Есть к чему стремиться
Уже 17 лет подряд ученые нашей страны 8 февраля отмечают свой профессиональный праздник – День российской науки, учрежденный в 1999 году указом президента в честь открытия по воле царя Петра I в 1724 году Российской академии наук. Первый проректор-проректор по научной и инновационной работе М.В. Чукин знаменует этот праздник рассказом о состоянии научной деятельности в нашем университете, задачах и перспективах развития.– Оценивая нынешнее состояние научной деятельности в университете, необходимо отметить и признать, что наука в вузе развивается достаточно эффективно. Мы имеем значимые результаты, которые отражаются в показателях мониторинга вуза. Это, прежде всего, увеличение количества и объема хоздоговорных работ, то есть прикладная и фундаментальная наука востребованы различными российскими фондами, предприятиями, организациями.
И второй немаловажный показатель – это возросшая публикационная активность вуза внутри России. Из более чем пяти тысяч отечественных организаций, зарегистрированных на электронной площадке Elibrary, МГТУ находится на 46 позиции, и это достаточно высокий показатель.
Если говорить о проблемах, то, на мой взгляд, сейчас необходимо переходить от количественных показателей к качественным. Так, индекс Хирша у многих наших ученых еще недостаточно высок. Особенно важной задачей на ближайшие годы является более активное вовлечение наших ученых к участию в наукометрических системах Web of Science и Scopus. Об этом мы всегда говорим, но процесс очень тяжелый и, прежде всего, связан с развитием языковых компетенций наших ученых. Я думаю, что коллективу МГТУ эта задача по плечу.
Еще одним важным звеном развития научной деятельности нашего университета является намеченная тенденция сближения гуманитарной и технической составляющих. Пример тому – грант, полученный научным коллективом под руководством профессора М.Г. Абрамзона на исследование металлографических и рентгеноспектральных особенностей монет древней Фанагории.
Если говорить о стратегиях развития науки в МГТУ, то нужна определенная диверсификация этой деятельности. Это связано с появлением новых перспективных научных направлений, в которых вуз обязательно должен участвовать, в которые нам необходимо постепенно войти.
Конечно, наука очень инерционна, в этом ее и слабая, и сильная сторона. Есть научные школы, но они идут в рамках определенных направлений. А все новое сейчас идет на стыке различных наук. Поэтому нарабатывать новые компетенции и новые тематики, которые как раз находятся на стыке наук, это сейчас первоочередная задача. Примером таких направлений могут служить робототехника, андроидная техника, где задействованы и материаловеды, и механики, и конструкторы, то есть здесь представлен целый набор компетенций, которые сейчас у нас реализуются локально, а хотелось, чтобы на этом дифференцированном наборе появилось новое качественное направление. Примерами могут служить такие направления, как нанометаллургия, наноматериаловедение, где бы участвовали не только материаловеды, но и механики, конструкторы, которые видят возможности дальнейшего продвижения этих материалов и создание из них принципиально новых устройств.
В заключение от всего сердца хочу поздравить наших ученых, как молодых, так и маститых, с Днем российской науки, пожелать всем здоровья, процветания, успехов и новых высот!
Подготовила Анна Картавцева
Знание языка и немного упорства
Антон Коваленко и Екатерина Очкова, студенты специальности «Техносферная безопасность» факультета стандартизации, химии и биотехнологии, Юлия Гредякина, студентка 4 курса специальности «Государственное и муниципальное управление» института экономики и управления и Николай Гришин, студент 3 курса специальности «Логистика и транспортный бизнес» института горного дела и транспорта в течение четырех месяцев учились в Техническо-экономическом институте в г. Чешские Будейовице (Чешская Республика) по Программе Евросоюза Erasmus+ (университеты заключили договор по мобильности в рамках этой программы).Целью своей поездки студенты МГТУ ставили применить знания языка на практике, узнать Европу и европейцев, попутешествовать, но главное – это была поездка за знаниями. У каждого из них свой путь в Чехию и свои впечатления об этой замечательной стране.
Антон и Екатерина одногруппники. На их счету издание монографии «Научный взгляд на проблемы современного мира», выпущенной в свет немецким издательством LAP LAMBERT Academic Publishing, и к тому же ещё 15 статей. Видя стремление ребят к знаниям, заместитель по международной деятельности ФСХиБ предложил им подать заявку для учебы в Чешский университет.
Антон:
– Преподавание велось на английском языке. Предметы, которые мы изучали в Чехии, касались бизнес-экономики. Уровень образования был на высоте, на парах было очень интересно. Пока мы учились, было много экскурсий. Во время учебы у нас расширилось и стало гораздо многогранней мировоззрение.
Екатерина:– С Антоном мы прошли конкурс в МГТУ, подали документы на визу, повезло, что все получилось отлично, и поехали в Европу. Общежития там – блочная система, в блоке две комнаты по два человека в комнате, проживание стоит 5–7 тысяч рублей в месяц – считается, что дешево. На занятия ходили по-простому: в тапочках и с кофе в руках (не удивляйтесь: общежитие располагалось на пятом и шестом этажах одного из корпусов университета).
К каждому из нас был прикреплен «бадди» – «приятель», чешский студент, который учится в институте. Кстати, все они очень хорошо говорят по-английски. С преподавателями и с «бадди» мы общались на английском. На улицах и в магазинах все разговаривают на чешском языке.
Юлия:
– Понятия «группа» там нет, у каждого студента – индивидуальный набор предметов, которые он захотел освоить. Когда учишься за рубежом, то происходит переоценка своих возможностей. Мы изучали шесть предметов, связанных с бизнесом и экономикой. Каждый составлял свой бизнес-проект, который по окончании обучения необходимо было защитить. Студенты организовали курсы не только английского, но и других иностранных языков. Кто-то из нас ходил на испанский, все изучали чешский, большинство посещали английский. Также преподавались турецкий, русский, китайский языки.
Студенческая пора – время возможностей и перспектив. Любой студент может с легкостью получить новые впечатления и опыт, обучаясь как в России, так и за рубежом. Причем второе – доступнее, чем кажется на первый взгляд. Достаточно лишь знания разговорного иностранного языка и немного упорства.
Николай:
– Я узнал о возможности поездки в Чехию от моего научного руководителя доцента кафедры промышленного транспорта к.т.н. Н.А. Осинцева. Из двух вариантов – Китай и Чехия, выбрал последний. Было очень много московских и питерских студентов, желающих попасть в чешский вуз, и среди них проходил очень жесткий отбор. Так что нам необыкновенно повезло.
Проживание в Европе страшно дорогое, но нас спасала стипендия, благодаря которой мы посетили и другие страны. В Чехии очень доброжелательные люди. И в городе, и в университете обязательно помогают. За всю поездку мы ни разу не столкнулись с грубостью или хамством со стороны местных жителей. Сами европейцы очень отзывчивые и дружелюбные люди. Отдельное слово о городском транспорте: есть мобильное приложение и очень четкое расписание движения, которого транспортники придерживаются секунда в секунду. Сам транспорт отличается повышенной комфортностью. Существуют акции, скидки на билеты, и если ими пользоваться, то можно путешествовать очень дешево. Плюс для студентов до 25 лет скидки.Оснащение, оборудование, аудитории в университете такие же, как и у нас, посещение занятий регулируется и контролируется студенческой картой. В класс ты можешь попасть круглосуточно, но только по карте. Если очень нужно, то поздно вечером или ночью можно позаниматься, воспользоваться компьютером, принтером (принтером – платно, деньги снимаются с карты). Обед необходимо заранее заказывать в столовой по карте, кроме того, в вузе есть буфеты. В библиотеке можно взять книжку на определенное время, и по почте можно общаться с библиотекарями: они обычно заранее предупреждают, когда пора сдавать книгу.
Планы на будущее у ребят самые разные: одним хотелось бы побывать в других странах: «было бы интересно в Бразилии, Мексике (надо учить португальский язык)», другим поехать опять в Чехию в магистратуру.
Инесса КИМ
Стажировка в Германии
Ольга Алексеевна Карамалак в 2015 году выиграла престижный международный грант Германской службы академических обменов DAAD «Immanuel-Kant-Forschungsstipendien und – aufenthalte» на стажировку в 2015/2016 учебном году в Universität Leibniz, Hannover, Deutschland.Доцент кафедры английского языка О.А. Карамалак прошла трехмесячную научно-исследовательскую стажировку в Ганноверском университете им. Лейбница (Германия), где провела научные исследования по двум темам: «Распределенность языка и когниции в электронных медиа: кросскультурное исследование интернет-статусов» и «Гендерные маркеры в языках». Ее научным консультантом в Ганноверском университете была профессор Габриэлла Дивальд. Ольга Алексеевна планирует и дальше сотрудничать с ней в области гендерной лингвистики.
– Ганноверский университет – старейший вуз Германии, – рассказывает Ольга Алексеевна. – Там очень богатая библиотека. Мне удалось не только плодотворно поработать, но и повысить знание немецкого языка. Международный отдел вуза организовал курсы по немецкому языку для иностранных научных сотрудников. Культурная программа немецкими коллегами тоже была предусмотрена: гости побывали на экскурсиях в разных городах Германии, футбольном матче, Рождественских ярмарках.
За время стажировки О.А. Карамалак участвовала в двух международных конференциях. Сначала выступила с докладом на форуме Scientific SLAM по гендерным вопросам лингвистики на примере русского, английского и немецкого языков (Ганновер, Германия). В октябре ее слушали на конференции Linguistics Beyond and Within (Люблин, Польша), где Ольга Алексеевна докладывала об особенностях размещения поздравительных статусов в сети Facebook русскими, американскими, французскими и немецкими пользователями этой социальной сети. Результаты исследований опубликованы в российских и международных журналах.
Ирина Портнова
Из Магнитогорска в Сент-Этьен
Богдан Балашов, студент гр. МКТб-13 специальности «Конструкторское технологическое обеспечение машиностроительных производств» в течение четырех месяцев учился на первом курсе в технологическом институте Университета Жана Монне, г. Сент-Этьен (Франция) по специальности «Механика».– Богдан, как Вы решили поехать во Францию? Расскажите о Ваших впечатлениях.
– Загорелся я этой страной на первом курсе. Перед поездкой за год выучил французский язык. Общался в прошлом году с французскими студентами, и до сих пор мы дружим; именно они встретили меня, когда я только что приехал в их страну. В этой поездке я познакомился со многими из французских студентов, с которыми мы общаемся до сих пор. А сейчас они едут к нам в Магнитогорск обучаться в МГТУ по обмену. К тому же из Франции приедет в наш университет читать лекции один из преподавателей.
Когда я только приехал в эту страну, то первую неделю вообще был шок: думал, что я на другой планете. У французов очень велико желание помочь. Они очень толерантны, всегда поддержат человека в различных ситуациях. Примечательно, что там, если встретился с прохожим взглядом, то уже и поздороваться обязательно надо. Во время поездки я познакомился с бразильцами (они, кстати, очень тепло относятся к русским), с китайцами, с чехами, со множеством испанцев и с единственным встреченным мною во Франции русскоязычным человеком – с эстонцем.
Каждые выходные я старался встречаться с французскими друзьями. У них, как и у меня, тоже был очень плотный, просто бешеный график учебы, с 8.00 до 17.30 каждый день. Было очень, очень трудно. Но, несмотря на это, мы выкраивали время для общения. У них в вузах сумасшедшая учебная нагрузка. Я там за четыре месяца прошел столько, сколько в МГТУ – за два года!
– Расскажите об Университете Жана Моне.
– Вуз разбит на кампусы (факультеты), расположенные в разных частях города. Понравилось то, что он очень хорошо оснащен технически. Причем студентам разрешено работать на действующих настоящих станках. Там очень жесткий контроль знаний. Экзамены каждую неделю, затем – два раза в неделю. По каждой теме. Причем в каждом последующем экзамене ты сдаешь все предыдущие темы, те, которые уже сдал на предыдущих экзаменах, плюс новые. Таким образом неоднократно повторяешь то, что уже сдал. Так знания оседают в памяти лучше, т.к. студент к каждому последующему экзамену повторяет всё пройденное. Откладывается в памяти на века!
Я учился с французами, общался с ними на французском языке. Никаких поблажек к иностранцам в университете нет, преподаватели относились ко всем одинаково строго.
– Вы познакомились с традициями французов?
– Я жил на юге города, но бурная студенческая жизнь была в его центре. Так как проезд там очень дорогой, то я в большинстве случаев ходил пешком. Дополнительно посещал курсы французского языка. постарался впитывать всю их культуру. Посетил Лион, Гренобль, прыгал с парашютом (национальный вид спорта). Французский друг научил меня летать на параплане. Центр международных отношений Франции организовал встречу семей французов с иностранными студентами. Местные показывали, как живут, угощали национальной кухней (кстати, блюда очень простые), рассказывали о себе. Молодежь там очень рано отпочковывается от родительской семьи. Снимают квартиры. Если кто-то в 19 лет живет с родителями, на него уже смотрят: «а что с ним не так?».
Мне очень повезло – на Рождество я был во французской семье, отведал средиземноморской кухни и сыра, который считается национальным блюдом, и его нужно было по традиции съесть обязательно. На праздник там дарят друг другу подарки, которые всегда очень красиво, с любовью упаковывают.
Возможно, на четвертом курсе или в магистратуре я еще раз поеду во Францию. Хотелось бы реализовать свои знания языков и еще раз встретиться с французскими друзьями!
Беседовала Инесса Ким
Дважды стипендиат Президентского гранта
Дмитрий Муравьев, аспирант 3 года обучения кафедры промышленного транспорта, выиграл Президентский грант на обучение за рубежом и в течение четырех месяцев стажировался в Чалмерском университете технологий, Гётеборг (Швеция). У Дмитрия уже есть опыт участия в открытом конкурсе на стипендию Президента РФ на обучение за рубежом – в 2014 году он уже выигрывал подобный грант и четыре месяца обучался в Харбинском политехническом университете (Китай).– Как Вы стали победителем Президентского гранта во второй раз?
– После того, как я возвратился из Китая, мой научный руководитель А.Н. Рахмангулов предложил повторно участвовать в конкурсе на Президентский грант. Я выслал более 40 писем в международные вузы с моими резюме, научными разработками, однако ответов пришло совсем немного. К слову сказать, абсолютно каждый студент российского вуза, в том числе и МГТУ, вправе подать заявку на участие в конкурсе на стипендию Президента РФ и победить.
Целью поездки был сбор материала для диссертационной работы. В течение обучения был выполнен анализ функционирования грузовых терминалов класса «сухой» порт, ориентированных на усиление перерабатывающей способности крупных морских портов в Европе, определены особенности и тенденции развития интермодальных перевозок в Северной Европе. Также была скорректирована разработанная ранее система параметров «сухих» портов, которую рекомендовано использовать для оценки сценариев развития морской портовой инфраструктуры на этапе стратегического планирования.
По результатам диссертационной работы я организовал семинар и пригласил принять в нем участие профессоров как из Чалмерского университета, так и их других вузов Гётеборга, чтобы получить полезную критику по моей работе. Было много вопросов, которые впоследствии я учел в написании диссертации.
– Почему Вы выбрали именно этот вуз?
– Моим иностранным научным руководителем была итальянка Виолетта Росо, начальник отдела аспирантуры кафедры управления технологиями и экономики отделения логистики и перевозок Чалмерского университета технологий, которая является основателем концепции создания «сухих» портов, и, собственно, поэтому для меня было большой честью приехать именно в этот университет. Благодаря поддержке Минобрнауки РФ у меня была стипендия, которая покрывала все мои расходы по пребыванию в Швеции и трансферу.
–- Расскажите, пожалуйста, о Чалмерском университете технологий.
– Прежде всего меня ошеломил уровень организации рабочего процесса преподавателей: каждому из них выдается мобильный телефон, ноутбук самой последней модели. Поразила география участия в конференциях. Ученые, работающие на кафедре, ЕЖЕМЕСЯЧНО посещали конференции в США и Великобритании. Когда я приезжал, половина кафедры, например, была в Кембридже. Люди там не сидят на месте, а постоянно ездят по всему миру, общаются, активно развивают себя как ученые. Изумил уровень финансирования, который и позволяет ученым принимать участие в форумах по всему миру и вести активную научную деятельность.
Сам вуз от МГТУ ничем особо не отличается, по крайней мере, тем, что я видел в своем кампусе.
Гётеборг, второй по величине город Швеции, популярный культурный и спортивный центр страны, впечатлил своей красотой. Он стоит на побережье Северного моря, а внутри города протекает канал. Население его интернационально: со всего мира работают, учатся люди из самых разных стран мира. Уровень зарплат очень высок, что и притягивает народ.
Поразило количество музеев, которые находятся в очаровательном центре города неподалеку друг от друга.
– Какие у Вас планы на будущее?
– В дальнейшем буду защищать диссертацию, в работе над которой помогли поездки в Китай и Швецию.
Хочу выразить огромную благодарность своему научному руководителю А.Н. Рахмангулову за то, что он вложил в меня много знаний, умений, души, а также моим коллегам с кафедры промышленного транспорта, которые поддерживали меня во всех моих начинаниях. Особо хочется отметить четкую слаженную работу управления по международной деятельности под руководством А.Г. Корчунова.
Беседовала Инесса Ким
Листая старые страницы
Этот год для нашей корпоративной газеты «Денница» особенный – в декабре исполнится 60 лет со дня выхода в свет ее первого номера!Это было в далеком уже 1956 году и, конечно, по инициативе, прежде всего, студенчества. Молодежь она всегда одинаковая – энергичная, полная новых смелых идей, отчаянная и скорая на их реализацию. Ведь даже появление в Магнитке технического вуза тоже стало возможным благодаря неуемному напору, горячему желанию молодежи, которая уломала тех, от кого все зависело, организовать институт. Так и с газетой. Сколько ходоков было к тогдашнему ректору Николаю Ефимовичу Скороходову по этому поводу! Да он и сам принадлежал к той замечательной плеяде руководителей, которые не теряют с годами молодого задора, смелости в принятии неожиданных решений. Вскоре уже трудно было понять – молодежь предложила открыть газету или ректор сам заронил в их головы такую идею. Так или иначе, но 15 декабря 1956 года вышел первый номер институтской многотиражки с названием «За кадры». На первой полосе студенты группы МЧ-53-2 Чайко и Лапин от имени всех своих товарищей рассказывали, какой они хотят видеть свое детище: «С радостью мы встречаем первый номер нашей многотиражной газеты «За кадры», которая должна сыграть огромную роль в жизни всего коллектива института. Мы хотели бы, чтобы газета полнее отражала действительное положение дел в институте…Со всей остротой газета должна вскрывать недостатки всей работы института,… ярко показывать работу лучших студентов, преподавателей, сотрудников,…чтобы газета писала больше об отдельном человеке, о его работе, учебе, а не «вообще» о группе, курсе, факультете…Мы же, читатели, весь коллектив института, должны принимать живое участие в нашей газете…»
Листая пожелтевшие страницы номеров газеты тех лет, видишь, что она действительно стала тем, чем хотели студенты – действенным инструментом организации правильной, здоровой жизни вуза.
В рубрике «Листая старые страницы» мы будем публиковать материалы нашей с вами газеты прежних лет, чтобы почувствовать дух того времени, увидеть, какими были студенты и преподаватели тогда. Итак, давайте, словно на машине времени, переместимся сегодня в шестидесятые годы прошлого столетия.
Объявление о конкурсе
1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:
- доцентов кафедр: машин и технологий обработки давлением (институт металлургии, машиностроения и материалообработки, направление «Машиностроение»); химии (факультет стандартизации, химии и биотехнологии).
2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору:
- профессора кафедры дизайна (институт строительства, архитектуры и искусства, направление «Дизайн и изобразительные искусства»); старшего преподавателя кафедры разработки месторождений полезных ископаемых (институт горного дела и транспорта).
Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «Положении по виду деятельности» (СМК-ПВД-20-15).
Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВПО «МГТУ» в разделе «Информация для научно-педагогических работников». Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, ФГБОУ ВПО «МГТУ».
«Денница» от 12 февраля 2016 г.