PDF

У издательства – женское лицо

Сегодня рассказ об одном из подразделений нашего вуза мы выносим на первую полосу газеты, во-первых, потому что это одна из важнейших структур университета, а во-вторых, состав здесь практически на сто процентов женский, а номер-то мартовский! Речь пойдет об издательском центре МГТУ им. Г.И. Носова.

В далеком 1967 г., осознавая важность наличия собственного издательства, руководство Магнитогорского горно-металлургического института дало «добро» на создание редакционно-издательского отдела, сотрудники которого занимались подготовкой к изданию учебной и научной литературы. А в 1971 г. вуз приобрёл печатное оборудование, ставшее основой для организации в НИСе уже собственной полиграфической базы.

Издательский центр МГТУ им. Г.И. Носова был создан  в 2000 г. путем объединения нескольких структурных подразделений – участка оперативной полиграфии, редакционно-издательского отдела, группы компьютерного набора и машинописного бюро, в 2010 г. присоединился РИО из МпК, а в 2014 г. – издательство МаГУ.

– В настоящее время деятельность издательского центра направлена на обеспечение образовательного процесса учебной, учебно-методической литературой по всем формам обучения, подготовку и  выпуск научных и периодических изданий, а также печать полиграфической и служебной документации. Издания университета должны быть качественными (в том числе электронные), а в так называемой «авторской редакции» они нередко изобилуют опечатками, плохим редакционно-издательским и полиграфическим исполнением, – отмечает директор издательского центра Марина Борисовна Гусева. – Все эти недочеты эффективно устраняются нашими специалистами. Существенно повышается качество изданий за счет редактирования, вёрстки.

Марина Борисовна гордится своими высококвалифицированными ответственными сотрудницами. Работа каждой из них очень важна, по сути, уникальна. Так, заведующая РИО Наталья Петровна Боярова выполняет самую сложную и кропотливую работу по редактированию учебной и научной литературы; руководитель группы компьютерного набора Татьяна Владимировна Леонтьева всегда успевает очень быстро и качественно вести сразу несколько видов работ; недавно назначенная на должность заведующей участком оперативной полиграфии Елена Викторовна Минулина – очень активна и ответственна.

Это сплочённый и очень дружный коллектив, сочетающий в себе опыт и молодость. Каждая сотрудница ИЦ – интересная, творческая личность, при этом все – красавицы! Они  профессионально и оперативно выполняют любую поставленную задачу, а их немало: подготовка и издание запланированных учебных рукописей; постоянная работа редакций журналов, входящих в перечень ВАК, с авторами статей, рецензентами, сайтами журналов, информацией о журналах в наукометрических базах и контролирующих организациях; издание 15-ти научных журналов по различным областям научных исследований, входящих в РИНЦ; распечатка и переплет авторефератов и диссертаций; печать  и переплет журналов и другой документации для осуществления делопроизводства, в том числе фирменных бланков и наградных документов МГТУ; распечатка и переплет отчетов по НИР; переплет документов университета для хранения в архиве; расчет и оформление ISBN и др.

Возможность оперативной печати, её близость позволяют решать сиюминутные потребности всех подразделений вуза.

– Приоритет традиционно отдаётся изданию учебников, монографий, учебных пособий, сборников научных трудов и материалов конференций. Только в 2022 г. в издательстве вышли 63 учебных пособия, 30 монографий, 27 сборников научных трудов. Большое внимание уделяется периодическим изданиям. Отмечу, что основной задачей любого научного журнала, которую зачастую недооценивают, является распространение научного знания, – говорит М.Б. Гусева. – В разрезе узких интересов университета это означает демонстрацию достижений  и продвижение научных результатов его учёных. Это влияет на признание места вуза в том или ином научном направлении и, соответственно, дальнейшее развитие этого направления. С основной задачей – распространением научного знания – напрямую связана задача позиционирования и продвижения университета. Когда мы говорим о рейтингах, это становится ключевым моментом. Академическая репутация вуза строится в том числе на его научных публикациях. Помимо публикаций в сторонних журналах, само существование уважаемого журнала, издаваемого вузом, также имеет большое значение для его репутации. Кроме того, наличие собственных высокорейтинговых изданий позволяет срочно опубликовать в них «горящие» научные результаты ученых вуза.

Университет является учредителем и соучредителем 17-ти научных журналов, индексируемых в базе данных РИНЦ. Два из них включены в базу данных Scopus; два – в ядро РИНЦ и национальную систему научного цитирования “Russian Science Citation Index” (RSCI); четыре входят в перечень ВАК. В 2022 г. Экспертные советы ВАК провели оценку рецензируемых научных изданий и распределили их по 3-м категориям. К первой, высшей категории отнесены  журналы «Вестник МГТУ им. Г.И. Носова» и «Проблемы истории, филологии, культуры», ко второй – «Теория и технология металлургического производства» и «Электротехнические системы и комплексы». Это ли не свидетельство высокого качества научных журналов, издаваемых нашим издательским центром.

Это особенно важно в связи с уходом из России международных наукометрических баз данных и изменением требований к журналам ВАК. Вместе с повышением качества имеющихся необходимо и включение в перечень ВАК новых журналов, издающихся в МГТУ.

Инна КИМ

Гордость МГТУ

Российский научный фонд подвел итоги региональных конкурсов 2023 года на проведение фундаментальных научных исследований малыми отдельными научными группами и отдельными научными группами. МГТУ им. Г.И. Носова подал на конкурс 40 заявок и выиграл шесть грантов по трем научным отраслям: «Математика, информатика», «Гуманитарные и социальные науки», «Инженерные

Отдельные научные группы до 10 человек

Научный коллектив под руководством д. филол. н., проф. С.Г. Шулежковой будет выполнять работу «Создание нагайбакской письменности как базы для сохранения уникальной культуры и языка одного из малочисленных коренных этносов Южного Урала» («Гуманитарные и социальные науки»).

Научный коллектив под руководством д.т.н., проф. П.П. Полецкова займется реализацией работы «Разработка наукоемкой технологии производства новых импортозамещающих материалов повышенной прочности и хладостойкости» («Инженерные науки»).

Отдельные малые научные группы до 4 человек

Коллектив под руководством д.т.н. К.В. Бурмистрова выполнит работу «Разработка многокритериальной модели для обоснования технологических решений по рациональному освоению запасов глубоких горизонтов»; коллектив под руководством к.т.н. Н.А. Осинцева – работу «Разработка гибридной многокритериальной модели устойчивых цепей поставок на основе «зелёных» принципов и технологий» («Математика, информатика»).

Коллектив под руководством к.т.н. Д.В. Константинова будет работать по теме «Теоретико-практическое исследование обработки арматурного проката методом stretching-bending with rebending (SBR)», коллектив под руководством к.т.н. М.Ю. Рябчикова – по теме «Управление технологическим процессом гибкого производства оцинкованного листового проката» («Инженерные науки»).

В эти мартовские дни, окрашенные весенним праздником – Международным женским днем, особо хочется отметить научный коллектив под руководством С.Г. Шулежковой, который впервые выиграл подобный грант. Работа предстоит большая. В условиях глобализационных процессов цифровой эпохи, при общей тенденции сокращения числа языков на планете, под угрозой исчезновения оказываются, прежде всего, бесписьменные языки малочисленных народов. К таковым относится и язык нагайбакского этноса, к которому причисляют себя свыше 8000 жителей Челябинского региона. Ученые Научно-исследовательской словарной лаборатории будут заниматься созданием лингвистической и учебно-методической базы для введения письменности у нагайбаков, бесписьменного малочисленного коренного народа РФ, который компактно проживает на Южном Урале. К работе по гранту будут привлекаться и студенты.

В результате выполнения работы коллектив, кроме участия в конференциях и публикации результатов в журналах, планирует подготовить к изданию «Толковый словарь нагайбакского языка с грамматическими пометами», создать программы обучения нагайбакских детей родному языку в начальной школе, выпустить учебно-методическое пособие для преподавателей, которые будут привлечены к эксперименту «Обучение детей-нагайбаков родному языку в начальной школе». И это далеко не полный перечень задач, которые ученые предполагают воплотить в жизнь.

Ирина ПОРТНОВА

 

Стипендиаты Правительства РФ

В МГТУ им. Г.И. Носова за успехи в учебе, научных исследованиях и активную общественную деятельность стипендии Правительства РФ по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, получили 15 человек.

С 1 марта стипендию будут получать Е. Вараксина (гр. АТм-21-1); А. Чечушкин (гр. АТм-22); А. Ефименко, А. Морщакин (гр. АЭСм-21-1); И. Новиков, Д. Петров, Д. Позин, Р. Сабирова (гр. АЭСм-22); Е. Макушин (гр. АЭМм-22-1); А. Гашуренко, С. Черников (гр. АТб-19-1); Д. Шарафутдинов (гр. АЭб-19-1); М. Мельников, А. Хисматуллин (гр. АЭб-19-2); Б. Макаров (гр. МПТ-19-1).

О своих подопечных рассказывает зам. директора по учебной работе ИЭиАС Евгения Александровна Панова:

– Стипендиатами Правительства РФ стали 14 студентов нашего института, среди них магистрант кафедры АЭПиМ Д. Шарафутдинов, обладатель гранта программы «УМНИК» (см. «Университет Магнитки» № 10 от 26 декабря 2022 г.), четверо ребят – с кафедры ТиЭС, а девять учатся на кафедре ЭПП. Особая гордость кафедры ЭПП – И. Новиков, Д. Петров, Д. Позин, Р. Сабирова, которые недавно получили грант Президента РФ (см. «Университет Магнитки» № 2 от 21 февраля 2023 г.).

– Д. Петров, Д. Позин выполняют научную работу под руководством зав. каф. ЭПП А.В. Варгановой, а я работаю с Региной Сабировой и Иваном Новиковым. Это очень ответственные, дисциплинированные, трудолюбивые люди. Когда предлагаю студентам заниматься научной работой, то выбираю не только за деловые качества, а тех, с кем можно проводить вместе много часов, легко и непринуждённо общаться. Тогда получается команда. Регина мне сразу понравилась, это незаурядный человек. Недавно она даже открылась с новой стороны. Я узнала, что кроме учебы и научной работы, она занимается репетиторством по математике со школьниками, и была очень удивлена этому.

Все четверо магистрантов начали заниматься наукой на 4 курсе бакалавриата. В магистратуре они продолжают выбранные направления. За это время они стали более самостоятельными в работе. Если вначале, когда они учились писать статьи, приходилось практически все за них переписывать, то сейчас им можно доверить серьезную работу. Магистранты выступают на конференциях разного уровня и опубликовали несколько статей, в том числе в журналах из перечня ВАК и индексируемых в Scopus.

Ирина ПОРТНОВА

 

Сотрудничество, проверенное временем

Успешному сотрудничеству МГТУ им. Г.И. Носова и ООО «Механоремонтный комплекс» насчитывается уже более 90 лет, когда в 1930 году была создана механическая служба ММК – родоначальница нынешнего МРК.

С первых же дней возникновения этого партнерства сложились две основные стратегические линии взаимодействия вуза и предприятия – подготовка кадров и научное сотрудничество, которые с течением времени развивались, дополнялись новыми формами и содержанием. В середине 90-х в АОЗТ «МАРС», как тогда именовалось ООО «МРК», начался выпуск промышленной продукции  для современного автопрома на мини-заводе порошковой металлургии, созданном по проекту профессора Г.С. Гуна. На тот момент производимые комплектующие являлись самыми передовыми в стране.

Интересны и многообразны формы сотрудничества университета и его стратегического партнера ООО «МРК» на образовательном поле. Ведущие менеджеры предприятия получили в университете базовое образование, часть из них после обучения в аспирантуре успешно защитили диссертации. Студенты проходят в цехах МРК производственную практику, в том числе оплачиваемую. Предприятие участвует в реализации проекта «дуальное обучение», охотно принимает на работу выпускников вуза. В настоящее время специалисты МРК повышают квалификацию  в магистратуре и аспирантуре вуза, участвуют в Международной программе «МВА International Business», реализуемой МГТУ им. Г.И. Носова на базе ИДПО «Горизонт» совместно с Высшим коммерческим институтом г. Парижа.  ООО «МРК» в партнерстве с другими предприятиями и университетом активно участвует в реализации федерального проекта «Профессионалитет» на базе многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова. Сегодня на том оборудовании, что специалисты МРК доставили и смонтировали на производственной базе колледжа, учащиеся нарабатывают практические навыки, приобретают необходимые компетенции.

Специалисты механоремонтного комплекса являются активными участниками ежегодной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования» и других научно-технических мероприятий, проводимых вузом. Благодаря тесному контакту производственники знакомятся с современными научными направлениями вуза, интересными проектами, многие из которых затем внедряются в производственный процесс. Прорабатываются также совместные проекты, нацеленные на освоение выпуска нового вида продукции на основе результатов научно-исследовательской деятельности.

Проверенное временем успешное сотрудничество предприятия и университета позволяет производственникам оперативно решать технические проблемы, опираясь на современные знания и методологические подходы, которые развиваются в вузе. В ближайшее время на площадке МРК стартует грандиозный проект мирового уровня – «Организация производства кованых валков». Его главная цель – создание современного импортозамещающего производства, способного снизить зависимость ПАО «ММК» и других российских металлургических компаний от импортных поставок кованых рабочих валков для станов холодной прокатки, кованых опорных валков для станов холодной и горячей прокатки, а также крупногабаритных поковок массой до 90 тонн. Для выполнения этой задачи МРК планирует строительство нового цеха производства литейно-кузнечной продукции. МГТУ выступит партнером в реализации проекта, в частности университет намеревается готовить кадры для нового цеха.

Взаимовыгодное сотрудничество дает ощутимые результаты,  и директор ООО «МРК» Олег Петрович Ширяев, выпускник МГТУ им. Г.И. Носова, выразил надежду на то, что «и в дальнейшем будем развивать партнерство МГТУ-ООО «МРК».

Анна КАРТАВЦЕВА

Настоящее и будущее института экономики и управления

Мы продолжаем публикацию материалов об институтах нашего университета. И вполне ожидаемо, что в сегодняшнем, мартовском, номере газеты вы познакомитесь со стратегией развития того подразделения, руководит которым представительница прекрасного пола. Речь идет об институте экономики и управления, и наши вопросы – к ее директору Евгении Сергеевне Замбржицкой.

– Евгения Сергеевна, расскажите, пожалуйста, каким вступил в текущий учебный год институт экономики и управления?

– Сегодня в нашем институте присутствуют как положительные, так и отрицательные моменты, над которыми мы работаем. Положительные моменты заключаются в том, что кадровый состав сформирован из высококлассных специалистов. У нас все – либо кандидаты наук, либо доктора наук. То есть очень высокая кадровая обеспеченность. Какие проблемные места, которые у нас имеются? Это – некая разрозненность, отсутствие единой стратегии института. Вот над нею мы сейчас и работаем. Ситуация сложилась таким образом, что в условиях демографического спада каждая кафедра начала бороться за свое единоличное выживание, то есть приоритеты кафедр стали выше приоритетов всего института. И в этом видится проблема. Когда каждая кафедра пытается выжить поодиночке – это стратегия, обреченная на неудачу. Возьмите прутик: его сломать очень легко. А сложите их в пучок, тогда то же самое сделать гораздо сложнее. Осознание этого пришло не так давно. Когда стали происходить слияния кафедр, когда начала резко сокращаться наша нагрузка, мы поняли, что поодиночке выстоять в такой ситуации – не вариант. И сейчас единство, междисциплинарная взаимосвязь реально позволят нам поддержать те кафедры, на которых упала нагрузка, за счет её перераспределения. Потому что демографическая ситуация – это временное явление. Экономисты, менеджеры и юристы всегда были и будут востребованы на рынке труда. Это те направления, которые выступают как самостоятельные, так и как второе высшее, дополнительное образование. Кроме того, вопрос обеспечения компетенций в сфере экономики и производственного менеджмента в подготовке современных инженеров является в настоящее время весьма актуальным и выражается в возврате экономико-управленческой части в дипломных проектах.

Приходит понимание необходимости интеграции, то есть подготовки не «чистого» экономиста, а экономиста со знанием юриспруденции, основ менеджмента, IT-технологий и др. и наоборот, менеджера со знанием экономики, основ юриспруденции и т.д.

На сегодня мы ведем подготовку по таким основным направлениям, как экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление, управление персоналом, у каждого из которых есть ряд профилей. Со следующего учебного года откроется юриспруденция.

Важной составляющей обучения является научно-исследовательская работа. До недавнего времени научная деятельность нашего института представляла собой преимущественно работу на конференциях. Мы сами искали научную новизну, сами ее формулировали и докладывали на научных конференциях. Сейчас ситуация меняется. Мы стараемся узнать непосредственно от предприятий, что для них значимо, в чем их «боль», и пытаемся найти рецепт ее устранения научными методами, опираясь на лучшие практики отечественных и зарубежных компаний. Прежде, прочитав чью-нибудь интересную статью, мы решали, что можем в этом направлении добавить много нового. А нужно это рынку или нет, мы не всегда задумывались. То есть нам был интересен сам процесс занятия наукой. Сейчас мы изменили приоритеты, решили исходить из потребностей – какие задачи стоят перед бизнесом, за что они готовы платить и какой результат им нужен. Прежде было убеждение, что наука рождает некую ценность, и потом эту ценность мы выдаем в бизнес. Но оказалось, что она не всегда нужна бизнесу. И теперь уже мы смотрим, что им надо, какие задачи они пытаются решить на производстве. Очень много появилось наработок относительно управления производственными системами, эмоциональным интеллектом, мы решаем задачи формирования эффективных KPI, проектируем автоматизированные системы учета, системы управления рисками и внутреннего контроля и т.д. В числе наших заказчиков, с которыми мы сегодня работаем, и дочерние предприятия ПАО «ММК», и металлообрабатывающие заводы, и муниципальные структуры, и малый бизнес. Мы, работая с ними, получаем обратную связь, четко понимая, какой выпускник им нужен сегодня. Основная задача – не столько заработок, сколько максимальное приращение компетенций, чтобы не говорили, что в институте экономики и управления дают чисто теоретические знания. Мы поднимаем нашим студентам мотивацию, престижность профессии и рейтинг МГТУ в целом. Когда мы выходим на совместные проекты в рамках научно-исследовательской работы с производственными предприятиями, нас начинают уважать как специалистов, нам начинают доверять обучение своих детей и повышение квалификации своих сотрудников, что принципиально важно для нас с точки зрения деловой репутации на перспективу и текущего набора на наши специальности.

– Вот Вы уже и перешли к основной теме нашего разговора – перспективных планах, стратегии развития института. Как она выглядит? К чему вы стремитесь?

– Это правда, потому что невозможно отделить институт вчерашний от сегодняшнего, ведь он находится в постоянном развитии. Как я говорила, в этом году мы начинаем набор по программе бакалавриата 40.03.01 Юриспруденция, то есть теперь мы будем выпускать не только экономистов и менеджеров, но и юристов, что вполне логично, потому что как экономист может не знать основ законодательства, как может менеджер принимать решения вне юридической базы? В целом очевидно, что новое направление подготовки существенно обогатит действующие программы, поскольку они достаточно сильно увязаны между собой контуром бизнес-среды.

Будущее института экономики и управления видится на стыке нескольких направлений – экономики, менеджмента, юриспруденции и IT-решений в рамках цифровой трансформации учетных систем. При этом принципиальным моментом с точки зрения стратегического видения является эффективное сотрудничество в реализации образовательных программ с ведущими разработчиками распространенных (популярных) бизнес-решений. В частности, в настоящий момент уже имеется партнерское соглашение с фирмой 1С и консалтинговой компанией «Лин Вектор». Активно прорабатываются вопросы стратегического партнерства с такими вузами, как Уральский социально-экономический институт академии труда и социальных отношений (УРСЭИ) и Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), также формируется пул бизнес-партнеров из числа промышленных предприятий Челябинской области.

В качестве второй стратегической линии развития института экономики и управления видится формирование собственной ниши на рынке разделения труда, выражающейся в специализации наших выпускников в промышленном секторе экономики как наиболее перспективном. Конкурентное преимущество института экономики и управления в подготовке указанных специалистов планируется обеспечить за счет синергии с техническими направлениями нашего университета. Указанный подход позволит обеспечить уникальность наших выпускников и высокую их востребованность на рынке труда, обусловленную стратегическими приоритетами развития промышленности РФ на перспективу до 2030 г.

Не менее важным вопросом в подготовке студентов является обеспечение образовательного процесса научной составляющей, поэтому принципиальным для нас является вовлечение студентов в научную деятельность института. Тезис «обучение через науку» наверняка присутствует во многих институтах, но у нас он выражается в конкретных процессах, которые мы осуществляем путем включения обучающихся в реализацию договоров на выполнение научно-исследовательских работ. Механизм вовлечения студентов является многоуровневым: бакалавры закрепляются за магистрантами, а магистранты, в свою очередь, закрепляются за аспирантами. Указанный механизм взаимодействия контролируется со стороны руководителя проектной команды, в качестве которого в зависимости от сложности научно-исследовательских работ может выступать как аспирант последнего года обучения, так и ведущий преподаватель по направлению. В числе действующих проектов, реализуемых институтом экономики и управления сегодня, можно назвать такие, как «Разработка системы управления рисками и внутреннего контроля» для акционерного общества «ГорТорг» и «Разработка методики оценки производственных мощностей металлообрабатывающего предприятия на базе графо-матричной модели производственной системы попередельного типа» для Магнитогорского завода точных изделий.

По итогам внедрения заявленного подхода к реализации научно-исследовательской деятельности студентов мы получаем на выходе специалистов, способных решать научными методами практические задачи, стоящие перед реальным сектором экономики в настоящий момент. Получается, обучающиеся не только знакомятся с теоретическим материалом относительно своей будущей профессии, но и получают вполне практические навыки под руководством преподавателей института. Плюсом является  некий подъем престижности профессии, потому что они видят востребованность своих компетенций у работодателей, приобретают некую уверенность в своих возможностях, знаниях и умениях, также у них появляется мотивация к дальнейшему обучению. Все сказанное выше имеет еще и косвенный эффект с точки зрения реализации образовательных процессов, а именно снижается количество отчислений по нашим направлениям.

Третья стратегическая линия, вспомогательная к первым двум, – это активное омоложение кадров, создание нашего резерва. Одной из актуальных задач на сегодня является эффективное воспроизводство кадров, которое выражается в привлечении молодежи к работе на кафедрах и в увеличении количества защит кандидатских и докторских диссертаций. Заинтересовать их в основном удается через хоздоговорные работы, которые мы реализуем совместно с обучающимися нашего института экономики и управления МГТУ им. Г.И. Носова.

Мы также прорабатываем совместно с отделом кадров вуза механизмы совмещения, то есть принимаем аспирантов и молодых специалистов по совместительству и даем им возможность реализоваться в бизнесе. Также мы активно используем привлечение кадров извне. Это происходит за счет того, что, работая по договорам на выполнении научно-исследовательских работ, мы видим хороших практикующих специалистов, которым реально есть что рассказать нашим студентам. Как правило, указанных специалистов мы приглашаем не на целый курс, а на какие-то точечные авторские лекции. Тем самым мы добиваемся того, что нашим студентам становятся доступны реальные кейсы крупных промышленных предприятий, что повышает заинтересованность в обучении и делает его более практически ориентированным и значимым с точки зрения последующего трудоустройства. Сегодня в части кадровой политики мы пришли к пониманию, что нам нужна программа устойчивого развития персонала. Прежде, надо признать, она была достаточно хаотичной и имела дискретный характер. Реализация такой программы позволит сформировать кадровый потенциал и повысить эффективность управления персоналом в целом.

Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что основной нашей стратегической целью является получение высокого образовательного результата, который выражается в подготовке выпускника с определенным образом мышления, направленным на способность самостоятельно добывать новые знания и критически их оценивать. Наш выпускник должен быть личностью – гармоничной, с определенными профессиональными принципами, жизненной позицией, умеющей думать и принимать решения. И, что особенно важно в современных условиях, способной осознанно и критически мыслить, не поддаваться пропаганде и провокациям, уметь, в частности, отличать фейковую информацию, которая идет сегодня о политической ситуации, от реальной.

– Для этого, очевидно, в институте очень активно ведется воспитательная деятельность, внеучебная работа. Не так ли?

– Именно так. У нас в институте эту работу возглавляет эффективный и инициативный заместитель директора Валерия Владимировна Викулина. Ее задача – максимально заинтересовать студентов внеучебной деятельностью. И ей это прекрасно удается. Наше студенческое сообщество с удовольствием принимает участие во всех мероприятиях, проводимых университетом. И, конечно, мы участвуем в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах. Недавно наши ребята прошли в финал конкурса по предпринимательству и отправились в Челябинск защищать честь вуза и своего института.

Мы стремимся к постоянному диалогу со студентами, регулярно бываем у них в общежитиях, обсуждаем важные для них темы, активно ведем индивидуальную работу с теми, кто начинает испытывать трудности в обучении, вплоть до разговоров с директором. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ситуация исправилась.

Конечно, в обязательном порядке мы занимаемся нравственным и патриотическим воспитанием молодежи. Например, наши ребята ежегодно участвуют в Петровских образовательных чтениях, организуемых Магнитогорской епархией, направленных на воспитание духовно-нравственных ценностей российской молодежи. Основная идея мероприятия – показать, что нравственные ценности едины вне зависимости от вероисповедания и отношения к религии. Их надо знать, уважать и им следовать. Указанное мероприятие включает большое количество событий. В частности, в рамках этих Чтений проводятся демонстрации тематических фильмов и спектаклей, в которых затрагиваются указанные вопросы. По итогам Чтений издается сборник статей научно-практической конференции, в которой традиционно принимает участие большое количество студентов со своими публикациями относительно того, как они видят нравственные ценности. Главной нашей задачей в рамках данного мероприятия является побудить их к размышлению, обсуждению этих вопросов. Потому что их нравственные ценности лежат в основе обучения и напрямую на него влияют. Уважение к педагогу – это все идет оттуда. Если над этим не работать, то у них не будет уважения ни к нам, ни к месту, где они учатся, ни к городу, ни к стране. Поэтому вопрос воспитания духовно-нравственных ценностей наших студентов является для нас существенным.

Анна КАРТАВЦЕВА

Национальное достояние Магнитки

В нашей постоянной рубрике мы открываем серию публикаций о тех выпускниках университетов Магнитогорска, которые стали героями программы «На самом деле» на ТВ-ИН от лица ее автора Ольги Геннадьевны Устьянцевой.

На улице либо в коридоре школы на бегу узнать в молоденькой женщине директора популярной магнитогорской школы трудно. Легкость и притягательные простота, очаровательная улыбка. Обмен фразами, приветствия, разговор о будничном, реплики в адрес проходящих мимо учеников. Через минуту пронзает понимание: здесь всего больше, сложнее и многограннее. Мудрость, недюжинный ум, понимание и принятие других. Нечасто видим мы такое в людях. И гордимся.

Ведь Наталья Сергеевна Никифорова, выпускница Магнитогорского государственного университета, ныне ставшего частью МГТУ, – национальное педагогическое достояние, обладатель звания «Учитель года России 2009 года». Всего в России с момента старта конкурса лишь 34 человека стали обладателями подобного звания. Женщин среди них восемь. И Никифорова – в этой почетной плеяде. Наталья Сергеевна – директор, наставник, куратор и участник всероссийских проектов.

Самое серьезное педагогическое признание страны пришло к Наталье Сергеевне в возрасте тридцати лет, директорство  – в тридцать пять. Много лет муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики» входит в разнообразные и многочисленные «топ» лучших школ России. Школ, готовящих будущих студентов физико-математического профиля, школ с наилучшими данными по востребованности выпускников – всех званий мы не перечислим здесь. Любящим детали советуем посетить сайт школы.

Магнитогорск гордится показателями своей школы. Удивительно, но Никифорова не считает их определяющими судьбу конкретного ребенка.  Что еще рассказывает наша выпускница? Как журналисту, ее мысли показались мне настолько интересными и цельными, что перебивать их своими рассуждениями было бы противоестественно. Итак, Никифорова – в цитатах.

Образование – способ и возможность

«Рискну развеять иллюзии родителей, что отдать ребенка в хорошую школу – это уже гарантированный результат. Многое лежит внутри самого ребенка, его воли, мотивации, способности к приложению усилий. За педагогическую практику я видела многих детей. Диплом Бауманки, МГУ, а потом они возвращались в Магнитогорск и не знали, в чем себя применить. Не так важны образовательные площадки, как то, что ребенок извлечет из обучения, что он возьмет из предлагаемого набора возможностей? Также и с вузом он может быть любой: в Москве, Питере, Магнитогорске. Ребенок должен пережить опыт сепарации, отделения от семьи, стать взрослым. Его всегда ждут и готовы помочь в родном доме – а дальше ты свободен выбирать пути, людей и судьбу».

О современных детях

«Все они очень разные. Огромный информационный шум вокруг. Скорости, темпы, амбиции. Говорят, что молодые не читают. Неправда, знаю, что читают, и много, и серьезную внешкольную, внепрограммную  литературу. Они хотят понимать мир, задавать вопросы, не готовы бездумно идти по указанному направлению. Им важен свой выбор и понимание ситуации».

Об усталости и мотивации

«С детского сада наши дети – в кружках, секциях, в спорте, в английском. Когда быть детьми, играть, мечтать? К раннему развитию в педагогике сложное отношение: оно должно быть, но важно не затмить при этом особых зон развития психики, чтобы в дальнейшем ребенку быть устойчивее и здоровее как личность. Родители хотят дать детям все самое лучшее – в их понимании. И часто за этим стоит требование: «вот, все перед тобой, бери, будь успешным». Хорошо, а если не получается «успешным во всем», а ведь бывает и так. Поэтому часто в школах мы видим словно выгоревших маленьких «взрослых». Спору нет, учеба – это труд: тяжелый, напряженный. Но в круговороте нагрузок необходимо помнить, что мотивация – самый сильный стимул к движению, к достижению». 

О пути в профессию

«Школьницей я одинаково была влюблена и в математику, и в литературу. Меня, наверное, тогда как-то неправильно профориентировали, выпускницей учалинской школы приехала с папой в Магнитогорск, сразу поступать, выбирать учебное заведение. Зашли в тогда еще Магнитогорский педагогический институт. Легкое, современное здание, залитый солнцем холл, воздух, а посередине – целующаяся парочка. И я поняла, что хочу учиться здесь. Медаль позволяла мне поступить по результатам собеседования, а на физмате оно проходило одним из первых. Так что выбор «математика и информатика» оказался и случайным, и судьбоносным. Ведь в математику влюблена до сих пор: наука воплощает и красоту языка, и мысль, и стройность мышления, и картину мира, дает бесподобную, ни с чем не сравнимую тренировку мозга. А вот преподавать ее можно и нужно легко: я начинала с работы на кафедре, со взрослыми, в науке. Но в какой-то момент мой педагог, Екатерина Ивановна Жилина, предложила школу, которая меня захватила полностью». 

Молодые педагоги

«Каковы учителя сегодня? Молодые, пришедшие в школу, разные; кто-то не задерживается: работы много, непросто, тяжело. Некоторые не готовы столкнуться с реальностью. В сравнении с нашим поколением, у нынешнего намного меньше практики, они словно не готовы к настоящим детям, а не тем, что описаны в учебниках психологии. Прекрасная студентка, отличная методическая подготовка. Но через 15 минут класс у нее полностью «разваливается», наступает хаос. Как? Что важнее? Методическая подготовленность? Личность и аура педагога? Любовь к детям? Остро понятно, что студентам нужно больше практики».

Об успехе

«Он индивидуален. Дети видят короткие карьерные решения: блогер, мастер бьюти-сервиса – при минимальном вкладе есть деньги и даже некая популярность. Возникает вопрос: а стоит ли напряженно трудиться? Где будет наша наука? Производство? Я мечтаю, что карьерные пути в России или, если угодно, карьерные лифты, будут более простроены. Каждый талантливый и готовый к систематическому усилию молодой человек должен видеть перспективы. Да, программы есть – для победителей всероссийских олимпиад. И тут мы проигрываем. Например, магнитогорские старшеклассники переводятся в столичные школы, где предусмотрены серьезные материальные выплаты – до 100 тысяч рублей за олимпиадные свершения. Город готов терять своих талантливых детей? Не знаю, есть ли люди, у которых есть эта зона ответственности? Как школьные педагоги, мы делаем свою работу. Но принесут ли ее плоды пользу Магнитке?»

Ольга УСТЬЯНЦЕВА

Новая программа бакалавриата

В приемную кампанию 2023 г. для абитуриентов откроется ряд новых направлений подготовки. Сегодня знакомим с одним из них.

О новом направлении подготовки «юриспруденция» рассказывает заведующая кафедрой права и культурологии Юлия Леонидовна Кива-Хамзина:

Что сподвигло вас открыть это направление?

– Его открытие является очень важным для университета в современных условиях, когда возможность реформирования нашего общества и создание эффективно действующего государства связывается с необходимостью подготовки нового поколения квалифицированных юристов.

Отметим, что подготовку юристов наш вуз осуществлял, начиная с 1993 года. В 2003 году специальность прошла повторное лицензирование и аттестацию, при этом результаты независимого тестирования студентов по юридическим дисциплинам превысили общероссийский уровень, а по дисциплине «уголовное право» явились одними из лучших в России, составив 78%. Последний выпуск юристов состоялся в 2015 году. Наши выпускники востребованы и работают в различных сферах юридической деятельности.

Авторитетное мнение:

Сергей Николаевич Коньков, специалист по антикоррупционной деятельности правового управления МГТУ:

– Я начинал свою работу в МГТУ на кафедре права (после выхода в отставку). Жаль, что Дмитрий Анатольевич Медведев выразил когда-то мнение, что в технических вузах не нужно готовить юристов. Хотя российские учёные, в том числе московские, с его мнением не соглашались. Досадно, что в своё время была прекращена подготовка юристов в МГТУ. И я горячо приветствую её возобновление!

Где смогут работать выпускники?

– Юрисконсультами – в организациях любых форм собственности; в органах местного самоуправления и органах государственной власти. Специалистами: по конкурентному праву, по операциям с недвижимостью. Сотрудниками  аппарата суда, органов и учреждений системы исполнения наказаний, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов. Могут работать в сфере нотариальной деятельности, в банковской и страховой сферах. Могут стать практикующими юристами – открыть собственное юридическое агентство. Бакалавриат – только первый этап высшего образования, дающий широкие возможности для самосовершенствования и получения дальнейшего образования в магистратуре по направлению «юриспруденция».

– Как будет проходить обучение?

– Помимо высококлассных ведущих преподавателей вуза, мы будем приглашать опытных практикующих специалистов в области права: сотрудников  правоохранительных органов, суда, органов местного самоуправления, практикующих юристов. Обладая бесценным опытом практического применения юридических знаний, они будут успешно передавать его студентам.

Обучаясь, студенты будут иметь возможность принимать участие в научных мероприятиях различного уровня. Приглашённые на встречи и мастер-классы практикующие специалисты познакомят будущих правоведов  с глубинами  и тонкостями профессии.

Мы сотрудничаем с библиотекой им. П.В. Крашенинникова, где собрана обширная база правовой литературы.

У студентов будет возможность выбрать место прохождения производственной практики – в правоохранительных органах, в органах местного самоуправления, в правовых подразделениях различных организаций (ООО ММК-ПРАВО, Кредит Урал Банк и др.), в нотариате, где наших ребят ждут.

В рамках изучения юридических дисциплин студенты научатся грамотно квалифицировать составы правонарушений, определять вид ответственности и меру наказания, составлять проекты правовых документов, оказывать иные юридические услуги.

– Как поступить на «юриспруденцию»?

– Специальность можно получить как очно, так и заочно. К сожалению, на неё нет бюджетной формы обучения.

Особенность поступления на  заочную форму обучения (5 лет) состоит в том, что, согласно требованиям законодательства, на неё могут поступить лишь только те, у кого за плечами есть среднее профессиональное образование по специальности, входящей в укрупненную группу специальностей среднего профессионального образования 40.00.00 Юриспруденция или при получении лицами второго или последующего высшего образования. Вступительные испытания на заочную форму обучения – русский язык (тестирование), собеседование по предмету «право» (основы государства и права) и «основы конституционного права РФ».

На очную форму обучения (4 года) могут поступить как школьники, так и выпускники СПО, ВО. Школьники, сдавшие ЕГЭ – по русскому языку и обществознанию и прошедшие собеседование по предмету «право» (основы государства и права). Выпускники колледжа, вуза, поступающие как на очное, так и на заочное отделение, проходят тестирование по русскому языку, собеседование по предмету «право» (основы государства и права) и «основы конституционного права РФ».

Инна КИМ