Денница

Весь выпуск в одном файле!

День космонавтики

В малом актовом зале 12 апреля прошла очередная встреча ректора МГТУ им. Г.И. Носова В.М. Колокольцева со студентами. В этот раз она была посвящена Дню космонавтики. Сначала доц. кафедры истории России Е.М. Буряк познакомила ребят с историей этого дня. Ведь 55 лет назад состоялся первый полет Юрия Гагарина в космос. Она рассказала о бытовых условиях на МКС, о космических традициях и приметах. Например, космонавты перед стартом обязательно смотрят «Белое солнце пустыни», 24 октября на Байконуре останавливаются все работы и никогда не запускаются ракеты. Студенты узнали, что международным языком общения на МКС является русский. Ее рассказ дополнил В.М. Колокольцев, а затем ответил на вопросы.

День космонавтики
День космонавтики

День космонавтики
День космонавтики

И Москва признает, и Казань отмечает!

В конце марта представительницы кафедры теплотехнических и энергетических систем – аспирантка Хулкар Аловадинова, магистрант Дианна Байкова, студентка Лиана Исянгильдина участвовали в XI Международной молодежной научной конференции «Тинчуринские чтения» Казанского государственного энергетического университета. Уровень их научной подготовки получил на форуме высокую оценку. В гостях редакции с рассказом об успехах сегодня Хулкар Аловадинова.

– Это самая гостеприимная конференция из всех, на которых мы когда-либо были, поэтому желающих в ней поучаствовать всегда очень много. Но на этот раз удалось только нам троим. Конференция отличается не только четкой организацией, но и всегда подготовлена интересная культурная программа, всегда есть куда съездить, что посмотреть. Организаторы форума в свое время возили гостей в Булгар, Свияжск – очень древние памятники культуры, возникшие во времена Ивана Грозного. Даже такой вопрос как качественное питание участников конференции  хорошо продуман, а это немаловажно для тех, кто впервые в городе. Они всегда тепло принимают, прикрепляют волонтеров, чтобы помочь с передвижением по вузу, в котором очень много корпусов, где нелегко ориентироваться. Награждение тоже всегда проходит очень красиво и тожественно.

Мы с Дианной выступали на секции «Энерго- и ресурсосбережение». Наши доклады, судя по большому числу вопросов, вызвали живой интерес. Я представила новые результаты по тематике, которую продолжаю еще с магистратуры, – «Использование теплоты жидкой стали в кристаллизаторе МНЛЗ». В процессе обсуждения доклада я получила много интересных замечаний и предложений, которые заставляют задуматься и взглянуть на работу под другим углом зрения. Хочу заметить, что в Казани, и это особенно мне нравится, в работе секций участвуют известные ученые, профессора, которые дают очень дельные советы по работе, и мнение их весьма ценно. Дианна, которая работает под научным руководством Е.Б. Агапитова, представляла доклад по теме «Применение наножидкостей при охлаждении кристаллизатора при валковой разливке стали». Она хорошо выступила, получила много напутственных слов и замечаний.

Л. Исянгильдина, которая работала под руководством аспиранта Ю. Демина при общем кураторстве руководителя нашей научной группы профессора С.В. Картавцева, выступала на секции «Промышленная теплоэнергетика» с докладом «Исследование необходимости применения ГТУ для достижения энергосберегающего эффекта в тепловых агрегатах». Это ее первая выездная конференция, и сразу такого уровня. Она осталась очень довольна!

В этом году была экскурсия по городу с посещением кремля. На Дианну это произвело такое большое впечатление, что она призналась: «Казань – это город, из которого не хочется уезжать».

География конференции очень широкая – много иностранных студентов из Германии, Сомали; Финляндия принимала участие по скайпу; были представители республики Коми, Тывы, Ямало-Ненецкого АО, Москвы, Иваново, Самары. Мой доклад удостоился диплома первой степени, Лианы – второй.

Хулкар, в конце февраля, насколько мне известно, состоялся многочисленный десант представителей научной группы профессора С.В. Картавцева в Москву на XXII Международную научно-техническую конференцию студентов и аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика», проходившую в Национальном исследовательском университете МЭИ. Расскажи об этой поездке, тем более что ты в ней тоже участвовала.

– Уже по названию можно понять, что на ней рассматривается всегда очень широкий спектр вопросов, работает огромное количество секций. На пленарном заседании в этот раз выступал посол Швейцарии в России, который признался, что его потрясла широта географии конференции: в ней участвовали представители 22 стран мира из почти 70 городов. Было приятно узнать, что магнитогорская делегация на форуме оказалась второй по количеству представленных в сборнике тезисов после Иваново, а за нами оставлена Казань.

Покорять столицу отправились: аспиранты Ю. Демин и я, а также магистранты Р. Хасанова, С. Студенков, Д. Хейло, А. Мурзадеров, И. Хайруллин. Москва есть Москва. Здесь всегда чувствуется уровень, всегда есть с кем обсудить ту или иную проблему, познакомиться, от кого получить ценные советы, замечания по работе. Причем, не только в рамках конференции, но и отдельно. Московские коллеги всегда открыты для диалога. Резеда и Юрий выступали на секции «Промышленная энергетика», остальные – на секции «Энергетика теплотехнологий». На этой конференции были отмечены доклады Резеды и мой, удостоенные дипломов второй степени, что очень почетно, учитывая высокий уровень форума. А. Мурзадеров получил поощрительный диплом. Ребята, конечно, ожидали большего и были несколько разочарованы, но прогулки по Москве, посещение Арбата, Красной площади, Воробьевых гор, ВДНХ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и других интересных мест с лихвой компенсировали их досаду. Да и опыт участия в конференции такого уровня всегда очень полезен.

У этой научной группы всегда какие-нибудь достижения: то именные стипендии за успешную деятельность, то награды на конференциях, то ВАКовские статьи. Кстати очередная выйдет уже в мае. А все потому, что не стоят на месте, а работают активно и напористо, поэтому результаты не заставляют себя ждать.

Подготовила Елена Стрельцова

И Москва признает, и Казань отмечает!
И Москва признает, и Казань отмечает!

И Москва признает, и Казань отмечает!
И Москва признает, и Казань отмечает!

Кубинцы потрясены результатами обучения!

Кубинцы потрясены результатами обучения
Кубинцы потрясены результатами обучения

Теоретический этап обучения первой группы кубинских специалистов с завода им. Хосе Марти (AntillanodeAcero), которые в рамках межправительственного соглашения между Россией и Кубой проходят переподготовку в нашем университете, завершился. 2 апреля все 15 слушателей сдали экзамены по пройденному курсу. Результаты ошеломили даже их самих.

– Вначале кубинские специалисты прослушали поточный курс лекций по общим направлениям металлургического производства, – рассказывает координатор образовательного проекта профессор А.Б. Моллер. – На втором этапе шла подготовка по конкретной специализации. Обучение проводилось по трем модулям: «Электросталеплавильное производство и непрерывная разливка», «Оборудование и технология сортопрокатного производства», «Энергетика, электропривод и автоматизированные системы управления металлургическим производством. Гидропривод, эксплуатация и обслуживание оборудования – мехатроника». Затем кубинцы занимались на тренажерах, симулирующих программными средствами различные процессы металлургического производства.

Нагрузка была нешуточной: с понедельника по субботу по три-четыре пары в день, а в свободное время – повторение пройденного материала и короткое время на отдых. Но его хватило, чтобы познакомиться с городом, его достопримечательностями, посетить Абзаково, Банное, ГЛЦ и даже хоккейный матч, от которого они пришли в восторг, мечтая попасть на очередной. В этом очень помогали переводчики Адриан, Паблос, Анжела, Лукас – представители кубинской диаспоры, проживающие в нашем городе, сотрудники фирмы «Амиго» по наладке и установке кондиционеров. А пятым основным переводчиком был Феликс Омар – бывший работник завода им. Хосе Марти, который более 10 лет тому назад переехал на постоянное место жительства в Украину, до этого он еще и учился в России, таким образом, в совершенстве владеет русским языком.

К контрольному сроку образовательной программы посланцы острова Свободы подходили с заметным волнением. При первоначальной проверке знаний они показали весьма скромный результат – в среднем 48% из 100 возможных. Поэтому когда на итоговом тестировании замелькали цифры – 70, 80 и даже 100%, а общий результат оказался равен 93%, некоторые расчувствовались до слез. О таком триумфальном финале кубинцы могли только мечтать. Представитель руководства завода, начальник отдела кадров Розита Лопес призналась, что это очень высокий для них результат. Ведь не  все слушатели группы, за плечами которых большой производственный стаж от 11 до 30 лет, имеют высшее образование. Многие уже более 20 лет не садились за парты, не знают компьютеров. А представленная им программа обучения отличалась большой насыщенностью, высоким образовательным, техническим и даже научным уровнями. Иногда возникали сомнения, удастся ли достичь поставленной цели? Но теперь сомнения позади, а результат превзошел все ожидания.

– Это совместный успех всех, занятых в реализации проекта, – уверена Розита Лопес. – Особенно ценно то, что мы получили подготовку в логической связи всех металлургических процессов: выплавка стали, прокатка, гидравлика, механика, энергетика, электрика. Качество подготовки во всех подгруппах было оптимальным. Квалификация преподавателей отличная, и мы приносим им благодарность не только за занятия, но и за теплый прием, душевное отношение, которые позволили нам успешнее идти вперед при освоении всех тех знаний, что они давали. Хочется им сказать большое спасибо! Я думаю, что наша группа определила путь по обучению и стажировке на промплощадке не только для производственников нашей страны, но и для многих стран Латинской Америки.

Сегодня кубинцы проходят третий этап подготовки – стажировку на ММК. И хочется верить, что и с этой задачей они справятся так же хорошо. А мы ждем приезда уже следующей группы кубинских слушателей.

Анна Картавцева

Легендарный выпускник

Торжественное открытие мемориальной доски в честь легендарного выпускника МГТУ им. Г.И. Носова
Г.Е. Овчинникова состоялось 7 апреля на доме № 1 по улице Калинина. В этот день ему бы исполнилось 90 лет со дня рождения.

На торжественный митинг пришли руководство города, городского Собрания депутатов, ОАО «ММК». Много хороших слов было сказано в адрес Геннадия Елизаровича. По-особому теплым было выступление Л.В Радюкевича (директор ММК в период с 1979 по 1985 гг.), который рассказал об их совместной работе.

Почетное право открыть мемориальную доску было предоставлено дочери Елене и внуку Сергею.

«Г.Е. Овчинников мечтал стать военно-морским врачом. Но шла война. Ленинград был в блокаде, и он, окончив 2-ой курс техникума и экстерном сдав экзамены за 10-й класс, поступил на 1-й курс Магнитогорского горно-металлургического института на сталеплавильное отделение. Учеба Геннадию давалась легко, а жить становилось все труднее. Чтобы помочь семье, он с 1945 по 1947 год по совместительству работал учителем черчения в средней школе № 47», – пишет дочь Елена Киндоп, выпускница МГМИ 1974 г.

Г.Е. Овчинников окончил Магнитогорский горно-металлургический институт в 1948 г. Молодой инженер был направлен на работу на Магнитогорский металлургический комбинат, где прошел трудовой путь от подручного сталевара до главного инженера. В 1970 г. его назначают директором Нижне-Тагильского комбината. 5 декабря 1975 г. приказом министра чёрной металлургии СССР был назначен начальником Всесоюзного производственного объединения «Металлургпром» – заместителем министра.

– В 1968-71 гг. Г.Е.Овчинников в качестве совместителя читал лекции по дисциплине «Мартеновское производство стали» на кафедре металлургии стали МГМИ, – рассказывает зав. кафедрой МЧМ В.А. Бигеев. – У него была феноменальная память и огромный интерес к научно-техническим новинкам. На его столе всегда было много технических журналов. Впоследствии это вылилось в кандидатскую диссертацию.

«В 1972 году была назначена защита кандидатской диссертации по теме «Повышение стойкости мартеновских печей в условиях интенсификации процесса выплавки стали». Ему предлагали развить работу и сразу защищать докторскую диссертацию. Тогда такое было возможно, но он отказался. Геннадий Елизарович выехал вечером после работы на машине на защиту из Нижнего Тагила в Магнитогорск. Заседание диссертационного совета МГМИ должно было состояться на другой день. Но под утро недалеко от Челябинска его остановили работники ГАИ и передали, что на Тагильском комбинате в доменном цехе произошла очень серьезная авария. Он вынужден был вернуться. А диссертацию успешно защитил позже, уже в 1973 году. После защиты, не отдыхая, сразу улетел на коллегию в Минчермет».

Г.Е. Овчинников был очень талантливым инженером, соавтором многих рацпредложений, в том числе по совершенствованию свода мартеновских печей для увеличения его стойкости, которые готовились совместно с учеными Магнитогорского горно-металлургического института им. Г.И. Носова.

За заслуги перед чёрной металлургией Геннадий Елизарович награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

«Люди тянулись к Геннадию Елизаровичу, он умел дружить, умел и любил помогать людям, но помощь свою не афишировал. Был очень добрым, улыбчивым человеком. Любил свою семью. Оставил у тех, кто с ним жил и работал, светлую память о себе».

Проект мемориальной доски разработан фирмой «Премьер» (г. Златоуст) совместно с доцентом кафедры проектирования зданий и строительных конструкций МГТУ им. Г.И. Носова С.И. Чикотой при поддержке ОАО «ММК» и администрации г. Магнитогорска.

Подготовила  Ирина Портнова

Легендарный выпускник
Легендарный выпускник

Легендарный выпускник
Легендарный выпускник

Праздник баскетбола

В МГТУ им. Г.И. Носова 13 апреля прошла пресс-конференция, посвященная проведению в Магнитогорске 15-16 апреля 1/64 этапа Лиги Белова чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола среди команд вузов России.

Впервые город будет принимать мужской и женский этапы. Четыре мужские команды из Оренбурга, Казани, Екатеринбурга, Магнитогорска и четыре женские из Челябинска, Оренбурга, Кургана и Магнитогорска разыграют по одной путевке на выход в следующий этап Лиги. На вопросы отвечали ректор МГТУ В.М. Колокольцев,  начальник управления по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Магнитогорска Д.Б. Шохов, советник ректора МГТУ по физической культуре и спорту В.А. Бигеев, декан ФФКиСМ МГТУ Р.А. Козлов, начальник учебно-спортивного отдела управления по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Магнитогорска С.В. Кукин,  зав. спорт.клубом МГТУ «Стальные сердца» А.С. Гольцов, председатель комиссии по спорту, культуре и досугу молодежи Общественной Молодежной Палаты при Магнитогорском Городском собрании депутатов Д.В. Кулешов.

Вход на соревнования бесплатный, как всегда.  Все любители баскетбола были приглашены поболеть за команды МГТУ.

Праздник баскетбола
Праздник баскетбола

Праздник баскетбола
Праздник баскетбола

Праздник баскетбола
Праздник баскетбола

Праздник баскетбола
Праздник баскетбола

Проекция победы во времени

Проекция победы во времени
Проекция победы во времени

Впервые творческий коллектив института горного дела и транспорта под руководством доцента кафедры геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых Игоря Анатольевича Гришина одержал победу в конкурсе по 218 постановлению Правительства Российской Федерации. Для нашего университета это уже пятый успех, но до сих пор он был на счету металлургов.

– Наша кафедра, – рассказывает Игорь Анатольевич, – работает на стыке горного дела и металлургии: мы получаем продукцию от «чистых» горняков и передаем ее металлургам, то есть мы – связующее звено. Поэтому у нас очень широкие контакты с предприятиями как горной, так и металлургической промышленности. Именно эти контакты иногда очень интересно срабатывают. Получилось, что Челябинская организация ООО «Канта», которая занимается ферросплавами, имела проблему со шлаковыми отвалами, и при вопросе, с кем решить эту проблему, вышла на нашу кафедру, конкретно на меня – там работает один из моих выпускников.

Было принято решение создать творческую группу под моим руководством, куда вошли почти все обогатители кафедры, – Н. Н. Орехова, О.Е. Горлова, Е.Ю. Дегодя, О. П. Шавакулева и другие. Кроме того, в процессе работы, думаю, нам понадобятся в составе группы металлурги, чтобы опробовать на выходе качество медного концентрата. И понадобятся «открытчики» и «подземщики», поскольку отвал будет разрабатываться открытым способом, и нам нужны будут люди, которые понимают, как это делается. Со стороны предприятия группу возглавляет заместитель директора С.А. Шашков, в нее входят главный инженер, главный металлург и еще несколько человек из отдела металлургии.

– И все же что явилось первопричиной создания этого творческого тандема?

– Видите ли, по шлаковым отвалам эта организация пыталась сотрудничать не только с нами, но шлаки Медногорского медно-серного комбината сложные нераскристаллизованные, и их очень тяжело обогащать. А мы по этой тематике работали, именно по нашим статьям челябинцы и вышли на нас. Инициатива об участии в конкурсе исходила тоже от них, они предложили нам, и эта попытка завершилась успешно.

– На какой срок рассчитана эта работа, и с каким финансированием?

– Грант рассчитан на два года с общей государственной субсидией в 123 млн рублей. Ведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы – это наша задача. То есть мы должны разработать технологию, спроектировать будущее предприятие, выдать нормативную документацию. А им предстоит создать новое производство, в которое придется вложить существенные собственные средства. Ведь необходимо будет закупить оборудование, отстроить площадку, на которой предполагается выпуск этой продукции, отладить к концу второго года ее производство.

– Что это будет за продукция?

– Это фишка нашего проекта. Мы реализуем комплексную технологию, то есть мы выпускаем не один, а три вида продукции: медный концентрат, который будет востребован Медногорским медно-серным комбинатом, щебень, сертифицированный весьма прочный для РЖД и муниципальных дорожников, и песок для производства строительных материалов или для закладочных смесей, которые применяются в шахтах, различных бетонах и т.д. И получается фишка проекта – мало того, что мы три продукта выпускаем, но и технология, предлагаемая нами, практически безотходная. Причем, вся производимая продукция экологически безопасна, более того, на щебень у нас уже имеется  соответствующий сертификат.

– Предполагаются ли по вашему гранту какие-то мероприятия по повышению квалификации участников творческой группы?

– Конечно. По условиям гранта мы привлекаем к работе студентов, магистрантов, аспирантов, которые получат ценный навык  практической работы, причем, что особенно важно – исследовательской и опытно-конструкторской работы. А это очень большое дело! Возможно, после этого кто-то из них пойдет в науку. Кроме того, есть надежда, что в процессе этой деятельности удастся подготовить кандидатские и докторские диссертации.

– Какие еще перспективные планы Вы связываете с этим проектом?

– Помимо повышения квалификации, это еще и обеспечение современным оборудованием. У нас появляется возможность за счет средств гранта во многом обновить материально-техническую базу кафедры. А это имеет очень большое значение – чем современнее и мощнее оборудование, тем больше научных работ мы сможем выполнить в будущем.

Кроме того, в этом гранте заложены средства для участия в научных конференциях самого высокого уровня вплоть до международного в странах-организаторах, чем мы намерены воспользоваться. А это, в свою очередь, подстегивает к публикациям в высокорейтинговых журналах. Так что плюсов в этом проекте много. А поскольку задел по тематике проекта у нас большой, то хочется верить, что мы со всем успешно справимся, не ударим в грязь лицом.

Анна Картавцева

«Путь к успеху»

На базе МГТУ им. Г.И. Носова с 20 февраля по 16 апреля проходила многопрофильная олимпиада школьников «Путь к успеху» по 23 секциям (история, литература, электротехника, экономика, живопись и др.). 9 апреля состоялся командный этап по робототехнике, в котором участвовало восемь команд из школ № 1, 8, 10, 39, 55, 62 и МГМЛ.

– Мы впервые принимаем олимпиаду по робототехнике в нашем вузе, – рассказывает зав. кафедрой АЭПиМ А.А. Николаев. – Большую помощь нам оказала специалист МУ ДПО «ЦПК и ИМР» Магнитогорска И.Я. Вешкина. Она не только была руководителем двух команд, но и помогла привлечь другие творческие коллективы школьников, которые занимаются разработкой робототехнических устройств.

– У вашей секции были особенности?

– Да. Обычно участников делят на возрастные категории. Но мы объединили всех, поскольку основной целью было познакомиться с коллективами школ и Домов творчества, которые занимаются робототехникой, дать школьникам информацию о нашем вузе и специальностях. Отличие нашей секции от других – это командные соревнования. Каждый участник отвечает за свою часть, потому что уровень проектов очень сложный. Темы были очень разные. Например, «Батискаф «Выдра»» (шк. № 10). Это очень сложное робототехническое устройство способно погружаться на различную глубину и всплывать. В проекте «Дорожный патруль» (шк. № 1, 4 кл.) робот наносит разметку на дорогу.

– Из чего создавали роботов?

– Проекты выполнены на базе конструкторов Lego Mindstorms серий NXT и  EV3. Они включают в себя контроллеры, электродвигатели, датчики освещённости, движения, касания и т.д. С помощью комбинации различных деталей возможно собрать любое устройство и создать из нескольких комплектов достаточно сложную робототехническую модель.

– Кто стал победителем?

– 1 место занял самый технологичный проект «Технологическая линия производства прокатных валков» (авт. А. Юлин, Г. Якимович, А, Ананкин, А. Мартынцева 5–7 кл. шк. № 10), который выполнен под руководством К.А. Лавровой, магистранта нашей кафедры по направлению «Мехатроника и робототехника». 2 место получила вторая команда этой школы в составе А. Дрововоза, А. Калякина и А. Ефстифеевой (11 кл.) за проект «Батискаф», которая тоже работала под ее руководством. 3 место поделили семиклассники шк. № 39 Н. Рязанов, К. Сошников и Д. Копытов (рук. А.И. Тарасова) с работой «Передвижная станция для поиска нефти и газа в северных районах» и Д. Коваленко из МГМЛ с проектом «Разработка транспортного средства вездеход» (рук. Е.В. Соколова). Жюри отдельно отметило грамотой за оригинальность работу «Применение движений насекомых в гидравлическом механизме» первоклассника Н. Курочкина (шк. № 55, рук. В.П. Куприянова). 

– Кто оценивал уровень разработок?

– Профессора, д.т.н. Е.Я. Омельченко и А.С. Сарваров, к.т.н. А.А. Николаев и С.А. Линьков и ведущий специалист по программному обеспечению НПО «Андроидная техника» М.О. Темников.

– Какие бонусы получат участники?

– Все получат сертификаты участников. Победителей наградят дипломами I–III степени, которые потом при поступлении в вуз дают дополнительные баллы. Кроме того, мы приглашаем ребят сотрудничать с нашей кафедрой. Это дает возможность получать дополнительные знания и навыки уже со школьной скамьи у ведущих специалистов в этой области.

Ирина Портнова

Путь к успеху
Путь к успеху

Путь к успеху
Путь к успеху

Путь к успеху
Путь к успеху

Путь к успеху
Путь к успеху

Путь к успеху
Путь к успеху

Путь к успеху
Путь к успеху

Путь к успеху
Путь к успеху

Студенты МпК – национальное достояние России

Студенты МпК – национальное достояние России
Студенты МпК – национальное достояние России

Участие студентов МпК МГТУ во Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» стало хорошей традицией.  В этом году в нем приняло участие 11 человек, подготовивших под руководством преподавателей МпК исследования в разных научных направлениях.

В первом туре были представлены работы К. Вейберт (гр. ПТВ-14-1), Е. Иргалиной (гр. СЗи-13-1), А. Кисматова (гр. СИз-13-1), А. Усольцева (гр. ММдс-12-1), А. Смолина (гр. МТэ-12-1), А. Нукаева (гр. ТВ-15-1), В. Николаевой (гр. ЗиК-14-5), Д. Юдиной (гр. Ппмк-12-п), Д. Ярыша (гр. ПКС-11), А. Ефремова (гр. МТэ-14-1), К. Петровой (гр. ПП-12-у). Все они стали лауреатами заочного этапа конкурса. Авторы лучших, по оценке жюри, работ отправились защищать свои исследования в Москву.

С 30 марта по 1 апреля в столице собралось около 400 участников конкурса из 60 городов и 40 субъектов РФ. Наш колледж представляли два студента.

А. Ефремов выступал на секции «История и краеведение» с работой «Память о войне не должна быть формальной» (н. рук. М.Н. Маликова). Изучение того, как память людей выражает себя в знаниях о Великой Отечественной войне, суждениях, представлениях и оценках сегодня оказывается наиболее актуальной. Перед молодым исследователем стояла трудная задача – не просто рассказать о войне, о тех мероприятиях, которые проводятся молодежью для сохранения памяти о цене Победы, о подвигах советских воинов, но и активизировать первокурсников, пробудить в них интерес к истории, заставить задуматься о тех событиях и высказать собственные суждения по этому поводу, сделать тем самым знания из книг личным открытием. С этой задачей А. Ефремов справился блестяще и стал победителем в своей секции, получив не только I место, но и грамоту за лучшую научную работу в области духовного и нравственного просвещения молодежи.

К. Петрова представляла свое исследование «Совершенствование комплекса продвижения парикмахерских услуг на основе формирования лояльности клиента» (н. рук. М.В. Гайворонская) в секции «Экономика и менеджмент». Выявив основные проблемы современного бизнеса сферы услуг, разработав практические рекомендации по их преодолению, она заняла II место.

Победа наших студентов во Всероссийском конкурсе – доказательство того, что в МпК талантливая молодежь получает достойное образование и открывает для себя перспективы развития, совершенствования в научной сфере и профессиональной деятельности.

Е.Ю. Котукова

Экология. Стиль жизни

Экология. Стиль жизни
Экология. Стиль жизни

Программа Tемпус (Tempus) действует с 1990 г., финансировалась ЕС и направлена на поддержку процессов модернизации высшего образования в странах-партнерах из Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья, главным образом, через проекты межвузовского сотрудничества. МГТУ им. Г.И. Носова является членом консорциума в рамках проекта Tempus EcoBRU «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины», начавшегося в 2014 году. Координатором проекта EcoBRU от МГТУ является профессор кафедры промышленного транспорта А.Н. Рахмангулов.

– Это трехлетний проект, участниками которого являются 25 университетов и организаций из России, Украины и Белоруссии, – рассказывает Александр Нельевич. – В числе зарубежных членов консорциума – университеты из Германии (г. Падерборн), Словакии (г. Жилина), Чехии (г. Брно) и Латвии (г. Рига). Нашим координатором является Бременский университет (Германия).

Локальная практическая цель проекта – разработка дистанционных курсов по переподготовке учителей школ и преподавателей колледжей в области экологического образования. Цель стратегического плана – формирование экологического сознания у детей, экологического поведения и экологического стиля жизни, в перспективе – переход от экологического образования к образованию для устойчивого развития. Мы не занимаемся ни мониторингом экологической ситуации, ни экологическими исследованиями. Tempus – это образовательный проект. Задача проекта – донести до учителей и преподавателей основы экологических знаний с тем, чтобы они совершенствовали свои дисциплины с учетом современных экологических требований. Разработкой дистанционных курсов в рамках проекта в МГТУ занимаются преподаватели кафедр ГМДиОПИ и РМПИ – известные представители отечественной школы в области экологии. Концепция наших дистанционных курсов, которую мы представляли на последнем координационном совещании, получила высокую оценку европейских специалистов в области экологического образования и устойчивого развития.

Как в целом Вы оцениваете состояние экологии и экологического образования и у нас в стране и в вузе в частности?

– Экологическая обстановка требует приложения усилий для ее улучшения, в том числе и в плане совершенствования экологического образования.

Не случайно в качестве целевых групп дистанционных курсов выбраны учителя школ и преподаватели колледжей. В соответствии с концепцией устойчивого развития, предполагающего рассмотрение в комплексе не только вопросов охраны окружающей среды, эффективного использования природных ресурсов и поддержания экосистем, но также и успешного функционирования общества и экономики, экологическое поведение, экологическое сознание необходимо выстраивать с самого раннего возраста. Чем раньше этой проблемой начинать заниматься, тем эффективнее. Например, успешное повсеместное распространение в Европе системы раздельного сбора мусора – это не только обязанность, поддерживаемая довольно серьезными штрафами, это стиль жизни, формируемый школой, примером родителей, бытовыми условиями.

Особенность концепции разрабатываемых в МГТУ курсов повышения квалификации учителей школ заключается в системном рассмотрении вопросов экологии в преподавании различных учебных дисциплин. На «школьном» уровне концепцией предусматривается изучение базовых вопросов взаимосвязи экологии, ресурсосбережения и экономики, являющихся базисом экологического поведения учеников. На уровне среднего специального образования – это уже специфические вопросы оценки вредного воздействия на окружающую среду, защиты гидросферы и переработки отходов, определяющие экологическую компетентность выпускников колледжей.

В рамках проекта были организованы три недельные стажировки преподавателей МГТУ – разработчиков дистанционных курсов в Бремен и Падерборн (Германия), Ригу (Латвия) и в Жилину (Словакия) с целью освоения европейского опыта реализации концепций экологического образования и образования для устойчивого развития, знакомства с методологией интеграции вопросов экологии в программы различных учебных дисциплин, а также с результатами экологических исследований и практикой реализации решений в области экологии.

Елена Юрьевна Дегодя, к.т.н., доц. каф. ГМДиОПИ:

– Я проходила стажировку в Германии – в Падерборнском и в Бременском университетах, где прослушала 16 докладов по различным аспектам повышения квалификации преподавателей в области экологии и охраны труда. Мне интересно было узнать, как они преподают, какие там студенты, какие приоритеты выделяют в процессе обучения. После посещения иностранных вузов и училищ я сделала вывод, что в России достаточно качественная система образования, традиции которой мы все стараемся всё-таки сохранить и приумножить.

Практическая часть стажировки была связана с посещением профтехучилищ Падерборна и Бремена, а также г. Бремерхафена, где располагается кафедра по разработке ветрогенераторов. Как известно, Германия является одним из мировых лидеров по суммарной мощности установленных в стране ветряных электростанций.

Особый интерес у стажеров вызвало посещение двух предприятий по переработке и утилизации твердых отходов. Нам досконально были показаны и объяснены применяемые там технологии. На мой взгляд, тема переработки твердых бытовых отходов является самой актуальной в плане экологии во всем мире. Учитывая мой профиль образования считаю, что особых трудностей и сложностей в разработке технологии утилизации мусора нет: технически это не сложно и не затратно, абсолютно окупаемо. Проблема в сознании людей.

На сегодня в Германии используется шесть типов контейнеров для сбора различного мусора. Они с разноцветными крышками, и всё население знает, с детского сада, в какой контейнер что выбрасывать: куда бумагу, куда стекло, куда пластик и т.д. Ошибешься – штраф до 100 евро. Там главное – не в камерах видеонаблюдения даже, которые около каждой мусорки, а в высокой сознательности населения.

Ольга Евгеньевна Горлова, к.т.н., доц. каф. ГМДиОПИ:

– Наша группа состояла из трех человек: я и коллеги из Ростова-на-Дону и Белоруссии. В университете, где проходила стажировка, (г.Жилина, Словакия), традиционно занимаются проблемами транспорта, а на строительном факультете – оценкой воздействия его выбросов на окружающую среду. Интерес вызвала мобильная лаборатория, которая забирает пробы воздуха из разных районов города и на крупных автомагистралях страны, анализирует их на содержание частиц различной крупности и химического состава. Далее, при помощи имитационного моделирования транспортных потоков вырабатываются решения по корректировке организации продвижения этих потоков так, чтобы удовлетворить спрос на движение и, в то же время, не создавать пробок и, следовательно, излишних выбросов в атмосферу. В Жилинском университете экологические решения используются и в учебном процессе – при помощи датчиков, установленных в аудиториях, непрерывно анализируется содержание взвешенных частиц в воздухе, определяются периоды наибольшей загрязненности с тем, чтобы учесть этот фактор при составлении расписания и обеспечить оптимальную загрузку аудиторий. Запомнилась экскурсия в студенческий бизнес-инкубатор.

Ольга Викторовна Петрова, к.т.н., доц. каф. РМПИ.

– Моя стажировка проходила в Латвийском университете, г. Рига. На семинарах нам рассказали об организации образовательного процесса в университете, мы обсудили проблемы управления отходами, экологического дизайна и экономической экологии. Были организованы экскурсии по университету и на полигон по переработке твердых бытовых отходов, созданном на месте свалки. В процессе захоронения твердых бытовых отходов при помощи специального оборудования собирается выделяющийся метан, который подается на турбины для выработки энергии. Попутно улавливается тепло, используемое для отопления теплиц, в которых выращиваются помидоры. Рижане очень гордятся своим полигоном, тем, что они полностью восстановили ландшафт на месте свалки – полигон сейчас внешне выглядит как зелёный луг, используемый в качестве пастбища.

Латвийские коллеги рассказали о своих образовательных модулях, на каких вопросах и проблемах делают акценты, сколько они выделяют часов на семинары, а сколько – на практическую работу. Поразило наличие в Латвийском университете развитого экологического направления с огромным количеством разнообразных профилей, а также новые подходы к решению экологических проблем.

В заключение координатор проекта А.Н. Рахмангулов отметил, что наши ученые и преподаватели, к сожалению, не часто принимают участие в подобных международных мероприятиях, поэтому много времени тратят на то, чтобы быть в курсе последних достижений в области науки и образования. Три проекта Tempus, реализуемых в МГТУ, а также работа руководства университета по интенсификации международной деятельности создают условия для работы с западными коллегами «бок о бок», в одном темпе, в одном информационном поле.

Инесса КИМ

Объявление о конкурсе и выборах

1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:

 профессора кафедры: промышленного транспорта (институт горного дела и транспорта); доцента кафедры: геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых (институт горного дела и транспорта); старшего преподавателя кафедры: электроснабжения промышленных предприятий (институт энергетики и автоматизированных систем, направление «Энергетика»).

2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет о проведении выборов заведующего кафедрой промышленного транспорта (институт горного дела и транспорта).

3. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору:

доцентов кафедр: проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования (институт металлургии, машиностроения и материалообработки, направление « Машиностроение»); истории России (институт истории, филологии и иностранных языков, направление «История и социология»); старшего преподавателя кафедры: геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых (институт горного дела и транспорта).

Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «Положении по виду деятельности» (СМК-ПВД-20-15, СМК-ПВД-21-15).

Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВПО «МГТУ» в разделе «Информация для научно-педагогических работников». Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, ФГБОУ ВПО «МГТУ».