PDF

Победа мирового уровня

Научный коллектив лаборатории «Механика градиентных наноматериалов им. А.П. Жиляева» (руководители – д.т.н., проф. Г.И. Рааб и д.т.н., проф. А.М. Песин), стал победителем самого крупного гранта Российского научного фонда объемом в 110 миллионов рублей.

РНФ подвел итоги конкурса грантов по мероприятию «Проведение исследований научными лабораториями мирового уровня в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными. По результатам экспертизы РНФ поддержал 31 проект, в числе которых – «Принципиально новые эффекты асимметричного пластического деформирования металлов и сплавов и их приложение к созданию инновационных производственных технологий», представленный магнитогорскими учеными.

– Мы получили новые интересные результаты, благодаря которым можно, например, существенно увеличить технологическую пластичность при производстве ленты в ЛПЦ 8 ПАО «ММК», исключив один или два технологических цикла (прокатка и отжиг). Кроме того, можно увеличить толщину горячекатаного металла, что существенно повысит производительность стана 2000 горячей прокатки. В Новотроицке на «Уральской стали» в ходе активных экспериментов мы планируем подтвердить возможность существенного увеличения производительности толстолистового стана 2800 за счет сокращения с 11 проходов до 7 в чистовой группе. Производительность может возрасти на 40%. Одному из главных предприятий по производству алюминиевых листов, Каменск-Уральскому металлургическому заводу, интересно, что мы можем деформировать алюминиевый лист при прокатке на 90%, и при этом его пластические свойства только повышаются. Таким образом, можно прокатать лист с 6 мм до 0,11 мм без нагрева и  термообработки. Этого никто никогда не получал. Удалось решить еще одну задачу по заводу «Марс» в г. Торжке. Там производят узкую ленту для электротехнических шин. Эта лента должна быть переменной толщины по ширине. Ее очень сложно получить. Мы нашли способы, как это сделать. Наша работа по гранту будет иметь: теоретическую часть, экспериментальную у нас на стане и практическую, предполагающую обязательное внедрение результатов на промышленных предприятиях. И у нас уже есть гарантийные письма от двух из них о том, что они готовы софинансировать эту работу, – рассказал Александр Моисеевич Песин.

По условиям гранта для постоянной работы в лаборатории будут приглашены по конкурсу три молодых сотрудника из университетов других городов. Кроме того, ежегодно должны проходить крупные научные конференции. У Александра Моисеевича на этот счет самые оптимистичные планы: он надеется, что они станут некой молодежной прокатной Меккой в Магнитогорске. Ведь городу с парком «Притяжение» и городской эмблемой места встречи Европы и Азии сам Бог велел притягивать молодежь.

Помимо коллег из российских вузов, предполагается пригласить ученых Китая, Индии, Белоруссии, Казахстана. Желанными участниками станут представители ведущих металлургических предприятий России во главе с ПАО «ММК». Грант предусматривает также защиты кандидатских и докторских диссертаций, много обязательств по опубликованию статей в высокорейтинговых журналах.

– У нас уже сложился очень хороший коллектив. И еще мы пригласили работать по гранту ученых из МИСиС, Липецкого технического университета, ЮУрГУ – без коллаборации в настоящее время трудно выполнить по-настоящему серьезное дело. Работа предстоит интересная. И это важно как для университета, так и для города, я думаю. Но особенно – для нашей лаборатории. Успешно выполняя этот грант, мы плюсом к существующему статусу – лаборатории, имеющей уникальную научную установку (прокатный стан, единственный в мире по ряду показателей), получаем новый статус – лаборатории мирового уровня! – подчеркнул Александр Моисеевич.

Грант предусматривает проведение научных исследований в течение 2023-2026 годов с последующим возможным продлением срока проекта еще на три года.

Анна Картавцева

Достижения молодых учёных

Магистранты кафедры электроснабжения промышленных предприятий успевают не только работать на отраслевых предприятиях, учиться, но еще и заниматься наукой, а также участвовать в различных конкурсах!

Вложение сил и времени всегда приносит хорошие результаты. В конце 2022 г. были подведены итоги в конкурсе на получение грантов Президента Российской Федерации от образовательного фонда «Талант и успех» в 2022/2023 учебном году. В номинации «за успехи в учебной и научной деятельности» конкурс выиграли магистранты группы АЭСм-22 Иван Новиков, Дмитрий Петров, Регина Сабирова и Данил Позин, а также выпускник 2022 г. кафедры электроснабжения промышленных предприятий Денис Зарубин (ныне магистрант ИГО, гр. ИПОм-22-7).

В течение двух лет, предшествующих заявке, студенты активно участвовали в мероприятиях университета, региона и страны. Они были победителями и призерами в стенах родного МГТУ им. Г.И. Носова, в том числе на универсиаде «Путь к успеху», в Международном чемпионате CASE-IN, докладывали о результатах своей научно-исследовательской деятельности на международных и всероссийских конференциях и публиковали статьи в изданиях, рецензируемых ВАК и Scopus, побеждали в грантовых конкурсах «СИРИУС ЛЕТО: наставник». Наличие результатов интеллектуальной деятельности, собственная инициативность и желание достичь поставленных целей – вот ключ к успеху!

Работами магистрантов руководят к.т.н доц. каф. ЭПП Е.А. Панова и к.т.н доц., зав каф. ЭПП А.В. Варганова. Ребята выполняют работы, связанные с актуальными темами для российской экономики: «Сокращение длительности простоев оборудования за счет внедрения мероприятий, направленных на ускорение процесса поиска места повреждений» (Р.Р. Сабирова и И.В. Новиков, рук. Е.А. Панова), «Внедрение IT-решений в условиях Индустрии 4.0» (Д.А. Петров, Д.О. Позин, рук. А.В. Варганова).

Денис Зарубин получил грант за работу, выполненную в области распределенной генерации под руководством А.В. Варгановой. Сейчас он пробует свои силы уже в области гуманитарных наук.

Важно, что магистранты не останавливаются на достигнутом и развиваются дальше в своей научной, образовательной и творческой деятельности!

Желаем им удачи и новых свершений!

Зав. кафедрой ЭПП А.В. Варганова

(От редакции: в номинации «за успехи в спортивной деятельности» гранты получили 

Элизабет Абраамян и Екатерина Зиронова (ФФКиСМ, гр. КПОб-22-1).

 

Передовые технологии родного города

День российской науки и Всемирный день робототехники в МГТУ им. Г.И. Носова отметили 8 февраля. Здесь прошло просветительское мероприятие «Передовые технологии родного города».

В фойе второго этажа главного учебного корпуса университета состоялось открытие выставки робототехники. Экспонаты для нее подготовил наш партнер – НПО «Андроидная техника». В приветственном слове проректор по научной и инновационной работе О.Н. Тулупов сказал: «У вас появилась уникальная возможность из первых рук узнать современный срез науки, связанный с освоением робототехники и с теми решениями, которые разрабатывают наши коллеги. Я горжусь тем, что многие проекты они осуществляют вместе с нами».

Затем исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Е.А. Дудоров рассказал о представленных робототехнических устройствах, созданных в 2014-2016 годах в рамках программы «Спасатель». После осмотра экспонатов выставки, в большом актовом зале Евгений Александрович познакомил слушателей с проектами компании.

«Андроидная техника» специализируется на разработке, производстве, обслуживании робототехнических комплексов (РТК) различного назначения в области медицины, образования, космоса, атомной промышленности и др. Применение промышленной робототехники открывает широкие возможности для использования человекоподобных роботов (антропоморфные РТК представлены на выставке) в опасных для человека условиях. По коллаборитивному направлению – компания разрабатывает различные промышленные роботы-манипуляторы. Они безопасны для работников, легко устанавливаются на любом предприятии, выполняя функции малой автоматизации. Использование роботов в медицине открывает новые перспективы в лечении и реабилитации пациентов. Еще один вектор ключевого развития НПО «Андроидная техника» – это создание бесколлекторных электродвигателей AT Drive с постоянными магнитами, которые за счет небольших размеров и большой мощности возможно устанавливать в изделиях различного назначения. Аналогов в России им нет.

В компании создаются РТК и специального назначения. Например, экспериментальная робототехническая платформа «Маркер» выполнена по заказу Фонда перспективных исследований. Была разработана технология группового управления наземными РТК. Заказчику представлено пять разных образцов роботов-демонстраторов, которые показывают решения в области технического зрения, автономного управления и модульных полезных нагрузок. В настоящее время ведется разработка мобильного роботизированного манипулятора для работы в сильных радиационных полях.

НПО «Андроидная техника» работает в Магнитогорске уже 14 лет, целенаправленно разрабатывает и внедряет собственные робототехнические продукты в высокотехнологичные отрасли. Большинство работников компании, включая Е.А. Дудорова, – выпускники МГТУ им. Г.И. Носова. Они не теряют связь с родным вузом, своими наставниками, приглашают студентов и ученых университета к сотрудничеству.

Ирина ПОРТНОВА

 

«ММК-МЕТИЗ» – стратегический партнер МГТУ

Становление метизного производства в Магнитогорске началось в сентябре 1941 года с прибытия из шести городов СССР эвакуированного оборудования метизных заводов, которое было размещено на двух промышленных площадках, что определило строительство двух заводов: метизно-металлургического и калибровочного. С того времени берет свое начало сотрудничество этих заводов с нашим вузом. А 1 июня 2006 года завершился процесс объединения заводов в одно предприятие: ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ», производство которого располагалось на двух площадках.

МГТУ им. Г.И. Носова и ОАО «ММК-МЕТИЗ» тесно взаимодействуют в разных областях. Когда в стране появился тренд на нанотехнологии и наноструктурированные материалы, то в результате нашего сотрудничества в 2008 г. по инициативе профессоров, докторов наук Г.С. Гуна и М.В. Чукина в университете создается Научно-исследовательский институт наносталей.

В пределах одного десятилетия научные коллективы МГТУ им. Г.И. Носова и ОАО «ММК-МЕТИЗ» выполнили два крупнейших проекта в рамках Постановления Правительства РФ № 218: «Создание высокотехнологичного производства стальной арматуры для железобетонных шпал нового поколения на основе инновационной технологии термодеформационного наноструктурирования» в 2010-2012 гг. и «Организация высокотехнологичного производства импортозамещающих наноструктурированных арматурных канатов для строительных конструкций ответственного назначения» в 2016-2018 гг. Это позволило ММК-МЕТИЗ освоить производство уникальной продукции на основе принципиально новой технологии, повысить квалификацию персонала. Свои результаты по созданию высокотехнологичного производства научный коллектив презентовал на целом ряде российских и международных площадок, в том числе на  VI национальной выставке «ВУЗПРОМЭКСПО-2019».

В 2021-2022 годах университет стал победителем конкурса Уральского межрегионального научно-образовательного центра. Ученые работали в области длинномерных изделий для нужд железнодорожной и автомобильной отраслей. Продолжился и успешно завершился проект уже совместно со стратегическим партнером ММК-МЕТИЗ.

В рамках совместной реализации проектов, входящих в программу инновационного развития метизного завода в области «Индустрии 4.0» c 2019 г. ОАО «ММК-МЕТИЗ» сотрудничает с ООО «R&D-МГТУ».

Сегодня ОАО «ММК–МЕТИЗ» руководит выпускник МГТУ им. Г.И. Носова С.В. Дубовский. Ведущие технологи А.Ю. Столяров и М.В. Зайцева не просто наши выпускники, а защитили кандидатские диссертации под руководством профессора В.А. Харитонова. Руководство завода заинтересовано в фундаментальных исследованиях, его волнуют вопросы глубокой переработки, поэтому потребность в совместной работе с МГТУ очень серьезная.

ОАО «ММК-МЕТИЗ» уделяет большое внимание развитию и приобретению новых профессиональных компетенций своего персонала. Большая часть его специалистов проходит обучение в магистратуре нашего вуза. Начиная с 2020 г., третий год подряд предприятие доверяет обучение своих сотрудников ИДПО «Горизонт» по программе «Обработка металлов и сплавов давлением. Метизное производство». Руководители предприятия проходят обучение по Международной программе «МВА International Business».

ОАО «ММК-МЕТИЗ» – один из партнеров федерального проекта «Программа «Профессионалитет», реализуемого нашим университетом, который нацелен на подготовку специалистов среднего профессионального образования для нужд конкретного предприятия.

На базе мастерской И.П. Кулибина многопрофильного колледжа в ноябре 2022 г. прошел демонстрационный экзамен для слушателей программы обучения работников, приходящих с производства, призеров и победителей чемпионатов профессионального мастерства по освоению компетенций, которые обеспечивают реализацию мероприятий ФП «Профессионалитет», в том числе в части получения педагогических навыков. Среди его участников были представители ОАО «ММК-Метиз». Оценивали работы слушателей экзаменаторы из Института развития профессионального обучения Москвы. По результатам прохождения демонстрационного экзамена все слушатели получили оценку «отлично», им присвоена квалификация «Мастер производственного обучения». В свою очередь ОАО «ММК-МЕТИЗ» в 2022 г. предоставило возможность пройти стажировку группе преподавателей МпК.

Работники ОАО «ММК-МЕТИЗ» – постоянные участники ежегодной научно-технической конференции «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования», школы-семинара «Magnitogorsk Rolling Practice», где они выступают не только в качестве докладчиков, но и лекторов. Со своей стороны наши ученые принимают участие в ежегодной научно-технической молодежной конференции ММК-МЕТИЗ, выступая в качестве экспертов.

Предприятие является заказчиком лаборатории социологических исследований УИП МГТУ.

Руководство завода понимает, что без сочетания науки, инноваций и подготовки кадров сегодня невозможно конкурировать ни в России, ни за рубежом. Это открывает для партнеров пути к поиску новых точек соприкосновения.

Ирина ПОРТНОВА

Задачи и перспективы развития

Сегодня в нашей постоянной рубрике «Стратегия развития» читатель узнает о старейшем образовательном подразделении университета – институте  горного дела и транспорта. О его развитии, путях решения возникающих проблем, первоочередных задачах и планах на будущее расскажет директор ИГДиТ Иван Алексеевич Пыталев.

– Иван Алексеевич, ваш институт – один из старейших в вузе. Не случайно в те годы, когда МГТУ еще был в статусе института и имел профиль горно-металлургический, в обиходе его все именовали «горный». Кстати, и по сей день те, кто тогда учились в МГМИ, называют его так. Расскажите, пожалуйста, каков сегодня когда-то факультет, а ныне – институт горного дела и транспорта?

– Действительно, наш институт – ровесник университета. Если смотреть хронологию, то много было преобразований, касающихся создания, разделения, слияния кафедр. До 2010 года у нас было семь кафедр, но после оптимизации возникла необходимость их объединения, и сейчас их четыре. Данный процесс, к сожалению, коснулся и профессорско-преподавательского состава. Объединились кафедры открытой и подземной разработки полезных ископаемых в одну – разработки месторождений полезных ископаемых. Но это исторически логично – они раньше были единой кафедрой. А вот объединение кафедр обогащения полезных ископаемых и геологии и маркшейдерского дела в профессиональном мире вызвало вначале, мягко говоря, недоумение. Но сейчас уже привыкли. Кафедра горных машин и транспортно-технологических комплексов тоже в свое время вобрала в себя механиков. В прежнем виде осталась кафедра промышленного транспорта, поменяв только свое название на «Логистика и управление транспортными системами».

Контингент студентов имел долгое время регрессивный, спадающий характер. В лучшие годы КЦП поднимались до 232 человек, а были и такие, когда они опускались до 145, это я только о специалистах горного дела говорю. На сегодняшний день их 238. Общий контингент студентов – 717 человек. Студенты обучаются по четырем уровням подготовки: бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура.

Преподавательский состав института – один из наиболее квалифицированных в стране, у нас трудятся 12 докторов наук, профессоров, свыше 40 кандидатов наук, доцентов.

– Могли бы Вы представить стратегию развития вашего института в образовательной деятельности? С какими проблемами сталкиваетесь? Как их решаете?

– С какими проблемами сталкиваемся? Знаете, я никогда не жалуюсь. Мы живем в тех условиях, которые диктует время, и занимаемся своим делом – горным делом и транспортом. При этом подушевое финансирование вузов не способствуют повышению качества образования. А отсутствие долгие годы внимания со стороны государства на инженерные специальности привело, на мой взгляд, почти к полному уничтожению престижа рабочих специальностей, инженеров, преподавателей, педагогов. Это условия, когда подорвана и только начинает возрождаться отечественная промышленность по магистральным направлениям – мы же все закупали за границей. Поэтому главная наша задача в образовательной деятельности была и остается – сохранить добрые традиции наших предшественников, возродить все лучшее из практики вышей школы советского периода и развивать наше направление с учетом потребностей реального сектора экономики.

Первое, что мы сделали, когда меня назначили на должность директора, попытались вернуть вектор «оптимизированного» образования в классическое русло лучших образцов советской высшей школы. Спасибо, Михаил Витальевич Чукин поддержал нас тогда. Мы сделали единый учебный план с металлургами. Раньше как было: головной вуз разрабатывал учебные планы, по которым велась подготовка во всех вузах по этим специальностям. Сейчас каждый вуз имеет возможность разрабатывать и реализовывать учебные программы в соответствии с потребностями региона и профильных отраслей в квалифицированных кадрах. Мы оставили все, практически, как есть, поскольку в горном деле имеются требования со стороны Ростехнадзора, где четко прописаны специальности сотрудников горнодобывающих предприятий. Таким образом, студенты ИГДиТ не после второго года обучения выбирают специализацию, а уже после первого курса распределяются по специализациям, а в этом году мы набирали сразу на специализацию, как это было раньше. Правда, с нового учебного года вновь перейдем на единое направление «горное дело». Ситуация изменилась. Таким образом, мы разработали унифицированный учебный план, все выверенные блоки выстроили в должном хронологическом порядке, по сути, вернув специалитету хорошее классическое образование с учетом современных потребностей работодателя. У работодателя нет никаких нареканий относительно качества подготовки студентов, проходящих производственную практику, как это было раньше, а значит, все сделано правильно.

Нашим студентам повезло: в ИГДиТ один из сильнейших профессорско-преподавательских составов среди вузов горного и транспортного профиля. И к тому же эти люди – патриоты своей альма-матер. Могли бы они найти себе работу более высокооплачиваемую? Легко! Более того, практически каждому сотруднику постоянно поступают предложения. Но мы – одна семья, делаем очень важное для страны дело, поэтому мы – здесь. Даже те, кто все-таки переходят на другую работу, окончательно с вузом не расстаются, продолжают работать, по совместительству готовить кадры для горной промышленности и транспорта. Я вообще считаю, что горняк – это призвание! Об этом мы говорим школьникам на профориентационных встречах. Горняки – это «системщики», а система эта большая. Горное дело объединяет все, что нас окружает, это на 99%  прямое или косвенное следствие использования недр. А это что за собой влечет? Найти, опробовать, доказать и защитить запасы в ГКЗ, разработать и согласовать в ЦКР-ТПИ или ее территориальных филиалах технические проекты на разработку месторождений полезных ископаемых, а также технологические схемы переработки минерального сырья, ежегодные планы развития горных работ – с Ростехнадзором, набрать кадры, добыть, обогатить, передать металлургам, да даже осветить в прессе, отстоять интересы недропользователя в суде и многое другое – в любом месте этой цепочки человек может себя найти. А дальше, если человек решил реализоваться в определенной области, то уже осознано и применительно к производственным задачам можно доучиваться на юриста, экономиста, маркетолога. Общаясь со специалистами на производстве, заметил тенденцию – если сразу идти учиться на данные направления – человек не видит объекта своей профессиональной деятельности, а его востребованность как специалиста проявляется спустя многие годы, по мере наработки квалификации. Нельзя быть человеком широкого профиля, и при этом иметь высокую квалификацию по каждому направлению. Системность присутствует во всем мире, без нее невозможно вести работы колоссальных объемов и масштабов. У нас в России системность – это заслуга еще той, советской страны, которая в кратчайшие сроки провела индустриализацию, шагнула в космос, удерживала и развивала беспрецедентно огромные территории, вела колоссальную «накачку» интеллекта в обществе со школьной скамьи. Наша задача как раз в том и состоит, чтобы готовить людей, которые видят системно – директоров, руководителей и владельцев предприятий. Кстати, именно так раньше у нас и готовили. Часто вспоминают Тимофея Ивановича и Ивана Тимофеевича Мельниковых, которые со своими студентами общались именно как с директорами. И это в те годы, когда они, приехавшие из деревень, не каждый и паспорт-то имел. А их готовили на руководящие должности. Сейчас, если посмотреть, Магнитогорск знают по всей стране. Куда бы ни приехал, практически на любом крупном горнодобывающем предприятии трудятся наши выпускники, которые приходят на смену нашим прежним выпускникам.

И я без ложной скромности скажу, что мы выпускаем лучших в стране специалистов. Об этом знают на любом горном предприятии, и к нам за молодыми кадрами едут отовсюду. Работодатель в них дико заинтересован – кадровый голод сумасшедший, поэтому знакомится с нашими студентами, уже начиная с младших курсов, с удовольствием берет их на практику, причем в 99,9% случаях – оплачиваемую, и весьма достойно, нередко больше зарплаты профессорско-преподавательского состава, и это с учетом того, что студенты – еще не дипломированные специалисты!

Следует признать, что контингент у нас, конечно, разный. Большинство ребят иногородние. Но они у нас хорошие, к преподавателям относятся уважительно, а это много значит. По отзывам коллег из других вузов, их студенты нередко относятся к преподавателю как к обслуживающему персоналу, тому, кто оказывает услугу. И они на первых порах позволяют себе многое. Это очень тяжело и категорически неправильно.

А мы наших студентов, приняв в свою дружную горняцкую семью, стараемся приобщить ко всему лучшему, что сохранилось в традициях ИГДиТ. Мне очень понравилась фраза Сергея Евгеньевича Гавришева о том, что университет – это не место, где вас научат. Ни в коем случае. Университет – это место, где вы сами можете взять знания, а их объем зависит от вашей заинтересованности и погруженности. Ведь здесь есть специалисты по самым разным направлениям, и студент может при подготовке от курсовой до научной работы обратиться к любому преподавателю за консультацией и промоделировать неясную для него ситуацию, разобраться в любом возникшем вопросе. Важна только собственная инициатива и желание. При этом студент проходит еще и школу общения с людьми. Обучая наших ребят, мы стараемся воспитывать в них чувство ответственности, без которого невозможно представить директора или хозяина предприятия, которыми они легко могут стать достаточно скоро после окончания вуза.

Хочется, чтобы, обучаясь основному делу, ребята могли получить дополнительные умения и навыки. Потому я очень поддерживаю предложение Олега Владимировича Фридрихсона, заведующего кафедрой логистики и промышленного транспорта, о создании автошколы МГТУ. Там мы сможем  обучать даже старшеклассников с 16 лет, закон это не запрещает, а при достижении ими 18 лет они могут получить права. Когда ребята к нам поступают, из них всего 8-10% уже имеют права. А к концу второго-третьего курса – 90% имеют права. Почему они учатся на права на стороне, а не у нас? Можно создать и автодром, который тоже мог бы сдаваться в аренду, – сейчас в городе дефицит автодромов.

Еще хочется больше ребят приобщать к возможностям проекта «Пушкинская карта». Поначалу преподавателям с ними сходить, все пояснить, обсудить, показать, а потом они и сами воспользуются предоставленной возможностью. По аналогии, думаю, получится реализовать и другие проекты. Например, десять лучших студентов отправить с преподавателем в Москву на пару дней. Чтобы потенциальные лидеры увидели системность на примере того же аэропорта и метрополитена – как зарождаются, организуются и перераспределяются потоки людей. Еще планирую возродить конкурс на лучшую академическую группу. Лауреатов можно наградить поездкой в Адлер в декабре. В это время там меньше всего туристов, и путевки достаточно доступны. Хочется, чтобы победители с куратором погуляли по Сочи, отдохнули и пришли к пониманию, что нет ничего невозможного. Как сказал один мой хороший знакомый: «Мир маленький, особенно через Шереметьево». По-моему, все это будет хорошим стимулом для того, чтобы ребята почувствовали ответственность друг за друга, ведь, если у кого-то будут «долги», то пострадает группа в целом. Реализация данных мероприятий планируется исключительно на средства возглавляемого мною НИИКОГ.

– Интересные планы. Желаю успешной их реализации. Теперь давайте поговорим о научной деятельности. Как развивается это направление?

– Одно из важнейших дел в этой сфере – подготовка кадров высшей квалификации. В прошлом году у нас прошли защиты двух кандидатских и трех докторских диссертаций. В этом году планируем защиту пяти кандидатских и двух докторских диссертаций. Возможно, еще и третья докторская будет, но в другом совете. Активно набираем аспирантов на платную форму обучения: в прошлом году на коммерческой основе поступило пять аспирантов, в этом году уже поступило шесть заявок, ждем начала приемной кампании. Мы активно продвигаем научные разработки нашим партнерам, и они сами направляют в платную аспирантуру своих работников за счет предприятия. Здесь нужно отметить, что в горном деле всегда для написания кандидатских диссертаций идут не в аспирантуру, а к руководителю. Таким образом, количество аспирантов, обучающихся на коммерческой основе, говорит о высокой квалификации профессорского состава ИГДиТ.

Очень важно для преподавателя вуза защитить кандидатскую и докторскую диссертации, это научный рост. Уровень докторской позволяет еще более системно видеть этот мир, с одной стороны. С другой стороны, ты начинаешь продуктивно разговаривать уже с людьми совершенно другого уровня, с руководителями предприятий, начинаешь думать не для себя, а «для системы».

Сегодня среди вузов горного профиля мы – самые молодые, самые сильные по научному потенциалу, что подтверждается подготовкой и защитами докторских диссертаций. Была ситуация, когда в стране не было достаточного количества докторов технических наук, чтобы поддерживать горную школу хотя бы на имеющемся уровне. Это объяснялось тем, что доктора технических наук либо являлись членами экспертного совета ВАК, которые не имеют право выступать оппонентами, либо работали в промышленном секторе и не имели необходимой публикационной активности, а ученые из академической и вузовской среды, как правило, имели совместные научные работы, либо вообще работали в одной организации. Круг сузился до такой степени, что горное научное сообщество не могло обеспечить формальные требования, которые бы позволяли готовить кандидатов технических наук. Можно сказать, что тогда выполнить исследования и подготовить диссертацию было проще, чем найти оппонента. И вот лет пять назад ситуация потихоньку-потихоньку начала изменяться. Так, под руководством Марины Владимировны Рыльниковой, нашей выпускницы, активно поддерживающей и развивающей горную школу ИГДиТ, защитился первый доктор технических наук в возрасте 29 лет, это было далеко не рядовым событием. Я тоже защитился в 36 лет, а в конце прошлого года под моим руководством защитился Артур Муратович Мажитов. Ему, если не ошибаюсь, 34 года. В тот же день защитился Антон Анатольевич Зубков в возрасте 39 лет. В принципе, пошла волна защит молодых докторов наук по техническим специальностям. Готовится  команда следующего поколения горняков и транспортников.

Всем молодым людям, которые заинтересованы у нас работать, я открыто говорю, что через три года должна состояться защита кандидатской диссертации. Если в течение этого срока работа по написанию диссертации не ведется – вуз не нужен тебе, а ты – вузу. Я убежден, что три года вполне достаточно для того чтобы выполнить исследования и подготовить диссертацию. Сейчас же аспирантам для написания научно-квалификационной работы дано четыре года. Мы возродили регулярные семинары аспирантов – каждые три месяца они по результатам работы представляют свои отчеты.

Отрадно, что государство в последние годы интенсивно поддерживает науку, объявив 2021 год Годом науки и технологий с последующей пролонгацией на десятилетие. В рамках этой программы мы выиграли грант Президента РФ в направлении «Формирование техногенных емкостей» и ряд грантов РНФ,  ежегодно выполняем темы по госзаданию и успешно по ним отчитываемся. Сейчас с Министерством энергетики ведутся переговоры о разработке и внедрению на угольных разрезах технологий параллельной рекультивации земель, нарушенных горными работами. То есть я хочу сказать, наука идет у нас перманентно – это то, чем мы живем. Студентов обязательно привлекаем к выполнению исследовательских работ.

В прошлом году была у нас такая практика. Три профессора и восемь студентов выезжали на неделю на обогатительную фабрику, разбирались с проблемой, возникшей на предприятии нашего партнера, предлагали решения и на технических совещаниях их обсуждали. В результате были отрегулированы параметры технологического процесса и закуплен необходимый реагент в качестве эксперимента для повышения извлечения полезных компонентов. Это хорошая практика и положительный результат для каждого участника работ. Я намерен ее тиражировать.

Наука – это все то, что мы делаем, что не дает угасать ребяческому задору молодежи исследовать этот мир. А сфера научных интересов, конечно, будет меняться от просто любопытства познания мира до решения актуальных проблем и вызовов современности.

Анна Картавцева

Мы вас ждём с нетерпением!

Внесены изменения в порядок приёма на обучение по образовательным программам высшего образования, которые касаются программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. Основные из них коснулись сроков приёма документов, количества направлений подготовки, по которым поступающий вправе одновременно участвовать в конкурсе. Также изменилась сама процедура зачисления.

В 2023 году поступление на бюджетные места будет проходить ОДНОВРЕМЕННО на очную, очно-заочную и заочную формы обучения.

Начало приема документов в вуз – не позднее 20 июня, а завершение приема документов по результатам ЕГЭ – не позднее 25 июля. Оригиналы документов на основном этапе необходимо предоставить не позднее 12-ти часов московского времени 3 августа.

Подробнее об изменениях приёмной кампании 2023 года рассказывает ответственный секретарь приёмной комиссии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова Олеся Александровна КОПЫЛОВА.

Изменение сроков приёма документов

Утверждены единые сроки приёма документов по всем формам обучения на бюджет: приём документов начинается не позднее 20 июня во всех вузах страны, в том числе при подаче заявления через Госуслуги. В нашем вузе приёмная кампания стартует с 1 марта, то есть чуть раньше.

До 25 июля абитуриентам, которые решили учиться в МГТУ им. Г.И. Носова, в том числе поступающим по результатам ЕГЭ, необходимо подать заявление о приеме на обучение.

Поступающим на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг написать заявление о приеме необходимо не позднее 20 августа.

Документы для поступления

В перечне документов и способах их подачи особых изменений нет. Помимо документа об образовании необходимо будет предоставить копию паспорта и СНИЛСа (в случае его наличия, его предъявление стало обязательным).

Пять направлений в пяти вузах

Заявления о приеме можно подавать в пять вузов и заявить в каждом из них до пяти направлений (вместо десяти в прошлом году). Пять направлений подготовки (специальностей) – это максимальное значение для одновременного участия в конкурсе, вуз вправе установить и меньшее количество направлений.

Два заявления

Абитуриент может подать два отдельных заявления: отдельно на прием в рамках контрольных цифр приема (бюджет) и отдельно на прием по договорам. В этом году согласие на зачисление требуется только в случае поступления по копии документа об образовании на места по договорам.

Процедура зачисления по приоритетам

В заявлении о приеме абитуриент должен  будет присвоить выбранным образовательным программам приоритеты (от 1 и далее, по мере убывания интереса). Зачисление будет осуществляться по наиболее высокому из них, на который он проходит по конкурсу. Приоритеты в заявлении необходимо указывать не только для выбранных образовательных программ, но и с учетом разных условий поступления (например, формы обучения, очная, заочная и т.д.).

 Также абитуриент может поступить в рамках приоритетного этапа зачисления в случае, если он поступает по целевой квоте, особой квоте или специальной квоте. Приоритетный этап зачисления актуален также для лиц, имеющих право на прием без вступительных испытаний по результатам олимпиад школьников.

Последний срок

Выбор образовательной организации осуществляется путем подачи оригинала документа об образовании. Например, из пяти вузов страны, в которые абитуриент подавал заявления о приеме, он выбрал один, где хочет учиться. Он приносит туда оригинал документа об образовании, и другие вузы уже не вправе его зачислить.

Необходимо отметить, что приём вузами оригиналов документов об образовании завершается:

– на приоритетном этапе в 12 часов по московскому времени 28 июля;

–  на основном этапе в 12 часов по московскому времени 3 августа. Именно до этого времени абитуриентам необходимо определиться и предоставить в выбранный вуз оригинал документов. Либо принести лично в приёмную комиссию, либо, если подача заявлений осуществлялась через портал Госуслуг (ЕПГУ), поставить отметку о предоставлении оригинала.

Дополнительные места

Как таковой «второй волны» приема в настоящее время не существует. Может быть организован дополнительный приём в вуз при условии наличия незаполненных мест.

Какие испытания

Обязательным вступительным испытанием является русский язык. Перечень остальных вступительных испытаний зависит от выбранного направления подготовки. Велика вероятность, что со следующего года на технические направления добавится ещё и физика. Поэтому нынешним школьникам, которые в будущем году планируют поступать на технические специальности, мы бы рекомендовали уже сейчас готовиться по физике и профильной математике. У сегодняшних десятиклассников еще есть время «подтянуть» знания по этим предметам.

А одиннадцатиклассники свой выбор уже сделали. Поэтому желаем им не бояться, не переживать, заранее изучить особенности поступления в те вузы, которые они для себя определили, и ответственно подойти к расстановке приоритетов в заявлении, к выбору вуза при подаче оригинала документа об образовании. Все это позволит увеличить шансы на поступление.

Проходные баллы

Абитуриенты часто спрашивают, какие проходные баллы были в прошлые годы. Это зависит от направления подготовки. Есть специальности с традиционно высокими проходными баллами (например, связанные с информационными технологиями) и более низкими. Необходимо ориентироваться на текущую обстановку и динамику приема, исходить из того, какое количество баллов вы наберете.

Поможем найти себя!

На базе приёмной комиссии для абитуриентов, школьников и всех желающих функционирует Открытое пространство «Академ», где приемная комиссия организует различные профориентационные и культурные события. В рамках таких встреч есть возможность познакомиться со студентами, расспросить их об особенностях обучения, прохождения практики и т.д.

Афишу наших мероприятий вы можете посмотреть на официальном сайте университета в разделе «Абитуриенту», а также в нашей группе Вконтакте «Абитуриент МГТУ им. Г.И. Носова». План мероприятий формируется на месяц, можно как индивидуально записаться, так и группой (классом).

На базе Центра довузовской подготовки есть возможность пройти профориентационные тесты, которые помогут определиться с профессией, учитывая ваш психотип, склонности и таланты.

В МГТУ им. Г.И. Носова реализуется очень большой перечень направлений подготовки – от гуманитарных и экономических до технических, а также в области искусства. Не стесняйтесь, приходите в приёмную комиссию или звоните по телефону 8-800-100-1934, вам обязательно ответят на все интересующие вас вопросы!

Специалисты приемной комиссии помогут вам сориентироваться при выборе направления подготовки с учетом результатов ЕГЭ, ответят на все ваши вопросы, касающиеся поступления в вуз, а также расскажут о приоритетных направлениях подготовки и всех преимуществах обучения в МГТУ им. Г.И. Носова.

Инна КИМ

Воинская слава России

Все дальше уходят в прошлое знаменательные даты. 79 лет назад 27 января 1944 года от блокады был окончательно освобождён Ленинград, 2 февраля в России отмечают восьмидесятилетие разгрома немецко-фашистских войск Советской армией в Сталинградской битве.

В Университетском сквере у памятника «Броневое бюро» 2 февраля собрались студенты МГТУ им. Г.И. Носова и ветераны города. Собравшиеся почтили память погибших воинов Сталинградской битвы и тех, кто ковал победу в тылу минутой молчания, а после возложили цветы к памятнику «Броневое бюро».

Ниже вы прочтете короткие, но говорящие о многом, эпизоды истории Великой Отечественной войны. Рассказал их в далёком 1960 году по поручению живых и мертвых заведующий кафедрой техники безопасности МГМИ Александр Михайлович Скопа, командир орудия на Ленинградском фронте, который был во время войны дважды ранен.

В те годы он был студентом Ленинградского горного института, участником описываемых событий.

«Конец июня 1941 года. Партком, комитет комсомола Ленинградского горного института превратились в штабы по формированию добровольческих отрядов народного ополчения.

Второе июля. Перед зданием института строится первый отряд. Девятого июля он отправляется на фронт в составе Василеостровского отдельного добровольческого батальона.

Штабы института продолжают формировать новые отряды для фронта, для партизанской борьбы в тылу врага, для возведения оборонительных сооружений.

Зима 1941–1942 годов. С фронта меня посылают в командировку. Отправляюсь с донесением в Ленинград. С переднего края обороны до трамвайной остановки полчаса ходьбы. Обращает на себя внимание надпись: «При артобстреле эта сторона улицы менее опасна».

В институте работает цех по производству ручных гранат-лимонок. Взрывчатку «АК» разработал институт. Студенты и преподаватели работают в цехе по 12–16 часов.

Захожу в общежитие, в одну из комнат. Паренек на костре из мебели в кружке растаивает лед, так как воды нет. Второй отдыхает после смены. Остальные двое уже никогда не встанут.

Наряду со страшными словами «блокада», «голод», «дистрофия», «цинга» каждый ленинградец гордо произносит: «Враг не пройдет! Смерть фашистам у стен колыбели революции! Победа будет за нами!»

Для Ленинграда знаменательны следующие даты: 18 января 1943 года – прорыв блокады! 27 января 1944 года – снятие блокады! Май 1945 года – победа!!! »

(«За кадры» от 7 мая 1960 г.)

Вот что рассказывал о Сталинградской битве гвардии капитан И. Дрямов: «23 июня 1941 года по зову Родины, как и тысячи других, я добровольно ушел на фронт. На всю жизнь в памяти моей остается случай (а таких было очень много) в районе высоты 180,9. Пришлось вести особенно жестокие бои. Дело доходило до рукопашной схватки. Бойцы действовали штыком и прикладом, финским ножом и даже зубами. Например, наш знаменитый снайпер М. Грызлов ворвался в траншею, двоих убил штыком и прикладом, а двоих заколол финским ножом. Позднее он погиб. Высота переходила несколько раз из рук в руки. Ценой больших потерь нам удалось остановить противника и вынудить его перейти к обороне. Насколько ожесточенными были бои, можно судить по действиям взвода под командой младшего лейтенанта Н. Кочеткова. На высоту «Безымянную», которую они обороняли, немецкие танки несколько раз ходили в атаку, но взять ее так и не смогли. 16 героев-кочетковцев, повторив подвиг 28 панфиловцев, стояли насмерть. Всем им посмертно были присвоены звания Героев Советского Союза.

Против нас действовали немецкие, итальянские и румынские войска. А в ноябре 1942 года наши мощные резервы перешли в наступление. Оборона противника была прорвана. Враг так поспешно отходил, что мы не успевали его преследовать. Войска, наступавшие с Дона и Кавказа, соединились, и 330-тысячная армия фон Паулюса попала в окружение. Наше командование предложило немецкому капитуляцию. Ультиматум был отвергнут. Тогда началось уничтожение фашистов. Введены в действие артиллерия, минометы, прославленные «Катюши» (до 70–80 орудий на один км фронта!). И немцы не выдержали. Около 100 тысяч хваленых арийцев вместе с фельдмаршалом Паулюсом сдались в плен. На солдат жаль было смотреть: голодные, полураздетые, некоторые даже босиком.

Более шести месяцев я пробыл на Сталинградском фронте. Пришлось мне видеть ужасы побоищ и при освобождении Донбасса, Кривого Рога. Перенес легкое и тяжелое ранения».

(«За кадры» от 7 мая 1960 г.)

Воспоминания участника обороны Ленинграда, Сталинградской и Курской битв, боев за освобождение Прибалтики, Восточной Пруссии Юрия Васильевича Тогунова: «В Красную армию я мобилизовался в ноябре 1941 года. С наступлением морозов начала действовать «Дорога жизни». Я, в числе других бойцов Красной армии, был направлен на Ладожское озеро для защиты «Дороги жизни».

11 февраля 1942 года наш пост отражал нападение воздушного десанта немцев. Здесь я получил ранение; раненый, двинулся к берегу, но началась пурга. Я сбился с дороги, попал в глубокие сугробы, из которых не смог выбраться – сил не было – истощение, цинга, ранение. В снегу провел всю ночь, и только утром меня подобрали, доставили в медсанбат. Несколько дней врачи боролись за мою жизнь, а когда появилась надежда на спасение, то отправили на Большую землю, где пять месяцев я лежал в госпиталях Вологды, а затем Свердловска.

По выздоровлении меня командировали на учебу в Камышловское пехотное училище, где я стал курсантом минометного батальона.

В июле 1942 года я, тогда уже командир минометного расчета 120-миллиметровой минометной батареи, вместе со своей частью был направлен на оборону Сталинграда.

Сталинград и прилегающие к нему населенные пункты горели, были разрушены непрерывными бомбежками, обстрелами. На пути к Сталинграду нас несколько раз бомбила вражеская авиация. От станции Капустин Яр до Волги и далее к Сталинграду шли пешком, а это около 300 км. Шли только по ночам. В конце августа заняли оборону на южной окраине Сталинграда. Наша часть вошла в состав 64-й армии генерала М.С. Шумилова, которая стояла рядом с 62-й армией генерала В.И. Чуйкова.

До середины ноября 1942 года мы вели оборонительные бои, перемалывая живую силу и технику противника. 19 ноября 1942 года началось мощное контрнаступление советских войск, увенчавшееся выдающейся победой. 23 ноября завершилось окружение крупной группировки врага – в «котле» оказалось 330 тысяч солдат и офицеров 6-й и 4-й танковых армий во главе с фельдмаршалом Паулюсом.

2 февраля 1943 года завершилось уничтожение окруженной сталинградской группировки противника. Воцарилась тишина, фронт отодвинулся на запад на сотни километров».

(12 апреля 1985 «За кадры»)

Тогда, в победном 1945 г., защитники нашего Отечества, изгнав коричневую чуму с родной земли, одержали окончательную победу над германским фашизмом в его собственном логове. Мир вздохнул облегченно. Конечно не весь. Но тогда об этом не думалось. В то время невозможно было представить, что ужас фашизма и нацизма вновь нависнет над нашей страной и миром, причем в таком немыслимом воплощении, что с трудом поверится в эту реальность. Но вот уже скоро год, как началась специальная военная операция. Пришло иное время – новых подвигов, новых героев. И не перевелись богатыри на земле русской – как их деды и прадеды, встали на защиту Отечества славные российские воины. Вся страна, поддерживая их гуманитарной помощью, смотрит на них с надеждой и уверенностью – враг будет разбит, победа будет за нами!

Подготовила Ирина ПОРТНОВА