Денница

Весь выпуск в одном файле!

Встречай, Фрайберг!

Х. Аловадинова
Х. Аловадинова
 На днях Хулкар Аловадинова, аспирантка кафедры теплотехнических и энергетических систем, работающая под руководством профессора С.В. Картавцева, принимала поздравления. Она стала победительницей конкурса на право получения стипендии президента РФ для обучения за рубежом в 2016/17 учебном году. Мы поспешили побеседовать с новоявленной обладательницей престижной стипендии.

– Скажите, Хулкар, Вам известно, сколько всего было претендентов на победу в стране и в нашем вузе? Сколько человек ее удостоились?

– На конкурс было подано около полутора тысяч заявок. Победу одержало 111 человек. Из них 46 студентов и 65 аспирантов. Из нашего вуза было три претендента.

– Почему именно к Вам удача повернулась лицом? Что за этим стоит?

– Я думаю, для нашей страны сейчас очень важно развитие приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики, а тематика моей работы как раз входит в это число – энерго- и ресурсосбережение в промышленной теплоэнергетике «Исследование теплотехнологии разливки стали в кристаллизаторе МНЛЗ». Кроме того, сказалось успешное сотрудничество с принимающей немецкой стороной. Наши коллеги из Германии с национальной четкостью и точностью  выполнили все необходимые действия в анализе отправленного пакета документов, одобрили смету расходов и выразили свое согласие. Надо сказать, что предварительная подготовка к конкурсу, оформление и сбор документов началась давно, с сентября 2015 года, и была очень напряженной. Колоссальное содействие в этом оказал сотрудник управления по международной деятельности Дмитрий Вячеславович Константинов. За что ему отдельное огромное спасибо. Необходимо было представить и список публикаций, конференций, в которых участвовала, и все имеющиеся наградные документы (грамоты, дипломы), справки о сдаче экзаменов, диплом об образовании, рекомендации, обоснование, письмо-представление, их переводы и так далее, и тому подобное. А от принимающей стороны из Фрайберга требовалось приглашение-вызов как признание готовности к сотрудничеству и приему.

– Мне известно, что в Вашем арсенале весьма солидный багаж всевозможных наград. Оказало ли это обстоятельство влияние на Ваш успех, как Вам кажется?

– Думаю, что оказало. Дмитрий Вячеславович, когда увидел все мои грамоты, дипломы, свидетельства об именных стипендиях, то сказал, что за подготовку пакета документов он берется, потому что здесь есть шансы на победу. Желающих принять участие в подобных конкурсах всегда много, но не все имеют для этого достаточный потенциал. У меня на момент оформления заявки было 25 публикаций, из которых одна ВАКовская, одна зарубежная, пять почетных дипломов, три грамоты – все с высокорейтинговых форумов сторонних вузов.

Сейчас, когда все хлопоты позади и результат известен, вместе с чувством удовлетворения о ненапрасности всех предпринятых усилий возникла и тревога. Целый семестр учебы за границей вне родных мест, близких людей, это непросто. Еще и работу по диссертации хочется продолжать. Несколько успокаивает то, что на кафедре гидромеханики и численного моделирования, куда я поеду, надеюсь получить компетентную информацию по вопросам моделирования всех процессов, в чем они сильны, а я нуждаюсь в этих знаниях.

Мне никогда не приходилось бывать за границей, это первый опыт, поэтому я нахожусь в предвкушении чего-то нового, важного и интересного.

– Эта победа только твоя заслуга?

– Не только. Это победа и моего научного руководителя профессора Сергея Владимировича Картавцева, может быть даже, прежде всего его. Я работаю с ним со студенческих лет. Весь мой накопленный багаж научных знаний, умений и наград, весь потенциал – результат, прежде всего, его труда. Кроме того, с того момента, как к нам на учебу стали регулярно приезжать иностранные студенты, у которых Сергей Владимирович вел занятия, он приглашал нас, свою научную группу, участвовать в них. Мы приходили, слушали, общались с иностранными студентами на английском языке. И постепенно эмоциональный и языковой барьеры исчезли. Стала возникать мысль – если они к нам приезжают, то почему бы и нам не поехать за рубеж? И эту мысль мой руководитель всячески укреплял и поддерживал. Притом, как оказалось, в отношении языковой подготовки необходим был средний уровень знаний. Я полгода занималась в British Club и два месяца на курсах, где сдала тест на знание языка и получила необходимый сертификат.

– Что тебя ожидает в Техническом университете «Фрайбергская горная академия»?

– Учеба, прежде всего, которая будет проходить с 1 сентября этого года по 31 января нового. Я планирую ознакомиться с их дисциплинами, особенно в области энергетики. Если будет предложена подготовка по немецкому языку, я обязательно соглашусь. Если у них есть какие-то необходимые мне экспериментальные возможности для лабораторных исследований, я надеюсь ими воспользоваться. Рекомендовано участие в конференциях – это тоже в моих планах. Словом, постараюсь максимально полезно для дела использовать ту возможность, которая мне представилась.

Елена Стрельцова

Опыт преподавания за рубежом

Опыт преподавания за рубежом
Опыт преподавания за рубежом
 Зав. кафедрой автоматизированного электропривода и мехатроники А.А. Николаев 22–28 мая 2016 г. в рамках европейского гранта «Erasmus+ Staff Mobility for Teaching and Training from Partner Countries» прочитал лекции студентам в технологическом институте университета Жана Моне г. Сент-Этьен (Франция). В нашем вузе программа Европейского союза «Erasmus+» для преподавателей запущена впервые.

– Программа гранта предусматривает недельные поездки в европейские университеты с целью чтения лекций или прохождения стажировок в исследовательских лабораториях, – рассказывает Александр Аркадьевич. – Основной целью моей командировки являлось чтение лекций студентам кафедры электротехники и промышленной информатики (Génie Électrique & Informatique Industrielle), входящей в состав технологического института (Institut Universitaire de Technologie – IUT) университета Жана Моне. Также я знакомился с лабораториями кафедры и участвовал в переговорах о начале программы обмена студентами-электриками между нашими вузами.

– Как давно вы сотрудничаете с кафедрой электротехники и промышленной информатики?

– Наш вуз уже не первый год сотрудничает с университетом Жана Моне. У нас давно возникла идея о расширении перечня специальностей, по которым студенты обучались бы по программе обмена между нашими вузами. В прошлом году к нам приезжал профессор кафедры электротехники и промышленной информатики Жан-Жак Руссо, он познакомился с лабораторной базой кафедр ИЭиАС. В ходе его визита были разработаны предварительные учебные планы подготовки французских студентов-электриков на базе кафедр автоматизированного электропривода и мехатроники и электроснабжения промышленных предприятий. Сейчас в этих переговорах настал финальный этап.

По приезду в институт IUT я познакомился c начальником международного отдела Лораном Виерме, а потом с коллективом кафедры электротехники. После чего мы обсудили вопросы, связанные с новым договором между нашими вузами по обмену студентами, который бы предусматривал более широкий круг специальностей, включенных в программу академической мобильности. Среди них был вопрос о введении гибкой системы по срокам обучения, в соответствии с которой наши и французские студенты могут несколько раз участвовать в программе мобильности с дальнейшим получением двух дипломов – российского и французского.

– А что Вы делали по программе гранта?

Николаев А.А.
Николаев А.А.
 – В соответствии с программой гранта я прочитал студентам несколько лекций на английском языке. Первой была поточная обзорная лекция для студентов-электриков первого курса, в которой я рассказал о нашем университете и институте энергетики и автоматизированных систем в частности, о возможности организации экскурсий на ММК, где студенты могут посмотреть уникальное оборудование высокой и сверхвысокой мощности. Для них это очень важно и интересно, потому что в Сент-Этьене рядом с вузом металлургических предприятий нет. На лекции, кроме студентов, были представители кафедры и международного отдела. В ходе дискуссии обсудили вопрос о более полной интеграции студентов в России – совместное проживание в комнатах с нашими студентами, посещение лекционных и лабораторных занятий на русском языке, а не как сейчас, когда они проходят учебу изолированно. По мнению французских коллег, это позволит ребятам не только лучше изучить русский язык, традиции и культуру России, но и добавит весомость в их резюме после окончания вуза. Четыре студента-первокурсника заинтересовались поездкой в Россию.

Остальные лекции были для отдельных групп, в них я рассказывал об основах электротехники дуговых сталеплавильных печей. Тематика лекций была согласована с руководством кафедры электротехники заранее. Для французских студентов эта тема была интересной, т.к. у них появилась возможность получить информацию о самых мощных электроприемниках, используемых на промышленных предприятиях.

Также необходимо отметить, что по инициативе руководства кафедры я дополнительно участвовал в четырех лабораторных и практических занятиях, где выступал в качестве второго преподавателя. В ходе этих занятий я познакомился с лабораториями мехатронных систем, преобразовательной техники и электроники, электрических машин, а также лабораторией электромагнитной совместимости, оснащенной уникальным измерительным и испытательным оборудованием. Это позволило получить представление о зарубежных методиках проведения занятий со студентами. 

– Отличается ли система обучения во Франции от российской?

Опыт преподавания за рубежом
Опыт преподавания за рубежом
 – Французская система высшего образования является достаточно комплексной. Помимо традиционной трехуровневой системы – бакалавр, магистр, доктор (PhD), существуют различные системы высшего инженерного образования. Переход с одной системы на другую является затруднительным. По этой причине абитуриент на стадии поступления в вуз должен сделать непростой выбор, т.к. в некоторых случаях при попытке перевода с одной системы на другую студенту приходится начинать обучение с самого начала. Следует отметить, что во Франции инженерное образование очень ценится и считается элитным. В инженерные вузы поступают самые лучшие абитуриенты. Если говорить про учебные планы обычных бакалавров-электриков, то большое количество часов выделяется на лабораторные работы, и впоследствии выпускники приходят на производство подготовленными к работе на современном оборудовании.

Кроме того, на кафедрах существует четкое разделение ППС на преподавателей (академические работники, которые после получения ученой степени PhD занимаются только преподавательской деятельностью) и исследователей (сотрудники, которые занимаются научно-исследовательской работой, с них снимается обязанность вести преподавательскую деятельность, но есть ограниченное число ученых, которые ведут лекции и практические занятия). Требования к этим категориям отличаются очень существенно. Для второй категории требуется написать минимум 1-2 научные статьи в профильных журналах и принять один раз в год участие в международной конференции, а для первой – таких обязательных требований нет.

– Что стало итогом поездки?

– Достигнута договоренность об обмене студентами электротехнических специальностей между нашими вузами, получен опыт участия в программах академической мобильности преподавателей и налажены контакты с преподавателями профильной кафедры. 

Ирина Портнова

Французы в МГТУ

В рамках программы Европейского союза «Erasmus+. Credit Mobility» семестровое обучение в этом году проходили у нас три французских бакалавра из Университета Жана Моне (г. Сент-Этьен, Франция). Бенжамин Шуве, Климан Фарж и Йохан Толе прослушали необходимый цикл лекций по направлению подготовки бакалавриата «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

В свою очередь в сентябре три бакалавра кафедры технологии машиностроения и два кафедры электроснабжения промышленных предприятий нашего университета отправятся для обучения в Университет Жана Монне.

Французы в МГТУ
Французы в МГТУ
Французы в МГТУ
Французы в МГТУ
Французы в МГТУ
Французы в МГТУ

Наши курсы по экологии – лучшие!

Экологическое образование
Экологическое образование
 Очередное координационное совещание по проекту TEMPUS EcoBRU – «Экологическое образование для Белоруссии, России и Украины»,  в рамках которого разрабатывают курсы по экологическому образованию шесть преподавателей МГТУ, крупных представителей отечественной школы в области экологии во главе с его координатором от нашего вуза профессором кафедры промышленного транспорта А.Н. Рахмангуловым, состоялось в начале этого месяца в городах Минск и Пинск, Белоруссия.

Это предпоследняя встреча по проекту, где ее участники,  ученые из 25 университетов и организаций России, Украины и Белоруссии, демонстрировали практически окончательные результаты работы по проекту, основная задача которого заключается в разработке дистанционных курсов повышения квалификации учителей школ и преподавателей колледжей в области экологии. Стратегическая цель проекта – сформировать экологическое сознание у детей, которое выражалось бы в  экологическом поведении и экологическом стиле жизни.

В числе зарубежных участников этого проекта – университеты из Германии (г. Бремен и г. Падерборн), Словакии (г. Жилина), Чехии (г. Брно) и Латвии (г. Рига). 

– Нами были разработаны по три курса для учителей школ и преподавателей колледжей по различным тематикам начиная от географии, включая вопросы переработки твердых бытовых отходов, ресурсосбережения, оценки вредных воздействий на окружающую среду, защиты гидросферы (водных ресурсов), а также экономической оценки экологии региона, – рассказывает Александр Нельевич. – Это не просто отдельные курсы, они представляют собой систему. Их можно изучать по отдельности, а можно, если пройти их все по порядку, получить комплексные знания в области экологии. И этот момент был отмечен руководителями проекта как одно из преимуществ разработанных нами курсов. Таким образом, курсы МГТУ признаны лучшими среди разработок всех участников проекта! Особо была отмечена мощная научная база наших курсов, богатый иллюстративный материал, интересная форма его подачи, использование актуальных литературных источников и современных достижений в области экологии.

– Сейчас мы занимаемся реализацией разработанных курсов в системе дистанционного образования на платформе Moodle, а уже в сентябре планируем набрать первых слушателей в институте дополнительного образования МГТУ «Горизонт». Объем каждого курса повышения квалификации составляет 36 часов, соответственно цикла из трёх курсов для учителей школ или преподавателей колледжей – 108 часов (узнать подробности и оставить заявки на прохождение курсов повышение квалификации можно по тел. +7 (3519) 26-52-63, директор ИДПО «Горизонт» Ольга Васильевна Ибрагимова, www.idpo.magtu.ru).

– Белорусские участники проекта устроили нам очень теплый прием. В этой стране высокий уровень материального обеспечения учебного процесса, мы увидели это на  примере Полесского государственного университета. В этом вузе обучается всего лишь семь тысяч студентов на трех факультетах, самому ему только десять лет, но при этом вуз имеет собственную гребную базу, крытый стадион, плавательный бассейн и ледовый дворец.  Этот факт наглядно иллюстрирует, как в Белоруссии относятся к высшему образованию, в том числе и к экологическому, а также к физической культуре и к здоровью. Везде, где мы присутствовали – чистота, порядок, бережное отношение к экологии. Белорусы много усилий вкладывают в сохранение исторической памяти, активно развивают туризм.

Беседовала Инесса Ким

Международная конференция во Франции

Международная конференция во Франции
Международная конференция во Франции
 Во Франции в г. Компьень с 15 по 17 июня прошла ежегодная Международная конференция «Research and Education in Mechatronics (REM2016)». Это был французско-японский конгресс, но в нем участвовали представители 11 стран. Россию представлял только Платон Тулупов, магистрант кафедры автоматизированного электропривода и мехатроники МГТУ им. Г.И. Носова.

Платон Тулупов, гр. АМм-15, занимается научной работой под руководством зав. каф. автоматизированного электропривода и мехатроники А.А. Николаева, поэтому его работа связана с электродуговыми сталеплавильными печами.

– Как Вы стали участником конференции?

– Сначала мы с Александром Аркадьевичем отправили статью в оргкомитет конференции. Рецензенты трех стран ее одобрили и приняли к публикации, а затем я получил приглашение. В конференции я участвую второй раз. В прошлом году она проходила в Германии в г. Бохум, в этом году – во Франции.

– Кто участвовал в работе форума?

– Среди участников было много известных мэтров науки, молодых ученых, а также магистрантов.

– Язык конференции был английский?

П. Тулупов
П. Тулупов
 – Да. Кроме основной специальности я еще получил дополнительное высшее образование по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Мне вполне хватило моей языковой подготовки, которую я продолжаю совершенствовать.

– О чем Вы рассказывали в своем выступлении?

– Я выступал с докладом, в котором рассказывал об исследованиях, проведенных на отечественных металлургических заводах. Работа была посвящена выбору оптимальных значений балансировочных коэффициентов для электродуговой сталеплавильной печи. Коллеги отметили как практическую направленность проводимого нами исследования, так и его теоретическую значимость для развития мехатроники. Основной целью поездки была апробация полученных результатов, укрепление научных контактов, получение нового опыта в сфере профессионального общения. Надеюсь, что это мне удалось.

– Какие доклады Вас заинтересовали больше всего?

– Наиболее интересными, на мой взгляд, были выступления, посвященные промышленному применению различных мехатронных систем и комплексов.

– Ваши планы на будущее?

– Надеюсь успешно окончить магистратуру и продолжить исследования по данной проблеме в аспирантуре.

Ирина Портнова

Творческая встреча с фотографом из Бельгии

Творческая встреча
Творческая встреча
 В мае наш университет посетил гость из Бельгии Франклин ван Хис – фотограф, куратор выставок и мультимедиа-редактор музея искусств «Maagdenhuismuseum» г. Антверпена. Кафедры английского языка и всеобщей истории института истории, филологии и иностранных языков организовали с ним творческую встречу.

Очень легкий в общении, открытый, с хорошим чувством юмора, Фрэнклин увлекательно рассказывал о неизвестной Бельгии, об Антверпене, где невозможно сделать плохие кадры, о хитростях фотосъемки, об особенностях организации выставочной деятельности в современной Европе, о европейской фотографии, крупнейших мастерах, собственном понимании задач фотохудожника и фоторепортёра и о многом другом. Действительно, получилась полезная, любопытная и занятная беседа.

Те, кто не попал на встречу, смог вновь увидеть Фрэнклина ван Хиса на другом мероприятии кафедры английского языка. 17 мая Фрэнклин вошел в состав жюри VI регионального конкурса английской песни «English Song Contest – 2016».

Мастер фотографии стал постоянным гостем Магнитогорска, начиная с 2001 г., результатом чего явились серии фотографий, посвящённых различным аспектам жизнедеятельности человека в промышленном городе. В 2011 г. в Магнитогорской картинной галерее состоялась выставка его работ. Целью нынешнего приезда Фрэнклина ван Хиса являлись реализация его дальнейших творческих планов и проведение мастер-классов по фотоискусству и музейно-выставочной деятельности. Пребывание бельгийского гостя в нашем городе совпало с проведением праздничных майских мероприятий, интереснейшие моменты которых попали в объектив его камеры.

Кафедры английского языка, всеобщей истории

Россия – Бразилия: грани сотрудничества

Россия – Бразилия: грани сотрудничества
Россия – Бразилия: грани сотрудничества
 Российская педагогика славится на весь мир. По системе развивающего обучения Л.В. Занкова в рамках государственной образовательной программы учатся сейчас школьники Норвегии и Японии, Чехии и Молдавии, а также многих других стран.  Не является исключением и Бразилия, куда с просветительской миссией,  по приглашению руководства университета UFU г. Уберландии, штат  Минас-Жерайс, в начале мая отправилась доцент кафедры педагогики Магнитогорского государственного технического университета к.п.н. Л.Г. Гусева, практикующая эту систему.

В течение последних двух лет Людмила Григорьевна сотрудничала с преподавателем этого бразильского вуза Роберто Пуэнтесом, под руководством которого в UFU создана исследовательская группа по развивающему обучению. Так как в Бразилии подобных систем обучения не было, зарубежных коллег интересуют системы развивающего обучения российских ученых Д.Б. Эльконина и Л.В. Занкова. В 2016 году, с 9 по 11 мая, в UFU прошла III Международная конференция «Развивающее обучение: жизнь, идеи и труды российских ученых». Людмила Григорьевна все эти дни выступала с четырьмя докладами, читала лекции преподавателям и студентам, вела семинары, в свободное время посещала школы и детские сады, беседовала с учителями. В этом же форуме также приняла участие с докладом профессор кафедры психологии МГТУ М.В. Мусийчук.

Людмила Григорьевна, в чем суть развивающего обучения?

– Российского психолога Л.С. Выготского, чьи исследования завоевали мировое признание, называют Моцартом психологии XX века, его труды переведены на все языки мира. Он выдвинул положение о зоне ближайшего развития. Согласно ему, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве (одно и то же задание выполняется в сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно). До него существовало мнение, что сначала необходимо, чтобы ребенок развился, а потом уже его можно обучать, но ученый сказал: «Необходимо учить ребенка, чтобы он каждый день продвигался в зону своего ближайшего развития». Это заявление вызвало бурную дискуссию. По «системе Занкова», ставшего последователем великого психолога, сейчас обучают во многих начальных школах – он был первым практиком, который вживую показал, как же реализовывать положения о зоне ближайшего развития, как планировать обучение ребенка.

Каков результат Вашего визита в Бразилию?

Россия – Бразилия: грани сотрудничества
Россия – Бразилия: грани сотрудничества
 – Самое главное – ректором бразильского Федерального университета Уберландии (см. фото) был подписан договор о сотрудничестве между МГТУ и UFU. Это дает возможность для обмена студентами, сотрудничества бразильских и российских преподавателей, совместных публикаций, участия в конференциях. Также подписаны договоры с университетами UFSC, г. Флорианополис и UNESC, г. Крисиума. Все три вуза приглашают наших студентов на бесплатное обучение в рамках договора между вузами, а МГТУ – бразильских.

С UNESC, г. Крисиума, у нас развивается совершенно замечательное сотрудничество: в этом вузе проходит обучение уже пятая студентка из МГТУ; опубликовано более 10 статей наших преподавателей в бразильском научном журнале Criar Educacao, посвященном педагогическим вопросам в образовании, некоторые из них – в соавторстве с бразильскими профессорами.

Россия – Бразилия: грани сотрудничества
Россия – Бразилия: грани сотрудничества
 В конце сентября планируется приезд в МГТУ профессора из UFU и его исследовательской группы на российско-бразильский семинар. Еще один профессор планирует свой визит к нам в 2017 г., а одна из магистранток в том же году приедет в наш вуз учиться на семестр.

Кроме пользы моей поездки для развития международного сотрудничества МГТУ, для себя лично я познакомилась со многими учеными, получила от них множество предложений о сотрудничестве, совместных публикациях, чем щедро делюсь с коллегами.

Бразильцы – очень доброжелательные открытые люди, у них огромный интерес к России, к нашей педагогике и психологии, к литературе и истории, а также… к металлургии (в Бразилии множество рудодобывающих предприятий). Удовлетворяя их повышенный интерес, я показывала им видеоролики об МГТУ и о Магнитогорске, рассказывала про Банное, про Абзаково, про хоккейную команду «Металлург», про природу и про огромный уникальный наш металлургический комбинат, про город и его жителей, про «Европу и Азию».

Инесса Ким

Неделя в Чешских Будейовицах

Неделя в Чешских Будейовицах
Неделя в Чешских Будейовицах
 В 2015 году МГТУ им. Г.И. Носова в рамках программы Европейского союза «Erasmus+» заключил договор по мобильности для студентов и преподавателей с Техническо-экономическим институтом в Чешских Будейовицах (ТЭИ, Vysoká Škola Technická a Ekonomická v Českých Budějovicích), Чешская Республика, http://www.vstecb.cz/, что дало возможность четверым нашим студентам обучаться в Чехии, а нашим преподавателям, в свою очередь, учить чешских студентов.

И вот уже с 19 по 26 мая двое ученых из Магнитогорского государственного технического университета – заведующий кафедрой проектирования зданий и строительных конструкций, профессор, д.т.н. А.Л. Кришан и профессор кафедры промышленного транспорта, д.т.н. А.Н. Рахмангулов читали лекции в чешском вузе.

Несмотря на то, что ТЭИ основан недавно, всего лишь в 2006 году, институт уже успел наработать множество международных связей. Например, одним из главных направлений научной и образовательной деятельности ТЭИ является логистика, и в этой области он, как и МГТУ, сотрудничает с китайскими университетами.

«Необходимо отметить мощное логистическое направление в этом институте по транспорту и логистике, – говорит Александр Нельевич. – В беседе с представителями вуза мы обсудили более 20 их международных проектов, финансируемых различными фондами. Проводятся конференции с публикацией материалов в сборниках, индексируемых системой Scopus.

Из многочисленных встреч с чешскими коллегами мы поняли, что наши области исследований имеют много общего; глобализация транспортного рынка требует использования схожих подходов для решения транспортных проблем, поэтому мы применяем одинаковый инструментарий, программные продукты, в частности, системы имитационного моделирования транспортных объектов.

В ходе продуктивного общения мы наметили перспективные формы сотрудничества в рамках подачи заявок на научные гранты и финансирование новых образовательных проектов. Нам удалось не только наладить научные связи с чешскими коллегами, но и обсудить вопросы управления и организации железнодорожных перевозок в Европе с зав. кафедрой управления на железнодорожном транспорте Университета Загреба, профессором Borna Abramović, который, как и мы, читал в ТЭИ лекции чешским студентам.

Интерес у студентов вызвал не только учебный материал, который мы представляли, но и видеофильмы об МГТУ, ММК и нашем городе.

Впечатления о поездке весьма положительные. Чешские Будейовицы – маленький, уютный, чистый европейский город с живописным историческим центром – идеальное место для учёбы и отдыха студентов».

Кришан А.Л.
Кришан А.Л.
 Область профессиональных интересов профессора А.Л. Кришана – строительство, в частности – полубетонные колонны и композитные балки, теория и расчет которых проверяется экспериментально. По мнению ученого, по строительным делам, с профессиональной точки зрения, ТЭИ только начинает нарабатывать компетенции, однако в будущем университет обзаведется и оборудованными по последнему слову техники лабораториями, и высококлассными специалистами.

«Сейчас в ТЭИ по строительному направлению, в основном, хорошие профессионалы по зеленой архитектуре, – рассказывает Анатолий Леонидович, – для преподавания дисциплин по железобетонным и каменным конструкциям приглашаются коллеги из столицы Чехии Праги, с которыми мы также собираемся в дальнейшем сотрудничать.

Во время нашего пребывания в Чехии явственно чувствовалось взаимное уважение, так как с чешским народом у нас много общих исторических корней. Те из чехов, кто еще застал уроки русского языка в школах – а это старшее поколение за 45, свободно разговаривают по-русски, а чешская молодежь все больше, кроме чешского языка, общается по-английски, поэтому языкового барьера не было совсем.

Чешские студенты отличаются высокой степенью подготовленности в области английского языка. Их преподаватели отмечают, что пока те учатся в бакалавриате, то английский язык у них хромает, зато, как только забрезжит магистратура, они начинают усиленно его учить и поступают туда. Английский язык важен, т.к. преподавание в чешских вузах ведется на английском, поэтому тем, кто стремится поехать туда на обучение, необходимо хорошо знать этот язык».

Особым успехом поездки наших ученых в чешский вуз можно считать то, что в сентябре наш вуз с рабочим визитом посетит ректор ТЭИ Marek Vochozka, который готов обсуждать в МГТУ им. Г.И. Носова любые новые формы сотрудничества.

Инесса КИМ

Поздравляем коллектив кафедры с заслуженной победой!

Команда кафедры управления недвижимостью и инженерных систем по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» одержала победу в ежегодном официальном Всероссийском конкурсе дипломных проектов среди молодых специалистов, который проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ и Ассоциации строительных вузов. Проект студента гр. СО-11 Евгения Владимировича Еремеева на тему «Модернизация систем теплоснабжения и вентиляции очистных сооружений ОАО «Учалинский ГОК», который выполнялся под руководством доцента кафедры управления недвижимостью и инженерных систем Галины Николаевны Трубицыной стал лучшим в России.

Этот конкурс проводится в три этапа. На первом лучшие работы отбираются внутри вуза, второй проводится на региональном уровне, и третий, заключительный определяет победителей из числа лучших работ предыдущего регионального тура. В этом году дипломный проект Евгения Еремеева занял первое место в региональном отборочном туре и был отправлен в г. Белгород для участия в заключительном этапе конкурса. Представлять диплом в последнем туре было поручено доценту кафедры УНиИС Ларисе Геннадьевне Старковой. В Белгороде для проведения заключительного этапа конкурса были представлены работы из Казани, Москвы, Нижнего Новгорода и Магнитогорска. В итоге впервые в истории кафедры УНиИС и развития специальности «Теплогазоснабжения и вентиляции» пришла такая победа, которая имеет огромное значение для оценки уровня подготовки наших выпускников. Символично еще и то, что такая оценка состоялась в год, когда проводился последний конкурс среди работ специалистов в связи с переходом на двухуровневое образование.

Конкуренция на конкурсе была очень большой, особенно со стороны Нижнего Новгорода, но большинство членов жюри отдали предпочтение магнитогорцам. Они отметили масштабность проекта, охватывающего разделы теплоснабжения, отопления и вентиляции цеха, высоко оценили натурное обследование систем, проведенное для сбора исходных данных к диплому и глубокую проработку природоохранных мероприятий, в числе которых было предложено вторичное использование технологической воды предприятия для нужд системы теплоснабжения. Это помогло команде МГТУ одержать столь важную победу! Кафедра очень благодарна ректорату за возможность прямого участия в таком конкурсе.