Студентам – о коррупции
Будущие юристы – первокурсники – студенты гр. ЭЮб-23, которые получают знания в институте экономики и управления МГТУ им. Г.И. Носова, в канун Нового года, 26 декабря 2023, прослушали замечательную лекцию под названием «О некоторых основных аспектах ответственности за коррупционные правонарушения (практика правоприменения)», которую подготовил для них специалист по антикоррупционной деятельности вуза Сергей Николаевич КОНЬКОВ.
После ознакомления слушателей с понятием «коррупция», её проявлениями и причинами, а также с законом «О противодействии коррупции», специалист рассказал об уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, которую несут граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, занимающие самое разное положение на социальном и должностном уровнях, за совершение коррупционных правонарушений.
В ходе лекции была приведена статистика по стране в области коррупционных преступлений. Поражают масштабы этого явления и размер убытков, принесённых стране.
Присутствовавшая на мероприятии преподаватель кафедры права и культурологии кандидат философских наук, доцент Елена Владимировна КАРПОВА отметила актуальность темы и тот факт, что в результате опроса студентов после лекции выяснилось, что все основные моменты, касающиеся ответственности за коррупционные правонарушения, ими усвоены. Студентам очень понравились примеры из судебной практики и практики прокурорского надзора, приведенные Сергеем Николаевичем, а также выдержки из интервью правоохранителей, которые помогли понять сложный материал и расширить кругозор будущих юристов в профессиональном и жизненном аспектах.
Так как считаем данную тему весьма актуальной, то, в рамках антикоррупционной деятельности, приводим некоторые тезисы лекции, предоставленные Сергеем Николаевичем Коньковым.
«О некоторых основных аспектах ответственности за коррупционные правонарушения (практика правоприменения)»
Базовый закон, на основе которого за 15 лет сформировано обширное антикоррупционное законодательство на федеральном, региональных и муниципальных уровнях – это Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ-273).
В ФЗ-273 установлены основные запреты, ограничения, обязанности (антикоррупционные стандарты) для различных категорий лиц, замещающих различные должности в соответствии с установленными перечнями.
В законе также говорится о том, что в целях противодействия коррупции законодательно могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.
В статье 13 закона констатируется, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 14 закона речь идет также об ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Приведён перечень должностных лиц, на которых распространяются антикоррупционные стандарты /требования (запреты, обязанности и ограничения) и даны краткие пояснения.
За время действия ФЗ-273 в нём произошли изменения 36 федеральными законами, а количество статей ФЗ-273 увеличилось с 14 до 29 и содержание некоторых из них изменилось. Дисциплинарная ответственность государственных муниципальных служащих (некоторые ключевые запреты, ограничения и обязанности служащих, нарушение которых влечет применение мер дисциплинарного воздействия)
Статья 7.1. ФЗ-273. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Цель введения этого запрета связана с тем, что имущество, в том числе финансовые активы лиц, занимающих определенные должности, находящееся за рубежом, может быть использовано в качестве средства шантажа и иного вмешательства при принятии лицом решения, способного оказать влияние на интересы государства и граждан.
В 2020 году этот запрет стал Конституционной нормой установленной к лицам, замещающим государственные должности и ряд иных должностей (в частности, ст. 77, 78, 81, 95, 97, 103, 110, 119, 129 Конституции РФ).
Пример
По результатам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры РФ, внесенного руководителю Федерального агентства связи, уволен в связи утратой доверия генеральный директор ФГУП «Российские сети вещания и оповещения», скрывший сведения о наличии у него в собственности объектов недвижимости в Соединенных Штатах Америки, а также иностранных счетов и финансовых обязательств по договору займа.
Статья 8. ФЗ-273. Обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей отдельных категорий государственных гражданских служащих, работников и иных граждан
Непредставление государственным гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных указанных сведений и на членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы.
Пример
Представление неполных/недостоверных сведений о банковских счетах
Ситуация: В справках за три года государственным служащим были представлены недостоверные сведения о банковских счетах. В частности, в справке за 2017 год:
– по счету был указан остаток в размере 511 787 руб., фактически остаток составил 1 055300 руб., не указано 543 513 руб.;
– не указаны 19 счетов, по которым остаток денежных средств составил 1 100 317 руб.;
– по счету указан остаток 60 879 руб., фактически остаток -219 004 руб., не указано 158 125 руб.
Итог: служащий был уволен в связи с утратой доверия.
Суд признал увольнение законным.
Статья 15. ФЗ-273. В соответствии с этой статьей ведется реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия сроком на 5 лет. Сведения об этом размещаются на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет".
Пример
Только за девять месяцев 2022 года по инициативе прокуроров по данному основанию уволено 340 чиновников, грубо нарушивших антикоррупционное законодательство, а за весь 2021 год – 582. Информация обо всех этих фактах в установленном порядке передана для включения в реестр.
Статья 8.1. ФЗ-273. Представление сведений о расходах (обязанность).
Правовым основанием отражать сведения о произведенных расходах в СПРАВКЕ о доходах за отчетный период является факт совершения в отчетном периоде лицом (декларантом), его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми сделки (сделок) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если сумма сделки (сделок) превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
При исполнении данной обязанности должностным лицом также в соответствующем разделе «справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» должны быть отражены сведения об источниках получения им, членами его семьи средств, за счет которых совершены эти сделки.
Пример. Представление сведений о расходах.
Государственный служащий в справке о доходах в разделе «Сведения о расходах» не отразил совершение сделок по приобретению в совместную собственность двухкомнатной квартиры стоимостью 4 131 200 руб., а также двух легковых автомобилей - за 510000 руб. и за 505 000 руб. Подтвержденный доход служащего совместно с супругой за три года, предшествовавших совершению сделок составил 2 161 656,43 руб.
В ходе осуществления контроля за расходами выявлены и многочисленные факты представления служащим неполных и недостоверных сведений: не отражены доходы от продажи доли в квартире и легковых автомобилей, не отражены несколько счетов, в том числе счет, открытый для погашения ипотечного кредита.
Итог. Служащий был уволен в связи с утратой доверия.
Суд признал увольнение законным.
Специальная антикоррупционная норма гражданско-правовой ответственности
Статья 235.2.8. ГК РФ гласит о том, что по решению суда допускается принудительное изъятие у собственника имущества (обращение в доход Российской Федерации), если по этому имуществу в установленном порядке (законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции ) не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.
ФЗ-230 от 03.12.2012 «О контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц их доходам» факты приобретения лицами, осуществляющими публичные функции, дорогостоящего имущества при отсутствии в необходимом объеме легальных доходов могут быть установлены прокурорами как из сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных должностным лицом в ходе декларационных кампаний, так и из материалов доследственных проверок, оперативно-розыскной деятельности и уголовных дел.
Поступление указанной информации является для органов прокуратуры основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами в пределах своей компетенции и в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации соответствующего имущества в отношении которого лицом, замещающим соответствующую должность, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.
Пример
Все наслышаны про дело «ставропольского гаишника» и «золотые унитазы» в его доме. Речь идет про бывшего начальника УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю А.Н. Сафонове. Так вот, в конце 2022 года судом был удовлетворен иск Генеральной прокуратуры РФ к нему, его родственникам и иным близким лицам. Среди обращенного судом в доход государства имущества – земельные участки, дорогостоящие дома, квартиры и иностранные автомобили премиального сегмента на общую сумму около 180 млн. рублей. При этом стоимость только пяти домовладений, принадлежность которых Сафонову подтверждена материалами прокурорской проверки, оценена на сумму порядка 100 млн. рублей. Но, как оказалось, это только вершина айсберга. По понятным причинам неплохо себя чувствовали и его подчиненные. К примеру, начальник одного из отделов возглавляемой Сафоновым инспекции не смог ответить на вопрос «откуда» по 21 объекту недвижимости, оформленному на него самого и его родственников. Закономерный итог не заставил себя долго ждать: по иску Генерального прокурора эти объекты были обращены в доход государства.
6 декабря 2023 в отношении Сафонова в суд было направлено уголовное дело. Он обвиняется по ч. 3 ст. 210 УК РФ (создание преступного сообщества лицом с использованием своего служебного положения), ч. 1 ст. 285 УК РФ (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстной заинтересованности), пп. «а», «в» чч. 5, 6 ст. 290 УК РФ (получение взяток в виде денег организованной группой в крупных и особо крупных размерах).
По версии следствия, Сафонов в 2012 году создал преступное сообщество, состоящее из подчиненных ему сотрудников и жителей Ставропольского края. В дальнейшем руководил им с целью получения денежных средств за обеспечение беспрепятственного проезда по территории региона грузовых автомобилей и непривлечение их владельцев к административной ответственности.
Для этих целей была разработана так называемая «система пропусков», которые водители грузовых автомобилей были вынуждены приобретать у участников преступного сообщества за деньги.
В период с 2012 г. по 2021 г. члены преступного сообщества получили более 21 млн. рублей, которые разделили между собой.
Уголовное дело направлено в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с ходатайством об изменении территориальной подсудности.
В отношении троих участников преступного сообщества уголовные дела уже рассматриваются в Черкесском городском суде Карачаево-Черкесской Республики. В отношении других членов преступного сообщества расследование продолжается.
Конфликт интересов и порядок его предотвращения и урегулирования
Статья 10. ФЗ-273. Конфликт интересов
1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Пример. Конфликт интересов
В интервью 9 декабря 2023 RT Генпрокурор России И.В Краснов привел классический случай конфликта интересов на службе.
В ходе личного приёма в Омске к нему обратился индивидуальный предприниматель с жалобой на действия главы администрации одного из муниципальных районов, который организовал проведение аукциона на право аренды земельного участка таким образом, что потенциальным арендаторам было затруднительно подавать заявки. В результате земля была сдана в аренду единственному участнику аукциона, который, как бы написали в фельетоне, по счастливой случайности оказался его давним приятелем (они вместе учились). После вмешательства договор аренды земельного участка был расторгнут, а глава районной администрации уволен с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
Статья 11 ФЗ-273. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов (обязанность).
1. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
2. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации
Пример
Государственный служащий разрешил по существу жалобу гражданина, являющегося его близким родственником.
В ходе проверки установлено, что госслужащий знал, что жалоба направлена лицом, состоящим с ним в отношениях близкого родства или свойства, и не исполнил обязанность, установленную антикоррупционным законодательством, по направлению уведомления о личной заинтересованности.
По итогам рассмотрения вопроса о несоблюдении госслужащим требований об урегулировании конфликта интересов с учетом отсутствия фактов злоупотребления полномочиями комиссией приняты следующие решения:
– установить, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;
– рекомендовать руководителю государственного органа применить к государственному служащему меру ответственности в виде выговора.
Решение представителя нанимателя: на государственного служащего наложено взыскание в виде выговора.
Пример
Из Интервью Генпрокурора России И.В. Краснова RT 09.12.2023:
– Нередки случаи, когда проверяемые лица, почуяв «запах жареного», стремятся уйти с работы «по собственному желанию» в надежде избежать увольнения с волчьим билетом.
Например, нам пришлось в судебном порядке «корректировать» волеизъявление одного из региональных министров образования и науки, который в ходе антикоррупционной проверки вдруг срочно решил завершить свою карьеру – казалось бы, успешную. Понятно, что истинной причиной явилось его стремление избежать ответственности за оказание преференций частному детскому саду, в котором учредителем был его отец, а генеральным директором и главным бухгалтером – сестра. В итоге суд согласился с нашими доводами и обязал главу региона расторгнуть трудовой договор по другому основанию – в связи с утратой доверия, что им и было сделано.
С июня текущего года попытки увернуться от антикоррупционной проверки утратили всякий смысл, поскольку в действующем законодательстве появилась норма, в соответствии с которой материалы незавершённой проверки в случае увольнения проверяемого лица передаются в органы прокуратуры. И мы, если придём к выводу о наличии признаков коррупционного правонарушения, имеем право обратиться в суд с требованием об изменении основания и формулировки увольнения или прекращения полномочий таких изворотливых чиновников.
Статья 13.5. ФЗ-273. Осуществление проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц (введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 258-ФЗ.
Пример
В Кабардино-Балкарской Республике прокурором выявлен конфликт интересов в действиях руководителя департамента дорожного хозяйства, сын которого осуществлял трудовую деятельность в подконтрольном ведомственном учреждении. Чиновник сбежал со службы.
Результат прокурорской проверки не заставил себя долго ждать. В суд было предъявлено исковое заявление об изменении основания и формулировки увольнения, в сентябре требования были удовлетворены в полном объёме, в октябре беглец уволен в связи с утратой доверия, а в ноябре – внесён в соответствующий реестр (реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Статья 15 ФЗ-273).
Административная ответственность за коррупционные правонарушения
Эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение к административной ответственности должностных и юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Достаточно распространены административные правонарушения, предусмотренные статьей 19.28 КоАП РФ Незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Этой нормой закона установлена ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица незаконного вознаграждения должностному лицу за совершение в интересах данного юридического лиц действия (бездействие), связанного с занимаемым служебным положением.
Пример. Органами прокуратуры Тюменской области установлено, что представитель Л., действующий по доверенности общества с ограниченной ответственностью, предлагал денежное вознаграждение в размере 21 млн. рублей заместителю директора регионального отделения крупного российского банка М. за принятие заведомо незаконного решения об одобрении заявки на получение кредита на сумму 350 млн. рублей. По данному факту в отношении юридического лица прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ. По результатам его рассмотрения судом ему назначено наказание в виде штрафа размере 100 млн. рублей.
За совершение указанных выше действий представитель Л. привлечена к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 291 УК РФ за приготовление к даче взятки должностному лицу в особо крупном размере.
В соответствии с требованиями федерального законодательства (п. 7.1 ч. 1 ст. 31, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) не допускается участие в государственных и муниципальных закупках тех юридических лиц, которые в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке были привлечены к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
В целях реализации данной нормы закона Генеральной прокуратурой РФ сформирован и ведется реестр таких юридических лиц, который находится в открытом доступе на сайте Генпрокуратуры РФ.
Из статистики по уголовной ответственности за коррупцию
Пример.
Из интервью Председателя Следственного комитета России А.И. Бастрыкина информационному агентству "РИА Новости" 09.12.2022 года:
– Следственный комитет совместно с другими правоохранительными органами ведет системную работу по выявлению и расследованию коррупционных преступлений <…> Что касается наших результатов, то за 10 месяцев этого года в суды направлено 8 796 уголовных дел о преступлениях данной категории – это на 10% больше, чем годом ранее (8 011). В рамках этих дел расследовано 23 тысячи преступлений коррупционной направленности, что на 17% больше того же периода прошлого года.
По материалам, собранным следователями, привлечено к уголовной ответственности 60 должностных лиц, совершивших коррупционные преступления в оборонно-промышленном комплексе и 250 – в сфере госконтрактов и госзакупок, в том числе 27 – при реализации государственного оборонного заказа.
Всего же, начиная с 2011 года, перед судом предстали около 72 тысячи различных должностных лиц по делам, которые расследовали сотрудники Следственного комитета Российской Федерации. Сумма ущерба по данным делам составила около 220 миллиардов рублей, а благодаря принятым мерам удалось возместить 48 миллиардов рублей. Кроме того, наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 148 миллиардов рублей.
Пример.
Из интервью Председателя Следственного комитета России А.И Бастрыкина ТАСС 8 декабря 2023 года:
– К уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности привлечено 336 лиц (+2% по сравнению с таким же периодом прошлого года), обладающих особым правовым статусом. Среди них 174 должностных лица органов местного самоуправления, 9 депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, 1 депутат Государственной думы, 47 адвокатов, 51 член избирательных комиссий, 36 руководителей следственных подразделений и следователей правоохранительных органов, 10 прокуроров и их помощников, 6 судей.
Инна Ким, газета «Университет Магнитки»