PDF

Предуниверсарий

За три с половиной года существования Кванториума все уже свыклись с тем, что на базе университета действует очень востребованный и эффективно работающий детский технопарк. Но именно с ростом его популярности стала нарастать проблема с охватом всех желающих детей попасть туда учиться. И даже несмотря на то, что вместо 400 детей, которых мог Кванториум взять на обучение в начале своей работы, количество их по всем формам обучения увеличилось в три раза, это не покрывало спрос. Поэтому была подана заявка на участие в программе «Цифровая образовательная среда» проекта «Образование» с целью открытия в МГТУ им. Г.И. Носова еще одного образовательного центра. Ответ был дан положительный.

Открытие центра предполагает огромные денежные вложения. Средства из федерального субсидирования пошли на приобретение оборудования, которое проходило в сложнейших условиях начавшейся специальной военной операции, что сказалось на росте стоимости техники. Вопрос с мебелью решил университет за счет своих внебюджетных средств. А привести помещения центра в соответствие с требованиями нацпроекта и брендирования помог ПАО «ММК», выделивший на проведение ремонтных работ восемь миллионов рублей. В итоге получился современный инновационный образовательный центр.

‒ Когда открывался центр, мы поставили перед собой задачу, что у нас Кванториум – это площадка, где можно обучаться и знакомиться с самыми различными направлениями, то есть показан весь спектр того, чем можно заниматься в виртуальной и дополненной реальности. А IT-куб – это центр, который углубляет специализацию в какой-то одной области: в программировании PYTHON, программировании C #, занятиях кибер-безопасностью и т.д. Таким образом, эти структуры не конкурируют друг с другом, а взаимно дополняют. Кванториум – это больше о командообразовании, проектной деятельности детей и умении взаимодействовать и выстраивать проектные процессы. А IT-куб – это больше про путь специалиста, человека, обладающего уникальными навыками и компетенциями, способного выполнять задачи реального сектора экономики. Тем самым оба центра выполняют идею подготовки кадров для экономики, обучают работе над проектами. Таким, в том числе, экстенсивным путем мы расширили вместимость учреждения практически в два раза. И надеемся на то, что количество партнеров у нас кратно увеличится, ‒ пояснил руководитель IT-куба Денис Павлович Полушкин.

Набор в центр был объявлен в июне, и уже к 20 числу все места оказались заняты. Сегодня в IT-кубе обучаются 415 детей по бюджетным программам и 65 по внебюджетным в трех возрастных группах: 6-8 лет, 9-11 и 12+. Первые занятия – это теория плюс практика, причем для детей от 6 до 11 лет это пропедевтика, прежде всего, когда необходимо заложить в детях основы алгоритмического компьютерного мышления, то есть помочь понять, как моделируются эти процессы. Детям этого возраста важно привить полезные навыки обращения с гаджетами, компьютерами и другими современными устройствами. А для ребят возрастом 12+ первые полгода ‒ это знакомство со спецификой, невзирая на их уровень алгоритмического мышления, понимания, как устроены программы, компьютерное пространство,  как безопасно пользоваться сетью Интернет. Прежде чем ребенок сможет приступить к работе над проектом в дополненной реальности, ему необходимо получить специальные знания.

В зависимости от длительности той или иной образовательной программы (от 36 до 144 часов) ребенок обучается один или два раза в неделю два академических часа с перерывом после первого часа. Причем, можно выбрать занятия по будням, можно только по выходным – кому как удобно.

‒ Наша главная цель, ‒ отмечает Денис Павлович, ‒ совпадает с целью Кванториума – подготовка кадров для экономики. Все проекты, которыми мы занимаемся, делаются для реального сектора экономики, для конкретного заказчика. Для нас главная задача – возродить престиж инженерных профессий в России и подготовить качественно новых абитуриентов для вуза. То есть дети, которые проходят обучение в IT-кубе, в Кванториуме, – это принципиально новый тип абитуриентов в том плане, что они уже обладают необходимыми компетенциями и навыками. И здесь важно, чтобы вуз «подхватил» этих детей и усилил их знания, а не начал с ними работать с нуля. Я очень надеюсь, что годы спустя благодаря нашей работе Магнитогорск, будучи столицей металлургии, станет еще и столицей информационных технологий. Что он станет известен и успехами наших специалистов по разработкам программного обеспечения, компьютерных решений, в том числе и аппаратных средств. Большие надежды в этой связи я возлагаю на открывшийся центр «Притяжение», где часть образовательного кластера планируется выделить под наши инновационные площадки.

Первым в Предуниверсарии появился детский технопарк «Кванториум» для обучения детей в возрасте с 12 до 17 лет по четырем квантумам: IT-направление, VR/AR направление, Промробо (промышленная робототехника) и Хай-тек. В прошлом году к ним прибавилось направление «Медиа», запущенное как дополнительное по всем Кванториумам России. Сегодня по этим направлениям на основных программах обучается 670 детей. Кроме того, около 200 школьников охвачены техноуроками, есть группа обучающихся с ОВЗ из 24 и 50 школ, плюс инженерные смены по краткосрочным программам в рамках школьного каникулярного времени. Помимо этого, недавно возник новый проект, дающий хорошие результаты, по очно-заочному обучению школьников из г. Карталы по программам ДТ «Кванториум». Экспериментальная программа поможет определиться с выбором профессии. Программа обучения выстроена таким образом, чтобы за короткие сроки дать основной объем информации по каждому блоку. По завершении каждого блока обучающиеся сдают проект. Программа рассчитана на 50 часов, по 10 часов в каждом блоке. 8 часов обучения проходят в онлайн-формате и 2 часа – на площадке технопарка. В ДТ «Кванториум» обучающиеся по изученному материалу делают проект и сдают его наставнику.

Так, по программе «Умный дом» в Промробо сделали робота-уборщика, который моет полы. В VR/AR спроектировали умный цветочный горшок, который меняет цвет, если земля в нем высыхает, то есть подает сигнал, что пора полить растение. В IT они сделали «Умный дом»: умные выключатели, умные розетки, то есть все, чем можно управлять с помощью телефона. В Хай-теке смастерили светильник, которым можно управлять с помощью телефона. Такие результаты не могут не вдохновлять ребят. Многие из этих детей уже сейчас решили для себя поступать именно в МГТУ им. Г.И. Носова.

По итогу обучения выдаются сертификаты с указанием всех программ курса. По завершении курса у обучающихся формируется правильное понимание профессии и происходит их самоопределение.

На основном курсе дети вначале попадают на вводный модуль. Если ребенок четко определился с направлением, то переводится в продвинутый модуль, а затем – в проектный, где он может обучаться два-два с половиной года вплоть до 11 класса. Когда ребенок ищет себя, он может, завершив обучение на одном вводном модуле, перейти на другой, пока не найдет тот, который ему по душе, и уже здесь обучаться вплоть до проектного модуля. Здесь дети знакомятся с партнерами технопарка, могут пойти к ним на практику; они выполняют конкретные проекты. Так, для МВД в VR/AR-направлении ребята создали игру для телефонов, в которой раскрываются законы, права ребенка, безопасность в Интернет и ПДД. Дети из Промробо после экскурсии на ПАО «ММК» с педагогом К.А. Лавровой приступают к работе над проектом «Стан», который будет воплощаться с помощью конструктора. Это проектирование выполняется в рамках Всероссийского конкурса «Икар».

Кстати, о конкурсах. И в технопарке, и в Проектной школе ребята много и активно участвуют в различных конкурсах, причем последние не только в предметных олимпиадах, как все обычные школьники, но и во всех инженерных конкурсах. И обязательно и те, и другие либо становятся победителями, либо выходят в призеры.

‒ Кванториум помогает детям определиться в этой жизни. Наши учащиеся получают подлинное представление об инженерной профессии. С помощью наставников разрабатывают реальные проекты на высокотехнологичном и современном оборудовании, учатся работать в команде и применять полученные знания на практике. Анализ ситуации на рынке труда показал важность формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. В связи с этим вопрос профессионального самоопределения молодежи становится крайне актуальным, ‒ считает директор Кванториума Лола Викторовна Гебель.

Эта задача – помочь детям определиться в жизни – решается и в Проектной школе. Ребята обучаются здесь только два года, в 10 и 11 классе, но за этот сравнительно небольшой срок с ними происходят колоссальные изменения: помимо того, что они получают углубленные знания по физике, математике, информатике и в целом очень качественную подготовку, преображается их внутренний мир. На смену подростковому инфантилизму приходит осознанность в принятии решений, чувство ответственности, появляются цели в жизни. Все эти разительные перемены происходят потому, что они попадают в уникальную образовательную и воспитательную среду Проектной школы, где педагоги, ученики и их родители составляют одну дружную семью. Обучение ведется в условиях современнейшей образовательной инфраструктуры, к услугам ребят – все лаборатории вуза, они участвуют в научной работе под руководством ученых с мировым именем, активно занимаются проектной деятельностью по 12 направлениям, существующим в школе, добиваясь колоссальных результатов. Во многом их успехи – заслуга преподавательского состава.

‒ Я горжусь своими кадрами. Они работают с детьми в урочное и в неурочное время, если это необходимо. В основном это преподаватели вуза, которые так или иначе были связаны со школой или работали в ней, и МпК. Все они прошли необходимую подготовку и переподготовку в ведущих центрах дополнительного образования страны, в том числе в «Сириусе», ‒ отмечает директор проектной школы Юлия Сергеевна Лактионова.

Подобных школ в России единицы, в Челябинской области она единственная. А результаты работы говорят сами за себя – из первого выпуска в этом году все 24 ребенка поступили на те направления подготовки, о которых мечтали, из них 13 человек остались в МГТУ им. Г.И. Носова. Не случайно конкурс при приеме в 2022 году составил три человека на место.

В ближайшем номере нашей газеты мы расскажем о сегодняшних задачах и планах на будущее этой удивительной школы.

Анна Картавцева

Юбилейные Петровские чтения

С 10 по 18 октября в Магнитогорске прошла X Международная научно-практическая конференция «Петровские образовательные чтения: духовно-нравственные ценности молодежи в Российском обществе», организованная Магнитогорской епархией при поддержке правительства Челябинской области, администрации г. Магнитогорска, ПАО «ММК», Челябинской митрополии и при активном участии МГТУ им. Г.И. Носова.

Форум носит имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого, местоблюстителя Патриаршего престола, небесного покровителя Магнитогорской епархии. Открытие форума состоялось во Дворце культуры металлургов им. С. Орджоникидзе. Юбилейные Чтения были организованы в особенный для Магнитогорской епархии год, в который она отметила свое 10-летие. Ее образование, равно как и проведение первых Чтений связано с именем епископа Иннокентия (Васецкого), первого правящего архиерея Магнитогорской епархии. Пришедший ему на смену три года назад епископ Зосима (Балин) успешно продолжил все благие начинания своего предшественника, в том числе и проведение этого общественно-церковного образовательного форума. По случаю юбилея торжественное открытие форума началось с демонстрации исторического ролика о зарождении и становлении Магнитогорской епархии. После его просмотра с приветственными словами к участникам конференции обратились: глава г. Магнитогорска С.Н. Бердников, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, зам. губернатора Челябинской области А.А. Векшин, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима, главный муфтий Уральского федерального округа Ринат хаджи-хазрат Раев. Все выступающие отметили важность мероприятия, пожелали его участникам плодотворной работы и значимых итогов.

С пленарным докладом «Исповеднический подвиг священномученика Петра (Полянского)» выступил протодиакон Владимир Василик, клирик Санкт-Петербургской епархии, проф., д. ист. н., к. филол. н., доц. кафедры истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского государственного университета. Он отметил, что священномученика Петра митрополита Крутицкого называют «самым непоколебимым и стойким иерархом из всех, которых имела Русская Церковь со времени Патриарха Гермогена». 12 лет местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр Крутицкий провел в заключении в тюрьмах страны, последние годы жизни провел в Верхнеуральской. 10 октября 1937 года был расстрелян, место погребения святителя Петра неизвестно.

В панельной дискуссии Чтений на тему «Ценности в молодежной среде» приняли участие епископ Зосима, главный муфтий УрФО Ринат хаджи-хазрат Раев, д. юр. н., проф. кафедры земельного и экологического права Юридического института Российского университета дружбы народов И.А. Умнова-Конюхова и д. филол. н., доц. кафедры права и культурологи МГТУ им. Г.И. Носова В.Б. Волкова. Модератором дискуссии выступила директор ИГО, д. филол. н., проф. Т.Е. Абрамзон, которая обратилась к молодежи с вопросом «что является самым главным в жизни?» Студенты ответили – семья, образование, Родина. А затем свое мнение высказали участники панельной дискуссии: «Ценность – это то, что делает человека человеком. Настоящий человек – тот, у кого в сердце царствует любовь. Сама по себе ценность – это ничто, важны именно духовно-нравственные ценности, причем духовное предопределяет нравственное. Духовные ценности – это базисные, религиозные ценности, основной из которых является вера в Бога. Чем больше отдаешь, тем больше в тебе прибывает», – этими и многими другими мудрыми и очень важными мыслями поделились участники дискуссии. И по задумчивым лицам слушателей стало понятно, что разговор их затронул.

На следующий день конференция продолжила свою работу в Верхнеуральске пленарными докладами, экскурсией, секционными выступлениями, совещанием в рамках круглого стола.  С 12 по 18 октября в Магнитогорске на базе ИГО, Центральной городской библиотеки им. Б.А. Ручьева, Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки, детской картинной галереи, СОШ №5, Магнитогорского епархиального управления, Многопрофильного лицея №1, «Магнитогорского дома для мам», Дома дружбы народов проходили секции, семинары, мастер-классы, дискуссии, раскрывающие основную тему конференции. В них приняли участие известные в нашей стране ученые, педагоги священнослужители, представители казачества из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, УрФО. В рамках конференции были проведены концерты русской народной песни и мужского хора Кафедрального собора Вознесения Христова г. Магнитогорска, фестиваль клиросных хоров Магнитогорской епархии, просмотр фильма «Непослушник» и спектакля «Лавр». Программа юбилейных Петровских чтений получилась насыщенной, обсуждаемые вопросы актуальны, поэтому участники форума надолго запомнят это событие.

Анна Картавцева

Учитель – это искусство

Кому, как не историку, хранить традиции педагогического образования? Мой собеседник Александр Валерьевич Берченко окончил исторический факультет МаГУ. С 2000 года Александр Валерьевич работал учителем истории в МОУ «СОШ № 55», с 2010 по 2017 годы занимал руководящие должности в общеобразовательных учреждениях города и Управлении по физической культуре, спорту и туризму администрации Магнитогорска. Сегодня он – директор МОУ «СОШ № 20». Наша беседа состоялась по горячим следам празднования 90-летия педагогического образования Магнитогорска и Дня учителя.

– Первый вопрос традиционный для всех наших выпускников. Почему вы выбрали именно этот институт, этот факультет?

– Скажу честно, выбрал исторический факультет по причине того, что на вступительных экзаменах не было математики. Когда я заканчивал школу,  ЕГЭ еще не было, вступительные экзамены в вуз сдавали по билетам. Помню, как сдавал Юрию Дмитриевичу Коробкову историю, получил «отлично», но надо отметить, что на подготовительные курсы я ходил.  Поступил на исторический факультет: там была «история» и специализация «социология». Уже к концу первого курса я полюбил историю.

– Чем запомнились студенческие годы конца ХХ века?

– Нам сразу сказали преподаватели, что эти 5 лет будут самыми запоминающимися и пролетят очень быстро, чему я не поверил, но так и случилось. Время в институте, а я поступал в МГПИ, потом он уже стал университетом – это важная составляющая моей жизни. Всех преподавателей помню, про каждого могу рассказать отдельную историю.

Безусловно, яркая личность – Андрей Геннадьевич Дорожкин. Он еще был моим научным руководителем. И я до сих пор, а окончил МаГУ в 2001 г., помню название своей дипломной работы: «Национальный вопрос в освещении современных публицистов-почвенников в 60-е – 2000 годы». Уникальнейший человек, читал лекции так, что, когда неделя проходила, он возвращался к нам на курс и начинал с той запятой, на которой останавливал лекцию по источниковедению и истории России. Михаил Григорьевич Абрамзон вел интереснейшие лекции по истории Древнего мира, которые сопровождались не менее интересными рисунками и возможностью прикоснуться к артефактам. Татьяна Анатольевна Хворостьянова читала нам Средние века, и я потом уже, когда стал преподавателем, частенько использовал ее истории. Марина Николаевна Потёмкина, которая говорила: «Берченко, ты должен сдать «Восток». И я шел и сдавал.

– Чему научил институт?

– Институт научил многому: возможности верить в себя, коммуникации. Я был стеснительным в школе, сидел на третьей парте третьего ряда и когда произносили фамилию, терялся. Придя в институт, начал борьбу с собой, а однокурсники преподаватели заложили зачатки лидерства, потом – студенческий КВН. И сегодня публичные выступления – неотъемлемая часть моей жизни, и чем больше аудитория, тем комфортнее я себя чувствую. Я же вернулся потом в студенчество, учился в магистратуре опять же на истфаке. Был такой момент возвращения в студенческую среду. Я уверен, что университет – это такая экосистема, определенный мир.

– Что для Вас профессия учитель?

– Большая часть выпуска не пошла преподавать. В то время профессия учителя не отличалась особой престижностью. Ещё в университете на 5 курсе, чтобы была прибавка к стипендии, пошёл преподавать в 55 школу и остался там на 10 лет. Были мысли уйти, а потом смотришь на ребят – думаешь: как их бросить? Это призвание, наверное. Учитель – это искусство. К сожалению, поездив по городам увидел, что в какой-то период учительство превратилось в ремесло. По 60 часов нагрузки, сам брал по две ставки. Сейчас уже все иначе. Надо чувствовать класс, надо уметь. Сейчас 12 мужчин в моем коллективе, и в школе можно заработать. Многие повернулись лицом к школе. В 2012 г. был самым молодым директором, а сейчас я вижу, что есть молодые коллеги.

– Что Вы хотите пожелать сегодня коллегам, как состоявшимся, так и будущим?

– Всем пожелаю. Очень рад видеть всех своих преподавателей, коллег теперь уже, я горжусь нашей высшей школой. Преподавание – это титанический труд. Желаю студентам прочувствовать эти годы, воспоминания о которых потом будут греть всю жизнь. Здоровья и терпения обязательно!

Беседовала Полина Атеева

90 лет служим делу образования!

В октябре 2022 года календарь свёл воедино две даты, разбросанные во времени: 90-летие высшего педагогического образования в Магнитогорске и Международный день учителя. Торжественные мероприятия в институте гуманитарного образования МГТУ им. Г. И. Носова продолжались в течение двух дней, чтобы охватить всех, кто в разные годы был причастен к педагогике города металлургов.

29 сентября в ИГО прошла встреча с ветеранами, которые трудились в вузах города, а сейчас находятся на заслуженном отдыхе. 5 октября состоялся большой праздничный концерт, в рамках которого на сцену поднимались первые лица города, руководители крупнейших предприятий и, конечно, МГТУ им. Г.И. Носова. Как отметил в своем приветственном слове глава Магнитогорска С.Н. Бердников, подготовка педагогических кадров – это серьезные и долгосрочные инвестиции в инфраструктуру и города, и области:

– К нам едут студенты из других городов и, в том числе, за педагогическим образованием. Я благодарен, что вы готовите замечательные кадры для школ и детских садов. Хочу сказать вам спасибо, что избрали этот путь – сложный, тернистый. Хочется поблагодарить вас за то, что, зная о нелегком труде, вы все равно выбираете этот путь и достойно по нему идете.

Значимость труда «учителей учителей» отметили и председатель городского Собрания депутатов Магнитогорска А.О. Морозов, и директор по персоналу ПАО «ММК» О.В. Кийков, президент МГТУ им. Г.И. Носова, депутат Законодательного собрания Челябинской области В.М. Колокольцев. О роли педагогического института в становлении города напомнил ректор МГТУ им. Г.И. Носова, М.В. Чукин:

– Дорогие друзья, уважаемые коллеги, от всей души и от всего сердца хочу поздравить вас с замечательной датой – 90 лет с момента создания, в то время вечернего педагогического института. Хочу обратить внимание, что городу тогда было всего три года и этот юбилей – это повод оглянуться назад и посмотреть, что же сделано за это время. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что педагогика является точкой притяжения талантливой молодежи в город, что именно педагогика – драйвер развития экономики.

Своим видением вектора движения института гуманитарного образования поделилась директор ИГО Т.Е. Абрамзон:

– Желаемый образ таков: чтобы в наш институт гуманитарного образования хотели поступать с разных регионов страны и мира, чтобы нашим студентам было интересно учиться, а преподавателям – учить и творить вместе со студентами, и чтобы наши выпускники были успешными и счастливыми.

Праздничный концерт запомнился выступлениями творческих коллективов университета и специального гостя – выпускника МГТУ, а ныне солиста оркестра Главного управления МВД России по Московской области, солиста фонда Валерия Золотухина Евгения Сорокина.

Празднование 90-летия педагогического образования Магнитогорска – важный рубеж в истории, за ним началась новая глава. Глава, новые страницы которой будут написаны с верой в добро и чистыми помыслами.

Полина Атеева

Золотой юбилей

Поговорить с каждым, узнать, что его тревожит, какая помощь ему требуется и, в итоге, организовать эту помощь – функция  любой ветеранской организации.

В Магнитогорском горно-металлургическом институте в 1972 году была создана ветеранская организация, объединившая в своём составе в основном участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, среди которых – 40 человек, стоявших у самых истоков создания и становления МГТУ, начиная с 30-х годов.

Первым руководителем совета ветеранов стал 73-летний Абдрахман Баянович Баян.  К тому времени за его спиной, начиная с 1934 года, помимо преподавательского, был широкий опыт руководящей работы в вузе, прерванный Великой Отечественной войной: четыре года в рядах Советской Армии он гнал нацистов с советской земли, освобождал от них Бухарест, Будапешт, Прагу.

В семидесятые годы активисты совета ветеранов шли рука об руку с комсомолом в деле коммунистического и патриотического воспитания студентов.

С годами больше становилось преподавателей и сотрудников, вышедших на заслуженный отдых, и главной целью совета стала защита интересов тех, чья жизнь самым тесным образом была связана с университетом, кто активно участвовал в развитии вуза.

Сегодня вниманием совета ветеранов охвачены 934 неработающих пенсионера. Среди них четыре труженика тыла, 557 ветеранов труда, девять  ветеранов МГТУ и 27 проработавших в вузе более полувека.

Совет ветеранов оказывает юридическую и материальную поддержку, помогает получить медицинские услуги, в том числе в вузовской поликлинике. Конечно, лишь некоторые проблемы можно решить сразу, на месте. Потому что большая их часть имеет системный характер и относится к сфере социальной политики государства в целом и университета в частности. Поэтому совет также собирает и систематизирует информацию о проблемах людей и доносит её до руководства вуза либо городской власти, добиваясь от них помощи. 

Порой для преподавателей и сотрудников совет ветеранов – это единственная связующая нить с университетом, место, куда они могут обратиться. При этом многим из них необходимы именно внимание, общение, моральная поддержка. Совет ветеранов старается помочь: проводит дни юбиляра, праздники, вузовские и городские творческие выставки, спортивные мероприятия;  организует личные поздравления ректора, подписку на периодическую печать, экскурсии, оздоровление, в том числе в «Юности».

Забота о ветеранах была приоритетным направлением в работе каждого из председателей совета ветеранов. В разные годы его возглавляли И.Н. Заморуева, А.М. Стороженко, М.Г. Карпова, А.Ф. Тиховидов, В.Ф. Денисов, Е.М. Левченко, В.Я. Сыромятников, Ю.В. Мерзляков, сейчас советом ветеранов руководит И.А. Ройтштейн.

В течение всех пятидесяти лет администрация университета оказывала совету ветеранов неоценимую моральную и материальную поддержку.

Инна КИМ

К 120-летию нашего Учителя

Для нас, трех выпускниц строительного факультета МГМИ им. Г.И. Носова разных и очень далеких лет и бывших преподавателей кафедры строительной и теоретической механики, 11 октября – особенный и памятный день. Это день рождения нашего учителя, а в этом году ему – Александру Владимировичу Гаген-Торну – 120 лет.

Нас еще не было на свете, когда в январе 1946 г. Александр Владимирович Гаген-Торн стал преподавать сопротивление материалов в Магнитогорском горно-металлургическом институте. А двадцать лет спустя он стремительно вошел, если не вбежал, одновременно со звонком в учебную аудиторию, взял мел и занял у доски настолько решительную деловую позицию, что нам, студентам второго курса строительного факультета, ничего не оставалось, как сразу же начать активно изучать не совсем простую науку о прочности.

А потом более десяти лет мы были коллегами, вместе обучали будущих инженеров премудростям сопромата и строительной механики. К слову сказать, Александр Владимирович крайне нетерпимо относился к аббревиатуре «сопромат» и от нас, молодых преподавателей, требовал называть предмет уважительно – «cопротивление материалов».

Его с детства влекли стальные магистрали. После окончания гимназии Александр поступил в Ленинградский институт инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС). Будучи студентом, он уже преподавал в военно-дорожной школе, руководил паровозной практикой и сам ездил помощником машиниста на локомотиве.

После получения диплома Александра Владимировича, как способного студента, оставили ассистентом на кафедре. В 1940 г. он защитил кандидатскую диссертацию. Его работа была посвящена расчету оригинальных конструкций – причальных башен для дирижаблей.

Тема научной работы была, на первый взгляд, далека от его профессиональной квалификации, но в то время Гаген-Торн совмещал преподавание в нескольких учебных заведениях, и в том числе работал в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ), т.е. тема диссертации соответствовала профилю этого учебного заведения. К тому же в 30-х годах 20 столетия в СССР на правительственном уровне было принято решение о постройке своих дирижаблей. С этой целью в Москву был приглашен итальянский конструктор дирижаблей Умберто Нобиле. Строительство началось осенью 1932 г., а первый полет дирижабля «СССР-В6» состоялся 5 ноября 1934 г.

Успешная научная и преподавательская работа А.В. Гаген-Торна, немца по происхождению, была прервана начавшейся в 1941 г. Великой Отечественной войной. Волей судьбы А.В. Гаген-Торн оказался на Урале и с 1941 по 1945 г. трудился на Челябинском тракторном заводе. С 1946 по 1983 г., вплоть до своей кончины, Александр Владимирович преподавал сопротивление материалов и строительную механику в МГМИ им. Г.И. Носова.

Сейчас думаем, чем же он нас так привлек тогда? Он не обладал яркой внешностью, скорее наоборот, имел почти птичий профиль из-за длинного носа, был невысоким, худощавым, в свои шестьдесят с гаком не имел ни одного седого волоса. По лестницам перемещался не иначе как бегом, носил нарукавники на лекциях, чтобы не испачкать мелом обшлага рукавов. Легко запрыгивал на стул при необходимости записать что-то на верхней части доски.

Он появлялся в аудитории одновременно со звонком, клал на стол портфель с именной пластинкой, открывал толстую тетрадь, в которой аккуратнейшим почерком были записаны темы прочитанных лекций в этом семестре и во многих предыдущих; эта тетрадь хранила списки всех его нынешних и бывших студентов с их удачами и неудачами.

Строго говоря, Александр Владимирович был педант. Педант придирчивый и строгий, но справедливый! Он великолепно знал предметы, которые преподавал, и мог просто и доходчиво изложить самый сложный материал. И пусть не случилось у А.В. Гаген-Торна за время работы в нашем вузе интересных научных открытий, но и студенты, и преподаватели бесконечно уважали и ценили его именно за глубокое знание предметов, за высочайший лекторский профессионализм, за блистательную графику (в том числе и на доске). Александр Владимирович всегда заботился о том, чтобы учебный материал соответствовал последним достижениям науки. Под его руководством на кафедре длительное время регулярно проводились научные семинары, разбирались новые темы, которые успешно затем внедрялись в учебный процесс. Гаген-Торн придумал и лично изготовил изрядное количество тренажеров, призванных облегчить усвоение студентами сложного материала и углубить знания.

Александр Владимирович был широко образован, знал несколько языков. Он не был многословен, скорее даже скуп на слова, но говорил четко, внятно, просто. Внимательно следил за речью своих подопечных, мягко поправлял ошибки, указывал верное ударение в словах – преподаватель должен говорить грамотно, считал он.

А.В. Гаген-Торн любил молодых преподавателей. Он щедро делился с ними обширными знаниями, следил за их профессиональным развитием – короче, был добрым и умным наставником. Многие часто бывали в доме у Гаген-Торна. Он жил в многоквартирном доме на Березках. Скромную квартиру украшало пианино и бильярд. Сидя за пианино, он играл музыку тридцатых годов, особенно часто ту, под которую кружился на коньках на катке. Музыке его учила мать, окончившая консерваторию. Гаген-Торн любил сыграть со своими гостями партию-другую на бильярде, но, как сам признавал, сильнейшей бильярдисткой в их семье была его жена, Маргарита Григорьевна. И она также принимала участие в игре. В их доме непременно была собака – жена его работала в клубе собаководства. У А.В. Гаген-Торна жила немецкая овчарка, позже – ньюфаундленд, огромный черный добродушный пес, на прогулке тащивший своего хозяина как пушинку.

Теперь понимаешь, что многогранность, глубина этой Личности, широта его души не могли не притягивать к себе. Он был настоящим Учителем, коллегой, с которого хотелось брать пример. В институтской газете «За кадры» о нем часто печатались юбилейные статьи. А к его столетию в газете «Магнитогорский рабочий» был опубликован большой материал «Нам посчастливилось с ним работать». Теперь, двадцать лет спустя, мало осталось этих счастливчиков! Но они еще есть!

Н.П. Корчунова, Л.П. Кузнецова, Д.Я. Дьяченко,

бывшие преподаватели МГТУ им. Г.И. Носова

Смена «Человек+»

Под занавес летних каникул в УОЦ «Юность» гостили школьники из Луганской народной республики – всего 67 человек. Прибыли ребята на Южный Урал в рамках университетской образовательной смены «Человек+», организованной по инициативе Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования РФ. Специалистами МГТУ им. Г.И. Носова была составлена интенсивная инновационная образовательная программа.

В первую очередь, образовательная смена была насыщена информацией культурно-исторического характера. Всего за несколько дней юные гости узнали легенды, предания и документально подтвержденные факты о прошлом и настоящем Южного Урала. Преподаватели МГТУ им. Г.И. Носова смогли объединить теорию с развлекательным контентом. Каждый день смены проходил под разной тематикой. Были организованы экскурсии по Магнитогорску, побывали в гостях в МГТУ им. Г.И. Носова, посетили питомник «Белый лекарь».

В течение смены с ребятами занимались педагоги ИГО, студенты и психологи. С задачей сплотить детей, заинтересовать, помочь проникнуться командным духом за короткий промежуток они справились. И, как всегда, расставаться пришлось слишком рано. Закрытие смены показало, насколько все участники стали близки друг другу. Были слёзы: сожаления из-за предстоящей разлуки и радости из-за состоявшегося знакомства. Мальчишки и девчонки уезжали с надеждой на возвращение, а наставник, сопровождавшая детей из их родных мест, отметила, что давно не видела своих подопечных такими счастливыми.

Куратор проекта и преподаватель кафедры педагогического образования и документоведения Оксана Валерьевна Камышева отмечает: «На самом деле, когда ребята уехали, мы проснулись на следующий день с ощущением, что чего-то не хватает: этого детского смеха, на душе была какая-то пустота. Потому что, когда ты отдаешь им любовь, веру, добро,  то ты в два раза больше от них получаешь назад. Тем и прекрасна профессия педагога».

Участница смены «Человек+» Юлия Данькова делится эмоциями от прошедшей поездки: «Я приехала из поселка Белый Лутугинского района. Честно говоря, я сомневалась, стоит ли вообще ехать, но потом поняла, что все-таки хочу классно провести время, в итоге так и получилось. Самым запоминающимся событием смены для меня стала первая дискотека, также понравилась экскурсия по Магнитогорску и, конечно же, лекция от Андрея Викторовича Безрукова «Археологи – детективы прошлого». Всем участникам смены «ЧЕЛОВЕК+» в дальнейшем я хочу пожелать удачи, всего самого лучшего, и чтобы все ваши мечты сбывались».

Мы уверены, что ребята получили положительные эмоции, узнали и увидели много интересного и, возможно, захотят продолжить обучение в нашем вузе.

Полина Атеева