Предыстория
«В 1966 году на базе педагогического факультета Магнитогорского педагогического института открывается художественно-графическое отделение, призванное готовить учителей изобразительного искусства, черчения и труда. Первый учебный год со студентами занятия по рисунку и живописи проводят педагоги: В.Н. Лаишевцев, Л.И. Цёхла, Л.А. Дубровина (Выходцева), по совместительству так же работают В.П. Павлов, В.И. Захаров, С.В. Сипер. Кстати, методический и постановочный фонд (драпировки, гипсы и крынки) формировался на базе изостудии В.П. Павлова. В 1967 году после окончания Нижнетагильского ХГФ на отделение приезжают работать Б.Г. Гагарин и Л.И. Поскрёбышев, а так же А.Г. Цвиринько – выпускник Ленинградского педагогического института им. Герцена. В 1968 году приказом ректора создаются две кафедры: изобразительного искусства (ИЗО) и черчения и труда. Обязанности заведующего кафедрой изобразительного искусства некоторое время исполняет Л.И. Цёхла. В мае 1968 года на эту должность избирается Б.Г. Гагарин, который вплоть до 1983 года занимает этот пост. В период с 1970 по 1971 годы обязанности зав. кафедрой исполняют: Ю.И. Найда, Л.И. Поскрёбышев, А.В. Портнова.
В 1969 году факультет становится самостоятельным учебным подразделением МГПИ под названием «художественно-графический факультет». Первым официальным деканом ХГФ становится Ю.И. Найда. Кафедра ИЗО к этому периоду пополняется новыми кадрами – это выпускники Нижнетагильского ХГФ: А.И. Масленников, В.Г. Волков, А.В. Портнова, В.А. Портнов, Р.А. Шальнова (Гильман). Педагогами с почасовой оплатой работают: В.Н. Шалыгин, В.Н. Лебедев, В.В. Буров и другие. Вскоре приглашается на кафедру член Союза художников СССР А.Ф. Аверин. 1971 год дает первых выпускников со специальностью «учитель рисования, черчения и труда». На кафедре остаются работать лучшие из них: Г.П. Плахов. Н.Н. Исаев, В.В. Чучин, позже Р.А. Сафиулин, В.И. Колякина. Из других вузов приезжают: И.Д. Сорока, Л.А. Кузнецова, Н.Н. Чаплин. Возвращается из аспирантуры кандидатом наук Б.Г. Гагарин. Следом защищают диссертации А.И. Масленников, Ю.И. Найда. В эти годы становится членом Союза художников СССР Л.И. Поскрёбышев. Поступают в заочную аспирантуру Л.А. Выходцева, В.Г. Волков.
Назревает необходимость деления кафедры ИЗО. И в 1976 году многочисленный коллектив делится на две кафедры: кафедру рисунка и ДПИ (зав. кафедрой Ю.И. Найда) и кафедру живописи (зав. кафедрой Б.Г. Гагарин). Таким образом, в сорокапятилетие факультета, кафедра живописи отмечает свой 35-летний юбилей.
70 – 80 годы наиболее плодотворные годы жизни факультета в целом. С 1969 по 1979 годы при ректоре МГПИ В.А. Патрушеве начинаются великие дела по строительству двух баз отдыха и нового корпуса института на проспекте Ленина. К этой работе активно привлекается коллектив студентов и педагогов факультета, в которых ректор видит огромные возможности в оформительских и строительных делах. В эти годы ХГФ возглавляет Н.Д. Шепелев – великолепный организатор всех политических и трудовых дел.
Самое значительное событие для факультета – появление спортивно-оздоровительного лагеря «Антей» в Карагайском бору, появляется возможность проводить выездные общефакультетские пленэры. Не одно поколение студентов проходят через «Антей», где за три недели практики, в конце лета, они успевают писать массу этюдов, благоустраивать лагерь, заниматься спортом, а по вечерам весело отдыхать. Традиции пленэра сохранились на кафедре живописи и по сей день. Ежегодно в сотрудничестве с кафедрой рисунка студенческие группы с преподавателями выезжают за пределы города для прохождения художественной практики. Они с удовольствием собираются вместе, общаются, творят, растут профессионально. Подобные пленэры формируют у студентов дух коллективизма и патриотизма к родному факультету».
(из статьи Е.В. Павловой)
… В 2014 году в связи с объединением МаГУ и МГТУ им. Носова Г.И., кафедры рисунка и живописи вновь объединяются в единое структурное подразделение – кафедру академического рисунка и живописи (АРиЖ).
Кафедральная деятельность чётко структурирована, учебные программы, основаны на традициях русского художественного образования, которые учитывают особенности современного художественного процесса. За годы творческого сотрудничества возникли художественные и педагогические традиции.
Кафедра сотрудничает со школами и детскими художественными учреждениями города. Наши преподаватели входят в состав жюри детских художественных конкурсов. Проводятся мастер-классы для учителей и преподавателей разных учебных заведений г. Магнитогорска, Тольятти, Тюмени и др. Оказывается постоянная методическая помощь образовательным учреждениям уральского региона (Ханты-Мансийск, Оренбург, Тюмень, Томск, Нижневартовск, Курган, Тольятти, Омск и др.).
Традиции пленэра сохранились на кафедре и по сей день. Ежегодно, студенческие группы с преподавателями выезжают за пределы города для прохождения художественной практики. Они с удовольствием собираются вместе, общаются, творят, растут профессионально. Подобные пленэры формируют у студентов дух коллективизма и патриотизма к родной кафедре и родному краю.
Конечно же, нельзя не сказать и про воспитательную работу – она начинается с того момента, когда студент заходит в мастерскую живописи…
От традиции к инновации
Современное художественное образование, с одной стороны, опирается на многолетние традиции и достижения многовекового опыта профессиональной подготовки художника, с другой стороны, – вынуждено реагировать на изменения в современном социокультурном пространстве.
В связи с этим и возникла необходимость создания интернет-ресурса «АРТ-РОДНИК», главная цель которого: популяризация искусства и художественной жизни института ИСАиИ МГТУ им. Носова Г.И. в частности, и художественной жизни города Магнитогорска в целом.
Основными задачами интернет-ресурса является :
- Профориентационная работа;
- Знакомство с выпускниками - мастерами и преподавателями «художественно-графического факультета» МГПИ - МаГУ;
- Знакомство с богатейшим художественным наследием кафедры академического рисунка и живописи.
Активная деятельность преподавателей, это пример для студентов в творческой и научной работе. Как итог совместного творчества между преподавателем и студентом – создание дипломных работ, лучшие из которых составляют методический фонд кафедры. Они постоянно участвуют в художественных выставках разного уровня и являются гордостью факультета.
Студенческие и дипломные работы – неотъемлемая часть интерьеров университета, административных зданий, школ и других социальных объектов города.
В фонде кафедры хранятся работы бывших студентов, ставших после окончания обучения профессиональными художниками. На основе данных работ также можно проводить исследования искусствоведческого характера. Фонд постоянно пополняется новыми работами.
Область деятельности интернет-ресурса «АРТ-РОДНИК»: фиксация и обсуждение отчётных студенческих выставок: тематических, пленэрных; выставок преподавателей: персональных и групповых; трансляция и обсуждение «архива кафедры»; проведение творческих «круглых столов» и семинаров, популяризация (публикации) научно-исследовательских и художественно-творческих результатов работы преподавателей и студентов и многое другое...
Время идёт, что-то меняется, но атмосфера доброжелательности, любви к искусству и преданность своему делу остаются благодаря людям, которые работают на кафедре. Казалось бы, всё просто – день за днём преподаватели приходят на работу, проводят занятия. Но помимо изобразительной грамоты они дают намного больше, учат строить отношения с окружающим миром, любоваться природой. А главное, преподаватели кафедры учат любить жизнь, людей и приносить в жизнь частичку радости, раскрашенную яркими красками, быть человеком!
Деменёв Д.Н., доцент кафедры академического рисунка и живописи, член СХ России
ВИДЕО