PDF

День российского студенчества

«Studens» – лат. – усердно работающий, занимающийся.

25 января студенты отмечают День российского студенчества – Татьянин день. Как правило, в это время в вузах заканчивается зимняя сессия, и тем, кто успешно её сдал, этот праздник приходится особенно по душе. Тем более что с этого дня начинаются студенческие зимние каникулы.

Татьянин день – исконно российский праздник, и связан он с открытием первого в России Московского университета в 1755 году. Он всегда широко и весело праздновался. Обычно на январском заседании ученого совета награждали отличившихся в науках студентов, ректор вуза поздравлял их с праздником. А после занятий толпы студентов и выпускников в «веселом угаре» гуляли до ночи.

Студенческие традиции объединяют людей, благодаря традициям люди ощущают свою общность, корпоративный дух. В 2023 году, далеко от Москвы, в Магнитогорском техническом университете утро 25 января началось с поздравления и.о. ректора Дмитрия Вячеславовича Терентьева, а вечер выходного дня студенты проведут в компании с ним же и с преподавателями в Арене «Металлург» на льду, на коньках.

Студенты всегда целеустремлённы,

социально активны, неравнодушны, интеллектуально развиты. Каждый из них является ресурсом человеческого сообщества, его интеллектуальным потенциалом. В МГТУ им. Г.И. Носова этому способствуют интенсивная учебная и научная подготовка в гуманитарной и технической областях знаний, воспитание. Ибо студент МГТУ – это, хотя инициативный и самостоятельный, но всё же – субъект активного преподавательского взаимодействия.

Научно-исследовательскую деятельность студентов курируют преподаватели и студенческое научное общество МГТУ. В вузе на 2022 год обучается 14 тысяч студентов, и уже с первых курсов многие из них занимаются, помимо учёбы, наукой, выигрывают гранты, изобретают и даже учатся за рубежом. А также публикуются в научных журналах, в том числе зарубежных, получают награды и премии на форумах различного уровня за лучшие научно-исследовательские работы.

Только за 2022 год:

  • 1337 докладов на научных форумах разного уровня;
  • опубликовано 1128 научных работ, из которых 29 – за рубежом;
  • 287 студентов очной формы обучения участвовали в выполнении НИР;
  • награждены за лучшие научные работы 257 студентов;
  • студентами совместно с их науч. руководителями подано 16 заявок на объекты интеллектуальной собственности, получено 27 охранных документов;
  • 137 выпускников 2022 года получили почетные дипломы за достижения в научно-исследовательской деятельности;

Наиболее значимые победы одержали Д. Назиров (ИФм-20-2) – 1 место в XXVIII Международном конкурсе научно-исследовательских работ «Старт в науке- 2022», Петрозаводск; Д. Шарафутдинов (АЭб-19-1) – победитель грантового конкурса «Умник» в Челябинской области; Д. Неклюдов, А. Лебедь (АИб-20) – 1 место в XXI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Безопасность информационного пространства-2022», Екатеринбург; Н. Додонова, Е. Гришина (ТПп-19) 1 место во Всероссийском молодежном форуме «Молодежь, наука, инновации», Москва.

Магистранты Д. Позин, Д. Петров, Д. Зарубин, И. Новиков, Р. Сабирова включены в Список претендентов на получение грантов Президента Российской Федерации в 2022-2023 уч.г. на платформе образовательного центра «Сириус».

В конкурсах, олимпиадах, универсиадах различного уровня – от внутрифакультетских до международных – приняли участие 6 672 студента. Одно из наиболее значимых для вуза мероприятий – чемпионат «CASE-IN», в котором студенты МГТУ принимают участие более девяти лет. Ещё одно значимое для вуза мероприятие – Универсиада «Путь к успеху» – для студентов и выпускников собрала 1047 участников.

Не отстают и студенты колледжа: в течение прошлого года они приняли участие в более чем тридцати олимпиадах, конкурсах, чемпионатах, конференциях различного уровня, став победителями и призёрами  во многих из них. Тематика мероприятий для СПО – профессиональные навыки и умения и спорт.

Студенчество – переходный период. Основная цель его – подготовка к высококвалифицированному умственному труду. Но будущим специалистам этого мало, и многие

студенты осваивают вторую, рабочую, профессию.

К примеру, студенты института металлургии, машиностроения и материалообработки учатся на формовщика машинной формовки, стерженщика ручной формовки, заливщика металла в институте дополнительного профессионального образовании «Горизонт». Это позволяет им совмещать учебу в МГТУ по ООП с работой по специальности в ОАО «ММК-Метиз» и ООО «МРК».

В 2022 году студенты МГТУ активно получали в «Горизонте» профессии рабочих и служащих для работы в студенческих отрядах в летние каникулы. В результате студотряды пополнились сертифицированными горничными, электрослесарями, официантами и вожатыми.

Отметим, в последние годы во всех российских вузах прослеживается тенденция – повышение числа работающих студентов, в том числе и обучающихся на бюджете. Студенты стремятся к финансовой независимости.

Выпускники разносторонне развиты

Они обладают инженерным, критическим и системным мышлением. Умеют анализировать и делать выводы, формировать у себя мировоззрение, которое позволяет им ориентироваться в современном активно меняющемся мире.

Выпуск МГТУ им. Г.И. Носова 2021-22 учебного года составил около 2,5 тысяч человек, из них более четверти окончили вуз с отличием.

Помогать другим – здорово!

Студенты МГТУ не только успешно учатся, работают, отдыхают, но и находят время и силы помогать другим людям. Реализовать себя в этом направлении им помогает волонтёрский центр. Социальная практика – это сухое словосочетание включает в себя огромное количество смыслов. Один из ключевых – помощь людям, их поддержка в трудных ситуациях. Ради помощи людям волонтёры сотрудничают с различными организациями города, региона и страны. В 2022 году в центре работало около трех тысяч добровольцев.

За год волонтёрский центр МГТУ принял участие в реализации двух федеральных проектов: «Формирование комфортной городской среды» и акция взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ.

Штаб #МЫВМЕСТЕ работает в университете с апреля прошлого года. За это время им собрано большое количество гуманитарной помощи, проводились различные мероприятия, оказывалась поддержка и консультации людям. Волонтёры поддерживают военнослужащих, мобилизованных и их семьи.

Добровольцы принимали участие в реализации известного проекта «Экопост МГТУ» Всероссийского общества охраны природы: совместно со студентами кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности они провели более 120 отборов проб воздуха в различных районах Магнитогорска.

Работа центра отмечена на региональном уровне: его активисты были удостоены премий и именных стипендий, а сам центр вошёл в ТОП-5 университетов на Всероссийском конкурсе «Лучший волонтёрский центр на базе ОВОО».

Быть студентом – здорово!

Современные студенты не только учатся, но и работают, получают вторую профессию, занимаются научной деятельностью, изобретают и внедряют свои идеи в жизнь и, имея чёткую гражданскую позицию, находят в себе ресурс для помощи другим людям. В этом есть немалая доля заслуги сплоченного коллектива вуза. Стать студентом именно легендарного МГТУ им. Г.И. Носова и получить здесь достойную профессию – честь и большая удача! 

Инна Ким

Эксклюзивная выставка

В главном корпусе нашего университета в коридоре второго этажа, что над ректоратом, 25 января в День российского студенчества была открыта художественная выставка работ члена Союза художников России Александра Аркадьевича Исаева. Мастер представил на ней семь своих полотен: «Россия. Возрождение», «Храм Света», «Молитва», «Сирень», «Ромашка», «Старица», «Тишина», выполненных в разной технике, объединенных, тем не менее, неподражаемым звучанием цвета. В работах много символичного, недосказанного, сокрытого, что познается в процессе многократного «прочтения» этих работ. Художник коротко рассказал о каждой картине, поблагодарив по завершении обзора экс-ректора МГТУ им. Г.И. Носова, главного научного сотрудника НИИ «Наносталей» М.В. Чукина, чья инициатива и участие помогли состояться этой выставке. Кроме того, Александр Аркадьевич выразил огромную благодарность президенту МГТУ им. Г.И. Носова В.М. Колокольцеву, который помог организовать в нашем городе Международную художественную выставку. «Даже в бытность МаГУ нам никак не удавалось это сделать, – признался художник. – А Валерию Михайловичу стоило только взяться, и все получилось».

Символично, что открытие выставки состоялось именно 25 января, в день памяти Геннадия Семеновича Гуна, создателя и руководителя системы эстетического воспитания студентов в нашем университете (тогда МГМИ). Выставка продолжит свою работу в течение месяца.

Елена ДОЛГИХ

Девяносто лет вместе

ПАО «ММК» – один из старейших партнеров МГТУ им. Г.И. Носова. История этого сотрудничества берет свое начало с первых лет строительства будущего металлургического гиганта, когда молодое предприятие остро нуждалось в кадрах, что стало одним из основных побудительных мотивов появления в зарождающемся городе технического образования, вначале на базе филиалов Свердловских втузов (1931 г.), а затем и в самостоятельном Магнитогорском горно-металлургическом институте (1934 г.). Уже в 1937 году производственники получили первых 20 инженеров – горняков, сталеплавильщиков, прокатчиков.

С того времени подготовка кадров – одно из ведущих направлений сотрудничества МГМИ-МГМА-МГТУ и ПАО «ММК». Только на руководящих должностях разного уровня на комбинате сегодня работает 80% наших выпускников, многие из которых вновь возвращаются в альма-матер, чтобы продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре, защитить диссертацию.

В настоящее время наш университет и его стратегический партнер ПАО «ММК» тесно сотрудничают в самых различных областях. Особенно перспективна и плодотворна научно-исследовательская деятельность. Так, в 2022 г. более 50% НИОКР выполнялось учеными МГТУ по заказам ПАО «ММК».

Традиционные направления научного сотрудничества МГТУ – ММК: улучшение показателей аглодоменного передела; совершенствование технологий обработки металлов давлением (листовой и сортовой прокатки); автоматизация технологических процессов и энергосбережение. В последние годы добавились новые работы, связанные с внедрением цифровых двойников, виртуальной и дополненной реальности (VR/AR).

С 2021 года университет в соответствии с Постановлением Правительства РФ №218 выполняет совместно с комбинатом комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. Всего с 2014 по 2023 год выполнено пять проектов, из них три совместно с ПАО «ММК» и два – с ОАО «ММК-Метиз». В настоящее время реализуется проект «Исследование многофункциональных импортозамещающих материалов нового поколения для экстремальных условий эксплуатации, в том числе устойчивых к атмосферной коррозии» под руководством проф. П.П. Полецкова. Завершить его планируется в 2023 году.

В Инжиниринговом центре МГТУ им. Г.И. Носова ведётся работа над проектами, которые направлены на решение проблем импортозамещения в отрасли чёрной металлургии. В 2021 г. учёные освоили производство горячекатаного проката из криогенной низкоуглеродистой стали, характеризующейся высокими показателями ударной вязкости при температуре до –196°С. Разработанная технология успешно реализуется на стане «5000» ПАО «ММК» и предусматривает проведение многостадийной термической обработки проката. Продукция является стратегически значимой и широко востребована при реализации перспективных проектов производства, транспортировки и хранения сжиженного природного газа.

Специалисты РнД МГТУ в 2021 г. разработали систему и технологию автоматического распознавания газования дверей и газоотводящих стояков верхних строений коксовых батарей, в основе которой лежит нейронная сеть, позволяющая определять газование автоматически без участия человека. С помощью технологии машинного зрения детектируются утечки коксового газа. Система тестируется на ПАО «ММК». В рамках проекта установлено более 30 видеокамер, которые круглосуточно в онлайн-режиме отслеживают и фиксируют газование дверей на коксовых батареях № 7 и 8, а также газование газоотводящих стояков на верхних строениях коксовых батарей № 7, 8, 13 и 14.

Не случайно по итогам 2021 года МГТУ получил заслуженную награду «Лучший поставщик НИОКР» ПАО «ММК», а в 2022 году стал одним из победителей конкурса «Цифровой Олимп» по результатам реализации Стратегии цифровизации ПАО «ММК».

В 2022 г. сотрудниками МГТУ им Г.И. Носова, дочерней организацией ООО «РнД МГТУ» и АО «Магнитогорский Гипромез» разработаны программные продукты в виде тренажеров в среде виртуальной реальности для отработки действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для четырёх объектов ПАО «ММК»: центральной электростанции, электросталеплавильного цеха, кислородно-конвертерного цеха и коксового цеха. Три из четырёх тренажеров уже сданы в эксплуатацию, а четвертый будет готов в ближайшее время.

Работники ПАО «ММК» – постоянные участники ежегодной научно-технической конференции «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования», которую проводит университет. В свою очередь МГТУ выступает в качестве и экспертов, и докладчиков на ежегодной научно-технической конференции молодых специалистов ММК.

МГТУ – основной поставщик кадров на комбинат. Вуз оказывает прямые консалтинговые услуги через кафедры (подготовка специалистов, бакалавров, магистров) и переподготовку кадров через ИДПО «Горизонт». ММК имеет свой корпоративный центр подготовки кадров «Персонал», но и туда приглашают вести занятия специалистов нашего вуза.

Комбинат и сам принимает участие в подготовке кадров. Наши студенты ежегодно проходят практику в цехах ПАО «ММК». В 2022 г. производственную практику на комбинате прошли 350 студентов МГТУ и 140 – МпК. Ведущие специалисты ММК участвуют в работе ГАК, разработке образовательных программ.

В ИДПО «Горизонт» c 2018 года реализуется проект «Программа 4+». Инициатором его и заказчиком является ПАО «ММК». В рамках проекта студенты бакалавриата параллельно с первым высшим образованием получают дополнительные компетенции, необходимые для работы в условиях реального производства. За пять лет по программе прошли обучение более 50 студентов четырех институтов МГТУ – ИММиМ, ИЭиАС, ИЭиУ, ИЕиС. Организационное сопровождение программы в МГТУ осуществляет ИДПО «Горизонт» при активном участии дирекций институтов. Сейчас обучение проходят 27 студентов МГТУ.

ПАО «ММК» – один из главных спонсоров программ «Профессионалитет», «Кванториума», «IT-КУБа», Проектной школы МГТУ им. Г.И. Носова, он принимает активное участие в реализации образовательных и научно-исследовательских проектов Предуниверсария МГТУ им. Г.И. Носова.

Настоящее время ставит перед вузом и комбинатом новые вызовы, которые подвигают партнеров к дальнейшему развитию форм сотрудничества.

Подготовила Ирина Портнова

Задачи стоят перед нами интереснейшие!

Мы продолжаем рассказывать об институтах университета, обращая особое внимание на стратегию их развития. Наш сегодняшний собеседник – директор института металлургии, машиностроения и материалообработки А.С. Савинов.

– Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, что представляет из себя сегодня ваш институт?

– Наш институт сформирован на базе кафедр металлургической и машиностроительной направленности трех сильнейших факультетов – химико-металлургического, технологий и качества и механико-машиностроительного. Мощная основа, на которой он был создан, позволяет ему успешно действовать в настоящее время. Институт – бессменный лидер по НИОКРам, по объему финансов, приносимых от научной деятельности, план выполнения которых у нас обычно значительно превышает уровень других институтов. Это все благодаря тем научным кадрам, тому преподавательскому составу, который есть в нашем институте. У нас великолепный кадровый состав, я везде это говорю. И это признают по всей стране. Недаром в этом году наш институт совместно с ПАО «ММК» примет XVII Международный Конгресс сталеплавильщиков на нашей земле. Мы планируем в Магнитогорске организовать выездное заседание ФУМО по направлению «Технологии материалов», в котором участвуют представители всех ведущих вузов, обучающих по направлениям металлургии и материаловедения. Совместное проведение двух мероприятий позволит организовать дружественную встречу между производственниками (порядка 180 предприятий) и ведущими специалистами высшей школы. Мы увидим друг друга, услышим и обсудим текущие проблемы в области формирования кадрового потенциала нашей страны. И все это на базе нашего университета. Здесь я хочу сказать большое спасибо профессору Вахиту Абдрашитовичу Бигееву, который является одним из инициаторов и идеологов этих проектов.

Еще раз хочу отметить научную составляющую нашего института. Оснащение научным оборудованием в нашем институте одно из лучших в стране. И в этом мы должны сказать огромное спасибо В.М. Колокольцеву и М.В. Чукину. Это их первоочередная заслуга. Недаром практически все гости нашего вуза, посещающие наши научные лаборатории, уходят от нас с некоторой толикой зависти.

Что еще мне нравится в нашем институте – это сбалансированный состав заведующих кафедрами. Очень энергичные, не боящиеся конкуренции, патриоты своего дела и нашего института. Очень хорошая дружелюбная обстановка внутри института. Нет каких-то ссор, напряжений. Это дает хорошие результаты. Сочетание здоровой моральной обстановки и энергии, которая присутствует, дает уверенность в том, что для нас нет невыполнимых задач.

Сильное высказывание! А что Вы можете сказать о стратегии развития вашего института в образовательной, научной и других направлениях деятельности?

– Что мы планируем? Вы знаете, мы настолько быстро реагируем на все вызовы времени, что наши намерения тут же переходят в действия. Так, в плане учебного процесса наш институт очень гибкий. На моей памяти, а я уже шесть лет в должности руководителя, мы испробовали множество различных подходов к системе обучения. Надо сказать, не от хорошей жизни. Традиционно в горное дело и в металлургию идут далеко не отличники. И как из них сделать привлекательных для производства специалистов, надо думать. Но тут я хочу отметить, что на протяжении нескольких лет наш институт по качеству набора был на ведущих позициях, уступая, пожалуй, только гуманитарным направлениям.

У нас было очень много нововведений по ребрендингу образовательных программ. Причем он касался не только привлекательности названий направлений подготовки. С новыми названиями шло и существенное изменение их содержания. И за эти программы, как минимум, не стыдно. В свое время открыли «ювелирку», получили результат, новые технологии, сейчас отошли от нее. В современных условиях проходим новый виток – цифровизации производственных процессов: доменного, сталеплавильного, литейного производств. Здесь следует отметить работы в области цифровых двойников, в которых особенно сильна кафедра технологий обработки материалов. Все на очень высоком уровне, и обучение достаточно интересное.

Мы используем новые подходы к самому обучению, такие как «Программа 4+». Сейчас она растиражирована на весь университет, а «пилотниками» были мы. В этой программе студенты заключают контракты с предприятием уже на втором-третьем курсе и получают дополнительные знания за счет средств предприятия, существенно повышая свою конкурентоспособность на рынке труда. И те ребята, которые обучились по этой программе, показали великолепные результаты. Именно это подвигло ПАО «ММК» увеличить финансирование на эту программу, а отделу кадров предприятия ставятся задачи увеличения количества таких специалистов.

В прошлом году мы запустили «дуальное обучение». Оно дает возможность студенту отказаться от традиционной подработки где-то на стороне, получив ее от нас по специальности. Сразу несколько предприятий согласились на этот эксперимент. Для производства это выгодно – за три года, пока студент там трудится, его хорошо узнают. А по окончании вуза его уже берут не на рабочую должность, а на инженерную либо на руководящие позиции. То есть за время обучения он проходит необходимую практику «руками», получая при этом достаточно приличные деньги, которые выше любой стипендии, которую мы предлагаем здесь. Единственное условие – если студент имеет хоть один «долг», то его с работы увольняют. Но это дополнительный стимул качественной учебы по этой программе. Мы специально выделяем время под эту работу. Оно никак не накладывается на учебные занятия, студент проходит полный курс обучения.

В настоящее время мы становимся участниками проекта по так называемым сквозным синергетическим программам, который будет осуществляться совместно с колледжем. Речь идет о возможности наполнения кадрами новых производств, которые сейчас организуются по текущим инвестиционным программам ПАО «ММК». Потребность в выпускниках – более 800 человек. Задача – за три года поднять такой пласт – очень амбициозна. Для нас это имиджевая составляющая в том плане, что просматривается хороший карьерный рост для наших ребят на новых предприятиях, на новых рабочих местах. Там наши выпускники будут на лучших позициях.

Я считаю, что развитие, в первую очередь, должно быть связано с процессами обучения. Институт с этого учебного года реализует две пилотные программы, в остальных институтах по одной. Кто взялся? Два молодых заведующих. Их энергии и целеустремленности только позавидовать!

Пилотные программы, в которых мы сейчас работаем, я считаю, что это наше будущее. Без них, я думаю, у нас шансов на развитие нет. Это связано с нашей системой подушевого финансирования, которая пагубно влияет на качество подготовки специалистов. А пилотные программы, возможно, помогут это исправить, пусть не во всем университете, но будет часть студентов обучена по другим принципам.

В этих пилотных программах сам подход к обучению другой. Что очень ценно, одна из главных компетенций, которую получает студент в процессе обучения, это формирование мышления через определенную методику при изучении истории и философии. Она называется «Сто великих произведений». Студенту предлагается через определенное философское либо историческое произведение рассматривать существующую проблематику. Например, как рассмотреть проблематику с позиции Аристотеля или с позиции Канта. И учитывая большой объем часов, который отводится на эти дисциплины, задачу формирования мыслящего человека, я надеюсь, решить удастся. А мыслящий человек в нашем понимании – он не пропадет в жизни. Тем более с теми разносторонними знаниями, которые он получает.

Наша цель такова – выходящий из стен нашего вуза студент должен сказать спасибо своей альма-матер: «Вот я чего достиг благодаря вам!» И, если в новых программах мы добьемся этого, я считаю, что функция тех программ будет выполнена. Это наша перспектива.

– Образовательная деятельность в вашем институте, действительно, имеет очень интересные направления развития. Вам все удается? Посетовать не на что?

– Проблемы есть всегда и у всех. Например, нам необходимо расширить рынки образовательных услуг, особенно зарубежные. Тем более что нам есть что показать и Европе, и Америке, подготовлены и программы соответствующие. Правда, в современных условиях это пока неактуально. Но в ЮАР, Бразилии, Индии и других странах БРИКС наши образовательные услуги, думаю, будут очень востребованы. Это на перспективу, оригинальные образовательные программы уже готовы. Научиться бы еще их как следует продвигать.

Не могу не сказать о проблеме, которая одинаково остра для многих – современная молодежь не хочет работать на технических специальностях. Отсюда и возникают ежегодно такие сложности с набором. Но решение этой задачи дело не одного института, а наших общих совместных усилий. Стоит отметить снижение престижности профессии преподавателя, педагога, которые тоже стали неинтересны молодым людям, поэтому задачу омоложения кадров в вузе все труднее стало выполнять. Очевидно, привлекательными они станут тогда, когда вырастут заработные платы этих категорий работников, когда всюду с уважением, особым пиететом будут говорить об этих профессиях.

– Александр Сергеевич, а что Вы скажете о стратегии развития в научно-инновационном направлении?

– В настоящее время возникли такие перспективы, такие возможности, что дух захватывает! Мы активно работаем в области цифровых двойников – это мейнстрим науки. Один из таких специалистов у нас профессор Михаил Игоревич Румянцев на кафедре ТОМ. Он даже совместно с заведующим кафедрой ПМиИ Юрием Анатольевичем Извековым подготовил магистерскую программу по этому направлению. В области цифровых двойников работают у нас также и металлурги, и литейщики. Удивительных результатов добиваются научные школы профессоров М.В. Чукина, В.М. Колокольцева, А.М. Песина, В.М. Салганика., В.А. Бигеева, С.К. Сибагатуллина и других профессоров. Впереди огромные задачи по импортозамещению в области металлургической, атомной, судостроительной и других отрасляей промышленности. Задачи у нас в образовании и науке стоят интереснейшие!

Беседовала Анна Картавцева