Весь выпуск в одном файле!

МГТУ вновь взял реванш!

МГТУ вновь взял реванш!
МГТУ вновь взял реванш!
В этом году финал XVII Всероссийского конкурса «Студенческий лидер 2019» проходил с 14 по 22 сентября в Краснодарском крае. В нем приняли участие около 500 студентов из 130 российских вузов 66 регионов страны. Честь опорного университета Южного Урала МГТУ им. Г.И. Носова защищала заместитель председателя первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов университета Айна Тухватуллина.

Это второе участие девушки во Всероссийском этапе конкурса. В 2016 году, заняв 1 место на региональном и окружном этапах, Айна с честью представила свой университет на всероссийском, но смогла занять лишь седьмое место. Спустя три года был взят реванш.

Команда профкома поехала вместе с конкурсанткой, чтобы поддержать её, на протяжении всех дней нахождения на мероприятии всегда были рядом. Айне предстояло преодолеть девять испытаний, каждое из которых содержало свою специфику.

Традиционно первое и одно из самых сложных это «Автопортрет». Участникам нужно было презентовать себя и свои профсоюзные организации. Финалисты проявляли креатив: они использовали различные костюмы, реквизит, видеозарисовки и другие способы воздействия на зрителя.

МГТУ вновь взял реванш!
МГТУ вновь взял реванш!
Конкурсанты и их команды показали, как они умеют решать вопросы, договариваться и организовывать свою работу в конкурсе «Заседание профкома». На сцену выходило пять человек: финалист и четыре человека из его команды. Участникам нужно было за пять минут обсудить две темы и провести заседание по образцу.

«Изложение» это испытание, в котором участники выявляли профессиональные компетенции успешного лидера, ведь им предстояло внимательно прослушать текст и запомнить важную информацию, чтобы потом её воспроизвести.

Одно из самых зрелищных испытаний, по мнению жюри и участников, это «Управленческий поединок», тем более что подготовиться к нему заранее почти невозможно. В рамках заданной темы финалисты демонстрировали навыки ведения переговоров и знания в профсоюзной сфере, а именно – решение проблем, возникающих в высших учебных заведениях.

В конкурсе «2 к 1» участникам предстояло ответить на заданный вопрос только «да» или «нет».

«Эффективная презентация» испытание, которое впервые прошло на всероссийском этапе конкурса. Здесь финалистам нужно было показать ораторское мастерство, умение владеть информацией и доносить ее до окружающих. Этот этап показал, насколько грамотно участники умеют освещать деятельность профсоюзной организации с помощью домашней заготовки-презентации.

«Правовое ориентирование. Профтест» конкурс, который проверяет профессионализм участников и то, насколько они владеют знаниями по нормативно-правовой документации и деятельности различных комиссий профсоюзных организаций.

Членами жюри и оргкомитетом было подготовлено 20 сложных вопросов для этапа «Блиц». В этом испытании финалисты за две минуты должны были ответить на все подготовленные вопросы, касающиеся сферы образования, права и профсоюза.

Последнее испытание было творческим и нестандартным. Для конкурса «Сюрприз» участникам нужно было записать мотивационное видео с призывом подписаться на официальный аккаунт СКС РФ в социальной сети Instagram.

Представительница МГТУ им. Г.И. Носова успешно преодолела все этапы этого престижного конкурса, и в результате – студенческим лидером России стала именно она, Айна Тухватуллина! Победительнице был присвоен статус общественного советника руководителя Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» Александра Бугаева.

Как призналась позже Айна, победа далась ей очень нелегко, что вполне предсказуемо – на конкурс съехались лучшие из лучших, и сами испытания были очень сложными. На последнем этапе по количеству набранных к этому времени баллов за первое место боролись семь человек. А в лидеры вышла наша Айна! Тем ценнее такая победа. Нельзя не признать ее упорство и волю к победе – она не упустила вторую попытку бороться за лидерство и реализовала ее на все сто. Конечно, роль команды в этом успехе, как отметила девушка, огромна – вместе они готовили выступление на «Автопортрет»,  сделав его исключительно оригинальным, работали над презентацией, осваивали нормативные акты, решали нормативные команды. Все потрудились на славу! И, заметим, что это уже вторая аналогичная победа нашего университета: в 2014 г. студенческим лидером России стал председатель профкома студентов и аспирантов МГТУ Рустам Муртазин. За всю историю этого конкурса подобного результата не добивался ни один вуз страны!

Валерия Шерстнева, Александр Шишиморов, студенческий медиацентр МГТУ

Уникальный шанс

Уникальный шанс
Уникальный шанс
На базе УОЦ «Юность» МГТУ им. Г.И. Носова 5 октября впервые прошел научный семинар аспирантов «Электротехнические комплексы и системы автоматизации в металлургии» (IEEE Russian Workshop on Power Engineering and Automation of Metallurgy Industry: Research & Practice). Его организаторами была Южно-Уральская группа IEEE; Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск;  МГТУ им. Г.И. Носова.

В работе четырех секций семинара приняли участие свыше 50 человек, из них 32 аспиранта из УрФУ, ЮУрГУ и МГТУ им. Г.И. Носова, среди которых были иностранцы, проходящие обучение по программам обмена. Наш вуз представляли девять аспирантов.

Уникальный шанс
Уникальный шанс
Уникальный шанс
Уникальный шанс
Основной целью форума было развитие коммуникаций между молодыми учеными разных вузов, занимающимися исследованиями в области электротехники, электроники, энергетики и промышленной автоматизации. Аспирантам была предоставлена уникальная возможность не только доложить результаты своей работы научному сообществу, но и бесплатно опубликовать ее. Если доклад был представлен на английском языке, то программный комитет отбирал его для публикации в сборнике трудов семинара, размещаемом в цифровой библиотеке «IEEE Xplore», индексируемом наукометрической базой Scopus. Доклады, представленные на русском языке, отбирались для публикации в одном из журналов, индексируемых наукометрической базой РИНЦ и входящих в перечень ВАК.

По результатам семинара принято решение проводить его на базе УОЦ «Юность» ежегодно.

Уникальный шанс
Уникальный шанс
Уникальный шанс
Уникальный шанс

Экономический диктант 2019

Экономический диктант 2019
Экономический диктант 2019
Общероссийская образовательная акция Всероссийский экономический диктант, стартовавшая три года назад, прошла по всей стране 9 октября. В Магнитогорске площадкой для проведения этого мероприятия вновь стал МГТУ им. Г.И. Носова. Ровно в 10 часов в двух поточных аудиториях университета, заполненных участниками акции, открылось это мероприятие.

С приветственным словом к старшеклассникам обратился ректор вуза М.В. Чукин. Он отметил важность предстоящего дела, которое позволит ребятам правильно оценить себя, свои знания, понять, способен ли каждый из них принять правильное экономическое решение. Ведь хорошие знания в этой сфере весьма востребованы сегодня, в условиях рыночной экономики. Ректор, пожелав школьникам успехов, заверил, что им всегда рады в университете, куда они могут приходить со своими идеями, посылами, предложениями.

Директор института экономики и управления Н.Р. Балынская, пожелав ребятам успеха в предстоящем серьезном деле, снабдила их очень важной информацией о предстоящем для каждого из них выборе вуза, указав, на что при этом надо обратить внимание, как определить статус учебного заведения. А затем в другой аудитории она обратилась уже к студентам, участникам акции. Поблагодарив их за интерес, проявленный к диктанту, она заметила, что популярность этой акции год от года растет, что не может не радовать. Ведь повышение экономической грамотности населения может благотворно повлиять на процветание страны. Кроме того, сертификат участника экономического диктанта, не говоря уже о дипломе, если кто-то удостоится его, станет весомым украшением их портфолио.

В этом году участников акции стало вдовое больше, чем в прошлом. Особый  интерес к диктанту проявили школьники, которых было почти 200 человек. Ровно час кипела работа, добровольцы отвечали на хитроумные вопросы теста, по преимуществу уверенные в своей правоте. Но окончательно убедиться, насколько высок уровень правильных ответов, они смогут через полтора месяца, выйдя на сайт Всероссийского экономического диктанта (https://diktant.org).

Призерами станут те, кто наберет более 75 баллов, они получат дипломы I, II, III степени. Победители, имеющие результат свыше 95 баллов, кроме диплома удостаиваются также памятных подарков. И несмотря на то, что пока из наших участников в призеры еще никто не выходил, хотя и на региональном уровне их уровень был вполне сопоставим, но надежда умирает последней. Будем ждать результатов.

Анна Картавцева

Антикоррупционное просвещение

Профком поделился опытом
Профком поделился опытом
Коррупция проникает во все сферы деятельности человека, не стало исключением и высшее образование. В университетах всего мира идет непримиримая борьба с коррупцией, которая, подобно раковой опухоли, захватывает все большее и большее число людей, желающих за деньги получить («продать») зачет, экзамен, а в итоге – диплом, то есть некую бумажку, свидетельствующую о наличии знаний и умений, которых, фактически, нет.  И все большее количество вузовских преподавателей соглашаются на подобный неравноценный обмен. Что ими движет – низкие ли зарплаты, желание ли помочь неспособному к обучению студенту, унизительное ли безвыходное положение, когда невозможно исключить его за неуспеваемость, забота  ли о рейтинге вуза и кафедры, стремление ли к наживе – об этом отдельный разговор. А сегодня расскажем о тех усилиях, которые предпринимаются в целях профилактики этого позорного явления сотрудниками по антикоррупционной деятельности университетов совместно с работниками правоохранительных органов.

Профком поделился опытом
Профком поделился опытом
В МГТУ им. Г.И. Носова из года в год специалист по АКД Сергей Николаевич Коньков приглашает правоохранителей на просветительские беседы о сути коррупции, её разновидностях, административной и уголовной ответственности за эти правонарушения. Одна из таких встреч, в соответствии с плановыми антикоррупционными мероприятиями, состоялась 25 сентября: директора институтов и деканы факультетов вуза, их заместители по учебной работе, заведующие кафедрами и работники отдела кадров с интересом прослушали сообщения представителей правоохранительных органов города, которые в ходе беседы отвечали на многочисленные вопросы и разъясняли некоторые тонкости правовых моментов в области антикоррупционного законодательства, приводили интересные примеры из своей практики.

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Магнитогорска мл. советник юстиции Марина Владимировна Суханова рассказала об особенностях привлечения к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих. Необходимо отметить, что не имеет значения, сколько отработал на государственной или муниципальной службе гражданин: он является бывшим государственным или муниципальным служащим и, куда бы он ни устраивался далее, до истечения двухлетнего срока, должен уведомлять нового работодателя о своем статусе для того, чтобы работодатель в свою очередь в течение десятидневного (что важно) срока отослал уведомление бывшему работодателю.

В течение шести лет работодателя, принявшего такого работника, и в десятидневный срок не отославшего уведомление, можно привлечь к административной ответственности. Штрафы весомы. Что примечательно, если даже секретарь запамятовал выслать документ вовремя, отвечать будет все равно работодатель. Кроме того, не освобождает работодателя от административной ответственности и незнание о том, что принятый работник был госслужащим (то есть если бывший госслужащий не уведомил об этом работодателя, что чревато для первого прекращением трудового или гражданско-правового договора с ним). Напомним о важности соблюдения десятидневного срока (т.е. ответственность на работодателе лежит не только за неуведомление, но и за несвоевременное уведомление).

Данная информация оказалась важна как для присутствующих в зале работников отдела кадров вуза, так и для руководителей его институтов. Слушатели уточнили у прокурора, каким нормативным актом регламентируется перечень должностей бывших государственных, муниципальных служащих, обязанных при заключении трудовых и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте их государственной, муниципальной службы? (Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»). Помимо этого, поинтересовались мнением выступающей по поводу ситуации с трудоустройством по совместительству, когда от работника не требуется представлять трудовую книжку. Как работодатель должен вести себя в этой ситуации? Оказалось, что суды в этом вопросе заняли двоякую позицию: в большинстве случаев они освобождали работодателя от ответственности, ибо он в этом случае «не знал и не мог знать» о бывшей должности работника. Но, с другой стороны, работодатель был обязан проверить своего работника, например, потребовав копию трудовой книжки. Если в трудовой книжке не указана должность, то работодатель мог бы направить запрос в бывшее место работы принимаемого человека.

Зам. начальника Ленинского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Челябинской области майор юстиции П.Н. Шлыченко ознакомил слушателей с практикой расследования уголовных дел коррупционной направленности. Он рассказал о специфике работы сотрудников следственного комитета, о полномочиях следователей комитета - заниматься расследованием дел коррупционной направленности (получение и дача взяток, являющимися наиболее частыми правонарушениями в сфере высшего образования, а также различные формы хищения, присвоение и растрата, злоупотребление должностными обязанностями и др.).

В ходе беседы преподаватели заинтересовались ситуацией, когда студенты, обидевшись на преподавателя, идут в следственный комитет и дают «показания» на преподавателя, что якобы он вымогал у них взятку. Павел Николаевич пояснил, что у следственного комитета есть все возможности ещё во время доследственной проверки выяснить правду, и в том случае, если сведения не подтвердятся, к преподавателю никаких санкций применяться не будет.

Грань между «взяткой» и «благодарностью» порой очень тонка, в связи с чем слушателей заинтересовало, будет ли считаться взяткой, если преподавателю после экзамена в благодарность студенты сделают подарок и является ли взяткой, когда преподаватель до экзамена предлагает студентам покупать подготовленное им учебное пособие по преподаваемому им предмету? Павел Николаевич ответил, что, согласно разъяснению пленума Верховного суда РФ, не является взяткой благодарность за профессиональную деятельность. Всё зависит от того, был ли умысел на взятку, то есть, была ли предварительная договоренность преподавателя со студентами о том, что студенты получат оценку только в результате преподнесенного, пусть даже после экзамена, подарка, или при условии покупки учебного пособия. Если такой договоренности, а следственно, умысла, не было, то есть студенты преподнесли преподавателю подарок просто в знак благодарности либо покупали учебные пособия для подготовки к экзамену без принуждения со стороны преподавателя, тогда это не является взяткой. Ибо взятка – это всегда обмен: «я даю что-то в обмен на что-то». Если такой договоренности нет – и взятки нет.

Правоохранитель напомнил слушателям, что ко взяткам относятся не только вещи и деньги, но и различного рода услуги. Если услуги выполнены на благо преподавателя, то это будет квалифицироваться как «Взятка» (ст. 290 УК РФ), а если на благо вуза, то как «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ).

Рассказав подробно о видах коррупционных преступлений, выступающий напомнил, что один из них – неправильное распределение поощрительных премий, о чем необходимо помнить начальникам среднего звена. Все эти денежные средства входят в фонд оплаты труда и должны обязательно доходить до рядовых сотрудников, у которых возникает недовольство, выливающееся в анонимки и в сообщения в СК, если они не получают причитающиеся им деньги.

– Конечно, эти деньги неподотчетны, поэтому у руководителя всегда есть соблазн их потратить на свои личные нужды. Подобные руководители подвергаются риску быть привлеченными к уголовной ответственности, и в судебной практике есть ряд уголовных дел подобной направленности, – предупредил Павел Николаевич.

Врио заместителя начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД России по Магнитогорску Челябинской области майор полиции Н.Е. Маслов осветил тему «Борьба с коррупцией органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».

Николай Евгеньевич привел некоторые примеры по участию работников отдела в раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений сотрудников нашего вуза.

Отвечая на вопросы, отметил, что в том случае, если студенты оговорили преподавателя, они могут быть привлечены к ответственности по статьям 306 УК «Заведомо ложный донос о совершенном преступлении» либо 307 УК «Заведомо ложные показания», 128.1 «Клевета». Для выяснения истины сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции в рамках проводимой проверки по сообщению о преступлении могут проводить гласные и негласные мероприятия согласно закону «Об оперативно-розыскной деятельности». До возбуждения уголовного дела проверяются все обстоятельства, связанные с заявлением, и если причинно-следственной связи между определенными событиями нет, то преподавателя не за что будет и привлекать. Однако если сведения подтверждаются, тогда материалы проверки на взяточника направляются в следственный комитет для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Слушатели попросили рассказать об оперативно-розыскные мероприятиях в ходе проводимых проверок. Во-первых, оперуполномоченные отдела собирают сведения, опрашивая не только студентов, написавших заявление, но и тех, которые учились у преподавателя за несколько лет до «события», и после него, охватывая большой временной и человеческий пласт. Во-вторых, изымаются для исследования ПК, документы, добываются те документальные доказательства, которые опровергнуть нельзя. В своей работе оперативники руководствуются содержанием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Проведение опросов, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, обследование помещений, зданий и другие мероприятия – все это делается для выяснения обстоятельств и для того, чтобы проверить, имеет ли место быть то правонарушение и причастно ли к этому проверяемое лицо.

Николай Евгеньевич отметил, что преподаватели являются в какой-то мере заложниками сложившейся системы, и призвал их ни в коем случае не участвовать в преступлениях коррупционной направленности. Тем более что взятка за выставление оценки относится к категории тяжких преступлений и соответственно карается сроком наказания от пяти до восьми лет плюс лишением права заниматься преподавательской деятельностью, а также высокими штрафами от 40 до 70 кратного размера от суммы взятки. Почему такие серьезные наказания? Потому что коррупция страшна своими последствиями. У всех на слуху трагедия в «Зимней вишне», которую можно было бы избежать, если бы не коррупция. Надзорные организации, проверявшие этот ТРЦ, должны были запретить его эксплуатацию в связи с полным несоответствием.

Под занавес гости университета еще раз напомнили о необходимости соблюдать закон и не поддаваться на провокации коррупционной направленности.

Инна Ким

Профком поделился опытом

Профком поделился опытом
Профком поделился опытом
Председатель профкома преподавателей и сотрудников МГТУ им. Г.И. Носова Ю.В. Мерзляков и зам. председателя профкома Н.Л. Чалкова, представляя Челябинскую область, приняли участие во Всероссийском семинаре-совещании председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов и специалистов региональных организаций профсоюза, курирующих вопросы высшего образования, на тему «Основные тенденции развития профессионального образования». Он прошел 23-29 сентября в п. Дивноморское Краснодарского края в студенческом спортивно-оздоровительном комплексе «Радуга» Донского государственного технического университета. Делегацию от Челябинской области возглавляла зав. отделом обкома профсоюза образования и науки Российской Федерации Л.С. Роготовская.

В работе семинара-совещания приняли участие 130 представителей первичных профсоюзных организаций работников вузов и региональных организаций Общероссийского профсоюза образования из всех федеральных округов: 96 председателей и заместителей председателя первичных профсоюзных организаций работников из 89 вузов Российской Федерации, 24 члена профсоюзных комитетов, 10 представителей региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского профсоюза образования. Примечательно, что впервые в работе семинара приняли участие гости из Луганской Народной Республики.

Перед собравшимися выступали: заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования В.Н. Дудин; зам. директора департамента государственной молодёжной политики и социальных проектов в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации М.Р. Бечвая; эксперты рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям по развитию системы профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций А.А. Жидков и Е.И. Заугольникова; работники аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Профком поделился опытом
Профком поделился опытом
Обсуждались вопросы, касающиеся исполнения поручений президента Российской Федерации по повышению заработной платы работников из числа профессорско-преподавательского состава, совершенствования системы оплаты труда и организации контроля за уровнем заработной платы работников образовательных организаций высшего образования, совершенствования профессионального уровня педагогических работников, повышения их заинтересованности в качестве своего труда, а также вопросы охраны труда, самостоятельное присуждение учёных степеней в системе государственной научной аттестации.

Большое внимание было уделено вопросам, связанным с реализацией государственной политики в сфере высшего образования, результатам и ходу реализации мероприятий федеральных проектов, входящих в национальный проект «Образование» (в части высшего образования), а также особенностям применения профессиональных стандартов в высшем образовании, ФГОС 3+ и 3++ , реализации образовательных программ высшего образования в условиях нормативной неопределённости.

Участники семинара-совещания совместно со специалистами аппарата Общероссийского профсоюза образования говорили и о внутрисоюзной работе: о цифровизации профсоюза, нормативно-правовом регулировании деятельности общественных организаций, о работе над проектом устава Общероссийского профсоюза образования. Были проведены круглые столы, где активно участвовала и делилась опытом работы в профсоюзной организации Н.Л. Чалкова.

Подробно были рассмотрены основные направления финансовой деятельности профсоюзной организации, роль профсоюза в улучшении пенсионного обеспечения членов профсоюза и участие профсоюзных организаций в формировании программ негосударственного пенсионного обеспечения.

В целях активизации работы первичных профсоюзных организаций работников вузов по защите социальных, трудовых, профессиональных прав работников, поиска эффективных форм и способов защиты прав и интересов членов профсоюза, распространения имеющегося опыта работы, популяризации социальных программ, реализуемых первичными профсоюзными организациями вузов самостоятельно, а также совместно с администрациями вузов, в рамках семинара-совещания прошёл финал VI Всероссийского конкурса «Траектория успеха».

В этом году в финальных мероприятиях конкурса приняли участие десять финалистов из Приволжского, Сибирского, Центрального и Южного федеральных округов. В финале конкурса необходимо было пройти три испытания: «Автопортрет», «Презентация программы» и «Правовое ориентирование».

Кроме этого, в рамках семинара-совещания состоялась II Спартакиада координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Общероссийского профсоюза образования.

Все участники попробовали свои силы в разных спортивных и творческих направлениях: дартс и настольный теннис, шашки и шахматы, плавание и веселые старты. Визитные карточки команд отразили их уникальность и самобытность. Команда УрФО заняла третье место и, что особенно приятно, команда Челябинской области участвовала во всех видах спорта, проявляя чувство патриотизма и гордости.

Приобретенный опыт не только поможет в работе профсоюзных организаций вузов России, но и мотивирует профсоюзных лидеров к оптимизации системы управления в высшей школе в соответствии с современными социально-экономическими тенденциями развития общества в целом и нашей страны.

 

Л.С. Роготовская, зав. отделом обкома профсоюза образования и науки РФ

Лучшие вожатые собрались в «Орлёнке»

Лучшие вожатые собрались в «Орлёнке»
Лучшие вожатые собрались в «Орлёнке»
Кто из нас не мечтал побывать во Всероссийском детском центре «Орлёнок»? К счастью, некоторым удалось попасть туда. Пусть уже и не в качестве отдыхающего.

На берегу Чёрного моря со 2 по 5 октября прошёл VI Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов. Его посетили 400 человек из 45 регионов России. Это представители студенческих педагогических отрядов, детских оздоровительных лагерей, центров федерального значения, вожатые и педагоги. В ВДЦ «Орлёнок» прошёл финал Всероссийского конкурса «Лучший вожатый». Челябинскую область представляли четыре бойца студенческих отрядов в следующих номинациях: «Лучший вожатый детского лагеря» и «Лучший старший вожатый детского лагеря». Одним из представителей от Челябинской области стала комиссар СПО «Батарейки» Екатерина Нечкина.

Конкурс проводился в два этапа. С 19 августа по 19 сентября проходил заочный этап, в котором участники отправляли свое портфолио и видеоролик, отражающий их профессиональную позицию в работе с детьми. А уже в начале октября бойцам нужно было пройти испытания очного этапа.

Лучшие вожатые собрались в «Орлёнке»
Лучшие вожатые собрались в «Орлёнке»
Катя участвовала в номинации на «Лучшего вожатого». Всего в этой номинации было 44 конкурсанта. Конкурс состоял из трёх испытаний. Сначала участники проходили тестирование по нормативным документам, которые обязан знать вожатый. После был творческий конкурс – на этом этапе оценивались творческие способности и умение работать в команде. Последним испытанием было «Моё любимое отрядное дело» – ребята ездили в школу и проводили отрядные дела с учащимися. На каждом отрядном деле присутствовали эксперты, которые оценивали работу вожатых.

Завершился VI Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов масштабным флешмобом, посвящённым Дню учителя. Специально к праздничной дате участники форума подготовили танец – поздравление для своих любимых педагогов. 

Вот что ещё рассказала наша участница:

– Помимо конкурсных испытаний я успела посетить несколько мастер-классов и поближе познакомиться с ВДЦ «Орлёнок» на экскурсии. Программа была очень насыщенная. Но больше всего мне понравилось, что мы жили на берегу моря и даже несколько раз видели дельфинов. Было просто прекрасно из холодной осени снова попасть в жаркое лето.

Екатерина Нечкина оказалась 15-й в рейтинге. И это отличный результат! Желаем, чтобы дальше было только лучше.

Есения Шестова

Строительство главного корпуса

Строительство главного корпуса
Строительство главного корпуса
В 1956 г. под руководством ректора Н.Е. Скороходова началось возведение нового главного учебного корпуса МГМИ в правобережной части города на проспекте Ленина. В этом строительстве активное участие принимали все – от студента до ректора. Долгожданное новоселье в новом современном учебном корпусе коллектив вуза справил в 1962 г.

 

К строительству нового здания института активно привлекались студенты. Предстояло быстрее ввести в строй учебный корпус, чтобы организовать полноценный учебный процесс. Главное управление министерства в письме руководству института рекомендовало «усилить помощь подрядным организациям и, в частности, трудовым участием студентов в строительстве вузовских объектов, закрепив группы студентов за стройкой. Если работы студентов проводились без оплаты, то ее следовало удерживать при оплате счетов подрядчиков».

Как говорилось в одном из приказов директора МГМИ, учитывая ценную инициативу студентов 4 курса строительного факультета, выразивших желание совмещать учебу с работой на строительстве в течение восьми недель, для них устанавливался особый режим учебного процесса. Студентам, работавшим на строительстве, чтение лекций по основным вопросам учебного плана проводилось в сокращенные сроки – в объеме 12 часов в неделю. Рекомендовалось всем кафедрам, проводившим занятия для этих студентов, организовывать дополнительные консультации. Учитывая производственный опыт, приобретаемый студентами на строительстве, и наличие нескольких заданий по проектированию производства работ в учебном плане, эти студенты освобождались от выполнения курсового проекта по технологии строительного производства.

Строительство главного корпуса
Строительство главного корпуса
Вот что публиковалось в газете «За кадры» в 1957 году.

«В начале марта 1957 года в тресте «Магнитострой» состоялось широкое совещание по вопросу форсирования строительства нового здания МГМИ имени Г.И. Носова в Правобережном районе.

На нем было принято решение строить первую очередь института ускоренными темпами.

В первую очередь войдет левое крыло  главного учебного корпуса площадью примерно в 6,5–7 тыс. кв. метров с подсобными помещениями. Это позволит перевести в него из старого здания металлургический факультет, все лаборатории и кафедры.

8 марта на строительство института вышли студенты группы ПГС-55-1 строительного факультета. Им была поручена очистка котлована от снега, т.е. подготовка фронта работ для кладки фундаментов под здание. На следующий день эту же работу выполняли студенты группы ПГС-55-2. Несмотря на холодную погоду, дела спорились. За два дня обе группы выбросили из котлована 408 кубометров снега и 53 кубометра смерзшегося шлака.

Примеру студентов второго курса последовали первокурсники. Хорошо потрудились группы ПГС-56-1, 2, 3, 4. Показали умение работать и студенты третьего курса. Со студентами участвуют в работе также преподаватели и лаборанты кафедр стройфака тт. Горвиц, Фукс, Мелентъев, Натаров, Целинский и др.

20 марта студенты групп ГИ-54-1 и ГИ-54-2 собрались в здании стройфака. Здесь они получили спецодежду. А потом вместе с преподавателем А.М. Стороженко отправились на место стройки нового здания института. Получен инструмент, и студенты энергично взялись за дело. От могучих ударов молота в руках Козлова расступалась даже мерзлая земля на дне траншеи.

Не менее энергично трудятся студенты Подоляк и Неволин. Им очень хочется перевыполнить дневное задание.

Постепенно становятся видны и результаты труда — траншея очищается и углубляется. Теперь из нее самому не выбраться. Приходится прибегать к любезной помощи девушек, работающих наверху».

По материалам газеты «За кадры» (ныне «Денница») за 1957 г. и книги  Филатова В.В. «История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1950-е годы», кн. 3

Первопроходцы

Е.М. Каминская-Дульская
Е.М. Каминская-Дульская
В МГМИ в 1942–1943 гг. сконцентрировалась большая группа крупных ученых, и Всесоюзный комитет по делам высшей школы предоставил право ученому совету нашего института проводить защиты кандидатских диссертаций. 29 октября 1942 г. ассистент кафедры ОМД Н.И. Коваленко защитил  здесь кандидатскую диссертацию. Это был первый кандидат наук,  защитившийся в стенах МГМИ.

В 1947 г. первой из женщин в МГМИ и городе, защитившей кандидатскую диссертацию, стала преподаватель кафедры геологии Е.М. Каминская-Дульская. Она же стала первой женщиной, получившей ученое звание профессора в 1963 г.

Регулярно на ученом совете института в 1942–1943 гг. заслушивали результаты исследований ученых, выносимые на защиту диссертации. Это происходило и в военное время. Так, в октябре 1942 г. ученый совет рассмотрел диссертацию инженера Н.И. Коваленко на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему «Исследование работы и рациональное использование проволочных канатов на металлургическом заводе».

Первый раз диссертант защищался в Днепропетровском металлургическом институте в июле 1941 г., но не набрал абсолютного большинства голосов. После бурного, но доброжелательного обсуждения в МГМИ с множеством вопросов Н.И. Коваленко из 29 голосов набрал 26. Ученый совет МГМИ решил ходатайствовать перед ВКДВШ при СНК СССР о присвоении соискателю ученой степени.

В этом же году институту было предоставлено право принимать кандидатские экзамены. Первым сдал их Е.Л. Гольдштейн.

Елизавета Ивановна Каминская-Дульская родилась 16 апреля 1899 г. в Томске. В 1927 г. окончила Сибирский технологический институт (Томск) по геологоразведочной специальности горного факультета. В 1947 г. в Московском государственном университете защитила диссертацию на со-искание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук по теме «Процессы минералообразования в контактово-метаморфизованной зоне горы Магнитной». В 1963 г. была утверждена в ученом звании профессора по кафедре геологии и минералогии.

Большое влияние на становление Е.И. Каминской-Дульской как ученого оказали академики А.Н. Заварицкий, Д.С. Коржинский.

Е.И. Каминская-Дульская была крупным специалистом в области изучения геологии железорудных месторождений Урала, в вопросах минералогии и петрографии. Она внесла большой вклад в геологическое изучение железорудной базы Магнитогорского металлургического комбината. Под ее руководством проводились съемочные и разведочные работы на месторождениях горы Магнитной и горы Малый Куйбас. В результате геологических исследований были выявлены новые, ранее неизвестные закономерности в геологическом строении этих месторождений, уточнены минералогический состав и условия образования руд.

Кроме изучения железорудных месторождений, Е.И. Каминская-Дульская занималась петрографическими исследованиями. Ею впервые были выявлены особенности минерального состава и структуры агломератов, влияющие на металлургические свойства – восстановимость и прочность. При активном участии Е.И. Каминской-Дульской велись исследования с целью получения офлюсованного агломерата из окисленных руд. Результаты исследований были положены в основу новой технологии производства офлюсованного агломерата на Магнитогорском металлургическом комбинате.

Среди ее учеников были доктор технических наук, профессор Г.Б. Ферштатер, к.т.н. доценты Л.В. Мерекина, К.А. Ляховец и другие.

С 1934 г. Е.И. Каминская-Дульская работала в горном управлении Магнитогорского металлургического комбината петрографом, старшим геологом и главным геологом цеха детальной разведки и по совместительству в МГМИ. С 1954 по 1970 гг. она являлась доцентом, затем профессором на кафедре геологии. При ее участии в МГМИ были созданы лаборатории петрографии и минералогии, учебные кабинеты минералогии и геологии месторождений полезных ископаемых.

Е.И. Каминская-Дульская была награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями.

Филатова В.В. «История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1950-е годы», кн. 3

Воспитание прекрасным

Воспитание прекрасным
Воспитание прекрасным
Проблема студенческого театра, агитбригад, СТЭМов кроется в «текучести кадров» – сложившийся театральный коллектив после окончания студентами вуза распадается, артисты покидают стены альма-матер, и если не выращена дееспособная смена из студентов младших курсов, возникает некий люфт, пустота – пока наберется труппа, пока она станет коллективом, пока поставят спектакль…

К сожалению, большая текучесть по разным причинам наблюдается и среди художественных руководителей. Например, в 80-е годы прошлого века в нашем вузе функционировала театральная студия: «Во втором отделении концерта дебютировали молодые коллективы. Первыми на сцену вышли ребята из театральной студии. Руководит коллективом С.Б. Козлов. Ими представлен был отрывок из сказки Л. Филатова «Про Федота-стрельца». Несомненно, их выступление было одним из самых ярких в программе. Тут и эффектный внешний вид выступающих, и брейк-данс, и даже рок…». (А. Аврахова «Отчет талантов», «За кадры» от 25 декабря 1987 г., С. 4). Это единственное упоминание о студенческом театре в 80-е годы.

Зато в это время буйным цветом в вузе расцвели факультетские агитбригады, которые соревновались друг с другом, подобно КВНовским командам, только еще интереснее. «Как известно, лучшей у нас в институте по праву считается агитбригада энергофака, так называемая «Онищенко и К»».(А. Аврахова «О, наш театр», «За кадры» от 9 октября 1987 г. С. 3). «Зал был полон, … постоянно взрывался от хохота, аплодировал <…> художественный уровень низок <…> нет руководителя, который бы целиком курировал деятельность агитбригад. Сегодня ими занимаются <…> культорги или заместители деканов» (А. Никитин, «Размышления после смотра», «За кадры» от 30 декабря 1988 г., C.4).

Как видим, в конце 80-х годов прошлого века классическое искусство театра вытиснилось в вузе масскультом, ставшим обыкновенным развлечением для студентов. Основным жанром стали малые формы – СТЭМ, агитбригада, КВН. И в этом нет никакого упрёка – студенты с удовольствием веселились во все времена, на то они и студенты. И, кстати, порой юмористическая форма оказывает большее воспитательное воздействие на человека, нежели занудные лекции на этические темы и «воспитательно-педагогические моменты». Именно поэтому во всем мире так популярны легкие жанры, а человек, не обладающий чувством юмора, считается ущербным.

Однако помочь зрителю погрузиться в неоднозначную ситуацию, показать ее со всех сторон, со всеми ее тонкостями, нюансами, расставить те или иные акценты, поставить вопросы нравственного выбора, ответы на которые не лежат на поверхности, а порой их и нет вовсе, задеть самые потаённые струны человеческой души – с этим может справиться только театральная постановка. Дать зрителю возможность примерить ситуацию на себя – в этом заключается роль театра. Именно поэтому и по многим другим причинам театр называют элитарным искусством.

Заядлые театралы, с восторгом и пиететом относящиеся к театру, пытаются донести до других, как же это здорово, ходить на спектакли, иметь возможность окунуться в общение с высоким искусством. Именно поэтому в рамках системы эстетического воспитания в Горном институте – так назывался раньше МГТУ – среди студентов распространялись билеты на спектакли магнитогорских театров – куклы и актера «Буратино» и драматического им. А.С. Пушкина, которые показывали им практически весь свой репертуар, в вуз приглашались столичные знаменитости и целые театральные коллективы (Московский молодежный театр-студия на Красной Пресне, театр на Малой Бронной, актеры театра на Таганке, Московского театра оперетты). Да, не каждый раз зал был полон, и не все горели желанием идти на эти спектакли, – всё-таки театр для неленивых людей, – однако попытка приобщить молодежь к высокому искусству была, и от многих выпускников вуза до сих пор слышатся слова благодарности.

А сегодня нас радует то, что само время дает возможность с легкостью приобщиться к шедеврам театрального искусства, причем не только онлайн, но и прошлых лет. Правда, живое общение, дух театра и непередаваемые ощущения от личного присутствия, эмоциональное единство актеров и зрителей не заменит ничто. Несмотря на замечательные возможности посмотреть спектакли по интернету, люди все равно идут в театр, стосковавшись по настоящему театру в старом, исконном, добром смысле этого слова.

Инна Ким

Новый сквер – студентам

Новый сквер – студентам
Новый сквер – студентам
В преддверии Дня учителя в многопрофильном колледже состоялось торжественное открытие реконструированного сквера. Над созданием его нового облика трудились все лето. Результатом стал уютный, благоустроенный, живописный внутренний дворик колледжа.

Здесь теперь есть удобные лавочки, где в теплое время года можно повторять задания к занятиям или просто общаться с друзьями. Ровный свет фонарей освещает дорожки, ведущие в центр сквера, где расположена небольшая стела, на которой размещены символы МГТУ и профсоюзной организации. Вдоль дорожек студенты-активисты МпК, участники кружка «Экологический патруль» и администрация высадили туи – вечнозеленые растения, которые будут радовать всех долгие годы. Проректор по учебной работе О.Л. Назарова отметила, что сквер стал гармоничной частью большого проекта комфортной среды для студентов. Уверены, что он будет любимым местом для обучающихся МпК. Хочется поблагодарить всех, принимавших участие в строительстве сквера и организации праздничного мероприятия в честь его открытия.

Е.Ю. Тимофеева, методист

Бронза по России – это круто!

Бронза по России – это круто!
Бронза по России – это круто!
Немыслимый темп, драйв и адреналин сопровождали участников на протяжении всей «Студенческой гребной лиги». Соревнования четвёртого этапа летнего сезона прошли с 3 по 7 октября в Казани.

Гребной клуб МГТУ им. Г.И. Носова на протяжении всех заездов занимал в рейтинге высокие позиции. По итогам трёх предыдущих этапов команда занимала третье место из 44 сборных университетов. 5 октября прошли финалы малого класса лодок, по итогам которых гребцы МГТУ стали победителями.

1 место – двойка парная лёгкая женская 2000 м: Алёна Гайдук, Екатерина Гайдук.

1 место – двойка парная мужская 2000 м: Никита Кукарин, Семён Кожевников.

В полуфинальном заезде 6 октября наша команда заняла второе место, что послужило путёвкой в финал четвёртого этапа СГЛ. В финале успех повторился – снова серебро. Ребята поднажали на четвёртом этапе и показали себя лучше, чем в трех предыдущих.

– Впечатления от четвертого этапа самые лучшие, все понравилось, организация была на высшем уровне. Все проходило без всяких проблем. Хочу выразить благодарность организаторам соревнований в Казани за теплый прием. К данному этапу мы готовились упорно, ставили перед собой высокие цели. Но соперники тоже не дремали. Их подготовка была на довольно высоком уровне, и мы встретили хорошее сопротивление. Но наша команда собралась с силами и проявила стальной характер. Правда, уступили сборной Казани (но им грех было не победить на своей воде), – рассказывает участник от команды МГТУ им. Г.И. Носова Илья Колбасин.

По результатам четырех этапов летнего сезона СГЛ команда МГТУ им. Г.И. Носова заняла третье место. Мы искренне рады за ребят, это огромный успех, поздравляем и желаем новых побед и свершений!

Яна Гелих