PDF

Процедура выборов ректора началась

Работа ученого совета университета в этом учебном году началась уже в августе – 31 числа прошло его первое внеочередное заседание. Это было вызвано тем, что, согласно письму Минобрнауки РФ, вуз приступает к процедуре выборов ректора. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ, в середине октября состоится аттестация кандидатур на должность ректора. В связи с этим на августовском заседании были утверждены положение по виду деятельности СМК «Процедура выборов ректора», состав комиссии и план мероприятий по проведению этой процедуры.

На заседании ученого совета 14 сентября было объявлено, что в комиссию по выборам ректора поступило два заявления от кандидатов на пост ректора: от проректора по образовательной деятельности Д.В. Терентьева и действующего ректора М.В. Чукина. Также в комиссию поступили выписки из протоколов собраний трудовых коллективов наших подразделений и ученых советов институтов. Кандидатура Д.В. Терентьева выдвинута коллективами МпК и учебно-методического управления, М.В. Чукина – ученым советом ИММиМ, ИЭиАС, ИГО. Все документы, поступившие в комиссию, соответствовали всем нормам и требованиям. Ученый совет утвердил представленный список кандидатов на должность ректора МГТУ им. Г.И. Носова.

Также на заседании 14 сентября было утверждено количество студентов для назначения на повышенную государственную академическую стипендию во втором полугодии 2022 года, размеры ПГАС и повышенной социальной стипендии студентам 1-2 курсов, обучавшимся на «хорошо» и «отлично» в первом полугодии 2022 года (ее размер установлен в объеме 9415 руб.)

Анна Картавцева

(Подробнее читайте на сайте МГТУ в разделе «Ученый совет»)

Профессионалитет

Магнитогорский технический университет презентовал новую учебную площадку в области металлургии и металлургического машиностроения – образовательно-производственный кластер «Профессионалитет», который расположился в зданиях университетского многопрофильного колледжа.

В этом году «Профессионалитет» из 1500 желающих принял 225 человек.

Будущие металлурги, слесари, токари, сварщики, гидравлики, электрики, программисты познают азы профессии на новейшей материально-технической базе центра.

Они учатся в максимально приближенных к производству лабораториях, повторяющих весь производственный цикл металлургии и ориентированных на нужды конкретных производств. Не за горами оплачиваемая практика, а затем и работа на ведущих предприятиях города.

Партнёрами вуза в части реализации дорогостоящего проекта «Профессионалитет» явились предприятия ПАО «ММК»: ОАО «ММК-Метиз», ООО «МРК», ООО «МЗТМ», ООО «ОСК», которые инвестировали в него 25 млн рублей в дополнение к дотации из федерального бюджета в 100 млн рублей. Сам университет инвестировал 8 млн рублей.

‒ Студенты с первого дня обучения будут вовлечены в производственный процесс, культуру и атмосферу одного из конкретных четырёх предприятий. К выпуску ребята будут максимально адаптированы для работы, и им гарантировано стопроцентное трудоустройство, ‒ прокомментировал открытие «Профессионалитета» проректор по образовательной деятельности МГТУ им. Г.И. Носова Д.В. ТЕРЕНТЬЕВ.

Магнитогорский учебный кластер «Профессионалитет» не единственный в стране – в России в рамках федерального проекта «Профессионалитет» госпрограммы РФ «Развитие образования» в этом году открылось по разным отраслям промышленности 70 подобных центров в 42 регионах страны. Здесь за 2–2,5 года будут готовить кадры для высокотехнологичных производств ведущих предприятий региона в области металлургии. В разработке программ обучения принимают участие как учёные вуза, так и производственники-работодатели.

Директор одного из предприятий-партнёров ООО «Механоремонтный комплекс» О.П. ШИРЯЕВ рассказывает:

‒ Перспективы плодотворного сотрудничества нашего предприятия с МГТУ им. Г.И. Носова состоят в совместном построении некоего «конвейера» по профессиональной подготовке максимально готовых под специфику производства ООО «МРК» специалистов. Эта подготовка должна начинаться со школьной скамьи и заканчиваться получением высшего технического образования в университете. Задача «Профессионалитета» ‒ подключить заказчика-работодателя в выстроенную в предыдущие годы в вузе вертикальную структуру получения образования и привлечь под заказ все имеющиеся у предприятия ресурсы и компетенции. Тандем МГТУ ‒ ООО «МРК» будет способствовать достижению максимального результата, и, прежде всего, для самого предприятия-заказчика.

ООО «МРК» ждёт от сотрудничества с МГТУ, учитывая специфику «Профессионалитета», не просто выпускников, а квалифицированных специалистов по ключевым базовым специальностям. При этом выпускники уже должны быть адаптированы под специфику производства ООО «МРК»: знать завод, его историю и традиции, культуру производства и корпоративную стратегию, быть максимально вовлечеными в коллектив.

Для успешной работы на нашем предприятии выпускник «Профессионалитета» должен иметь теоретическую подготовку по адаптированным под технологию и оборудование ООО «МРК» программам обучения, в разработке которых принимали непосредственное участие наши специалисты.

Во время учебы наш студент неоднократно побывает на производственных площадках ООО «МРК» в ходе экскурсий, практик, стажировок и работы. И к началу своей трудовой деятельности на ООО «МРК» уже будет знать свой цех, его основной руководящий состав, технологию и оборудование. А самое главное, будет иметь практические навыки работы на конкретном оборудовании. Таким образом, выпускник «Профессионалитета» уже с первых дней работы способен самостоятельно приступить к производству продукции на нашем предприятии. Поэтому к моменту окончания колледжа он должен абсолютно однозначно понимать, что идёт работать именно в ООО «МРК».

ООО «МРК» принимало самое активное участие в создании «Профессионалитета». В соответствии с условиями проекта «Профессионалитет» мы направили 6 млн рублей на техническое переоборудование производственной базы многопрофильного колледжа. Помимо этого, для организации производственного обучения студентов по специальностям «токарь» и «слесарь», наше предприятие передало в колледж токарно-винторезный станок, наждачно-заточной станок и электрический пресс. Оборудование было доставлено и смонтировано силами специалистов ООО «МРК». Специалисты ЦРМО-1 ООО «МРК» изготовили и смонтировали на производственной базе колледжа десять сварочных кабин для обучения и наработки практических навыков по специальности «сварщик».

Надеемся, что и в дальнейшем будем развивать партнерство МГТУ‒ООО «МРК», дополняя компетенции системы среднего профессионального технического образования опытом, навыками и компетенциями производственников и получая специалистов высокого уровня.

МГТУ им. Носова для себя решает вопрос актуальности программ и специальностей для работодателя, повышает популярность своих специальностей и рейтинг многопрофильного колледжа МГТУ. ООО «МРК», в свою очередь ‒ вопрос системного планомерного комплектования своего предприятия специалистами, востребованными на производстве. В итоге наша обоюдная задача ‒ с помощью проекта «Профессионалитет» максимально вовлечь молодёжь в реальный сектор экономики, в самое настоящее промышленное производство!»

С.В. Дубовский, директор ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ», считает, что «Профессионалитет» – это эффективная система подготовки кадров, поскольку программа обучения разрабатывается совместно с предприятием ‒ потенциальным работодателем. В ней четко определяются компетенции необходимых предприятию специалистов. Практическая направленность обучения даст будущим работникам знания и навыки, необходимые не на абстрактном, а на вполне конкретном предприятии.

«Надеемся, что в перспективе, благодаря участию ОАО «ММК-МЕТИЗ» в федеральной программе «Профессионалитет», на предприятие придут работать профессионалы, которые смогут легко адаптироваться под изменения, которые постоянно происходят на современном производстве.

Современное метизное производство становится все более наукоёмким. Качественную, востребованную на рынке продукцию можно производить, лишь используя новейшие технологии и сложное оборудование, разобраться с которыми может только специалист, обладающий хорошей профессиональной подготовкой. Именно таких специалистов мы ждем и надеемся, что программа «Профессионалитет» оправдает наши ожидания.

Хотелось бы, конечно, чтобы будущий выпускник понимал, что, приходя на производство, он становится частью команды. Здесь общий успех складывается из действий каждого. А для этого важно быть не только профессионалом, но и разделять корпоративную культуру предприятия, быть приверженным к культуре безопасности.

Желаем студентам как можно скорее пройти адаптацию к новым образовательным программам, освоить современное оборудование и найти себя на нашем производстве!»

В рамках заключенного соглашения о партнерстве ОАО «ММК-МЕТИЗ» сделало благотворительный взнос на развитие «Профессионалитета», его работники изготовили и передали для экспозиции в учебных классах колледжа информационные стенды.

К началу учебного года в колледже подготовлено 18 лабораторий и мастерских, где будут заниматься будущие специалисты среднего звена в области металлургического машиностроения и металлургии. Восемь из них ‒ именные. Так, согласно новой университетской традиции, увековечена память видных учёных, которые внесли вклад в развитие науки не только нашего города, но и страны. Например, открыта именная лаборатория-мастерская «Технологии металлургического производства» имени учёного-металлурга А.М. Бигеева, по учебникам которого до сих пор учатся; действует мастерская технологии листового сортового и метизного производства имени В.Л. Колмогорова, ученого-создателя уральской школы механики обработки металлов давлением. В этих лабораториях студенты будут осваивать азы профессии на точно таком же оборудовании, на котором в дальнейшем им предстоит работать: на лабораторных прокатных и волочильных станах, тренажерах «Вальцовщик стана холодной прокатки: участок дрессировки и правки оцинкованной полосы» и «Линия загрузки заготовок», тренажерном комплексе с настоящими пультами управления и другом оборудовании.

Директор колледжа при МГТУ С.А. МАХНОВСКИЙ считает: «Созданный на базе МпК образовательно-производственный кластер «Время компетенций и профессионализма» ‒ новый виток развития нашего многопрофильного колледжа.

Это не только пополнение, а, в основном, обновление и внедрение в учебный процесс нового современного высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения, что привело к серьезному повышению профессиональных педагогических и воспитательных компетенций наших педагогов. Почти все они уже стажируются на новых технологических принципах на ведущих предприятиях города по внедрению этого оборудования и его эксплуатации на рабочем месте. В середине октября охват этим обучением педагогов колледжа составит почти 96%.

Кластер, приоритет которого – непрерывное развитие его проектного офиса через организацию совместных активностей по улучшению и реализацию принципов бережливого производства объединит ценности профессионального воспитания, работодателей и студентов.

Вместе всё это даст хороший толчок новому качеству профобразования в колледже и высокому качеству трудоустройства его выпускников».

В следующем году число студентов удвоится, и колледж приглашает абитуриентов на специальности «Профессионалитета»: «техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтматики»; «монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»; «оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств»; «металлургия чёрных металлов (доменное, сталеплавильное производство)» и «обработка металлов давлением».

Инна Ким

По сути, вся жизнь – это стройка

Героем рубрики сегодня является Александр Евгеньевич Леднёв, заместитель главы города Магнитогорска, выпускник МГТУ им. Г.И. Носова 2004 года.

– Александр Евгеньевич, Вы обучались в МГТУ по специальности «теплогазоснабжение и вентиляция». Это был случайный или глубоко продуманный выбор?

– Этот выбор был, конечно, не случайным. Меня вообще привлекало всё, связанное со строительством. А в тот год на стройфаке специальность «теплогазоснабжение и вентиляция» оказалась одной из наиболее востребованных, проходной балл был 44 из 48 возможных. И я сделал свой выбор. Хотя вполне мог бы сделать и случайный шаг: меня усиленно приглашали на техфак в пединститут. Я даже прошел подготовительные курсы. А потом «включил голову» и понял, что все-таки лучше стать строителем, а не учителем труда.

– А как Вы сейчас оцениваете качество полученного образования?

– Вы знаете, хорошо. Там невозможно было получить оценку «за просто так». Требовалось учиться по-настоящему. Никогда не забуду, как мы сдавали коллоквиум по математике М.И. Артемьеву, у которого списать было невозможно – он прохаживался между рядами и смотрел, как мы готовимся. Хотя, собственно, я и не списывал никогда.

Все предметы подавались с огоньком, с душой. С интересом изучал философию, социологию. Когда пошли специальные дисциплины – теплофизика, теоретическая механика и другие, где нужно было что-то считать, представлять, чертить, они тоже давались мне достаточно легко, хотя и я продолжал активно заниматься спортом, легкой атлетикой, баскетболом, выезжал на соревнования. Но все получалось. Не скажу, что учился только на «отлично». Но получил крепкие, качественные знания. И школа, которую я прошел в МГТУ, сейчас очень помогает. Не только базовые установки, которые я получил, но и практика общения. Это были счастливые пять лет жизни, которые сейчас я постоянно вспоминаю.

– Есть ли те преподаватели, которым Вы особенно благодарны?

– По большому счету я благодарен всем. От каждого я взял что-то очень важное для меня. С большой теплотой вспоминается Вера Николаевна Гром, преподаватель физкультуры, которая была как вторая мама, Людмила Ивановна Короткова, преподаватель по теплотехнике и наш куратор Галина Николаевна Трубицина. Очень запомнился Сергей Алексеевич Голяк. Именно от него я впервые узнал о логистике. На тот момент это было чем-то новым и непонятным. И только со временем выяснилось, насколько это важно: сейчас без логистики никуда. Владимир Леонидович Агеев тоже очень большое влияние оказал. Как ни странно, глубокий след в моей жизни оставил Олег Владимирович Емельянов.

– Почему «как ни странно»?

– Его боялись почти все. Ему практически невозможно было сдать предмет, если ты хотя бы раз пропустил его лекцию. У меня тоже появилась пара пропусков из-за спортивных соревнований. Я ему объяснил причину отсутствия, а он невозмутимо: «Какая разница, где ты был. Ты должен переписать у кого-то пропущенные лекции, выучить их, и только тогда я буду с тобой разговаривать». Тогда меня эта принципиальность сильно задела. А со временем я признал его правоту, этим самым он добивался уважения к себе, своему предмету, специальности строителя, потому что если ты чего-то не знаешь, то не должен заходить на стройку. Добрые воспоминания оставил о себе Олег Борисович Курочкин, хороший интересный преподаватель. Но самое незабываемое впечатление как личность произвел на меня Константин Иванович Еремин, хотя он у нас ничего не преподавал. На тот момент он был деканом. Года полтора назад я его встретил. Он пришел ко мне в кабинет, тогда я был главой администрации Правобережного района. Мы хорошо пообщались, повспоминали, попили чаю. Он сейчас имеет массу регалий и титулов в сфере строительства, которым занимается всю жизнь. Каждый раз, когда я вижу людей, которые занимаются стройкой на уровне проектирования, планирования, отмечаю, что эти люди очень успешны. Обучение на строительном факультете в первую очередь дало понимание того, как устроен процесс, как этими процессами управлять. И на каждом этапе того или иного процесса нужны люди определенной квалификации. Вся наша жизнь – это практически стройка. И от того, как ты выстроишь логистические процессы, зависит твой результат, то, насколько крепок будет твой дом.

– Что значит для Вас теперь Магнитогорский государственный технический университет?

– До недавнего времени я мало касался жизни МГТУ, хотя знаком со многими его представителями: Рустамом Муртазиным, Сергеем Волковым, Алексеем Гольцовым и другими. Я вижу, насколько они интересны, многогранны и понимаю, что они могут подготовить новое поколение молодых людей, которые будут способны прославить родной вуз и город. Сейчас для меня МГТУ – это место притяжения молодежи. В одном из докладов ректора М.В. Чукина прозвучало, что в МГТУ приезжают поступать молодые люди со всей страны. Это хороший показатель, хороший результат и оценка труда всего коллектива. Я считаю, что МГТУ ‒  это будущее Магнитогорска в плане подготовки кадров, которые будут развивать город, область, страну.

– Как Вы считаете, чего не хватает в городе по молодежной политике? Делитесь ли Вы сами с молодежью своим опытом, может, выступаете с лекциями, инициируете какие-то проекты?

– Недавно я прочёл лекцию студентам МГТУ на родном строительном факультете, который сейчас именуется институтом строительства, архитектуры и искусства. Мы общались где-то час, и я понял: они классные. Они креативные, готовые что-то создавать, они «включенные». Единственный минус – не все знают, чего хотят. Но это вопрос времени и приоритетов. Сейчас их головы заняты другим. Хотя, исходя из того, что они поступили в МГТУ, можно сделать вывод – они умеют достигать цели. Если позволит время, я с удовольствием продолжу общение. Кстати, на этой встрече наметилась еще одна форма взаимодействия между вузом и городом: ребята готовы в рамках образовательной программы выполнять работы, полезные для городского отдела архитектуры. Со школьниками я уже не раз встречался в рамках реализации проекта «Классные люди», отвечал на вопросы. Основной посыл, который я задаю на встречах – «каждый человек ответственен за свою жизнь». Если получил двойку, имеются проблемы ‒ нет смысла обвинять в этом кого-то.

Говорю с ребятами о любви к Родине по одной простой причине: я обожаю свой город, свою страну. Слова Россия, Родина для меня не пустой звук. Считаю, что Магнитогорск ‒ один из наиболее динамично развивающихся городов не только России. Недавно был в Белоруссии и заметил, что на улицах там очень чисто, и не потому, что убирают, а потому, что не сорят. У нас в Магнитогорске тоже чисто, но потому, что убирают. Поэтому все-таки важно не столько на улицах порядок наводить, сколько в головах.

– А в целом по молодежной политике у нас в городе все в порядке?

– В целом? Вы знаете, нет. Вопросы однозначно есть. Недавно в городе проводили аналитику представители одного из московских вузов. Указали на болевые точки, мы их знаем. Например, что у нас мало мест, где молодежь может культурно отдыхать. Правда, у меня возникает вопрос – что такое культурный отдых для молодежи? Если взять театры, выставки, музеи, то по 23 события в неделю проходит в них.  Это не то? Нет каких-то кафе или еще чего-то? Здесь отчасти можно согласиться. Хотя в доме пионеров есть класс, где бесплатно обучают игре на гитаре. Там очередь. Увидел, что это направление востребованное. Значит, его надо как-то усиливать и развивать. Для занятий спортом тоже имеется огромное количество предложений. Единственно, что в фитнес-клубах занятия платные. Но во многих наших парках есть оборудованные тренировочные площадки… Правда, те же аналитики не могли не отметить, что Магнитогорск прекрасен своими моделями библиотек, новыми современными парками, своей компактностью и удобством для проживания. Среднее образование в Магнитогорске ‒ одно из лучших в Челябинской области, МГТУ им. Г.И. Носова ‒ один из лидеров среди вузов России. Они еще отметили, что у нас не так много проводится различных мероприятий. Я с этим не согласен. У нас их полно. И вечерние заезды велосипедистов, и пробежки «Пять верст» по субботам в Экологическом парке, по воскресеньям А.О. Морозов проводит пробежки «Бегайте сами, бегайте с нами» в парке у монумента «Тыл – фронту», а 17 сентября прошел забег «Европа – Азия», первого октября тоже большие забеги будут проводиться.

– Как вы оцениваете уровень взаимодействия университета и города в сфере образования, воспитания, культуры, спорта?

– Управление спорта очень тесно сотрудничает с МГТУ. Мы арендуем помещения университета для спортивных занятий детей и по другим направлениям. Особенно тесная связь у вуза и города по баскетболу – есть профессиональный клуб, студенческая лига и лига, где играют мальчишки. Мальчишки – это город, студенты – это МГТУ, профессионалы – это и город, и МГТУ в одной связке. Много точек соприкосновения в сфере образования – Кванториум и IT-куб. В области культуры мы проводим много мероприятий, где участвуют студенты. Сейчас действует проект «Пушкинская карта». Любой от 14 до 22 лет может спокойно её оформить, получить на счет пять тыс. рублей и посещать любые культурные мероприятия.

– А могут ли МГТУ и город совместно решать серьезные образовательные проблемы?

– Сейчас мы очень плотно работаем над созданием координационного совета, где можно будет решать острые вопросы, требующие участия разных специалистов. Понимание, как это делать, есть. Нужны заинтересованные люди. Мы ведем подобную работу по другим направлениям. Действует координационный центр по делам несовершеннолетних, координационный совет участников военных действий. На одном из последних заседаний которого, например, было принято решение в Патриотическом сквере в день чествования определенного рода войск поднимать их флаги. Это патриотическое воспитание.

Сейчас, в период геополитических катаклизмов, особенно важно помочь молодежи четко определить свою цель, знать историю своей страны. Когда ты понимаешь, где ты живешь, что твой город в свое время не дал распространиться фашизму по всему миру – ты уже на верном пути.

Недавно я общался с призывниками и был приятно удивлен тем, что они осознанно готовы идти в армию. «Это наша обязанность, – говорят они, – мы пойдем». Некоторые даже расстраивались, что их не пошлют на СВО. Такими ребятами надо гордиться.

– Да, действительно. Александр Евгеньевич, а вы знаете, что еще одной плодотворной формой взаимодействия города и вуза является Ассоциация выпускников университетов Магнитки, действующая в МГТУ?

– Я слышал об этом. Мне Гольцов рассказывал. Он приглашал меня войти в ее состав. Я с удовольствием это сделаю. Просто это вопрос временных моментов и расстановки приоритетов.

Беседовала Анна Картавцева

МГПИ в 70-е годы

Благодаря стремительному росту МГПИ в предшествующий период, к началу 70-х годов он превратился в крупный научно-педагогический центр. Однако быстрое развитие и рост института породили много трудностей. В значительной мере отстала от потребностей времени учебно-материальная база института.

Руководство вуза во главе с новым ректором В.А. Патрушевым энергично взялось за практическое решение назревших проблем. Прежде всего необходимо было улучшить материальную базу. Старое здание пришло в негодность. Решение о строительстве нового учебного корпуса задерживалось. Поэтому был поставлен вопрос о передаче пединституту зданий школы-интерната №3. При поддержке обкома КПСС вопрос решился довольно быстро, и в июле 1971 г. переезд был завершен.

Переход в новое здание был временной и вынужденной мерой. Тем не менее это дало положительные результаты. Были открыты и полностью оснащены кабинеты общественных наук, педагогики и психологии, музыки и эстетического воспитания, методики физики, природоведения, иностранных языков, методики пионерской работы и другие. Появились первые два класса программированного обучения, оборудованные машинами типа «Киси», закуплен универсальный лабораторный стенд-кабинет по психологии. Значительно улучшилось оснащение физических кабинетов. Обновилась и расширилась учебно-материальная база художественно-графического факультета.

Но для дальнейшего развития институту требовался современный учебный корпус. Тем более, что в 70-е гг. продолжилась структурная реорганизация вуза. В 1977 г. кафедра философии и научного коммунизма разделилась на кафедры философии и научного коммунизма, а кафедра физики – на кафедру общей физики и кафедру теоретической физики. В 1977 г. на художественно-графическом факультете было открыто отделение «Учитель черчения и труда». В 1979 г. было принято решение об образовании индустриально-педагогического факультета и кафедры общетехнических дисциплин и труда под руководством к.т.н., доц. Б.А. Загребина. Деканом инд-педа стал к.т.н., доц. А.Д. Латохин.

Поэтому, по инициативе ректора вуза В.А. Патрушева, во второй половине 70-х гг. было построено здание по пр. Ленина, 114. Переезд туда стал огромным событием в жизни института, впервые в своей истории получившего собственный современный учебный корпус, и способствовал дальнейшему развитию МГПИ.

Укрепление кадрового состава велось по двум направлениям: во-первых, путем активизации научной деятельности и создания благоприятных условий для ускоренной работы над диссертациями; во-вторых, за счет привлечения новых научных работников из других вузов и аспирантуры. В результате за короткий период многие кафедры значительно укрепились квалифицированными специалистами.

В январе 1970 г. зав. кафедрой истории КПСС А.В. Секерин защитил докторскую диссертацию. В мае 1972 г. в институте была защищена вторая докторская диссертация зав. кафедрой возрастной физиологии и школьной гигиены С.Е. Мурлагой. Завершили работу над докторскими диссертациями доценты М. Р. Львов и И.Н. Горелов, успешно работали доценты В.А. Сенкевич, Н.С. Нилов, В.Ф. Романов, Ф.А. Орехов и др.

Успешно велась работа по подготовке и защите кандидатских диссертаций. Только за 1970-1972 гг. в вузе было защищено 16 диссертаций. За это время в институт прибыли из аспирантуры и по конкурсу еще около 20 кандидатов наук.

Укрепление учебно-лабораторной базы, пополнение коллектива квалифицированными специалистами позволили поднять на новый уровень научно-исследовательскую работу. Были созданы первые проблемные лаборатории: комплексных социальных исследований, школ продленного дня, научной организации труда и технических средств обучения, которые возглавили доценты Н.С. Нилов, М.Р. Львов и Ф.А. Орехов.

Выросла публикационная активность преподавателей института. Их труды все чаще стали публиковаться на страницах центральных журналов «Вопросы истории КПСС», «Политическое самообразование», «Вестник высшей школы», «Известия Академии наук СССР» и других. В 70-е гг. в Москве вышло в свет несколько книг по актуальным вопросам марксистско-ленинской теории, педагогики и методики преподавания в школе, подготовленных проф. А.И. Секериным, доцентами М.Р. Львовым, Ф.А. Ореховым.

Впервые в истории института были заключены хозяйственные договоры с предприятиями на выполнение научных исследований. Лаборатория комплексных социальных исследований под руководством доцента Н.С. Нилова разработала планы социального развития коллективов метизно-металлургического завода, треста «Магнитострой», управления «Уралстальконструкция» и ряд разделов плана социального развития города. Наиболее активно в ней работали Э.Я. Комиссарова, Ю.Д. Стригин, Г.Ф. Кузина, В.А. Патрушев.

На условиях хоздоговора с металлургическим комбинатом кафедра педагогики и психологии проводила исследование крупной проблемы «Психолого-педагогические основы руководства коллективом». Доценты Ф.А. Орехов, К.И. Корегин, А.Р. Гинзбург, Н.А. Дивитовская, Р.Б. Спекторская читали цикл лекций для высшего звена руководящих работников комбината.

В результате объем хоздоговорных работ в 1972 г. достиг почти 100 тыс. рублей. Приказом Министра просвещения РСФСР в 1971 г. в институте был открыт научно-исследовательский сектор (НИС), значительно расширились права и возможности института, укрепился его научный авторитет.

Особенностью научно-исследовательской работы, прежде всего на специальных и педагогических кафедрах, стало ее тесное сближение с практическими потребностями школ и дошкольных детских учреждений и расширение исследований по методике вузовского преподавания. В сентябре 1972 г. на базе института была проведена ХIV зональная научно-методическая конференция преподавателей физики, астрономии и общетехнических дисциплин педагогических институтов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В 1970 г. к благоустроенному студенческому общежитию на 450 мест в Правобережном районе прибавилось еще одно на 840 мест. Значительно улучшились и бытовые условия преподавателей. Только в 1970-1972 гг. около 40 семей получили новые благоустроенные квартиры.

Решались вопросы отдыха и медицинского обслуживания коллектива. В 1971 г. институт получил участок земли в Карагайском бору и начал строить спортивно-оздоровительный лагерь «Антей». Благодаря этому 80-100 человек одновременно могли отдыхать в великолепном сосновом бору. Летом 1972 г. был построен первый корпус (70 мест) семейного дома отдыха преподавателей на оз. Банном. После открытия здравпункта и зубоврачебного кабинета улучшилось медицинское обслуживание в вузе.

Большое влияние на организацию учебно-воспитательного процесса в институте оказала перестройка работы начальной и средней школы, переход их на новые программы и учебные планы, внедрение новых, современных средств и методов обучения. Институт активно включился в работу по новым программам с использованием современных технических средств, методов проблемного обучения. Одновременно расширилась помощь школам и органам народного образования в переподготовке учителей. Математические кафедры (заведующие – доценты В.Ф. Котов и К.Ф. Михайлов), кафедра физики (заведующий – доцент А.Н. Державин) совместно с гороно пересмотрели тематику семинаров учителей математики и физики при институте. На этих семинарах была разработана методика изучения трудных разделов математики и физики в школе, обсуждена система обучающих и контрольных упражнений для учащихся.

В базовых пионерских лагерях проводились серьезные экспериментальные социологические исследования по воспитанию и обучению студентов, результаты которых использовались и другими образовательными учреждениями, которые неизменно занимали первые места в соревновании и постепенно становились образцово-показательными. Большой вклад в совершенствование работы пионерских лагерей и организацию практики студентов внесли преподаватели Н.Д. Шепелев, К.И. Корегин, В.П. Братусь, Е.С. Клычкова, Н.В. Сергеева. В марте 1972 г. с опытом организации пионерской работы в институте ознакомились и положительно оценили участники Всесоюзного совещания комсомольских работников.

Опыт перестройки преподавания в институте в связи с переходом школ на новые программы и учебники был обстоятельно изучен компетентной комиссией Министерства просвещения РСФСР в конце 1970 г. Итоги обследования и доклад ректора доцента В.А. Патрушева слушались в феврале 1971 г. на заседании Коллегии Министерства просвещения РСФСР. Коллегия одобрила работу педагогического коллектива по совершенствованию системы подготовки кадров для школ и дошкольных учреждений и рекомендовала ректорам педагогических институтов использовать опыт МГПИ.

Хорошей формой научных и творческих связей института со школами являлись научно-методические конференции, которые начали проводиться в институте с 1970 г. в честь Дня учителя и пользовались большой популярностью у учителей города и области. Только в 1970 г. с докладами выступили 28 директоров и учителей школ Магнитогорска, в т.ч. Т. А. Полуэктова (школа № 51), В.Т. Назаров (шк. № 14), Н.Ф. Широков (шк. № 53), В.С. Дорогань (шк. № 62), С.А. Колобов (шк. № 56), Л.И. Куклина (шк. № 6).

По инициативе ректората в конце 70-х годов были созданы комплексные бригады для оказания научной и методической помощи учителям сельских школ. Бригады выезжали на несколько дней в южные районы области (Брединский, Нагайбакский, Кизильский, Верхнеуральский), где проводились семинары, практические занятия, индивидуальные консультации. Активными членами этих бригад были В.Ф. Романов, Л.А. Заманский, И.Б. Монин, А.В. Прошин, Б.Г. Гагарин, Н.П. Недорезова, М.Л. Харейн, Т.В. Кружилина, Т.И. Картавцева, Н.С. Реутова, С.Г. Шулежкова и др.

Помимо совершенствования учебного процесса ректорат и партийное бюро института большое внимание уделяли воспитательной работе. Одним из ее результатов стало активное участие студентов во всесоюзных смотрах-конкурсах научных студенческих работ по проблемам общественных наук, истории ВЛКСМ и международного молодежного движения. В феврале 1972 г. 16 их работ удостоены дипломов I|, II и III степени на областном туре IV Всесоюзного смотра-конкурса. Работа студентки 3 курса факультета иностранных языков А. Кайновой была рекомендована на республиканский тур конкурса.

Вся воспитательная работа строилась на основе всемерного развития студенческого самоуправления. Ни один важный вопрос учебы и быта не решался без участия студентов. 

Свидетельством большого внимания к эстетическому воспитанию студентов является открытие в институте в 1971 г. кафедры музыки и эстетического воспитания, которую возглавила доц. И.В. Касьянова, и кабинета эстетического воспитания. Члены кафедры разработали систему мероприятий по повышению уровня эстетического воспитания будущих учителей и воспитателей. Она включала в себя эстетическое образование (чтение курса основ марксистско-ленинской эстетики, организация факультативов, курсовые работы) и эстетическое воспитание (ФОП, участие в самодеятельности, художественное творчество).

В 1971-1972 уч. г. впервые на всех факультетах введен курс марксистско-ленинской эстетики, который до этого читался лишь на гуманитарных факультетах. На педагогическом факультете введены плановые занятия по музыке. На дошкольном факультете по инициативе старшего преподавателя Э.Ю. Корегиной, была создана группа музыкальных работников и методистов. Сначала эта группа существовала на общественных началах, а в 1971-1972 уч. г. Министерство просвещения РСФСР официально разрешило подготовку методистов музыкального воспитания дошкольников. Такое право институт получил третьим в стране.

В феврале 1972 г. МГПИ посетил Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Е.М. Тяжельников. Вместе с ним гостями вуза стали секретарь обкома КПСС М.Ф. Ненашев, первый секретарь обкома ВЛКСМ Ю.М. Александрович, первый секретарь Магнитогорского горкома КПСС В.В. Колосок, первый секретарь горкома ВЛКСМ Н.О. Гуржий. Они познакомились с работой факультетов и кафедр, осмотрели кабинеты, лаборатории и дали высокую оценку работе коллектива института. Думается, ее можно смело экстраполировать на все 70-е годы.

Ю.Д. КОРОБКОВ,

профессор кафедры всеобщей истории

Смена с плюсом

Этим летом на базе ДООЦ «Уральские зори» был реализован партнерский проект института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова и детского комплекса ПАО «ММК» профильная смена HUMAN+ (Человек и мир вокруг него).

Проект сумел объединить в единое целое отдых, спорт и науку для более чем шестисот мальчишек и девчонок от 7 до 18 лет. Доктор филологических наук, профессор, директор ИГО Татьяна Евгеньевна Абрамзон пояснила, что название профильной смены в полной мере отражает ее тематику – человек и все, что так или иначе с ним связано: «Что значит быть человеком в современном мире? Зачем нам знать о том, чем занимался человек 5 тысяч лет назад? Какую роль играют в нашей жизни слова? И может ли компьютер заменить человека? Будем играть, думать и искать ответы на эти вопросы! Будем познавать себя и мир. И непременно с удовольствием!» Как показали летние месяцы, тема нашла отклик в сердцах и школьников, и студентов. И, конечно же, педагогов, которые подготовили интереснейшую программу, состоящую из многообразных образовательных блоков: психологический тренинг и игра «Человек + эмоции», историко-археологический «Человек + история», культурологический «Человек + культура», лингвистический «Человек + иностранные языки», социальный «Человек + социум, ЗОЖ-ориентированный «Человек + здоровье» и даже философский «Человек + современная жизнь».

Ключевой задачей педагогического коллектива ИГО, который принял участие в работе смены, стало формирование так называемых soft skills – «гибких навыков». В чем суть? Все просто: в современном пост-цифровом обществе невозможна реализация давно привычной схемы «одна жизнь – одна профессия». Технологии развиваются стремительно, мир находится в процессе постоянных изменений, значит, в процессе профессиональной ориентации имеет смысл формировать облако умений и навыков, которые позволят будущему специалисту видоизменять и корректировать свою профессиональную компетентность, обеспечивая ее ликвидность на рынке труда. Смена HUMAN+ дала возможность непосредственного, «живого» общения с педагогами высшей школы, работающими на самых востребованных направлениях подготовки.

Закончилось лето – закрылась профильная смена. Пришло время подводить итоги, давать оценку проделанной работе, отмечать нюансы, без которых можно было бы обойтись. Как отметила куратор проекта и преподаватель кафедры педагогического образования и документоведения Оксана Валерьевна Камышева, был получен бесценный опыт работы с сегодняшними школьниками: «Разрабатывая мероприятия, мы окунулись в детство и постарались отдать детям лучшее, что было у нас и есть в современном мире коммуникаций и технологий. Стремительное развитие которых все же доказывает, что человек всегда будет стоять на первом месте. Именно это мы и старались показать».

Что дальше? Будет ли продолжение? Ответ на этот вопрос мы, вероятнее всего, получим уже следующим летом. Анкетирование, которое проводилось среди ребят, окунувшихся в уникальную атмосферу профильной смены Human+, подтверждает – дети новый формат оценили и хотели бы испытать это еще раз.

Полина Атеева