PDF

Восемьдесят первый фестиваль науки

Богат оказался апрель на большие и малые события. Помимо того, что весь православный люд встречал свой главный праздник – Пасху Христову, наш университет отмечал 89-ю годовщину со дня своего рождения. И вуз в эти дни кипел множеством различных мероприятий, в череде которых превалировали научные. Именно в это время состоялась традиционная 81 Международная научно-техническая конференция вуза «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования».

Значимый для университета и всего города форум проходил с 17 по 21 апреля. География участников конференции не могла не поразить своей обширностью: это представители ученого мира Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска, Нижнего Новгорода, Краснодара, Томска, Кемерова, Екатеринбурга, Тобольска, Уфы, Саратова и других городов, а также пяти стран – Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Германии, Чехии. Работа конференции проходила на 59 секциях с участием более 2000 человек. В их числе специалисты промышленных предприятий и организаций Магнитогорска, представившие на форуме свыше 130 докладов. Примечательно, что наряду с выступлениями маститых ученых свои первые шаги в науку совершили учащиеся общеобразовательных учреждений – Многопрофильного лицея №1, СОШ №28, №59, МпК МГТУ им. Г.И. Носова и других. Вместе с традиционными секциями в этом году работали и новые, в  их числе: «Малый и средний бизнес в современных условиях: тренды, драйверы и перспективы развития», в которой участвовали представители Магнитогорской торгово-промышленной палаты, малого и среднего бизнеса Магнитогорска и Москвы. Модератором секции выступил О.В. Фридрихсон, зав. кафедрой ЛиУТС.

Этот ежегодный фестиваль науки завершился в пятницу, 21 апреля, пленарным заседанием. На нем помимо традиционного подведения итогов прозвучало четыре интересных доклада. А.А. Белов, и.о. зам. начальника аглоцеха ПАО «ММК» по технологиям, рассказал о новой агломерационной фабрике №5 ПАО «ММК» как примере комплексного решения при переводе аглококсодоменного передела на наилучшие доступные технологии. Доклад «О целях и задачах развития промышленных робототехнических комплексов» представил исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Е.А. Дудоров. Он заверил аудиторию, что в ближайшие пять-семь лет Россия догонит ближайших конкурентов по уровню развития электроники, а через 10-15 лет может войти в число лидеров. Яркое, эмоциональное выступление директора ООО «РнД МГТУ» И.А. Ложкина «Роботизаированные комплексы и интеллектуальные системы управления процессами на металлургическом предприятии», прежде всего, предназначалось для молодежи, готовой к сотрудничеству с этой компанией. Доцент кафедры ПЭиБЖД Е.А. Волкова рассказала о состоянии атмосферного воздуха в Магнитогорске по результатам работы проекта «Экопост».

Итоги конференции огласил начальник управления стратегического планирования МГТУ Э.Ю. Мещеряков. Он рассказал, что в работе форума помимо зарубежных коллег активное участие приняли ученые НИИ и различных вузов России, специалисты ведущих предприятий и организаций города. Всего было представлено 1290 научных докладов. В рамках конференции традиционно проводился конкурс на «Лучший доклад конференции». Победителями стали 60 докладов, которые будут опубликованы в журнале «Актуальны проблемы современной науки, техники и образования». Выпуск этого издания запланирован на август. А тезисы докладов конференции были опубликованы уже к началу форума. За активное участие в конференции и высокие достижения в научно-практической деятельности 120 человек награждены Почетными грамотами и более 800 – сертификатами участников конференции. Ряд участников получили свои награды уже на пленарном заседании, среди них Почетной грамоты удостоился старшеклассник СОШ №59 Данил Каримов. Остальным грамоты и сертификаты будут торжественно вручены в родных коллективах.

Завершился еще один широкомасштабный фестиваль науки МГТУ им. Г.И. Носова. Он продемонстрировал уровень достижений наших ученых, обогатил новыми идеями и определил вектор дальнейшего движения.

Анна Картавцева

Аудитория имени А.М. Бигеева

В стенах МГТУ им. Г.И. Носова 26 апреля состоялось торжественное открытие именной аудитории Абдрашита Мусеевича БИГЕЕВА  – известного учёного с мировым именем в области металлургии, по учебникам которого азы профессии постигало не одно поколение студентов. Ученого, опередившего время – многие научные предвидения которого только сейчас обретают свою актуальность и начинают воплощаться в жизнь. Ученого, который ещё полвека назад говорил о том, что России необходимо развивать свою собственную металлургию, а не покупать металл у Запада, и всеми силами добивался этого. Вместе с тем это был человек высокой нравственности, доброты и отзывчивости, обладавший необыкновенной работоспособностью.

Торжество началось в читальном зале библиотечно-информационного комплекса университета, где собрались ученики и коллеги Абдрашита Мусеевича, целые «металлургические» династии, цвет магнитогорской металлургии, студенты, а также руководство университета.

Вниманию присутствующих  были представлены экспонаты: бережно сохраненные конспекты, документы, записи ученого, фотографии, материалы о нём в университетских печатных газетах, демонстрировался фильм. О жизни и деятельности ученого рассказала директор БИК О.Ю. Стародубова, которую сын ученого Вахит Абдрашитович Бигеев от всей души поблагодарил за проведенную поисковую и организационную работу и вручил букет цветов.

Приветственное слово произнес и.о. ректора Дмитрий Вячеславович Терентьев, который отметил, что в вузе «становится традицией открытие именных аудиторий людей, которые внесли значительный вклад в развитие не только нашего университета, но и науки России в целом. Сегодня мы открываем аудиторию имени Абдрашита Мусеевича Бигеева – ученого, без которого немыслим наш университет, технологии которого использовались и используются на Магнитогорском металлургическом комбинате. Одно то, что он в 1942 году добровольцем ушел на фронт, был ранен и до окончания Великой Отечественной войны  воевал, а затем, вернувшись, продолжил свою деятельность именно в науке, говорит о многом. В течение десяти лет защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации, более 30 лет руководил кафедрой, более 15 лет руководил факультетом, был проректором в университете, награждён четырьмя орденами и многими медалями, автор одиннадцати книг, множества научных трудов и патентов. Очень приятно, что на этом мероприятии присутствуют его ученики и последователи, которые развивают его науку дальше. Спасибо вам за вклад, который вы вносите! Не только душевную, но и материальную помощь, которую вы оказываете, чтобы такие аудитории были в нашем вузе».  

Затем присутствующие плавно переместились в аудиторию № 268, в которой в течение многих десятков лет учёный работал, читал лекции, преобразившуюся сегодня благодаря совместным усилиям многих людей и организаций в именную. Теперь это пространство, где гармонично сочетаются бережно сохранённый уголок «из прошлого» с ультрасовременным учебным оборудованием (интерактивная доска, доска-телевизор, бесшумный кондиционер, современное освещение, эргономичное напольное покрытие, мультимедийная составляющая). Оформление аудитории необычно – современно и вместе с тем по-домашнему уютно. Внимание притягивает огромная картина, изображающая реальное событие из жизни рабочих одного из цехов ММК, откуда ее и привезли – лава из шлака и металла идёт на рабочих площадки: сталевар, мастер и подручный в виде черных силуэтов человеческих фигур на фоне оранжево-красного расплавленного металла стоят, думают, что делать. На стенах – фотографии, иллюстрирующие жизнь учёного и учебные стенды с формулами, современная мебель в стиле лофт.

Гости вспоминали ученого добрым словом, рассказывали о его участии в их жизни, в научной деятельности, говорили о нём, о его жизни, о том, что он во многом был примером для них. Говорили о том, что пора бы подобному человеку снова появиться в вузе и начать двигать металлургическую науку.

Д.В. Терентьев зачитал телеграмму от Сергея Константиновича Носова, губернатора Магаданской области, который прислал коллективу МГТУ им. Г.И. Носова поздравление. «Наш университет богат научными династиями, всех и  не перечислишь, – резюмировал Дмитрий Вячеславович. – Я хочу представить внука Сергея Константиновича, который учится на нашей кафедре». Под аплодисменты юный продолжатель династии металлургов поприветствовал присутствующих.

Руководство вуза и института металлургии, машиностроения и материалообработки горячо поблагодарили всех, кто помог осуществить задуманное: спонсоров, дизайнеров, рабочих, руководителей предприятий, друзей вуза, вручив им благодарственные письма и памятные адреса.

Инна КИМ

ОСК – надежный партнер!

Объединенная сервисная компания (ООО «ОСК»), один из активных стратегических партнеров МГТУ им. Г.И. Носова, имеет давнюю историю, которая началась в 1933 году с создания электроремонтного цеха на ММК. Ремонт, обслуживание и сервис металлургического, энергетического и вспомогательного оборудования, технологических комплексов, автоматизированных систем и коммуникаций комбината превратились

в самостоятельную мощную индустрию, которая с 2014 года оформилась как крупнейшее дочернее предприятие ПАО «ММК».

В состав ООО «ОСК» сегодня входят 37 цехов и служб различных производственных направленностей, здесь трудится более 12 000 человек. Основными направлениями работы компании являются постоянный надзор за технической исправностью оборудования цехов Магнитогорского металлургического комбината, его обслуживание и ремонт.

Объединенная сервисная компания принимает участие в реконструкциях, текущих и капитальных ремонтах, а также замене технически устаревшего оборудования производственных цехов ПАО «ММК». В работе компании применяются современные технологии, такие, например, как вибродиагностика для раннего обнаружения дефектов на роторном оборудовании, формирование электронной ведомости неисправностей при обходе оборудования через мобильную систему. Современные цифровые решения и системы обработки данных, применяемые в Объединенной сервисной компании, позволяют автоматизировать планирование ремонтов.

В настоящее время внедряются следующие проекты цифровизации: цифровая модель рабочего (пилот ЛПЦ-10); цифровой двойник главных электроприводов клетей ст. 2000 ЛПЦ-10; единая диспетчерская весовых постов ПАО «ММК»; центр предикативной диагностики ПАО «ММК». Реализация этих важных задач осуществляется не без участия экосистемы МГТУ им. Г.И. Носова.

Необходимо отметить, что в развитии и совершенствовании ОСК как в технических вопросах, так и в развитии кадрового потенциала существенную роль играет его многолетнее сотрудничество с университетом. Руководство компании и ее инженерный корпус практически целиком состоит из выпускников университета, в числе которых, например, директор предприятия Д.В. Куряев, начальник управления технического обслуживания С.А. Чащинов, главный инженер М.М. Мартынов, начальник управления социальных программ и корпоративных вопросов В.Г. Иванов, начальник коммерческого управления С.В. Южаков, начальник управления экономики и финансов А.В. Козлов и многие другие. Ученые вуза и специалисты предприятия успешно реализуют совместные научные и образовательные проекты. Так, еще в 2016 году ОСК вместе с подразделениями ММК активно участвовала в реализации крупного международного образовательного проекта, организованного МГТУ им. Г.И.Носова и «МЕТАЛЛУРГМАШ Инжиниринг» по переподготовке кадров кубинского металлургического завода им. Хосе Марти.

С 2022 года в числе ведущих стратегических партнеров вуза ОСК реализует федеральный проект «Профессионалитет» на базе многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова.

Компания высоко ценит качество подготовки выпускников университета и охотно принимает их на свое предприятие, о чем говорят результаты социсследования, проведенного лабораторией социологических исследований университета. Предприятие принимает участие в учебном процессе вуза. Студенты проходят практику на его объектах, по техзаданию компании выполнялась работа в IT-сфере. Специалисты ОСК повышают свою профессиональную квалификацию в ИДПО «Горизонт», в магистратуре и аспирантуре вуза.

Тесное сотрудничество на протяжении всех лет существования вуза и предприятия подтверждается многочисленными фактами. Даже минувшие апрельские дни ярко свидетельствуют об этом: ученые университета участвовали в качестве экспертов в конференции молодых специалистов ООО «ОСК», а те, в свою очередь, активно работали на 81-м Международном научно-техническом форуме вуза «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования».

Объединенная сервисная компания строит долгосрочные планы развития, опираясь на значительный потенциал своего персонала, современные технологические и цифровые решения. ОСК успешно справляется с текущими вызовами, связанными с импортозамещением и обеспечением технологического суверенитета крупнейшего металлургического комбината страны. Очень важно, что надежное партнерство с Магнитогорским государственным техническим университетом им. Г.И. Носова играет в этих процессах важную роль.

Анна Долгих

О чем говорят сталеплавильщики

Магнитогорский металлургический комбинат на базе санатория «Юбилейный» с 3 по 7 апреля принимал XVII Международный конгресс сталеплавильщиков и производителей металла «От руды до стали» ISCON 2023, организованный Ассоциацией сталеплавильщиков и ООО «Корпорация АльянсМеталлургия» при поддержке Минпромторга РФ. Его участниками стали более 300 представителей металлургических предприятий, научных институтов, отраслевых вузов нашей страны, а также Китая и Ирана.

Соорганизаторами мероприятия были Головная материаловедческая организация Госкорпорации «Росатом», Научный совет по металлургии и металловедению отделения химии и наук о материалах РАН, НИТУ МИСиС и МГТУ им. Г.И. Носова.

Ученые МГТУ им. Г.И. Носова выступили с докладами на секциях «Сталеплавильные процессы», «Восстановительные процессы в металлургии, ресурсосбережение в металлургии», где модераторами были доктора технических наук В.А. Бигеев и А.С. Харченко.

О конгрессе рассказывает член оргкомитета, профессор кафедры металлургии и химических технологий МГТУ им. Г. И. Носова Вахит Абдрашитович Бигеев.

– Предтечей конгрессов были Всесоюзные совещания сталеплавильщиков. По масштабу они схожи. После распада Союза они стали называться международными конгрессами. Сегодня проводить это мероприятие становится все сложнее, потому что сократилось число потенциальных площадок. Но оно необходимо как для производственников, так и для представителей вузов и науки. Здесь происходит обмен опытом, установление научных и деловых контактов.

Нельзя не отметить прекрасные условия в «Юбилейном». После реконструкции кинотеатра, его превратили в современный конгресс-центр. Главный зал теперь очень комфортабельный, оснащенный кондиционерами и современным оборудованием. Например, презентации выводятся на телевизионный экран размером 8х4 м. Качество слайдов отличное, все прекрасно видно. Получается прекрасное обсуждение докладов.

– Вахит Абдрашитович, а как был представлен здесь наш университет?

– Кроме докладчиков от нашего университета, на конгресс мы вывезли более 20 наших лучших студентов разных курсов, магистрантов и аспирантов. Я придаю этому очень большое значение. Впервые на конгрессе побывали лучшие студенты гр. Мд-20-1 направления «Сталеплавильное производство» многопрофильного колледжа. Ребята стали участниками пленарного заседания и секции «Сталеплавильные процессы».

Поскольку МГТУ был одним из организаторов, сотрудники и аспиранты ИММиМ занимались регистрацией участников, работали на секциях (загрузка презентации в ноутбук, сопровождение, помощь во время доклада), размещали участников Федерального учебно-методического объединения в УОЦ «Юность» и т.д. Председатель оргкомитета конгресса, зам. генерального директора АО «НПО «ЦНИИТМАШ» проф. К.Л. Косырев выразил благодарность нашему вузу за эту работу.

Очень понравился доклад проректора по научной и инновационной работе О.Н. Тулупова на пленарном заседании о практике взаимодействия МГТУ им. Г.И. Носова с промышленными предприятиями. Это стало своеобразной рекламой нашего университета для других предприятий.

Об основных подходах к формированию современных программ в МГТУ им. Г.И. Носова рассказал коллегам на выездном заседании ФУМО проректор по образовательной деятельности университета И.Р. Абдулвелеев.

– Выездное заседание Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по направлениям подготовки «Металлургия», «Материаловедение и технологии материалов» проходит на конгрессе впервые или уже практиковалось ранее?

– Такое заседание проводится во второй раз. Впервые оно проходило здесь же на конгрессе в 2008 г. по инициативе ректора МГТУ В.М. Колокольцева. А в этот раз этим плотно занимался директор ИММиМ А.С. Савинов. На пленарной дискуссии «Перспективы развития инженерного металлургического образования» обсуждались проблемы образования и кадрового потенциала на производстве. Наличие технической возможности позволило многим регионам России стать онлайн-участниками заседания ФУМО. В итоговых документах форума были отражены современные проблемы российского образования. Подписано обращение конгресса к Минобрнауки России, Министерству промышленности и торговли РФ о том, что подготовке металлургов уделяется очень мало внимания. «Металлургию» пытаются убрать из перечня образовательных направлений и объединить с направлением «химические технологии».

Кафедра МиХТ уже убедилась, чем чревато это решение. На направление «химические технологии» идут одни девушки. И так будет по всей стране. А кто будет работать в «горячих» цехах? Очень важно, что это услышали производственники. Это обращение конгресса будет разослано по всем предприятиям. Для нас самое главное – это сохранить самостоятельное направление подготовки «металлургия».

Ирина ПОРТНОВА

Очередная значимая победа

Своеобразным подарком родному вузу ко дню его 89-летия в апреле стало известие о победе научного коллектива под руководством профессора кафедры логистики и управления транспортными системами института горного дела и транспорта, доктора технических наук Александра Нельевича Рахмангулова в конкурсе на получение грантов Российского

научного фонда для проведения фундаментальных и поисковых научных исследований отдельными научными группами. Ученые будут работать над проектом «Развитие методологических основ пространственно-временной оптимизации для обеспечения перехода к передовым интеллектуальным транспортным системам».

– Этой тематикой мы занимаемся давно, – рассказывает Александр Нельевич. – Но наиболее плотно – в течение последних 15 лет. Мы решаем, как оптимально управлять сложными транспортными системами различных видов транспорта. Транспортные системы предлагается описывать так называемым пространственно-временным графом. Такой граф будет использоваться как основа нейронной сети для прогнозирования транспортных потоков. Если совсем простыми словами, то пространственно-временной граф – это сложная сеть, которая меняет свою структуру с течением времени. И для того, чтобы выбрать оптимальную структуру, оптимальное развитие этой сети во времени, и нужны наши математические методы и алгоритмы. Дело в том, что транспорт – это сложная динамическая система, в которой постоянно происходит множество изменений. Для повышения эффективности управления транспортными потоками необходим инструментарий. Сейчас такими инструментами являются интеллектуальные транспортные системы. Использование в них современных математических методов, нейронных сетей, в частности, позволяет находить наилучшие управленческие решения в различных ситуациях, возникающих на транспорте.

Теоретическая задача проекта – создание универсального метода и алгоритма пространственно-временной оптимизации транспортной системы. Этот метод мы предполагаем использовать при построении имитационных моделей различных объектов транспорта. С практической точки зрения наша работа завершается созданием методики построения интеллектуальных транспортных систем на основе созданных нами имитационных моделей.

В составе научной команды шесть исполнителей: двое докторов наук, трое кандидатов и аспирант. Результаты работы над проектом планируется опубликовать в 12 статьях, половина из которых выйдет в изданиях Scopus и Web of Science, а также в изданиях Russian Science Citation Index. Кроме того, предполагается разработка и регистрация программы для ЭВМ, выступление с докладами на научных конференциях.

– Эта победа – достаточно серьезный вызов для нас, – признается Александр Нельевич, – потому что некоторые моменты мы запланировали в проекте на перспективу, то есть нам надо искать подходы к решению этих задач, поскольку не на все из них у нас есть готовые решения. Помимо защиты одной докторской диссертации в первый год работы над проектом, мы планируем по результатам всего проекта защиту еще двух докторских диссертаций и одной кандидатской. Грант рассчитан на три года.

О высоком статусе этого гранта говорит уже тот факт, что в число победителей наряду с магнитогорскими учеными вошли коллективы ведущих российских вузов: МГУ (В.А. Садовничий), Санкт-Петербургский государственный университет (В.В. Пеллер), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (С.С. Гончаров), Санкт-Петербургское отделение Математического института им. В.А. Стеклова Российской Академии наук (С.В. Кисляков) и другие.

Анна Картавцева

Работаем на будущее

Почему учительское сообщество города готово пожертвовать своим выходным ради участия в Школе педагогического дизайна? Действительно ли сведения, полученные на ней, важны всем: от студента до профессора? Попробуем разобраться.

Пятая Школа педагогического дизайна проходила в институте гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова. Как проект она появилась в 2019 году. Школа представляет собой особый формат общения университетских преподавателей с педагогическим сообществом.

На семи секциях в конце марта собралась разноплановая аудитория – педагоги детских садов, внеучебной деятельности, учителя школ, преподаватели вузов, студенты, магистранты, аспиранты и просто заинтересованные люди – всего около трёхсот человек. Они обсуждали широкую палитру актуальных вопросов современного образования.

Вузовские преподаватели помогли участникам определить вектор развития, понять причины некоторых неудач, и теперь они смогут использовать полученные новые знания и навыки в своей дальнейшей работе.

Учителя существенно повысили свою квалификацию, в подтверждение чего желающие получили сертификат с удостоверением – таков результат их участия в работе Школы педагогического дизайна, прошедшей на площадке ИГО.

Руководителем проекта с самого начала его существования является доцент кафедры педагогического образования и документоведения, карьерный консультант ИГО Ирина Владимировна САМАРОКОВА:

– Первые Школы были выездными и проходили на базе УОЦ «Юность» и в Абзаково, – рассказывает она. – Преподаватели вуза вели занятия для педагогического сообщества не только Магнитогорска, но и близлежащих населённых пунктов Башкортостана и Челябинской области. Тематика Школ и тогда, и сейчас определяется запросами общества: в 2019–2020-х годах в российских школах и детсадах начала активно внедряться проектная деятельность, далее – другие новейшие педагогические технологии, в том числе цифровые. С 2021 года ШПД проводится на базе института гуманитарного образования, иногда непосредственно для преподавателей высшей школы.

Заместитель директора ИГО по научно-исследовательской работе Алексей Геннадьевич ИВАНОВ:

– В этом году в работе Школы впервые был реализован дистанционный формат. Это позволило расширить географию её участников: к магнитогорцам присоединились более ста коллег из Санкт-Петербурга, Мурманска, Петропавловска-Камчатского, Дзержинска, Нижнего Новгорода, Волгограда, Миасса, Челябинска, Белорецка, и Верхнеуральска. Школа педагогического дизайна полезна практикующим преподавателям своими инновационными методиками, тренингами, мастер-классами и прочими форматами, которые сейчас очень востребованы. Всё прошло великолепно, лекторы были отличные. Учителя сами пришли к нам, причем, в свой выходной, потратив своё свободное время на самообразование и саморазвитие – это говорит о востребованности знаний, которые мы даём.

И.В. Самарокова:

– Это действительно так, предложенные нами темы востребованы. Например, учителя школ и воспитатели детских садов из Верхнеуральска и его районов приехали целой группой, изъявив желание посещать мероприятие и в дальнейшем. Особенно их заинтересовала тема молодёжного сленга и тема психологической устойчивости в профессии. Коллеги выразили готовность предоставить нам площадку для дискуссии. Будем организовывать сотрудничество. Особо отмечу, что сведения, полученные на Школе, интересны и важны всем: от студентов до профессоров. В её работе в качестве слушателей принимали участие также и доктора наук, работающие в МГТУ им. Г.И. Носова – мэтры, которые знают: учиться нужно всю жизнь – хотя, казалось, уже столько лет в профессии! На любом уровне важно расширять свои границы!

Первый доклад касался актуальной темы – молодёжного сленга. Профессор С.А. Песина говорила о жизни языка, его развитии, о том, как сленг постепенно входит в наш язык и насколько сленг жизнеспособен. В своих исследованиях  она опиралась на языковой материал молодежи Южного Урала, прежде всего Магнитогорска. Так как наш регион многонационален, то языковые процессы, происходящие в нём, очень интересны и неординарны. Вопрос, насколько необходимо, чтобы наш язык оставался в классическом варианте и нужно ли допускать заполнение его новыми языковыми единицами, вызвал острую дискуссию и остался открытым.

Затем участники Школы разошлись по площадкам. Среди чисто методических направлений – «Речетворческие технологии в системе языкового образования в школе и вузе», которое вела профессор кафедры РЯОЯиМК Л.Д. Пономарёва. Рассказав, как формулировать темы курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов, выстраивать с ними диалог, учёный открыла дискуссию о том, как студентов, с головой окунувшихся в цифровые технологии (социальные сети, мессенджеры и т.д.), сподвигнуть к развитию речи. Не секрет, что они, общаясь, не используют язык в том полном объёме, в котором мы хотели бы от них услышать. Они начинают разговаривать каким-то «птичьим» языком. Для их общения характерна экономия языковых средств, и быстрый темп их жизни весьма способствует этому. Для того, чтобы понять друг друга, нам надо учиться у них, а им – у нас: подобный взаимообмен даёт возможность двигаться дальше. В том числе и в развитии языка, речи.

Следующее направление – «Изучение школьного предмета через настольные игры». Доцент кафедры всеобщей истории Н.В. Чернова познакомила слушателей с цифровыми ресурсами, позволяющими создавать настольные игры по различным предметам, а также с методикой их создания и использования для обучения. Несмотря на посыл к школе в названии направления, методисты ИГО также готовы использовать игровые технологии в обучении в вузе!

Доцент кафедры дошкольного и специального образования О.В. Пустовойтова познакомила гостей со сквозными цифровыми технологиями и методикой их использования в профессиональном образовании.

Психолого-педагогическому направлению был посвящён целый блок. И первым делом хотелось бы рассказать о «Мастерской критического мышления», которую вела профессор, зав. кафедрой всеобщей истории М.Н. Потёмкина. Трудно переоценить значение навыка современного человека, находящегося в условиях непрерывного потока информации, мыслить критически: обрабатывать, оценивать, анализировать информацию, фильтровать ее, «отделять зерна от плевел», проверять и перепроверять факты. Слушатели приобрели навыки критического чтения, опыта выражения мыслей в письменной форме, творческого и самостоятельного анализа разных источников.

Секцию «Кинетический имидж педагога» вела доцент кафедры лингвистики и перевода Т.Ю. Баклыкова. Кинетический имидж – это общий невербальный образ личности, который моментально воспринимается при первой встрече. «Считывается» информация о социальном и материальном статусе, уровне воспитания, гендерной реализации, уверенности в себе. Учителя анализировали, смотрели примеры, корректировали собственные кинестетические привычки. По мнению А.Г. Иванова, «было интересно, поскольку фактически это не столько лекция, сколько мастер-класс, непринужденная беседа с важным практическим результатом. Мы узнали о том, как на практике позиционировать себя перед аудиторией».

Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время, и очень актуально звучит лозунг: «Помоги себе сам». Доцент кафедры психологии Д.А. Хабибуллин на секции, посвященной психической саморегуляции и приёмам психологического самовоздействия поделился знаниями о том, как быть в различных критических ситуациях, как выйти из состояния стресса, как правильно выходить из конфликта. Рассказал, что такое стресс и как его минимизировать. Познакомил со способами коррекции при невротических и психосоматических расстройствах. Тема заинтересовала также работников городских библиотек, которые проводят различные мероприятия с читателями.

На секции «Как жить ярко, не сгорев» речь шла о профилактике эмоционального выгорания. Старший преподаватель кафедры ПОиД О.В. Камышева и доцент этой кафедры И.В. Кашуба рассказали об эмоциональном выгорании работников в сфере профессий «Человек-Человек», в частности, в педагогике. Лекторы поделились секретом, как не сгореть и остаться в профессии, как не перестать любить её и прекратить испытывать негатив. Слушатели попрактиковались в развитии эмоционального интеллекта.

Особенно заинтересовались форумом студенты – некоторым из них пришлось отпрашиваться с занятий. При этом вместо одной пары, с которой отпросились, с удовольствием работали на Школе до вечера. Обратная связь от студентов бесценна, многие увидели своих преподавателей в новой роли.

– Образование – это живой организм, – продолжает И.В. САМАРОКОВА. – Это та сфера деятельности, результат которой мы увидим через пять, иногда через десять либо пятнадцать лет.

На Школе мы говорим о вещах, ставших на сегодня значимыми, актуальными. Пытаемся говорить не только о том, что уже стало явным, а чуть-чуть опережая, предваряя: о том, что будет актуальным буквально завтра. Другими словами, мы стараемся работать чуть-чуть на будущее.

И в этом нам помогает коллектив вуза. От имени участников Школы выражаю огромную благодарность сотрудникам ЦОТиИО во главе с его начальником Е.С. Козловой и проректору по молодёжной и информационной политике Р.А. Муртазину с сотрудниками УИП за организацию качественной технической поддержки нашего мероприятия.

О высоком статусе Школы педагогического дизайна свидетельствует тот факт, что она проводилась рамках Плана мероприятий Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации на территории Челябинской области.

Школа педагогического дизайна – это не только обмен знаниями и умениями, это и наработка связей, которые благотворно влияют на имидж вуза и дают возможность студентам пройти практику, а выпускникам – трудоустроиться. Благодаря подобным мероприятиям становится понятно, что в МГТУ им. Г.И. Носова – сильнейшая гуманитарная составляющая.

Увеличение числа участников и расширение географии проекта свидетельствует о том, что высшее педагогическое образование в Магнитогорске не только сохранено, существует, но и активно развивается, соответствуя современным тенденциям.

Инна Ким

Стань свидетелем истории!

Новая специальность 46.03.01 История (История мировых цивилизаций), бакалавриат, открыта в МГТУ им. Г.И. Носова с нового учебного 2023/2024 года в институте элитных программ и открытого образования.

О событии рассказывает доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Артём Евгеньевич ЛЮБЕЦКИЙ:

– Обучение заочное, с применением дистанционных технологий, на коммерческой основе. Мы ждём абитуриентов, окончивших 11 класс, а также выпускников колледжей и вузов.

В современных условиях резко возросла потребность общества в профессионалах-историках. Патриотическое воспитание населения, национальная самоидентификация, сохранение исторической памяти народа ставятся во главу угла государственной политики. Сегодня владение историческими знаниями и методиками востребовано во всех образовательных, воспитательных, культурно-просветительских учреждениях страны (школах, кружках и клубах, музеях и библиотеках, общественно-политических организациях и др.).

В план обучения добавлены интересные предметы: «музееведение» и «цифровая история». Сегодня цифровые технологии развиваются и уже вошли в учебный процесс: создаётся большое количество онлайн-курсов; снимается много исторических фильмов. Преподаватели в рамках предмета деятельно размышляют о том, как сделать историю интерактивной, популярной, цифровой, общедоступной, правдивой.

Для обучения в цифровом формате у нас есть всё необходимое: электронные базы данных, университетская студия самозаписи, технические средства для проведения видеоконференций и видео-лекций, а также программы для создания соответствующего контента.

Студентам будет предоставлена возможность работать в архивах, набирать материал, оцифровывать его, тем более что на кафедре существует практика оцифровки архивного материала. В особо сложных случаях для работы с архивами можно заручиться поддержкой института. Поэтому возможности для научного поиска и для учёбы весьма широки. У нас есть практика: договоры с библиотеками и музеями, где студенты могут поработать с историческими материалами.

Что ни говори, а бумажные версии газет – это не просто уникальные свидетели истории; они для современного исследователя – возможность реконструировать не только события, но и почувствовать дух эпохи.

Ещё один важный и интересный предмет – «антропология Великой Отечественной войны». Он будет связан с изучением войны с точки зрения чувственного восприятия, сознания и эмоций, памяти  обыкновенного человека, жившего  в то время. В рамках этого предмета студенты будут изучать повседневность войны: быт солдат на войне, жизнь населения в тылу, помощь фронту – со стороны тыловиков, партизан; судьбы людей, находившихся в оккупации и многое другое.

Помимо этого будут преподаваться базовые предметы, такие, как «история России», «история Древнего мира», «новая история», «новейшая история» и т.д.

Для поступления на специальность необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и истории, а на выбор – по обществознанию, либо географии, либо литературе, либо иностранному языку.

Абитуриентам хочу пожелать удачи, а кафедре – новых заинтересованных молодых людей, которые хотят изучать историю, исторические процессы и мировые тенденции.

Подготовила Инна Ким

Дизайн мышления в техническом вузе

В 2023-2024 учебном году на кафедре философии института экономики и управления МГТУ им. Г.И. Носова открывается новое направление подготовки магистратуры 47.04.01 Философия (профиль – Дизайн мышления). Набор по этой уникальной программе, аналогов которой нет в Российской Федерации, производится впервые.

О новом направлении подготовки рассказывает руководитель программы, заведующая кафедрой философии, доктор философских наук, профессор Вера Анатольевна ЖИЛИНА:

– Сложная производственная среда в условиях цифровизации не только рабочих мест, но и социальных отношений предъявляет новые требования к будущим специалистам.

Успешность на рабочем месте, карьерный рост при жесткой конкуренции, ориентация на рынке, где постоянно исчезают привычные профессии и появляются новые, во многом зависят от умения креативно решать возникающие проблемы, стратегически предвидеть изменения и быть гибким в отношении собственного знания и навыков. В этом плане магистерская программа «Дизайн мышления» уникальна. МГТУ – единственный вуз в России, предлагающий подготовку по этому направлению.

Между тем ведущие зарубежные вузы данное направление считают одним из наиболее актуальных. Изначально концепция разрабатывалась в бизнесе для стимулирования инноваций, но сегодня уверенно занимает нишу в образовании.

Дизайн-мышление – это инновационный, ориентированный на человека подход к определению и решению сложных проблем.

Магистр философии, получивший такое образование, отличен от средне-статического специалиста способностью создавать эффективные изменения при использовании умений определять параметры проблемы, выявлять потребности, справляться с различными уровнями двусмысленности, активно решать проблемы и устанавливать связи между их жизнью внутри организации и за ее пределами.

Независимо от направленности предыдущего образования – технической или гуманитарной, – магистр философии умеет применять принципиально новый навык, – дизайн и креативность, – не только в использовании своего знания, но и в практической деятельности.

Только данное направление магистратуры позволяет студенту овладеть наиболее эффективным образовательным кодексом, закрепленным в D.school guide, что делает выпускника конкурентоспособным специалистом и на отечественном, и на зарубежном рынке труда.

Магистранты будут изучать такие дисциплины, как «Основы философской компетентности», «Цифровая трансформация общества», «Мировоззренческая безопасность», «Когнитивное проектирование», «Человек: эволюция, культура, поведение».

Вступительное испытание включает в себя мотивационное письмо и собеседование по портфолио поступающего. Форма обучения очная, срок получения образования – два года, всего 15 мест по договору.

Подготовила Инна Ким

История успеха

Сегодня мы познакомим вас ещё с одним стипендиатом Правительства РФ. Это Ильдар Гилемов, аспирант кафедры автоматизированного электропривода и мехатроники (гр. АЭТ-19-1) ИЭиАС, ведущий инженер-электроник ООО «ОСК».

К научной работе Ильдар подключился на третьем курсе бакалавриата. С того момента научно-исследовательскую деятельность он осуществляет под руководством зав. каф. АЭПиМ А.А. Николаева. В этом году И. Гилемов второй раз становится стипендиатом Правительства РФ. Первый раз он получал её, будучи магистрантом.

– Я с детства был склонен к инженерной и творческой деятельности. Мне нравилось создавать что-то новое своими руками. В научной деятельности не всегда сразу удается реализовать разработки на практике, потому что проблемы, над которыми мы работаем, связаны с очень дорогостоящей и сложной техникой, – рассказывает Ильдар. – Часть исследований осуществляется при помощи имитационного моделирования.

– Ильдар, чтобы стать стипендиатом Правительства РФ, необходимо выполнить ряд показателей. У аспирантов требования иные?

– Я несколько раз подавал документы на эту стипендию, и, наконец, в этом семестре получил. У аспирантов, прежде всего, оценивается научная составляющая, а не учеба. У меня около 40 различных научных публикаций в соавторстве, в том числе в журналах ВАК и Scopus. Я принимал участие в написании двух монографий. Недавно мы опубликовали работу в Швейцарском журнале, который входит в квартиль Q1 Scopus. Есть 4 свидетельства о регистрации программы для ЭВМ. Сейчас я участвую в работе по гранту РНФ по Челябинской области под руководством А.А. Николаева. В 2018 году был в составе группы на практике в компании Danieli (Италия), а в 2022 году – на металлургическом заводе ЗАО «MMK Metalurji» (Турция). Кроме того, я участвую в НИОКРах. На Череповецком металлургическом комбинате ПАО «Северсталь», где наша работа уже завершилась, мы занимались улучшением электромагнитных совместимых мощных преобразователей частоты с питающей сетью. Сейчас аналогичную работу выполняем на «ММК Metalurji».

– Над какой научной проблемой вы работаете в аспирантуре?

– Темой моей научной работы я стал заниматься ещё в бакалавриате. Её проблематика связана с улучшением качества напряжения в электрических сетях промышленных предприятий с мощными электроприводами на базе активных выпрямителей. Тематика является актуальной, результаты исследований востребованы на российских и зарубежных промышленных предприятиях. Часть поставленных задач уже выполнена, и сейчас я готовлюсь к защите кандидатской диссертации.

– Ильдар, мы желаем Вам дальнейших успехов в научной деятельности.

Ирина ПОРТНОВА