PDF

Последний звонок 2023

Последний звонок прозвучал в стенах МГТУ им. Г.И. Носова 25 мая – в большом актовом зале университета состоялся второй выпуск Проектной школы. Радостные и взволнованные, вчерашние школьники принимали поздравления от родителей, друзей, учителей и ректората вуза.

Уникальная Проектная школа является подразделением МГТУ им. Г.И. Носова, его стратегическим проектом, запущенным 1 сентября 2020 года. Она находится на территории университета: в шаговой доступности для её учащихся – все лаборатории вуза, его интеллектуальный потенциал.

В школе организован эффективный образовательный процесс по программе среднего общего образования по модели «Предуниверсарий»: полное погружение в университетскую среду, доступ к университетским ресурсам, ставка на профильные предметы: физику, математику, информатику.

Эффективность системы подтверждается успехами ребят в различных олимпиадах, конкурсах и хакатонах, таких как НТО, Case-in, Worldskills и многих других.  Но самое ценное заключается в том, что школа стала настоящим тёплым домом как для талантливых детей, так и для их учителей – самых высококвалифицированных, самых лучших и самых любимых.

За два года ребятам выдали огромный объём знаний. И сейчас они, преодолев все трудности, подошли к последнему рубежу: для них прозвучал Последний школьный звонок!

Инна Ким

1-1
1-2
1-3
1-4
1-5
1-6
1-7
1-8
1-9

Как освоить рукотворные ископаемые?

На базе МГТУ им. Г.И. Носова с 23 по 28 мая прошла XII научно-практическая конференция «Комбинированная геотехнология: комплексное освоение техногенных образований и месторождений полезных ископаемых». Ее организаторы – Российская академия наук, Институт проблем комплексного освоения недр им. академика Н.В. Мельникова, МГТУ им. Г.И. Носова.

Участников пленарного заседания 24 мая поприветствовал и.о. ректора Д.В. Терентьев. А бессменный председатель форума – член-корр. РАН Д.Р. Каплунов открыл работу конференции. Советник руководителя Роснедр Д.Н. Олейник рассказал об основных задачах, поставленных перед отраслью и поблагодарил руководство вуза за предоставление площадей университета и УОЦ «Юность» для проведения форума.

Далее участники обсудили вопрос использования техногенных георесурсов с разных аспектов от расширения минерально-сырьевой базы за счет комплексного освоения месторождений и техногенных образований до поиска путей совместной разработки месторождений для снижения рисков эксплуатации участка недр. От эколого-экономической оценки эффективного использования искусственных пустот недр до использования уже загрязненных площадей в качестве полигонов для ТБО для снижения экологической нагрузки, до развития нормативно-правовых основ недропользования.

Сегодня на конференции мы рассматриваем вопросы по комплексному освоению техногенных образований и месторождений полезных ископаемых, – отметил зав. кафедрой разработки месторождений полезных ископаемых Сергей Евгеньевич Гавришев. – Эта проблема назрела давно, и вопросов у всех очень много. Техногенные образования – это то, что осталось от деятельности предприятий, например, металлургических заводов. ММК перерабатывает как шлаковые отвалы, так и шламохранилища. К ним относятся и георесурсы, например, полости в земной поверхности. Участниками конференции разработаны мероприятия в отношении Гайского, Учалинского карьеров в качестве шламохранилищ. Это позволяет проводить рекультивацию земли, ликвидацию пустот и избежать отъема новых площадей.

Перед началом конференции участники получили сборник тезисов докладов. Кроме того, в рамках конференции им была предоставлена возможность пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации с выдачей удостоверения.

По итогам форума лучшие доклады будут опубликованы в виде статей в ведущих журналах горного профиля: «Горный журнал»; «Вестник Тульского государственного университета»; «Науки о земле»; «Горная промышленность»; «Рациональное освоение недр»; «Маркшейдерия и недропользование»; «Вестник МГТУ им. Г.И. Носова».

Ирина Портнова

2-1
2-2
2-3
2-4
2-5

Философия – объединяет

12 мая в стенах МГТУ им Г.И. Носова на базе кафедры философии прошла XIV Международная научная конференция «Мировоззренческие основания культуры современной России».

Организаторы форума держат руку на пульсе событий, поэтому для каждой конференции выбирают ту тему, которая наиболее актуальна для общества. В этот раз обсуждались вопросы сохранности статуса и автономности российской культуры в непростой геополитической обстановке и в условиях длительного социально-экономического кризиса. Особое внимание было уделено проблемам развития гуманитарного образования, закономерностям развития современной культуры, а также межкультурного взаимодействия между разными странами и народами.

Открывая конференцию, и.о. ректора МГТУ им. Г.И. Носова Д.В. Терентьев подчеркнул актуальность мероприятия в деле воспитания молодежи и формирования у нее традиционных для России ценностей в нашем изменчивом мире.

С приветственным словом выступил проректор по научной и инновационной работе вуза О.Н. Тулупов. Отметив, что «философия – это основа наук и, формируя человека, его ценности, мы создаем и фундамент для важных научных достижений», он обратил внимание на расширяющуюся географию участников конференции и выразил надежду, что «наши новые друзья привнесут свежий взгляд на ситуацию».

Ведущим форума и его идейным вдохновителем выступила зав. кафедрой философии ИЭиУ проф., д. филос. н. В.А. ЖИЛИНА:

– Темой обсуждения будут особенности менталитета современного человека. Сегодня кардинально меняется политика Минобрнауки России: в последнее время делается большой упор на воспитательную работу, в частности, на патриотический аспект. Философский анализ хорошо показывает, как меняется ценностное основание общества: эта сфера является подвижной, иногда даже конфликтной у людей. Поэтому задача научной конференции – выработать некую единую платформу, которая позволила бы нацелить подрастающее поколение на сохранность традиций культуры, на ее развитие. Каждый раз в конце конференции мы принимаем резолюцию, которая содержит практические рекомендации, которые используются как в образовательном процессе, так и в последующих научных решениях.

В первый день конференции, которая проходила в стенах МГТУ в конференц-зале, выступили более двадцати её участников. Темы докладов, часть из которых вызвали дискуссию, были разнообразны – от способов и форм манипуляции сознанием;  особенностей менталитета современного человека-онлайн; взаимодействия России и тюркского мира – до формы и содержания философского текста и влиянии цифровизации на личность. Затем работа форума продолжилась в УОЦ «Юность», где студенты из Челябинска, Магнитогорска, Уфы, Самары, Узбекистана обсуждали современные социальные и философские проблемы. Особая гордость организаторов форума – многолетнее традиционное участие в его работе выпускников и учащихся военной академии ВУНЦ ВВА (г. Челябинск).

Конечно, все выступающие желали бы высказаться более полно, но строгий регламент призвал их сконцентрировать мысли и донести только самую суть. В результате успели выслушать мнения всех.

По итогам конференции вышел сборник научных трудов её участников.

Инна Ким

Первые шаги в науке

Студенты кафедры АЭПиМ МГТУ им. Г.И. Носова – Никита Матушкин, Игорь Гаврилов и Владислав Кудимов (гр. АЭб-20-1) – заняли третье место в командном зачете на Международной олимпиаде студентов по электромеханике, которая прошла 25-27 апреля на базе Уфимского университета науки и технологий.

В олимпиаде участвовали 11 команд из вузов России (Ивановский государственный энергетический университет, Казанский государственный энергетический университет, НИУ «Московский энергетический университет» и др.) и три – из Института инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана, г. Ашхабад. Участники преодолели три этапа: прохождение тестов, решение задач и практические задания, выполняемые на стендах. Результаты учитывались как в индивидуальном зачете, так и в командном.

– Ребята справились со всеми заданиям хорошо, – рассказывает наставник команды доцент каф. АЭПиМ Михаил Викторович Буланов. – Олимпиада – это всегда лотерея. Здесь даже сильные ребята могут растеряться, а слабые собраться, но шанс попасть в призеры есть всегда. Мы заняли 3 место за счет того, что набрали 199 баллов на практическом этапе. Опередили нас только профильные вузы ИГЭУ (Иваново) – 218 баллов, НИУ «МЭИ» – 207.

– А культурная программа была?

– Да. Ребят свозили на обзорные экскурсии по городу, провели по вузу, показали музей, аудитории. Кстати, после слияния Башкирского госуниверситета и авиационного университета, вуз очень изменился. Появились производственные помещения, где студенты делают электродвигатели. Сюда берут лучших ребят, они получают зарплату и работают прежде головой, а после руками: сначала разрабатывают двигатель, а потом его собирают. В УУНиТ освоили мелкосерийное производство моторчиков для авиации в рамках импортозамещения.

– А у нас такое возможно?

– Возможно при определенном финансировании, например, при получении федерального или регионального гранта на создание новой лаборатории электрических машин и сборочного цеха. В планах развития кафедры такие задачи ставим.

Ирина ПОРТНОВА

Стратегический консорциум

С крупнейшим в металлургической отрасли и одним из самых значимых проектных институтов страны, Магнитогорским Гипромезом, наш университет связывают не только партнерские, но и исторические узы, поскольку это взаимодействие длится более восьмидесяти лет, с момента создания его в 1940 году как Магнитогорский филиал Гипромеза. Сегодня АО «Магнитогорский ГИПРОМЕЗ» и МГТУ им. Г.И. Носова в качестве стратегического консорциума решают совместные задачи проектирования, инжиниринга и научных исследований для ПАО «ММК» и других промышленных компаний.

Самостоятельным институтом Гипромез стал в 1957 году. А в настоящее время это акционерное общество «Магнитогорский институт по проектированию металлургических заводов», который выполняет полный комплекс проектно-изыскательских работ. Его руководящий состав, в том числе и генеральный директор Ю.А. Тверской, ведущие специалисты и инженеры в большинстве своем – выпускники МГМИ, МГМА, МГТУ им. Г.И. Носова, многие из них также прошли дополнительную подготовку в магистратуре и аспирантуре нашего вуза, защитили кандидатские диссертации. И в настоящее время около сорока сотрудников института успешно обучаются в магистратуре и аспирантуре МГТУ.

Сотрудничество между проектным институтом и университетом как двух взаимодополняющих друг друга структур не прекращается ни на день. Совместно прорабатываются и решаются многие актуальные и перспективные задачи. В последние годы ключевыми направлениями сотрудничества являются технологии «Индустрии 4.0». Ученые вуза, ООО «РнД МГТУ» и АО «Магнитогорский ГИПРОМЕЗ» участвуют в разработке проектно-конструкторской документации для проекта «Советчик мастера доменного цеха», VR-тренажеров для Школы безопасности ПАО «ММК», робототехнических комплексов и комплексов машинного зрения для снижения профессионального риска травмирования работников комбината, цифровой информационной системы ЛПЦ-5. Плодотворное сотрудничество во многом обеспечивается общей целью развития проектов совместно с ПАО «ММК» для формирования комфортной среды и улучшения условий труда в г. Магнитогорске, в том числе для талантливой молодежи, а также для успешной и эффективной реализации высокотехнологичных проектов.

Одним из примеров эффективного взаимодействия университета и Гипромеза является создание цифрового двойника линии воздушного охлаждения стана 170 сортопрокатного цеха ММК, где цифровая статическая подоснова (трехмерная модель объекта) была создана специалистами Гипромеза при помощи технологии 3D-сканирования, а на ее основе учеными МГТУ был сформирован динамический объект, основанный на комплексе математических моделей. Совместная работа в новом цифровом формате открыла возможность создания BIM-моделей конкретных объектов, VR-тренажеров для моделирования чрезвычайных ситуаций на производстве или для инжиниринговых целей. На сегодня уже построены VR-тренажеры центральной электростанции, кислородно-конвертерного, коксового и электросталеплавильного цехов.

Открываются реальные перспективы по реализации технологии BIM-моделирования на практике, что даст возможность решить различные задачи: и технологические, и строительные, а также связанные с безопасностью как зданий и сооружений, так и в сфере экологии и безопасности труда. Отвечая на вызовы времени по импортозамещению вуз и проектный институт как стратегические партнеры могут стать той площадкой, которая позволит не только использовать технологии реверс- инжиниринга для технических объектов, но и создавать новые компоновочные и технические решения, превосходящие известные мировые аналоги.

Настоятельная потребность перехода на отечественное производство деталей машин, узлов, механизмов диктует задачу обучения новых и переподготовки  имеющихся специалистов в соответствии с современными требованиями по переходу на российское программное обеспечение. Гипромез и университет и в этом случае – идеальная совместная «лаборатория», в которой новые программные продукты будут тестироваться, реализовываться и совершенствоваться.

Такое сотрудничество позволит нам приобрести еще большую устойчивость на мировом рынке.

Анна Картавцева

Моя первая профессия

Уникальный шанс стать обладателями не только аттестата зрелости, но и рабочей профессии получили 57 учеников школы №56.

МГТУ им. Г.И. Носова и с МОУ «СОШ №56» в 2021 году стали участниками проекта «Моя первая профессия» в рамках национального проекта «Образование». 19 мая в малом актовом зале прошло торжественное вручение свидетельств выпускникам об окончании двухгодичного обучения в МГТУ им. Г.И. Носова.

Свидетельство по профессии рабочего «оператор электронно-вы-числительных и вычислительных машин» получили 14 школьников, свидетельство по профессии рабочего «дефектоскопист по ультразвуковому контролю» – 14 человек, свидетельство по профессии рабочего «чертежник» – 14 человек и свидетельство по должности служащего «Консультант в области развития цифровой грамотности населения» – 15 человек.

В течение двух лет старшеклассники постигали азы рабочих профессий в лабораториях нашего университета. Обучение проходило под руководством наставников: доцента кафедры ПиЭММО Т.В. Усатой, доцента кафедры физики Ю.И. Савченко, доцентов кафедры БИиИТ Е.В. Кармановой и Е.В. Черновой, доцента кафедры ВТиП Е.А. Ильиной.

С этим торжественным событием школьников поздравил проректор по образовательной деятельности И.Р. Абдулвелеев и пригласил их поступать к нам в университет и расширить знания по полученным компетенциям.

Директор МОУ СОШ №56 Кадушкина Е.М. сказала, что проект был интересен «и нам как администрации, и нашим выпускникам, и коллегам из университета, а наши ребята были первыми».

Вручая свидетельства по профессии рабочего «чертежник» зав.кафедрой ПиЭММО А.Г. Корчунов поблагодарил всех участников проекта и сказал, обращаясь к школьникам: «Вы уже готовые специалисты младшего звена. Я надеюсь, что те компетенции, которые вы получили, вы будете развивать и дальше».

В планах организаторов не только продолжать этот проект, но и расширить список рабочих специальностей и школ-участников.

Ирина ПОРТНОВА,

фото команды фотоклуба медиацентр МГТУ

Конкурс, в котором побеждают все!

В последнюю субботу апреля на базе нашего университета состоялось масштабное городское мероприятие – XV Открытый городской конкурс учебно-исследовательских и проектных работ «Юный исследователь». В нем приняли участие учащиеся первых-четвертых классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования нашего города.

Из истории конкурса: у его истоков стояли в своё время ректор МГТУ В.М. Колокольцев и Л.Н. Ходунова, директор ЦДТОР. Первые несколько лет конкурс проходил на базе Центра, все последующие – в МГТУ. Вначале  проводились различные семинары-практикумы для руководителей-наставников детей, позже уже на базе университета для ребят организовывались различные экскурсии, например, в Кванториум, в научно-образовательный центр «Schneider Electric». В этом году с учетом возрастных особенностей конкурсантов, для которых уже сама защита проекта – большое эмоциональное напряжение, решено было не перегружать их экскурсионными маршрутами.

Всего на конкурс было подано 233 проекта и научно-исследовательские работы от 239 юных исследователей из СОШ №№ 5, 14, 16, 20, 21, 25, 31, 32, 39, 40, 48, 54, 55, 56, 59, 61, 63, 64, 65, 66, 67, СШИ №2, Гимназий № 18, 53, МЛ №1, МГМЛ, АЛ, МБУ ДО «ДЭБЦ», П/б ЦДОД, ДТДМ. Практически все школьники стали победителями или призерами конкурса в разных номинациях, лишь девять из них получили сертификаты участников. Особенно результативными оказались учащиеся СОШ №56, которые добились наибольшего количества побед: 29 участников удостоились первых мест. Немало победителей подготовил и Многопрофильный лицей № 1 (15), МГМЛ (8), ДТДМ (8), гимназия № 53 (6), СОШ № 63 (6) и другие образовательные учреждения.

Конкурс проводился в два этапа: на первом, заочном, все поданные работы прошли проверку через систему антиплагиата, где  определялась оригинальность текста, затем осуществлялась их экспертная оценка членами жюри. И только на втором, очном, этапе состоялась собственно защита проектов и исследовательских работ, допущенных после первого этапа на конкурс.

«Юный исследователь» – одно из четырех подобных мероприятий, которые организует для школьников Дворец творчества детей и молодёжи. Для учащихся 5-6 классов ежегодно проходит конференция «Первые открытия» на базе школы №32. Старшеклассники принимают участие в традиционной конференции «Искатели, мыслители XXI века», которая неизменно проходит в феврале в стенах МГТУ им. Г.И. Носова и приурочена ко Дню российской науки. К этой линейке четыре года тому назад добавилась еще одна конференция «Через тернии к звездам» для детей с ОВЗ. На базе ДТДМ проводится также конкурс семейных проектов «Вместе», в котором, в отличие от «Юного исследователя», участвует вся семья.

Но самым многочисленным из всех названных мероприятий остается конкурс «Юный исследователь». Это происходит как благодаря кипучей энергии учителей начальных классов, которые зажигают интересом к конкурсу все большее количество ребят, так и тому, что участников сопровождают их наставники, родители. В этом году работали секции по 19-ти направлениям. Традиционно самыми многочисленными были секции «Биология» и «Межпредметные проекты и исследования». По «Спорту. Здоровому образу жизни», «Экологии» и «Краеведению» тоже возросло количество участников. Усилившийся интерес детей к этим направлениям не может не радовать. Как и тот факт, что у всех участников значительно повысились навыки пользования компьютером – ребята теперь не только успешно самостоятельно готовят с его помощью свои работы, но и активнее участвуют в секции «Информатика».

Методистов ДТДМ, членов жюри конкурса и самих участников порадовала четкая организация мероприятия, которую обеспечил университет в лице студенческого научного общества и активистов волонтерского центра «По зову сердца». Студенты встречали гостей, провожали их в актовый зал на открытие конференции, затем сопровождали участников и членов жюри на конкретные секции, а после окончания их работы через два, два с половиной часа возвращали всех в актовый зал на закрытие конкурса и награждение.

– Мы давно сотрудничаем с университетом и всегда очень благодарны за содействие в любых делах. Минувший конкурс был организован безупречно. И студенческое научное общество, и волонтеры сработали очень хорошо: не только сопровождали ребят, но и рассказывали о вузе, о предметных аудиториях, в которых проходила работа секций. Директор СНО Олеся Кунакбаева вместе со мной проводила церемонию награждения, – поделилась впечатлением Анастасия Борисовна Венецкая, методист Дворца творчества детей и молодёжи, руководитель городского ресурсного центра по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, руководитель Магнитогорского отделения Малой академии наук «Интеллект будущего».

– Это то мероприятие, от проведения которого все в плюсе, – уверена директор ДТДМ Глафира Викторовна Кузина. – Дети, помимо того, что приобретают новые компетенции подготовки и защиты проекта, получают мощный профориентационный заряд. Мы в свое время только в 16-17-летнем возрасте попадали в вуз, когда приходило время выбора профессии. А они с первого класса получают возможность видеть эти пространства, аудитории, узнавать о них подробнее. У них появляются мотивации, интерес к вузу – а что там происходит? Родители тоже получают шанс увидеть университет изнутри, познакомиться с его инфраструктурой, узнать о его научном и образовательном потенциале. И услышать, наконец, на открытии конкурса из выступлений проректора по научной и инновационной работе Олега Николаевича Тулупова главные слова: «Нашим детям нет необходимости уезжать поступать в другие вузы, достойное образование они получат здесь. У МГТУ им. Г.И. Носова для этого есть все». Я поддерживаю это мнение.

Родителю очень важна та информация, которую мы несем, поскольку сведениями обо всей широте спектра специальностей и направлений он не обладает и может рассказать ребенку только о собственном опыте. В школе тоже в основном, если есть какие-то сетевые проекты партнерства с работодателем, – это направление и будет показано. А здесь родитель может напрямую задать преподавателям вуза любой вопрос о кафедре, специальности, о ее востребованности. Для вуза этот аспект тоже весьма важен, как и тот, что благодаря конкурсу, тематике представленных работ открывается, чем интересуются школьники, какие направления они выбирают, каковы они сами. Это позволяет вносить определенные коррективы в будущие проекты, акции, такие, например, как день открытых дверей. Таким образом, благодаря подобным мероприятиям, мы объединяемся, выстраиваем цепочку дальнейших действий, рождаются новые идеи нашего последующего сотрудничества. Эти конкурсы полезны и для учителей города, и сотрудников Дворца, поскольку они способствуют профессиональному росту, формированию дополнительных компетенций.

– Я убедилась на собственном опыте, как, действительно, с каждым годом растет активность и школ, и родителей, – рассказывает Мария Викторовна Набисламова, методист Дворца творчества детей и молодежи. – Как педагог дополнительного образования, я работаю на базе 67 школы. Начиналось всего с пяти работ на конкурс, а в этом году их уже 21, и есть победители. У всех такой восторг от участия! А какая гордость у родителей – «мой ребенок выступал в техническом университете!»

Конкурс завершился. Юные исследователи получили заслуженные награды за свои потрясающие проекты и работы. Они определяли: круглая ли Земля, почему снег краснеет, от чего зависит цвет глаз, возможно ли благоприятное соседство карликового ежа и человека с аллергией, как выжить на необитаемом острове, есть ли место волшебству в реальном мире? Изучали тайну стеклянных слез принца Руперта, железную даму Парижа, фонтан Герона, таинственную смолу, орфограммы русского языка по конфетным фантикам, электричество вокруг нас, невидимые чернила, процесс скисания молока в домашних условия, проблему вымирания пчел и многое, многое другое. Дети не только выдвигали удивительные, неожиданные темы, но и доказывали свои гипотезы. И этот полет фантазии, замешанный на упорстве истинного исследователя, поражал яркими, подчас парадоксальными результатами. У такого конкурса, в котором побеждают все, большое будущее.

Анна Картавцева

7-1
7-2
7-3
7-4
7-5
7-6
7-7

Быть с каждым на одной волне

Наш сегодняшний герой ломает стереотипы, «вызывает» реформы, генерирует идеи. Не выстраивая долговременных планов, всегда оказывается там, куда хотелось попасть. Знакомьтесь – выпускница кафедры экономики и коммерции МГТУ им. Г.И. Носова 2011 года, директор Дворца творчества детей и молодежи Глафира Викторовна Кузина.

Среднюю школу она окончила с серебряной медалью. Мечтала поступить в Екатеринбург на юриспруденцию, но родители уговорили пойти в МГМИ, что она и сделала. Спустя время была за это очень им благодарна. Хотя юристом она все же стала: будучи студенткой третьего курса, поступила на юриспруденцию в Магнитогорский филиал Уральской академии госслужбы. В МГТУ была инициативным старостой группы, инициировала и проводила много мероприятий. Возможно поэтому уже на пятом курсе ей предложили работу ассистента на кафедре. В это же время они с Александром Богдановским, студентом химико-металлургического факультета, выигрывают в городе конкурс на лучший предпринимательский проект, затем – победа в Анапе и на всероссийском уровне. Итогом стало открытие малого инновационного предприятия. Они были первыми в нашей стране, кто открыл МИП на базе вуза. После окончания МГМИ осталась на кафедре ассистентом, поступив в аспирантуру, занималась наукой. Уже через год работы в вузе, ломая все стереотипы, по настоянию ректора стала старшим преподавателем. Готовила кандидатскую диссертацию по теме предпринимательства, ориентируясь на диссертационные советы Челябинска или Екатеринбурга. Но, куда бы ни попадала Глафира Кузина, везде начинались реформы, ряд советов закрывался, по теме диссертации остался только один – в Академии российского предпринимательства в Москве, поэтому после окончания аспирантуры до защиты дело не дошло. Но это не угнетало нашу героиню, поскольку времени на это не было. Параллельно с преподавательской деятельностью она работала ученым секретарем кафедры, заместителем председателя ГЭК, председателем избирательной комиссии (на общественных началах), юристом в системе ЖКХ, где тоже с ее приходом происходят реформы – переход от муниципальных предприятий к частным. Затем с ее участием был выигран грант Жана Монне по предпринимательству. С этого момента Глафира Викторовна начала еще и работу педагогом дополнительного образования Центра детского творчества Орджоникидзевского района, обучая старшеклассников академического лицея предпринимательству.

Ее воспитанники стали призерами кубка губернатора по предпринимательству. За активное развитие молодежного предпринимательства по итогам работы в 2014 г. она была награждена премией Законодательного собрания Челябинской области. Эта награда стала своеобразным завершением определенного жизненного этапа – на третий месяц после лауреатства Глафира Викторовна становится мамой и решает сократить то обилие направлений, которые до этого вела. Она продолжает заниматься грантом Жана Монне как сотрудник НИСа МГТУ, остаётся педагогом доп. образования в ЦДТ Орджоникидзевского района и ведёт курсы бухгалтеров в «Персонале». Постепенно основным остается дополнительное образование. Глафира Кузина становится методистом, затем заместителем директора ЦДТ Орджоникидзевского района. А в 2018 г. ее назначают директором Дворца творчества детей и молодежи.

И опять она попадает в непростую ситуацию тех самых реформ. Она пришла на место, где проверка контрольных органов вынесла большое количество замечаний, подлежащих устранению. Кроме того, шла реорганизация с присоединением к Дворцу еще трех подразделений Ленинского дома творчества. Таким образом, под начало молодого директора перешло около 200 сотрудников и инфраструктура шести зданий. Но весь предыдущий опыт и черта характера всегда делать все на сто процентов помогли в кратчайшие сроки структурировать все процессы, устранив отмеченные замечания, наладить четкую работу традиционных направлений и открыть новые – ресурсный центр по экологии, ресурсный центр по развитию туризма и туристско-краеведческой деятельности, школу команды веселых и находчивых, ресурсный центр по наставничеству. Во время пандемии сотрудники Дворца организовали для школьников уникальный дистанционный проект. Всех реализованных идей просто не перечесть, потому что директор с удивительной легкостью генерирует их и воплощает в жизнь вместе со своим коллективом, которым она гордится. Не случайно уже в 2020 г. Дворец творчества детей и молодежи удостоился престижной областной награды за достижения в работе минувших трех лет – памятной статуэтки «Пламя». А в декабре Глафира Викторовна стала абсолютным победителем конкурса «Лидер в образовании». В 2022 г. она удостоилась Премии губернатора Челябинской области, а в 2023 г. вошла в тридцатку победителей конкурса «Команда Урала 2023». Теперь победители ежемесячно проходят стажировку в правительстве того или иного субъекта УрФО.

В чем секрет успешности нашей героини? В отменном трудолюбии? Да. В широком наборе компетенций, которыми она обладает? Несомненно, да. В том, что в ней, несмотря на образование экономиста и юриста, сильна педагогическая жилка? И это верно. Но главное, как она считает, это то, что благодаря большому опыту общения с людьми самыми разными, в том числе студентами-заочниками, производственниками на лекциях в «Персонале», она научилась разговаривать с каждым на одном, понятном ему языке, быть на одной волне. И этот навык оправдывается в любой ситуации.

Анна Картавцева

Впереди много новых вершин

Сегодня нашим читателям мы представляем подразделение, без которого в настоящих условиях вуз просто невозможен. Информационно-консультативная и методическая поддержка ученых вуза в научно-технических программах, конкурсах, грантах, выставках; мониторинг результатов работы по высшему и средне-профессиональному образованию, по науке, по материально-техническому оснащению и так далее – это далеко не полный перечень задач этого коллектива. Думаю, многие уже поняли, о ком идет речь. Да, мы хотим рассказать об управлении стратегического планирования.

Управлением это подразделение стало с 2012 г., а начиналось все раньше: в 2008 г. по инициативе проректора по инновационным технологиям и инвестициям С.И. Лукьянова был создан информационно-аналитический отдел (ИАО). Его начальником стал кандидат технических наук Эдуард Юрьевич Мещеряков. В состав отдела вошли также инженеры Е.А. Ильина и Д.А. Кувшинов. Результаты создания ИАО не заставили себя долго ждать: уже за три первых года работы было подготовлено и направлено на федеральные и региональные конкурсы научно-исследовательских работ более 250 заявок научно-педагогических работников, по итогам которых заключено свыше 30 госконтрактов, соглашений и договоров, получены десятки грантов на выполнение научно-исследовательских работ преподавателями, аспирантами и студентами университета, объем привлеченных средств на НИР в целом для МГТУ составил более 90 млн руб. Научно-технические разработки вуза были результативно представлены на более чем 20 международных, всероссийских и региональных выставках, форумах. Этот период характеризовался также и интенсивным профессионально-квалификационным ростом сотрудников отдела. Э.Ю. Мещеряков прошел зарубежную стажировку в Финляндии, получил статус федерального эксперта научно-технической сферы, Е.А. Ильина защитила кандидатскую диссертацию, а Д.А. Кувшинов стал лауреатом премии Правительства РФ в области науки и техники для молодых ученых.

В 2010-2011 гг. Минобрнауки РФ активно разрабатывает и реализует различные инструменты поддержки ведущих вузов России. И коллективу ИАО удается сформировать результативные заявки на конкурсы программ развития инновационной инфраструктуры 2010-2017 гг. (объем полученной субсидии – 74,6 млн руб.)  и стратегического развития университета на 2012-2016 гг. (объем субсидии 280 млн руб.). Вместе с этими значительными победами возникала необходимость мониторинга реализации принятых программ. Это и определило во многом создание в 2012 г. управления стратегического планирования, в состав которого помимо ИАО вошли отделы: мониторинга стратегического развития университета (ОМСР) и трансфера технологий (ОТТ), отвечающего за реализацию политики университета в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и создание малых инновационных предприятий вуза. Начальником ИАО был назначен доц. кафедры ЭПП А.Н. Шеметов, ОМСР – к.т.н. С.А. Малаканов, ОТТ – д.т.н. О.С. Логунова.

После завершения в 2019 г. работ по мониторингу программы стратегического развития университета ОМСР был расформирован. А ОТТ трансформировался в отдел наукометрических систем в связи с ростом объема работ по этому направлению. Для продвижения «коммерческих» НИОКР и работы с заказчиками на онлайновых торговых площадках расширен состав ИАО, к работам приступила ведущий специалист Н.А. Тулупова.

В 2020 г. к УСП был присоединен патентно-информационный отдел, что позволяет начальнику ПИО Ю.В. Коротковой и высококвалифицированным сотрудницам отдела  С.В. Пыхтуновой, Н.А. Чурляевой, В.В. Сергеевой решать многоплановые задачи, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности, уже в составе УСП. В 2023 г. претерпело реорганизацию управление по международной деятельности и его коллектив (Д.В. Константинов, Е.М. Огнева, И.В. Кулькова, Т.А. Сидоренко, О.Е. Сухих, В.И. Елесина) влился в состав информационно-аналитического отдела УСП.

И в завершение вместо вишенки на торт – приятная новость: вчера, 25 мая, руководитель этого дружного, слаженного коллектива Э.Ю. Мещеряков отметил свой золотой юбилей. Уроженец Магнитогорска, он с пятилетнего возраста и до окончания средней школы жил на Северном Кавказе в самом высокогорном городе России, куда по распределению были направлены родители, выпускники горного факультета МГМИ. Многие годы жизни в горах не могли не сказаться на характере. Эти величавые исполины в шаговой доступности научили выдержке и терпению, выносливости и спокойствию; заложили основы степенности и мудрости. После окончания школы Эдуард Юрьевич поступил в Московский горный институт. Но третьекурсником он вынужден был вернуться в родной Магнитогорск, перевестись в МГМИ на кафедру подземной разработки месторождений полезных ископаемых. Это было время лихих 90-х, в Москве в эти годы было трудно жить и учиться. А в родном доме и стены помогают. Сразу после вуза – аспирантура, которая завершилась в 1998 г. успешной защитой кандидатской диссертации под руководством профессора М.В. Рыльниковой. Дальше – докторантура, работа над докторской диссертацией, защиты пяти аспирантов. Все планомерно шло к логическому итогу по собственной докторской диссертации, но когда в 2008 г. встал вопрос выбора – защита докторской и научная карьера или административная работа, связанная с новым интересным делом, он выбрал последнее. Не знаю, выиграл ли он сам от этого выбора, но университет в целом – несомненно, получив такого руководителя, который вывел небольшой отдел в крупное управление, занимающееся высокоинтеллектуальными задачами. Этому подразделению вуз обязан реализацией многих проектов, получением грантов, достижением других значимых побед и свершений. Впереди еще много новых вершин, а опыт их покорения у Эдуарда Юрьевича заложен с детства.

Анна Картавцева

Свой, университетский!

В марте 2003 года вышел в свет первый номер научного периодического журнала «Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова». В издании планировалось информировать академическое сообщество о результатах и перспективах научной деятельности МГТУ.

Поначалу номера журнала были не просто внутривузовские, а даже внутрифакультетские: каждый из них формировали преподаватели одного из факультетов вуза.

Год от года повышался его статус в результате большой работы редакции и, прежде всего, инициатора создания журнала Геннадия Семеновича Гуна по его продвижению и рекламе в научном сообществе, а также обязательному рецензированию статей, редактированию и профессиональной верстке.

Главными редакторами журнала в разные годы были доктора технических наук, профессора Б.А. Никифоров; Г.С. Гун, В.М. Колокольцев, М.В. Чукин. С 2019 г. «Вестник МГТУ им Г.И. Носова» возглавляет доктор технических наук, профессор О.Н. Тулупов.

В настоящее время «Вестник» является одним из ведущих рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, входит в 1-ю категорию Перечня ВАК, индексируется в международных и российских базах данных: Ulrich's Periodicals Directory, Crossref, Google Scholar, RSCI, ядро РИНЦ, ВИНИТИ и др.

Издается журнал как в печатном, так и в электронном виде. Электронная версия журнала доступна:

* на информационном портале ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» www.magtu.ru;

* на сайте журнала www.vestnik.magtu.ru;

* на платформах еLIBRARY, IVIS, КиберЛенинка, Лань, Ай Пи Эр Медиа, НексМедиа.

За 20 лет в «Вестнике» было опубликовано более 1500 статей ученых из многих университетов  России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Достичь таких результатов было бы невозможно без слаженной работы редакционной коллегии журнала, состоящей из известных зарубежных и отечественных ученых, позиционирующих себя по тематике «Вестника».

Большой вклад в развитие журнала внесли ученые нашего университета, доктора технических наук, профессора: С.Е. Гавришев; И.Г. Гун; В.Н. Калмыков, В.М. Колокольцев; А.Г. Корчунов, О.С. Логунова, Н.Н. Орехова, М.А. Полякова, В.Р. Храмшин.

Кропотливо и очень ответственно работают с полученными авторскими материалами, которые чаще всего представляют сложные технические тексты, а также с самими авторами и рецензентами редактор Н.П. Боярова и технический редактор А.А. Нерода.

Репутация вуза базируется, в том числе, на научных публикациях, на демонстрации научных достижений ученых университета также в сторонних журналах. Огромное положительное влияние на репутацию  университета оказывает также само существование такого уважаемого издания, как «Вестник МГТУ им. Г.И. Носова», выпускаемого вузом.

Инна КИМ

Хочешь учиться? Выбирай, чему!

В проекте пилотных программ МГТУ им. Г.И. Носова с индивидуальной образовательной траекторией представлены восемь направлений, открытых в прошлом году. Со следующего учебного года список пополнится двумя новыми – Техносферная безопасность (управление экологической и промышленной безопасностью) и Менеджмент (управление бизнесом).

Особенность пилотных программ заключается в том, что студенты могут сами выбирать, что им изучать. Например, выбрав направление обучения из блока «Академическое превосходство», они могут получить вторую квалификацию и диплом о переподготовке. Если студента не заинтересует получение второй квалификации, он может выбрать  для изучения другие предметы, например, расширить свои знания в различных областях: одновременно в экономике, технологии, IT и др., что повысит его «цену» на рынке труда. Или выбрать дисциплину, никак не связанную с профессиональной деятельностью. В этом году, например, студенты, более половины из которых – технари, сделали весьма неожиданный выбор дисциплин: «Основы личных финансов и инвестиций» (каждый третий), «Искусство фотографии», «IT», «Технологии эффективных продаж», «Мастерство стэндапа», «Философия. Pro-человека: стратегии управления», «Искусство видеосъёмки и монтажа», «Кухни народов мира», «Экоэнергетика в строительстве и архитектуре», «Футурология».

Студенты пилотных программ – энергетики, металлурги, экономисты, педагоги, строители и т.д., помимо специальных знаний, необходимых им в конкретной профессиональной деятельности, овладевают «базовой грамотностью», без которой немыслим ни личностный рост, ни адекватное поведение в жизни. Их всех учат одному и тому же: критически мыслить, делать выводы, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. В этом им всем помогает изучение философии, истории.

К базовым знаниям относятся также цифровая, экологическая, правовая, экономическая грамотность.

Очень важно для выпускника умение эффективно общаться и работать в команде. К развитию у студентов последних двух навыков в вузе относятся очень серьёзно и ответственно.

О новом направлении обучения 20.03.01 Техносферная безопасность (управление экологической и промышленной безопасностью), бакалавриат, открытом на кафедре ПЭиБЖД  рассказывает зам. директора ИЕиС Александр Сергеевич ЛИМАРЕВ:

– Экология – одно из важнейших направлений в современном мире. Обеспечение условий для сохранения здоровья, благоприятной окружающей среды, снижения воздействия деятельности промышленных предприятий на экосистемы, безопасных условий труда на производстве – всеми этими компетенциями будут владеть выпускники направления. Производство должно быть безопасным, причем во всех направлениях – как в промышленном, так и в экологическом. Оно должно оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, при этом на самом производстве люди должны трудиться  в безопасных условиях. Выпускники могут работать на промышленных предприятиях специалистами по охране труда, по экологической безопасности, инспекторами государственного контроля и надзора, пожарной безопасности.

Срок обучения по программе бакалавриата по очной форме обучения 4 года, выделено 25 бюджетных мест и 5 мест по договорам. По заочной форме обучения учиться придётся на 11 месяцев дольше, по договорам – 25 мест.

Вступительные испытания: обязательные – математика (профильная), русский язык. По выбору – иностранный язык, информатика и ИКТ, физика, химия. На базе СПО: информационные технологии в практической деятельности, прикладная математика, русский язык.

Другое направление – 38.03.02 Менеджмент (управление бизнесом), бакалавриат, открыто в институте экономики и управления на кафедре менеджмента. Если вы желаете научиться управлять финансовыми ресурсами предприятия и инвестиционной деятельностью, персоналом и профессионально-карьерным ростом, разрабатывать и реализовывать бизнес-планы, оценивать внешнюю среду и разрабатывать стратегии развития бизнеса; если вы стремитесь познать секреты маркетинговых технологий, бережливого, а также экологического, социального и корпоративного управления, то вам подойдет это направление подготовки. Особо подчеркнём, что оно является основой для желающих продолжать обучение в магистратуре 38.04.02 Менеджмент (управление развитием компании).

Выпускники-бакалавры смогут работать аудиторами, финансовыми консультантами, в области организации закупок, исследования и анализа рынков продуктов, услуг и технологий, управления проектами, консалтинга, логистики, организации сетей поставок и т.д. Опираясь на навыки и знания, полученные в вузе, выпускникам будет нетрудно открыть свой успешный бизнес в любой сфере деятельности.

На это направление выделено 25 мест по договорам, форма обучения очная, срок обучения – 4 года.

Вступительные испытания включают в себя обязательные: русский язык и экономика, по выбору – география, иностранный язык, информатики и ИКТ, история, обществознание. На базе СПО: информационные технологии в практической деятельности, русский язык, экономика.

Мы ждём абитуриентов, которые желают не только получить профессиональное образование, но и расширить своё мировоззрение, научиться мыслить.

Инна Ким

Новые возможности «Пушкинской карты»

В начале этого года директор ИГДиТ И.А. Пыталев в нашей газете рассказал о своих планах по приобщению ребят к возможностям проекта «Пушкинская карта» и награждению лучших студентов поездкой в Москву на средства НИИКОГ.

И вот в середине мая семь победителей конкурса «Активист ИГДИТ»: О. Баранов (ГД-21-3), Э. Себецките (ГЭ-22-1), А. Растворова (ГД-19-4), К. Алимпьев (ГД-21-3), А. Долматова (ГД-21-1), Е. Колобынцева (ГД-18-5), С. Ишемгулова (ГД-19-4) побывали в столице нашей Родины. Почти никто из ребят прежде не был в Москве, поэтому поездка стала для них очень важным событием.

Москва встретила солнцем и теплом. В первый день утром ребята прошли от Большого театра, через Красную площадь и парк Зарядье до Третьяковской галереи, куда заранее купили билеты по Пушкинской карте. Шли, любуясь видами Кремлевской стены, храма Василия Блаженного, панорамой исторического центра, открывающейся со стеклянного «Парящего моста». В Третьяковской галерее ребята увидели шедевры русского искусства XI-нач. XX века: от Андрея Рублева до Малявина. Ощущая незабываемые эмоции, вызванные полотнами Перова, Врубеля, Васнецова, Серова, Айвазовского, Верещагина, ребята открывали для себя изобразительное искусство. Никто не остался равнодушным, каждый нашел «свою картину». Вечером ребята посетили ВДНХ. Здесь интересы разделились. Кто-то прокатился на самом большом в Европе колесе обозрения «Солнце Москвы», кто-то гулял, рассматривая архитектуру павильонов и подсветку скульптурных композиций фонтанов, некоторые посетили уникальную экспозицию павильона «Космос».

На следующий день студенты посетили Пушкинский музей. Познакомились с самыми известными шедеврами мировой архитектуры и живописи, узнали, что есть такая наука «Египтология», сходили на выставку «Золото Скифов». У всех возникали вопросы, каждый высказывал свое мнение об увиденном. А дальше была прогулка по Москва-реке на речном трамвайчике и катание на аттракционах в новом большом парке развлечений «Сказка» в Крылатском. Накатались в свое удовольствие, эмоции зашкаливали. А вечером ребята прошлись по Старому Арбату, по Александровскому саду, постояли у могилы неизвестному солдату, подумали, вспомнили. Завершился день на Красной площади, волшебно подсвеченной прожекторами. День отъезда был посвящен покупкам сувениров. Уставшие, но довольные, с большим количеством фотографий и видео ребята вернулись в Магнитогорск.

Одна из участниц поездки выразила свои впечатления от неё словами: «Я в восторге!» Думается, что это было мнение большинства.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что поездка была не просто интересным времяпрепровождением, не только знакомством со столицей и с шедеврами искусства, но и поводом для гордости за свою страну, стимулом к дальнейшей активной учебе и работе в институте.

На совете института принято решение провести конкурс «Активист ИГДИТ» и в следующем учебном году. Дать возможность и другим ребятам, которые хорошо учатся и помогают институту в культурной, спортивной, профориентационной, воспитательной, волонтерской деятельности посетить большие города – культуртурно-исторические центры нашей великой страны.

Наталья Орехова