным человеком, с кем до-велось мне работать на кафедре, был Альберт Иванович Новожилов. С его приездом из Ленинграда на кафедре начались перемены. Применил теорию А.С. Макаренко о сплочении коллектива. Началось с празднования 8 Марта на его квартире. Потом вечера в кафе, поездки на природу. Он научил нас отстаивать права наших коллег от увольнения. Высокообразованный, высокоинтеллектуальный человек, Альберт Иванович был известным ученым. После его отъезда в Москву мне довелось встретиться с ним в МВТУ им. Н.Э. Баумана, где он преподавал теоретическую механику. Встреча была очень теплой. И там я увидела, с каким восторгом о его лекциях отзывались мои коллеги по ФПК. Такая же реакция была и у слушателей конференций в нашем вузе, когда Альберт Иванович приезжал к нам».
История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1950-е годы / В.В. Филатов
Пушкинский день в МпК
Отрадно осознавать, что для студентов многопрофильного коллежа 6 июня был не просто первым четвергом лета! Многие из них знают, что именно 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, отмечается Международный день русского языка. Потому первокурсники с удовольствием приняли участие в квест-игре «Мой Пушкин», посвященной 220-летию со дня рождения поэта.По замыслу преподавателей предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин и ДОУ, студенты должны были преодолеть 6 этапов, вспоминая произведения великого поэта и имена его героев, факты из биографии, почувствовать себя «мудрецами», цитируя его бессмертные творения наизусть и составляя пазлы по сказкам Пушкина.
Но прежде чем участники приступили к соревнованиям, студенты МпК Демьян и Ярослав Ермаковы рассказали о желании собрать материал о «своём» Пушкине: об улицах и скверах, памятниках и сооружениях, – обо всём, что есть в разных городах нашей необъятной Родины и посвящено великому поэту. Для этого ими создана в социальной сети «ВКонтакте» одноименная группа, в которой каждый желающий может поделиться своими наблюдениями и стать соавтором творческого проекта.
Так сложилось, что количество команд-участниц совпало с количеством этапов квеста. По признанию ребят, самым сложным оказалось перечислить правильно все названия пушкинских сказок (а их семь, если кто забыл!). И если про золотую рыбку и мертвую царевну вспомнили все, то сказку «Жених» не назвала ни одна команда. Также участники отметили этап, где необходимо было сложить пазл по сказке, назвать её и процитировать хотя бы одну строчку.Настоящим украшением мероприятия стала инсценировка отрывка «Письмо Татьяны» из романа «Евгений Онегин» в исполнении Дарьи Ралковой и Натальи Ишпахтиной (гр. ИСП-18-1). Девушки настолько вжились в роль, что заслужили бурные овации.
Итоги игры показали, что самой знающей оказалась команда «Лицеисты» (гр. ДаК-18-1), второе место заняли «Сказочники» (гр. КС-18-1) и третье – «Витаминки» (гр. О-18-1).
Ю.А. Риве, председатель ПЦК
Звёздные войны на льду!
На днях состоялось самое звёздное событие года – Мемориал Юрия Шпигало. Это не только хоккейный праздник, но и повод вспомнить хорошего игрока, прекрасного человека – Юрия Валентиновича. Он один из немногих хоккеистов, кто составил костяк команды «Металлург» и проделал большой путь вместе с ней от второй лиги до элиты отечественного хоккея.Память об этом великом человеке будет жить в сердцах людей до тех пор, пока проводятся такие замечательные турниры.
Этот год, конечно же, не стал исключением. На льду Детского ледового дворца по традиции прошел седьмой по счету Мемориал Шпигало, в котором приняли участие четыре команды: «Стальные топоры» (МГТУ), «Сталевар» (представляющий ММК) и «Кредо». Состав команд был обширен и разнообразен, любители и ветераны сыграли с профессиональными хоккеистами – игроками КХЛ, ВХЛ и МХЛ.
Игра представляла собой классическую турнирную схему. В течение 15 минут участники играли в один круг. За победу начислялось три очка, за ничью – по одному. На льду происходила настоящая борьба, хоть атмосфера царила дружеская и вовсе не соперническая. Видно было, что игроки наслаждались процессом, получали удовольствие от турнира, заряжались хорошим настроением.
Напомним, что состав участников был поистине удивительным. На льду сошлись настоящие звёзды хоккея – Евгений Бирюков, Владислав Каменев, Евгений Тимкин, Даниил Апальков, Евгений Гладских, Павел Варфоломеев, Григорий Дронов, Игорь Швырев, Денис Мосалев, Ярослав Косов и другие известные магнитогорским болельщикам не понаслышке хоккеисты.
Первыми на лед вышли команды «Топоры» и «Сталевары». С первых минут игроки бодро внедрились в игру, динамика наблюдалась бешеная. В итоге победу одержали «Топоры» со счетом 5:3.
Далее в борьбу включились победители прошлого турнира «Кредо» и команда МГТУ. Победа студентов была ожидаема, ведь то, с каким упорством и какой целеустремленностью ребята играли, заранее предопределило исход: МГТУ выиграли у «Кредо» со счетом 6:3.Итоги первого дня: «Сталевар» – «Стальные топоры» – 3:5; МГТУ – «Кредо» – 6:3. Лучший бомбардир по итогам первого дня – Алексей Бывальцев (МГТУ, 5 очков).
Итоги второго дня: «Кредо» – «Сталевар» – 4:3 (Б), «Стальные топоры» – МГТУ – 9:3. МГТУ – «Сталевар» – 5:4 (Б) «Кредо» – «Стальные топоры» – 4:5.
– Турнир прошел на хорошем уровне. В этом году почти во всех встречах борьба шла до последней минуты и даже переходили в булитную серию. Мастерство игроков заслуживало отдельного внимания, и цена ошибки была очень высока. Безумно понравилось играть на таком уровне. Также хотелось бы отметить отличную организацию турнира, – говорит Константин Толобов, защитник МГТУ.
Итоги турнира:
- 1 место – «Стальные топоры»;
- 2 место – МГТУ;
- 3 место – «Кредо»;
- 4 место – «Сталевар».
Лауреаты мемориала Юрия Шпигало:
- Лучший вратарь – Николай Шашков («Стальные топоры»);
- Лучший защитник – Александр Кириллов («Кредо»);
- Лучший нападающий – Алексей Бывальцев (МГТУ);
- MVP турнира – Андрей Шапневский («Сталевар»).
Этим летом исполнится ровно 22 года, как нет с нами этого талантливого хоккеиста и доброго человека. И хорошо, что память о нем жива, что действующие игроки и воспитанники «Металлурга», а также других клубов помнят это имя и охотно принимают участие в турнире его имени.
Светлана Яковенко, Виталина Рябиченко, фото Василины ВАРЮХА, студенческий медиацентр МГТУ