Новые горизонты партнерства
12 февраля кафедра философии, культурологии и социально-гуманитарных дисциплин МаГК им. М.И. Глинки и кафедра философии МГТУ им. Г.И. Носова провели научную конференцию «Художественная культура и трансформация индустриального менталитета в условиях моногорода». Всероссийский форум собрал ученых Урала, Поволжья, Сибири в обсуждении наиболее острых вопросов социального развития современной России через исследование проблемности культурного поля моногородов, диверсификации ментальности современного урбанизированного субъекта.
Тема форума актуально отражает общую специфику нынешнего социального развития, ускорение темпов которого формирует новую реальность, где техническое и эстетическое начинают взаимопроникать друг в друга, трансформируя также и человека – носителя культуры. Особенно наглядны эти процессы в социальной среде моногородов.
Одной из задач конференции было преодоление стереотипов представлений о феномене «моногород» как предельного выражения кризисного его состояния. Так, в своем приветственном слове президент МГТУ им. Г.И. Носова, д.т.н., профессор В.М. Колокольцев с гордостью напомнил собравшимся ученым о том, что система нравственно-эстетического воспитания студентов в техническом вузе Магнитогорска, являющегося моногородом, имеет давнюю традицию и по праву носила в XX веке статус одной из самых эффективных и лучших в стране.
Сегодня, в условиях, когда МГТУ пополнился большой гуманитарной составляющей в учебном процессе и обрел в лице ученых-гуманитариев новые возможности для научных изысканий в соответствующих направлениях, сотрудничество МГТУ с консерваторией, ведущим вузом города в области искусства, способно возродить традиции эстетического воспитания студентов в новом качестве.
Именно моногорода, отражая в своих болевых точках общие проблемы экономического и политического развития современной России, способны указать реальные пути выхода из затянувшего кризиса культуры. Как отметил советник ректора д.т.н., профессор Г.С. Гун, город металлургов – Магнитогорск – и сегодня наглядно демонстрирует особую ментальность, которая, вопреки кризисному негативу, заряжена моральным и эстетическим позитивом.Ученые позиционировали развернувшуюся дискуссию как приглашение к дальнейшему разговору. Уже после первого доклада д.ф.н., профессора ЮУрГУ Е.Г. Прилуковой о специфике пространственно-временного статуса моногорода возникло продуктивное обсуждение целого спектра вопросов. Работа конференции выявила геополитичность проблемы моногорода. Так, в ходе телемоста с Самарой д.ф.н., профессор Е.Я. Бурлина не только подробно рассказала о проблемах моногородов в Германии, но и достаточно провокационно поставила вопрос: почему Магнитогорск с его огромным эстетическим потенциалом, которым не всегда обладают даже областные города, до сих пор не претендует на статус культурной столицы Европы?
Выявленные онтологические особенности моногорода как особой формы объективации культуры в практике его существования формируют уникальный социум. О его специфике рассказала проректор по науке, доктор культурологии, профессор Г.Е. Гун. Особый интерес вызвал «рыночный» подход к проблеме эстетики моногорода. В прямом включении г. Новокуйбышевска гл. режиссер театра-студии «Грань» Д.С. Бокурадзе увлек аудиторию рассказом о необычном ходе PR-составляющей города, когда имидж провинциального «умирающего» города весьма эффективно может быть вытеснен имиджем «города-театра».
Таким образом, в ходе обсуждений проблемы моногородов выяснилось, что моногород как специфичная часть городской культуры не только актуально отражает все болевые точки российского социума, но и обладает большим потенциалом в преодолении кризиса.
Впечатлениями о конференции поделилась инициатор и организатор форума зав. кафедрой философии МГТУ В.А. Жилина:
– Выбор темы конференции был детерминирован не только социальными проблемами моногородов России, но и потребностями теоретической мысли. В развитии последней особое место сегодня занимает междисциплинарный подход. Сотрудничество кафедры философии с коллегами из МаГК позволяет вывести исследования культуры как нашего города, так и феномена «моногород» на новый теоретический уровень. Кроме того, среди 319 моногородов России Магнитогорск уникален не только своим происхождением, социальным составом, степенью отдачи в общее развитие страны, но и культурным статусом. Поэтому организаторы сочли выбор нашего города в качестве основной площадки обсуждения социальных проблем данного культурного феномена наиболее удачным. Состав участников, новаторский подход в решении проблем, практическая ориентированность в поиске решений – все это внушает большой оптимизм и надежду на то, что эта конференция станет истоком новой научной традиции деятельности вузов Магнитогорска.
Инна Ким
О вузе из первых рук
Доброй многолетней традицией нашего университета стало проведение дня МГТУ в городских организациях и на предприятиях Магнитки. 8 февраля в День российской науки очередная встреча произошла в школе №12, которая началась с небольшой экскурсии по учебному заведению, организованной директором школы О.В. Вараницей.Гости побывали на уроках химии и информатики, наблюдали спортивную разминку младших школьников, услышали ряд интересных моментов о школе в музее истории. И все это время в фойе работали сотрудники приемной комиссии вуза, знакомя всех желающих с особенностями приема в университет, предоставляя им раздаточный материал с исчерпывающей информацией об МГТУ, условиях поступления. Когда завершилась экскурсия, в актовом зале гостей уже ждали старшеклассники, собравшиеся на встречу с руководством университета.
Начиная свое выступление, ректор МГТУ М.В. Чукин пояснил, что важность подобных встреч не только в том, что появляется возможность рассказать, чем живет вуз, куда направлен вектор его развития, но и осуществить обратную связь с потенциальными абитуриентами. В позапрошлом году в результате жесточайшего конкурсного отбора вуз удостоился звания опорного университета Южного Урала. Главное положительное отличие МГТУ от других вузов – близость к работодателю, поэтому одной из сильных сторон университета является тесное сотрудничество с работодателем, и как следствие – высокий процент трудоустройства его выпускников.– Ведущей миссией, возложенной на университет, – сообщил ректор, – является привлечение талантливой молодежи и закрепление ее в Магнитогорске. Для ее реализации вуз все глубже затрагивает уровень среднего общего образования. На базе МГТУ создан и действует Кванториум, в этом году будет все сделано для открытия Проектной школы, в планах на 2020 год организация так называемого IT-клуба и реализация других интересных проектов. Вуз сотрудничает более чем с 30 странами, в том числе и по программе обмена студентами.
Михаил Витальевич сообщил, что вуз активно развивается в направлении Индустрии 4.0. Открыт R&D центр, который занимается созданием экзоскелетов, машинным зрением, технологией оценки потерь тепла газа с помощью квадрокоптеров, очень много интересных современных проектов и по другим направлениям.
Проректор по учебной работе О.Л. Назарова обратила внимание старшеклассников на то, что обучение в университете проходит в формате прямого общения с преподавателем, глубокого погружения в практическое обучение через лабораторную базу и через активное использование современных информационных технологий, а именно образовательного портала МГТУ, содержащего всю необходимую информацию. Бюджетных мест в вузе достаточно много, и ежегодно по уровню бакалавриата происходит их небольшое увеличение. Кроме того, есть возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. В состав вуза входит многопрофильный колледж, куда без экзаменов может поступить каждый желающий уже после 9 класса. В вузе есть возможность поощрять успешную учебную, научную и иную деятельность студента, прежде всего, за счет различных стипендиальных программ, начиная с государственной академической и социальной. Помимо этого существует множество именных стипендий, самыми известными из которых являются стипендии Президента и Правительства. Ольга Леонидовна рассказала и о многих других возможностях студентов, а также ответила на ряд обращенных к ней вопросов. Встреча поменяла свой формат и характер, когда к аудитории обратился проректор по научной и инновационной работе О.Н. Тулупов, который, выйдя из-за стола, подошел к рядам старшеклассников и повел с ними конструктивный диалог. Олегу Николаевичу несколькими фразами удалось заинтриговать молодежь, побудить иначе взглянуть не только на университет, но и на свой город. Так, он сообщил, что из списка Форбс, 10-и миллиардеров мира, трое – выпускники МГТУ, то есть именно обучение в МГТУ стало стартовой площадкой к такому успеху. Далее выступающий дал пошаговую «инструкцию» к тому, что надо делать в нашем вузе, чтобы стать обреченным на успех. Это включение в определенную систему, победа в конкурсе грантов, его реализация; молодого человека замечают, возможна работа в R&D – акселерация продолжается, идет учеба параллельно с работой, благодаря чему студент получает не только образование, но и соответствующий набор компетенций. С ними молодой человек может создать, например, свой стартап, в чем вуз готов оказать помощь. Проректор несколькими очень убедительными реальными примерами доказал высокое качество образования, которое дает МГТУ. Ведь именно сюда едет студент с Кипра получить здесь компетенции по транспортной логистике и использованию дронов, чтобы потом на родине открыть свой бизнес. Если человек имеет амбициозные планы работать за рубежом, то опять-таки начинать следует с МГТУ. Потому что ведущие мировые компании такие, например, как Даниэли, берут специалистов именно отсюда. Школьники узнали, что одна из ведущих школ по археологии тоже находится в МГТУ. Что в Магнитогорске в компании «Андроидная техника» разрабатываются роботы космического назначения, а работают там выпускники МГТУ.Немалый интерес вызвало у школьников и выступление проректора по социальной и воспитательной работе А.Б. Шестакова, который ярко и убедительно представил широкие возможности внеучебной жизни студентов, где буквально каждый может найти для себя занятие по душе, способное пополнить образование молодого человека дополнительными компетенциями.
На все вопросы о поступлении в вуз обстоятельные ответы дала ответственный секретарь приемной комиссии З.С. Акманова.
Завершилась встреча традиционной процедурой заключения договора о сотрудничестве между университетом и школой, завизированного подписями ректора М.В. Чукина и директора школы О.В. Вараницы.
Анна Картавцева
Не бойтесь армии
В преддверии праздника Дня защитника Отечества гостем нашей редакции стал начальник штаба по делам ГО университета подполковник Александр Юрьевич Чеканов.– Александр Юрьевич, что для Вас 23 февраля?
– Это для меня всегда святой праздник, который остается Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота. Его праздновал мой отец, его праздную я, в школах этот день всегда был Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота.
– Вы потомственный военный?
– Я не в первом поколении военный. Всю свою жизнь, начиная с рождения, я жил в военных городках, воспитывался в части, жил среди солдат, меня всегда окружали офицеры, жены и дети военнослужащих. После окончания 8 класса я поступил в Киевское суворовское училище (см. фото), потом учился в Ульяновском гвардейском высшем танковом командном дважды Краснознаменном ордена Красной Звезды училище им. В.И. Ленина. После его окончания был направлен в Центральную группу войск служить командиром танкового взвода. С 1985 по 1990 год проходил службу в Центральной группе войск в 15-й Гвардейской танковой дивизии, в 29 Гвардейском танковом полку в г. Миловица (Чехословакия). За пять лет службы я стал зам. начальника штаба батальона, а потом старшим помощником начальника штаба полка по кадрам и строевой части. В 1992 году начался вывод Центральной группы войск и нашу 15-ую Гвардейскую танковую дивизию вывели в Чебаркуль.
– А как вы попали в наш университет?
– В 1992 году выводилось очень много войск из Германии, Польши, Чехословакии и т.д. Мы уже знали, что наш полк будет расформирован. Нужно было определяться с местом дальнейшей службы. Мне предложили поработать на военной кафедре в Кургане или Магнитогорске. Посоветовавшись с супругой, я выбрал Магнитогорск – легендарный город металлургов. Наши друзья, которые оканчивали Челябинское танковое училище, наше решение поддержали. Они нам говорили: «Ребята, это город-знаменитость». Я прибыл в Магнитогорский горно-металлургический институт работать преподавателем на военной кафедре. Так получилось, что в МГМИ мы приехали вместе с моим давним другом Геннадием Ничепоренко. Мы вместе учились в Киеве в суворовском училище, потом – в Ульяновске. Вместе мы служили в Центральной группе войск, потом на некоторое время мы разъехались, а затем вместе получили назначение в МГМИ. И вот два капитана стали преподавать студентам военное дело. Наступили лихие 90-е, когда было тяжело всем. Мы остались в Магнитке, сначала я получил звание майора, после – подполковника. Работал преподавателем, старшим преподавателем на цикле «Тактической подготовки», а потом стал начальником цикла «Технической подготовки».
– Как Вы относитесь к тому, что не все юноши хотят служить в армии?– Я бы не сказал, что сегодня не хотят идти служить в армию категорично. Это в 90-е годы было крайне негативное отношение к армии, поэтому парни не хотели идти служить. Время было тяжелое. Сейчас ситуацию с призывом переломили. Наоборот, многие идут в армию с удовольствием, и даже студенты вузов пытаются идти со своим годом призыва.
Сейчас меня радует то, что боевой потенциал армии повышается. Войскам нужны грамотные призывники, потому что техника становится сложнее. Например, танки сегодня оснащаются и тепловизорами, и компьютерами, поэтому, чтобы управлять такой техникой, требуется хорошее базовое образование.
Когда я пришел служить в армию, солдаты призывались на два года. Я был командиром третьего взвода, а командиром первого взвода у нас был Ваня Опряткин, выпускник МИСиС. Человек, далекий от войск, он пришел служить армию в 27 лет. Конечно, он был не в своей тарелке. Первое, что он сделал – подошел ко мне и попросил показать и рассказать все о танке. Он был очень заинтересованным человеком, с ним можно было нормально разговаривать. Если другому бойцу надо было объяснять три-четыре раза, то Ваня понимал все сразу.
То, что сегодня сократили срок службы до одного года, это, на мой взгляд, не очень хорошо. Чтобы стать специалистом, нужно получить хороший опыт. Можно научить бойца водить танк за три месяца, но чтобы он стал хорошим механиком-водителем этого срока мало. И это не каждому дано – водить танк. Когда я смотрю танковый биатлон, то вижу, что там хорошие механики-водители. Но без практики на таких скоростях нельзя преодолевать колейный мост или противотанковый ров. Но когда они не попадают в мишень, это расстраивает.
– Что Вы можете сказать будущим призывникам, которые в этом году пойдут служить в армию?
– Армия – это отражение общества. Все плохое или хорошее в нашем обществе здесь находится под очень большим увеличительным стеклом. Конечно, замечательно будет, если на вашем пути попадется хороший офицер, но и с себя не следует снимать ответственность.
Не надо бояться идти в армию, не надо бояться обращаться за помощью к офицеру. Если у вас возникли проблемы, обращайтесь к офицерам, они будут их решать. Это их обязанность.
Армия – это коллектив, поэтому необходимо находить общие точки с коллективом. Потому что вы будете кушать с экипажем с одного котелка, вместе будете переворачивать гусеницу весом 980 кг, вместе будете грузить боекомплект и т.д. Если вы будете «белой вороной», то к вам будут соответственно относиться.
– Многие считают, что армия – это потерянное время.
– Ни в коем случае! Именно в армии вас научат подчиняться. Больше этому не учат нигде. Подчиняться распорядку дня, подчиняться старшим по званию, выполнять приказы. Это большая школа для будущих руководителей. Если вы не научитесь подчиняться, вы хорошим руководителем никогда не станете. В армии вы получите огромный жизненный опыт. Вас научат общаться в мужском коллективе. Это пригодится в будущем.
Поздравляю с наступающим праздником Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота и Днем защитника Отечества всех, кто служил, всех, кто собирается идти в армию!
Беседовала Ирина Портнова
Французский семестр
Два студента Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Алексей Авраменко (гр. ММб-16-2) и Максим Аникушин (гр. АМб-16), вернулись из французского университета Жана Монне (г. Сент-Этьен), где они учились по программе обмена студентами в течение семестра, с сентября по январь.В МГТУ им. Г. И. Носова Алексей изучает обработку металлов давлением, Максим – мехатронику и робототехнику. Во французском университете точных аналогов их специальностей не нашлось, поэтому Алексей осваивал специальность «инженер-механик», а Максим – «электротехника и промышленная информатика». Это оказалось полезным – ребята получили дополнительные знания и опыт в смежных специальностях.
– Чем примечательна учеба во Франции?
Алексей:
– Во-первых, там у нас было очень много практики: были проекты, по которым мы работали. Один из них – конструирование двухколесного скейтборда. Каждую пятницу в течение четырёх часов в спецодежде, респираторах мы работали за фрезерными и токарными станками, занимались водяной резкой, штамповкой, гнутием листов. В МГТУ подобной практики намного меньше.
Экзамены там проводились еженедельно, по четвергам. Прошли определенный материал по тому или иному предмету – экзамен. Дальше начинаете проходить предмет, и вопросы экзамена включают в себя и новый материал, и пройденный. Заключительный экзамен идет по всему изученному материалу. По каждому экзамену высчитывается средний балл. Во время последней экзаменационной недели в день было по три-четыре экзамена, в общей сложности по разным предметам их было около 30. Это непросто. В зачётку берется средний балл.
Максим:
– Там не было гуманитарных дисциплин. Только специальные, те, которые, возможно, пригодятся в будущей профессии. Расписание менялось чуть ли не каждую неделю, по часам объемы были порой намного больше, чем в России. Например, по понедельникам мы учились с 8 до 19 с часовым перерывом на обед. Экзамены мы сдавали во время учебы, в итоге высчитывался средний балл. Плюс еще были групповые и индивидуальные работы, которые приравнивались к «курсовым» – на втором курсе студенты делают дроны. По программированию работают в группах по два человека: заданием было написать любую программу на изучаемом языке, чтобы показать свои знания.
– Где вы там жили?
Алексей:
– В кампусе, который находился в четырех минутах ходьбы от вуза, жили по одному. Никто никому не мешает, в кампусе тихо, порядок. Если кто-то начинает шуметь, поднимается контролер с ресепшена и просит вести себя потише, этого достаточно. На каждом этаже находится учебный класс с доской, там можно позаниматься. Общие кухня, туалет и душ.
– Удалось ли подружиться с местными студентами?
Алексей:
– В общежитии жили, в основном, французские студенты. Они объединяются, закупают вместе продукты, вместе готовят. По вечерам по будням я к ним приходил – они обсуждали социальную политику; студент-историк рассказывал интересные моменты из истории…
В Сент-Этьене несколько университетов. В университете ENIS учатcя более взрослые люди, магистры. В его общежитии, в 15-ти минутах ходьбы, было около десяти русскоязычных студентов. Мы все сдружились.
Поначалу на парах я молчал, а французы узнали откуда-то, что я русский, сами стали подсаживаться, знакомиться, таким образом уже с первых дней завязалась дружба.
Кроме этого, очень часто международный отдел университета Жана Монне собирал нас, иностранных студентов, с целью нас сплотить, и устраивал для нас различные мероприятия: мы ходили в боулинг, была общая встреча, где нас очень вкусно угощали. Помимо этого было много разных акций, но у меня была напряженная учёба, и особо не получалось ходить на них.
Максим:
– У меня с этим проблем не было, я посещал почти всё.
Алексей:
– Французские студенты для себя тоже устраивают мероприятия, у них есть у каждого факультета как бы свой «студенческий профком». За студентов младшего курса отвечают студенты старшего, которые и организовывают интересную студенческую жизнь.
В первое время нас сдерживал языковой барьер, но благодаря занятиям на курсах французского языка и языковой практике со временем он исчез.
Так что можно не бояться ехать в чужую страну – друзей можно всегда везде найти.
– Каковы ваши впечатления от города, от французов?
Алексей:
– Сам по себе город Сент-Этьен небольшой, тихий. Там много музеев, в которые вход по студенческому билету бесплатен. Есть кинотеатры, небольшие ресторанчики.
Атмосфера во Франции очень благожелательна, у французов совершенно другой менталитет. И хорошего дня тебе пожелают, и если кто-нибудь тебя случайно заденет на улице – извинится, скажет, что это он виноват.
В дальнейшем мы постараемся еще раз посетить эту прекрасную страну и своих французских друзей.
Инна Ким
Преподаватели МпК
Они транслируют свой педагогический опыт, делятся своими идеями, презентуют методы преподавания…
В этом учебном году преподаватели колледжа одержали две значимые победы. Обе являются результатом большого коллективного труда и активного взаимодействия преподавателей и студентов по реализации компетентностного подхода и использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Первая – победа преподавателей ПЦК «Монтаж и эксплуатация электрооборудования» (председатель С.Б. Меняшева) в областном смотре-конкурсе предметно-цикловых комиссий преподавателей областного методического объединения УГС «Электро- и теплоэнергетика». Деятельность этой комиссии отражает принципы работы всего колледжа. Особо на конкурсе была отмечена технология реализации методической темы предметно-цикловой комиссии «Система формирования и оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся, развитие механизмов контроля качества подготовки специалистов». А это и качественная подготовка учебно-методической документации (конспекты лекций, практикумы, электронные образовательные ресурсы и др.), и организация деятельности талантливых студентов (участие в студенческих конференциях, чемпионатах Wordskills, заседания предметного кружка), и подготовка творческих мероприятий, и повышение профессионального мастерства, и активный обмен опытом. Эта победа показала слаженную творческую работу всех членов ПЦК, нацеленную на достижение высоких результатов. Недаром это лучшая предметно-цикловая комиссия в Челябинской области!
Вторая, не менее важная и предсказуемая победа – это 1 место в конкурсе «Электронные образовательные ресурсы для профессиональных образовательных организаций – 2018». Она случилась благодаря наличию и функционированию на базе МГТУ им Г.И. Носова электронной образовательной системы Moodle и систематическому обучению педсостава при активном участии учебно-методической части во главе с Е.Д. Трегубовой по организации этой работы.
На конкурс было отобрано семь лучших ЭОР преподавателей многопрофильного колледжа: Н.В. Рыбаков «Физическая культура», Н.А. Петровская «Химия», И.А. Панфилова «Математика», И.Н. Трубина «Охрана труда», Е.В. Менщикова «Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов», И.О. Кожевников «Выполнение работ по профессии "наладчик технологического оборудования"», Ю.А. Риве, Е.Ю. Тимофеева «Русский язык». Именно за такое активное и плодотворное участие колледж получил благодарность от ЧИРПО. Лучшим же назван курс «Русский язык», отмеченный за наличие интерактивных элементов, их взаимосвязь на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо, высокий уровень визуализации учебного материала, наличие опережающих заданий для подготовки к ЕГЭ и проверки ФИОКО и педагогический дизайн. По итогам конкурса жюри пригласило авторов курса провести мастер-класс по его использованию в рамках IV Международной научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе: кадры для цифровой экономики» (г. Златоуст).
В феврале продолжится сотрудничество с ЧИПРО по линии ОМО, и уже 28 февраля состоится областное методическое объединение преподавателей цикла ОГСЭ по теме «Внедрение в образовательный процесс по УД ОГСЭ цикла компетентностно-ориентированных технологий и методик обучения и воспитания».
Надеемся, что преподаватели МпК не остановятся на достигнутом! Будет ещё не одна победа и на региональном, и на всероссийском, и на международном уровнях. Успехов вам, коллеги!
Ю.А. Риве, председатель ПЦК ГДиДОУ,
Е.Ю. Тимофеева, методист колледжа
Ты знаешь
Осенью 1934 года прошел первый набор студентов в Магнитогорском горно-металлургическом институте на первый курс дневного отделения. На двух отделениях, металлургическом и горном, обучались 185 студентов без отрыва от производства. Лишь 48 прокатчиков первого набора на 1 курсе учились с отрывом от работы.
В июне 1934 г. появилось объявление в газете «Магнитогорский рабочий» за подписью директора института и рабфака Сафронова, в котором говорилось, что Магнитогорский горно-металлургический институт и рабфак (без отрыва от производства) объявили осенний набор студентов. Институт выпускал инженеров-металлургов и горняков-эксплуатационников.
Набор проводился на 1-3 курсы, а на рабфак – на 1-4 курсы.
Заявления принимались до 15 июля 1934 г. в здании ФЗУ, институт (4 этаж, комната 68), рабфак (3 этаж, комната 59). Однако в связи с новой ситуацией пришлось изменить извещение. Сентябрьское объявление в газете «Магнитогорский рабочий» извещало о приеме студентов в дневные прокатные группы МГМИ с отрывом от производства. Заявления принимались с 7 по 20 сентября, а приемные испытания проводились с 21 по 25 сентября. Занятия начинались с 1 октября 1934 г. Объявление подписал вновь избранный директор института и рабфака А.М. Упенек.
В будущем знаменитая поэтесса Людмила Татьяничева, в 1930-е гг. работавшая в газете «Магнитогорский рабочий», так описывала зачетную сессию в МГМИ: «Не было 8 часов утра, а в горно-металлургическом институте собирались группы студентов. Студенты первого курса прокатного отделения сегодня сдают полный курс высшей математики. Председатель сессионной комиссии преподаватель математики Василенко не выражает никакого беспокойства. Студенты быстро рассаживаются по местам. Тов. Василенко раздает первой тройке сидящих вопросные листы. Спокойно, просто чувствуют себя студенты. Только тишина, обычная на уроках тов. Василенко, становится еще глубже – все внимание аудитории сосредоточено на тройке сдающих товарищей.
Студент Егоров закончил письменную часть своего зачета. Он изъявляет желание ответить первым. Начинает с доказательств – это самая трудная часть зачетов. Доказательства закончены, примеры и задачи решены. Члены приемочной комиссии задают Егорову вопросы по теории дифференцирования интегрирования. Студент Егоров испытание сдал».Как отметила журналист, из 12 студентов ни один не «провалился». Трое получили «хорошо», один – «отлично», остальные – «удовлетворительно». По сравнению с зимней сессией, это был хороший результат.
Параллельно с экзаменом по математике проходил экзамен по химии. Сдавала первая подгруппа прокатчиков (первый курс). Его принимали заведующий кафедрой химии Лапин, ассистент Темянко, заведующий центральной химической лабораторией Гешелин. Из 14 сдававших шесть человек сдали на «хорошо», столько же – на «удовлетворительно» и двое – на «неудовлетворительно».
Л. Татьяничева отметила, что «зачетная сессия в горно-металлургическом институте проходит в здоровой, деловой обстановке. Ни одного случая нервозности, подсказываний, нарушения сессионной дисциплины. Чувствуется большая предварительная подготовка, а заранее выработанные критерии оценок дают возможность студентам правильно оценивать свои ответы и ответы товарищей. Это почти исключает возможность недовольства оценками, данными приемочной комиссией.
Вместе со студентами держат испытания и преподаватели. И надо сказать: держат неплохо. Уверенность студентов в своих знаниях, дисциплинированность во время проходящих зачетов, теплота самой обстановки – все это является результатом честной и добротной работы преподавателей».
Как вспоминал знаменитый ученый-металлург, профессор, доктор технических наук А.М. Бигеев: «Памятных моментов из моей семидесятилетней истории, связанной с вузом, немало. Самый первый из них – это когда я писал заявление на рабочий факультет МГМИ. Тогда редко кто имел законченное среднее образование. И рабочий факультет обеспечивал возможность получить среднее образование для последующего поступления в вуз. У меня тоже было тогда только семь классов за плечами, но даже такой «багаж» по тем временам был достоянием. Так вот, в этом заявлении, оно для нас, ребят нерусской национальности, было своеобразным приемным испытанием по русскому языку, я допустил две ошибки – так уж учили меня в татарской школе. Когда преподаватель, принимающая заявление, красными чернилами исправила мне их, я был так смущен, что засобирался уходить. Но она меня остановила – по остальным предметам-то я получил пятерки – и успокоила: «Ничего, это не страшно. Мы вас подучим. Вы будете знать русский язык. А сейчас я поставлю вам «три» и приму на обучение». И действительно, диктант за первое полугодие мне удалось написать уже на «четыре». Много позже, когда институт отмечал свое пятидесятилетие, и мне предоставили слово, я увидел в зале этого преподавателя, Веронику Александровну, жену профессора Коржа. Я спустился в зал, подошел к ней и поцеловал. А потом поднялся и рассказал эту историю. Именно благодаря ей передо мной открылась дорога в высшую школу. Это судьбоносный момент в моей жизни.
Такой путь проходили многие рабфаковцы. Из слабо подготовленных парней и девчат получались хорошие студенты, впоследствии прославившие институт в науке и на производстве».
В.В. Филатов «История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 30-годы»
Первопроходцы МГТУ
Абдрашит Мусеевич Бигеев –инженер-металлург, доктор технических наук, профессор (1965 г.), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979 г.), участник Великой Отечественной войны.Родился в дер. Большой Тебис Чановского района Новосибирской области. Из крестьян. В 1929 г. его родители были раскулачены и сосланы. В 12 лет А.М. Бигеев начал самостоятельную жизнь. Неполное среднее образование получил в с. Тармакуль Чановского района Новосибирской области в школе-интернате колхозной молодежи; среднее – на рабфаке при МГМИ (1934–36 гг.). В 1941 г. окончил с отличием МГМИ по специальности «металлургия черных металлов», работал мастером мартеновского цеха № 2 ММК. В сентябре 1942 г. добровольцем ушел на фронт, воевал в саперном батальоне воздушно-десантной дивизии на Северо-Западном, Центральном, 1-м Украинском фронтах. В 1945–46 гг. служил комендантом оборонительных рубежей в Московском и Львовском округах.
После демобилизации поступил ассистентом на кафедру металлургии стали МГМИ. В 1954 г. защитил кандидатскую, в 1963 г. – докторскую диссертации. В 1958–89 гг. был заведующим кафедрой металлургии стали, более 15 лет работал деканом факультета и проректором института. Под руководством А.М. Бигеева подготовлено 54 канд. техн. наук, 4 доктора наук.
Он автор фундаментальных работ по теории рафинирования металла шлаком, математическому моделированию сталеплавильных процессов, теории и технологии их непрерывности. Опыт широко используется в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья при подготовке инженерных и научных кадров, выполнении проектно-конструкторских работ. Разработал, научно обосновал принципиально новую производственно-техническую схему получения черных металлов, реализация которой может обеспечить снижение ресурсоемкости и себестоимости металлопродукции, повышение ее качества и уменьшение экологической опасности производства. Результаты новаторской деятельности Бигеева обобщены в 10 книгах, 325 статьях и докладах, 28 авторских свидетельствах и патентах. Автор ряда учебников по металлургии стали для вузов.
Награжден орденами Отечественной войны 1-й (1985 г.) и 2-й степени (1944 г.), Красной Звезды (1943 г.), Трудового Красного Знамени (1984 г.), медалями.
Не хлебом единым
2019 год указом Президента Российской Федерации В.В. Путина объявлен в нашей стране Годом театра. В связи с этим мы будем рассказывать о развитии и становлении студенческого театра в МГТУ им. Г.И. Носова. Так как наш вуз со дня своего возникновения является неотъемлемой частью города, то наше повествование было бы неполным без рассказа о возникновении театра в Магнитогорске.В далекие тридцатые годы городское руководство понимало, что в идеальном городе-заводе человек нового времени, рабочий-труженик, должен отдыхать культурно, и что досуг его необходимо грамотно организовать. Поэтому одновременно со строительством в Магнитке металлургического комбината, возведением жилья, открытием Горно-металлургического вуза, в 30-е годы были построены клуб горняков на Ежовке с великолепным внутренним убранством, левобережный Дом культуры ММК, создавались творческие коллективы различной направленности. Но особое внимание уделялось развитию театра, потому что все понимали, что именно театр способствует формированию новой ментальности советского человека.
Первым театром, который гастролировал в нашем городе с июня по сентябрь 1930 года, был Краснозаводский драматический театр со спектаклем «Любовь Яровая», который посмотрели около 37 тыс. человек. В этом же году из бетонщиков, арматурщиков и землекопов на базе ММК была создана агитбригада, которая в конце 1931 года преобразовалась в Театр рабочей молодежи в Магнитогорске (ТРАМ). Спектакли, сатирические и агитационные представления проходили на различных сценических площадках, в городских клубах Магнитки и в других городах области. Кроме рабочих, в труппе были инженеры, служащие. С февраля 1937 года ТРАМ стал носить имя А.С. Пушкина.
С 1932 по 1935 гг. в Магнитогорске действовал ТЮЗ, в котором артистами были дети и подростки, которые обучались актерскому мастерству по специальной программе.
В 1936 г. возник народный театр Дворца культуры металлургов, впоследствии базировавшийся в ДК им. С. Орджоникидзе. В 1938 г. в левобережном ДК ММК был создан народный татаро-башкирский театр.
Не забывали городские власти и о студентах. Руководство вуза с самого начала его существования, с 1930-х годов считало, что выпускник института, советский инженер, должен быть «на голову выше других» и в знаниях, и в кругозоре, и нравственно. Этого можно достичь не столько образованием, сколько его воспитанием в стенах института. Для студентов уже тогда начали организовывать встречи с учеными, артистами, писателями, художниками. В феврале 1934 г. студенты-стипендиаты стали получать льготные билеты со скидкой 50% в кинотеатр «Магнит», а с октября для всех студентов без исключения вводились льготные билеты во все зрелищные учреждения Магнитогорска.
В 1940-м году в стенах МГМИ начал свою работу драмкружок. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) специально созданная агитбригада, состоявшая из студентов, преподавателей и сотрудников Горно-металлургического института, вела большую шефскую работу в военных госпиталях города.
В первые годы руководство кружками, в том числе театральным, осуществлялось на общественных началах. Затем были привлечены профессионалы. Например, в 1944-1945-х годах драмкружок МГМИ возглавил А.Ф. Бунин, артист Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина, а позднее, в начале пятидесятых, им руководили молодые артисты драмтеатра Б.И. Зайденберг и Л.С. Броневой (тот самый знаменитый «Мюллер»). В апреле 1950 г. в МГМИ на традиционном смотре художественной самодеятельности драматический кружок показал одноактную пьесу «Поезд свободы» Ульянинского.
Как видим, университетские театральные традиции берут свое начало с первых лет основания МГМИ. Уже тогда воспитанию студентов уделялось огромное внимание. Прилагались огромные усилия для того, чтобы из его стен выходили высокообразованные советские инженеры с обширным кругозором и нравственным стержнем, строго соблюдающие этические нормы.
* Продолжение в следующем номере
Инна Ким
Студенты МГТУ
В Омске с 1 по 3 февраля прошли чемпионат и Первенство России по кикбоксингу среди студентов высших и средних специальных учебных учреждений, собравшие 307 участников из 23 субъектов страны. Соревнования проводились в дисциплинах «фулл-контакт», «К1», «лайт-контакт» и «поинтфайтинг» среди мужчин и женщин 2000 г.р. и старше, юниоров и юниорок 2001-2002 г.р.Два студента, представлявшие Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, вернулись с медалями.
На чемпионате России в дисциплине «лайт-контакт» Алексей Фролов, студент группы КПОп 17-1, порадовал своими результатами. Проведя два поединка, он стал победителем в весовой категории до 57 кг среди мужчин 2000 г.р. и старше. В первом бою он одержал досрочную победу над Кириллом Шевелевым из Республики Башкортостан, во втором – за явным преимуществом – над Инсафом Хужабиргановым, представлявшим тот же регион.
В дисциплине «фулл-контакт» серебряную медаль в весовой категории до 52 кг среди женщин 2000 г.р. и старше завоевала Маргарита Насибова, студентка группы СТХб 17-1. В упорном финальном бою она уступила Анжеле Хакимзяновой (МСМК), опытной спортсменке из Свердловской области.
По итогам выступлений воспитанники тренера-преподавателя Олеси Семеновой Алексей и Маргарита вошли в состав сборной команды России по кикбоксингу и будут представлять студенческий союз на Европейской Универсиаде, которая запланирована в г. Загреб (Хорватия) в августе этого года.
Студенческий спортивный клуб «Стальные сердца»
Объявление о конкурсе
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:
доцента кафедры: механики (институт металлургии, машиностроения и материалообработки, направление «Машиностроение»).
Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «Положении по виду деятельности» (СМК-ПВД-20-18 (версия 5)).
Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» в разделе «Информация для научно-педагогических работников».
Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».
«Денница» от 15 февраля 2019 года