PDF

Университет – это развивающаяся экосистема

Тулупов О.Н.
Тулупов О.Н.
Университет сегодня – не просто высшее учебное заведение, но образовательная, инновационная экосистема. В нее, конечно, входят и сам университет с его кафедрами, лабораториями, и дочерние компании – наши инновационные предприятия, и разные научные школы: люди самого разного возраста, квалификации и опыта от тех, кому за 80, до людей, кому еще нет 18, таких, как ученики нашей Проектной школы. И именно такая благоприятная среда позволяет формироваться самым разным кросс-дисциплинарным командам, командам разновозрастным, с набором разных необходимых компетенций и внутренним обменом опытом. Все вместе мы создаем экосистему, которая позволяет реализовывать разные проекты, то есть это не только чистая наука, это наука плюс комплексная научно-техническая реализация результатов, плюс поддержка, плюс развитие и тиражирование решений. Именно это сейчас нужно нашим заказчикам, именно это сейчас такой тренд в науке. Наука ради науки тоже интересна, но в прикладной науке нужны результаты в виде реализованных проектов. И именно наша экосистема позволяет этих результатов добиться.

Один из уже известных и показательных результатов возник на стыке наук, когда нашему НИИ Наносталей с уникальным и по российским, и по мировым меркам оборудованием, удалось поработать в историко-археологическом контексте и получить топовые мировые научные открытия в области археологии. Университет корнями находится как в традиционном техническом вузе, так и в классическом гуманитарном. И этот сплав дает очень серьезные результаты, потому что любая проблема – это всегда не только техника, не только гуманитарные и социальные вопросы, это все в комплексе. Иллюстрацией тому служат наши проекты роботизации, выполняемые совместно с НПО «Андроидная техника», результаты которых применяются в медицине и психологии в разных аспектах – от работы с детьми в области нейропсихологии до систем УЗИ-диагностики.

Мы развиваем наши традиционные и новые технологические направления – это, конечно, наши решения по материаловедению и технологиям материалов. Сегодня, например, мы занимаемся «арктическими» сталями, то есть мы продвигаем те важные направления, которые в государственной политике есть. Кроме материаловедения, это, конечно, самые различные новые технологии. Например, лаборатория «TekTerra» – это решения по контролю материалов в потоке. И мы сейчас в рамках очень серьезного контракта ведем большую комплексную работу с Газпромнефтью по анализу буровых растворов, буровых шламов, что позволяет более эффективно добывать нефть по совершенно новым технологиям.

Конечно, следует выделить ПАО «ММК», где, в большинстве своем, работают наши выпускники, – это особые отношения, особое доверие, это стратегическое партнерство. Научно-технический центр ММК, многие его подразделения, дочерние компании ставят зачастую очень амбициозные серьезные задачи перед нами, и мы эти задачи успешно совместно решаем. В декабре 2021 года мы получили премию «Лучший поставщик ММК» в номинации «Лидер научных решений для производства». Это очень серьезная оценка, мы это осознаем, поэтому у нас большие совместные планы. Причем речь идет не только о традиционных технологиях, но, естественно, мы идем в цифровую сферу. Сейчас ведутся работы в направлении цифровых двойников – виртуальных интерактивных аналогов реального объекта или процесса, компьютерной модели, которая в ключевых своих характеристиках дублирует его и способна воспроизводить его состояние при разных условиях эксплуатации. Цифровые двойники – это реальность, они входят в нашу жизнь. МГТУ выполнил увязку цифровой подосновы и математической модели участка охлаждения стана 170 в едином виртуальном пространстве. Такой подход предполагается распространить на весь стан. Есть и другие объекты и приложения. Все это началось с нашего сотрудничества с АО «Магнитогорский ГИПРОМЕЗ» и с ООО «ММК-Информсервис» по применению цифровых решений в проектировании с использованием BIM-моделей. В настоящее время уже разрабатываются цифровые двойники объектов для задач технологии, VR-тренажеры для промбезопасности, виртуальные промышленные туры – много приложений на единой цифровой основе.

За время пандемии у нас появились новые технологии, которые мы разрабатываем на уникальном прокатном стане лаборатории градиентных наноматериалов им. А.П. Жиляева. В рамках существующих технологических схем это позволяет сделать процессы более энергоэффективными, более гибкими, адаптивными, а также достичь новых комплексов свойств металлопроката.

Но главный капитал, которым мы располагаем, это, естественно, интеллектуальный ресурс наших ученых. Возвращаясь к нашей экосистеме – наши лаборатории: и «TekTerra», и НИИ «Промбезопасности», и та традиционная наука, которая развивается в институте горного дела и транспорта, – они пересекаются со всей нашей экосистемой. Например, компания R&D МГТУ объединяет возможности научных школ вуза, передовые наработки и позволяет придать им современный цифровой вид – это технологии машинного зрения, направленные, например, на отслеживание выбросов дыма, которые уже работают в условиях ММК.

Тема экологии для нашего города весьма важная. Совместно с нашими партнерами –  Всероссийским обществом охраны природы – у нас развивается серьезная программа экомониторнга. Магнитка – один из немногих городов России, где формируется независимая экологическая карта, которая становится интерактивной, регулярно обновляемой. Все это выполняется усилиями наших студентов, преподавателей с помощью нового оборудования.

Еще раз хотелось бы упомянуть нашего партнера НПО «Андроидная техника» – это очень успешная российская компания в области робототехники. И, прежде всего, нам нравится, что это наши выпускники, и они успешны. Сейчас мы вместе начинаем проекты в новой университетской лаборатории перспективных электроприводов робототехнических и индустриальных комплексов «AEDrives».

В начале февраля мы открыли наш научно-исследовательский центр спортивной и медицинской реабилитации – это интересно будет не только для университета, но и для жителей города, которые уже сегодня могут пользоваться услугами центра. Это и лучшая в регионе спелеокамера, и целый ряд новых восстановительных технологий.

Все вышесказанное подтверждает, что научно-инновационное развитие университета наиболее эффективно именно в направлении совершенствования и расширения экосистемы.

О.Н. Тулупов, проректор  по научной и инновационной работе

Магнитогорск. Возрождение?

Магнитогорск. Возрождение?
Магнитогорск. Возрождение?

Как Магнитогорску стать точкой притяжения для талантливой молодёжи? Сможет ли он стать крупным центром с развитой инфраструктурой, чистой экологией и способностью удовлетворять разнообразные запросы населения? Какие шаги необходимо для этого предпринять? Какую роль в судьбе города играет менталитет его жителей?

Об этом и о многом другом дискутировали на состоявшейся 11 февраля в стенах МГТУ им. Г.И. Носова Всероссийской конференции «Художественная культура и трансформация индустриального менталитета в условиях моногорода» учёные Урала, Поволжья и Сибири. Форум был организован кафедрой философии института экономики и управления вуза во главе с её заведующей, доктором философских наук Верой Анатольевной Жилиной.

Магнитогорск. Возрождение?
Магнитогорск. Возрождение?
Целью встречи явилась назревшая необходимость выработать концепцию, стратегию и наилучший вариант развития моногорода с тем, чтобы сделать его привлекательным для жизни всех слоёв населения.

По итогам работы прошлых конференций выяснилось, что моногорода не только отражают кризисные явления и болевые точки российского социума в целом, но и обладают огромным потенциалом их преодоления и дальнейшего успешного роста, устойчивого развития, что явилось серьёзным основанием для дальнейших дискуссий.

Сегодня одним из поводов для разговора послужило такое социальное явление, как отток молодёжи из моногородов, в частности, из Магнитогорска. Ученые пытались разобраться, почему, несмотря на огромный индустриальный и эстетический потенциал города, это происходит, и как помочь Магнитогорску.

Магнитогорск. Возрождение?
Магнитогорск. Возрождение?
О важности проблемы заявил в своём вступительном слове проректор по научной и инновационной деятельности МГТУ О.Н. Тулупов. Учёный считает, что многие не замечают и не ценят те плюсы и возможности, которые есть в Магнитогорске. «Хорошо там, где мы есть, а не там, где нас нет», ‒ именно в таком ключе призвал выступающий пересмотреть своё отношение к родному городу, выразив уверенность в том, что со временем в Магнитогорск будут стремиться, приезжать, ибо в городе есть много проектов, которые привлекут людей.

Проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов справедливо отметил: чтобы талантливая молодежь не покидала, а, наоборот, приезжала и оставалась в Магнитогорске, он должен стать по-настоящему комфортным для проживания и безопасным, способным предоставить возможности для её самореализации, что положительно скажется на имидже Магнитогорска, в том числе и на международной арене.

Своё мнение высказали историки, общественники, педагоги, культурологи, юристы, филологи, учёные технических специальностей, студенты и аспиранты.

Пути возрождения города и причины его настоящего положения ученые рассматривали через призму возникновения и трансформации менталитета жителей моногорода, развития его культурного поля и пришли к выводу, что характерным для всех моногородов, а для  Магнитогорска в особенности, является взаимопроникновение технического и эстетического. Именно это обстоятельство обуславливает особое качество перемен в культурной, социальной и ментальной сферах Магнитогорска.

Магнитогорск. Возрождение?
Магнитогорск. Возрождение?

В.А. Жилина в докладе «Ментальность моногорода: идеологический миф или устои русской культуры» дала определение ментальности как в целом, так и в условиях моногородов в частности; охарактеризовала её составные части и рассказала, как именно ментальность населения влияет на судьбу моногорода.

Среди докладчиков были не просто учёные, но практики, которые уже сейчас предпринимают конкретные шаги для того, чтобы вывести Магнитогорск на новый уровень, преобразить, трансформировать его. Например, исполнительный директор АО «НПО «Андроидная техника», к.т.н. Е.А. Дудоров выступил с докладом «Диверсификация ментальности города-завода в город технологических инноваций».

Профессор  кафедры технологий обработки материалов  А.М. Песин рассказал о реализующейся в стенах вуза системе поддержки талантливой молодежи и указал на аспекты, которые помогли бы городу не потерять человеческий потенциал: чтобы город жил, он должен оставаться молодым. Ученый считает, что главное для молодёжи ‒ видение своего будущего: «Наша задача ‒ не только дать возможность детям поступить к нам, предоставить им работу, но выстроить сразу вектор их дальнейшей жизни, рассчитать жизненный путь, который будет связан с Магнитогорском. Показать им плюсы, если они останутся здесь, перспективы: зарплата, работа, творчество. Тогда и родители также будут на нашей стороне, ‒ сказал он. ‒ Уже сейчас при вузе открыта Проектная школа, десятиклассники привлекаются к работе в наших лабораториях». 

Об инновационных сдвигах в судьбах городов размышляла профессор кафедры философии ЮУрГУ Е.Г. Прилукова в докладе «Диктатура рынка: становление российского неомоногорода». Тенденция превращения больших городов в центры развлечений, рейдерские захваты городских земель, миграция, носящая центростремительный характер приводят к тому, что глубинка теряет население. 

К обсуждению подключились выпускники вуза во главе с руководителем Ассоциации выпускников вузов Магнитки А.С. Гольцовым. Были рассмотрены факторы, инициирующие процесс миграции молодежи в крупные города: доступное жильё, высокая зарплата, экологическая безопасность, социальная защита, доступность образования, социализация, ‒ всё то, что может предоставить им мегаполис. Поэтому главный вектор развития Магнитогорска видится, в первую очередь, в создании таких достойных социальных условий, которые бы позволили молодёжи с удовольствием остаться в родном городе. Именно тогда, возможно, изменится и менталитет горожан.

Философский форум в целом прошёл на высоком научном уровне. Участники пленарного и двух секционных заседаний показали креативность, нестандартность мышления, творческий подход и практическую нацеленность в решении возникающих задач.

Инна Ким, фото В.И. Шустикова

Открытие уникального испытательного центра

Открытие уникального испытательного центра
Открытие уникального испытательного центра

Научно-производственное объединение «БелМаг», создателем и руководителем которого является выпускник аспирантуры МГТУ им. Г.И. Носова д.т.н. И.Г. Гун, в рамках Соглашения с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации реализовало инновационный проект. Компания разработала технологию создания конструкций и производства инновационных шаровых шарниров подвески и стоек стабилизаторов автомобилей повышенной долговечности для эксплуатации в сложных климатических условиях России. Также на базе предприятия был создан уникальный испытательный центр, торжественное открытие которого состоялось 2 февраля.

За 25 лет работы в сфере производства автокомпонентов НПО «БелМаг» определило для себя принцип, которому следует до сих пор – для того, чтобы произвести по-настоящему качественный продукт, его нужно самостоятельно разработать. Именно поэтому основными компетенциями НПО «БелМаг» являются разработка, моделирование, прототипирование и валидация компонентов шасси для подвески и рулевого управления. Такой научный подход  к своему делу позволил предприятию стать крупнейшим в РФ разработчиком и производителем компонентов шасси: шаровых шарниров подвески, внутренних и наружных рулевых наконечников, стоек стабилизатора и рулевых тяг.

В рамках проекта НПО «БелМаг» создало на своей базе инновационный испытательный центр, в котором к имеющемуся у предприятия испытательному оборудованию (как от ведущих мировых производителей, так и собственных разработок) добавился уникальный стенд для испытания шаровых шарниров на долговечность и износостойкость, не имеющий аналогов в России. Этот стенд позволяет испытывать шарнирное соединение на циклическую долговечность посредством имитации нагрузок, частот и температур, возникающих при эксплуатации автомобиля, по методикам Renault, Volkswagen, Bosch, Ford, Audi, BMW, DaimlerChrysler, Porsche и других мировых производителей. Испытания шарниров проводятся в режиме знакопеременных нагрузок до 63 кН и диапазоне температур от -40 до +150 градусов Цельсия.

Открытие уникального испытательного центра
Открытие уникального испытательного центра
Присутствовавший на открытии испытательного центра Андре Кляйне (директор немецкой фирмы IAMT Prüfsysteme GmbH, являющейся производителем стенда) так прокомментировал возможности испытательного оборудования:

– Особенность данного стенда заключается в том, что он может моделировать дорожные условия, которые испытывает шаровой шарнир при эксплуатации, и мы уверены, что это оборудование позволит компании «БелМаг» выпускать качественную продукцию и выводить её на мировой уровень.

Поздравить НПО «БелМаг» с успешной реализацией инновационного проекта и открытием испытательного центра приехали министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области П.А. Рыжий, депутаты Государственной думы РФ В.В. Бахметьев и С.А. Наумов, а также ректор МГТУ им. Г.И. Носова М.В. Чукин, который так оценил сотрудничество университета и НПО «БелМаг»:

– На самом деле есть несколько хорошо зарекомендовавших себя традиционных форм взаимодействия. В первую очередь – это наука. Это совместные работы НИР, НИОКР, это наши выпускники, которые с удовольствием приходят сюда, в НПО «БелМаг», на практику, и которых вы видите, принимая участие в ярмарке вакансий как работодатель. Сейчас появляются новые интересные формы взаимодействия с молодёжью, и они заключаются в том, что ребятам важно помочь реализовать значимые, реальные проекты, которые сформированы производством, поэтому, я думаю, следующим этапом взаимодействия будет реализация таких новых проектов. Да, пусть они будут детскими, да, пусть они будут студенческими, но это первый шаг ребят и в науку, и в производство. Это очень важно.

Для нас – университета – НПО «БелМаг» является якорным партнёром, мы много делаем вместе и испытательных, и научных работ, у нас много проектов по развитию кадрового взаимодействия. Я думаю, что именно в этих трендах мы и будем развиваться дальше, и то, что сейчас НПО «БелМаг» открыло именно научную лабораторию, это еще одно подтверждение тех слов, которые были сказаны выше.

Масштабы и важность проделанной НПО «БелМаг» работы оценил ещё один гость мероприятия – генеральный директор Ассоциации предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности» А.В. Крайнов:

– Это уникальный для России проект, потому что таких стендов, позволяющих испытывать шаровые шарниры в соответствии с мировыми спецификациями, произведено и поставлено по всему миру всего 23 единицы. Этот стенд – 24-ый и единственный в России.

Реализация проекта позволит НПО «БелМаг» уже с этого года осуществлять поставки современных инновационных комплектующих для автомобилей на конвейеры ведущих автопроизводителей в России.

Илья Бухалов, начальник отдела рекламы и брендинга АО НПО «БелМаг»

Кто, если не мы?

Кто, если не мы?
Кто, если не мы?

В России 23 февраля отметили День защитника Отечества. Одним из них совсем недавно был рядовой Николай Пыхтунов, ныне студент группы ТЭТб-20. Осенью 2021 года, отслужив в рядах Российской Армии, он вернулся в МГТУ им. Г.И. Носова.

– Николай, скажите, служба в армии – Ваш осознанный выбор?

– Я с детства знал, что пойду в армию, у меня отец – офицер в отставке, я к этому был готов, у меня даже и мысли не было о том, чтобы попробовать «откосить». И физически я был хорошо подготовлен – с шести лет занимался в секции акробатики МГТУ у Раисы Николаевны Курамшиной и Евгения Александровича Цайтлера, которым я очень за все благодарен. Летом 2020 года после окончания Магнитогорского технологического колледжа им. В.П. Омельченко мне пришла первая повестка из военкомата, но я решил отложить свой поход туда, чтобы поступить в университет, а уже потом уйти в армию. В колледже я получил специальность автомеханика, поэтому в вузе выбрал направление «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (Автомобильный сервис). Осенью, получив вторую повестку, прошел медкомиссию и 16 ноября ушел служить.

Кто, если не мы?
Кто, если не мы?

Мы прибыли в распределительный пункт в Копейске и буквально через 15 минут назвали фамилии нашей магнитогорской группы из пяти человек. Так мы отправились на Дальний Восток в г. Белогорск в войска связи. Мне там очень понравилось – красивая природа, своя экология, другой климат, люди другие, более закрытые, что ли. Здесь много иностранцев, потому что граница рядом. Очень много китайцев.

– Чему Вы научились в армии?

– Армия – это хорошая школа жизни. Первое и основное, чему она учит – это дисциплина и исполнительность. Кроме того, здесь ты получаешь новые знания, которые могут пригодиться в дальнейшем.

– Николай, Вас призвали в армию достаточно взрослым. Есть ли разница между призывниками Вашего возраста и ребятами, которые пришли сразу после окончания школы?

– Нам сразу сказали, что мы все одинаковые, независимо от возраста или статуса, который был на «гражданке». Все ходят в одной форме, одинаково питаются, со всеми одинаково разговаривают. Мне с молодыми ребятами было даже проще общаться. Они более раскрепощенные. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, чувствуется, что у них другое мировоззрение. Было интересно знать их точку зрения по разным вопросам. У ребят моего возраста, даже несмотря на то, что многие из них уже жили самостоятельно от родителей и работали, волнение было больше, чем у вчерашних школьников. Иногда молодежь справлялась с порученным заданием даже лучше, чем взрослые.

– Вы были участником парада Победы 9 мая в Белогорске. А как Вы попали в их число?

– Наша часть является показательной в Белогорске, поэтому наше подразделение всегда участвует в параде 9 Мая. К празднику мы готовились три месяца ежедневно с утра до вечера с перерывами на сон и прием пищи. Так как парад Победы в России всегда начинается с Дальнего Востока, то наш город одним из первых открыл этот праздничный парад. Я горжусь, что мы были участниками в нем и первыми прошли в его строю.

– Вы вернулись после армии в университет. Тяжело догонять свою группу?

– Нет. У меня появилось очень много свободного времени по сравнению с армией, где было все строго расписано. Это чуть-чуть дезориентирует. Но сейчас я более сосредоточен на достижении своей цели и уверен, что смогу все, что запланировал.

– Что бы Вы посоветовали будущим солдатам?

– Армии не надо бояться, надо идти служить, это естественно для мужчин. У нас в части не было дедовщины. Это явление ушло в прошлое и очень жёстко пресекается офицерами. Кто-то считает, что это потерянный год, но я так не думаю. В армии ты приобретаешь не только новые знания, но и опыт. Каждый получает свое, потому что человек индивидуален. Я считаю, что через это надо пройти, а потом сделать для себя необходимые выводы.

Я поздравляю всех с праздником, желаю здоровья и мирного неба всем защитникам Отечества и их семьям.

Ирина ПОРТНОВА

Евгений Дудоров: «С вузом меня связывает очень многое»

Евгений Дудоров
Евгений Дудоров

Окончание. Начало в № 1.

– А как складывалась Ваша карьера?

– На самом деле интересно. Я бы даже сказал, что она начала складываться еще с университета. У меня был такой дурацкий принцип – чем сложнее, тем больше мне туда надо. У нас все боялись идти на дипломную подготовку к Ю.В. Жиркину, потому что считали, что это один из самых строгих преподавателей. А когда он предложил мне и еще одному моему одногруппнику идти к нему на диплом, я охотно согласился. И никогда в жизни об этом не пожалел. Мы с ним начали действительно заниматься наукой. Он мне поручал определенные задачи, я их выполнял. При этом что мне понравилось со стороны его наставничества то, что он говорил: «Ты не упирайся в «стену» при выполнении своих исследований. Если видишь какие-то ответвления вправо, влево, сходи туда, попробуй, проверь эти гипотезы – это может оказаться самым коротким путем для достижения твоей цели». И действительно это по жизни помогает, становишься гибким при решении сложных задач. На тот момент мы много сделали, получили очень хорошие результаты, которые позже я стал применять. Мы занимались тогда системами повышения надежности подшипниковых узлов. Я, заканчивая пятый курс университета, устроился в компанию «Металлпромсервис» слесарем 4 разряда, они как раз занимались поставкой и обслуживанием смазочного оборудования. А еще раньше была такая история, когда я с 3 курса проходил обучение в Международном центре образовательных систем, который действовал в МГТУ. Туда был большой конкурс – 4 человека на место, все рвались в МЦОС, так как это была прямая дорога в специалисты ММК. Мне удалось поступить на эту программу. Отучился в центре, предварительно подписав контракт с ММК, что после университета должен там отработать не менее 3-х лет. Но время еще было, и я на пятом курсе устроился в компанию «Металлпромсервис». Потом так сложилось, что буквально через месяц после трудоустройства у меня погиб отец, и мне нужно было становиться взрослым. Прежние планы – поработаю немного, потом уволюсь и пойду на комбинат – пришлось свернуть. Нужно было как-то помогать маме и младшему брату. И я продолжил работать дальше, втянулся, через пару месяцев получил пятый разряд слесаря. Потом конструкторы заметили, что я разбираюсь в чертежах и даже могу что-то свое предложить, и пригласили работать к себе. Буквально через несколько месяцев я стал инженером конструкторского бюро, спустя еще несколько месяцев – ведущим инженером, а через год – главным конструктором на предприятии. На этом предприятии я дошел до коммерческого директора. Как считаю, это только благодаря тому, что руководство постоянно ставило какие-то, казалось, невыполнимые, сложные задачи, которых было гораздо больше, чем их решений. Приходилось ими заниматься, постоянно думать, порой не спать, какие-то новые решения создавать. А в 2014 году, тогда я защитил кандидатскую диссертацию, меня пригласили в НПО «Андроидная техника» на должность начальника производства, потом я был техническим директором, а сейчас – исполнительный директор предприятия. Как-то так!

– Евгений Александрович, компания «Андроидная техника» существует с 2009 года. За это время насколько она себя проявила на поле производителей робототехники, насколько узнаваема, каков ее статус?

– Мы всегда были узнаваемы больше вне города, сейчас стараемся, чтобы и в городе, и в области знали и понимали, кто мы, чем занимаемся. На тот момент, когда я пришел на предприятие, я был 44-м, а сейчас у нас работает порядка 150 человек. Если говорить об узнаваемости, я приведу следующий пример. В прошлом году в рамках Года науки и технологии были изданы памятные марки достижений российской науки. На них изображены четыре проекта, два из которых – проекты НПО «Андроидная техника». На самом деле это говорит о том, что в Магнитогорске есть молодые инженеры, разработчики, способные создавать проекты государственного уровня, которые отмечаются на федеральном уровне и имеют определенную конкурентоспособность. Поэтому считаю, что НПО «Андроидная техника» сегодня – узнаваемое предприятие в своем направлении. И, что любопытно, около 80% его сотрудников являются выпускниками МГТУ либо по инженерному диплому, либо по какому-то другому.

– Вы берете студентов на оплачиваемую практику?

– По-разному. И на оплачиваемую, и на неоплачиваемую практику берем. Если говорить о программистах, то их, как правило, берем на оплачиваемую практику, конструкторов, которые могут работать, тоже берем на оплачиваемую. Все зависит от поставленных задач и тех студентов, которые приходят. То есть если студент готов работать, мы готовы полностью взаимодействовать с ним, оплачивать, давать ему самые интересные задачи, чтобы он развивался как специалист.

– Ваша компания сотрудничает со многими крупными предприятиями и организациями. Входит ли МГТУ в когорту ключевых партнеров?

– Да, конечно! МГТУ действительно один из наших ключевых партнеров. Мы сейчас сделали совместную лабораторию по электроприводам (лаборатория перспективных электроприводов робототехнических и промышленных систем), в рамках которой планируем развивать отдельное направление – создание высокотехнологичных электроприводов на отечественной компонентной базе. Одновременно начались совместные проекты по направлению Магнитогорского металлургического комбината в сфере роботизации. Ещё один из совместных проектов – по медицине. Это тренажер для УЗИ-диагностики. Плюс мы проводим ряд совместных мероприятий. В частности, в 2019 году проводили такое мероприятие в рамках военно-промышленной комиссии, когда приглашали в Магнитогорск порядка 100 специалистов в области робототехники из Москвы и других регионов. Очень часто мы вместе выезжаем на какие-то форумы, конференции.

– В свете всего сказанного уточните, пожалуйста, с какими кафедрами, подразделениями вуза у вас наиболее тесные связи, активное сотрудничество?

– Наиболее тесное сотрудничество сейчас с институтом гуманитарного образования по направлению создания социальных роботов; очень плотно работаем с институтами энергетики и автоматизированных систем и металлургии, машиностроения и материаловедения. Также работаем в направлении горного оборудования. У нас есть учёный, объединяющий нас в этих делах, – это профессор Ильдар Мухаметович Кутлубаев, ведущий научный руководитель нашего предприятия.

– Евгений Александрович, Вы не только выпускник МГТУ, его партнер, но и входите в состав попечительского совета эндаумент-фонда МГТУ. Что побудило Вас стать членом совета? Как Вы вообще оцениваете целесообразность создания фондов целевого капитала в университетах?

– Очень положительно оцениваю создание таких фондов. Потому что выпускники не должны забывать свои корни. Они должны понимать, в какой среде выросли, помнить то, что позволило им стать тем, кем они теперь являются. Я считаю, если есть возможность помогать университету развиваться и помогать развивать молодых людей, которые могут в будущем стать успешными, это нужно делать. Сейчас время меняется и необходимо отдавать своим корням немножко своей энергии. Эта энергия может выражаться в финансовых, политических решениях, связях и тому подобное, то есть это должно передаваться в различных форматах поддержки. И, если посмотреть, многие эндаумент-фонды вузов, таких как МФТИ, МГУ и других, достаточно существенную роль играют в политике университетов. Почему? Потому что это, как правило, те люди, которые занимаются бизнесом, имеют определенный статус. И они видят немного по-другому потребности рынка в тех или иных специалистах или в тех или иных изысканиях. И они могут давать существенные рекомендации непосредственно руководству университета. Считаю, что эндаумент-фонд МГТУ должен быть и развиваться. Потому я сразу дал согласие войти в состав попечительского совета эндаумент-фонда после разговора с ректором М.В. Чукиным и проректором О.Н. Тулуповым. Считаю правильным, что руководство университета заботится о его долгосрочном развитии.

– В свое время в Индустриальном техникуме, который позже вошел в состав многопрофильного колледжа МГТУ, учился космонавт Павел Романович Попович. В 60-70–х годах в нашем вузе выполнялась закрытая программа «Камыш» по космической тематике, в 2019 году на космической станции работал антропоморфный робот Федор, изготовленный вашим предприятием при участии наших ученых. Что бы значил этот реальный космический след в МГТУ им. Г.И. Носова, как Вы считаете?

– Приведу пример из флоры: грибок сидит где-то глубоко в земле и ждёт влаги для развития, а пойдет хороший дождь, и он появится на поверхности и будет очень быстро расти. Так и с идеями, техническими и научными. Они зреют, появляется контур, крепнут, а потом в определенный момент наступает их пора, и они появляются на свет. Сейчас мы видим, что все стремятся на Луну. Почему? Луна – это, в первую очередь, определенные ресурсы. Как эти ресурсы получить? Надо создавать там базы. Чтобы их создать, нужно оборудование и технологии. А где это взять? – У металлургов! И эти технологии теперь необходимо правильно объединить и применить на Луне. За счет чего они будут там реализовываться? За счет робототехники. И вот она связь – робототехника, то, чем мы занимаемся, металлургия, то, чем занимается университет и ММК, как результат – синергия и развитие этих технологий в космосе, на Луне. Оно просто все ждет своего времени. Когда технология подошла, появляются технические возможности, возникает этот всплеск, эта потребность. Я думаю, мы сейчас придем к той части, когда через 10, 15, 20 лет появится реальный запрос на создание металлургических процессов непосредственно на Луне. Потому что туда везти строительные материалы с Земли смысла никакого не имеет, но создавать их там – это единственно возможный вариант. Поэтому я думаю, что в этом направлении наша с университетом синергия себя ещё проявит. Тем более мы сейчас уже начали принимать активное участие в формировании территории «Притяжение», когда предложили разместить в Парке лунную базу, на которой перемещаются роботы, и выполняются определенные металлургические процессы. Постараемся сделать небольшой шаг вперед и показать возможное будущее человечества вне Земли.

Обсуждая тему космического следа в МГТУ, я не коснулся факта качественной подготовки специалистов и высокого научного потенциала ученых вуза, потому что это априори так. То, что институт металлургии один из самых сильных – бесспорно. То, что гуманитарное направление одно из сильных – тоже никаких вопросов. То, что большая часть горняков, которые работают в округе и не только, тоже здесь обучались – тоже факт. Поэтому, конечно, та школа, которая была заложена и которая продолжает развиваться, позволяет таким людям двигаться дальше. Я и в отношении себя могу сказать. То, что в меня вложили – заниматься наукой, – я этой наукой занимаюсь каждый день, каждый день приходится генерировать какие-то новые идеи и решения. И они появляются не с пустого места, а за счет того, что ты имеешь достаточно большой кругозор, ты понимаешь мир в различных направлениях и знаешь, как это все состыковать. Я не помню каких-то конкретных формул, определений, но я знаю, где это взять, меня научили пользоваться этим инструментом и тем, что меня окружает.

Анна  КАРТАВЦЕВА

Ты помнишь, как все начиналось?

Ты помнишь, как все начиналось?
Ты помнишь, как все начиналось?

Начало 30-х годов прошлого столетия стало для нашего города временем зарождения профессионального образования. Один за другим открывались филиалы уральских втузов, а с 1932 года берет свое начало высшее педагогическое образование. О его зарождении, развитии, становлении и сегодняшнем дне пойдет речь в новой рубрике.

В 1929 году у подножия горы Магнитной начинается строительство крупнейшего в стране металлургического комбината. Вскоре здесь закладывается новый социалистический город. На их строительство в Магнитогорск со всех концов страны приезжали тысячи людей. Население города росло с каждым днем. Рядом с бараками и первыми домами соцгорода сооружались первые школьные здания. Если на 1 сентября 1930 года в школах города обучалось 778 детей, то к 1 августа 1931 года количество их возросло до 5871. Среди рабочих стройки было много неграмотных и малограмотных. Поэтому городскому отделу народного образования приходилось решать не только вопросы детского всеобуча, но и принимать меры для ликвидации неграмотности взрослого населения. Успешное решение этих задач во многом упиралось в проблему преподавательских кадров. В 1931 году в школах города работало 145 учителей при потребности в 425. Причем далеко не все из работавших учителей имели соответствующее педагогическое образование. Все это свидетельствовало об острой необходимости создания в городе педагогического учебного заведения.

Большую помощь городскому отделу народного образования в решении назревших проблем оказал Народный комиссариат просвещения РСФСР. В апреле 1931 г. нарком просвещения РСФСР А.С. Бубнов выступил на пленуме городского Совета Магнитогорска с докладом об очередных задачах культурного строительства, а 9 мая 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР специально рассмотрела вопрос о состоянии народного образования в г. Магнитогорске. В решении коллегии говорилось: «Важнейшими мероприятиями, которые должны быть развернуты Магнитогорским гороно в ближайшее время, являются: введение всеобщего семилетнего обучения, полная ликвидация неграмотности и малограмотности... Отмечая неблагополучное состояние с кадрами и несомненные трудности подготовки педагогов на месте, коллегия постановляет: командировать в Магнитогорск 100 учителей для школ первой ступени и 25 – для школ второй ступени. Открыть с 1 октября 1932 г. в Магнитогорске вечерний индустриально-педагогический институт».

Ты помнишь, как все начиналось?
Ты помнишь, как все начиналось?

Сразу же после принятия этого постановления коллегия Наркомпроса РСФСР начала осуществлять первые организационные мероприятия по подготовке к открытию института. Управление комбината выделило для него дом по улице им. Маяковского, 40 (впоследствии в нем до 1970 г. размещалось студенческое общежитие). 7 июля 1932 года в соответствии с приказом Уралоно приступил к исполнению своих обязанностей первый директор института В.Н. Северный. В соответствии с указаниями Наркомпроса занятия в институте на математическом, физическом, химическом, историческом и экономическом отделениях должны были начаться с 1 октября 1932 г. В ноябре 1932 г. был также объявлен прием на отделение русского языка и литературы. Всего на первый курс института осенью 1932 года было принято около ста студентов, в основном учителей города.

Работу с ними начали шесть первых преподавателей института на кафедрах социально-экономических и физико-математических дисциплин. Первая в марте 1934 г. была разделена на кафедру русского языка и литературы и кафедру истории. В 1934 г. при вечернем педагогическом институте был открыт дневной двухгодичный учительский институт с тремя отделениями: физико-математическим, историческим, русского языка и литературы. Тогда же институту была передана часть здания одной из школ города по пр. Пушкина, 21. Это здание, вскоре полностью перешедшее в распоряжение института, до конца 1969 г. было основным учебным корпусом МГПИ. С января 1937 г. по указанию Наркомпроса РСФСР вечерний педагогический институт Магнитогорска был переведен на систему заочного обучения с предоставлением студентам I-II курсов права перехода на соответствующий курс дневного учительского института (фактически такой переход начался даже несколько раньше). Заочное отделение в институте начало официально действовать с июля 1937 г. С 1 сентября 1938 г. в Магнитогорске начал работать дневной педагогический институт с тремя факультетами: физико-математическим, русского языка и литературы и историческим.

Ю.Д. Коробков, профессор кафедры всеобщей истории