Дни науки в Челябинской области
В Челябинской области с 21 по 24 ноября прошли Дни науки. Основные мероприятия развернулись в Южно-Уральском государственном университете.
Первым мероприятием на форуме «Дни науки в Челябинской области» стала панельная дискуссия «Десятилетие науки и технологий в Российской Федерации. Усиление роли науки в развитии регионов». Участников поприветствовал губернатор Челябинской области А.Л. Текслер.
В работе форума приняли участие зам. председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.Н. Скаковская, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Е.В. Писарева, помощник полномочного представителя Президента РФ в УрФО Е.М. Гурарий, председатель УрО РАН В.Н. Руденко, и.о. ректора ЮУрГУ А.Р. Вагнер, и.о. ректора МГТУ им. Г.И. Носова Д.В. Терентьев, и.о. ректора ЧГИК С.Б. Синецкий и др.
На рабочем совещании «УМНОЦ как инструмент развития вузов и предприятий. Комплексная научно-техническая программа: новый вектор развития региона» зам. министра образования и науки Челябинской области В.В. Литке вручил Благородарность от Министерства образования и науки Челябинской области профессорам А.М. Песину и А.Г. Корчунову (МГТУ), И.Р. Орловой и М.В. Зайцевой (ОАО «ММК-Метиз»), С.В. Денисову (ПАО «ММК»).
Жаркое обсуждение фундаментальных и прикладных исследований в разных областях науки от металлургии и экологии до медицины и садоводства на Урале состоялось на 13 круглых столах от ЮУрГУ, ЧелГУ, ЮУрГАУ, ЮУГМУ, МГТУ им. Г.И. Носова и ЮУрГГПУ.
Работало восемь площадок на местах: в Челябинске – в ЧелГУ, ЮУрГАУ, ЧГИК и ЧИРПО, в Магнитогорске – в МГТУ им. Г.И. Носова, в Троицке – в ЮУрГАУ и с. Миасское. На отдельной площадке «Шаг в науку» в увлекательной интерактивной форме в виде мастер-классов, конкурсов и живого общения школьники, участники Всероссийских конкурсов Российского движения школьников в сфере науки и технологий, познакомились с основами академического письма и структурой научной статьи.
На закрытии участники подвели итоги работы, где Благодарственные письма от первого заместителя губернатора Челябинской области И.А. Гехт были вручены проректору по научной и инновационной работе МГТУ О.Н. Тулупову и начальнику управления стратегического планирования Э.Ю. Мещерякову.
Ирина ПОРТНОВА
В МГТУ им. Г.И. Носова одни из лучших практик в стране
В ходе делового визита в Магнитогорск 21 октября губернатор Челябинской области А.Л. Текслер впервые посетил МГТУ им. Г.И. Носова.
Он ознакомился с ходом реализации федерального проекта «Профессионалитет» в многопрофильном колледже МГТУ им. Г.И. Носова. В предуниверсарии вуза посетил центр цифрового образования детей «IT-куб», детский технопарк «Кванториум», Проектную школу. Побывал в современной лаборатории «Виртуальная и дополненная реальность», в научно-образовательном центре «Шнайдер-Электрик». Губернатор ознакомился с разработками учёных МГТУ, такими, как пассивные экзоскелеты, первые в России промышленные образцы которых были созданы по инициативе руководства ММК для работников самых трудоёмких металлургических специальностей.
О том, насколько все увиденное впечатлило губернатора, говорят его высказывания, запомнившиеся в самом университете и процитированные во всех городских СМИ.
«Здорово, что в программе «Профессионалитет» принял участие колледж при МГТУ, это значит, что и сам вуз участвует в ней».
«Практики, которые есть в МГТУ – одни из лучших в стране. Мы видели Проектную школу при университете – инициативу МГТУ и партнеров, где учатся дети 10-11 классов – это профориентационный проект. Развитая материально-техническая база, крепкий педагогический состав. Возникает такой кластер, который профориентирует, подталкивает учиться дальше. Сформулируйте задачу, я обязательно ее поддержу, чтобы увеличить набор учеников. Материально-техническую часть возьмем, в том числе, на финансирование региона. Интересный проект, вы своеобразные пионеры в этом направлении, ваш опыт необходимо тиражировать».
«Мы сегодня при входе в университет на стендах видели, сколько директоров комбината вышли именно из стен МГТУ им. Г.И. Носова, а это – знак качества. Я уверен, что сегодня как раз мы общались с будущими директорами ММК, которые пока только обучаются в школе и центрах при университете. Вот эта лесенка от профориентации и общеобразовательных форматов до высшей школы – тот лифт, который позволяет попадать в эту среду и соответственно дальше расти».
«Показательно и то, что большинство ребят, которые оканчивают МГТУ, остаются жить и работать в Челябинской области, а это очень важное обстоятельство, связанное с развитием региона».
«Внутри вузовской структуры находятся разные подразделения, которые в целом позволяют обучающемуся фактически, начиная с профориентации, выходить полным специалистом. Здесь идет и прямая связь с предприятием. Мы сегодня видели классы виртуальной реальности, цифровые двойники промышленного оборудования, для того, чтобы повысить эффективность действующего производства. И это взаимодействие университета и комбината даёт эффект. За это я благодарен ректорату МГТУ и руководству ММК, что у них так налажено взаимодействие друг с другом».
«Несмотря на то, что я впервые приехал в МГТУ им. Г.И. Носова, но хорошо знаю этот университет – он активный участник всех наших региональных программ по развитию высшей школы. В том консорциуме, что организован для всех ведущих вузов региона, МГТУ играет значимую роль. И в известном кампусе, который будет строиться в Челябинске, МГТУ принимает активное участие в разработке концепции его наполняемости».
«Мы с ректором МГТУ договорились об участии университета в ключевом проекте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Приоритет – 2030». МГТУ достоин принять в нем участие и будет готовить заявку на следующий отбор. А я как губернатор буду максимально помогать, лично принимать участие при защите этой заявки на конкурсе в Москве – это будущее МГТУ и, безусловно, я буду поддерживать развитие университета».
Самый важный проект
Сегодня мы продолжим разговор о подразделении МГТУ им. Г.И. Носова – Проектной школе, созданной в 2020 году с целью усиления подготовки старшеклассников в области технических наук. В процессе обучения в школе вуза особое внимание уделяется физике, математике, информатике, проектной деятельности, инженерным наукам, современным технологиям.
Школа эта не простая, нагрузки здесь значительные, поэтому поступают сюда мотивированные ребята, настроенные на упорную учебу.
– Первую неделю им, конечно, сложно, потому что в обычной школе они учились до 15-00 часов, а здесь до 16-30. Это время включает не только изучение основной программы, но и консультации по всем предметам. Нашим учащимся не нужно перемещаться по городу для занятий с репетиторами, а родителям тратить лишние средства. Наши дети и к ЕГЭ готовятся, и занимаются проектной деятельностью, и знакомятся с новыми технологиями. Мы учим детей самоорганизации и управлению собой и своим временем. И они достаточно скоро это осваивают. Несмотря на большие нагрузки, наши обучающиеся успевают восстанавливаться за 15-минутный перерыв между уроками, когда можно в зале отдыха потренироваться на тренажерах, на матах позаниматься, на улицу выйти. Кроме того, три раза в неделю проводятся уроки физкультуры. Наши дети завтракают и обедают в столовой, имеют возможность во второй половине дня почаевничать в специально оборудованной для этого комнате, – рассказывает директор Проектной школы Юлия Сергеевна Лактионова.
С первого дня существования этой школы в ней сложились очень теплые отношения между преподавателями, учениками и родителями, которые превратили их в дружную семью. Школа и родители совместно работают над самым важным проектом – воспитания и образования детей. Причем разработана стройная программа, реализующая интересные воспитательные и профориентационные проекты, среди которых уже ставшее традиционным мероприятие «Жизнь – личный проект». В рамках этого проекта дети имеют возможность встретиться со многими известными людьми. О своих формулах успеха им рассказывали ректор МГТУ им. Г.И. Носова М.В. Чукин, генеральный директор ПАО «ММК» П.В. Шиляев, главный врач АПО «ЦК МЧС» М.А. Домашенко, декан ФФКиСМ Р.А. Козлов и многие другие ВИП-персоны. Такие встречи несут в себе и воспитательный, и профориентационный заряд. Подчас именно здесь ребята понимают, к чему лежит у них душа. К примеру, после одной из таких бесед один ученик загорелся идеей и поступил в Томский университет на направление «ядерная физика». Кроме того, в рамках реализации проекта «В гостях дома» ребята за время учебы посещают все институты МГТУ, узнают, кого там готовят и, опять же, что-то открывают для себя. Знакомство с институтами университета, работа в его лабораториях позволяют узнать потенциал вуза и таким образом определиться с выбором. Не случайно более половины выпускников этого года остались в стенах родного вуза.
– Среди выпускников этого года есть те, кто поступил в Питерский политехнический университет им. Петра Великого на направление «программная инженерия», в Московский государственный морской университет на «подводную робототехнику», в ИТМО на направление «фотоника и оптоинформатика», в Московский авиационный институт на направление «интегрированные системы летательных аппаратов». Одна из наших девушек поступила в МГТУ им. Баумана и теперь занимается навигационно-баллистическим обеспечением применения космической техники. И это не случайный выбор. Наши партнеры «Союз молодых металлургов» ПАО «ММК» настолько увлекли ребенка исследованиями в стратосфере, запуская стратосферные зонды в рамках проектной деятельности, что она выбрала работу с космосом как будущую профессию, – сказала Ю.С. Лактионова.
Учащиеся ПШ имеют доступ ко всем лабораториям университета, где могут работать над разными проектами. Так, например, один из школьников с помощью нейроинтерфейса изучал влияние музыки на решение аналитических задач по математике. Он выяснил, что при наличии музыкального слуха прослушивание музыки помогает быстрее решать такие задачи. Эта работа помогла ему определиться со сферой будущей деятельности: в этом году он поступил на направление «электроника и наноэлектроника» в Санкт-Петербургский политехнический университет. Тот факт, что ребята работают над проектами, востребованными реальным сектором экономки, очень важен.
– Мы сотрудничаем со многими предприятиями и организациями города и региона. В рамках сотрудничества МГТУ с ПАО «ММК» обучающиеся кафедры БИиИТ и Проектной школы участвуют в создании VR-тренажеров по промышленной безопасности. С одним из наших партнеров, отделением Министерства внутренних дел Челябинской области по г. Магнитогорску, наши школьники работают над проектами по ликвидации правовой неграмотности населения, информируя обо всех видах мошенничества, способах предотвращения их, пишут чат-боты, которые позволят нашим бабушкам и дедушкам распознать мошенников, – отметила Ю.С. Лактионова.
В Проектной школе сейчас реализуются следующие направления проектной деятельности: виртуальная и дополненная реальности, разработка технологий полёта и применение беспилотных летательных аппаратов, инженерный дизайн CAD, интернет вещей, web-разработка, исследование возможностей сварки различных металлов на прокатном стане и инкрементальная штамповка с использованием роботизированного комплекса KUKA, информационная безопасность, разработка приложений и технологическое предпринимательство. Обучающиеся вправе переходить с одного направления на другое, чтобы найти для себя то, которое им более подходит. Активная проектная деятельность и глубокая образовательная подготовка позволяют ребятам быть участниками многих конкурсов самых разных уровней, при этом всегда занимать либо первые, либо призовые места. Недавно они добились достаточно редкого результата – выиграли в конкурсе «Большая перемена». Причем они не только покоряют вершины всероссийских конкурсов, но и выигрывают в олимпиадах Научно-технической инициативы программы развития инженерных профессий, в конкурсах Ворлдскиллс уровня Юниор. В прошлом году, например, ученица ПШ в этом конкурсе заняла второе место по направлению «Инженерный дизайн CAD».
Сегодня Проектная школа при МГТУ им. Г.И. Носова известна не только в нашем городе, но и за его пределами. Среди ее школьников уже четыре иногородних ребенка. У многих старшеклассников из других регионов есть желание учиться здесь. Но для того, чтобы принимать таких ребят, необходимы соответствующие условия – наличие интерната, организация для них пятиразового питания и т.д. Эта идея уже одобрена и руководством вуза, и губернатором области. Необходимые шаги в этом направлении делаются.
– Планов у нас очень много, – делится Юлия Сергеевна. – Хотелось бы открыть новые профили подготовки, в том числе естественнонаучный, социально-экономический и другие. Однако реализация всех этих планов сопряжена с большими расходами. Надеемся, что при поддержке области и Минобранауки России у нас всё получится.
Анна Картавцева
«Нет ничего эффективнее, чем заниматься любимым делом и ходить на любимую работу»
Мы продолжаем серию публикаций, посвященную выпускникам МГТУ и МаГУ разных лет. Сегодня героем нашей рубрики стала Светлана Вадимовна ЕРЕМИНА, председатель правления Банка «КУБ» (АО) – одного из крупнейших региональных банков, организации с магнитогорскими корнями.
– Светлана Вадимовна, ответьте, пожалуйста, на наш традиционный вопрос – почему вы выбрали именно этот институт, эту специальность? Всё-таки с Вами произошла достаточно внезапная трансформация: гуманитарная профессия и управление крупной финансовой организацией…
– В этой трансформации нет ничего неожиданного: в 2002 году известный психолог Дэниел Канеман получил Нобелевскую премию по экономике за работу по теории принятия решений финансовых и экономических вопросов в условиях неопределенности и рисков. То есть то, что педагог и психолог стал финансистом — для меня не открытие, а закономерность. Не нужно забывать, что знание индивидуальных особенностей человека или теории его поведения лежит в основе многих экономических дисциплин.
Когда я принимала решение о своем профессиональном будущем, то не могла найти направлений, связанных с финансовым менеджментом или математическими методами в экономике — в начале девяностых их просто не было. Зато у меня была наследственная предрасположенность к преподаванию — я из педагогической династии и с раннего возраста хотела учить и работать с людьми. Поэтому мой выбор остановился на специальности «Преподаватель педагогики и психологии» в Магнитогорском государственном педагогическом университете.
– Сыграли ли полученные в вузе знания, навыки какую-то роль в том, что Вы стали руководителем крупной финансовой структуры?
– Мне кажется, что главный принцип университета – это не «вложить» правильные мысли в голову, а научить мыслить. Именно это и подарил МаГУ: фундаментальные знания, прочную основу, на которую дальше нанизываются необходимые навыки. Во многом глубокое понимание психологии помогло мне в бизнесе. В этом вопросе мне очень близка идея советского гроссмейстера Михаила Моисеевича Ботвинника: «Шахматы – игра не только фигур, но и людей – психология имеет значение». Практически любой сотрудник Банка подтвердит вам, что мы работаем не с цифрами, а с людьми – и живое человеческое общение, понимание проблем и желаний людей, ничем невозможно заменить.
– Скажите, как в вашей организации относятся к тезису «Образование через всю жизнь»?
– Тривиальный советский лозунг «Учиться, учиться и учиться» сегодня приобретает конкретный смысл. Объем информации и высокий темп развития экономики и финансов говорят о том, что надо постоянно обучаться, развивать свои компетенции, расширять свой кругозор. Непрерывное образование дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе открыть новые горизонты.
Как организация мы сосредоточены на развитии интеллектуального капитала своих сотрудников и работаем над повышением внутренней эффективности. В Банке используются множественные программы обучения – прежде всего, связанные с повышением профессиональной квалификации и получением «цифровых» компетенций в сферах IT и маркетинга.
– Светлана Вадимовна, как по-Вашему, что значит для города университет?
– МГТУ им. Г.И. Носова – это один из ведущих университетов региона, выпускающий первоклассных специалистов и внедряющий в жизнь технологии будущего. Вместе с тем, МГТУ воплощает принцип универсальности, гармонично соединяя в себе технические и гуманитарные направления образования. Сейчас вуз является центром научной и образовательной жизни, социального проектирования и инновационной активности.
Стремление руководства вуза к созданию комфортной и инновационной среды для преподавателей, аспирантов и студентов в сочетании с техническими возможностями нашего Банка позволило воплотить в жизнь проект «Кампусная карта». Банковские карты, созданные в рамках проекта – не только универсальное платежное средство, но и важный элемент инфраструктуры университета. С «Кампусной картой» как с пропуском, можно пройти в университет, расплатиться в столовой или проехать в трамвае по льготному тарифу. В процессе реализации проекта мы, безусловно, учитывали пожелания сотрудников и студентов университета, поэтому для всех держателей «Кампусной карты» доступны специальные продукты и услуги – кешбэк за покупки и вклады, потребительское и ипотечное кредитование, а также многое другое.
Символично, что многие сотрудники Кредит Урал Банка – это выпускники МГТУ разных лет. Причем, они работают не только в Магнитогорске – в 2019 году мы вышли на федеральный рынок с успешным цифровым проектом для малого и среднего бизнеса «Просто|Банк». Головной офис этого проекта расположен в Москве, и практически 90% сотрудников «Просто|Банка» являются выпускниками МГТУ. Так что, успешно окончив университет, студент сможет глубже раскрыть свой потенциал, применить знания и построить карьеру в надежном банке с многолетней историей. Такая возможность предоставляется ежегодно – студенты могут проходить производственную практику и стажироваться в Банке с перспективой дальнейшего трудоустройства. Это позволяет им получить практические навыки, которые могут быть применены не только в финансовой сфере, но и определить для себя правильность выбранного пути.
– Не секрет, что весь наш город – большое сообщество выпускников университетов Магнитки. Все мы здесь живем и стараемся делать наш город лучше. Для вас идея любви к городу в чем состоит?
– Мне бы хотелось дать городу и его жителям все знания и все возможности, которые есть у меня и организации, которую я возглавляю. Конечно, в задачах любой финансовой структуры – управление денежными средствами. Для нас – это только часть работы, мы стремимся к более важной миссии – служить городу и горожанам, помогать им развиваться и делать их жизнь лучше.
Поэтому в качестве подарка к юбилею педагогического образования Магнитогорска мы решили организовать в Институте гуманитарного образования зону коворкинга. Это будет современное пространство для студентов – место, где они смогут не только учиться и работать над своими проектами, но и отдыхать в непринужденной атмосфере.
– Что хотите пожелать нынешним студентам?
– Я хочу напомнить, как важно правильно определить свой путь – нет ничего эффективнее, чем ходить на любимую работу и заниматься любимым делом. Сейчас у вас есть бесчисленное количество возможностей для того, чтобы найти свое направление. Используйте их по максимуму и не сдавайтесь, если столкнетесь с какими-либо сложностями.
Я искренне верю, что каждый из вас не только станет достойным продолжателем многолетних традиций вуза, но и обязательно внесет свой вклад в развитие родного города и области — в науке, искусстве, спорте или бизнесе. Поэтому – вдохновляйте и вдохновляйтесь, постоянно учитесь и стремитесь к лучшему – и все получится!
Анна КАРТАВЦЕВА
МГПИ-МаГУ: полет продолжается
В 80-е гг. МГПИ продолжал успешно развиваться. С 1979 по 1984 год ректором института являлся кандидат исторических наук, доцент И.Ф. Галигузов, проректором по учебной работе – кандидат филологических наук, доцент Н.А. Шестакова, проректором по научной работе продолжал работать доцент В.Ф. Романов.
Этот период был насыщен событиями в научной жизни. Ежегодные научные конференции преподавателей часто собирали большую учительскую аудиторию. В 1981 г. на базе кафедры педагогики и методик начального обучения под руководством зав. кафедрой Л.В. Черновой было организовано Всесоюзное совещание заведующих кафедрами педагогики и методик начального обучения. На этом представительном форуме выступали видные ученые, специалисты в области начальной школы М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, А.В. Киричук, В.А. Сластенин и др.
В 1982 г. под руководством зав. кафедрой русского языка доц. С.Г. Шулежковой была организована и проведена Всероссийская научная студенческая конференция по проблеме «Функционирование языковых единиц в различных стилях русского языка».
В эти годы велась большая работа по повышению научного уровня преподавателей института. С 1977 по 1984 гг. в институте было подготовлено 70 кандидатов наук. Примечательно, что среди них было много выпускников института: В.В. Заманская, Л.Д. Филатова, З.М. Уметбаев, Т.С. Блощицына, Н.К. Беляева, А.Н. Троян, Т.В. Кружилина, Н.И. Гришечкина, Л.Д. Воронцова, Л.Д. Санина, В.Ф. Ефимов, П.Ю. Романов, Т.Е. Романова, Т.И. Картавцева, Л.И. Швыдкая, Г.И. Васина, Н.В. Шевлягина, В.И. Колякина, В.П. Наумов и многие другие. В начале 80-х гг. В.Ф. Романов, Н.И. Горелов, Я.Г. Биренбаум успешно защитили докторские диссертации. К сожалению, вскоре после защиты двое последних уехали из Магнитогорска.
80-е годы – время становления открытого в 1979 г. индустриально-педагогического факультета. К концу 80-х гг. в его составе действовали кафедры машиноведения (заведующий – доц., к.т.н. Ю.А. Афанасьев), общетехнических дисциплин и труда (заведующий – к. пед. н. А.Н. Сергеев), деревообрабатывающая мастерская, мастерская по ручной и механической обработке металла, цех по обработке ткани. Существенный вклад в развитие факультета внес Б.П. Голуб, четыре года руководивший коллективом.
Расширялась инфраструктура вуза. Была проведена огромная работа по созданию и оборудованию учебных кабинетов и лабораторий. В 1982 г. вступила в действие студенческая столовая на 450 посадочных мест.
С 1984 по 1988 гг. вуз возглавляла к. филол. н., доц. Н.А. Шестакова. Изменился состав ректората. Проректором по учебной работе была назначена к. ф.-м. н., доц. Н.М. Ярмочкина, проректором по научной работе стал к. пед. н., доц. Б.Г. Гагарин, проректором по ОЗО – ст. преп. В.А. Кузнецов.
В 1988 г. прошли первые в истории вуза выборы ректора. Им стал В.Ф. Романов. Приход нового руководства совпал с глобальными историческими переменами в жизни страны, которые, особенно после распада СССР, негативно сказались на развитии системы образования. Несмотря на это, а где-то и вопреки этому, постсоветский этап в развитии МГПИ оказался самым насыщенным и динамичным в его истории.
За счет открытия семи новых специальностей («История», «Валеология», «Теория и методика обучения изобразительной деятельности», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Экономика», «Информатика», «Психология»), восьми специализаций и создания на их основе факультетов информатики (декан Э.Р. Ипатова), психологии (декан Т.Н. Джумагулова), истории (декан Ю.Д. Коробков), социальной педагогики (декан Ф.А. Мустаева) в 90-е гг. значительно расширилась инфраструктура вуза и увеличился контингент студентов.
Наряду с 11 факультетами и 43 кафедрами к началу XXI в. в состав института входили: Региональный центр художественного образования и воспитания, созданный на базе художественно-графического факультета; учебно-производственный Центр по обработке камня; муниципальный Лингвистический центр, созданный на базе факультета иностранных языков; учебный видеоцентр; ряд учебно-научных лабораторий (лаборатория новых информационных технологий образования, информационно-вычислительный центр, лаборатория технических средств обучения, социологическая, экологических и биомедицинских знаний) и мастерских; научно-методическое объединение «Эрудит»; спортивно-оздоровительный комплекс; студенческий театр-студия, неоднократно принимавший участие в ежегодном театральном фестивале самодеятельных театров «Театр без границ» на сцене Магнитогорского драмтеатра им. А.С. Пушкина.
В МГПИ обучалось около восьми тысяч студентов по 14 основным, 5 дополнительным специальностям и 16 специализациям. Кроме того, на факультете индивидуальных специализаций (ФИС) велась дополнительная подготовка студентов по 9 направлениям и 25 специализациям.
90-е гг. стали «прорывными» и в кадровой политике вуза, главным направлением которой стал рост научного потенциала МГПИ. В этих целях в 1993 г. была открыта аспирантура по специальностям «общая педагогика», «онтология и теория познания», «русская литература», «русский язык», «политическая экономика», «методика преподавания общетехнических дисциплин» и докторантура по специальности «общая педагогика».
В 1996 г. в МГПИ открылся первый диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальностям «общая педагогика (по педагогическим наукам)» и «теория и методика профессионального образования (по педагогическим наукам)», а в 2001 г. по этим же специальностям был открыт докторский совет. В 1997 г. заработали советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальностям «русская литература (по филологическим наукам)» и «онтология и теория познания (по философским наукам)».
Результаты не заставили себя ждать. Если в 1993 г. кандидатские диссертации защитили 8 преподавателей, то в 1999 г. – 28. Если в 1993 г. в вузе был всего один доктор наук, то в 1999 г. докторские диссертации защитили 7 преподавателей. Всего с 1996 г. по 2002 г. в научных советах вуза было защищено 174 кандидатских и 12 докторских диссертаций. Это позволило поднять уровень остепененности преподавателей с 1993 по 2000 гг. на 25,4%.
Превращению вуза в крупный региональный научно-образовательный центр способствовало и развитие его творческого сотрудничества с городскими, сельскими школами, дошкольными образовательными учреждениями, педагогическими училищами, гимназиями, муниципальным лицеем РАН, городскими социально-психологическими центрами, областным, городскими и районными органами управления образованием, Современным гуманитарным институтом (г. Магнитогорск), кадровым центром «Персонал», Златоустовским, Троицким педагогическими училищами, Оренбургским институтом усовершенствования учителей, Сибайским педагогическим колледжем, другими вузами и научными центрами.
В 1999 г. в жизни вуза произошло историческое событие. В соответствии с приказом МО РФ от 7 декабря 1999 г. МГПИ получил статус классического университета, а на основании приказа 28 декабря 1999 г. МГПИ был официально переименован в Магнитогорский государственный университет. Это стало возможным благодаря слаженной, целеустремленной работе его коллектива, созданию в институте творческой обстановки и особой духовной ауры. Действительно, динамика развития вуза в постсоветский период впечатляет. С 1990 по 2004 гг. количество студентов выросло с 4 до 13 тысяч, число факультетов с 7 до 12, количество специальностей с 12 до 32, процент остепененности преподавателей с 38 до 62, количество докторов наук с одного до 42. В 2005 г. в аспирантуре вуза готовили специалистов по 17 научным специальностям.
Новому статусу вуза должен был соответствовать и новый статус факультетов. Поэтому, многие из них изменили свои «педагогические» названия. Факультет русского языка и литературы стал филологическим, индустриально-педагогический – технологическим, социальной педагогики – социальной работы, факультет иностранных языков получил статус факультета лингвистики и перевода. И это был не просто административный шаг. В основе этих изменений лежала огромная работа коллектива вуза по открытию новых, университетских, специальностей. Среди них «прикладная информатика в экономике», «социальная работа», «информационные системы в математике», «культурология», «дизайн», «менеджмент организации», «математические методы в экономике», «журналистика», «лингвистика и межкультурная коммуникация», «филология», «реклама», «документоведение и документационное обеспечение управления», «социально-культурный сервис и туризм», «управление дошкольным образованием», «конфликтология», «юриспруденция», «зарубежное регионоведение» и другие.
На факультетах значительно расширилась сеть научных и образовательных подразделений. На дошфаке по инициативе к. пед. н. А.Н. Троян было создано научно-методическое объединение преподавателей вузов и педагогических колледжей, осуществляющих подготовку специалистов дошкольного образования Уральского региона; на историческом факультете успешно работали Центр прикладных социальных исследований, лаборатория археологических и этнографических исследований, археологический отряд МаГУ, Центр изучения Канады; на филфаке – лаборатории литературоведческих исследований, народной культуры, научно-исследовательская словарная лаборатория, Центр лингвистического консультирования и экспертизы. Главное, учеными вуза был сделан значительный шаг вперед в развитии фундаментальных исследований, которые, как известно, составляют основу классического университета.
К середине 2000-х гг. МаГУ превратился в крупный научный и образовательный центр Урала. Помимо 12 факультетов и служб обеспечения в его структуру входили профильный лицей, факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов, первый на Южном Урале региональный центр «Интернет-образования», пункты дистанционной подготовки в 30-ти городах и районных центрах. К 2012 г. был подготовлен и согласован проект университетского комплекса в составе МаГУ, Троицкого, Миасского, Златоустовского педагогических колледжей. Об уровне преподавательского состава вуза говорит тот факт, что в 2012 г. только в составе филологического факультета трудилось 56 кандидатов и 15 докторов наук, а проф. С.Л. Слободнюк одновременно являлся доктором филологических и философских наук.
В таком состоянии МаГУ подошел к новому этапу своего развития в составе объединенного университета.
Ю.Д. КОРОБКОВ, профессор кафедры всеобщей истории