Какие задачи стоят перед вузом
Мы вступили в новый учебный год, который обещает быть очень непростым, прежде всего, потому что он ведет нас в юбилейное время – вузу в апреле исполнится 90 лет. Но и помимо этого перед университетом стоят очень важные задачи, которые необходимо решать наилучшим образом. Какие именно? Об этом вы узнаете из нашего интервью с ректором университета Дмитрием Вячеславовичем Терентьевым.
– Дмитрий Вячеславович, каким будет этот учебный год? Какие основные задачи стоят перед коллективом?
– Прежде всего, это участие в конкурсе по Федеральной программе «Приоритет 2030». Сейчас мы завершаем формирование нашей Программы, которую будем отправлять на этот конкурс. Для себя мы определились, что выходим на него с созданием нового кампуса под названием «Магнитная долина». При этом руководство Челябинской области готово поддержать наше участие в конкурсе и участвовать в нашем проекте. Второго сентября в день открытия общежития «Дом студентов» мы провели рабочее совещание с губернатором А.Л. Текслером, главой города С.Н. Бердниковым и заместителем министра РФ А.В. Омельчуком. В рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) министерство готово спонсировать создание либо научно-образовательного корпуса, либо жилых помещений для привлечения и размещения молодых талантливых сотрудников. Правительство Челябинской области, в свою очередь, готово построить на территории нашей «Магнитной долины» корпус для размещения либо научных лабораторий, либо зданий для проведения мероприятий по образовательной деятельности. У нас в планах на территории Ленинградской, 79, где мы хотим разместить нашу «Магнитную долину», создание комфортных жилищных условий для привлечения молодых специалистов. Это могут быть либо таунхаусы, либо малоэтажные многоквартирные дома, – вопрос сейчас прорабатывается, и есть уже инвесторы, которые готовы поучаствовать в этом в рамках долевого строительства на этой территории.
Но даже комфортная инфраструктура – это всего лишь внешняя оболочка, потому что самое главное – наполнение и сущность того, что будет происходить как в «Магнитной долине», так и в университете в целом.
Конечно же, задача, во-первых, продолжать развивать нашу научную деятельность и быть всегда на лидирующих позициях. И уже в зависимости от научной повестки создавать или трансформировать наши образовательные программы. Этим сейчас мы и занимаемся. Для себя мы отметили несколько направлений, в которых сильны. Это, конечно же, традиционные наши горная тематика, металлургия, машиностроение, энергетика, логистика, гуманитарное образование, которые мы должны развивать в рамках нашего кампуса, нашего университета. С этим проектом, повторюсь, мы выходим на конкурс «Приоритет 2030». Все шансы стать победителями у нас есть. Поддержка области, самое главное, есть – губернатор лично готов участвовать в защите нашего проекта. И он уже это делает, соответствующие письма на имя министра науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькова уже ушли от него. Второй значимый проект, которым мы сейчас занимаемся, – подготовка заявки на создание передовой инженерной школы по геотехнологиям и переработке отходов металлургических предприятий. Это очень интересная тематика, направленная не только на то, чтобы металлургические предприятия цветной и черной металлургии получали дополнительный эффект от переработки таких отходов, но это еще и очень важная экологическая повестка. То есть результатом этого, по сути, должно стать очищение от технических отходов территорий, где сейчас они располагаются. И перевод их в земли, которые можно эксплуатировать и применять для развития инфраструктуры жилищной сферы.
Конечно же, важной повесткой является и международная деятельность, и её развитие. Но здесь в большей степени мы направлены на совместные научные исследования, академическую мобильность с дружественными странами, обмен студентами. Сейчас в глубокой проработке находится вопрос о сотрудничестве с китайскими вузами. Мы планируем командировку в конце октября, китайские коллеги двух университетов ждут нас. С одним университетом у нас уже заключено соглашение, второй сам проявил инициативу по налаживанию сотрудничества с нашим вузом. Здесь востребованы абсолютно все наши направления: и технические, и гуманитарные, и экономические; – спектр программ, по которым они готовы с нами сотрудничать, очень большой. Причем специфика китайских вузов в том, что они готовы и хотят обучать своих студентов именно на русском языке. Первые два года они будут изучать русский, находясь в Китае. Причем готовы привлекать наших преподавателей для преподавания языка и части дисциплин на русском языке. После 2-3-летнего обучения в Китае они готовы направить их к нам для продолжения обучения уже по каким-то профильным модулям.
Очень важным является развитие наших цифровых сервисов, чтобы все они были удобны, доступны, и сотрудникам или абитуриентам не приходилось бегать по нашим многочисленным кабинетам и коридорам для получения какой-то элементарной справки. Поэтому в сентябре мы создали центр «Единого окна». Это подразделение, в котором любой человек, желающий взять справку, перевестись с одной программы на другую или в наш вуз, получает необходимое в очень короткие сроки – максимум 2-3 дня. В большинстве случаев это будет в течение нескольких часов, а может, и моментально.
Я понимаю, что всех волнует заработная плата, нагрузка и так далее. Но надо понимать, что все эти вещи очень взаимосвязаны. Нагрузка зависит от того контингента, который мы набираем, в том числе и на платную основу. «Закрыть» контрольные цифры приема, «закрыть» бюджетные места – это еще не все. Наша задача – развивать образовательные программы, которые будут востребованы на платной основе. И здесь по итогам приемной кампании этого года мы понимаем, что нужно сконцентрироваться на каком-то определенном количестве этих программ, которые действительно востребованы. А не распыляться и не устраивать, по сути, внутреннюю конкуренцию между программами. Когда у нас есть несколько программ, схожих по названию и содержанию, и абитуриенту очень сложно понять, в чем у них разница, они растекаются между этими программами. В результате мы получаем не одну хорошую укомплектованную группу, а две некомплектные. Этого нам в следующем году допускать точно нельзя.
– Что требуется от каждого преподавателя, сотрудника для успешной реализации всех поставленных важных целей?
– Прежде всего, я считаю, что у каждого сотрудника и преподавателя должна быть заинтересованность в развитии университета и вовлеченность в этот процесс. Все, что ты делаешь, направлено на развитие себя, своего благосостояния, но только через развитие университета, через вкладывание в университет. А потом уже получать отдачу в виде заработной платы и всех остальных благ. Поэтому здесь необходимо четкое понимание, что мы все должны быть вовлечены в процесс научной деятельности, образовательной деятельности, приемной кампании.
– Дмитрий Вячеславович, но ведь Вы же не будете отрицать тот факт, что в настоящее время наш преподаватель перегружен обилием «бумажной» работы для разных отчетов, переделывания рабочих программ под новые ФГОСы и т.д. Когда же ему все успеть?
– Зная все это, мы в последние два года стараемся делать все возможное для снижения этой «бумажной» работы. И это связано с развитием сервисов, которые позволяют автоматизировать процесс создания образовательных программ, рабочих программ дисциплин. Здесь, конечно же, не избежать нам каких-то бюрократических вещей – никто нам пока не отменяет процесс аккредитации, к которому мы, в любом случае, готовимся. Хотя процесс аккредитации сейчас динамичный и осуществляется путем мониторинга наших разных показателей, в том числе и наполнение нашего сайта. Ближайшая такая процедура нам предстоит до конца этого календарного года. И нам, как всегда, необходимо оказаться на высоте. Но эту бюрократическую нагрузку мы у преподавателей с каждым годом уменьшаем и сделаем все возможное (в рамках опять же тех образовательных стандартов, тех действующих нормативных актов), для того, чтобы они, конечно же, больше времени занимались развитием этих программ и научной деятельностью. Конечно, это все важно, я понимаю. Но, к сожалению, мы живем в мире экономической эффективности, поэтому вынуждены где-то сокращать часы контактной работы. Хотя, конечно же, это снижает качество. Но в то же время мы стараемся найти такой баланс, чтобы преподаватель имел достаточно возможности и времени, чтобы дать студенту все необходимые знания и компетенции. В то же время нужно понимать, что классический подход в образовании и обучении уходит, то есть простое чтение лекций сейчас абсолютно неактуально, поскольку студент может легко в интернете почитать и послушать лекцию. Сейчас требуется больше времени уделять общению со студентами в рамках активных действий – решении практических задач, деловых игр, командной работы, проектной работы – это главное. Преподавателю это надо понимать и отходить от классического чтения лекций. Хотя, к сожалению, оно у нас во многих случаях остается. Конечно, какие-то базовые понятия нужно передать студентам, но делать основной акцент именно на передачу знаний в формате лекций сейчас не стоит.
– Хорошо еще, если эти знания постоянно обновляются новыми научными достижениями, открытиями. А если они из года в год исходят из одного и того же источника с пожелтевшими страницами…
– Конечно. Сейчас все очень динамично меняется, и лекции даже пятилетней давности уже неактуальны. Несомненно, желает лучшего наша материальная база. Если в науке какие-то изменения были, и удалось приобрести современное научное оборудование, то если говорить об учебном процессе, то его оснащение, конечно устарело. И задача на этот год постараться максимально обновить именно учебное оборудование. Пусть оно будет проще, не надо каких-то навороченных лабораторий для того, чтобы проводить занятия. Но, тем не менее, чтобы оно было современное. Чтобы тот же энергетик изучал современные системы управления на современном оборудовании. Пусть это будут симуляторы, тренажеры виртуальные, компьютерные. Но если он обучается на двигателях 60-х годов, конечно же это неактуально, потому что, придя на предприятие, он увидит абсолютно другую технику. И сейчас эта задача перед нами стоит. Мы совместно с дирекциями, с кафедрами составляем заявку на то, чтобы в каждом институте была создана учебная лаборатория общего пользования для того, чтобы они в рамках своих направлений могли студентам давать современные знания. Буквально в октябре мы подаем эту заявку в министерство. И в рамках Постановления Правительства и Приказа № 1600 у нас есть все возможности получить до ста миллионов рублей на то, чтобы обновить нашу учебную базу. В этом году мы на это делаем упор.
– Скажите, пожалуйста, рейтинговая система оценки труда преподавателей как-то изменится?
– Рейтинг преподавателей вот уже год или два мы постоянно меняем. Сейчас стоит задача к 27 сентября к ученому совету пересмотреть рейтинговые показатели на 23/24 уч. год. Последние годы мы делаем упор на то, что стимулирование осуществляется в рамках конкретных задач курирующим проректором. У каждого курирующего проректора есть свой фонд стимулирующих выплат, и в зависимости от задач, которые стоят в научной, образовательной либо воспитательной деятельности, мы стимулируем преподавателей. Но рейтинг мы в любом случае должны будем сформировать, сделав его более понятным и прозрачным, в т.ч. это касается и публикационной активности. Мы сейчас делаем современный сервис, который позволит при стимулировании за публикационную активность сделать более простой подачу документов и более прозрачным прохождение и рассмотрение документов, более прозрачным результат и задачи, которые стоят перед преподавателями.
– Дмитрий Вячеславович, планируете ли Вы проводить регулярные встречи с коллективом вуза?
– С этого года мы вводим новую традицию – ежемесячные встречи с заведующими кафедрами и директорами институтов. Я считаю, что этих встреч точно не хватало, идет непосредственное общение и информация передается напрямую. Основная цель таких совещаний – это корректная передача информации для обсуждения вопросов и предложений от завкафедрами, а через них от преподавателей для развития университета. Мы установили определенные правила проведения этого совещания. Главным из этих правил является честность. Для меня это главное.
Если мы не перестанем какие-то вещи замыливать, лебезить друг перед другом, то мало что у нас получится. Честный конструктивный разговор позволяет очень быстро решать вопросы, когда напрямую говорят о тех проблемах, которые возникают, и о тех предложениях, которые у человека есть. Кроме честности мы говорим, что недостаточно просто критиковать. Если критикуешь, то предлагай. Говорить, что все плохо, это самое простое. Если ты видишь, что что-то не так, предложи, как это исправить. Мы должны соблюдать культуру диалога и уметь слушать друг друга.
В целом лично я с оптимизмом смотрю в будущее, потому что коллектив у нас действительно замечательный и трудоспособный, готовый к изменениям, готовый делать все, чтобы наш университет процветал.
Беседовала Анна Картавцева
Более четверти века вместе
Стратегическое партнерство МГТУ им. Г.И. Носова с крупнейшим российским производителем деталей подвески, лидером в России по разработке и производству шаровых шарниров шасси АО НПО «БелМаг» было обусловлено уже самой историей создания предприятия. У истоков его рождения в 1996 году вместе с другими стоял известнейший ученый университета – профессор, доктор технических наук Г.С. Гун.
Сегодня этот высокопрофессиональный коллектив уже более четверти века совершенствует свой опыт в сфере разработки, моделирования, прототипирования, валидации и производства шаровых шарниров шасси и рулевого управления, а также производства и серийных поставок на автосборочные заводы и поставщикам первого уровня (Tier I) в России и за рубежом. Использование новейшего инновационного оборудования позволяет не только выполнять высокоточные операции, но и осуществлять автоматизированный 100% контроль качества выполняемых технологических операций в процессе производства. Современному испытательному центру НПО «БелМаг» нет аналогов в России по уровню оснащенности, что дает возможность проводить все необходимые испытания. Использование передовых технологий, результатов научных исследований и накопленных инженерных компетенций обеспечивают выпуск высокотехнологичных и инновационных изделий, отвечающих современным стандартам автомобильной отрасли.
Не будет преувеличением сказать, что достижениям компании способствует, в том числе тесное взаимодействие с МГТУ им. Г.И. Носова. Многие сотрудники АО НПО «БелМаг», в том числе его руководящий состав – это выпускники магнитогорского университета. В компании трудятся один доктор и семь кандидатов наук, большинство из которых защитились в МГТУ. Стало доброй традицией ежегодное прохождение студентами нашего вуза производственной практики на площадке НПО «БелМаг». Еще в 2001 году в МГТУ им. Г.И. Носова была организована кафедра технологий, сертификации и сервиса автомобилей, на которой по сей день ведут преподавательскую деятельность и сотрудники компании. БелМаг охотно поддерживает прогрессивные начинания вуза. Так он вошел в число тех бизнес-партнеров, кто участвует в проекте по становлению Высшей инженерной школы в университете. Компания откликнулась на инициативу вуза по созданию именных аудиторий и внесла большой вклад в открытие аудитории имени Геннадия Семеновича Гуна. В уютном помещении теперь учиться будет не только комфортно, но и почетно.
Важные научные изыскания проводятся специалистами компании совместно с учеными университета на базе НИИ Наносталей. Здесь исследуются прочностные, усталостные, упруго-пластические свойства деталей и узлов подвески и рулевого управления автомобилей. Ведутся исследования перспективных материалов с применением спектрального анализа, металлографии и X-RAY-анализа. Выполняются опытно-конструкторские работы по применению различных покрытий и видов обработки поверхностей автокомпонентов. Весьма актуальным направлением в IT-сфере занимается компания совместно с кафедрой бизнес-информатики и информационных технологий – применение 3d-технологий для создания виртуальной визуализации индустриальных объектов.
Руководство и сотрудники НПО «БелМаг» – активные участники всех важных мероприятий вуза, будь то научная конференция, юбилейные торжества или иные форумы. Генеральный директор компании И.Г. Гун входит в состав редакционного совета журнала «Качество в обработке материалов», издаваемого университетом. «МГТУ им. Г.И. Носова и АО НПО «БелМаг» более четверти века связывает партнёрство в научных исследованиях и подготовке кадров от инженеров до докторов наук», – с удовольствием отмечает Игорь Геннадьевич. Верится, что у такого партнерства широкие и светлые перспективы.
Подготовила Анна Картавцева
Приём-2023
Бюджетных мест для «технарей» стало больше. Стране нужны инженеры: металлурги, строители, горняки, энергетики, механики, айтишники, материаловеды. В МГТУ им. Г.И. Носова в этом году наиболее популярны специальности, связанные с информационными технологиями, переводческой и педагогической деятельностью.
Приёмная кампания стартовала во всех вузах России 20 июня. Ещё с прошлого года вступил в силу ряд изменений и новшеств, которые будут действовать до 2027 года, поэтому информация актуальна для школьников, начиная с седьмого класса, планирующих в будущем поступать в вузы и колледжи. Наш университет 1 сентября открыл двери 2808 первокурсникам. Это только первая волна поступающих, так как приём документов от абитуриентов, планирующих обучаться в МГТУ и на очно-заочной или заочной формах обучения, закончится только 26 сентября.
Ответственный секретарь приёмной комиссии Олеся Александровна КОПЫЛОВА рассказывает:
– На сегодня более 2200 студентов выбрали очную форму обучения, 585 предпочли заочное обучение, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, и их количество растёт.
Всего в МГТУ сейчас обучаются порядка трёхсот студентов из Вьетнама, Кипра, Казахстана, Таджикистана, Армении, Кыргызстана, Узбекистана. Большинство из них выбрали очную форму обучения, а около ста – заочную.
В этом году студенты предпочитают специальности, связанные с информационными технологиями: самый большой конкурс – 18 человек на место – был на направление «09.03.01 Информатика и вычислительная техника (профиль – Проектирование и разработка Web-приложений)». Популярны также специальности «перевод и переводоведение», «педагогическое образование». Наименьший интерес вызвали направления обучения, связанные со строительством и наземными транспортно-технологическими средствами.
Общее впечатление от приёма 2023 года: мы наблюдаем, что в последнее время растет спрос на среднее профессиональное образование. В результате среди поступающих на программы высшего образования увеличивается количество выпускников СПО. В качестве способа подачи документов всё большей популярностью пользуется дистанционный способ через портал «Госуслуги».
В этом году была расширена льготная категория абитуриентов в рамках отдельной квоты: герои России; лица, награжденные тремя орденами Мужества и их дети; дети лиц, принимавших участие в СВО; дети военнослужащих, направленных в другие государства. Введены особенности приёма для отдельных категорий граждан, в том числе для выпускников Белгородской, Брянской и Курской областей: для них было предусмотрено поступление в вузы по внутренним вступительным испытаниям. Среди зачисленных были как дети участников СВО, так и сами участники. Всего 15 человек, из них шесть участников СВО.
В МГТУ в этом году было выделено на все уровни образования, включая бакалавриат, специалитет, магистратуру и аспирантуру, более двух тысяч бюджетных мест. Наибольшее их количество отдано на инженерные специальности в сфере металлургии, горного дела и транспорта, энергетики и строительства. В 2023 году был открыт набор на новые направления – «товароведение» и «юриспруденция» в коммерческие группы.
В этом году студенты МГТУ им. Г.И. Носова принимали активное участие в приемной кампании. Они не только консультировали абитуриентов, но и помогали в оформлении заявлений и приеме документов. Поступающие активно посещали сайт университета, который наполнен исчерпывающей информацией как о направлениях подготовки, так и о вступительных испытаниях и проходных баллах, а при помощи специального калькулятора ЕГЭ любой мог оценить свои шансы на поступление.
Также с конца июня документы абитуриентов, желающих поступить по направлениям среднего профессионального образования, в т.ч. в рамках федерального проекта «Профессионалитет», принимал многопрофильный колледж МГТУ. В рамках приемной кампании будущие работодатели встречались с ребятами и их родителями, отвечали на вопросы, рассказывали о профессиях. Поступившие в МпК МГТУ во время обучения будут иметь возможность проходить практику на современнейшем импортном и отечественном оборудовании предприятий, а последние полгода обучения и вовсе по-настоящему там работать.
Инна Ким
Ректор Д.В. Терентьев об итогах приемной кампании 2023 года и не только
Нам было выделено порядка 2000 бюджетных мест по всем направлениям подготовки – бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура. Приемная кампания была непростой, как, в принципе, всегда. Что характерно – каждая приемная кампания становится отличной от предыдущих. Какую-то стандартную модель на годы вперед сделать очень сложно. Основные вызовы, которые стоят перед нами – это, во-первых, желание молодежи получить как можно быстрее образование и пойти работать. С этим, наверное, в основном связан большой спрос на программы среднего специального образования, когда ребята после 9 класса уходят в колледж и через четыре года готовы идти на производство. Сегодня рабочие специальности, квалифицированные рабочие очень востребованы у партнеров. И они с руками забирают таких выпускников, готовы подписывать с ними договоры о целевом обучении, после окончания обучения гарантировать трудоустройство.
Второй вызов приемной кампании и этого года, и следующего, когда он будет еще больше, это то, что абитуриенты подают заявление через «Госуслуги», то есть онлайн, не приходя в университет. В этом году таких абитуриентов у нас было более 50%. По прогнозам, в следующем году таких будет от 75 до 90%. К 2025 году уже подача документов через «Госуслуги» достигнет 100%. Это для нас действительно вызов, потому что абитуриенту во время приемной кампании не нужно никуда ехать; сидя дома, он выбирает себе образовательную программу и подает документы в любой вуз страны. Поэтому наши программы должны быть уникальны, узнаваемы абитуриентами, востребованы. А для того, чтобы мы их правильно представили на своем сайте, на информационных ресурсах, в рамках рекламных кампаний, мы должны сами для себя честно описать эти программы и представить абитуриенту – дать ему понять, что он получит в вузе, и какие возможности у него будут после окончания университета. Причем здесь еще очень важен так называемый потребительский опыт. Опрос абитуриентов этого года показал, что, выбирая образовательные программы, они очень большое внимание уделяют именно пользовательскому опыту тех людей, которые уже учатся в университетах. Сейчас это узнать достаточно просто – интернет, различные паблики, личные обращения к студентам через соцсети, опять же. Поэтому так называемое «обманутое ожидание» – это хуже всех наших конкурентов, которые могут говорить о нас всё, что угодно. Но абитуриент, получая информацию из первых уст от студентов, которые учатся, делает для себя выбор. Поэтому наша задача – сделать программы такими, чтобы они, во-первых, были интересны и востребованы внутри, и студенты действительно получали те знания, которые хотят. Во-вторых, они должны быть востребованы на рынке труда, который сейчас очень быстро меняется.
По многим прогнозам, буквально через пять-семь лет на рынке труда появятся такие профессии, которых сейчас даже нет. Это тоже вызов. Внедрение искусственного интеллекта, робототехники, замена роботов на разных участках – это тоже вызов. То есть в ближайшее десятилетие рынок труда изменится буквально на 100%, появятся профессии, которых сейчас мы даже не знаем. И, что интересно, сами предприятия не знают, какие кадры им понадобятся в ближайшем будущем. Поэтому мы как университет должны стать таким центром, который сам говорит партнерам, что такие-то специальности через пять-десять лет будут востребованы. И мы должны учить студентов, по сути, на опережение. Это глобальные вызовы и задачи, и следующая приемная кампания будет точно непростой.
К 2025 году по многим прогнозам востребованность высшего образования может снизиться на 40-50%. Опять же, это связано с тем, что людям нужны быстрые образовательные траектории, короткие обучающие программы, которые позволят им выходить оперативно на рынок труда. И ко всем этим вызовам мы должны быть готовы.
Мнение о Доме студентов от первого лица вуза
2 сентября мы открыли новое общежитие повышенного класса комфортности. И губернатор, и замминистра науки и высшего образования РФ, и глава города, участвовавшие в этом мероприятии, отметили, что таких общежитий единицы сейчас в России. Оно точно лучшее в Челябинской области, и это подтверждают не только чиновники, но и представители службы Ростехнадзора, которые проверяют и вводят в эксплуатацию общежития. Они признаются, что будет очень сложно принимать другие общежития после нашей «шестерки». В нем мы хотим создать особую атмосферу. Там должны жить лучшие студенты, проявившие себя в разных отраслях: в обучении, в науке, в спорте, в общественной жизни, – люди с активной жизненной позицией, которые, коммуницируя между собой, обогащали бы друг друга, направляли свою энергию на благо развития города, региона, страны. А для комфортного проживания там действительно есть всё.
Максимальное размещение – два человека в комнате. В блоке максимально четыре человека, это две комнаты. На этих четверых человек – отдельная кухня, отдельный санузел, душевая. Причем кухни оснащены всем необходимым оборудованием: холодильниками, плитами.
Сейчас мы получили подтверждение, что нам дополнительно выделяют 13 млн руб. на дооснащение общежития телевизорами, мебелью для мест общего пользования, коворкингов и т.д. Кроме комфортного проживания, в общежитии есть спортивный зал, оснащенный современными тренажерами, чтобы студенты могли в свободное время заниматься спортом, прачечная с современными стиральными машинами, гладильня и так далее. Таким образом, не выходя из стен общежития, можно комфортно жить, держать себя в должной физической форме и в чистоте. И буквально в шаговой доступности – студенческое пространство «Пирамида», которое мы в течение месяца откроем, где будут размещаться все наши студенческие объединения. И это тоже место для различных активностей студентов. Там они будут проводить достаточно много времени. Ну и плюс ФОК с бассейном, который мы по планам должны ввести в 2024 году – он тоже на одной площадке располагается. Сейчас там завершилось облагораживание территории: сделано два поля для мини-футбола и других видов спорта, 400-метровая беговая дорожка. Сейчас ведутся внутренние работы по завершению строительства ФОКа с бассейном. Созданы все условия для отличного проживания и обучения.
Гордость университета
Поздравляем студентов, назначенных на получение в 2023/2024 учебном году за успехи в учебе и научных исследованиях, а также за активную общественную деятельность:
* стипендии Президента Российской Федерации: С. Бровину (гр. ИСОб-20-2); Н. Злыдарева, А. Тюлюмова (гр. АВб-20-11); Ю. Карлову (гр. ИСОм-22-1);
* стипендии Правительства Российской Федерации: С. Бровину (гр. ИСОб-20-2), Н. Злыдарева, А. Тюлюмова, В. Кабанову (гр. АВб-20-11); Ю. Карлову (гр. ИСОм-22-1); Д. Зарубина (гр. ИПОм-22-7); Л. Масальского (гр. АВб-22-1); И. Новикова, Р. Сабирову (гр. АЭСм-22-1);
* стипендий Президента Российской Федерации по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики: В. Кабанову (гр. АВб-20-11); Б. Макарова (гр. МПТ-19); Д. Петрова, Д. Позина, Р. Сабирову, И. Новикова (гр. АЭСм-22-1); А. Снигура (гр. АЭб-20-2); Е. Макушина (гр. АЭМм-22-1); А. Иванова (гр. АВб-21-11); Е. Ширяеву (асп. гр. МТа-20-2);
* стипендии Правительства Российской Федерации по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики: М. Каляева, А. Кирменева (гр. АМмс-22); Н. Злыдарева, А. Тюлюмова (гр. АВб-20-11); В. Колесникова (гр. МПТ-19); М. Зуева, В. Юнусова, Е. Яровикову, Я. Зайцева, А. Кирова, В. Воронкову, К. Акбулатову, М. Макарову (гр. АЭб-20-2); К. Гладышеву (гр. АВб-21-11); С. Матвеева (гр. АТм-22-1); С. Рыжевола (асп. гр. АЭТа 21-1).
Познакомим наших читателей с одним из обладателей стипендии.
Аспирант кафедры АЭПиМ Сергей Рыжевол под руководством зав. кафедрой А.А. Николаева исследует вопрос улучшения энергетических показателей установок ковш-печь. Апробируются новые технологии в рамках научно-исследовательской работы в ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и Череповецком металлургическом комбинате «Северсталь». Он автор 20 научных трудов, 6 из которых опубликованы в изданиях, индексируемых международными наукометрическими системами Web of Science и Scopus, 4 – в журналах из перечня ВАК РФ, 6 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. В этом году Сергей вместе с Еленой Ширяевой, аспиранткой кафедры ТОМ (н. рук. М.А. Полякова), в июне стали участниками первого торжественного приема лучших аспирантов «Научный тандем» в резиденции губернатора Челябинской области.
Наталья Васильева
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО МАГНИТКИ
Представьте, что действующий врач идет учиться в магистратуру МГТУ. В медицинском вузе обучение было непростым: специалитет, интернатура, практика, много работы в наркологии и психиатрии. Вроде бы понятная карьера, но Ирина Юрьевна еще и поступила в магистратуру психологического профиля. В наш институт гуманитарного образования.
Ирина Бочкарева – доктор в городе известный. Спокойная, выдержанная, но и решительная. Не из пугливых – говорят о таких. Открыла собственный медицинский центр с символичным названием «Линия жизни». Говорит, название выбиралось с акцентом на слове «Жизнь». Приходящие сюда пациенты хотят обрести жизнь в трезвости, здоровье вне зависимостей и неврозов.
По словам доктора Бочкаревой, человек, решивший проститься с зависимостью, полон решимости отказаться от алкоголя, наркотиков, азартных игр и других порочных привычек потому, что устал от такого образа жизни или потому, что здоровье подводит. Но часто страдающий не знает, во имя чего отказывается. Чем он заменит свои алкогольные посиделки? Гаражные пьянки? Игровые автоматы? Любой порок (в бытийном определении) для врача есть болезнь. Чтобы болезнь ушла, нужны воздействия на тело, детоксикация, поддержка деятельности мозга, сосудов, оздоровление печени. Но важнее найти трезвый путь и осознанный смысл в дальнейшей жизни. Выработать способы проведения досуга и снятия стресса без дурманящих веществ и адреналиновых заменителей. Православные сказали бы – найти опору в Боге и в душе. Храмы открыты всегда, а душа в ведении психологии. «Факультет психологии выбрала осознанно. Мне нужны были знания не о болезни, но о смысле. Не об отказе от привычек – а о выборе жизненного пути» – рассказывает Ирина Юрьевна. Ее психотерапевтические знания и программы наших преподавателей психологии задачу выполнили. «Многие приемы и практики вошли в мои наборы лечения. Мне важно, что в Магнитогорском университете не было ни ноты провинциальности. Никто не сетовал на географические удаленности. Семинары, обмен опытом с коллегами. Так увлеклись, что начали общий проект. Фестиваль психологов «Ветер перемен» собирает специалистов со всего региона. В майские праздники на озеро Банное, в корпуса ДОЛ «Уральские Зори» заселяются порядка 50-70 практикующих психологов со всего региона. Приезжают ведущие тренеры России, мировые светила. Программа мобильная: три семинара от мастеров в день, возможность динамичного выбора направления. Вечером общаемся, обсуждаем профессиональные проблемы, работаем со своими личными. Профессиональные врачеватели душ должны проходить группы, подобные балинтовским, чтобы быть эффективными».
Согласитесь, далеко не провинциальный проект. Что снова доказывает: провинциальность – состояние скудного ума. Думающий не ставит перед своим разумом территориальных границ, но создает проекты, преодолевающие стереотипы и расстояния.
«Как доктор по болезням души, как компетентный психиатр, могу смело утверждать: в МГТУ нет провинциальности суждений, нет ограниченности и скудности. Мои педагоги смогли дать мне неожиданные по масштабам знания. Я убедилась, что в Магнитке силами нашего университета сформировано сообщество профессионалов. Профессиональных психологов. Отлажены детские службы – профессионально идет диагностика, хорошо работают частные центры, предлагающие коррекцию образовательных и личностных проблем детей и подростков. Создана система тренинговой деятельности для профессионалов в других отраслях. Тренинги роста, развития, целей, преодоления зависимостей реализуются в рамках индивидуальных проектов, некоммерческих организаций, на базе учебных заведений. Предложений много, есть выбор. Магнитогорск не отрезан от психологической помощи, здесь работают профессионалы. И в этом весомая заслуга Магнитогорского университета», – убеждена И.Ю. Бочкарева.
Ольга УСТЬЯНЦЕВА
Открытие мемориальной доски Г.С. Гуну
Триумфом благодарной памяти стало событие, состоявшееся 13 сентября – на доме №12 по улице Октябрьской была открыта мемориальная доска Г.С. Гуну. В этом доме он, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат государственной премии в области науки и техники РФ, почетный металлург РФ, доктор технических наук, профессор, жил и работал с 1956 по 2020 год. На церемонии собрались первые лица города, руководство ПАО «ММК», университета, коллеги, друзья, соратники, ученики и, конечно, семья. Много добрых слов было сказано о Геннадии Семеновиче, много теплых воспоминаний прозвучало. Всеми подчеркивались его огромный вклад в развитие отечественной металлургии, родного вуза, системы эстетического воспитания студентов. И особо отмечались его удивительные человеческие качества. Он обладал мощной творческой энергией, непрерывно генерирующей новые интересные идеи. Человек редкой душевной красоты, безграничного обаяния, роскошного остроумия, фантастического юмора он, по словам Сергея Юрского, оказывал гуманистическое облагораживающее влияние на окружающих его людей. Право открыть мемориальную доску было предоставлено супруге Геннадия Семеновича Эмме Георгиевне и сыну Игорю Геннадьевичу. А завершилась церемония песней, посвященной Г.С. Гуну на слова и музыку Тимура Шаова, его друга.
Предыстория
В наступающем 2024 году, 9 апреля, мы будем отмечать 90-летие со дня официального рождения нашего университета. Но само техническое образование возникло в нашем городе несколько раньше. Его начало можно отнести уже к 1930-31 годам, когда были открыты курсы по подготовке к поступлению во втузы.
Ещё в 1929 году предполагалось «при заводе построить посёлок, в котором для подготовки рабочих и технических кадров открыть школу ФЗУ и индустриальный техникум». … Но практика показала, что этого недостаточно. «Магнитострою уже тогда требовалось около 700 инженеров и техников, – говорил работавший 1929–1930 годах – начальником строительства Магнитогорского металлургического завода В.А. Смольянинов, – а в конторе работало человек сорок. Фраза «нет людей» сопровождала меня в течение всего времени пребывания на Магнитострое».
Со временем мощность завода увеличилась, при нем «вместо рабочего посёлка начали строить крупный город. Проблема кадров становилась одной из важнейших. В этих условиях по инициативе В.А. Смольянинова управление Магнитостроя в конце 1929 года поставило вопрос перед различными органами власти страны о строительстве в Магнитогорске вуза с металлургическим, горным и химическим факультетами». Позднее В.А. Смольянинов отправил письмо с подробным обоснованием необходимости этого в отдел народного образования, облисполком и облсовнархоз Уральской области, неоднократно возвращался к этому вопросу.
«Да, Магнитке нужны были советские инженеры и как можно скорее, – вспоминал инженер-металлург первого выпуска МГМИ Р. Шнейвайс. – Горно-металлургические институты страны в то время не могли дать Магнитке нужного числа требующихся ей инженеров, металлургический Юг мог поделиться только своими довольно ограниченными в то время кадрами – специалистами черной металлургии. Вот почему горком партии и управление строительства комбината, невзирая на все трудности, уже в первые годы строительства Магнитогорского комбината, поднимали вопрос о создании на его базе нового института.
Исподволь шла подготовка к этому… Чтобы не терять времени, было решено еще осенью 1930 года создать курсы по подготовке в институт и курсы повышения квалификации хозяйственных кадров… Эти курсы и были по существу первой ячейкой, зародышем будущего института».
Подготовительные курсы для поступающих в вузы и техникумы начали действовать при отделе кадров «Магнитостроя» в здании заводоуправления, заведующим был назначен И.И. Артемянко. Занятия проводились после окончания работы заводоуправления в тех же комнатах и за теми же столами, за которыми днем сидели бухгалтеры, проектировщики. Люди охотно пошли на курсы, несмотря на суровые условия: «не было помещений для проведения занятий, недоставало преподавателей, отсутствовали программы и учебники, не хватало бумаги». Однако тяга к знаниям была настолько сильна, что «количество слушателей росло не по дням, а по часам: 20 октября обучалось 214 человек, 15 ноября – уже 380, 29 декабря 1930 года – 460 человек, более 80% рабочие. На этих курсах прошли обучение почти все инженеры первых выпусков Магнитогорского горно-металлургического института.
«Поскольку в молодом городе для открытия собственного вуза не было материальной базы и педагогических кадров, в 1931 году решено было создать филиалы Свердловских вузов.
Так, 1 января 1931 года на Магнитострое открывается первый филиал – Инженерно-строительный институт в составе факультетов: промышленно-строительного, механизации строительного производства и экономического». Учились, теорию подкрепляя практикой. В мае 1931 года в институте (филиале) насчитывалось 113 студентов, на 76 % состоявших из рабочих.
Вообще 1931 год отмечен тем, что горисполком и горсовет Магнитогорска переписывались с органами власти страны по поводу открытия в городе своего высшего технического учебного заведения, образовывали комиссию по открытию втуза, комплектовали педагогические кадры. «Итак, в 1931 году был сделан первый шаг в организации высшего технического образования в Магнитогорске».
1 апреля 1932 года горкомом ВКП(б) было принято постановление об открытии в городе ещё нескольких институтов (филиалов): металлургического, энергетического, горно-рудного. Со Свердловскими вузами заключены договоры о методической и кадровой помощи.
С сентября 1932 г. начались занятия в этих филиалах свердловских институтов. Филиал горно-рудного института находился в здании горно-рудного управления металлургического завода. Филиал металлургического института – в Кировском районе соцгорода (бывший 25 корпус, ныне ул. Пионерская) в шести комнатах. Недолго просуществовал филиал энергетического института.
Преподаватель МГМИ В. Егоров вспоминал, что горный институт помещался в двух комнатах нижнего этажа здания управления на рудоиспытательной станции. Число студентов не превышало 20-30 человек. «… И вот настал долгожданный день. Под институт был отведен один этаж только что выстроенного четырехэтажного здания ФЗУ. Была ужасная грязь, и пробраться к дверям института было чрезвычайно трудно. Не было еще электрического света, на скамейках сидели по 6 человек. Но разве это было главное?!»
Вот что рассказывал один из первых выпускников горного института А.Г. Николаев, работавший позже начальником цеха подготовки составов ММК: «В 1932 году не приходилось мечтать об отдельном здании для института. Великой благодатью считалось, что, например, в горном управлении как-то смогли потесниться и выделить две комнаты для студентов. Два остальных факультета были расположены в доме по ул. Пионерской 27, где одновременно с нами занимались рабфаковцы и шли занятия техникума.
Преподавателей в институте было немного. Среди них П.Д. Корж, Г.С. Василенко, Н.Н. Лапин. Интересно наши педагоги организовывали тогда свой быт. Они создали коммуну: за стол садились одной большой семьёй, вместе ходили в кино, на концерты.
Мы, студенты, прибывали в аудиторию по «индустриальным рельсам» в самом полном смысле этого слова. Для студентов к шести часам вечера прямо на стройку, к цехам подгоняли несколько товарных вагонов. Таким же образом нас доставляли обратно.
Случалось, что «студенческий экспресс» подкатывал к нашему учебному заведению раньше положенного времени. Без предупреждения знали – аврал – конец занятиям. Значит, прибыл на комбинат состав с огнеупорами или прокатным оборудованием, а разгружать некому. И вот несколько часов все мы: рабфаковцы, студенты, учащиеся техникума вместе с преподавателями передаём по конвейеру кирпич, оборудования.
Но как бы тяжело ни приходилось, а подготовку мы в институте получили основательную. Об этом можно судить хотя бы по тому, что из студентов первых выпусков МГМИ вышло немало настоящих специалистов».
Один из первых студентов, Л.А. Волков, в будущем доцент, заведующий кафедрой экономики и организации производства МГМИ, вспоминал: «МГМИ начинал свое развитие как вечерний факультет Уральского политехнического института в 1932 г. на базе первого выпуска вечернего рабфака. Из 76 выпускников рабфака – молодых строителей комбината – сформировалось три специальности: «металлургия чугуна и стали», «прокатное производство» и «разработка месторождений полезных ископаемых». Я был в числе студентов первой специальности. Учебный год будущий горно-металлургический институт начал в первом в Магнитогорске жилом капитальном доме по ул. Пионерской, 27, второй – в здании профессионально-технического училища на проспекте им. Пушкина, последующие – в капитальном здании на Ежовке. Нашими первыми наставниками были в основном молодые инженеры, работники комбината и стройки, и молодые тогда педагоги, почти ровесники студентов. П.Д. Корж, М.И. Бояршинов, В.И. Егоров, В.С. Темянко, А.А. Безденежных, А.Г. Пассовский связали всю свою плодотворную жизнь с институтом».
Как вспоминал преподаватель П.Д. Корж, в будущем профессор МГМИ: «Первые лекции мне пришлось читать студентам, которые были специалистами с большим производственным стажем. Работать с ними было отрадно, несмотря на большие трудности в период зарождения института. Первая трудность заключалась в том, что специального здания для института не было, и занимались мы в жилом помещении по улице Пионерской в корпусе № 27. Аудитории были малы, поэтому читать лекции приходилось для каждой группы отдельно. А кафедра состояла из одного человека.
В двух комнатах размещалась лаборатория. Оборудование там имелось небогатое. Лабораторные работы по содержанию, с современной точки зрения, были элементарными: по электричеству ограничивались проверкой законов постоянного тока и т.п. Несколько лучше была оборудована лаборатория оптики. Студенты к выполнению работ относились с большой серьезностью, сначала они сдавали коллоквиум, проявляя при этом глубокие знания по содержанию и теории лабораторных заданий. Термина «академическая задолженность» в то время не существовало. Некоторые группы сдавали экзамены только на «хорошо» и «отлично»».
Старший преподаватель кафедры графики А. Пассовский так оценивал прошлое: «В течение одного 1932-33 года в доме №27 по Пионерской улице размещался филиал металлургического института Свердловска. В нем на втором этаже занимались три группы металлургов в количестве 75 человек и две – энергетиков в количестве 50 человек. Этот дом в то время был своего рода уникумом. Кроме института, в нем сосредоточивались следующие культурные учреждения города: библиотека отдела кадров, металлургический техникум (праобраз нынешнего индустриального техникума), строительный техникум, рабфак, курсы по подготовке во втуз и проектный отдел строительства жилых зданий соцгорода.
Учебные занятия в те годы проходили в две смены. Здание внутри не было оштукатурено. Аудитории, если выражаться современным языком, отделялись деревянными простенками, через которые была слышна речь другого преподавателя. Студенты как бы присутствовали на двух лекциях. Они шутили: «Вместо четырех часов можем заниматься только два». Было очень тесно. Занимались даже в коридорах».
По материалам А.Г. Дегтярева и В.В. Филатова
Островок счастья. У нас в гостях ребята из ДНР
Завершился второй сезон проекта «Университетские смены», который проходит при поддержке Минпросвещения России и Минобрнауки России. С 25 августа по 3 сентября 67 подростков в возрасте от 15 до 17 лет из городов Макеевки и Шахтёрска Донецкой народной республики побывали в Магнитогорске в МГТУ им. Г.И. Носова.
О проходившей профильной смене «HUMAN+» (Человек и мир вокруг него) рассказывает Оксана Валерьевна Камышева, заместитель директора института гуманитарного образования по воспитательной работе.
– Оксана Валерьевна, на какой-то срок рассчитан проект «Университетские смены»?
– Проект «Университетские смены» запущен в 2022 году. Пока он набирает обороты, и планируется, что он будет проходить несколько лет. Увеличиваются сроки его проведения. Если в 2022 году он реализовывался только летом, то сейчас идут обращения в университеты, участвующие в этом проекте, о возможности принимать детей круглый год.
– Изменилась ли программа?
– Нет. Программа осталась прежней: образовательный, профориентационный и экскурсионный блоки. В этом году перед началом смены ребята целый день провели в Челябинске. Школьники посетили мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история» и побывали на встрече с губернатором Челябинской области А.Л. Текслером. А потом отправились в УОЦ «Юность» МГТУ им. Г.И. Носова. На нашей смене было больше старшеклассников из 10-11 классов. Многие из них уже два года учатся дистанционно. Так, ребята из Макеевки практически все время находятся дома и общаются только посредством компьютера и гаджетов. Для них было важным и значимым то, что они могут гулять, общаться со сверстниками.
Реализуя образовательный блок, педагоги ИГО приезжали в «Юность» и проводили лекции и мастер-классы по педагогике, психологии, истории, робототехнике и другим сферам интересов наших студентов и педагогов. Вторая часть программы была экскурсионной. В первую очередь мы знакомили школьников с нашим университетом, потому что проект имеет профориентационный характер. Они могли узнать, каких специалистов и в каких учебных кампусах нашего вуза обучают. Ребята побывали в детском технопарке «Кванториум», где участвовали в мастер-классах.
Участники проекта побывали на экскурсии по городу, увидели производственный процесс на ПАО «ММК». В парке «Притяжение» ребятам показали огромную, интересную, развивающуюся территорию. Сотрудники провели мастер-классы по сноуборду и горным лыжам, школьники посетили веревочный городок, прокатились на «ватрушках». А 1 сентября ребята увидели кусочек студенческой жизни – праздник «День знаний».
Многое из того, что видели ребята, их удивило. На комбинате школьникам показали доменный, листопрокатный цехи, и ребята отметили чистоту и техническую оснащенность.
– Какие еще экскурсии были?
– В многопородном питомнике «Белый лекарь» ребят ждала незабываемая встреча с собаками пород: тибетский мастиф, среднеазиатская и кавказская овчарки, японский шпиц, вельш корги пемброк и кардиган, а также с кошками породы мейн-кун. Мы поднялись по канатной дороге на ГЛЦ, где с вершины можно было полюбоваться озерами и горами Башкирии, немного прошли по горным тропам. К сожалению, показать много мы не смогли, – нас подвела погода.
– Что можно сказать, подводя итоги?
– Никто не хотел уезжать. Все дети отмечали особый комфорт общения: было интересно, весело, познавательно. Им понравился университет. Многие сказали, что приедут к нам поступать. Педагоги, которые сопровождали ребят, отметили, что нигде не было такого тепла и радушного приема, как в МГТУ. Они по-доброму оценили семейную атмосферу в нашем учебном образовательном центре «Юность». Несмотря на то, что участникам смены 15-17 лет, и они ощущают себя достаточно взрослыми, здесь они были детьми, которые смеялись, радовались, были искренними и непосредственными. Это и было нашей задачей – возможность продлить детство и поделиться теплом наших сердец и искренним отношением к ним, а их – увезти с собой частичку нашей культуры, которую постарались им передать педагоги нашего института и вожатые смены.
Ирина Портнова
фото: Анна Елькина, медиацентр МГТУ